Методическая разработка к уроку черчения по теме "Аксонометрическая проекция"
план-конспект урока (7 класс) на тему

Оненко Лариса Алексеевна

Конспект урока "Аксонометрическая проекция и линейный рисунок куба"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа № 432 Колпинского района Санкт-Петербурга

Тема урока «Аксонометрическая проекция

и линейный рисунок куба»

Урок по  предмету «Черчение» в 7 классе

Учитель черчения: Оненко Лариса Алексеевна

Тема урока. Аксонометрическая проекция и линейный рисунок куба

Цель: развитие познавательного интереса учащихся.

Задачи:

● способствовать развитию умений учащихся самостоятельно мыслить, находить и решать проблему, привлекая для этого знания из разных областей  

● способствовать формированию творческих способностей и компетенций – применение в практической  деятельности знаний и умений

● осмысление результатов обучения на основе самоанализа

Этап

Сюжет

Приём

Какую сторону рассматриваем

Выводы

1.Формирование задачи, мотивирующей творческую деятельность каждого учащегося.

Чему отдать предпочтение – рисунку, фотографии, или чертежу?

Актуализация личностного опыта на основе анализа рассматриваемых объектов 

Рациональный выбор графического изображения предмета

Выбор зависит от того, что мы хотим получить и от поставленной задачи

2. Анализ информации по задаче. Освоение нового материала.

Что надо знать, чтобы выполнить задачу

Стимуляция учащихся к постановке вопросов с осуществлением  дальнейшего индивидуально-коллективного поиска и нахождения оптимального количества решений. Линия горизонта. Перспектива. Пропорции. Геометрические тела. На основе презентации

Влияние этих понятий на качество изображаемых предметов

Знания необходимы на выбор выполнения изображения предмета с помощью чертежа, рисунка или фотографии

3. Интеграция деятельности каждого учащегося с деятельностью группы в соотнесении с самооценкой и  самокоррекцией.

 

Чертёж куба

Обращение к образу куба.

Построение осей в изометрической проекции. Построение куба в изометрической проекции

Особенности графического изображения куба в изометрии

Переднее и заднее ребро куба совпадают, утрачена наглядность изображаемого предмета

4. Выход учащихся на новый уровень понимания задачи на основе усваиваемых научных понятий и интеграция результатов диалогового взаимодействия.

Рисунок куба

Обращение к образу куба с использованием различных выразительных средств.

Закон перспективы. Понятие пропорции

Наглядное изображение куба с передачей объёма с помощью толщины линии и тона

На линейном рисунке объём предмета можно передать с помощью перспективного сокращения и толщины линий

5. Осмысление результатов обучения на основе самоанализа

Обращение к чувственной сфере личности. Социализация (афиширование, предъявление группового продукта)

Овладение приёмами изображения куба

Полученные знания позволяют рационально использовать приемы изображения предмета в зависимости от поставленной задачи

Педагогический результат:

Формируются профессиональные качества обучающихся. Практическая реализация внутрипредметных и межпредметных связей.

Оснащение урока

Авторская презентация  «Аксонометрическая проекция и линейный рисунок куба». Интерактивная доска, мультимедийный проектор

Наглядные пособия: геометрические тела (куб, параллелепипед, конус, цилиндр, шар, пирамида)

Бумага для черчения и рисования (формат А4)

Инструменты: карандаш, линейка, циркуль, резинка.

Раздаточный материал: модель куба каждому учащемуся, карточка с построением аксонометрических осей в изометрии.

 Дидактический материал к уроку

       1. Этап.

При рассмотрении любого предмета возникает зрительное восприятие, на основе которого можно судить об объёме предмета, т. е. длине, ширине и высоте. Наблюдаемые предметы можно изобразить различными способами в виде рисунка, фотографии и чертежа. При рассматривании фотографии или рисунка предмета возникает зрительный образ сходный с предметом, рассматриваемым в натуре. Однако рисунок и фотография дают лишь условное представление об объёме и не дают представления о внутреннем устройстве и действительных размерах изображаемого предмета. В России, например, по рисункам были воздвигнуты новгородские и московские храмы, старинные дворцы, знаменитый своей архитектурой Софийский собор в г. Киеве многие другие замечательные памятники старины (слайд 2). 

Развитие техники вызвало необходимость совершенствовать методы и способы графических изображений. На место рисунка пришёл чертёж  (слайд 3). 

Возникает вопрос какому виду изображения предметов отдать предпочтение – рисунку, фотографии  или чертежу? С помощью рисунка и чертежа мы можем изобразить графически свой замысел. Фотография же даёт изображение только существующего предмета.

Мы с вами рассмотрим два варианта изображения предметов – с помощью рисунка и чертежа и увидим, как эти виды дополняют друг друга и используются в технике и живописи.

В основе всех видов изобразительного искусства, в том числе и графики, лежит рисунок.

Под рисунком понимается изображение предметов от руки, без помощи чертёжных инструментов так, как их воспринимает наш глаз. Рисунок представляет собой графический образ натуры.

Чтобы правильно передать форму предмета на плоскости листа, надо научиться определять пропорции, надо знать законы перспективы и светотени, необходимо уяснить его конструкцию (строение), владеть техническими приёмами рисования.

2. Этап.

Разберём, что такое линейная перспектива (слайд 4 -65).

Что происходит с объектом наблюдения при его удалении от наблюдателя? Объект уменьшается в размере и может полностью исчезнуть из поля зрения наблюдателя (уйти за горизонт).

Линия горизонта – это линия пересечения плоскости горизонта с воображаемой вертикальной плоскостью, находящейся перед нами и называемой картинной плоскостью.

Горизонтальные линии, расположенные ниже горизонта, при удалении в глубину поднимаются вверх, а горизонтальные линии, расположенные выше горизонта, - опускаются вниз. Только вертикальные линии не изменят на изображении своего направления.

Линия горизонта находится на уровне глаз.

При рисовании  предметов объёмной формы применяют законы и правила линейной перспективы. Перспективное построение предметов в рисунке выполняется на глаз от руки путём наблюдения натуры.

Отношение  пропорций (слайд 7 -8)         

Пропорции – это отношение размеров.

Все предметы имеют свою характерную форму, определяемую пропорциями и строением.

Если пропорции предметов (отношения их размеров) на бумаге переданы правильно, то есть пропорционально натуральным, зритель узнает на рисунке изображённые объекты. Узнает потому, что в памяти уже отложился именно этот характер пропорций того или иного предмета или объекта.

Выдержать пропорции в рисунке – значит передать соотношение величины всех частей к целому в пределах выбранного масштаба изображения. Только в этом случае изображение получится правдивым.

Первым шагом в освоении приёмов изображения объёмных предметов является рисование простейших геометрических тел.

Геометрические тела лежат в основе многих предметов, в них хорошо заметны все перспективные изменения (слайд 9 -12). 

Это интересно знать

Названия геометрических тел первоначально были названиями конкретных предметов, имеющих форму, более или менее близкую к форме данного тела. Так слово «цилиндр» означало валик, каток. Слово  «конус» - сосновая шишка. Слово «призма» - опиленная (имеется ввиду опиленное бревно). «Пирамида» происходит от слова «пюрамис», которыми греки называли египетские пирамиды. «Шар» ограничен поверхностью, которая называется сферой, от греческого слова «сфейра» - мяч.

3. Этап  

Построение осей в изометрической проекции.

Построение изометрической проекции куба (приложение 1)

Это интересно знать

Слово «аксонометрия» состоит из двух слов «аксон» по – гречески – ось, а «метрео» - измеряю. В целом слово «аксонометрия» означает «измерение по осям».

4. Этап

По использованию изобразительных средств рисунки бывают линейными  и тоновыми.

Рисунок, выполненный одними линиями, называется линейным. Для усиления визуального объёма предмета на линейном рисунке используют не только перспективное сокращение, но и толщину линий. (слайд 10).

Рисунок, на котором переданы светотеневые градации, называется тоновым (слайд 5,8,9,11,12).

На слайде 13 показаны три вида наглядного изображения предмета.  

5. Этап

Практическая работа.

Чертим аксонометрическую проекцию и рисуем линейный рисунок куба.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая разработка открытого урока по черчению. «Проекции геометрических тел».

Комбинированный урок с применением электронных ресурсов для более эффективной наглядности. Цель: Научить школьников построению чертежей, проекций основных геометрических тел в системе прямоуголь...

методическая разработка открытого урока по черчению в 8 классе по теме: «Проекции геометрических тел».

В процессе обучения черчению главной задачей является формирование и развитие пространственных представлений, без которых невозможно научить учащихся читать и выполнять чертежи. Для успешного решения ...

Методическая разработка "Тест по черчению в 8 классе"

Методическая  разработка  "Тест по черчению в 8 классе"...

Методическая разработка "Головоломки по черчению своими руками"

Во всякой сознательной трудовой деятельности человеку нужны знания, сообразительность, находчивость, т.е. то, что в народе метко определяется одним словом «смекалка». Смекалку можно развить сист...

Методическая разработка интегрированного урока (черчение-технология)

Данную разработку интеграции (черчение-технология) можно использовать в 8 классе в сотрудничестве с учителем технологии....

методическая разработка серии уроков: «Профессионально-направленный курс» английского языка для специальности: 21.02.01. «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений».

laquo;Профессионально-направленный курс» английского языка для специальности: 21.02.01.   «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений».  Дисципли...