Главные вкладки

    Выступление на методическом объединении. Развитие описательно – повествовательной речи учащихся 5-6 классов II отделения школы для слабослышащих и позднооглохших детей на уроках развития речи.
    материал (5, 6 класс) на тему

    Дорофеева Людмила Михайловна

    Выступление на методическом объединении.

    Развитие описательно – повествовательной речи учащихся 5-6 классов  II отделения школы для слабослышащих  и позднооглохших детей на уроках развития речи.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Развитие описательно – повествовательной речи учащихся 5-6 классов  II отделения школы для слабослышащих  и позднооглохших детей на уроках развития речи.

      В специальном (коррекционном) образовательном учреждении большое значение придаётся развитию коммуникативной функции речи, так как это является залогом успешного формирования социально активной личности.

             Уроки развития речи дают возможность учителю работать над выполнением этой задачи. Они направлены на формирование разговорно-обиходной и описательно-повествовательной речи.

         Содержание работы по развитию речи складывается из обучения нормам литературного языка, работы по обогащению словаря и грамматического строя и развития из связной речи. Проведение таких уроков обусловлено особенностями речевого развития слабослышащих: ограниченным запасом слов, своеобразным его использованием, отсутствием точных грамматических связей между словами и предложениями.

         Описание, повествование, рассуждение – понятия не новые для школы. В методике их употребляют как синонимы жанра школьного сочинения  (сочинение-описание, сочинение-повествование, сочинение-рассуждение).

      Приступая к знакомству с основными типами речи, важно раскрыть мысль о том, что наши высказывания связаны с окружающей действительностью. Вокруг нас множество различных предметов и явлений. Они имеют свои признаки, совершают действия. Мы всё это видим, оцениваем, объясняем.

       Непосредственное знакомство с повествованием, описанием, рассуждением можно проводить в той последовательности, какая дана в учебнике. В школьном учебнике этот материал изучается в таком порядке: сначала изучается повествование, затем описание и рассуждение (это п.55, 59, 89)

       С повествованием мы знакомим учащихся  на основе анализа отрывка из рассказа  К. Паустовского «Музыкальная шкатулка» (п.55, упр.282, стр.129). После чтения текста учащимся предлагается прочитать предложения с выделенными  глаголами. Так выясняется последовательность событий, о которых повествуется в тексте.  По этому тексту  учащиеся пишут изложение. Для того чтобы ученики полностью овладели этим типом речи, для изложений подбираются соответствующие тексты, а затем предлагается написать сочинение на тему «Как я провёл выходной день». Учитель объясняет, что в сочинении учащиеся должны рассказать о действиях, которые им придётся совершить в течение дня, и предупреждает  о возникновении возможных ошибок при использовании слов, подчёркивающих последовательность действий (потом, затем). Учащиеся должны записать слова и выражения, обозначающие время: сначала, затем, потом, после этого, позже, через некоторое время, позднее, дальше, тогда  и другие.

      Наши учащиеся часто допускают в повествовании ошибки в использовании различных глагольных форм. Учитель предлагает  упражнения, в которых учащиеся должны найти и исправить  такие ошибки. Для этого нужно изменить вид или время глагола. Например:

    1.Мама собирает ягоды малины, а потом из них сварила варенье.

    2.Из–под камней выбегали зелёные ящерицы, они мигают сонными глазками.

    3.В зоопарке я видела медведей. Один из них плавал в бассейне, а другой выпрашивает еду.

           Работу над описанием предмета как типом речи можно начать с беседы о том, в каких жизненных ситуациях нам приходится писать и слышать подобные тексты. При описании предмета у учащихся бывают неточности. Одни не умеют рассматривать предмет, другие не умеют выделять те детали,  из описания которых складывается общая картина, третьи не умеют выбирать соответствующие средства языка. Задача учителя состоит в том, чтобы помочь учащимся преодолеть эти трудности.

       Перед сочинениями – описаниями сначала нужно провести изложение и обратить внимание учащихся на яркое, образное описание, данное писателем, учиться у них этому умению. Своим учащимся для такого изложения я предлагаю рассказ «Встреча со змеёй» из сборника текстов для изложений Л.А. Виноградовой и А.Н. Горчак. Там дано такое описание змеи:

    « У большого пня лежала змея.  Вдруг она зло зашипела и стала  быстро-быстро разворачивать  длинное чешуйчатое тело. Сплюснутая головка медленно закачалась в воздухе. В раскрытой пасти были видны острые, как иглы, зубы. Маленькие агатовые крупинки глаз ярко сверкали.» (Конспект урок по развитию речи в 5 классе II отделения по теме: «Изложение «Встреча со змеёй» прилагается.)

       На уроках развития речи я стараюсь соблюдать принцип от простого к сложному, поэтому на следующем уроке предлагаю текст для изложения, где учащиеся должны сами ввести описание ёжика в рассказ « Где ёжик?». И только после такой проделанной работы учащиеся пишут сочинение-описание.

         В 5-6 классах II отделения учащиеся пишут много изложений и сочинений – описаний (« Моя любимая игрушка», «Моё любимое животное», «Мой любимый уголок природы» и др.)

       Много сочинений – описаний учащиеся пишут по картинам художников: «Летом» А. Пластова, «Сирень в корзине» П. Кончаловского, «Февральская лазурь» И Грабаря и другие.

          Трудности вызывает у учащихся описание интерьера. Затрудняет как выбор деталей общей картины, так и подбор языковых средств. Распространёнными ошибками являются следующие: неоправданный подбор слова при обозначении места (около, рядом), указание на наличие предмета (стоит, находится). Учитель предлагает учащимся те слова, которые помогут описать место и избежать ошибок. Это могут быть такие слова и сочетания слов: близко, недалеко, невдалеке, поблизости, вблизи, возле, справа, около, дальше, в нескольких шагах, тут же  и другие.

       Формируя речевую деятельность учащихся, важно помнить, что в реальных текстах типы речи вступают в разнообразные взаимодействия. Иногда они присоединяются  друг к другу, иногда проникают  друг  в друга.

       Как бы ни были разнообразны виды работ по развитию речи, как бы ни были далеки друг от друга по темам эти уроки, они объединяются решением общих задач: обогащением словаря, тренировкой в развитии речи,  приобретения новых  знаний и расширения имеющихся.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие технологического мышления учащихся на уроках технологии с помощью опорных конспектов. (выступление с методического объединения)

    Данный материал является выступлением  с школьного методического объединения учителей .Тема  выступления "Развитие  технологического  мышления  учащихся  на уроках...

    выступление на методическом объединении "Дидактические основы развития одарённости учащихся"

    Дидактические основы развития одаренности учащихся.         Вполне очевидно, что важнейшей проблемой прогресса общества  является сохранение и развитие ода...

    Доклад-выступление на методическом объединении на тему: "Кризисы развития детей школьного возраста"

    Поступление в школу ведет к кардинальному изменению в системе социальных отношений и деятельности ребенка и совпадает с периодом второго физиологического кризиса приходящегося на возраст 7 лет. В орга...

    Выступление на методическом объединение "Развитие проектной деятельности на уроках математики"

    Выступление на методическом объединение "Развитие проектной деятельности на уроках математики"...

    Выступление на методическом объединении учителей математики по теме: «Особенности познавательной деятельности обучающихся основной школы с легкой степенью умственной отсталости».

    Выступление на методическом объединении учителей математики по теме: «Особенности познавательной деятельности обучающихся основной школы с легкой степенью умственной отсталости»....