Профилактика трудностей в обучении чтению
консультация на тему

Боякова Виктория Николаевна

Причины трудности при чтении.Формы и методы работы при дислексии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Советы учителю36 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика трудностей в обучении чтению

Основные направления педагогической поддержки.

 Чтение в начальной школе является средством получения знаний. Именно поэтому для ребенка весьма важно преодоление трудностей в чтении.

 Чтение – сложный процесс, в котором участвуют различные анализаторы: зрительный, речедвигательный и речеслуховой. Оно начинается со зрительного восприятия и узнавания букв, соотнесения их с соответствующими звуками. Далее осуществляется воспроизведение звукопроизносительного образа слова и его прочитывание. Наконец, через соотнесение звуковой формы слова с его значением происходит понимание читаемого. Таким образом, можно условно выделить две стороны чтения: техническую (сопоставление зрительного образа написанного слова с его произношением) и смысловую.

                                Ступени формирования навыка чтения.

     При овладении звуко-буквенными обозначениями важную роль играет развитие у ребенка зрительной и слуховой памяти. Чем лучше зрительное запоминание, тем быстрее школьник научится узнавать буквы, чем лучше слуховое запоминание, тем быстрее он научится соотносить буквенное изображение со звуковым выражением.

      На этапе послогового  чтения существенное значение имеет развитие у ребенка аналитических и синтетических способностей (анализ и синтез мышления).

     Для становления синтетических приемов чтения от ребенка требуется развитие таких психических процессов и функций, как анализ, синтез, оперативная память, устойчивость, переключение внимания, увеличение поля зрения, общая эрудиция и свободная речь.

     На этапе синтетического чтения ребенок может читать целыми словами с увеличением скорости, понимая смысл прочитанных слов и предложений.

                                        Причины трудности при чтении.

В приложении  представлен список наблюдаемых трудностей при чтении и причин, их вызывающих. Приведенный список подтверждает необходимость учета индивидуальных особенностей развития ребенка для эффективной организации учебного процесса. Он показывает, что затруднения в процессе обучения чтению могут быть связаны с функциональным развитием ученика, но и в значительной степени могут определяться неадекватными требованиями, несоответствием технологий и методик обучения возрастным и функциональным возможностям детей.

Группы ошибок при дислексии.

 Выделяют следующие группы ошибок при чтении, характерные при дислексии: замену и смешение букв, чаще всего фонетически близких звуков, а также замену графически сходных букв

(девочка – “тевочка”; холод – “жолод”); побуквенное чтение (Р, А, М, А), нарушение слияния звуков в слоги и слова; искажение звукослоговой структуры слова, которое проявляется в пропусках согласных при стечении, согласных и гласных при отсутствии стечения, добавлениях, перестановках звуков и др. (скамейка -“камейка”; чулан -“чунал”); нарушение понимания прочитанного, которое может проявиться и на уровне отдельного слова, и на уровне предложения и текста; аграмматизмы при чтении (“голубой ведро”,”ночь пришел”); замену слов при чтении (захлестнула – «захлопнула»).

     Особенно часто предрасположенность к дислексии встречается у детей с речевыми отклонениями. Нарушение чтения нередко является вторичным нарушением устной речи, и поэтому основная задача логопеда в школе заключается в раннем выявлении нарушений речи и преодолении их. Чем раньше начинается коррекция речевых нарушений у учащихся, тем выше ее результативность. Профилактика еще более эффективная мера, позволяющая предупредить появление ошибок при чтении.

Формы и методы работы.

 Главная задача:

Закрепить связи между видимым слогом и его произнесением. Став знакомыми, слоги уже легко объединяются в слова, которые становятся узнаваемыми.

1.     «Цепочки слогов» В заданиях ребенку предлагается произносить слоги парами, группами, произносить слоги на мотив известной или выбранной ребенком песни.

2.     «Таблицы слогов» В заданиях требуется найти и показать в таблице слог, названный взрослым. Таблицы имеют три уровня сложности с учетом количества в них слогов 9, 16, 25. Задания предполагают фиксацию времени, потраченного ребенком на поиск слогов каждой таблицы. Работа с таблицами – один из самых эффективных видов работы. При этом он и самый сложный для ребенка. Во время тренировки слоги каждой таблицы плавно читаются в разных направлениях: по строчкам, по столбикам, по спирали.

3.     «Конструктор слогов» Задания включают добавление последнего слога к началу названного слова, быстрое нахождение и показ слога в таблице, нахождение  и последовательный показ всех слогов названного слова, плавное произнесение ребенком слогов, показываемых взрослым, и узнавание слова.

4.     «От слога к слову» Эта группа состоит из таких заданий, как узнавание слова по описанию, нахождение, показ и его произнесение, чтение слов, объединенных в группы с учетом их ритмичной структуры, чтение рядов или группы слов с последующим их называнием по памяти.

5.     «Читаю я – читаешь ты» Это задание направлено на создание положительного эмоционального настроя перед занятием, на тренировку зрительного и пространственного восприятия и памяти (выкладывание букв, слогов, слов)

СОВЕТЫ УЧИТЕЛЮ

  • СОЗДАВАЙТЕ в классе благоприятный психологический климат;
  • НЕ РАЗДРАЖАЙТЕСЬ, будьте терпеливы и настойчивы;
  • Требуя, УЧИТЫВАЙТЕ реальные возможности ученика;
  • КАЖДОМУ УЧЕНИКУ - ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД, дозированный темп и объем работы;
  • УЧИТЫВАЙТЕ зоны ближайшего развития, постепенно увеличивайте и усложняйте нагрузку.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудности при обучении чтению на английском языке и способы их преодоления

В данной работе рассматриваются возможные трудности при обучении чтению на английском языке на начальном этапе и приводится ряд приемов по их устранению. Рассмотрение данной проблеиы происходит на баз...

Работа с учащимися, испытывающими трудности при обучении чтению.

Выступление на методическом оъединении учителей начальных классов школы 8 вида: "Работа с учащимися, испытывающими трудности при обучении чтению"  ....

Профилактика трудностей в обучении чтению

Предложенные упражнения помогают увеличить скорость и улучшить качество чтения учащихся, кроме того, в процессе занятий у ребенка повышается концентрация внимания....

"Развитие словаря дошкольников, в плане профилактики трудностей школьного обучения"

Презентация для методического объединения воспитателей...

Профилактика трудностей при обучении чтению.

Существует несколько основных причин нарушения навыка чтения у детей. Во-первых, слабое развитие у учащихся функции самоконтроля. Ребенок не умеет самостоятельно сопоставлять резул...

"Профилактика трудностей в обучении чтению"

Причины нарушения навыка чтения у детей...