ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ НА УРОКАХ СБО
статья на тему

Синькова Ольга Анатольевна
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ НА УРОКАХ СБО
Синькова Ольга Анатольевна
Учитель ГКОУ г. Москвы «Школа № 2124 «Центр развития и коррекции»
 
Статья к сборнику "Инновации в специальном обучении: прикладные вопросы" Москва 2017

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sinkovoy_o.a._gkou_shkola_2124.docx26.11 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ                     НА УРОКАХ СБО

Синькова Ольга Анатольевна

Учитель ГКОУ г. Москвы «Школа № 2124 «Центр развития и коррекции»

E-mail: avelus13@gmail.com

Предмет СБО - "Социально-бытовая ориентировка" изучается в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида, в которых обучаются дети, имеющие интеллектуальные проблемы в развитии. Главная цель уроков СБО - подготовить учащихся к будущей самостоятельной жизни. Такие дети испытывают большие трудности в социальной адаптации, в силу неполноценности их познавательной деятельности, обусловленной психическим недоразвитием.

Роль уроков СБО в процессе обучения и воспитания выпускников коррекционных школ незаменима, так как здесь формируются знания, практические умения и навыки о бытовой и социальной сторонах жизни: личная гигиена, уход за одеждой, обувью, своим жилищем, приготовления пищи, умение пользоваться услугами различных учреждений: торговли, средств связи, медицины, общественного транспорта, службы быта и т.п., рационально распределять и вести бюджет семьи.

В учебной программе в специальных (коррекционных) школах предмет "Социально- бытовая ориентировка" появился с 1986г., но до сих пор нет ни учебников, ни рабочих тетрадей для учащихся по этому предмету. Вышло несколько пособий для учителя:

  1. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: Пособие для учителя/ Под. ред. А.М. Щербаковой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
  2. Гладкая В.В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: Методическое пособие. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003.
  3. Воронкова В.В., Казакова С.А. Социально- бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида: пособие для учителя. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006г.
  4. Львова С.А. Практический материал к урокам социально- бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида. Пособие для учителя. 5 - 9 классы. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005г.
  5. Хилько А.А. и др. Преподавание социально-бытовой ориентировки в специальных (коррекционных) образ. учрежд. VIII вида: Пособие для учителя. (Серия "Учителю коррекционной школы"). - СПб.: филиал издательства "Просвещение", 2006.- 223с.

Как видно по годам издания, только в последние несколько лет появились эти пособия, в которых лишь частично раскрыты некоторые темы данного предмета.

В условиях "голодания" методических разработок и учебников по СБО для данной категории учащихся с ОВЗ, учителя чаще всего изобретают "новый велосипед": используя эти 5 изданий и дополнительную литературу (учебные пособия, учебники, рабочие тетради для общеобразовательных школ по предметам "Технология", "ОБЖ", "Окружающий мир", различные энциклопедии и т.п.).

Из собственной практики могу сказать, что для успешного усвоения знаний и повышения интереса к обучению у детей, имеющих проблемы в развитии, можно и необходимо использовать в процессе обучения игры, практикумы, тесты, задания, конкурсы. Поэтому при изучении курса целесообразно часть учебного времени отводить активным формам.

Основная цель таких уроков - научить использовать имеющиеся знания, умения и навыки в новых обстоятельствах, научить распознавать, что именно из того, что знаешь, можно и нужно использовать в тех или иных жизненных ситуациях. Анализ, необходимость оценивания ситуаций, поиск ошибок не только закрепляют формируемые у детей представления и знания, но и развивают внимание, наблюдательность. Кроме того, анализ различных видов поведения в одной и той же ситуации позволяет развивать критичность мышления детей с интеллектуальной недостаточностью, создание ситуаций проблемных или нестандартных, их анализ и поиск решения требуют применения имеющихся знаний в новых ситуациях, что способствует гибкости мышления. Анализ же каждой ситуации - действий, отношений, высказываний детей - с точки зрения их влияния на настроение, здоровье людей, ощущения комфортности, удобства и т.п., способствует эмоционально-положительному отношению к уроку.

При использовании занимательных заданий для их эффективного воздействия на знания, умения и навыки учащихся стоит придерживаться некоторых методических рекомендаций:

  • занимательные задания можно применять на всех этапах обучения, на любом этапе урока - они могут использоваться при объяснении нового материала (переключение внимания), перед закреплением материала и т.д.;
  • занимательные задания можно подбирать и применять по каждой теме предмета;
  • должен быть последовательный переход от простых задач к сложным;
  • необходимо учитывать индивидуальные качества учащегося, подбирать варианты задач, головоломок различной степени сложности.

КРОССВОРДЫ НА УРОКАХ СБО

Составлять и предлагать кроссворды надо осмысленно, в определенной системе и последовательности, с учетом уровня знаний и умственного развития учащихся. Непосильная работа может оттолкнуть от этого занятия. Но если ученик смог осилить кроссворд, даже с помощью учителя, он испытает радость и удовлетворение, проявит желание решать более сложный. Решение кроссвордов развивает сообразительность, настойчивость, догадливость, умение анализировать и обобщать. Кроме того, это способствует более глубокому изучению русского языка – без знания правильного написания того или иного слова невозможно разгадать ни один кроссворд. Все это, в конечном счете, увеличивает запас слов, расширяет кругозор детей с ОВЗ.

РЕБУСЫ НА УРОКАХ СБО

Ребусы - загадочные рисунки, в которых слова и высказывания зашифрованы сочетаниями букв, цифр и других знаков, изображениями предметов домашнего обихода, животных, рыб, насекомых, деревьев, цветов, инструментов и т.д.

ЗАГАДКИ НА УРОКАХ СБО

Мой опыт показывает, что использование при обучении СБО загадок, включающих разнообразные термины и понятия, связанные с темами СБО, расширяет общий кругозор учащихся, способствует их умственному развитию, повышает интерес к учебе, помогает лучшему усвоению материала. Их можно использовать на разных этапах урока, например, после изучения нового материала на уроке загадки помогут закрепить различные термины и понятия.

Загадки можно использовать и при составлении кроссворда.

ФИЗМИНУТКИ НА УРОКАХ СБО

Физминутки представляют собой небольшой комплекс физических упражнений, которые проводятся на уроке как необходимый кратковременный отдых, смена деятельности после продолжительного сидения за партой. Перерыв необходим для отдыха органов зрения, слуха, мышц туловища и мелких мышц кистей.

ИГРЫ

Как сделать, чтобы учащиеся не только не потеряли интереса к предмету, но и сами бы стремились к получению новых знаний и умений? Выход может быть в использовании игровых форм. Подобные уроки дают прекрасные результаты.

Практика показала, что необходимо хорошо потрудиться, чтобы игровой урок был не только интересен, но и полезен учащимся. Он не должен быть единичным и случайным в учебно-воспитательном процессе.

Дидактические игры

В дидактических играх на занятиях по СБО могут использоваться натуральные предметы, игрушки, муляжи, модели, картинки (предметные и сюжетные), карточки, а также вербальный материал: слова, фразы, предъявленные в устном или письменном виде.

Игровые действия могут быть следующие:

  • манипуляции с предметами, игрушками, моделями, картинками, табличками со словами, фразами: подбор, выбор;
  • раскладывание по группам;
  • соотнесение предметов с изображениями, изображений с названиями;
  • узнавание на ощупь;
  • поиск и показ (например: предметов, изображений, слов);
  • хлопанье в ладоши, топанье ногой и прочее;
  • называние предметов, действий, признаков 

Сюжетно-ролевые игры

Роли выполняются самими детьми. В процессе этих игр происходит закрепление определенных представлений, знаний и умений, а часто и их совокупности по нескольким темам, освоение определенных социальных ролей (например: сына, пассажира, покупателя), накопление некоторого опыта социальных взаимоотношений.

Игровые  ситуации

В обучении умственно отсталых детей традиционно эффективно используется прием игровых ситуаций, связанных с какими-либо игровыми персонажами. Игровые персонажи могут быть взяты из книг, мультфильмов (например: Буратино, Незнайка, домовой Нафаня) либо придуманы педагогом или детьми. Игровые ситуации, связанные с этими героями, могут быть самые разные. Например, игровой персонаж:

  • чего-либо не знает, не умеет;
  • просит помощи;
  • утверждает, что он знает, умеет, демонстрирует это детям, допуская ошибки;
  • утверждает о ненужности выполнения какого-либо трудового процесса (например, стирки одежды, мытья посуды) или соблюдения правил поведения;
  • опоздал на занятие и не слышал, не видел, чему учились дети;
  • другие ситуации.

Задания - соревнования. 

НЕСТАНДАРТНЫЙ УРОК

  • соревнования типа КВН
  • игры
  • экскурсии
  • уроки-игры "Поле чудес"

CD НА УРОКАХ СБО 

  1. Использование CD в компьютерном классе:
  2. Энциклопедия "Уход за собой"
  3. Энциклопедия "Домоводство"
  4. Энциклопедия "Здоровье и развитие ребенка"
  5. Энциклопедия современной хозяйки
  6. Энциклопедия "Ты самая красивая"
  7. "Кулинарная энциклопедия Кирилла и Мефодия"
  8. Этикет для малышей

Работа на компьютере очень увлекает учащихся. Сейчас в магазинах можно подобрать различные CD или DVD, которые подходят для изучения многих тем по СБО - "Жилище", "Питание", "Культура поведения", "Одежда. Обувь" и т.п.

ВЫВОДЫ:

В ходе педагогической деятельности я поняла простую учительскую истину: «Обучать надо не всех, а каждого».

Результатом занятий по СБО должно стать наличие правильных представлений и понятий, а также сформированность навыков ориентировки в различных видах бытовой и социальной деятельности с рациональным использованием всех сохранных анализаторов.

Эффективная реализация программных требований курса СБО возможна только при условии тесной взаимосвязи всех участников педагогического процесса. При этом на коррекционных занятиях учащимся сообщаются предусмотренные программой по СБО знания, у них формируются первоначальные представления и умения, преодолеваются индивидуальные трудности овладения сложными для них действиями.

Отработка умений, доведение их до автоматизированных навыков — это дело всех работающих с детьми педагогов. Овладение детьми социальным опытом, усвоение ими норм поведения в обществе, закрепление умений обслуживать себя должно осуществляться и в семье.

Анализ катамнестических данных выпускников, творческие работы воспитанников выпускных классов, мониторинг успеваемости, результаты наблюдений, выявляющие положительную динамику в отношении старшеклассников к выполнению своих обязанностей и большую самостоятельность в выполнении домашних заданий, позволяют сделать вывод, что курс социально-бытовой ориентировки, несомненно, способствует социальной адаптации выпускников и успешнее готовит их к самостоятельной жизни после окончания школы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Воронкова В.В., Казакова С.А. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида: пособие для учителя. М., 2006.
  2. Гладкая В. В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: Методическое пособие. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003.
  3. Ковалько В.И. Школа физминуток (1-4 классы): Практические разработки физминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. М.:ВАКО,2005.
  4. Львова С.А. Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида. Пособие для учителя. 5 - 9 классы. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005г.
  5. Хилько А.А. и др. Преподавание социально-бытовой ориентировки в специальных (коррекционных) образ. учрежд. VIII вида: Пособие для учителя. (Серия "Учителю коррекционной школы").- СПб.: филиал издательства "Просвещение", 2006.- 223с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых методов и приемов на уроках СБО

Предмет СБО - "Социально-бытовая ориентировка" изучается в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида, в которых обучаются дети, имеющие интеллектуальные проблемы в развит...

Игровые методы и приемы на уроках музыки

«Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее начнут они испытывать его на себе, тем лучше для них. Они не переведут на свой детский язык ее невыговариваемых глаголов, но запечатлеют их в сердце, н...

Использование игровых методов и приемов на уроках СБО.

Предмет СБО - "Социально-бытовая ориентировка" изучается в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида, в которых обучаются дети, имеющие интеллектуальные проблемы в развитии. Гл...

Использование игровых методов и приемов при обучении математике детей старшего дошкольного возраста.

Практика общения показала:на успешность влияет не только содержание предлагаемого материала,но и форма подачи....

«Использование игровых методов и приемов в работе социального педагога по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма во внеурочное время»

Программа кружка  «Школа безопасности» разработана в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закона Российской Федерации «О безопасности», «Правил безопасного поведения уч...

Использование игровых методов и приемов на уроках СБО

Методические рекомендации:занимательные задания можно применять на всех этапах обучения, на любом этапе урока - они могут использоваться при объяснении нового материала (переключение внимания), перед ...