Развитие речи и мышления
консультация на тему

Сагайдачная Алла Митрофановна

В консультации раскрыты аспекты взаимосвязи речи и мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi_i_myshleniya.doc21.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей на тему «Развитие речи и мышления»

учитель-логопед Сагайдачная А.М.

проблема развития речи дошкольников является комплексной, так как основывается на данных не только психологии и педагогики, но и общего языкознания, социолингвистики.

Речь сопровождает каждую деятельность ребенка, совершенствует ее и обогащается сама. Для обогащения и совершенствования детской речи необходимо создать вокруг ребенка благоприятную речевую среду (из которой они будут заимствовать соответствующие культурные образцы) и осуществить целенаправленное формирование конкретных речевых умений.

Взгляды известных педагогов  (Выготского Л.С.,  Эльконина Д.Б.,    Сохина Ф. А. и др.) на природу языковых способностей и развития речевой деятельности можно представить следующим образом:

  • речь ребенка развивается в результате генерализации языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности;
  • язык и речь рассматриваются как ядро, находящееся в центре различных линий психического развития — мышления, воображения, памяти, эмоций;
  • ведущее направление в обучении родному языку — формирование языковых обобщений, элементарного   осознания явлений языка и речи;
  • ориентировка ребенка в языковых явлениях создает условия для самостоятельного наблюдения за языком, для саморазвития речи.

Основная задача речевого развития детей дошкольного возраста — это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей.

Развитие речи в дошкольном детстве (овладение родным языком) представляет собой многоаспекторный по своей природе процесс, поскольку развитое мышление человека — это речевое, языковое, словесно-логическое мышление. Взаимосвязь речевого и умственного, познавательного развития свидетельствует об огромном значение языка для развития мышления.

Основные задачи развития речи - воспитание  звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связность при построении развернутого высказывания — решаются на протяжении всего дошкольного детства. Однако на каждом возрастном этапе постепенно усложняются методы обучения. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, которые надо решать параллельно и своевременно. Здесь рассмотрение основных задач развития речи у дошкольников начинается с  развития связной речи, так как эта задача, аккумулировала в себе все стороны речи — фонетическую, лексическую, грамматическую.

  1. Развитие связной речи ее успешное решение зависит от многих условий речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей ребенка и его познавательной активности, которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания (описание, повествование, рассуждение).
  2. Развитие лексической стороны речи слово рассматривается в лингвистике как минимальная лексическая единица, в которой выделяется звуковая  оболочка, предмет, называемый словом, и смысл, который оно вызывает в нашем сознании. Главное условие осознания речи является понимание ее смысла и значения, а в языке благодаря действию ассоциаций создаются различные параллельные способы выражения мыслей (объединение слов в тематические группы; развитие семантических полей). Слово — единица языка, которая служит для наименования предметов, явлений, процессов, свойств.
  3. Формирование грамматического строя речи в процессе овладения речью ребенок приобретает навыки образования и употребления грамматических форм. Формирование грамматического строя речи у дошкольников включает работу над морфологией, изучающей грамматические значения в пределах слова (изменение по родам, числам, падежам), словообразованием (создание нового слова на базе другого с помощью специальных средств), синтаксисом (сочетаемостью и порядком следования слов, построением простых и сложных предложений).
  4. Развитие звуковой стороны речи фонетика, изучающая звуковую сторону речи, рассматривает звуковые явления как элементы языковой системы, которые служат для воплощения слов и предложений в материальную звуковую форму. Звуковые единицы языка — звук, слог, фраза — связаны между собой и составляют систему. Русский язык обладает сложной звуковой системой. Звуковые единицы характеризуются с точки зрения образования звука (артикуляционные свойства), звучания (акустические свойства) и восприятия (перцептивные свойства). Все эти единицы взаимосвязаны.
  5. Развитие образной речи -  образная речь является составной частью культуры речи — соблюдение норм литературного языка, умение  передавать свои мысли, чувства, представления в соответствии с назначением и целью высказывания. Высокий уровень речевой культуры включает такие признаки, как богатство (большой объем словаря), точность (оптимальное  словоупотребеление) и выразительность (отбор языковых средств, соответствующих условиям и задачам общения.)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для развития речи и мышления дошкольников: рекомендации родителям

Игры для родителей с детьми в домашней обстановке...

Консультация для родителей «Игры для развития речи и мышления дошкольников»

!Общение ребенка с родителями, с мамой и папой, очень важно. Это и обмен эмоциями, и содержательное времяпрепровождение. Для малыша игра с мамой или папой – радостный и комфортный способ познать мир, ...

Игры для развития речи и мышления ребёнка - Рекомендации родителям

Игры помогут родителям в домашних условиях с интересом заниматься речевым развитием ребёнка....

Развитие речи и мышления на занятиях с картинками.

Заняти с картинками необходимы для развития речи и мышления. Они играют важную роль в развитии высших псизических функций....

"Развитие речи и мышления на уроках английского языка"

Процесс развития мышления является одним из самых важных составляющих в развитии ребенка любого возраста. На основе развития процесса мышления ребенок составляет определенные причинно-следственные свя...

"Игры для развития речи и мышления дошкольников"

Игры для развития речи и мышления дошкольников: рекомендации родителям           Довольно часто мамы отдают своего ребенка в детский сад потому, что «...

Статья "Связь развития мелкой моторики с развитием речи и мышления ребёнка"

В статье описывается взаимосвязь развития речи ребёнка от развития мелкой моторики, что обусловлено физиологическим развитием человека. В головном мозге человека есть центры,которые отвечают за ...