Программа коррекционных занятий «Антошка»
рабочая программа на тему

Гатина Ольга Леонидовна

 

Цели программы:

 

-преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком;

 -развитие познавательных навыков;

 -смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта;

 -повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми;

 -преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения.

 

Задачи программы:

 

-ориентация аутичного ребенка во внешнем мире;

 -обучение его простым навыкам контакта;

 -обучение ребенка более сложным формам поведения;

 -развитие самосознания и личности аутичного ребенка;

 -развитие внимания;

 -развитие памяти, мышления.

 

 

 

Цели программы:

 

-преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком;

 -развитие познавательных навыков;

 -смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта;

 -повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми;

 -преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения.

 

Задачи программы:

 

-ориентация аутичного ребенка во внешнем мире;

 -обучение его простым навыкам контакта;

 -обучение ребенка более сложным формам поведения;

 -развитие самосознания и личности аутичного ребенка;

 -развитие внимания;

 -развитие памяти, мышления.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_s_atichnymi_.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотренои согласовано»

на МО учителей

 начальных классов,

руководитель МО

протокол № 1

от 29.08. 2017г.

    ………(Н.А. Калинина),

«Принята»

на заседании педагогического совета,

протокол № 1

от 30.08.2017г.

«Утверждаю»

Директор СОГБОУ «Демидовская школа-интернат»

Приказ №196 о/д от 31.08.17.

   …………(А.В.Шевандин)

Смоленское областное  государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей  «Демидовская школа – интернат»

Программа

коррекционных занятий

«Антошка»

Учитель: Гатина О.Л.

             

         

  • 2017г.-

Актуальность проблемы.

    Слово аутизм происходит от латинского слова autos – сам и означает отрыв от реальности, отгороженность от мира.

  Искаженное развитие – это тип дизонтогенеза, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психологического недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, что приводит к ряду качественно новых патологических образований. Одним из клинических вариантов этого дизонтогенеза является ранний детский аутизм (РДА) (И.И. Мамайчук, 1998.).

Основными признаками РДА при всех его клинических вариантах являются:

- недостаточное или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими;

 - отгороженность от внешнего мира;

 - слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к матери, вплоть до полного безразличия к ним (аффективная блокада)

 - неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы. нередко таких детей считают агрессивными;

 - недостаточная реакция на зрительные слуховые раздражители заставляет многих родителей обращаться к офтальмологу или сурдологу. Но это ошибочное мнение, дети с аутизмом, наоборот, очень чувствительны к слабым раздражителям. Например, дети часто не переносят тиканье часов, шум бытовых приборов, капанье воды из водопроводного крана;

 - приверженность к сохранению неизменности окружающего;

 - неофобии (боязнь всего нового) проявляются у детей – аутистов очень рано. Дети не переносят смены места жительства, перестановки кровати, не любят новую одежду и обувь;

 - однообразное поведение со склонностью к стереотипам, примитивным движениям;

 - разнообразные речевые нарушения при РДА;

 - у детей с РДА наблюдаются различные интеллектуальные нарушения, чаще это умственная отсталость.

Цели программы:

-преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком;

 -развитие познавательных навыков;

 -смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта;

 -повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми;

 -преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения.

Задачи программы:

-ориентация аутичного ребенка во внешнем мире;

 -обучение его простым навыкам контакта;

 -обучение ребенка более сложным формам поведения;

 -развитие самосознания и личности аутичного ребенка;

 -развитие внимания;

 -развитие памяти, мышления.

Основные этапы  коррекции:

    Первый этап – установление контакта с аутичным ребенком. Для успешной реализации этого этапа рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятий. Это достигается с помощью спокойной негромкой музыки в специально оборудованном помещении для занятий. Важное значение придается свободной мягкой эмоциональности занятий. Психолог должен общаться с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Установление контакта с аутичным ребенком требует достаточно длительного времени и является стержневым моментом всего психокоррекционного процесса. Перед психологом стоит конкретная задача преодоления страха у аутичного ребенка, и это достигается путем поощрения даже минимальной активности.

   Второй этап – усиление психологической активности детей. Решение этой задачи требует от психолога умения почувствовать настроение больного ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции.

   На третьем этапе психокоррекции важной задачей является организация целенаправленного поведения аутичного ребенка. А также развитие основных психологических процессов.

Эффективность программы.

      Реализация коррекционной программы для детей с РДА дает основу для эффективной адаптации ребенка к миру. Благодаря этим занятиям происходит настройка ребенка к активному контакту с окружающим миром. Таким образом, ребенок будет чувствовать безопасность и эмоциональный комфорт, а значит, будет происходить коррекция поведения.

   

    Данная программа направлена на  снятие эмоционального дискомфорта у младших школьников, особенно первоклассников, создание ситуации успеха, а также на коррекцию и развитие школьно-значимых психофизиологических и социальных функций в процессе учебной, изобразительной и игровой деятельности. Таким образом,  система представленных на занятиях по  задач и упражнений позволяет решать все три аспекта учебной цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.

Познавательный аспект

формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.

формирование и развитие общеучебных умений и навыков (умение самостоятельно работать с книгой в заданном темпе, умение контролировать и оценивать свою работу).

Развивающий аспект

Развитие речи при работе над словом, словосочетани ем, предложением.

Развитие мышления ходе усвоения детьми таких приёмов мыслительной деятельности как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.

Развитие сенсорной сферы ребят (глазомера, мелких мышц кистей рук).

Развитие двигательной сферы.

Воспитывающий аспект

Воспитание системы нравственных межличностных отношений (формирование «я-концепции»).

     Цель:  Создание эмоционально-комфортной образовательной среды для успешного формирования и развития учебных, социальных и познавательных навыков учащихся .

Задачи:

1. Развитие у детей когнитивных умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе.

2. Формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной Я-концепции детей, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности.

3. Развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами.

Принципы построения занятий:

1. От простого к сложному.

2. По актуальности задач в период адаптации и на каждом возрастном этапе.

3. Каждое занятие рассчитано на 30—40 мин., темп и продолжительность занятий выбираются в зависимости от возрастной группы и особенностей класса.

4. Принцип «спирали» -  через каждые 7 занятий задания повторяются;

5. Наращивание темпа выполнения заданий;

6. Смена разных видов деятельности.   Так же в структуру занятий включены кинезиологические упражнения, успешно используемые психофизиологами для коррекции школьных трудностей. Необходимость включения таких упражнений диктуется тем, что школьные методики обучения тренируют и развивают главным образом левое полушарие. Основным типом мышления младшего школьника является наглядно-образное мышление, связанное с эмоциональной сферой, это предполагает участие правого полушария в обучении. Однако вся система образования нацелена именно на развитие формально-логического мышления, на овладение способами построения однозначного контекста. Происходит чрезмерная стимуляция еще не свойственных детям функций левого полушария при торможении правого. В ответ, как результат перевозбуждения, перегрузки левого полушария, появляются повышенная утомляемость, отвлекаемость и забывчивость. И как следствие недостаточной активности ведущего правого полушария — раздражительность, непоседливость, беспокойство, сниженный фон настроения. Полноценные комплексы упражнений, рекомендуемые психофизиологами, невозможно полностью применить в рамках урока, в обычном классе, в силу многих объективных причин, поэтому используются упражнения, которые удобно и легко выполнять в классе, они не требуют специально организованного пространства, просты в выполнении.

   Таким образом, достигается основная цель обучения — расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.

Структура занятия:

Материал каждого занятия рассчитан на 35—40 минут.

1.ПСИХОГИМНАСТИКА (1-2 минуты). Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия. Исследования учёных убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объём памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.

2. РАЗМИНКА (3—5 минут). Основной задачей данного этапа является создание у ребят определённого положительного эмоционального фона, включение в работу. Поэтому вопросы разминки достаточно лёгкие, способные вызвать интерес и рассчитаные на сообразительность, быстроту реакции, окрашенные немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребёнка к активной учебно-познавательной деятельности.

3. ТРЕНИРОВКА ПСИХИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ, ЛЕЖАЩИХ В ОСНОВЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ: ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ, ВООВРАЖЕНИЯ, МЫШЛЕНИЯ (10—15 минут). Задания, используемые на этом этапе занятия не только способствуют развитию этих столь необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приёмы познавательной деятельности, выполнять творческие упражнения. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.

4. ВЕСЁЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (3-5 минут). Динамическая пауза, проводимая на занятиях, не только развивает двигательную сферу ребёнка, но и способствует развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.

5. ЛОГИЧЕСКИ-ПОИСКОВЫЕ ЗАДАНИЯ.

На данном этапе предлагаются задания, обучающие детей: наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строить простейшие предположения, проверять их, делать выводы, «добывать» новую информацию, решать кроссворды, пользоваться выразительными средствами русского языка.

6. КОРРЕ ГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИ ДЛЯ ГЛАЗ (1-2 минуты).

Выполнение коррегирующей гимнастики для глаз способствует как повышению остроты зрения, так и снятию зрительного утомления и достижению состояния зрительного комфорта

7. ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ. ШТРИХОВКА (10 минут).

 В процессе работы с графическими диктантами формируются внимание, глазомер, зрительная память ребенка, аккуратность, фантазия; развивается внутренняя и внешняя речь, логическое мышление, активизируются творческие способности.

 или РЕШЕНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАЧ.

Коррекционно-развивающая работа по индивидуальной программе «Антошка»

п / п

Задачи.

Содержание

Кол-во часов

Дата пров.

1.

Налаживание эмоционального контакта. Выявления уровня развития познавательной сферы

- Вводная беседа

- Игра «Мое настроение»

- Игра «Ладошки»

- Сюжетная игра «Идем в гости»

Первичная диагностика.

1

2.

Формирование эмоционального контакта, развитие контактности.

Пояснение целей

и задач занятий.

 

- Вводная беседа.

- Психотехнические игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения, развития слухового и зрительного восприятия, внимания.  (психогимнастика, «снежный ком», «улыбка», «нос, пол, потолок», «запрещенное движение», «бывает не бывает»

- Рисование. Графический диктант.

1

3.

Развитие концентрации внимания.

Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации

Развитие навыков саморегуляции.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Саймон сказал», «Веселый счет»)

- Графический диктант. Штриховка.  

1

4

Тренировка внимания

Совершенствование мыслительных операций

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Животные - растения», «Право - лево»)

- Графический диктант. Штриховка.

1

5

Тренировка слуховой памяти.

Совершенствование мыслительных операций

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Незнайки», «лево - право»)

- Графический диктант. Штриховка.  

1

6

Тренировка зрительной памяти.

Совершенствование мыслительных операций.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Зайки-барабанщики», «Саймон сказал»)

- Графический диктант. Штриховка.

1

7

Развитие логического мышления.

Обучение поиску закономерностей

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Лево - право», «Веселый счет»)

- Графический диктант. Штриховка.

1

8

Совершенствование воображения.

Развитие наглядно-образного мышления.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Четыре стихии», «Что можно сделать из…»)

- Решение ребусов.

- Графический диктант. Штриховка.

1

9

Развитие быстроты реакции.

Совершенствование мыслительных операций.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Работа  в тетради.

- Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Зернышки»)

- Графический диктант. Штриховка.

1

10

Развитие быстроты реакции.

Совершенствование мыслительных операций.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Работа  в тетради.

- Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Животные - растения»)

- Графический диктант. Штриховка.

1

11

Развитие концентрации внимания.

Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Саймон сказал»)

- Графический диктант. Штриховка.

1

12

Тренировка внимания

Тренировка слуховой памяти.

Совершенствование мыслительных операций

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Зеркало», «Незнайки»)

- Графический диктант. Штриховка.

1

13

Тренировка зрительной памяти.

Совершенствование мыслительных операций.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Четыре стихии», «Из чего»)

- Графический диктант. Штриховка.

1

14

Развитие логического мышления.

Обучение поиску закономерностей

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Да -  нет»)

- Графический диктант. Штриховка.

1

15

Совершенствование воображения.

Развитие наглядно-образного мышления.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Четыре стихии», «Заверши предложение»)

- Решение ребусов.

- Графический диктант. Штриховка.

1

16

Развитие быстроты реакции.

Совершенствование мыслительных операций.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Работа  в тетради.

- Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Смена имен»)

- Графический диктант. Штриховка.

1

17

Развитие концентрации внимания.

Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Зеркало»)

- Графический диктант. Штриховка.  

1

18

Тренировка внимания

Совершенствование мыслительных операций

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Саймон сказал…»)

- Графический диктант. Штриховка.

1

19

Тренировка слуховой памяти.

Совершенствование мыслительных операций

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Лево - право», «Будь внимателен»)

- Графический диктант. Штриховка.

1

20

Тренировка зрительной памяти.

Совершенствование мыслительных операций.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Четыре стихии», «Да - нет»)

- Графический диктант. Штриховка.  

1

21

Развитие логического мышления.

Обучение поиску закономерностей

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Да -  нет»)

- Графический диктант. Штриховка.

1

22

Совершенствование воображения.

Развитие наглядно-образного мышления.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Четыре стихии», «Что можно сделать из…»)

- Решение ребусов.

- Графический диктант. Штриховка.

1

23

Развитие быстроты реакции.

Совершенствование мыслительных операций.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Работа  в тетради.

- Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Зернышки»)

- Графический диктант. Штриховка.

1

24

Развитие концентрации внимания.

Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Зеркало»)

- Графический диктант. Штриховка.

1

25

Подведение итогов.

Выявление уровня развития внимания, памяти, воображения, мышления.

- Психогимнастика.

- Психодиагностика.

- Подведение итогов, планы на будущее

1

Учебно – методическое сопровождение.

  1. Рабочие тетради «Юным умникам и умницам» (О.Холодова) 1 - 4 класс, в 2-х частях. Москва. РОСТ-книга 2008 г.
  2. Рабочие тетради «Развитие интеллектуальных способностей» (Т. Языканова) 1 - 4 класс. Москва. Экзамен. 2008 г.
  3. Учебно-методическое пособие «Профессия – школьник» (Битянова М.Р., Азарова Т.В., Земских Т.В.)Москва «Генезис» 2007 г.
  4. Учебно-методическое пособие «Психология. Развивающие занятия. 1 класс» (Глазунов Д.А.) Москва. Глобус. 2008 г.
  5. Учебно-методическое пособие «Психология. Развивающие занятия. 2 класс» (Глазунов Д.А.) Москва. Глобус. 2008 г.
  6. Учебно-методическое пособие «Юным умникам и умницам» (О.Холодова) 1 - 4 класс. Москва. РОСТ-книга 2008 г                
  7. Бадьина Н.П. Часто болеющие дети.  Психологическое сопровождение в школе. М. 2007 г.
  8. Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. Методические рекомендации. М. 1998 г.
  9. Истратова О.Н. Эксакуто Т.В. Справочник психолога начальной школы.                                                                                                                                      
  10.  Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.2007 г.
  11. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2-х книгах. М. 2002
  12. Самоукина Н.В Игры в школе и дома. М. Новая школа 1993 г.

Ундзенкова А.В. Колтыгина Л.С. Графемика. Ек-бург Литур.2006

Приложение.

Описание игр и упражнений.

    Упражнения, направленные на развитие навыков саморегуляции, развитии свойств внимания, снятия эмоционального напряжения.

  1. « Нос, пол, потолок»

По команде дети показывают рукой направления: пол, окно, потолок, дверь, нос. Педагог сначала, проговаривая команду,  показывает правильно, а затем называет одно направление, а показывает другое. Задача детей не ошибаться, выполнять только словесные команды, независимо от того, что показывает ведущий.

  1. «Гномы – великаны»

По команде «Гномы» дети приседают, по команде «Великаны» встают. Ведущий сначала правильно показывает команды, затем произносит команду «Гномы», но не приседает и т.д. Задача детей не ошибаться, выполнять только словесные команды, независимо от того, что показывает ведущий.

Подобная игра «Четыре стихии». Команды: Земля, воздух, вода, огонь.

  1. «Саймон сказал…» или «Пожалуйста…»

 Ведущий произносит команду выполнить какое – либо действие (подпрыгнуть, повернуться, поднять правую руку). Если в начале команды звучит фраза «Саймон сказал…» или «Пожалуйста…» ее нужно выполнять, если нет , то не стоит. Главное не ошибиться и выполнять команды только с этими фразами.

  1. «Запрещенное движение»

Предварительно договариваются, какие движения будут « запрещенными». Ведущий показывает какое-либо движение, а остальные его повторяют. Нельзя выполнять «запрещены» движения.

     

  1. «Зеркало»

Ведущий показывает какое - либо движение или  образ, остальные должны как зеркало точно его скопировать и показать. Выбирается «лучшее зеркало», которое продолжает игру.

  1. « Веселый счет»

Возможны различные варианты проведения: счет до 10-20 в прямом и обратном порядке, сопровождающийся движениями (мотаем веревочку, поднимаемся по лесенке и т.д.)

- назови «соседей» цифры…

- «да» - «нет». Производится действие с числами, дается ответ, верен он или нет (2+1= 5 «да»  – хлопок, «нет» – тишина, можно и покричать)

  1. «Зоопарк»

Каждый превращается в  любое животное, героя сказок, сего характерными движениями, повадками. Остальные пытаются угадать.

Упражнения, направленные на развитие памяти.

  1. «Мы собирались в поход…»

Обыгрывается ситуация сбора в поход. Игра идет по кругу. Первый называет свой предмет, который возьмет с собой, следующий повторяет названный предмет и добавляет свой, и так дальше продолжается по кругу.

  1. « Что изменилось»

Множество вариантов. Например.

- выложить предметы, картинки. Попросить запомнить. Отвернулись или опустили головы, меняем расположение, количество, состав и т.д. предметов. Затем вопросы о характере изменений.

 - 5-6 человек строятся в шеренгу, потом меняется их местоположение. Запомнить кто где стоял и вернуть на места.

  1. « Повтори за мной»

Задание выслушать, запомнить и повторить или продолжить. Зачитываются слова, пары слов, словосочетания, предложения, скороговорки.

  1. « Кто больше увидит и запомнит»

Детям предлагается за определенный промежуток времени осмотреть и запомнить все предметы, которые есть в комнате. Затем каждый по очереди называет любой предмет обстановки, не повторяясь. Выигрывает тот, кто последним называет предмет. Игру можно усложнять, например, называть предметы только на букву…, в которых два слога, и т.д.

Упражнения, направленные на развитие мышления.

  1. «Закончи слово, предложение»

Произносится часть слова, предложения. Нужно его продолжить.

 

  1.  «Назови одним словом»

Предлагается ряд слов, нужно подобрать обобщающее.

  1. «Превращения слов»

Предлагается ряд слов, их нужно :

-превратить в «большие» (рука - ручище), «маленькие» (дом – домик),

- превратить в похожие слова по смыслу (красивый – прекрасный)

- превратить  в «слова – наоборот» (белый- черный)

- «смягчить» (мол – моль) и т.д.

  1. «Бывает – не бывает»

Предлагается ряд действий, ситуаций. Бывает – хлопок, не бывает – тишина.

  1. «Что можно сделать с …»

Предлагается любой предмет Нужно придумать как можно больше вариантов его применения, даже самых фантастических

  1. «Животные – растения»

Называются слова. Если это название растения нужно поднять руки вверх, если животного – хлопок, посторонний предмет – тишина. Возможны варианты.(птица, звери, рыбы; и т.д.)