Выступление на МО профильных дисциплин: "Использование активных методов обучения на уроках социально-бытовой ориентировки"
статья по теме

Копытова Наталья Евгеньевна

Очень важно выбрать такие методы обучения и построить урок таким образом, чтобы обучающимся было интересно и все участники урока были вовлечены в учебный процесс. Для успешного усвоения знаний и повышения интереса к обучению у детей, имеющих проблемы в развитии необходимо часть учебного времени отводить активным формам обучения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktivnye_metody_2.docx27.33 КБ

Предварительный просмотр:

Использование активных методов обучения на уроках социально-бытовой ориентировки

Предмет СБО направлен на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни.

Цель социально-бытовой ориентировки – это формирование у каждого ребенка  необходимый запас знаний, умений и навыков,  который позволит  уверенно начинать самостоятельную жизнь после окончания школы, успешно адаптироваться в ней и интегрироваться в социум. Он должен обладать навыками самообслуживания, вести домашнее хозяйство, ориентироваться в окружающей среде, а это предполагает овладение знаниями и умениями в следующих областях: личная гигиена, торговле, организация питания, уход за жилищем, одеждой, обувью и другими предметами обихода. Эти знания и умения в значительной мере помогут обеспечить человеку самостоятельность, уверенность и независимость от окружающих и их помощи в повседневной жизни.

Очень важно выбрать такие методы обучения и построить урок таким образом, чтобы обучающимся было интересно и все участники урока были вовлечены в учебный процесс. Для успешного усвоения знаний и повышения интереса к обучению у детей, имеющих проблемы в развитии необходимо часть учебного времени отводить активным формам обучения.

Активное обучение предполагает использование такой системы методов,  которая  направлена  главным  образом  не  на  изложение  педагогом  знаний,  их  запоминание  и  воспроизведение,  а  на самостоятельное  овладение  обучающимися  знаниями  и  умениями  в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

Активные    методы  обучения  отличаются нетрадиционной технологией учебного процесса. Они активизируют  мышление обучающихся,  и  эта  активность  остается  надолго, вынуждает  в  силу  учебной  ситуации  самостоятельно принимать  творческие  по  содержанию,  эмоционально окрашенные и мотивационно оправданные решения.  Также активные методы развивают  партнерские  отношения  в  процессе  совместной деятельности; повышают  результативность  обучения  не  за  счет  увеличения объема  передаваемой  информации,  а  за  счет  глубины  ее переработки и дают  возможность  приобретения  опыта  решения  ситуативных и практических задач.  

Применение активных методов обучения на уроках социально-бытовой ориентировки ведет к повышению эффективности образовательного процесса, познавательной активности и мотивации к учению. Это происходит за счет разнообразия форм работы, а также показа демонстрационного материала с высокой степенью наглядности, что особенно важно для детей с умственной отсталостью.

К каждому уроку разрабатываются опорные таблицы, карточки с заданиями, памятки, презентации, которые помогают обучающимся в обучении.

Воссоздание тех или иных бытовых ситуаций, с которыми сталкиваются люди в реальной жизни, позволяет выявить модели поведения, взаимоотношения людей, а также отношение людей к другим объектам окружающего мира, животным, одежде, мебели, хлебу и т.д. Моделирование реальных ситуаций может применяться при изучении любой темы: «Жилище», «Одежда», «Питание», «Обувь», «Медицинская помощь», «Семейные отношения» и др.

Анализ ситуаций развивает внимание, наблюдательность детей, критичность их мышления, его гибкость, а также способствует осознанному восприятию культурно- нормативного поведения, воспитанию доброжелательности, внимательности к людям, и в целом способствует эмоционально- положительному восприятию ребенком окружающего мира.

Чтобы обучающиеся не потеряли интереса к предмету и сами бы стремились к получению новых знаний и умений, возможно использование игровых форм. Подобные уроки дают прекрасные результаты.

Дидактические игры. В дидактических играх на занятиях по СБО могут использоваться натуральные предметы, игрушки, муляжи, модели, картинки (предметные и сюжетные), карточки, а также вербальный материал: слова, фразы, предъявленные в устном или письменном виде. Игровые действия могут быть следующие:

  • соотнесение предметов с изображениями, изображений с названиями;
  • называние предметов, действий, признаков;
  • поиск и показ (например: предметов, изображений, слов);
  • манипуляции с предметами, игрушками, моделями, картинками, табличками со словами, фразами: подбор, выбор;
  • раскладывание по группам;
  • узнавание на ощупь;
  • хлопанье в ладоши, топанье ногой и прочее.

Сюжетно-ролевые игры. Роли выполняются самими детьми. В процессе этих игр происходит закрепление определенных представлений, знаний и умений, а часто и их совокупности по нескольким темам, освоение определенных социальных ролей (например: сына, пассажира, покупателя), накопление некоторого опыта социальных взаимоотношений.

Игровые - ситуации. В обучении умственно отсталых детей традиционно эффективно используется прием игровых ситуаций, связанных с какими-либо игровыми персонажами. Игровые ситуации могут быть самые разные. Например, игровой персонаж:

  • утверждает, что он знает, умеет, демонстрирует это детям, допуская ошибки;
  • утверждает о ненужности выполнения какого-либо трудового процесса (например, стирки одежды, мытья посуды) или соблюдения правил поведения;
  • просит помощи;
  • чего-либо не знает, не умеет;
  • другие ситуации.

Отсутствие учебников вызывает трудности в обучении по социально-бытовой ориентировке, а использование презентаций позволяет наиболее доступно раскрыть учебный материал. Формы и место использования презентации зависят от содержания  урока, от цели, которая ставится на уроке. Они  могут быть использованы на любом этапе урока, например: для обозначения темы урока и повторения пройденной темы; в начале урока с помощью вопросов, создавая проблемную ситуацию;
как сопровождение объяснения учителя; для контроля учащихся. Презентации разработаны мною по следующим разделам: «Личная гигиена», «Одежда и обувь», «Жилище» «Медицинская помощь», «Транспорт», «Питание», «Торговля». Также мною используется передовой опыт педагогов других коррекционных школ. Благодаря использованию презентаций у школьников наблюдается концентрация внимания; включение всех видов памяти: зрительной, слуховой, моторной, ассоциативной; осуществляется более быстрое и глубокое восприятие излагаемого материала. Практика показывает широкий интерес школьников к таким урокам.

 Решение кроссвордов развивает сообразительность, настойчивость, догадливость, умение анализировать и обобщать. Это способствует более глубокому изучению русского-языка, без знания правильного написания того или иного слова невозможно разгадать ни один кроссворд. Это увеличивает запас слов, расширяет кругозор детей. Составлять и предлагать кроссворды надо в определенной системе и последовательности, с учетом уровня знаний и умственного развития обучающихся. Непосильная работа может оттолкнуть от этого занятия. Но если ученик смог осилить кроссворд, даже с помощью учителя он испытает радость и удовлетворение, проявит желание решать более сложные задания.

Ребусы - загадочные рисунки, в которых слова и высказывания зашифрованы сочетаниями букв, цифр и символов. Использование изображений предметов домашнего обихода, одежды, транспорта способствует закреплению ранее изученного материала.

Использование на уроках загадок, которые включают разнообразные термины и понятия расширяет общий кругозор обучающихся, способствует их умственному развитию, повышает интерес к учебе, помогает лучшему усвоению материала. Их можно использовать на разных этапах урока, например, после изучения нового материала на уроке загадки помогут закрепить различные термины и понятия. Загадки можно использовать и при составлении кроссворда.

Физминутки на уроках СБО представляют собой небольшой комплекс физических упражнений, которые проводятся на уроке как необходимый кратковременный отдых, смена деятельности после продолжительного сидения за партой. Перерыв необходим для отдыха органов зрения, слуха, мышц туловища и мелких мышц кистей.

Значительное место в обучении социально - бытовой ориентировке отводится экскурсиям. Они проводятся на вокзалы, промышленные предприятия, магазины, на предприятия службы быта, в отделения связи и другие  муниципальные  учреждения. Цель экскурсий заключается не только в закреплении полученных знаний и умений, но и способности орентироватся в окружающей обстановке.

Во время экскурсий обучающиеся учатся рационально с учетом материальных возможностей выбирать тот товар, который необходим, ориентироваться в маркировке на этикетках одежды и продуктах, осуществлять оплату при покупке товара, при покупке медицинских препаратов, подсчитывать размер платы за коммунальные услуги и др. Экскурсии носят не только познавательный характер. Они строятся таким образом, чтобы обучающиеся выполняли разного рода практические задания, которые требуют контакта с незнакомыми людьми.

Лабораторной работой может быть наблюдение за обезжириванием поверхности тарелки под воздействием жидкости для мытья посуды, за результатами замачивания белья перед стиркой, выведение домашними средствами пятен с одежды, проверка качества яйца и т.д.

Упражнения в виде записей. В ходе занятия обучающиеся делают записи и зарисовки, которые помогают им лучше осознать и запомнить изучаемый программный материал. Дети получают навык  правильного ведения записей, выделять главные мысли, положения,  излагать их кратко в тетради.

 Только в процессе практической деятельности и многократных повторений формируются умения применять полученные знания на практике.

Обучающиеся с умственной отсталостью не всегда владеет речью в такой степени, чтобы без затруднений излагать свои знания. Поэтому выявление знаний только через устную речь нельзя признать полным и объективным. Учитывая эти особенности развития  применяется тестирование на уроках СБО (для проверки уровня усвоения учебного материала в начале прохождения темы, в середине и в конце). Тестирование - это активная и увлекательная форма проверки и самопроверки знаний.

Подбор методов, приёмов, форм организации учебного процесса происходит с учетом постепенного их усложнения, с повышением доли самостоятельности школьников. Ученик должен захотеть усваивать учебный материал, работать на уроке. Этому способствует применение на уроках СБО различного занимательного материала, т.е. всего того, что делает урок интересным и увлекательным. Использование занимательного  материала является одним из эффективных методов развития интереса к учебному предмету, что способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, дает возможность повторить один и тот же материал разными способами.

Активные методы обучения способствуют  развитию мышления, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе учебного процесса у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, сосредотачиваться, проявлять инициативу. Применяя на уроке эти методы, учитель преследует две цели: одна из них - обучающая, которую преследует взрослый, а другая -игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга, делали урок не только увлекательным, но и обеспечивали усвоение программного материала. В свою очередь, это делается с учетом возраста обучающихся, и при выполнении задания учитель должен дать почувствовать ученикам их значимость. Это и есть профессионализм в организации учебной процесса, основанного на самостоятельной деятельности обучающихся под руководством учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к выступлению на педсовете "Активные методы обучения на уроках иностранного языка"

Активные методы обучения позволяют в несколько раз повысить эффективность уроков и внеклассной деятельности....

Выступление на МО профильных дисциплин "Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках СБО."

 Роль в применении компьютерных технологий состоит, прежде всего, в перспективе реализации  основополагающего преимущества этих технологий по сравнению с другими средствами - возможно...

Выступление на МО профильных дисциплин "Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках СБО."

 Роль в применении компьютерных технологий состоит, прежде всего, в перспективе реализации  основополагающего преимущества этих технологий по сравнению с другими средствами - возможно...

Инновационные и активные методы обучения на уроках русского языка и литературы/ Выступление и презентация.

В статье представлен опыт работы по использованию сервиса  LеarningApps на уроках русского языка, приведены примеры созданных интерактивных упражнений. Также раскрыты преимущества конструктора Le...

Выступление на ШМО учителей естественно-математического цикла на тему: «Применение активных методов обучения на уроках биологии»

Активные методы обучения – это методы, которые побуждают  учащихся к активной мыслительной деятельности в процессе обучения. Активное обучение предполагает использование методов, которые на...

Выступление "Активные методы обучения на уроках математики"

Выступление  "Активные методы обучения на уроках математики"...