Конспект воспитательного занятия: «Белая береза - символ Родины моей».
план-конспект занятия (5 класс) на тему

Иванова Светлана Ивановна

Материал предназначен для проведения мероприятия в 5 классе школы-интернат 8 вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bereza.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

 «Белая береза - символ Родины моей».

Воспитатель Иванова С.И.

Цель: 1) познакомить с обычаями, традициями русского народа,        

              фольклором;      

          2) развивать эстетическое восприятие, внимание, мышление, память;

          3) воспитывать любовь к родному краю, Родине, показать значение  

              природы и  березы: дерева-символа русского народа.

Оборудование: загадки, стихи, пословицы, поговорки, потешки, песня «Во

                          поле береза стояла», сладости, самовар.

1.Оргмомент

Цель: сконцентрировать внимание.

Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы начнем наше занятие с разминки.

Загадочная разминка

И не девица, а красавица,

Всем полюбится,

Всем понравится.

Черно-белое на ней платьице,

О кудрях ее слава катится

                               (береза)

Стоит Алена-

Платок зеленый,

Тонкий стан, белый сарафан

                               (береза)

На ветках-

Плотные колючки

В них дремлют

Клейкие листочки

                              (почки)

Лета первая примета-

Под березой в  холодке,

Гриб коричневого цвета

На пятнистом корешке

           (подберезовик)

Я березку качну,

Я тебя подтолкну,

Налечу, засвищу,

Даже шапку утащу

                              (ветер)

Стих « С чего начинается Родина?

            С заветной скамьи у ворот,

            С той самой березки, что во поле

            Под ветром, склоняясь, растет…»

 2.Сообщение темы занятия

Береза-символ России. Тема нашего занятия: « Белая берёза – символ Родины моей».

 Хороши и чисты березовые рощи. Белые стволы покрыты тонкой берестой. Как только сойдет снег в лесу. Набухают на березах смолистые, душистые почки. Многопролетных певчих птиц собираются в березовых рощах. Поют голосистые дрозды, кукуют кукушки.

 Дети, назовите, пожалуйста, слова, которые встречаются у нас в речи, когда говорят о березке (стройная, кудрявая, белоствольная). С кем сравнивали на Руси березку?

 (с нежной, красивой девушкой-невестой)

 Где бы ни росла береза - всюду она приносит людям радость и свет. Березу считают счастливым деревом, которое оберегает от зла. Приносит здоровье, добро.

 Звучит песня: «Во поле береза стояла».

3. Основная часть. Образ березы в литературе.

 Проведу рукою ласково

И поглажу белый ствол

Расскажи, березка, сказку мне,-

В гости я к тебе пришел.

Расскажи мне об Иванушке

И о волке не забудь.

И о сказочной красавице

Может встречу где-нибудь.

 Расскажи о ласке матери,

О ее любви ко мне

И поведай тайны верности

К нашей милой стороне.

Расскажи мне о сражениях

Как боец к тебе припал,

Как тихонько и доверчиво

«Мама» раненый шептал.

 Расскажи, как помогала ему

Победить и  отстоять

Землю русскую, кормилицу.

Нашу землю, нашу мать.

 Больно сжимается сердце, когда видишь покалеченное дерево, ведь оно живое!

 В весенний день мальчишка злой

Пронзил ножом кору березы.

И капли сока,  точно слезы,

Текли прозрачною струей.

Пастух кору подрезал у березы

Склоняясь, тянет сладковатый сок

За каплей, капля падает в песок

Березы кровь, прозрачная как слезы.

И вот, она от муки холодея,

 Увянет к будущей весне.

Иссохнет, ствол и ветви онемеют,

 И помертвеют корни в глубине.

Березы плачут по весне, страдают. Когда, мягко говоря, не по-хозяйски, добывают березовый сок. А ведь это можно сделать умело, не повредив дерево.

 Ребята, давайте беречь деревья, не обижайте березку, зря ветки не ломайте, да и другим не давайте.

 4.Конкурс «Знаете ли вы?»

5.Образ березки в фольклоре.

 В старину о березе говорили: «Первое дело-мир освещать. Второе дело - утишать, третье дело - больных исцелять. Четвертое дело- чистоту соблюдать».

 Расшифруйте, как  вы понимаете значение каждого дела.

 В действительности полезность березы безгранична. Береза- это еще и тепло.

Березовые дрова самые жаркие. Раньше береза бумагу заменяла. До появления бумаги люди писали на бересте. Из древесины делали игрушки. Береза помогает урожай спасать. Люди сажают вдоль полей лесозащитные полосы. Из древесины делают лыжи, фанеру, паркет, мебель. Очень много народных рецептов в медицине. Применяют и почки, и листья, и конечно главный лекарь- это березовый сок. Он выводит шлаки и соли из организма. Полезен при болезнях почек, лечит диатез.

 Предлагаю вам продолжить пословицы:

 Где дубняк, там и березняк.

И у березки слезы текут, когда с нее кору дерут.

Береза не угроза, где стоит там и шумит.

 6.Отгадайте загадки- шутки:

  Росли 4 березы, на каждой березе по 4 больших ветки, на каждой большой  ветке по 4 маленьких, на каждой маленькой ветке по 4 яблока. Сколько всего яблок?

Летели три утки. Две сели на березу. Сколько уток полетело дальше? (Три утки не садятся на деревья)

 Легенда о березе. Чтение.

Белая береза                                                       И стоит береза

Под моим окном                                                В сонной тишине

Принакрылась снегом                                       И горят снежинки

Точно серебром                                                  В золотом огне.

На пушистых ветках                                         А заря лениво

Снежною каймой                                               Обходя кругом,

Распушились кисти                                            Обсыпает ветки

Белой бахромой                                                  Новым серебром.

 Великие поэты в своих стихах описывают красоту березы, вот например Александр Прокофьев.

 Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике.

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

 7. Есть много народных примет относящихся к березе.

1.Весной из березы течет много сока.

(к дождливому лету)

2.В мае соловей защелкал.(значит береза начала распускать листья)

3.Если береза начала желтеть в августе (к ранней осени)

 8.В прибаутках, потешках, дразнилках очень часто упоминается береза.

Начинается считалка

На березу села галка,

Две вороны, воробей,

Три сороки, соловей.

На болоте, на снегу

Укусил комар, блоху.

Сидит заяц на березе,

Умирает со смеху.

Сидит ежик на березе,

Новая рубашечка.

На головке сапожок,

На ногах фуражечка.

Шутки, шутки, прибаутки!

На березе сидят утки.

Рассуждают меж собой:

«Комар воин иль герой?»

Отметить детей. Поощрение.

 9.Итог.

 Что нового узнали на занятии? Вам понравилось?

Чаепитие.

                                                                                       

«Мы - россияне!»

воспитатель:  Иванова С.И.

                                    Мы - россияне!

Цели и задачи:

  1. Формировать уважительное отношение к культуре родной страны. Создавать эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине.
  2. Расширять кругозор учащихся, обогащать словарный запас детей.
  3. Познакомить с символикой Российского государства флагом, гербом, гимном.
  4. Учить детей правильному, культурному поведению во время занятия
  5. Развивать творческое воображение детей.

Оформление:

1. Изображение Государственного герб и Государственного флага РФ, герба города Алексеевки.

  1. Запись Государственного гимна РФ.
  2. Выставка рисунков на тему «Моя Россия». Зал (класс) украшен шарами, цветами.

Воспитатель. Сегодня мы проведем праздник «Мы - россияне», на котором познакомимся с символикой Российского государства и поговорим о том, что такое Родина.

Послушайте стихотворение Михаила Львовича Матусовского
«С чего начинается Родина».
Чтец.                      С чего начинается Родина?
                               С картинки в твоем букваре,
                               С хороших и верных товарищей,
                              Живущих в соседнем дворе.        

                        А может, она начинается

                        С той песни, что пела нам мать,

                        С того, что в любых испытаниях

                        У нас никому не отнять.

                        С чего начинается Родина?

                        С заветной скамьи у ворот,

                       С той самой березки, что во поле,

                        Под ветром склоняясь, растет.

                        А может, она начинается

                       С весенней запевки скворца

                       И с этой дороги проселочной,

                       Которой не видно конца.

                       С чего начинается Родина?

                       С окошек, горящих вдали,

                       Со старой отцовской буденовки,

                       Что где-то в шкафу мы нашли.

                       А может, она начинается

                       Со стука вагонных колес

                       И с клятвы, которую в юности

                       Ты ей в своем сердце принес...

                       С чего начинается Родина?

 Воспитатель. Так что же такое для человека Родина? Что он считает своей родиной: страну, в которой живет, дом, где родился, березку у родного порога, место, где жили его предки? Наверное, все это и есть Родина, то есть родное место.

Давайте послушаем стихотворения русских поэтов о Родине.

Воспитанники читают стихотворения о Родине (некоторые стихотворения приведены в Приложении). Затем звучит запись песни «Моя Россия» (музыка Г. Струве, слове Н. Соловьевой).

У моей России длинные косички,

 У моей России светлые реснички,

У моей России голубые очи.

 На меня, Россия, ты похожа очень.

Припев:

Солнце светит, ветры дуют,

Ливни льются над Россией,

В небе радуга цветная.

Нет земли красивей!

Для меня Россия - белые березы,

Для меня Россия - утренние росы,

Для меня, Россия, ты всего дороже.

До чего на маму ты мою похожа!

Припев. Ты, моя Россия, всех теплом согреешь,

Ты, моя Россия, песни петь умеешь,

 Ты, моя Россия, неразлучна с нами,

Ведь Россия наша - это мы с друзьями.

Припев.

Воспитатель. Откуда произошло само слово «родина»? Послушаем детей, которые нашли в словарях слова, близкие по значению этому слову.

Слова воспитатель записывает на доске.

Воспитатель. Продолжаем разговор о нашей Родине. Наше государство называется Российская Федерация. А чем отличается одно государство от другого? (Ответы воспитанников: языком, на котором разговаривает народ; своими символами, историей, обычаями, традициями, географическим положением.) Назовите основные символы государства. (Ответы воспитанников: герб, флаг, гимн.)

Заранее готовившаяся группа воспитанников рассказывает о символах Российского государства.

1-й воспитаник. Государственный флаг Российской Федерации - это прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - голубого и  нижней - красного цвета.

Появился бело-сине-красный триколор в России в 1693 году: Петр I использовал его в качестве «флага царя Московского». А с 1705 года трехцветное полотнище становится торговым (коммерческим) флагом России. При этом собственного государственного флага у России не было до середины 19 века, и лишь с 1858 года по указанию Александра II в качестве государственного стал использоваться династический черно-желто-белый флаг.

2-й воспитаник. На протяжении второй половины 19 века велись споры: какой из двух флагов считать официальным флагом России. В 1883 году император Александр III распорядился использовать бело-сине-красный флаг в качестве государственного.

В современной России вопрос о смене флага был решен 22 августа 1991 года: красное полотнище Советского Союза заменил исторический триколор. 22 августа - День государственного флага Российской Федерации.

Воспитатель. А что символизируют белый, синий и красный цвета российского флага?

В настоящее время чаще всего используется следующая версия: белый цвет означает мир, чистоту, непорочность, совершенство; синий – цвет веры и верности, постоянства; красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.

3-й воспитаник. Герб России - двуглавый орел - символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Это очень древний герб: он появился 500 лет назад, в 1497 году. Впервые его ввел великий князь московский (великий князь «всея Руси») Иван III Васильевич. Это был герб Московского государства, Русского государства, Российской империи, а теперь это - герб Российской Федерации. Внутри российского герба - герб Москвы: на красном фоне изображен Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона. Герб - это эмблема государства; он изображен на печатях, паспортах, денежных знаках.

Воспитатель. Не только у каждого государства есть свой герб, но и у каждого города. А что изображено на гербе нашего города Алексеевка?

Воспитатель. Еще одним символом Российской Федерации является Государственный гимн. Стихи гимна написал Сергей Михалков на музыку А. Александрова. Запомните, что его нужно слушать и исполнять стоя.

Звучит запись Государственного гимна России.

Воспитатель. А какие прекрасные города есть в нашей России! Сейчас я предлагаю вам разгадать ребусы, в которых зашифрованы названия городов.

Ответы: Воронеж, Белгород, Алексеевка, Москва, Норильск, Тула.

Воспитатель. Молодцы! Однако на наших занятиях мы с вами будем знакомиться не только с символикой России, но и с традициями русского народа. Одним из видов народного творчества являются пословицы и поговорки. Давайте вспомним пословицы и поговорки о Родине.

Конкурс пословиц и поговорок

Примеры пословиц и поговорок о Родине:

1 .Велика святорусская земля, а везде солнышко.

  1. Всякая птица свое гнездо любит.
  2. Всякому мила своя сторона.
  3. Где кто родился, там и пригодился.
  4.  Глупа птица, которой свое гнездо не мило.
  5. Дома и стены помогают.
  6. За морем веселье, да чужое, а у нас и горе, да свое.
  7. На чужой стороне Родина милей вдвойне.
  8. Родина краше солнца, дороже золота.
  1. Родина-землица и во сне снится.
  2. Родная сторона - мать, чужая - мачеха.
  3. Всяк  чужую  сторону хвалит, а сам ни ногой.
  4. На чужой стороне и весна не красна.
  5. Человек без Родины - что соловей без песни.
  6. Родина - мать, умей за нее постоять.
  7. Если народ един, он непобедим. И др.

Воспитатель. Молодцы! А теперь я предлагаю немного поиграть. Сегодня познакомимся с русской игрой, в которую играли еще наши пра-пра_бабушки и пра-пра_дедушки. Игра называется «Почта».

Игра «Почта»

 Игра  начинается с переклички  водящего  (им  может быть воспитатель) с игроками.

Водящий. Динь, динь, динь!

Дети. Кто там?

Водящий. Почта!

Дети. Откуда?

 Водящий. Из города...

 Дети. А что в этом городе делают?

Далее водящий может сказать, что в этом городе танцуют, поют, прыгают и так далее. Все играющие должны выполнять то, что скажет водящий. А тот, кто плохо выполняет задание, отдает фант. Игра заканчивается, как только водящий наберет пять фантов. Играющие, чьи фанты забрал водящего, должны их выкупить. Водящий придумывает для них интересные задания. Затем выбирается новый водящий.

Воспитатель. Издревле на Руси почитались знатоки загадок. В народном фольклоре именно такие герои зачастую оказывались победителями различных состязаний, а иногда даже царями. В каждую загадку вкладывалось немало ценных сведений об окружающем мире. Человек с такими знаниями по праву считался мудрым и смекалистым, сильным и удачливым. Давайте посмотрим, насколько вы смекалисты и мудры.

                                          Загадки

По всем странам славится

Стройная красавица:

Белые одежки,

Золото - сережки,

С расплетенною косой,

Умывается росой. (Береза.)

                         Сидит на ветке,

                         А не птица.

                          Есть рыжий хвост,

                         Да не лисица. (Белка.)

   Кто в беретке ярко-красной

   В черной курточке атласной?

   На меня он не глядит:

   Все стучит, стучит, стучит. (Дятел.)

У нее одежки колки -

Все иголки да иголки.

Звери шутят: «Дядя еж

На нее слегка похож». (Ель.)

Лесом катится клубок,

 У него колючий бок.

 Он охотится ночами  

За жуками, за мышами. (Еж.)

                       Кудри в речку опустила

                       И о чем-то загрустила.

                      А о чем она грустит,

                      Никому не говорит. (Ива.)

Угадайте, что за шапка:

Меха целая охапка.

 Шапка бегает в бору,

У стволов грызет кору. (Заяц.)

                     Сучки - рогатые,

                  Плоды - крылатые,

                 А лист - ладошкой,

                    С длинной ножкой. (Клен.)

Была ягода красна,

Да не так была вкусна.

А мороз ударил

Сахарку прибавил. (Рябина.)

                    Есть травка-полевка,

                   Синяя головка,

                   По краям коронки –

                   Зубчики-воронки. (Василек.)

 Крона - кудрявая,

Сучья - корявые,

А плод - полированный,

Как из меди кованный. (Дуб.)

           

Воспитатель. Хорошо! Посмотрите, на доске расположены иллюстрации животных и растений. Некоторые из них мы уже отгадали. Назовите, каких еще животных и какие растения мы можем встретить на территории нашей Родины.?

Дети называют животных и растения, которые не встретились при отгадывании загадок.

Воспитатель. Посмотрите еще раз на иллюстрации животных и растений России. Как разнообразна природа нашей Родины!

На прошлой неделе мы с вами провели урок рисования на тему «Моя Россия», а сейчас проведем выставку ваших работ.

Дети показывают свои рисунки и рассказывают, что они

на них изобразили и за что они любят свою Родину.

                                         Приложение

Топи да болота,

Синий плат небес.

 Хвойной позолотой

Взвенивает лес.

 Тенькает синица

 Меж лесных кудрей,

Темным елям снится

 Гомон косарей.

По лугу со скрипом

Тянется обоз –

Суховатой липой

Пахнет от колес.

Слушают ракиты

Посвист ветряной...

Край ты мой забытый,

Край ты мой родной!.. (С. Есенин)

Берегите Россию - нет России другой.

Берегите ее тишину и покой,

Это небо и солнце, этот хлеб на столе

И родное оконце в позабытом селе...

 Берегите Россию, без нее нам не жить.

 Берегите ее, чтобы вечно ей быть

 Нашей правдой и силой, всею нашей судьбой.

 Берегите Россию - нет России другой! (Е. Синицын)

Итог.  О чем говорили? Что узнали? Вам понравилось? Поощрения.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Брошюра "Береза - символ Родины моей. Стихотворения рязанских поэтов XX века"

Данный тематический сборник можно использовать для ознакомления учащихся с творчеством рязанских поэтов....

Белокурая береза - символ Родины моей.

дети знакомятся с березой, как достоянием нашей родины...

Белокурая береза – символ Родины моей.

Цели: - актуализация знаний о русской природе; знакомство с художниками,        где есть звучание природы;        ...

Мероприятие «Русская береза - символ Родины моей»

Цель:   Формирование гармонически  развитой личности, усвоившей духовные ценности и традиции русского народа и имеющей сознательную и нравственную позицию....

Занятие "Береза - символ Родины моей"

Материал для  учителей  и  воспитателей  начальной школы. Может использоваться  в  организации внеклассной  работы,  работе  с родителями....