Программа по ритмике - коррекционный курс
рабочая программа по теме

Финенко Кристина Сергеевна

Курс «Ритмика» относится к коррекционно-развивающей области и является обязательным для освоения, удовлетворяя особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР. В рамках данного курса осуществляется развитие двигательной сферы, способствующее совершенствованию произвольной регуляции деятельности, эстетическому воспитанию, основанному на гармонизирующем воздействии музыки и танца, решению психокоррекционных задач и формированию здорового образа жизни. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОРРЕКЦИОННЫЙ КУРС: РИТМИКА. 1 КЛАСС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс «Ритмика» относится к коррекционно-развивающей области и является обязательным для освоения, удовлетворяя особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР. В рамках данного курса осуществляется развитие двигательной сферы, способствующее совершенствованию произвольной регуляции деятельности, эстетическому воспитанию, основанному на гармонизирующем воздействии музыки и танца, решению психокоррекционных задач и формированию здорового образа жизни.

Рабочая программа «Ритмика» ГКОУ ЦИО «Южный»,  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2). Сущность специфических для варианта 7.2 образовательных потребностей в приложении к данному коррекционному курсу раскрывается в соответствующих разделах пояснительной записки, учитывается в распределении коррекционного содержания по годам обучения и в календарно-тематическом планировании.

Общая цель занятий ритмикой заключается в развитии двигательной активности обучающегося с ЗПР в процессе восприятия музыки.

В соответствии с обозначенными во ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ особыми образовательными потребностями определяются общие задачи коррекционного курса:

развитие двигательных качеств  и устранение недостатков физического развития;

развитие выразительности движений и самовыражения;

развитие мобильности;

коррекция недостатков двигательной, эмоционально-волевой, познавательной сфер благодаря согласованному воздействию музыки и движения;

развитие общей и речевой моторики;

 развитие ориентировки в пространстве;

формирование навыков здорового образа жизни и укрепление здоровья.

В 1 классе обозначенные задачи конкретизируются следующим образом:

развитие восприятия музыки в исполнении педагога и аудиозаписи для формирования умений различать и опознавать музыку по темпу, плавности и силе звучания;

формирование и совершенствование двигательных навыков, обеспечивающих развитие мышечного чувства, пространственной ориентировки и координации, четкости и точности движений;

овладение музыкально-ритмической деятельностью в разных ее  видах (ритмическая  гимнастика, танец);

овладение различными формами движения через выполнение их под музыку  (ходьба, бег, танцевальные упражнения и др.);

развитие физической выносливости и силы мышц всего тела;

развитие чувства ритма и  выразительности движений;

эстетическое и эмоциональное развитие обучающихся с ЗПР через приобщение к музыке и танцам;

коррекция познавательной сферы обучающихся с ЗПР и совершенствование регуляции поведения и деятельности.

В 1 классе коррекционный курс ритмики должен включать базовые упражнения, предполагающие скоординированные движения в соответствии с темпом и ритмом музыки. Это позволит в дальнейшем обеспечивать речевое сопровождение движений, согласующихся с музыкой.

Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение курса:

Курс коррекционно-развивающей области «Ритмика» традиционно включается в содержание образования обучающихся с ЗПР. Он является необходимым, потому что типичная для детей эмоциональная незрелость, недостатки регуляции, незначительные двигательные расстройства, проявляющиеся как моторная неловкость, достаточно легко корригируются в ходе занятий ритмикой. Дети на занятиях приобщаются к музыке, учатся воспринимать на слух средства музыкальной выразительности (различать веселые и спокойные мелодии), усваивают метроритм и пр. Благодаря этому развивается не только чувство ритма, музыкальный слух и память, совершенствуется эстетический вкус, но и создаются предпосылки для прогресса в общем психологическом развитии.

Коррекционное значение занятий ритмикой заключается в первую очередь в формировании произвольной регуляции движений, а также системы произвольной регуляции в целом: дети соотносят двигательную активность с музыкой, они подчиняются сложным инструкциям, воспроизводя определенную последовательность движений, а также постепенно автоматизируют сложные двигательные акты. Улучшается также ориентировка в пространстве, в т.ч. ее базовый уровень – ориентировки в схеме тела. У обучающихся совершенствуются двигательные навыки, мышечное чувство, координация, улучшается осанка, повышается жизненный тонус.

Постепенно музыка и движение интегрируются с речевым сопровождением. Последнее развивает слуховую память, способствует четкой артикуляции звуков, выполняет психокоррекционную функцию. Отмечено, что занятия ритмикой положительно влияют на состояние эмоциональной и познавательной сфер, а также развивают творческое воображение.

Музыкальные произведения подбираются таким образом, чтобы оказывать дисциплинирующее и организующее воздействие. Характер произведений подбирается в зависимости от состава обучающихся в конкретном классе, доминирующего эмоционального состояния детей.

Уже в 1 классе решается задача интеграции музыки и движений или движений и речи. Сложные («тройные») связи специально не формируют (это осуществляется в более старших классах начальной школы).

К основным направлениям работы в ходе реализации коррекционного курса «Ритмика» относят:

 восприятие музыки (определение на слух начала и окончания звучания музыки; различение и опознавание на слух громкой, тихой, негромкой музыки; быстрого, медленного, умеренного темпа; различение и опознавание на слух двухдольного, трехдольного, четырехдольного метра (полька, марш, вальс); плавной и отрывистой музыки);

 упражнения на ориентировку в пространстве (простейшие построения и перестроения (в одну или две линии, в колонну, в цепочку, в одну или две шеренги друг напротив друга, в круг, сужение и расширение круга, свободное размещение в зале, различные положения в парах и т.д.); ходьба в шеренге (вперед, назад), по кругу, в заданном направлении, разными видами шага; повороты);

ритмико-гимнастические упражнения (общеразвивающие упражнения, упражнения на координацию движений, упражнение на расслабление мышц);

упражнения с детскими музыкальными инструментами (игра на элементарных музыкальных инструментах (погремушка, металлофон, бубен, ксилофон, барабан, румба, маракас, треугольник, тарелки и др.);

игры под музыку (музыкальные игры и игровые ситуации с музыкально-двигательными заданиями с элементами занимательности, соревнования);

танцевальные упражнения (выполнение под музыку элементов танца и пляски, несложных композиций народных, бальных и современных танцев).

Место курса в общей системе коррекционно-развивающей работы

Изучение курса «Ритмика» тесно связано с изучением учебных предметов «Музыка», «Физическая культура», а также курсом «Психокоррекционные занятия». Его реализация может быть связана с выполнением программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, направленной на поддержание физического и психологического здоровья обучающихся.

Движения под музыку дают возможность воспринимать и оценивать ее характер (веселая, грустная), развивают способность определять содержание музыкального образа. В свою очередь, эмоциональная насыщенность музыки позволяет разнообразить приемы движений и характер упражнений.

Движения под музыку не только оказывают коррекционное воздействие на физическое развитие, но и создают благоприятную основу для совершенствования таких психических функций, как мышление, память, внимание, восприятие. Организующее начало музыки, ее ритмическая структура, динамическая окрашенность, темповые изменения вызывают постоянную концентрацию внимания, запоминание условий выполнения упражнений, быструю реакцию на смену музыкальных фраз.

Задания на самостоятельный выбор движений, соответствующих характеру мелодии, развивают у обучающихся активность и воображение, координацию и выразительность движений.

Занятия ритмикой эффективны для воспитания положительных качеств личности. Выполняя упражнения на пространственные построения, разучивая парные танцы и пляски, двигаясь в хороводе, дети приобретают навыки организованных действий, дисциплинированности, учатся вежливо обращаться друг с другом.

Ритмико-гимнастические упражнения, способствуют выработке у обучающихся с ЗПР необходимых музыкально-двигательных навыков. Необходимы задания на выработку координированных движений, основная цель которых - научить  согласовывать движения рук с движениями ног, туловища, головы.

Во время проведения игр под музыку перед педагогом стоит задача научить детей создавать музыкально-двигательный образ. Причем учитель должен подобрать название, которое определяло бы характер движения, например: «зайчик» (для подпрыгивания), «кошечка» (для мягкого шага), «мячик» (для подпрыгивания и бега) и т. п. Объясняя задание, желательно не подсказывать детям вид движения (надо говорить: «Будете двигаться как…», а не «Бегать», «Прыгать», «Шагать»).

Обучению детей с ЗПР танцам и пляскам предшествует работа по привитию навыков четкого и выразительного исполнения отдельных движений и элементов танца. К каждому упражнению подбирается такая мелодия, в которой отражены особенности движения. Например, освоение хорового шага связано со спокойной русской мелодией, а топающего – с озорной плясовой. Почувствовать образ помогают упражнения с предметами. Ходьба с флажками в руке заставляет ходить бодрее, шире. Яркий платочек помогает танцевать весело и свободно, плавно и легко.

У обучающихся с ЗПР необходимо формировать связь между музыкой и движениями  (ритмико-гимнастические упражнения), движениями и речью (упражнения под проговаривание стихов). Музыка и танец позволяют обобщить умения и навыки, полученные при изучении первых двух разделов.  

В зависимости от целей и задач конкретного занятия педагог может отводить на каждый раздел различное количество времени (по собственному усмотрению). Структура занятий предполагается достаточно свободная, позволяющая сформировать необходимые умения и навыки. В начале и в конце каждого занятия должны быть упражнения на снятие напряжения, расслабление, успокоение.

Каждое занятие предполагает повторение пройденного на предыдущих. Это обязательно для занятий ритмикой, так как основная его часть включает как повторение, так и изучение нового материала. Большинство упражнений выполняется под музыку. Обязательным для каждого занятия является комплекс общеразвивающих упражнений. Он определяется в зависимости от физических особенностей обучающихся с ЗПР.  

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

     Основой программы является музыкально - ритмический материал, который, с одной стороны, представляет основы музыкально-двигательной деятельности, а с другой – содержание, отобранное и проверенное многолетней педагогической практикой, подтвердившей необходимость занятий ритмикой для успешного развития личности обучающихся.

           «Музыка и движение» (основные упражнения) является разделом, который предполагает овладение базовыми знаниями и умениями в области ритмики. На первых занятиях большое значение уделяется объяснению основ организации занятий (как готовиться к занятиям, как строится, входить в зал под музыку и т.д.). Кроме этого обучающихся с ЗПР учат слушать музыку и согласовывать темп своих движений и ее темп. В первой четверти 1 класса детей желательно научить двигаться в темпе музыки, помочь им овладеть элементарными шагами, построениями, перестроениями и прыжками. Необходимо учить первоклассников с ЗПР прохлопыванию и протоптыванию простых ритмических рисунков. На первых занятиях важны такие упражнения как поочередное и одновременное сжимание в кулак и разжимание пальцев рук с изменением темпа музыки.

На каждом занятии проводится комплекс общеразвивающих упражнений. Он может включать выпрямления и повороты головы,  повороты головы, круговые движения плечами («паровозики»), наклоны, движение рук в разных направлениях, отстукивание, сгибание, разгибание ноги в подъеме, упражнения на расслабления мышц и др.

Общеразвивающие упражнения - формируют  осанку, дают возможность согласовывать движения с характером музыки (веселая, грустная), средствами музыкальной выразительности(темпом, динамикой, регистром), развивают способность переживать содержание музыкального образа, что позволяет разнообразить приемы движений и характер упражнений.

 Упражнения с предметами – развивают ловкость, точность движений. Организующее начало музыки, ее ритмическая структура, динамическая окрашенность, темповые изменения вызывают постоянную концентрацию внимания, запоминание условий выполнения упражнений, быструю реакцию на смену музыкальных фраз. Задания на самостоятельный выбор движений, соответствующих характеру мелодии, формируют активность и воображение, координацию и выразительность движений.

 Упражнения на расслабление мышц - помогают снятию мышечного напряжения. Рекомендуется проводить в игровой форме (изобразить маятник, заводную куклу, имитация стряхивания воды с пальцев).

 Упражнения с детскими музыкальными инструментами применяются для развития подвижности пальцев, умения соблюдать ритмичность и координацию движений рук. Этот вид деятельности вызывает уобучающихся живой эмоциональный интерес, расширяет их знания, развивает слуховое восприятие. С помощью музицирования на детских музыкальных инструментах формируются все компоненты музыкального слуха: тембровый, динамический, ритмический, мелодический.

 Игры под музыку - являются важным средством сенсорного развития, в частности развития у обучающихся слуховых ощущений. Они обогащают воспитанников новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, способность к восприятию и различению основных свойств музыкального вкуса, формируют умение создавать музыкально-двигательный образ, ориентироваться в пространстве, помогают в формировании чувства коллективизма, взаимопомощи, дисциплинированности.

       Особенностью раздела «Танцевальные упражнения» является то, что обучению танцам предшествует работа по формированию навыков четкого и выразительного исполнения отдельных движений и элементов танца. К каждому упражнению подбирается такая мелодия, в которой отражены особенности движения (простой хороводный шаг связан со спокойной русской мелодией, а топающий – с плясовой). Почувствовать образ помогают упражнения с предметами. Ходьба с флажками заставляет ходить бодрее, энергичнее. Яркий платочек помогает танцевать весело и свободно, плавно и легко. Задания этого раздела носят не только развивающий характер, но и познавательный. Разучивая движения, обучающиеся знакомятся с их названиями (хороводный шаг, топающий шаг, притоп).

     Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, музыкально-ритмической деятельности.

     Программа ориентирована на формирование умений самостоятельного использования приобретенных навыков в различных видах музыкально-исполнительской деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных дисциплин.

    Обучение ритмике на основе данной программы обладает неисчерпаемыми возможностями воздействия на внутренний мир обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), на формирование коммуникативных навыков, участвует в решении задач по развитию и коррекции высших психических функций (слуховое восприятие, память, мышление, внимание, речь, воображение, мотивация), эмоционально-волевой, двигательной, моторной и социальной сферы.

    Отличительными чертами изучаемого курса является то, что данная программа предусматривает значительный подготовительный период. Практика использования музыкально-ритмических движений показывает, что чем раньше они применяются в коррекционной работе, тем выше результат произвольной деятельности, моторики, пластичности. Развивается умение передавать движениями средства музыкальной выразительности: темп, динамику. Появляется навык танцевальных движений с предметами (ленты, мячи, флажки и т. д.) и без них, сюжетно-образных движений.

    Данный курс предусматривает привлечение знаний, полученных обучающимися на других уроках:

    «Музыка и пение», где обучающиеся знакомятся с музыкальными жанрами, с простейшими музыкальными понятиями, учатся слушать музыку, передавать движениями эмоциональное состояние.

    «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности», где обучающиеся знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание музыкально-ритмических игр и упражнений.

     «Чтение и развитие речи», где обучающиеся знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки ритмопластического спектакля.

     Особенностью организации учебного процесса по данному курсу является непрерывная повторяемость полученных навыков и умений, возвращение к ним на последующих уроках, использование на более сложном материале, включение в них новых элементов,  следовательно, их развитие и совершенствование.

     Успех в обучении ритмике обучающихся класса зависит, с одной стороны – от учета трудностей и особенностей овладения ими музыкально - ритмической деятельностью, а с другой – от учета их психофизических способностей. Состав класса разнороден, поэтому трудности и потенциальные возможности каждого обучающегося своеобразны. В данном курсе имеет место дифференциация учебных требований к разным категориям обучающихся по степени их обучаемости.

Принципы, используемые на уроках ритмики, следующие:

1. Дидактические принципы:

- доступности обучения (обучение на уровне возможностей обучающихся);

- наглядности (иллюстрации, образцы движений, видеозаписи танцевальных композиций);

- индивидуального и дифференцированного подхода, которые предполагают учет особенностей развития высших психических функций и музыкально двигательных способностей;

- систематичности и последовательности( при изучении нового используются навыки и умения, приобретенные ранее );

- связь с жизнью (при знакомстве с новым материалом опираться на имеющийся жизненный опыт обучающихся - предметы и образы окружающего мира, знания, полученные на других предметах);

2. Принципы коррекционно - развивающего сопровождения:

- развитие динамичности восприятия (задания по степени нарастающей трудности, многократной повторяемости с элементами новизны, смена видов деятельности);

- принцип продуктивной обработки информации (от простого упражнения к концертному исполнению сложного танцевального произведения);

- развития и коррекции высших психических функций: (активизация слухового восприятия через музыкально-дидактические игры, исполнение различных упражнений на ориентировку в пространстве, координации движений).

Место учебного предмета в учебном плане:

Согласно учебному плану на изучение предмета отводится 1 час в неделю, 33 часа в год. Курс реализуется во внеурочной деятельности, часы на его реализацию фиксированы в учебном плане.

Требования к результатам освоения учебного предмета «Ритмика»

в 1 классе:

Личностные результаты:

- формировать навыки точного выполнения ритмических движений с учетом индивидуальных требований;

- воспитывать уважение к своей семье, любовь к родителям;

- знакомить с профессиями учитель, воспитатель;

- освоить роль ученика;

- формировать положительные качества и умение управлять своими эмоциями;

- формировать трудолюбие, упорство в достижении цели, дисциплинированность;

- оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм (плохо и хорошо).

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- использовать в своей музыкально-ритмической деятельности простейшие музыкальные инструменты, предметы (флажки, игрушки);

- обнаружение ошибок при выполнении упражнений;

- видение красоты движений;

-выделение и обоснование эстетических признаков в движениях и передвижениях человека.

Познавательные УУД:

- использовать названия движений;

- технически правильное выполнение двигательных действий;

- составлять композиции танцевальных движений с помощью учителя.

Коммуникативные УУД:

- активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности;

- участвовать в парных движениях;

-соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться;

- участвовать в диалоге на уроке.

Предметные результаты:

Базовый уровень:

- выполнение ритмических комбинаций на максимально высоком уровне;

- развитие музыкальности (формирование музыкального восприятия, представления о выразительных средствах музыки);

- развитие чувства ритма, умения характеризовать музыкальное произведение;

- согласовывать музыку и движение.

Минимально достижимый уровень:

- выполнение ритмических комбинаций движений на уровне возможностей обучающихся;

- понимать простейшие музыкальные понятия(быстрый, медленный темп, громкая, тихая музыка);

- определять музыкальные жанры: танец, марш, песня.

Развитие жизненной компетенции:

- развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях;

- осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальны ролей;

- овладение навыками коммуникации.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

В общей системе коррекционно-развивающей работы курс «Ритмика» в 1 классе позволяет проконтролировать наличие позитивных изменений по следующим параметрам: совершенствование двигательных умений и навыков, развитие эмоционально-волевой и познавательной сфер.

В области формирования двигательных умений и навыков:

– умение различать музыку по темпу, плавности и силе звучания для выполнения разнообразных ритмико-гимнастических и танцевальных упражнений;

– умение соблюдать темп движений и выполнять общеразвивающие упражнения в определённом ритме и темпе;

– совершенствование координационных движений (быстрота и точность реагирования на словесные и звуковые сигналы, согласованность действий рук, ног, туловища и др.);

– умение выполнять простейшие построения и перестроения;

– умение ходить в шеренге и разными видами шага;

– овладение простейшими элементами танца;

– умение выразительно передавать различные игровые образы, придумывать варианты образных движений в играх;

– владеть техникой элементарной мышечной релаксации.

В области развития эмоционально-личностной сферы и коррекции ее недостатков:

– проявление волевых и нравственных качеств при подготовке и во время участия в публичных выступлениях (концерты и праздники);

– умение выполнять задания взрослого и не подводить своих одноклассников, действовать в группе слаженно и сообща;

– умение управлять своими эмоциями в процессе взаимодействия со сверстниками;

– умение быть дисциплинированными, проявлять инициативность, ответственность.

В области коррекции недостатков развития познавательной сферы и формирования высших психических функций:

– расширение сферы жизненной компетенции за счет совершенствования ориентировки в пространстве, расширение знаний о танцах и танцевальных шагах, умении регулировать свое поведение на занятиях, концертах и праздниках;

– умение действовать по показу и по речевой инструкции при выполнении упражнений;

– умение контролировать технику выполнения движений, исправлять ошибки после указания на них;

– умение анализировать и творчески применять полученные знания во внеурочное время под руководством взрослого и самостоятельно;

– умение адекватно оценивать собственные физические и творческие возможности;

– овладение индивидуальными комплексами упражнений лечебной и корригирующей гимнастики;

– умение оценивать и распределять физическую и эмоциональную нагрузку в соответствии со своими возможностями.

Содержание программы

Раздел І. «Музыка и движение» (16ч)

Упражнения на ориентировку в пространстве(5ч).

Правильное исходное положение. Ходьба под музыку. Ходьба с высоким подниманием колен. Ходьба с отбрасыванием прямой ноги вперед и оттягиванием носка. Перестроение в круг из шеренги. Бег с высоким подниманием колен. Перестроение в круг из цепочки. Ориентировка в направлении движения вперед, назад. Ориентировка в направлении движения направо, налево; в круг, из круга. Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы.

Общеразвивающие упражнения(4ч)

Упражнения на выработку осанки. Наклоны, повороты головы. Круговые движения плечами. Движения рук в разных направлениях. Движения рук в разных направлениях с предметами. Наклоны и повороты туловища вправо, влево ( с предметами и без). Приседание с опорой и без опоры. Приседание с предметами. Сгибание и разгибание ноги в подъеме, круговые движения стопой, отведение стопы наружу, приведение стопы вовнутрь. Выставление ноги на носок вперед и в стороны. Вставание на полупальцы.

Упражнения на поднимание и опускание рук. Одновременные движения рук: правая – вверх, левая – в сторону; правая рука – вперед, левая – вверх.Прохлопывание простых ритмических рисунков. Выставление левой ноги вперед, правой руки перед собой. Выставление левой ноги в сторону, правой руки в сторону. Изучение позиций рук. Смена позиций рук одновременно. Смена позиций рук отдельно каждой. Провожать движение руки головой. Провожать движение руки взглядом. Протопывание простых ритмических рисунков.

Упражнения на расслабление мышц(3ч)

Поднять руки в стороны, уронить руки вниз, быстрым движением потрясти кистями. Поднять плечи выше и свободно опустить. Свободные круговые движения рук. Перенесение тяжести тела с пяток на носки и обратно. Перенесение тяжести тела с одной ноги на другую.

Раздел IІ . Упражнения с детскими музыкальными инструментами.(3ч)

Движения кистей в разных направлениях. Поочередное и одновременное сжимание в кулак и разжимание пальцев рук в зависимости от изменения темпа музыки. Выделение пальцев рук. Упражнения для пальцев рук на детском пианино. Отстукивание простых ритмических рисунков на барабане , бубне отдельно каждой палочкой. . Отстукивание простых ритмических рисунков с проговариванием стихов, попевок.

Раздел IІI. Игры под музыку (4ч)

Выполнение ритмичных движений в соответствии с характером музыки (веселый, грустный), с динамикой (громко, тихо), с регистром (высокий, низкий). Изменение направления и формы ходьбы в соответствии с изменениями в музыке. Изменение направления и формы бега в соответствии с изменениями в музыке. Поскоки. Передача притопами, хлопками акцентов в музыке . Игра с погремушками. Выполнение имитационных упражнений и игр. Игра с флажками. Игра с пением. Игра с речевым сопровождением.

Раздел ІV. Танцевальные упражнения(10ч)

Знакомство с танцевальными движениями. Бодрый шаг. Топающий шаг. Легкий бег. Бег на полупальцах. Подпрыгивание на двух ногах. Прямой галоп. Маховые движения рук. Элементы русской народной пляски: простой хороводный шаг, шаг на всей ступне (для девочек-с платочком). Притопы одной ногой и поочередно. Выставление ноги с носка на пятку. Движения парами: бег, кружение на месте, ходьба.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

В качестве учебно-методического обеспечения работы с детьми рекомендуется использовать следующие методические разработки и пособия:

1. Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение. - М.; Просвещение, 1984. - 288 с.

2. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. - СПб.: Петербургский центр творческой педагогики "Аничков Мост", 2015. - 196 с.

3. Зимина А.Н. Образные упражнения и игры в музыкально-ритмическом развитии детей 4-8 лет. - М.: Гном-Пресс, 1998. - 32 с.

4. Коренева Т.Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста: уч.- мет. пособие. В 2 ч. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 104 с.

5. Лифиц И.В. Ритмика: уч. пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. -223 с.

6.Луговская А. Ритмические упражнения, игры и пляски. - М.: Советский композитор, 1991. - 112 с.

7.Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика; уч. пособие / Под ред. Е.А. Медведевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 224 с.

8.Овчинникова Т.С., Симкина А.А. Музыка, движение и воспитание. - М.: КАРО; СПб, 2011. - 77с.

9.Чибрикова-Луговская А.Е. Ритмика. - М.: Дрофа, 1998. - 104 с.

Материально-техническое обеспечение

Для проведения занятий по ритмике нужен достаточно большой, просторный зал, желательно с зеркалами на одной стене и хорошим освещением. Кроме того, необходим магнитофон для воспроизведения музыкальных произведений или музыкальные инструменты (фортепиано, баян), под аккомпанемент которых будут выполняться ритмические упражнения. Для проведения общеразвивающих упражнений могут быть нужны гимнастические палки, ленты, обручи и др.


Тематическое планирование по предмету «Ритмика» в 1 классе

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

1

ТБ на уроке. Игры на развитие пространственной ориентации.

«Дорога в школу»

1

Введение новых знаний

2

 Игры на развитие зрительного и слухового восприятия.

«На чем играл Зайка?»

1

Урок - игра

3

Игра на развитие координации движения и внимания.

«Колобок»

1

Обучающая игра

4

Подвижные игры под музыку.

«Вокруг стульев»

1

Обучающая игра

5

Упражнения для развития мелкой моторики рук.

«Кто быстрей»

1

Урок - практикум

6

Комплекс общеразвивающих упражнений.

№1

1

Урок - практикум

7

Упражнения с предметами.

«Мяч по кругу»

1

Урок - практикум

8

Игры на развитие пространственной ориентации.

«Спрячься»

1

Урок - практикум

9

Игры на развитие зрительного и слухового восприятия

«Шагаем и прыгаем»

1

Урок - игра

10

Игра на развитие координации движения и внимания.

«Зоопарк».

1

Урок – путешествие

11

Подвижные игры под музыку.

«Светофор»

1

Обучающий - урок

12

Упражнения для развития мелкой моторики рук с предметами.

«Карандаш»

1

Урок - развития

13

Комплекс общеразвивающих упражнений.

№2

1

Урок - практикум

14

Упражнения с предметами.

«Догони мяч»

1

Урок - игра

15

Игры на развитие пространственной ориентации.

«Кто правильно назовет»

1

Урок - практикум

16

Игры на развитие зрительного и слухового восприятия.

«Звени, колокольчик»

1

Урок - практикум

17

Игра на развитие координации движения и внимания.

«Сова и мышата»

1

Ролевые игры                                                                                                                                                                                                                                            

18

Подвижные игры под музыку

«Пожалуйста»

1

Обучающая - игры

19

Упражнения для развития мелкой моторики рук.

«Зарядка для кисти рук»

1

Урок - фантазия

20

Комплекс общеразвивающих упражнений.

№4

1

Урок - практикум

21

Упражнения с предметами.

«Пирамида»

1

Урок - соревнование

22

Игры на развитие пространственной ориентации.

«В гостях у диких зверей»

1

Урок - развития

23

Игры на развитие зрительного и слухового восприятия.

« Говори или делай»

1

Урок - практикум

24

Игра на развитие координации движения и внимания.

«Волк и козлята»

1

Урок  - игра

25

Подвижные игры под музыку.

«Тень»

1

Урок - фантазия

26

Упражнения для развития мелкой моторики рук.

«Умелые ладошки»

1

Урок - развития

27

Комплекс общеразвивающих упражнений.

№3 с мячом

1

Урок - практикум

28

Упражнения с предметами.

«Ловишка в кругу»

1

Урок - соревнование

29

Игры на развитие пространственной ориентации.

«Жмурки с колокольчиком»

1

Урок - игра

30

Игры на развитие зрительного и слухового восприятия.

«Займи место, поменяйся!»

1

Урок - практикум

31

Игра на развитие координации движения и внимания.

«Меткие стрелки»

1

Урок - соревнование

32

Повторение. Подвижные игры под музыку. Игры с предметами

1

Урок - обобщение

33

Повторение. Упражнения для развития мелкой моторики рук.

1

Урок - обобщение



Предварительный просмотр:

Тематическое планирование. Коррекционная ритмика. 1 класс.

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля

Элементы дополнительного необязательного содержания

1

ТБ на уроке. Игры на развитие пространственной ориентации.

«Дорога в школу»

1

Введение новых знаний

Описание занятия. Беседа «По дороге к школе». Оборудование: лист бумаги, карандаш.

Ребенок вспоминает и рассказывает,  где по дороге в детский сад он видел школу, что было возле нее,  в каком направлении надо к ней идти, где сделать поворот и т. д. Затем ребенок составляет схему пути в школу.

Уметь ориентироваться в открытом пространстве, развивать память,  умение составлять схему пути.

Текущий

Игры на внимание. Прослушивание песен «О школе».

2

 Игры на развитие зрительного и слухового восприятия.

«На чем играл Зайка?»

1

Урок - игра

Развивать слуховое внимание.

Оборудование: ширма или экран, игрушечный зайка (мишка, кукла или другая игрушка), барабан, гармошка, погремушки.

Описание занятия. Педагог показывает поочередно барабан и гармошку, ученики называют их. Показывает их звучание, дает детям самим извлечь звучание этих музыкальных инструментов. Ставит оба инструмента на стол. Играет на барабане и гармошке. Приходит Зайка  (Мишка или кукла) и говорит, что хочет поиграть, только он спрячется, а дети должны будут угадать, на чем Зайка будет играть. Педагог ставит на стол ширму или экран, закрывает от детей Зайку и инструменты. Бьет по барабану, снимает ширму и спрашивает, на чем играл Зайка. Дети отвечают или показывают. Зайка снова стучит по барабану в присутствии детей. В третий раз Зайка играет за ширмой на гармошке.

Уметь различать звучание двух различных музыкальных инструментов (барабана и гармошки);

Знать и различать звуки.

Текущий

Игра «Оркестр». Поочерёдная игра на инструментах по команде учителя. Музыкальное сопровождение.

3

Игра на развитие координации движения и внимания.

«Колобок»

1

Обучающая игра

Описание занятия. Понадобится мячик. Игра развивает скорость реакции, гибкость и подвижность. Участники игры садятся на стульчики, организовав круг. В центр круга выходит водящий - «лиса» - его задачей будет поимка мяча - «колобка». Участники стараются так передать мячик друг к другу, чтобы лиса не смогла его поймать. Лисой становится тот участник, который не смог уберечь мяч от водящего.

Уметь выполнять передачу мяча, удерживая в руках, удерживать равновесие, внимательно слушать учителя.

Знать последовательность движений.

Текущий

Игра «Картошка». Музыкальное сопровождение.

4

Подвижные игры под музыку.

«Вокруг стульев»

1

Обучающая игра

Описание занятия. Музыкальное сопровождение. Цель: развитие быстроты реакции и движений. Количество игроков может быть любым. Инвентарь: два стула, шнур длиною 3,5—4 метра. Стулья ставят спинками кдруг другу на расстоянии 6—8 шагов. На них садится пара играющих. По сигналу оба встают и начинают передвижение вправо (влево), вокруг противоположного стула. Кто первый сядет на свой стул, тот победитель. Дополнить игру различными упражнениями (на усмотрение учителя0

Уметь быстро реагировать, внимательно слушать команду.

Знать правила игры.

Текущий

Игровое задание можно усложнить — написать мелом на полу свое имя, завязать бантик из подвешенной ленточки, бросить мяч в цель, выдернуть первым шнур, протянутый под стульями, и т. д.

5

Упражнения для развития мелкой моторики рук.

«Кто быстрей»

1

Урок - практикум

Описание занятия. Гимнастика для пальцев рук. Развитие мелкой моторики кисти, быстроты и точности движений. Количество игроков должно быть четным. Инвентарь: 6 метров веревки, две палочки, лента. К двум круглым палочкам привязывают концы шестиметрового шнура. В середине прикрепляют цветную ленту. Одну палку держит первый игрок, другую — второй. По сигналу оба начинают наматывать шнур на свою палочку. Побеждает тот, кто первым накрутит его до середины.

Пазлы, складывание простых картинок.

Уметь выполнять задание по образцу учителя, подчиняться общим правилам, выполнять упражнения под музыку.

Знать название каждого пальчика у себя, показывать у соседа.

Текущий

Методические указания. Если играют несколько пар детей, игру можно продолжать до тех пор, пока не будет выявлен один, самый ловкий, игрок.

6

Комплекс общеразвивающих упражнений.

№1

 1

Урок - практикум

Описание занятия.Под музыкальное сопровождение.

1. «На носок».И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены. 1-наклон головы вправо (влево), правая (левая) нога в сторону на носок, поднять правую (левую) руку в сторону; 2-и.п. Пов:6-8 раз.

2. Наклоны в стороны.И. п.: то же, руки к плечам. 1-наклон вправо (влево), 2-и.п.,3-наклон вправо (влево) с рукой, 4-и.п. Пов4-6 раз.

 3. Наклоны вниз. И.п.: то же. 1- наклон вперёд, руки в стороны,2-и.п.,3-наклон вниз, достать пола, 4-и.п. Пов:4-6 раз.

4. «Играем носочками».И.п.: сидя на стульчике, ноги вместе, упор рук сзади. Поочерёдно поднимаем и опускаем носочки.

5. «Ножницы».И.п.: сидя на стульчике, руки перед собой. Крестные движения прямых рук.

6. «Лодочка». И.п.: стоя перед стульчиком, руки прямо. 1-поднять прямые руки вверх, прогнуть спину,2-и.п. Пов:6-8 раз.

7. Повороты.И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки к плечам. 1-поворот вправо (влево), правую (левую) руку отвести назад, посмотреть на ладошку,2-и.п. Пов:6-8 раз.

8. Прыжки. И.п.: ноги вместе, руки на поясе.. Чередовать с дыхательными упражнениями или ходьбой.

Уметь выполнять упражнения строго по команде, удерживая равновесие.

Знать упражнения на восстановление дыхания.

Текущий

Комплекс упражнений может меняется в зависимости от индивидуальных особенностей учеников.

7

Упражнения с предметами.

«Мяч по кругу»

1

Урок - практикум

Описание занятия. Упражнения с мячом. Развитие внимания и точности движений. Инвентарь: мяч. Играющие образуют круг и рассчитываются на первый-второй. Первые номера — одна команда, вторые номера — другая. Два рядом стоящих игрока — капитаны, в руках у них по мячу. По сигналу капитаны передают мяч по кругу игрокам своей команды, то есть через одного. Мяч должен как можно быстрее вернуться к капитану.

Уметь удерживать мяч в руках, выполнять упражнения по команде учителя.

Знать правила игры и следовать им.

Текущий

Сложность задания меняется в зависимости от того как справляются ученики.

Игра «Съедобный – несъедобный»

8

Игры на развитие пространственной ориентации.

«Спрячься»

1

Урок - практикум

Описание занятия. Для игры потребуется длинный воздушный шарик или мягкая игрушка. Дети сидят. Водящий проходит с шариком, ведя его над головами детей, стараясь кого-нибудь шариком коснуться. Дети прячутся (в зависимости от своей подвижности). Прятаться можно по-разному, например, втянуть голову в плечи, наклонить голову вправо или влево, вперед или назад, или закрыть голову руками (рукой). Если у детей работают предплечья и кисти, они сидят, положив руки на колени ладонями вверх. На этот раз водящий старается задеть шариком или игрушкой их ладони, а они прячут ладони (разворачивая кисть ладонями к ногам).
Так же (поворачиваясь или закрывая рукой) можно прятать ушки, носики и т.п.

Знать правила игры, добавлять новые правила.

Уметь играть дружно помогая слабым, удерживать равновесие во время игры.

Текущий

Игра «Горячо – холодно» (прячем куклу)

9

Игры на развитие зрительного и слухового восприятия

«Шагаем и прыгаем»

1

Урок - игра

Описание занятия. Оборудование: барабан, бубен.

1 вариант: Дети стоят в ряд, повернувшись к педагогу. Он стоит около маленького стола, на нем лежат музыкальные инструменты- бубен и барабан. Педагог объясняет, что под бубен нужно прыгать, а под звуки барабана- шагать. Показывает, как это делать: берет в руки барабан, ударяет по нему и одновременно шагает на месте; берет в руки бубен , играет и прыгает в такт ударам. Затем дети подражают действиям педагога: шагают под звуки барабана и прыгают под бубен.

2 вариант: Дети действуют самостоятельно, а не по подражанию педагогу. Взрослый просит детей внимательно слушать: если он будет играть на барабане, надо будет шагать, а если он будет бить в бубен, то нужно будет прыгать. С окончанием звучания необходимо прекратить свои действия. Перед звучанием того или иного инструмента педагог делает паузы. Если дети часто ошибаются  и не знают, что надо делать, педагог может переходить к подражанию или использует знакомые детям игрушки, которые позволят детям выполнять нужные действия по подражанию.

Уметь различать звучание различных инструментов и действовать на каждое звучание по-разному: под звуки барабана- шагать, под звуки бубна- прыгать.

Текущий

Добавление в игру других инструментов. Выполнение игры под музыкальное сопровождение.

10

Игра на развитие координации движения и внимания.

«Зоопарк».

1

Урок – путешествие

Описание занятия. Музыкальная разминка «У жирафа пятна» Железновой. Развивает слух, координацию движений и голосовые связки. Участники становятся в круг на расстоянии вытянутой руки друг от друга и закрывают глаза. Руководитель подходит к каждому участнику по отдельности и на ухо шепчет название какого-либо животного или показывает картинку с изображением животного. Животных должно быть не более шести, в зависимости от количества участников. Лучше выбрать таких, которые знакомы участникам - дети хорошо знают их «разговор» и могут его воспроизвести. Например, мяуканье кошки или мычание коровы. Важно, чтобы соседи по игре не слышали, какое животное вы называете игроку. Также важно называть животных вразброс, чтобы представители одной команды находились в разных местах круга. После того, как руководитель назвал животных всем участникам игры, играющие должны начать громко кричать на языке того животного, которое им назвали. Для кошки, например, это будет «мяу». Кричать самому и прислушиваться к тому, что кричат другие. Осторожно двигаясь, дети должны найти участников своей команды и сбиться в «стаи». Как показывает практика, на игровой площадке слышится звонкий детский смех и ребята часто просят повторить игру снова.

Уметь выполнять движения одновременно со словами под музыку, удерживая равновесие, подчиняться общим правилам во время игры.

Знать последовательность движений в музыкальной разминке.

Текущий

Вводная беседа «Зоопарк». Презентация

11

Подвижные игры под музыку.

«Светофор»

1

Обучающий - урок

Описание занятия. Музыкальная разминка, песня Железновой «Автобус». Начинается игра. Каждому ребенку раздаются кружочки с определенным цветом: красным, желтым или зеленым. Ведущий держит в руках такие же кружочки. Он и «включает» светофор – поднимает над головой кружочек одного из цветов. Если поднимается красный, то начинают ездить дети с красными кружочками, остальные стоят и ждут своей очереди, как только «загорается» другой цвет, катающиеся дети останавливаются, а кататься начинают другие.

Уметь быстро реагировать, внимательно слушать команду, слушать музыку.

Знать правила игры, правила ПДД

Текущий

Повторение правил ПДД.

12

Упражнения для развития мелкой моторики рук с предметами.

«Карандаш»

1

Урок - развития

Описание занятия.

 Под музыкальное сопровождение.

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

«Орехи».

Научился два ореха

Между пальцами держать.

Это в школе мне поможет

Буквы ровные писать.

«Бусинки-горошинки».

Покатаю я в руках

Бусинки, горошинки.

Станьте ловкими скорей,

Пальчики, ладошки.

Рисование пальчиками «Карандаши».

Уметь выполнять упражнения с предметами, удерживая в руках, проговаривая слова за учителем.

Знать правила.

Текущий

Упражнения для глаз, туловища.

13

Комплекс общеразвивающих упражнений.

№2

1

Урок - практикум

Описание занятия. Под музыкальное сопровождение.

Плохо стоящие ученики придерживаются за стульчик.

1. «Ножницы в движении». И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, прямые руки перед собой. Крестные движения рук перед собой вверх и вниз.

2. Наклоны в стороны. И. п.: то же, руки за головой. 1-наклон вправо (влево),2-и.п. Пов:6-8 раз.

3. Пружинка. И.п.: о.с., руки на поясе. Сделать несколько пружинистых приседаний.

4. «Носочек прыгает». И.п.: сидя на стульчике, упор рук сзади. Согнуть одну ногу, острым носочком касаться пола с одной стороны другой ноги, с другой. То же другой ногой.

6. «Сядь». И.п.: сидят на стульчиках, 1-встать, 2и.п. Пов:6-7 раз.

7. «Колечко». И.п.: сидя на стульчике, руки перед грудью. 1- сделать кольцо руками, 2- поднять над головой, 3- И.п.

8. Прыжки. И.п.: ноги вместе. Чередовать с дыхательными упражнениями или ходьбой.

Уметь выполнять упражнения строго по команде, удерживая равновесие.

Знать упражнения на восстановление дыхания.

Текущий

Комплекс упражнений может меняется в зависимости от индивидуальных особенностей учеников.

Игра «Паровозик».

14

Упражнения с предметами.

«Догони мяч»

1

Урок - игра

Описание занятия. Участники игры образуют круг, становясь друг от друга на расстоянии шага, лицом в центр. С помощью считалочки выбирается водящий, которому дается в руки мяч. Он становится в центр образованного круга и, называя одного из участников по имени, шлепает мяч таким образом, чтобы тот отскочил в сторону названного ребенка. Тогда этот участник должен поймать отскочивший к нему мяч и шлепнуть по нему ладонью заданное ранее число раз (не более пяти) таким образом, чтобы в результате тот вернулся к водящему. Далее водящий так же отправляет мяч следующему участнику, до тех пор, пока мяч не упадет, а участник, упустивший его, не займет место ведущего.

Уметь удерживать мяч в руках, выполнять упражнения по команде учителя.

Знать правила игры и следовать им.

Текущий

Игра «Горячая картошка»,  упражнения с мячом

15

Игры на развитие пространственной ориентации.

«Кто правильно назовет»

1

Урок - практикум

Описание занятия.Игры  на ориентировку в пространстве с точкой отсчета "от себя" и "от предметов".  В игре ребенок показывает правую руку и называет, что находится справа, а затем ему предлагают закрыть глаза, повернуться на одном месте несколько раз. Затем открыть глаза, опять показать правую руку и назвать то, что находится справа от него. Таким образом, проводится работа и с левой рукой.   Игра «Путаница», учитель путает учеников, показывая неправильно.     

Уметь определять  пространственные отношения между собой  и окружающими объектами.

Текущий

Игра «Нос, пол, потолок».

16

Игры на развитие зрительного и слухового восприятия.

«Звени, колокольчик»

1

Урок - практикум

Описание занятия.Оборудование: колокольчик с достаточно громким и приятным звуком.

Ход игры: Дети гурьбой стоят около педагога. Педагог показывает колокольчик, называет его, просит прислушаться  к тому, как звенит колокольчик. Дает детям позвенеть. Потом предлагает детям поиграть: дети должны отвернуться или закрыть глаза, а взрослый тихо отойти и позвенеть колокольчиком. После этого дети должны открыть глаза или повернуться и быстро подбежать к педагогу. Если дети не смогут выполнить просьбу педагога, то необходимо привлечь к игре второго взрослого. Педагог недалеко отходит от детей и останавливается на видном месте. Что бы дети могли проверить правильность своих действий зрительно. В дальнейшем расстояние увеличивается, как позволяет уровень остаточного слуха детей.

Уметь определять направление в пространстве; продолжать развивать слуховое внимание; действовать по звуковому сигналу

Текущий

Беседа «Звуки, которые нас окружают»

17

Игра на развитие координации движения и внимания.

«Сова и мышата»

1

Ролевые игры                                                                                                                                                                                                                                            

Описание занятия. Из всех участников игры выбирают «сову», а остальные будут «мышатами». «Сова» сидит в гнезде, расположенном сбоку от игровой площадки. По команде ведущего начинается день, «мышата» выходят на площадку и начинают бегать, прыгать, изображать других животных или насекомых. По команде ведущего, объявляющего наступление ночи, «мышата» застывают в позе, которую они только что приняли, а «сова» вылетает из гнезда на поиски «мышат». Как только «сова» замечает пошевелившегося «мышонка», она уводит его в гнездо. Так повторяют несколько раз. Побеждает тот, кто ни разу не попался «сове». Также можно выделить лучшую «сову», поймавшую больше всех «мышат».

Уметь двигаться удерживая равновесие, подчиняться общим правилам во время игры.

Знать правила игры, ТБ во время подвижных игр.

Текущий

Игра «День – ночь» Под музыкальное сопровождение.

18

Подвижные игры под музыку

«Пожалуйста»

1

Обучающая - игры

Описание занятия. Беседа «Волшебные слова». Развитие произвольности, слухового внимания.

Дети становятся в круг. Ведущий показывает разнообразные движения, а остальные дети должны их повторить , но только если ведущий скажет волшебное слово - "Пожалуйста " .Ошибающиеся дети выходят из игры.

Уметь выполнять движения, подражая учителю; слушать музыку.

Текущий

Презентация «Волшебные слова».

19

Упражнения для развития мелкой моторики рук.

«Зарядка для кисти рук»

1

Урок - фантазия

Описание занятия. 1. Поочередное соединение всех пальцев с большим пальцем. Одно слово – одно соединение.

Ищет птичка и в траве,
И на ветках, и в листве.
И среди больших лугов
Мух, червей, слепней, жуков
.

2. Упражнение “ Кулак – ладонь– ребро” или “кулак – ладонь”.

Один кулак – одна ладошка,
И поменяй их быстро, крошка!
Теперь ладошка и кулак,
И все быстрее делай так!

3. Упражнение “Пианист”. Пальцы на столе. На каждый слог стихотворения перебираем пальцами как по клавишам пианино.

Пианист Бемоль в музыке король.
Говорит Бемоль ноты, как пароль:
До, ре, ми, фа, соль, принесите соль.
До, ре, ми, фа, соль, посолить фасоль.

Игра – мозаика «Цветы».

Уметь выполнять упражнения, соединяя поочерёдно пальцы рук,  проговаривая слова за учителем.

Знать правила, последовательность движений проговаривая слова за учителем.

Текущий

Рисование пальчиками цветы

20

Комплекс общеразвивающих упражнений.

№4

1

Урок - практикум

Описание занятия. Под музыкальное сопровождение.

1. Наклоны головы. И.п.: о.с. 1-присесть на стул, правую руке в сторону, наклон головы вправо,2-то же влево,3- то же вперёд обе руки,4-то же назад. Пов:4-6 раз.

2. Наклоны в стороны. И.п.:сидя на стуле, руки к плечам. 1-наклон вправо,2-и.п.,3- наклон вправо с рукой,4-и.п.,5- поворот вправо с рукой,6-и.п. То же влево. Пов:2-4 раза.

3. Наклоны вниз. И.п.: то же. 1- наклон вперёд, руки в стороны,2-и.п.,3-наклон вниз, достать ноги, 4-и.п. Пов:4-6 раз.

4. «Играем носочками». И.п.: сидя на стуле, ноги согнуты в коленях, упор рук сзади. Поочерёдно ставим на пол  носочки и пятки (если не получается, то двигаем ступнями).

5. «Ножницы». И.п.:сидя на стуле. Крестные движения ног.

6. «Сядь». И.п.: стоя перед стульчиком. 1-сесть, 2и.п. Пов:6-8 раз.

7. «Лодочка».И.п.:сидя на стульчике, руки прямо. 1-поднять прямые руки, прогнуть спину и покачиваемся ,2-и.п. Пов:8-9 раз.

8. Кошечка..И.п.: стоя опиравшись о парту. Прогибать спинку.

9. Прыжки.И.п.: ноги вместе.  Чередовать с дыхательными упражнениями или ходьбой.

Уметь выполнять упражнения строго по команде, удерживая равновесие.

Знать упражнения на восстановление дыхания.

Текущий

Выполнение упражнений под музыку. Упражнения для глаз.

21

Упражнения с предметами.

«Пирамида»

1

Урок - соревнование

Описание занятия. Рисуется кольцо, которое делится на шесть секторов. В его центре строится небольшая пирамидка из семи плоских предметов. От центра отсчитывают примерно десять шагов и проводят линию. Участники разделяются на две команды (игроков и водящих). Игроки становятся за проведенную линию и по очереди катят мяч, стараясь попасть в пирамидку. Когда им это удается, они разбегаются в стороны, чтобы потом попытаться разложить предметы из разбитой пирамидки по секторам и в центр. В это время водящие, у которых остается мяч, должны не допустить этого, выбивая игроков мячом. Если игрокам удается разложить предметы в заданные места, они побеждают. Если водящие выбивают из игры всех игроков, то победа за ними.

Уметь играть в команде, соблюдая ТБ, помогать слабым, удерживать равновесие.

Знать правила игры.

Текущий

Собрать пирамидку одной рукой. Правила игры могут быть упрощены, в зависимости от индивидуальных особенностей учеников

22

Игры на развитие пространственной ориентации.

«В гостях у диких зверей»

1

Урок - развития

Описание занятия. Разминка.

И.п.: о.с. прямые руки перед собой. 1-присесть на стул, согнуть правую (левую) руку в локте,2-и.п. Пов:8 раз.

2. Наклоны в стороны. И. п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе.1-наклон вправо (влево) с рукой, 2-и.п.

Пов:8 раз.

3. На охоте.И.п.: стоя, ноги шире ширины плеч, руки перед собой (имитация бинокля), 1- поворот ВЛ, 2- поворот ВП, 3- И,п.

4. «На охоте»

 5. «Зайка прыгает». Прыжки, руки перед собой (имитация лапок). 6. «На охоте»

7. «Совушка». Восстановительная дыхательная гимнастика. 8. «На охоте»

9. «Волк». Лёгкий бег до своих мест.

8. Подвижная игра «У медведя во бору»

Чередовать с дыхательными упражнениями или ходьбой.

Уметь выполнять упражнения согласно требованиям, удерживать равновесие, внимательно слушать учителя.

Знать правила игры.

Текущий

Беседа или презентация «Дикие звери». Музыкальное сопровождение игры.

23

Игры на развитие зрительного и слухового восприятия.

« Говори или делай»

1

Урок - практикум

Описание занятия. Развитие внимания и произвольности. Учитель предлагает детям сыграть в игру в вопросы, но предупреждает, что отвечать на вопросы можно только после слова «Говори!» или выполнять действие после слова «Делай!». После вопроса бросать мяч ,сделать паузу и лишь потом сказать "Говори!". Вопросы могут быть любыми, например:

- Сколько тебе лет?....."говори!".

- Как тебя зовут ?......"говори!".

- Какого цвета на тебе платье?..." говори!".

- Какое сейчас время года?...."говори!".

- Наклоны! … «делай!».

- Марш! … «делай!».

Комментарий: включение в игру мячика усложняет ее, но и делает более интересней.

Уметь до конца выслушивать команду учителя, внимательно слушать, следить за другими учениками и исправлять их.

Знать правила игры, придумывать новые.

Текущий

Игра «Съедобный  -несъедобный».

24

Игра на развитие координации движения и внимания.

«Волк и козлята»

1

Урок  - игра

Описание занятия. Посредине игровой площадки проводят две линии (не обязательно параллельные), расстояние между которыми составляет от 70 до 100 см, это ров. С одной стороны рва обозначают дом, а с другой – пастбище. Среди всех игроков выбирают того, кто будет «волком», и он занимает территорию рва. Остальные участники игры – «козлята», которые находятся на участке дома. По команде ведущего «козлята» отправляются на пастбище, перепрыгивая через ров, а задача «волка» - поймать как можно больше «козлят» (которые тут же отпускаются). Побеждает тот «козленок», которого ни разу не поймал «волк», а также «волк», поймавший наибольшее количество «козлят».

Уметь двигаться удерживая равновесие, подчиняться общим правилам во время игры.

Знать правила игры, ТБ во время подвижных игр.

Текущий

Прослушивание песни «Мамы – козы»

25

Подвижные игры под музыку.

«Тень»

1

Урок - фантазия

Описание занятия. Вводная беседа «Откуда появляется тень». Внимание к другому. Играющие составляют пары. Один исполняет роль тени, в точности копируя то, что изображает партнер: собирает ягоды, ловит бабочек . Если играющие испытывают затруднения, то по просьбе взрослого кто-то из детей наглядно изображает пример. По ходу играющие меняются местами.

Уметь отвлечь детей от собственного Я и на отношение к себе ровесников: обратить внимание ребенка на других детей.

Текущий

Музыкальное сопровождение игры.

26

Упражнения для развития мелкой моторики рук.

«Умелые ладошки»

1

Урок - развития

Описание занятия. Комплекс упражнений

 Развитие  мелких  движений  пальцев, сгибательных  и  разгибательных  мышц,  их  гибкости, согласованных  действий  обеими  руками.

Работа с конструктором.

Уметь выполнять упражнения, соединяя поочерёдно пальцы рук,  проговаривая слова за учителем.

Знать правила, последовательность движений проговаривая слова за учителем.

Текущий

Рисование пальчиками пластилином.

27

Комплекс общеразвивающих упражнений.

№3 с мячом

1

Урок - практикум

Описание занятия.

1. «На носок». И. п.: о.с. руки с мячом за головой.1- поднять руки вверх, посмотреть на мяч, ,2- и.п. Пов:5-7 раз. 2. Наклоны в стороны. И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, мяч внизу.1- поднять мяч вверх,2- наклониться вправо (влево), 3-4 и.п. Пов:6 раз.

3. Наклоны вниз. И. п.: стоя, ноги шире ширины плеч, мяч прижат к груди.1-наклониться вниз, показать мяч соседу сзади,2- и.п.

 Пов:5-7 раз.

4. Приседания. И. п.: о.с. мяч прижат к груди.1- присесть, вынести мяч вперёд,2- и.п. Пов:6-7 раз.

5.«Подними». И. п.: сидя на стульчиках, мяч зажат между коленяминог.1- поднять руками мяч вверх,2- и.п. Пов:5-7 раз.

6. «Вставай». И. п.:сидя на стульчиках, мяч в руках,.1- мах руками, встать, не выпуская мяч,2- и.п. Пов:6 раз.

7. Махи ногами. И. п.: о.с. мяч в руках над головой.1- опустить мяч на поднятое правое (левое) колено,2- и.п. Пов:6-8 раз.

8.Повороты.

И. п.: стоя на коленях, мяч прижат к груди.1- поворот вправо (влево), положить мяч между ног,2- и.п.,3- поворот вправо (влево), взять мяч,4- и.п. Пов:6 раз.

9. Прыжки с зажатым между коленами мячом. Чередовать с ходьбой.

Уметь выполнять упражнения с предметами, удерживать равновесие, соблюдать правила безопасности при подвижной игре.

Знать ТБ поведения на занятии, правила игры.

Текущий

Игры на внимание под музыку с мячом.

28

Упражнения с предметами.

«Ловишка в кругу»

1

Урок - соревнование

Описание занятия (Если работают руки). Для игры потребуется веревочка, связанная в круг. Дети сидят в кругу, держась за эту веревочку. Водящий ходит внутри круга и старается коснуться рук кого-нибудь из игроков, но ловить он может только тех детей, которые держатся за веревочку. Поэтому, как только ребенок видит опасность, он просто отпускает веревочку, а когда водящий уходит, снова берется за нее. Если веревочку отпустят все дети, то они проиграют (вот именно поэтому им все время необходимо за эту веревочку браться). Игра хорошо помогает развивать работу, как кисти, так и всей руки.

Уметь выполнять упражнения с предметами, удерживать равновесие, соблюдать правила безопасности при подвижной игре.

Знать ТБ поведения на занятии, правила игры.

Текущий

Игра «Горячо – холодно»

29

Игры на развитие пространственной ориентации.

«Жмурки с колокольчиком»

1

Урок - игра

Описание занятия. Учить детей при помощи слуха определять направления движущихся предметов.

Оборудование: темная повязка для глаз, колокольчик (сзади учитель страхует ученика). Содержание: среди детей выбирается водящий. Водящему ребенку надевают темную повязку. У остальных детей есть колокольчик, который они могут передавать друг другу. Ребенок с колокольчиком  в процессе передвижения звонит им. Водящий идет на звук, пытаясь задеть того, у кого колокольчик.

Игры  на  ориентировку в пространстве в процессе передвижения

Уметь выполнять упражнения согласно требованиям, удерживать равновесие, внимательно слушать учителя; при помощи слуха определять направления движущихся предметов.

Знать правила игры.

Текущий

«Волшебный мешочек», с закрытыми глазами ученик должен на ощупь вынуть любой предмет и отгадать его.

30

Игры на развитие зрительного и слухового восприятия.

«Займи место, поменяйся!»

1

Урок - практикум

Описание занятия. Развитие внимания, быстроты реакции. Участники садятся на стулья в круг. Оставшийся без стула - ведущий. Ведущий должен назвать какое-то условие и предложить детям поменяться местами: " Меняются местами те, у кого ....( рубашка в клеточку , у кого голубые глаза, у кого две косы и т.д.". Дети, имеющие такие признаки, должны быстро поменяться местами. Цель ведущего - занять свободное место. Тот , кто остался без стула, становится ведущим.

Уметь до конца выслушивать команду учителя, внимательно слушать, следить за другими учениками и исправлять их.

Знать правила игры, придумывать новые.

Текущий

Игра «Чья это вещь?»

31

резерв

Игра на развитие координации движения и внимания.

«Меткие стрелки»

1

Урок - соревнование

Описание занятия. С одного края игровой площадки выставляются около десяти кеглей (на равном расстоянии между собой). От них отсчитывается примерно десять шагов и проводится стартовая линия. Все участники игры, предварительно разделенные на две команды, выстраиваются чередующимися шеренгами вдоль стартовой линии. По команде ведущего игроки первой шеренги бросают в кегли небольшими мячиками, пытаясь сбить те. После первого броска на место первой заступает вторая шеренга (и тоже производит бросок по команде ведущего), и так происходит несколько раз. В результате побеждает команда, игроки которой сбили наибольшее количество кеглей.

Уметь двигаться, удерживая равновесие, подчиняться общим правилам во время игры.

Знать правила игры, ТБ во время подвижных игр.

Текущий

Игра может проводится на свежем воздухе. Условия игры могут меняться в зависимости от индивидуальных особенностей учеников.

32

резерв

Повторение. Подвижные игры под музыку. Игры с предметами

1

Урок - обобщение

Описание занятия. Ученики выбирают игры, которые им больше всего понравились и запомнились. Следить за ТБ при выполнении упражнений. Игра «Ромашка», выбор лепестка – названия игры на обороте.

Уметь выполнять задание по образцу учителя, подчиняться общим правилам, выполнять упражнения под музыку.

Знать последовательность выполняемых движений.

Текущий

Игра «Кошки – мышки»

33

резерв

Повторение. Упражнения для развития мелкой моторики рук.

1

Урок - обобщение

Описание занятия. Ученики выбирают игры, которые им больше всего понравились и запомнились. Следить за ТБ при выполнении упражнений. Игра «Ромашка», выбор лепестка – названия игры на обороте.

Игра – мозаика «Солнышко»

Уметь выполнять упражнения, соединяя поочерёдно пальцы рук,  проговаривая слова за учителем.

Знать правила, последовательность движений проговаривая слова за учителем.

Текущий

Музыкальная разминка «Автобус»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ФГОС коррекционного курса "Ритмика" 1-4 класс

Рабочая программа ФГОС коррекционного курса "Ритмика" для 1-4 классов...

Рабочая программа «Альтернативная коммуникация» коррекционный курс логопедических занятий для 1 классов

Рабочая программа «Альтернативная коммуникация»  коррекционный курс логопедических занятий для 1 классов...

Специальная индивидуальная программа развития по коррекционному курсу «Двигательное развитие»

   В программу включены  комплексы упражнений, направленные на укрепление здоровья и функций организма, а также комплексы упражнений на коррекцию и компенсацию нарушения физическ...

Рабочая программа ФГОС по коррекционному курсу "Профориентация" 5-6 класс

Курс  «Профориентация» реализует учебно - познавательное направление внеурочной деятельности. Каждый вид деятельности, реализуемый данной программой - творческий, познавательный, игро...

Рабочая программа дефектологических занятий коррекционного курса «Развитие познавательных процессов» для обучающихся 1 класса, вар.1

Рабочая программа дефектологических занятий курса "Развитие познавательных процессов" разработана для обучающихся 1 класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями. Сро...

Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедическая ритмика» 1-4 класс (пролонгированное обучение)

Курс логопедической ритмики является пропедевтическим для уроков развития речи, произношения, индивидуальных логопедических занятий....

Программа коррекционного курса «Логопедическая ритмика» (ТНР) 2 класс

Курс логоритмики направлен на достижение следующих задач обеспечивающих реализацию личносто-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов и  достижения цели курса:&bull...