Программа по предмету "Ручной труд"
рабочая программа (6 класс) на тему

Проневская Елена Эдуардовна

Для школ 8 вида для учащихся со сложной структурой дефекта и ТМНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7._programma_ruchnoy_trud.docx29.28 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ города Москвы

СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА VIII ВИДА № 486

__________________________________________________________________

«Согласовано»

Руководитель МО

________________ФИО

Протокол № ___ от

«____»___________20__г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

_________________ ФИО

«____»____________20__ г.

«Утверждаю»

Директор ГБОУ СКОШ №__ ___________________ФИО

Приказ № ___ от «___»____2009 г.

Рабочая программа

по ручному труду

для 6 класса «А»

Автор-составитель:

учитель 6-а класса

Проневская Елена Эдуардовна

Москва, 2014

Пояснительная записка

Программа по предмету «ручной труд» для  6 класса  составлена на основе программы школы VIII  вида  (для детей с выраженным недоразвитием интеллекта под редакцией И.М. Бгажноковой, 2007 год).

 Программа образования  носит в основном практический характер, поэтому очевидна коррекционная направленность уроков  ручного труда для учащихся с нарушением интеллекта, имеющих недоразвитие познавательной деятельности, зрительно-двигательной координации и произвольной ручной моторики, а также особенностями развития эмоционально-волевой сферы.

Особенность учебного курса ручной труд 6 класса заключается в том, что при выполнении поделок дети практически не пользуются инструментами. Работа различными материалами позволяет более эффективно развивать точность и ритмичность движений пальцев рук, достаточно легко создавать объемные модели несложной формы (овощи, фрукты, растения, животные и т. д.), уточняя при этом представления учащихся о натуральных предметах.

Главная задача на этих уроках – это формирование прикладных умений и навыков, необходимых в бытовой деятельности. Эти уроки способствуют развитию мелкой моторики, ручной умелости, пространственной ориентировки, целенаправленной деятельности, у учащихся развивается аккуратность, настойчивость, самостоятельность в работе, развиваются творческие способности. Уроки труда способствуют развитию восприятия, воображения, мышления и играют большую роль в воспитании учащихся.  На всех этапах трудовой деятельности осуществляется развитие устной речи учащихся. Труд в той или иной степени связан со всеми учебными предметами и является практическим применением знаний в условиях трудовой деятельности школьника. Труд является основным средством коррекции, наиболее полно и глубоко влияющим на весь процесс развития умственно отсталых учащихся.

Программа рассчитана на 105 часов, 3 часа в неделю.

Цель:

Формирование  трудовых  умений и навыков, необходимых для успешной социализации  учащихся.

Задачи:

- продолжать знакомить со свойствами материала( бумага, картон);

- продолжать учить ориентироваться в пространстве листа бумаги;

- учить определять место приклеивания деталей аппликации;

- продолжать учить аккуратно приклеивать детали аппликации на определенное место

- учить правильно обращаться с ножницами, учить резать бумагу на  полоски;

- формировать организационные умения в труде: правильно располагать материалы и инструменты на рабочем столе, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасности работы, санитарно-гигиенические требования;

- учить использовать коммуникативные навыки общения с целью выполнения заданий;

- учить использовать приобретенные знания и умения для решения несложных задач, связанных с выполнением задания;

Содержание программы

Беседа о труде и профессиях. Особенности урока труда. Т.Б. и соблюдение санитарно-гигиенических навыков на уроках.

Бумага. Виды бумаги (писчая, газетная, рисовальная и т.д.). Дифференциация.

Внешние признаки бумаги (белая – цветная, толстая – тонкая, глянцевая – матовая и т.д.) Дифференциация

Свойства бумаги (размокает, сгибается, мнется, рвется, разрезается, прокалывается, склеивается и т.д.) Дифференциация

Сравнение свойств бумаги различных видов (составление коллекции)

Отрывание кусочков цв. бумаги и составление простых аппликаций:

осенние листья

листопад

грибы

Сгибание листа бумаги пополам,  проглаживание сгиба рукой, раскрашивание половинок бумаги

Сгибание листа бумаги вчетверо,  проглаживание сгиба рукой Нахождение центра. Раскрашивание частей бумаги

Беседа о труде и профессиях. Особенности урока труда. Т.Б. и соблюдение санитарно-гигиенических навыков на уроках.

Т.Б. при работе с ножницами. Хватка инструмента. Синхронность работы обеих рук. Упр-я в произвольном резании бумаги ипо намеченной линии

Т.Б. при работе с ножницами и бумагой. Разметка бумаги по шаблону. Резание по намеченной линии. Изготовление елочных украшений

Сгибание листа бумаги по прямым линиям сгиба на 4, 6, 8 частей. Отгиб кромки с 1, 2, 4 сторон листа. Изделие «Гармошка»

Разметка листа бумаги по ширине линейки. Резание листа бумаги ножницами на полоски (широкие, узкие)

Панно из открыток

Разметка листа бумаги по ширине линейки. Резание листа бумаги по следу сгиба на полоски ножницами (широкие, узкие, долевые, поперечные). Резание листов белой и цветной бумаги на треугольники, квадраты, прямоугольники. Изделие «Геометрический узор»

Требования к уровню подготовки учащихся

На второй ступени  школьного обучения в ходе освоения программы ручной труд обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих  личностных, метапредметные и предметных результатов.

Личностными результатами  в 6 классе являются обучающихся  являются формирование следующих умений:

У обучающегося могут быть сформированы:

- положительное отношение к школе и учебной деятельности;

- интерес к занятиям ручного труда (или к отдельным заданиям);

- знание основных моральных норм поведения в школьной жизни.

Обучающийся получит возможность для формирования (совместно с педагогом):

- представления о причинах успеха в учебе;

- эстетических чувств на основании анализа простых ситуаций;

- собственной внутренней позиции на уровне положительного отношения к школе;

- первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

- элементарные представления о языке как средстве общения, о разнообразии ситуации общения.

Метапредметными  результатами изучения курса «Ручной труд» в 6-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД) .

Регулятивные УУД.

Обучающиеся научатся (на основе совместных действий с педагогом):

- принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

- принимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

- оценивать совместно с учителем результат своих действий;

- первоначальному умению выполнять учебные действия в устной речи и в уме совместно с педагогом.

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять действия с учетом выделенных учителем ориентиров действия;

- адекватно воспринимать оценку своей работы учителем и одноклассниками;

- осуществлять пошаговый контроль по ходу выполнения задания под руководством учителя.

Познавательные УУД

Обучающиеся научатся:

- искать нужную информацию в  учебных пособиях;

- понимать знаки, символы, модели, приведенные в наглядных  учебных пособиях совместно с педагогом;

- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме совместно с педагогом;

- наблюдать за деятельностью и поведением человека в повседневной жизни и в труде;

- знакомить обучающихся с предметами окружающей действительности.

Обучающиеся получат возможность научится (на основе совместных действий с педагогом):

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- воспринимать смысл небольшого текста;

- соотносить изучаемый материал с собственным опытом под руководством учителя.

Коммуникативные УУД

Обучающиеся научатся:

 - участвовать в разных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, в парах и группах);

- использовать в общении правил вежливости;

- адекватно реагировать на обращение учителя;

- слушать и понимать речь других;

- стараться адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач совместно с педагогом.

Предметными результатами  изучения курса «Ручной труд» в 6-м классе является  формирование следующих  знаний и умений (владеющие и не владеющие речью обучающиеся).

Владеющие речью:

-  могут ориентироваться в окружающем;

-  различают предметы окружающей действительности (игрушки, посуда, мебель и т.д);

-  усваивают правила техники безопасности;

- приобретают первоначальные навыки совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации.

Не владеющие речью:

- слушают речь учителя;

- понимают слова учителя;

- показывают окружающие его предметы, названный предмет  на картинке;

- показывают действия с предметами, показывают названное действие на картинке.

Календарно-тематическое планирование

1 четверть

n/n

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Плановые сроки прохождения

Примечание

1

Беседа о труде и профессиях. Особенности урока труда. Т.Б. и соблюдение санитарно-гигиенических навыков на уроках.

1

2

Бумага. Виды бумаги (писчая, газетная, рисовальная и т.д.). Дифференциация.

3

3

Внешние признаки бумаги (белая – цветная, толстая – тонкая, глянцевая – матовая и т.д.) Дифференциация

3

4

Свойства бумаги (размокает, сгибается, мнется, рвется, разрезается, прокалывается, склеивается и т.д.) Дифференциация

3

5

Сравнение свойств бумаги различных видов (составление коллекции)

3

6

Отрывание кусочков цв. бумаги и составление простых аппликаций:

осенние листья

листопад

грибы

2

2

2

2

7

Сгибание листа бумаги пополам,  проглаживание сгиба рукой, раскрашивание половинок бумаги

3

8

Сгибание листа бумаги вчетверо,  проглаживание сгиба рукой Нахождение центра. Раскрашивание частей бумаги

3

2 четверть

n/n

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Плановые сроки прохождения

Примечание

1

Повторение пройденного

1.1

Т.Б. и соблюдение санитарно-гигиенических навыков на уроках.

1

1.2

Бумага. Бумага: виды, свойства, признаки

3

1.3

Отрывание кусочков цв. бумаги и составление простых аппликаций

3

1.4

Сгибание листа бумаги пополам,  проглаживание сгиба рукой, раскрашивание половинок бумаги

3

1.5

Сгибание листа бумаги вчетверо,  проглаживание сгиба рукой Нахождение центра. Раскрашивание частей бумаги

3

2

Работа с ножницами

2.1

Т.Б. при работе с ножницами. Хватка инструмента. Синхронность работы обеих рук. Упр-я в произвольном резании бумаги ипо намеченной линии

4

2.2

Т.Б. при работе с ножницами и бумагой. Разметка бумаги по шаблону. Резание по намеченной линии. Изготовление елочных украшений

4

3 четверть

n/n

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Плановые сроки прохождения

Примечание

Повторение пройденного

1

Т.Б. и соблюдение санитарно-гигиенических навыков на уроках. Бумага. Бумага: виды, свойства, признаки Отрывание кусочков цв. бумаги и составление простых аппликаций «Снеговик»

3

2

Сгибание листа бумаги пополам,  проглаживание сгиба рукой, раскрашивание половинок бумаги

3

3

Сгибание листа бумаги вчетверо,  проглаживание сгиба рукой Нахождение центра. Раскрашивание частей бумаги

3

4

Т.Б. при работе с ножницами. Хватка инструмента. Синхронность работы обеих рук. Упр-я в произвольном резании бумаги по намеченной линии. Изделие «Флажки»

3

5

Сгибание листа бумаги по прямым линиям сгиба на 4, 6, 8 частей. Отгиб кромки с 1, 2, 4 сторон листа. Изделие «Гармошка»

3

6

Разметка листа бумаги по ширине линейки. Резание листа бумаги ножницами на полоски (широкие, узкие)

Панно из открыток

4

7

Разметка листа бумаги по ширине линейки. Резание листа бумаги по следу сгиба на полоски ножницами (широкие, узкие, долевые, поперечные). Резание листов белой и цветной бумаги на треугольники, квадраты, прямоугольники. Изделие «Геометрический узор»

3

8

Подарок папе

4

9

Подарок маме

4

4 четверть

n/n

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Плановые сроки прохождения

Примечание

1

Повторение пройденного

1

Т.Б. и соблюдение санитарно-гигиенических навыков на уроках. Бумага. Бумага: виды, свойства, признаки Отрывание кусочков цв. бумаги и составление простых аппликаций «Ручеек»

3

2

Сгибание листа бумаги пополам,  проглаживание сгиба рукой, раскрашивание половинок бумаги

3

3

Сгибание листа бумаги вчетверо,  проглаживание сгиба рукой Нахождение центра. Раскрашивание частей бумаги

3

4

Т.Б. при работе с ножницами. Хватка инструмента. Синхронность работы обеих рук. Упр-я в произвольном резании бумаги по намеченной линии. Изделие «Флажки»

3

5

Сгибание листа бумаги по прямым линиям сгиба на 4, 6, 8 частей. Отгиб кромки с 1, 2, 4 сторон листа. Изделие «Гармошка»

3

6

Разметка листа бумаги по ширине линейки. Резание листа бумаги ножницами на полоски (широкие, узкие)

Панно из открыток

3

7

Разметка листа бумаги по ширине линейки. Резание листа бумаги по следу сгиба на полоски ножницами (широкие, узкие, долевые, поперечные). Резание листов белой и цветной бумаги на треугольники, квадраты, прямоугольники. Изделие «Салют»

3

8

Упражнения в вырезании по прямым и кривым линиям. Изделие «Весенний коллаж»

3

Критерии оценки

Оценка "5" ставится:

- если ученик выполняет все задания на уроке правильно самостоятельно под контролем учителя, но имеются 2-3 негрубые ошибки;

- Оценка "4" ставится:

-  если ученик выполняет задания с частичной помощью учителя имеются 2-3 негрубые ошибки;

Оценка "3" ставится:

- если ученик выполняет задания на основе совместных действий с педагогом.

Учебно-методические средства обучения

  • Основная литература
  1. Программа Обучения детей с тяжелым недоразвитием под редакцией  И. М. Бгажнокова, М.; Владос 2007 г
  2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой. Подготовительный, 1-4 классы. Москва «Просвещение», 2001г.
  • Дополнительная литература
  1. Козлина А.В. Уроки ручного труда. Москва – 2004 год.
  2. Примерные программы по учебным  предметам. Начальная школа. Часть 1, Часть 2― М.: Просвещение, 2010.
  3. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Организация коррекционно-воспитательного процесса в условиях специализированного дошкольного учреждения для детей с нарушением интеллекта // Дефектология. — 2000. — № 3, №6
  4. Шипицына Л. М. Коррекция и развитие. Коррекционно-образовательные программы для детей с глубоким нарушением интеллекта. - СПб. "Образование", 2001г.

  • Раздаточный материал:

Пластилин.

Краски.

Карандаши.

Клей.

Рабочая доска.

Предметные картинки.

Муляжи овощей, фруктов.

Пооперационные карты.

Фигуры из геометрического лото.

Трафареты обуви, одежды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по обслуживающему труду, 7 класс

Программа для учащихся  7 классовсо сложной структурой дефекта...

Пояснительная записка к программе по обслуживающему труду для учащихся 7 классов ССД

Данная программа составлена с учетом особенностей обучения детей со сложной структурой дефекта...

Образовательная программа по сельскохозяйственному труду для 7 класса

Почасовое планирование по четвертям с учетом требований "Программы для коррекционных школ"...

Программа УД "Охрана труда и техника безопасности"

Программа учебной дисциплины начального профессионального образованияна основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального образования "Охрана труда и техника б...

Программа изучения педагогического труда учителя

Тезисы, следуя которым можно составить характеристику материала ....

Рабочая программа "Технология. Технический труд." 5- 9 классы

Рабочая программа по технологии мальчики...

Программа по обслуживающему труду 5-9 класс школа VIII вида

Целью профессионально – трудового обучения в специальной (коррекционной) школе является подготовка учащихся к производительному труду в сфере обслуживания и производства. Изучение особенностей с...