Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Учимся трудиться"
рабочая программа на тему

Дополнительная  общеобразовательная общеразвивающая программа «Учимся трудиться» относится к программам социально-педагогической направленности.

Работа по хозяйственно-бытовому труду, как простой и доступный вид практической деятельности, способствует общему развитию учащихся  с ограниченными возможностями здоровья, готовит их к самостоятельности в быту.

В учебном плане предусмотрены специальные занятия по привитию и закреплению санитарно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, а также занятия по предметно-практической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_uchimsya_truditsya.docx80.26 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания «Дом-интернат для детей-инвалидов и инвалидов с детства с нарушениями умственного развития №1» комитета по социальной политике

ПРИНЯТО                                                                                 УТВЕРЖДЕНО

Педагогическим советом ДДИ№1                              приказом директора ДДИ№1

Протокол № 1                                                              №1400811 31.08.2017г.

От 31.08.2017г                                                              Директор ДДИ№1

                                                                              ______________Асикритов В.Н.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

социально педагогической направленности

«УЧИМСЯ ТРУДИТЬСЯ»

Возраст учащихся 12 – 18 лет,

Срок реализации – 1 год

Группа № 21

Составитель:

Иванова Людмила Юрьевна,

Воспитатель

Санкт-Петербург

2017-2018 учебный год

Пояснительная записка

Дополнительная  общеобразовательная общеразвивающая программа «Учимся трудиться» относится к программам социально-педагогической направленности.

Работа по хозяйственно-бытовому труду, как простой и доступный вид практической деятельности, способствует общему развитию учащихся  с ограниченными возможностями здоровья, готовит их к самостоятельности в быту.

В учебном плане предусмотрены специальные занятия по привитию и закреплению санитарно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, а также занятия по предметно-практической деятельности.

Актуальность  данной программы состоит в необходимости создания специальных условий с тем, чтобы в процессе систематического и целенаправленного обучения учащиеся, имеющие умственную отсталость, могли частично овладеть трудовыми навыками и приносить определенную пользу обществу.

Отличительной особенностьюдополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Учимся трудиться» является то, что хозяйственно-бытовой труд является одним из немногих видов деятельности, в котором умственно отсталыеучащиеся достигают видимого успеха, что чрезвычайно важно для их полноценного личностного развития.

Адресат программы. Программа реализуется на группе № 21. При составлении данной программы учитывался контингент учащихся группы:  11 мальчиков в возрасте от 12 до 18 лет. У всех сочетанные нарушения речи, двигательной, эмоционально – волевой сферы. Системное недоразвитие речи: средней степени – 3 человека, тяжелой степени – 8 человек. 2 человека с синдромом Дауна. Для этой категории учащихся характерно нарушение оперативных и долговременных психических процессов (функций внимания, памяти), специфические особенности восприятия и замедленный темп, недоразвитие речи, недостаточно развита моторика движений и зрительно – моторная координация. Это затрудняет овладение всеми видами деятельности. Также наблюдаются нарушения поведения и эмоционально-волевой сферы, нарушения общения, нестабильное эмоциональное состояние.

Цель программы: Достижение максимально возможных положительных результатов в самообслуживании для обеспечения бытовой независимости.

Основными задачами данного курса являются:

  1. Целенаправленная подготовка к взрослой жизни.
  2. Снижение уровня опеки со стороны близких и окружающих людей.
  3. Формирование для каждого учащегося максимального уровня самостоятельности.

Планируемые результаты:

  1. Формирование представлений о домашнем хозяйстве и  правилах ведения домашнего хозяйства.
  2. Формирование элементарных жизненно необходимых  бытовых умений и навыков ведения домашнего хозяйства (с максимально возможной степенью самостоятельности для каждого учащегося).
  3. Коррекция личностного развития и подготовка к самостоятельной жизни.
  4. Умение работать по плану.
  5. Умение искать и находить помощь.

Условия реализации программы.

Набор и формирование групп осуществляется с учетом рекомендаций психолого-педагогической медико-социальной комиссии.

Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятия 45 минут.

Основными формами и методами обучения являются практическая работа, экскурсии, игры и беседы. Ведущее место занимают практические и наглядные методы обучения. Они развивают познавательную деятельность учащихся, помогают им лучше усваивать изучаемый материал.

Формы организации учебного процесса: групповые, подгрупповые занятия, практические работы, самостоятельные работы под контролем взрослого коллективный общественно-полезный труд и другие, в зависимости от психофизического состояния и индивидуальных возможностей учащихся. Для обучения создаются условия, которые дают возможность каждому учащемуся работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность.

В процессе обучения учащихся с умственной отсталостью целесообразно использовать следующие методы и приемы:

  • Детальный показ и подробное объяснение каждого движения в их последовательности. Решающее значение при этом имеет активное поведение учащегося, т.е. его практическое участие в выполнении данного действия.
  • Сохранение  неизменным одного и того же способа, одной и той же последовательности действий для выработки алгоритма действия.
  • Многократное повторение одних и тех же действий в определенной последовательности.
  • Постепенный переход от показа к подробным словесным объяснениям.

Длительность прохождения этапов и содержание обучения практическим навыкам каждого учащегося зависит от его индивидуальных особенностей развития. Грубые нарушения моторики, не позволяющие некоторым учащимся освоить практические умения и навыки, не исключают их пассивного соучастия в занятиях с другими детьми и выполнения отдельных операций с помощью педагога.

Занятия проводятся в помещении группы, оснащенном в соответствии с требованием СанПиН 2.4.4.3172-14

Объемные показатели групповой комнаты:

площадь – 37,3 м2

число посадочных мест_12___________

Освещение групповой комнаты:

естественное -2 окна 

искусственное –28  ламп

Воздушно-вентиляционный режим

Групповой комнаты:

стационарный

Окраска стен:

обои под покраску

Покраска пола:

линолеум

Перечень материального оборудования групповой комнаты (мебель и др.

основные средства)

№ п/п

Наименование оборудования

Количество

1.

Доска эмаль офисная

1

2.

Стол письменный

1

3.

Стол прямоугольный

1

4.

Ковровая дорожка

1

5.

Шкаф из 5 секций

2

6.

Стол журнальный

1

7.

Шкаф книжный

1

8.

Стол круглый

4

9.

Шторы

2

10.

Стул на металлокаркасе

12

11.

Термометр для помещений

1

Перечень технических средств обучения (специального оборудования)

№ п/п

Наименование

Количество

1.

Коммуникатор

1

2.

Магнитола

1

3.

Альбом коммуникатор

1

Материально-техническое обеспечение программы

Оборудование по разделу «Жилище» определяется в целом эстетическим оформлением группы:

  • наличие ковра или паласа,
  • настольные лампы,
  • гармоничная цветовая гамма и т.д.

Условия для обучения в группе  должны обеспечить возможности учащихся в приобретении определенных знаний и умений по данной теме, одновременно расширяя их кругозор.

При изучении раздела «Жилище» необходимым оборудованием является все, что находится в группе:

  • кухня, санузел, жилая комната, прихожая;
  • сюжетные картинки с различными видами жилья и подсобных помещений;
  • предметные картинки с различными видами мебели;
  • демонстрационный материал моющих средств;

Изучение раздела «Одежда и обувь»  требует наличия в группе электробытового оборудования. Необходимо иметь:

  • утюг и гладильную доску,
  • стиральную машину,
  • щетки для одежды;
  • демонстрационный набор обуви, одежды по сезонам, головные уборы; вешалки, пуговицы, нитки, иглы;
  • фартуки, косынки.

При изучении раздела «Личная гигиена» учащимся предлагается выполнение практических работ, которые вполне могут быть осуществимы вне условий класса и во внеурочное время. Поэтому нецелесообразно содержать предметы личной гигиены на каждого учащегося, можно обойтись одним образцом.

Необходимо иметь:

  • таблица о закаливание организма;
  • демонстрационная таблица по правилам и приемам ухода за органами зрения;
  • носовые  платки, ножницы, расчески, ватные палочки, косметические салфетки;
  • образцы косметических средств и средств гигиены.

При изучении раздела  «Питание» хорошо оборудованная зона кухни должна обеспечивать соблюдение всех правил техники безопасности и санитарно-гигиенических норм. Дидактическая наглядность:

  • таблица продуктов, составляющая рацион питания;
  • график режима питания в группе, меню;
  • методический демонстрационный материал – посуда, кухонные приборы, сервиз чайный и сервиз столовый;
  • набор альбомов, таблиц и другой литературы о вкусной и здоровой пищи;
  • механические и электробытовые приборы.

Учебный план

Раздел

Количество часов

Формы контроля

Теория

Практика

Всего

1.

Одежда

2

4

6

Карты итогового контроля

2.

Обувь

2

3

5

Карты итогового контроля

3.

Жилище

2

3

5

Карты итогового контроля

4.

Питание

2

3

5

Карты итогового контроля

5.

Труд на улице

1

2

3

Карты итогового контроля

6.

Предметно-практическая деятельность и ручной труд

4

8

12

Карты итогового контроля,

готовая работа.

7.

Диагностика

3

Итого:

39

Календарный учебный график

Год обучения

Дата

начала обучения по программе

Дата окончания обучения по программе

Всего учебных недель

Количество учебных часов

Режим занятий

3-й год

01 сентября 2017 года

31 мая2018 года

40

39

1 раз в неделю по 45 минут

Рабочая программа

Цель программы: достижение максимально-возможных положительных результатов в самообслуживании, для обеспечения бытовой независимости.

Задачи:

  1. Целенаправленная подготовка к взрослой жизни.
  2. Снижение уровня опеки со стороны близких и окружающих людей.
  3. Формирование для каждого учащегося максимального уровня самостоятельности.

Ожидаемые результаты

Личностные результаты:

Предполагается то, что учащиеся будут знать:

- названия предметов верхней, одежды  обуви, способы ухода за одеждой и обувью;

- способы размещения одежды в индивидуальном шкафчике;

- правила ухода за жилищем;

- правила проведения сухой и влажной уборки;

- домашний адрес;

- названия и назначение столовой посуды;

- правила поведения за столом;

- сезонные явления природы.

Предполагается, что к концу учебного года учащиеся будут уметь:

- различать одежду для мальчиков и для девочек;

- с помощью взрослого осуществлять уход за верхней одеждой и обувью;

- самостоятельно размещать одежду в индивидуальном шкафчике;

- различать домашнюю и уличную обувь;

- самостоятельно застёгивать обувь на ремешках, завязывать шнурки самостоятельно или с помощью взрослого;

- с помощью или под контролем подметать пол, вытирать пыль, мыть пол;

- сервировать стол к завтраку, обеду, полднику, ужину;

- выполнять действия  с разборными игрушками (матрёшки, пирамидки, собирание вкладных кубов), разрезными картинками, счетными палочками  по показу или инструкции педагога;

-  выполнять постройки из детских наборов строительного материала.

Содержание программы

Тема: Одежда и обувь (25 час)

Теория Демонстрация детям одежды и обуви по сезону. Ознакомление с предметами одежды, части одежды (рукава, карманы, воротник). Обувь, части обуви (подошва, каблук, ремешок).

Практика Привлечение внимания детей к внешнему виду: смотреть на себя в зеркало, друг на друга, на взрослого, показывать и называть одежду (на себе, в шкафу, разложенную на стуле и т. п.).

Раздевание и одевание одежды в определённом порядке с помощью воспитателя и по словесной инструкции. В одевании и раздевании дети с недостатками умственного развития проявляют большую беспомощность.  При обучении этому необходимо соблюдать определенную последовательность: что в первую очередь снять или надеть, куда положить одежду. Обучая всему этому, воспитатель одновременно побуждает ребенка активно участвовать в самом процессе одевания. Ребенок слушает, что говорит воспитатель и постепенно начинает делать то же самое. Когда у ребенка сформируется навык, ему предлагают оказать помощь другу: расстегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки, положить обувь на полку.

Проводим игры и упражненияна формирование навыков: называть и показывать одежду, обувь и их части; подбирать одежду и обувь по сезону; последовательно одевать и раздевать куклу Катю; уметь снимать обувь и одевать обувь без шнурков; застегивать и расстегивать застежки различного вида с использованием Монтессори-материалов (застегивать молнии, кнопки, застежки-липучки); знания частей одежды, порядка одевания и раздевания, отличий лицевой и изнаночной частей одежд; уметь различать все ли пуговицы на месте. Очищение обуви от снега, песка; мытье обуви.

Тема: Питание(12 час)

Теория  Знакомство с режимом приема пищи и правилами поведения во время приема пищи.  Дать сведения о значении режима питания для здоровья.

Продукты: знакомить детей с основными блюдами, их названием, составом блюд; мучные и хлебобулочные изделия, бутерброды, макаронные изделия.

Изучение внешнего вида, названия и назначения столовой посуды и приборов.

Практика Демонстрация детям посуды: чайная (чашка, блюдце, сахарница, чайник для заварки), столовая (тарелки мелкая и глубокая), столовые приборы (ложка чайная, ложка столовая, вилка, нож).

Игры и упражнения на формирование навыков: поведения во время еды: удерживание чашки, ложки, брать в ложку необходимое количество еды, есть аккуратно, пользоваться салфеткой во время еды и после приема пищи; знать название и назначение столовой посуды; уметь пользоваться столовыми приборами; выполнение обязанностей дежурных (помощь в сервировке стола к завтраку, обеду, ужину).знания времени для завтрака, обеда, ужина, полдника.  уборка посуды после приема пищи.

Тема: Жилище (13 час)

Теория. Знакомим детей с видами жилых помещений. Предметное наполнение учебной, игровой комнат: название мебели, ее назначение. Беседа о необходимости поддержания чистоты и порядка в данных помещениях.

Знакомство с уголком хозяйственно-бытового труда: оборудование, инвентарь, его назначение. Правила пользования инвентарем.

Практика:Формируем навыки уборки помещения: протирание пыли, мытье поверхностей, игрушек, наведения порядка в личных шкафах и в игровой комнате, ухода за растениями, умение определять непорядок в помещении, выбирать инвентарь для уборки, умение заправлять простыню, разостлать одеяло, покрывало, взбить подушку.

Тема: Труд на улице (6 час)

Теория Ознакомление детей с материалами, необходимыми для чистки  дорожек от снега, от мусора, от листьев.

Практика Выполнение простейших трудовых действий по соблюдению порядка на игровой площадке: сбор опавших листьев и сухих веток с деревьев; уборка мусора на участке в ведро, в мешок, вынос мусора к мусорному контейнеру; выкапывание бархатцев и пересадка их в ящики для дальнейших наблюдений в уголке природы; утепление корней растений вместе с воспитателем; сгребание снега в определенное место для снежных построек; изготовление снежных построек; расчистка дорожек, запорошенных снегом; посыпание ледяных дорожек песком.

Предметно-практическая деятельность и ручной труд (16 час)

Тема: Предметно-манипулятивные действия

Практика Выполнение подражательных движений для развития движения рук, кистей и пальцев рук («Замочек», «Топор», «Пальчики здороваются», «Шарик» и пр.). Ввести выполнение этих упражнений одновременно двумя руками.

Выполнение действий со сменой вида движения («Стучим-прячем», «Бежим-приседаем»). Выполнение по показу действий с предметами: - Использование Монтессори-материалов: перекладывание, пересыпание предметов из одной емкости в другую; бросание мелких предметов в сосуд с узким горлышком; складывание предметов в коробку аккуратно, так, чтобы её можно было закрыть крышкой; нанизывание предметов с отверстиями на стержень (пирамида); рамки-вкладыши.

Тема: Действия с предметами разного цвета, формы, величины

Практика Цвет. Выбор по образцу и инструкции предметов, окрашенных в основные цвета (Например:«Дай такой же»)

Раскладывание предметов по цветам начиная с двух контрастных: желтый - красный, синий - зеленый, постепенно увеличивая до четырёх.

Форма. Выбор по образцу и инструкции одной формы из 4-8 предметов «Дай такой же предмет». Выбор по образцу и группировка плоскостных фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Определять формы независимо от величины и окраски предмета (шар большой и маленький, красный и синий и т.д.) Группировать предметы разной величины, цвета, формы согласно заданию по образцу («Разложи, какие куда подходят»).

Величина. Определять контрастные по величине предметы путём наложения и приложения предметов: большой, маленький, побольше, поменьше, самый большой, самый маленький, толстый - тонкий, длинный - короткий, широкий - узкий (на бытовых предметах, картинках и специальном методическом материале). Группировать различные парные предметы по величине (большие - маленькие кольца, кубики, пуговицы, мячи, машины и т. д.). Подбирать друг к другу разнородные предметы, одинаковых по величине» (подходящие крышки к коробкам, баночкам, игрушки - к таре, шары - к отверстиям разного диаметра).

Дидактические игры: «Подбор к фону»: размещение мелких цветных предметов (бусины, пуговицы, кубики, детали мозаики, игрушечные вилки, ложки и пр.) на цветные круги, тарелочки соответствующего цвета при выборе их из предметов разного цвета. «Разложи в ряд» (по цвету): размещение мелких цветных предметов на цветные бумажные ленты соответствующего цвета, чередование предметов по цвету через один. «Подбери по цвету», подбор разнородных предметов одного цвета (кукле — платье, шапочку, носочки, шарф, в посуде - чашку, блюдце, тарелку). «Подбери по форме»: подбор предметов одной формы разного цвета и размера (шарик, мяч, яблоко, помидор и т. д.). «Картинное лото». Учить выполнять правила игры: ожидание своей картинки, отказ от других. Сличать при игре парные картинки, изображающие предметы одежды, обуви, посуды, игрушки, овощей, фруктов, домашних и диких животных. «Куда подходит»: «Почтовый ящик»: уметь опускать объёмные фигуры в соответствующие по форме прорези коробки способом проб и ошибок и зрительно соотнося фигуры с прорезями. «Поиск в окружающем»: находить в обстановке класса и приносить учителю предметы, игрушки, парные с показанными учителем. «Что лишнее»: исключение по цвету, форме, величине.

«Чудесный мешочек»: находить на ощупь в мешочке по образцу большого размера его мелкую пару (из бирюлек), различать на ощупь величину предметов, их форму (кубы, шары, ёлки, катушки, ключи, грибки и т. д.).

Тема: Элементарное конструирование.

Практика Складывание из счётных палочек фигур и узоров по образцу, картине: двухэтажный дом, грузовая машина, буквы, алфавит и т. д. Складывание разрезных картинок из 2-4 частей, разрезанных по горизонтальным и вертикальным линиям, кубиков. Заполнение вкладок в иллюстрациях к сказкам с вырезанными частями. Выполнение различных комбинаций из 5-6 объёмных и плоскостных форм по образцу.

Постройки из детских наборов строительного материала по показу и по образцу: стол на четырёх ножках (кубиках); диван, кресло; дом одноэтажный; дом с воротами, забором и дорожкой; двухэтажный дом; автомобиль; поезд;

Оконченные постройки обыгрываются с помощью дополнительно розданных детям мягких игрушек

Тема: Работа с мозаикой.

Практика Выкладывание прямых рядов: из одноцветных деталей, из деталей двух цветов параллельными рядами; выкладывание «чередующихся рядов» из деталей трёх цветов (красный, зелёный, белый). Выкладывание по показу и по образцу геометрических фигур различных размеров и цветов по опорным точкам (треугольник, квадрат, прямоугольник). Выкладывание узоров по показу и по образцу с соблюдением пространственных отношений деталей мозаики: дом с крышей; цветок на стебле; ёлочка; снежинка; выкладывание простых сюжетов по рисунку (без образца).

Календарно – тематическое планирование

37 часов (1 час в неделю)

№п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

Дата проведения

Задачи

Одежда (6 часов)

1

Знакомство с верхней одеждой

1

6.09

Закреплять знания воспитанников о верхней одежде

2

Д/игра «Подберем куклам одежду»

1

13.09

Закреплять знания воспитанников об одежде для мальчиков и девочек

3

Развешивание одежды на плечики

1

20.09

Учить воспитанников вешать одежду на плечики

4

Части одежды Знакомить с понятием «Опрятность»

1

27.09

Закреплять знания воспитанников о частях одежды (рукава карманы, воротник), формировать понятие об опрятности

5

Особенности ухода за демисезонной верхней одеждой

1

4.10

Формировать навык ухода за

 демисезонной верхней одеждой

6

Особенности ухода за зимней верхней одеждой

1

11.10

Формировать навык ухода за

 зимней верхней одеждой

Обувь (5 часов)

1

Обувь для мальчиков и девочек

1

18.10

Знакомить с разными видами обуви для мальчиков и девочек.

2

Обувь домашняя и уличная

1

25.10

Знакомить с обувью домашней и уличной.

3

Застегивание липучек на обуви

1

1.11

Показывать, как нужно пользоваться липучками застегивая обувь.

4

Завязывание шнурков на обуви

1

8.11

Учить шнуровать обувь и делать узелок.

5

Уход за уличной обувью

1

15.11

Давать знания о том, что обувь после прогулки надо мыть и сушить.

Жилище (5 часов)

1

Правила ухода за жилищем

1

22.11

 Познакомить с правилами ухода за жилищем

2

Правила и последовательность проведения влажной уборки

1

29.11

Познакомить с правилами влажной уборки. Учить отжимать тряпочку и складывать ее.

3

Практическая работа. Проведение сухой и влажной уборки в спальной комнате (подметание пола, протирка пыли, мытьё подоконников, мытьё полов).

1

6.12

Закреплять знания о правилах влажной и сухой уборки. Знакомить с инвентарем для вытирания пыли.

4

Проведение влажной уборки в групповой комнате ( протирка пыли, мытьё подоконников, мытьё полов).

1

13.12

Продолжать учить отжимать тряпку, надевать ее на швабру.

5

Наведение порядка в шкафу для игрушек.

1

20.12

Знакомить с правилами, как расставлять игрушки на полках

Питание (5часов)

1

Название и назначение столовой посуды

1

27.12

Знакомить воспитанников с названием и назначением столовой посуды.

2

Сервировка стола к завтраку. КГН  и этикет за столом

1

3.01

Закреплять навык сервировки стола, навык поведения во время приема пищи.

3

Столовые приборы (нож, вилка, ложка). Правила пользования.

1

10.01

Знакомить со столовыми приборами, их назначением

4

Средства ухода за посудой (жидкое мыло, чистящий порошок).

1

17.01

Познакомить с моющими средствами, местом их хранения

5

Правила поведения во время приема пищи

1

24.01

Формировать навык поведения за столом

Труд на улице (3 часа)

1

Наблюдение за работой дворника, инвентарем

1

31.01

Знакомить с работой дворника, какими инструментами он пользуется, убирая участок

2

Практикум. Лепим снеговика.

1

7.02

Учить катать снежные комочки разной величины

3

Чистить дорожки от снега к участку

1

14.02

Чистим дорожки от снега

Предметно-практическая деятельность и ручной труд (12 часов)

1

Деятельность с разборными игрушками (матрешки, пирамидки)

1

21.02

Формировать умения вкладывать маленькие матрешки в большие, надевать кольца на штырь, находить дырочку в кольце. Определять предметы по величине.

2

Деятельность с разборными игрушками ( игры вкладыши)

1

28.02

Учимся ставить детали, собирая полную картинку.

3

Работа с мозаикой -

цифры

1

7.03

Формировать знания о 4 основных цветах, вставлять мозаику в отверстия. Учить составлять числа 1,2,3,4.

4

Работа с мозаикой -

геометрические фигуры

1

14.03

Учимся строить квадрат, треугольник разных размеров,

Закреплять знания о цвете.

5

Складывание разрезных картинок –многоэтажный дом

1

21.03

Учить составлять предмет из 2.4 частей, разрезанных по горизонтальным и вертикальным линиям.

6

Складывание разрезных картинок - солнце

1

28.03

Учить составлять предмет из 2.4 частей, разрезанных по горизонтальным и вертикальным линиям.

7

Элементарное конструирование – бумажные фонарики

1

4.04

Учить выполнять различные комбинации из 2-3 объемных форм с помощью воспитателя

8

Элементарное конструирование –дом в котором я живу

1

11.04

Учить выполнять различные комбинации из 4-5 объемных форм с помощью воспитателя

9

Складывание из счетных палочек – грузовая машина

1

18.04

Учить складывать из счетных палочек по образцу: машины

10

Складывание из счетных палочек – цифры от 1 до 7

1

25.04

Учить складывать из счетных палочек по образцу: цифры от 1 до7.

11

Постройки из наборов строительного материала – дома высокие и низкие

1

16.05

Учить выполнять различные постройки из строителя по образцу и по показу.

12

Постройки из наборов строительного материала – мебель для куклы

1

23.05

Учить выполнять различные постройки из строителя по показу и самостоятельно.

Повторение и закрепление пройденного материала(3 часа)

1

Диагностика

1

30.05

Повторение пройденного материала.

Литература

  1. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д.

«Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной

недостаточностью». - СПб, Изд. «Союз»,2001г.

  1. Маллер А.Р., Цикото Г.В. «Обучение, воспитание и трудовая

подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта» - М.,

«Педагогика», 1988г.

  1. Обучение детей с нарушением интеллектуального развития: учеб.

пособие для ВУЗов / Под ред. Б.П. Пузанова. - Мн.: Издательский центр «Академия», 2006,

  1. Худенко Е. Д., Кальянов И.В. и др. Современные коррекционные

технологии в работе воспитателей, социальных педагогов, психологов с детьми с ограниченными возможностями  здоровья в детских домах-интернатах и реабилитационных центрах. М. 2007.

  1. Шинкаренко В.А. «Диагностика и формирование навыков самообслуживания, хозяйственно – бытового труда у умственно

отсталых детей / Методические материалы в помощь педагогам

специальных учреждений и родителей. – Минск: Из-во БелАПДИ «Открытые двери», 1997г.

  1. Шинкаренко В.А. Трудовое обучение и воспитание учащихся

вспомогательной школы. - Минск, 2009.

Нормативные документы

  1. Письмо Минобразования РФ от 4 сентября 1997 г. № 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I—VIII видов» (с изменениями от 26 декабря 2000 г.)
  2. Письмо Министерства образования РФ от 03.04.2003 г. № 27/2722-6 «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект».
  3. Федеральный закон РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями на 27 мая 2000 года).

Способы определения результативности

Основным методом отслеживания (диагностики) успешности овладения учащимися содержанием программы является педагогическое наблюдение и педагогический мониторинг. Педагогический мониторинг предполагает оформление листов индивидуального педагогического маршрута, ведение педагогического дневника наблюдений за каждым ребенком, личного портфолио, карт контроля усвоения программного материала.

В начале учебного года проводится диагностика, определяется уровень развития детей. Текущий контроль в течение учебного года позволяет определить степень усвоения учебного материала,  готовность детей к усвоению новых знаний, умений, навыков, а также выявить детей, отстающих или опережающих обучение.

Итоговый мониторинг в конце учебного года дает возможность определить изменения уровня развития детей. Объектами контроля являются знания, умения и навыки по данному курсу.

В ходе мониторинга в присутствии членов консилиума воспитатель представляет психолого-педагогическую характеристику каждого ребенка, демонстрирует умения и навыки (по критериям), индивидуальные карты итогового контроля, портфолио, где находятся фотоматериалы с фрагментами игр, занятий и комментариями. Результаты освоения программы представлены в карте итогового контроля и оцениваются по семибалльной шкале:

Рассматриваются 7 уровней показателя:

1.выполняет задание с полной физической поддержкой, педагог полностью управляет процессом

2.выполняет задание «рука в руке», совместно, с появлением отдельных эпизодов начальной самостоятельной активности

3.задание выполняет после многократного совместного выполнения (повторения) и при постоянной помощи педагога

4.задание выполняет после инструкции и предшествующей совместной проработки, опираясь на алгоритм и частично на помощь педагога

5.задание выполняет после показа, опираясь на алгоритм и минимальную помощь педагога

6.задание выполняет по образцу при постоянном поэтапном контроле со стороны педагога

7.задание выполняет самостоятельно, требуется организующая помощь.

На каждого учащегося заполняется отдельная карта, где наряду со шкалами характеристик содержательных линий учебных предметов, проставляются года обучения (начало и конец года), цветовой фон при этом отражает особенности осуществления деятельности (степень участия педагога) на момент обследования. Такая форма оформления результатов позволяет наглядно представить динамику развития учащегося.

Психолого-педагогический диагностический мониторинг проводится три раза в год (сентябрь, декабрь, май).

Цвет

Балл

Характеристика с указанием степени помощи педагога

К

0

Выполняет задание с полной физической поддержкой, педагог полностью управляет процессом

О

1

Выполняет задание «рука в руке», совместно, с появлением отдельных эпизодов начальной самостоятельной активности

Ж

2

Задание выполняет после многократного совместного выполнения (повторения) и при постоянной помощи педагога

З

3

Задание выполняет после инструкции и предшествующей совместной проработки, опираясь на алгоритм и частично на помощь педагога

Г

4

Задание выполняет после показа, опираясь на алгоритм и минимальную помощь педагога

С

5

Задание выполняет по образцу при постоянном поэтапном контроле со стороны педагога

Ф

6

Задание выполняет самостоятельно, требуется организующая помощь


КАРТА КОНТОРОЛЯ УСВОЕНИЯ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА

Учебный год

2017 – 2018

Уровень сформированности умения, навыка

Умение, навык

сентябрь

декабрь

май

I. Хозяйственно-бытовой труд

Части тела.Уход за различными частями тела.

1

Знает (называет/показывает) части тела

2

Моет руки в определенной последовательности. Вытирает руки полотенцем. Для бумажного полотенца отрывает, вытирает руки, выбрасывает в мусорную корзину.

3

Умывается в определенной последовательности. Развернутым полотенцем вытирает лицо

4

Чистит зубы в определенной последовательности.

5

Пользуется индивидуальным носовым платком, специальными салфетками, сморкается, вытирает рот.

6

Пользуется предметами личной гигиены (дезодорантом и др.)

7

Моется в душе в определенной последовательности, пользуется мочалкой и мылом

8

Моет голову шампунем в определенной последовательности

9

Сушит волосы феном / полотенцем

10

Расчесывает волосы. Укладывает волосы в прическу.

11

Пользуется ватными палочками, моет и чистит уши

12

Подстригает ногти на руках и ногах

13

Следит за своим внешним видом. Пользуется кремом

14

Знает/ различает основные признаки простуды

15

Знает (называет/показывает) как обработатьцарапины, маленькие порезы, небольшие ожоги.

Одежда и обувь

1

Знает (называет/показывает) виды одежды(домашняя/уличная/школьная)

2

Знает/ различает одежду по сезонам. Выбирает по ситуации.

3

Знает/ различает одежду по назначению (повседневная, праздничная, форма), по принадлежности(для мальчиков и девочек)

4

Раздевается и одевается в определенной последовательности.

5

Знает (называет/показывает)основные детали одежды (рукава, карманы, воротник и т.д.).

6

Складываети вешает в шкаф одежду в определенной последовательности. Убирает на место обувь. Знает свой шкаф, свою одежду и обувь.

7

Знает/ различает переднюю и заднюю части одежды, лицевую и изнаночную стороны.

8

Знает (называет/показывает) / различает обувь по назначению (домашняя, повседневная, праздничная), по принадлежности(для мальчиков и девочек)

9

Знает/ различает обувь по сезонам. Выбирает по ситуации.

10

Знает (называет/показывает)основные детали обуви (подошва, каблук, ремешок и т.д.).

11

Разувается и обувается в определенной последовательности.

12

Знает/ различает левый и правый ботинок.

13

Растегивает/ застегивает застежки, кнопки, липучки, пуговицы, молнии,

14

Растегивает/ застегивает липучки, застежки на обуви, шнурует обувь,

15

Следит за внешним видом, Ухаживает за одеждой и обувью (моет, очищает от снега, песка, чистит, смазывает обувь кремом).

Жилище

1

Знает (называет/показывает) основные виды жилых помещениий.

2

Имеет элементарные представления (называет/показывает) о предметном наполнении учебной, игровой комнат, столовой: название мебели, ее назначение.

3

Имеет элементарные представления (называет/показывает) о предметном наполнении помещений для санитарно-гигиенических процедур, названия оборудования, мебели.

4

Имеет элементарные представления  (называет/показывает) о предметном наполнении туалета, названия сантехнического оборудования.

5

Знает (называет/показывает) элементарные признаки непорядка в помещении.

6

Имеет элементарные представления о предметном наполнении уголка хозяйственно-бытового труда. Знает (называет/показывает) оборудование, инвентарь, его назначение.

7

Имеет элементарные представления знает (называет/показывает)о правилах пользования инвентарем.

8

Имеет элементарные представления о порядке уборки жилого помещения: вытирание пыли, мытье поверхностей, игрушек.

9

Имеет элементарные представления о правилах наведения порядка в личных шкафах и в игровой комнате.

10

Имеет элементарные представления о правилах ухода за растениями. Соблюдает последовательность.

11

Имеет элементарные представления о выборе инвентаря для уборки.

12

Имеет элементарные представления об уходе за мебелью.

13

Готовит постель ко сну в определенной последовательности.

14

Умеет заправить постель в определенной последовательности: сложить одеяло, накрыть покрывалом, взбить подушку.

15

Умеет заправлять простыню, сменить наволочку и пододеяльник.

Питание

1

Знает (называет/показывает) режим питания, основные приемы пищи.

2

Знает (называет/показывает)правила поведения во время еды.

3

Берет ложкой необходимое количество еды, ест и пьет аккуратно.

4

Пользуетсясалфеткой во время еды и после приема пищи.

5

Знает (называет/показывает) основные блюда меню: виды первого, второго и третьего.

6

Имеет элементарное представление о меню основных приемов пищи (завтрак, обед, полдник и ужин).

7

Знает (называет/показывает) мучные и хлебобулочные изделия, бутерброды.

8

Знает (называет/показывает) несколько видов круп, макаронные изделия.

9

Знает (называет/показывает) внешний вид, название и назначение столовой посуды посуду (тарелки мелкая и глубокая и т.д.) и приборов(ложка чайная, ложка столовая, вилка, нож).

10

Знает (называет/показывает) посуду для чаепития чайная (чашка, блюдце, сахарница, чайник для заварки),

11

Выполняетобязанности дежурного (помощь в сервировке стола к завтраку, обеду, ужину), помощь в уборке со стола после приема пищи

12

Знает (называет/показывает)правила пользования и ухода за посудой.

13

Имеет элементарные представления о полезной и вредной пище, о значении режима питания для здоровья. Выделяет (называет/показывает) любимое блюдо, вкусовые качества некоторых блюд.

14

Имеет элементарные представления об ингредиентах нескольких простых блюд.

15

Имеет элементарные представления о времени завтрака, обеда, ужина, полдника.

Труд на улице

1

Имеет элементарные представления знает (называет/показывает) о инструментах, необходимых для уборки мусора с дорожек.

2

Имеет элементарные представления знает (называет/показывает) о инструментах, необходимых для уборки листьев с дорожек.

3

Имеет элементарные представления знает (называет/показывает) о инструментах, необходимых для уборки снега с дорожек.

4

Имеет элементарные представления (называет/показывает) о правилах соблюдения порядка на игровой площадке:

5

Выполняет в определенной последовательности сбор опавших листьев и сухих веток с деревьев, кустов.

6

Выполняет в определенной последовательности уборку мусора на участке в ведро, в мешок.

7

Относит мусор к мусорному контейнеру.

8

Выполняет в определенной последовательности выкапывание цветов (бархатцев).

9

Выполняет в определенной последовательности посадку/пересадку цветов в ящики для дальнейших наблюдений в уголке природы.

10

Выполняет в определенной последовательности действия по подготовке растений к зиме.

11

Выполняет в определенной последовательности сбор снега в определенное место для снежных построек.

12

Выполняет в определенной последовательности изготовление из снега построек/фигур.

13

Участвует в расчистке дорожек, запорошенных снегом.

14

Участвует в посыпании ледяных дорожек песком.

Предметно-практическая деятельность и ручной труд

Предметно-манипулятивные действия

1

Выполняет по показу/ команде подражательные движения для развития движения рук, кистей и пальцев рук.

2

Выполняет подражательные движения /упражнения одновременно двумя руками по показу/ команде.

3

Выполняет действия со сменой вида и ритма движения (Стучим-прячем).

4

Выполняет по показу/ команде действия с предметами

5

Выполнение по показу/ команде перекладывания предметов.

6

Выполнение по показу/ команде пересыпания предметов.

7

Выполнение по показу/ команде перекладывания предметов из одной емкости в другую.

8

Бросает мелкие предметы в сосуд с узким горлышком.

9

Бросает продолговатые предметы в сосуд с узким горлышком.

10

Двигает/ толкает / катит крупные предметы с места на место (пылесос)

11

Переносит / перекатывает крупные предметы (ведерко, стул, модуль и т.п.)

12

Складывает предметы в коробку так, чтобы можно было закрыть крышкой

13

Нанизывает предметы с отверстиями на стержень (пирамида).

14

Собирает рамки-вкладыши

15

Откручивает / закручивает пробку на сосуде (банка, бутылка)

Действия с предметами разного цвета, формы, величины

1

Выбирает по цвету по образцу предмет, окрашенный в один из основных цветов.

2

Выбирает по цвету по инструкции предмет, окрашенный в один из основных цветов.

3

Группирует по цвету однородные предметы двух контрастных цветов (красный, желтый)

4

Группирует по цвету однородные предметы трех основных цветов.

5

Группирует по цвету однородные предметы 4-х основных цветов.

6

Выбирает по образцу/инструкции предмет заданной формы из 4-х предметов(Дай такойже)

Выбирает по образцу предмет заданной формы из 4-8 предметов, «Дай такой же…».

7

Выбирает по инструкции предмет заданной формы из 4-8 предметов, «Дай … предмет».

8

Группирует по форме плоскостные фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

9

Группирует по форме плоскостные фигуры произвольной формы

10

Выбирает по образцу предмет с комбинациейдвух признаков из трех (форма, величина, цвет), например шар большой и маленький, красный и синий и т.п.

11

Выбирает по инструкции предмет с комбинациейдвух признаков из трех (форма, величина, цвет), например шар большой и маленький, красный и синий и т.п.

12

Выбирает по образцу предмет с комбинацией трех признаков (форма, величина, цвет), например, шар большой красный и т.п.

13

Выбирает по инструкции предмет с комбинацией трех признаков (форма, величина, цвет), например шар большой синий и т.п.

14

Группирует по образцу по 1 признаку из трех разнородные по цвету, величине, цвету, форме предметы.

15

Группирует по инструкции по 1 признаку из трех разнородные по цвету, величине, цвету, форме предметы.

Элементарное конструирование. Работа с мозаикой.

1

Выкладывает ряды из одноцветных деталей.

2

Выкладывает параллельные ряды из деталей двух цветов.

3

Выкладывает чередующиеся ряды из деталей трёх цветов.

4

Складывает из счётных палочек фигуры по образцу, картинке: двухэтажный дом, грузовая машина, буквы, алфавит и т. д.

5

Складывает разрезные картинки из 2-4 частей, с горизонтальными и вертикальными линиями разреза.

6

Складывает кубики по картинке из 2-4 частей

7

Выкладывает по показу / наложением картинки из палочек Кюизенера

8

Выкладывает по образцу фигуры из палочек Кюизенера

9

Складывает по образцу комбинации из 5-6 объёмных и плоскостных форм.

10

Выполняет постройки из строительного материала по показу: стол на четырёх ножках; диван, кресло; дом одноэтажный; дом с воротами, забором и дорожкой; двухэтажный дом; автомобиль; поезд;

11

Выполняет постройки из строительного материала по образцу: стол; диван, кресло; дом с воротами, забором и дорожкой; двухэтажный дом; автомобиль; поезд.

12

Использует / обыгрывает / дополняет готовые постройки в игре.

13

Выкладывает узоры по показу с соблюдением пространственных отношений деталей мозаики: дом с крышей; цветок на стебле; ёлочка; снежинка.

14

Выкладывает узоры по образцу с соблюдением пространственных отношений деталей мозаики: дом с крышей; цветок на стебле; ёлочка; снежинка.

15

Выкладывает простые сюжеты из деталей мозаики по рисунку (без образца).




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Изобразительное искусство и художественный труд" дополнительного образования для детей 9-14 лет

Программа «Изобразительное искусство и художественный  труд» предназначена для освоения в учреждении дополнительного образования и рассчитана для  изучения детьми 9-14 лет. Срок изучения дан...

Рабочая программа по реализации задач дополнительной образовательной услуги "Ручной труд" для детей 5-7 лет с ЗПР

Рабочая программа по реализации задач дополнительной образовательной услуги "Ручной труд"...

Дополнительный материал по сельскохозяйственному труду 7 класс

кроссворды  по сельскохозяйственному труду для 7 класса...

Дополнительный материал по сельскохозяйственному труду 9 класс

кроссворды по сельскохозяйственному труду для 9 класса...

Презентация "Охрана труда в учреждении дополнительного образования"

Презентация создана об организации работы по охране труда в помощь педагогам образовательных учреждений....