Развитие фонематического восприятия посредством игр и упражнений.
методическая разработка на тему

Рита Салаватовна Абдуллина

Речь — это великий дар природы. Хорошая речь — одно из важнейших условий всестороннего полноценного гармоничного развития ребенка.

С каждым годом увеличивается число детей с речевыми нарушениями. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина этого — недоразвитие фонематического восприятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие фонематического восприятия посредством игр и упражнений.

Речь — это великий дар природы. Хорошая речь — одно из важнейших условий всестороннего полноценного гармоничного развития ребенка.

С каждым годом увеличивается число детей с речевыми нарушениями. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина этого — недоразвитие фонематического восприятия.

Эти речевые проблемы проще и быстрее преодолеваются в дошкольном возрасте. Поэтому развитие фонематического восприятия является одной из важнейших задач, стоящих перед педагогами, работающими с детьми с нарушениями речи. А так как у детей ведущим видом деятельности является игра, то развивать его нужно посредством упражнений и игр.

Игра даёт возможность научиться тому, как надо учиться, является подготовительным этапом развития ребёнка, переходным моментом для включения его в учёбу. Невозможно переоценить роль дидактической игры в развитии речи детей.

Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

Игры, которые предназначены для развития фонематического восприятия, способствуют формированию у детей направленности на звуковую сторону речи, развивают умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять отдельные звуки, различать звуки близкие по звучанию и произнесению.

Какое же значение имеют эти игры для детей с недоразвитием фонематического восприятия:

1) происходит тренировка и закрепление правильных навыков речи и поведения у детей в усложненных условиях;

2) эти игры служат необходимым мостиком для переноса новых навыков речи из особых условий (место занятий) в обычные условия;

3) в играх ребенок приобретает навык правильно держать себя в различных для его деятельности речевых ситуациях, у него воспитывается правильное отношение к окружающим и к своему месту в коллективе.

Предлагаемые игры и игровые упражнения на развитие фонематического слуха построены с постепенным усложнением игровых и учебных заданий. Они могут использоваться во время проведения индивидуальных и подгрупповых занятий. Подбираются игры в соответствии с этапами развития фонематического слуха.

На первом этапе учим различать неречевые звуки, воспроизводить различные ритмы. Рекомендуемые игры:

«Шумящие коробочки»

Оборудование: несколько коробочек, которые заполнены различными материалами (железными пробками, маленькими деревянными брусочками, камушками, крупами монетками и др.) и при сотрясении издают разные шумы (от тихого до громкого). Ребенку предлагают проверить шумы всех коробочек. Затем педагог просит дать коробочку с тихим шумом, а потом с громким шумом. Ребенок выполняет.

«Узнай, кто какие звуки издаёт»

Оборудование: картинки животных и птиц. Педагог показывает картинку с изображением животного и звуком, который издает это животное. Дети называют картинку и звук. Отвечает кто-то один из детей, а затем все хором повторяют за ним этот звук.

«Печатная машинка»

Оборудование: Буквы алфавита напечатанные на листе бумаги. Каждому ребенку присваивается определенная буква алфавита. Логопед называет слово, а дети должны хлопать в том порядке, в котором следуют буквы в названном слове.

«Узнай по звуку»

Оборудование: ширма, различные игрушки и предметы (бумага, ложка, полочка и т.д.) Ведущий за ширмой производит шумы и звуки разными предметами. Тот, кто догадается, чем ведущий производит шум, поднимает руку и говорит ему об этом. Шумы можно производить разные: бросать на стол ложку, ластик, кусок картона, ударять предмет о предмет, мять бумагу, рвать ее, разрезать материал и т. д. Тот, кто отгадывает шум, получает в награду фишку.

На втором этапе учим различать высоту, силу и тембр голоса.

Рекомендуемые игры:

«Поиграем в сказку»

Оборудование: Пальчиковый театр. Берется одна общеизвестная сказка. Между детьми распределяются роли героев. Дети должны рассказать эту сказку по ролям, голосом характеризуя героя. Обязательно использовать картинки – герои, либо пальчиковый театр.

«Кто позвал?».

Дети закрывают глаза, ведущий показывает на одного ребенка и тот проговаривает заранее придуманное слово, а остальные дети должны догадаться, кто говорил, т. е. определить ребенка из присутствующих по голосу.

«Недовольный Саша»

Детям предлагается прослушать ряд слогов (слов или фразу). В случае, если они услышат неправильное произношение звуков - поднимают картинку с изображением недовольного Саши.

«Как правильно сказать?»

Логопед имитирует искаженное и нормальное произнесение звук в слове и предлагает детям сравнить два вида произношения и воспроизвести правильный. За каждый правильный ответ получает фишку. У кого больше фишек, тот и выиграл.

«Незнайка запутался»

Оборудование. Картинки: лук, жук, сук, рак, лак, мак, сок, дом, лом, сом, ложка, мошка, матрешка, картошка и т.д.

Логопед произносит слова и предлагает ребенку назвать слово, которое не похоже на остальные:

- мак, бак, так, банан;             - сом, ком, индюк, дом;

- лимон, вагон, кот, бутон;     - мак, бак, веник, рак;

- совок, гном, венок, каток;    - пятка, ватка, лимон, кадка;

- ветка, диван, клетка, сетка;  - каток, моток, дом, поток и т.д.

На третьем этапе используем игры, направленные на обучение различать слова, близкие по звуковому составу.

«Повтори правильно»

Оборудование: мяч. Дети сидят по кругу. Педагог предлагает детям по очереди поймать мяч и внимательно послушать цепочку слогов, затем ребенок должен правильно повторить и бросить мяч обратно. Слоговые ряды могут быть различными: ми-ма-му-ме, па-пя-па, са-са-за, ша-са....

«Телефон»

Дети сидят в ряд друг за другом. Логопед называет слоги или серию слогов (например: са, су-су-со, па-па-са и т.д., состоящие из звуков не нарушенных в произношении детей) на ушко первому ребенку. Серия слогов передается по цепочке и последний ребенок произносит ее вслух. Последовательность цепочки меняется.

«Какой отличается?»

Логопед произносит серию слогов (например: ну-ну-но, сва-ска-сва, са-ша-са и т.д.) и предлагает детям определить, какой слог отличается от других и чем.

На четвертом этапе мы используем игры, направленные на дифференциацию звуков

«Найди место для своей картинки»

Оборудование. Картинки, в названии которых, есть звуки [ш] и [ж]. Дети сидят за столами. Педагог показывает им картинки, где изображен шар. Педагог говорит: «Когда выходит воздух из шара, слышно: ш-ш-ш-ш... Эту картинку я кладу с левой стороны стола». Затем показывает им картинку, где изображен жук, и напоминает, как жук жужжит: ж-ж-ж-ж...«Эту картинку я ставлю с правой стороны стола. Сейчас я буду показывать и называть картинки, а вы слушайте, в названии какой из них будет звук [ш] или [ж]. Если услышите звук [ш], то картинку надо положить слева, а если услышите звук [ж], то ее надо положить справа». Педагог показывает, как нужно выполнить задание, потом вызывает поочередно детей, которые называют показываемые картинки. Картинки надо подбирать так, чтобы произнесенные звуки соответствовали их написанию. Нельзя брать такие слова, где звук [ж] стоит в конце слова или перед глухим согласным.

«Не ошибись»

Оборудование. Картинки «Свисток» и «Звонок». Детям дают по две картинки. На одной нарисован свисток, на другой - звонок. Картинку со свистком дети берут в левую руку, со звонком - в правую. Педагог показывает им и называет картинки, в названии которых есть звуки [с] или [з], немного выделяя голосом эти звуки. Если в слове есть звук [с], то дети поднимают картинку со свистком и говорят: с-с-с..., А если звук [з], то - со звонком и говорят: з-з-з... Повторяя игру, можно вводить картинки, в названии которых нет ни того, ни другого звука. В таком случае дети не должны поднимать свои картинки.

На пятом этапе используем игры, направленные на формирование фонематического анализа и синтеза 

«Поймай звук»

Дети сидят по кругу. Педагог предлагает детям хлопнуть в ладоши, когда они услышат звук [а]. Далее предлагаются разные звуки: А, П, У, А, К, А и т.д. Для усложнения можно предложить только гласные звуки. Аналогично проводится игра на выделение других звуков, как гласных, так и согласных.

«Веселый поезд»

Оборудование: игрушечный поезд, картинки, в названиях которых есть определенный звук, занимающий в слове разные позиции. Перед детьми располагается поезд с паровозом и тремя вагонами, в которых поедут игрушечные пассажиры, каждый в своем вагоне: в первом - те, в названии которых заданный звук находится в начале слова, во втором - в середине слова, в третьем - в конце.

И на шестом этапе используем игры, направленные на определение характеристики звуков 

«Разноцветные мячи»

Оборудование: мячи красного и синего цвета. Красный - гласный. Синий - нет.

Что за звук? Мне дай ответ!

Педагог бросает мяч детям. Поймавший называет гласный звук, если мяч красного цвета, согласный - если мяч синего цвета, и бросает мяч обратно педагогу.

«Покажи кружок нужного цвета».

Каждому ребенку раздают по красному и синему кругу. Педагог предлагает детям послушать разные звуки, и поднят синий круг, если они услышат согласный звук и красный, если гласный.

Аналогичным образом можно проводить игры по дифференциации согласных по мягкости - твердости, звонкости - громкости.

Кроме использования на занятиях, дидактические игры можно включать в домашние задания. Чтобы выполнение данных заданий не вызывало трудностей, родителей нужно обучать использованию дидактических игр. Задача же педагога заключается в том, чтобы вызвать у воспитанников интерес к игре, обеспечивая заинтересованное восприятие детьми изучаемого материала и привлекая их к овладению новыми знаниями, умениями и навыками.

Список использованной литературы

1. Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки / Н.В. Дурова. - М.: Мозаика-Синтез, - 112 с.

2.  Краузе Е.Н. “Логопедия”. - СПб.: Учитель и ученик, Корона принт, 2003.

3.  Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф. Фомичева, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова и др.; Под ред. Т.В. Волосовец. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 200 с.

4. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. - 2-е изд., испр. - М.: АРКТИ, 2003. - 240 стр.

5. Специальная дошкольная педагогика / Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова и др.; Под ред. Е.А. Стребелевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 312 с.

6. Ткачева Л.Ф. Развитие фонематического слуха у детей как предпосылки успешного усвоения фонетики и орфографии. //Вопросы психологии, №5, 1980, с.95-103.

7. Ткаченко Т.А. “Логопедическая тетрадь - совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте”. - М.: ЭГСИ, 1999.

8. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 144 с.

9. Фомичёва М.Ф. “Воспитание у детей правильного произношения”. - М.: Просвещение, 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения для развития фонематического восприятия.

Подборка игр и упражнений для работы над фонематическим восприятием....

Упражнения для развития фонематического восприятия.

В данном разделе опудликована подборка упражнений для развития фонематического восприятия....

упражнения на развитие фонематического восприятия

данные упражнения направлены на развитие умения определять последовательность букв в слове,  развитие  слухового внимания, умения  быстро и точно реагировать на звуковые сигналы, на оп...

Картотека упражнений для развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа.

Картотека упражнений для развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа....

Семинар – практикум для педагогов по теме: «Развитие фонематического восприятия через игры и игровые упражнения у детей дошкольного возраста»

Формирование  мотивации  у воспитателей по овладению практическими знаниями и умениями по развитию фонематического восприятия через использование игр, игровых упражнений....

Авторская программа «ТИКОмания» в группе компенсирующей направленности (5-6 лет) развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством использования конструктора ТИКО «Логопедич

Представленная авторская  образовательная программа по формирование полноценной фонетической системы родного языка, развитию фонематического восприятия и овладению  навыками звукового анализ...

Игры и упражнения по развитию фонематического восприятия у будущих первоклассников

ull;Базовой предпосылкой овладения письмом является развитое фонематическое восприятие. Под фонематическим восприятием — основным компонентом восприятия речи — понимается способност...