Деятельность логопедических групп
материал на тему

Бусырева Ольга Викторовна

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, оттого, как будет чувствовать ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям»

В.А. Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deyatelnost_logopedicheskih_grupp.docx26.42 КБ

Предварительный просмотр:

Деятельность логопедических коррекционных групп

 МАДОУ ЦРР - д/с №21

В течение последних лет в связи с активным процессом модернизации  системы  образования, в том числе и коррекционного, перед педагогами ДОО стоит задача создать условия для повышения качества образования. Поиски новых форм и методов работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, привели к необходимости эффективного планирования и организации четкой, скоординированной работы педагогов в условиях логопедических групп МАДОУ.

В дошкольном учреждении  МАДОУ ЦРР - д/c № 21 функционирует две группы для детей 5-7 лет, а также группа для детей 4 лет, имеющих общее недоразвитие речи.   Коррекционная работа с детьми  данных групп осуществляется на основе «Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б.Филичевой, Г.В. Чиркиной. Планирование составлено с учетом общеразвивающей программы «Детство», авторами которой являются: В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина.

Цель коррекционной работы в логопедических группах заключается в коррекции недостатков речевого и психофизического развития детей.

Основные задачи логопедической работы:

1. Развивать понимание речи.

2. Способствовать развитию активной подражательной речевой деятельности.

3. Развивать слоговую структуру слова.

4. Активизировать речевую деятельность и развитие лексико-грамматических средств языка.

5. Развивать произносительную сторону речи.

6. Развивать самостоятельную фразовую речь.

7. Развивать внимание, память, мышление детей.

8. Готовить к овладению элементарными навыками письма и чтения.

Коррекция речи осуществляется по следующим направлениям:

• формирование полноценных речевых навыков;

• развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;

• развитие у детей внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;

• обогащение словаря детей преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально - оценочному значению слов;

• воспитание у детей умений правильно составлять простое распространенное предложение, а затем и сложное предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;

• развитие связной речи в процессе работы над рассказом, пересказом, с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем;

• формирование элементарных навыков письма и чтения специальными методами на основе исправленного звукопроизношения и полноценного фонематического восприятия.

Содержание коррекционной работы обеспечивает:

- выявление особых образовательных потребностей детей с ОНР, обусловленных недостатками в их развитии;

- осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

- возможность освоения детьми с ОНР образовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении.

В нашем учреждении используются следующие инновационные методики и технологии:

1. Внедрены информационные коммуникативные и здоровьесберегающие технологии:

 - речевые группы оборудованы интерактивными досками IQ Board для фронтальных занятий и использования мультимедийных презентаций;

- на подгрупповых и индивидуальных занятиях используется специализированная компьютерная технология «Игры для Тигры», разработанная  Л.Р. Лизуновой и построенная на основе методик обучения детей с отклонениями  речевого развития;

- для профилактики зрительного утомления и развития зрительных способностей  применяется технология, автором которой является кандидат педагогических наук, доцент Ковалев В.А.;

- в процессе психотерапии используется  пескотерапия для коррекционной, игровой, познавательно-исследовательской и художественно-эстетической деятельности.

2. Создана предметно-развивающая среда, имеющая коррекционную направленность.

Предметная среда постоянно пополняется коррекционно-развивающими и коррекционно-компенсаторными дидактическими играми и тренингами, играми-драматизациями, физкультурно-развивающими модулями и оборудованием, дидактическими пособиями, развивающими эстетические способности, системными блоками оздоровительных комплексов и т.д. Необходимо отметить, что предметно-развивающая среда, созданная в нашем детском саду, эстетична, экологична, отвечает требованиям СанПиНа и совершенно безопасна для здоровья детей.

3. Каждая коррекционная группа имеет  логопедический кабинет.

4. Имеется необходимое методическое обеспечение  коррекционной работы: иллюстрированный материал по всем лексическим темам, логопедические игры для закрепления правильного произношения, игры на формирование лексико-грамматического строя речи, картотека еженедельных методических рекомендаций для родителей по лексическим темам и т.д.

5. Обеспечивается комплексный подход при коррекции речи, что способствует установлению интегрированных связей между специалистами, работающими с детьми логопедической группы.

Грамотно организованная система взаимодействия  учителя-логопеда и специалистов в МАДОУ позволяет достичь положительных результатов в коррекционной работе, раскрепощает дошкольников  в общении, помогает в усвоении программного материала.

 6. Применяются традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями.

Ни одна педагогическая система не может  быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Активное участие семьи в коррекционном процессе помогает учителю-логопеду приблизить успех в достижении детьми соответствующего уровня речевого развития. Именно поэтому в нашем учреждении помимо традиционных форм работы с родителями используются нетрадиционные формы - логопедические досуги, мастер-классы, КВН с участием родителей, информационные листы, логопедические тренинги… Главная задача этих мероприятий помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка, вооружить их определенными методами и приемами преодоления речевых нарушений в домашних условиях, наполнить конкретным содержанием домашние задания по усвоению и  закреплению   полученных знаний.

7. Используются собственные методические разработки и пособия:

- по формированию словообразовательных  операций у дошкольников с ОНР;  

- по формированию приемов мануального моделирования предлогов;

- индивидуальные логопедические боксы для обучения грамоте.

Модель организации ежедневной коррекционной работы в логопедических группах МАДОУ  ЦРР - д/c № 21

Коррекционно-развивающие мероприятия в режиме дня

1.

Артикуляционная гимнастика

утром (3-5 мин.)

2.

Пальчиковый игротренинг

утром, вечером (2-3 мин)

3.

Упражнения на развитие мелкой моторики:

- мозаика, модули

- шнуровка, кнопочницы,

- раскрашивание, обводка,

- работа с ножницами, пластилином

- вариативный материал (прищепки, узелки, сухой бассейн)

- пескотерапия

утром, вечером

4.

Индивидуальная работа над звукопроизношением

утром, вечером (5-7 мин)

5.

Индивидуальная работа по развитию графо-моторных навыков

во 2-ой половине дня (7-10 мин.)

6.

Отработка лексико-грамматических категорий

утром (5-7 мин.)

7.

Динамические паузы

Глазная гимнастика

- по мере необходимости (3-5 мин.);

- после использования интерактивной  доски и компьютера.

8.

Дыхательные упражнения на развитие физиологического и речевого дыхания, приемы технологии Бос-Здоровье.

утром  (3-5 минут)

9.

Подвижные игры на развитие общей моторики, координацию речи и движений (в рамках лексической темы)

на прогулке, во вторую половину дня (20-30 мин)

10.

Упражнения на релаксацию

Психогимнастика

- по мере необходимости (3-5 минут);

- на фронтальных занятиях (3-5минут)

11.

Логоритмические упражнения на координацию речи с движением

Координация речи с движением  в бассейне

- утром и вечером (3-5 минут)

- на музыкальных занятиях 2 раза в неделю (5-7 минут).

- 2 раза в неделю (2 пол. дня)

12.

Коррекционный час по заданию логопеда

2-ая половина дня.

Непосредственно образовательная деятельность

1.

 Фронтальные коррекционные (логопедические) занятия

2 раза в неделю:

- продолжительность в старшей группе - 25 мин, в подготовительной группе - 30 мин.

2.

Логоритмика

1 раз в   неделю  в музыкальном зале в средней группе - 20мин,  в старшей группе - 25 мин, в подготовительной группе - 30 мин

В заключение хотелось бы отметить, что какие бы программы и разработки не были взяты за основу, какие методики и технологии не использовали педагоги, положительной динамики  в коррекционной работе можно достичь лишь тогда, когда вся работа ведется в системе и  во взаимосвязи  со  всеми  специалистами  учреждения.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме "Звук и буква Т"

Цели и задачи:В ходе интегрированной образовательной деятельности дети должны:Научить характеризовать звук т по акустическим и артикуляционным признакам (согласный, глухой , твердый звук);Закреп...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению детей пересказу в подготовительной к школе логопедической группе Я. Пинясов «Огурчик» Лексическая тема «Овощи»

К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них связной монологической речи.В дошкольном возрасте происходит овладение дву...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей логопедической группе

Конспект логопедического занятия по теме: Гласные звуки а, у, и....

семинар - практикум для педагогов логопедических групп Тема: «Развитее речевого творчества через театрализованную деятельность»

Семинар - практикум познакомит педагогов с психолого - педагогическими аспектами   развития театрализованной деятельности и современными подходами к ней....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей логопедической группе. Тема : Звуки «С»; «Сь»

Продолжать учить  детей внимательно слушать и различать речевые звуки, четко произносить звук  «С,Сь.»Продолжать учить выделять звук « С,Сь» в начале, в середине, в конце  слов .Продолж...

Конспект индивидуальной логопедической непосредственной образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе Тема: Автоматизация звука [Р]. По дороге в Звукарию.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 24 «Радуга» города Будённовска Будённовского района»     Конспект  индивидуальной...