Доклад на тему «Особенности коррекционной работы на уроках математики в классах для детей с задержкой психического развития»
методическая разработка по теме

Перцева Елена Валентиновна

—  Коррекция – система специальных и общепедагогических мер, направленных на   ослабление или преодоление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении у детей и подростков

—  Коррекционно – развивающий урок – урок, в ходе которого происходит отработка учебной информации с позиции максимальной работы всех анализаторов ( слухового, зрительного, тактильного) каждого конкретного ученика

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Особенности коррекционной работы

 на уроках математики

в классах

для детей с задержкой психического развития»

Перцева Елена Валентиновна

Санкт –Петербург

30.08.2017

«Особенности коррекционной работы на уроках математики в классах

для детей с задержкой психического развития»

2 слайд

  • ЗПР  -нарушение нормального темпа психического развития
  • Коррекция – система специальных и общепедагогических мер, направленных на   ослабление или преодоление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении у детей и подростков
  • Коррекционно – развивающий урок – урок, в ходе которого происходит отработка учебной информации с позиции максимальной работы всех анализаторов ( слухового, зрительного, тактильного) каждого конкретного ученика

3слайд  По рекомендации министерства образования и науки:

  • Учащиеся должны усвоить содержание программ, соответствующих государственным стандартам общего образования
  •  УМК для этих классов выбирается из тех, которые названы в федеральных перечнях учебников
  • Уровень познавательных возможностей и математической подготовки учащихся определяется на основе диагностики психолого-педагогических особенностей и учитывается при отборе дидактического обеспечения рабочей образовательной программы, а также методики преподавания предметов «Математика»
  • При составлении рабочей программы по математике для данных классов в пояснительной записке необходимо указать особенности контингента учащихся и сущность корректировки содержания учебного материала и способов учебной деятельности, учащихся при усвоении соответствующего курса

4 слайд на слайде приведена 

Психолого-педагогическая характеристика детей         с задержкой психического развития

  • Развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит замедленно с отставанием от нормы
  • Ведущей остается игровая мотивация, с трудом формируются учебные интересы
  • Слабо развитая произвольная сфера: умение сосредотачиваться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать задание, работать по образцу
  • Для детей типичны дезадаптивные формы поведения возбудимого или заторможенного характера

На основании этого возникают как обще-учебные трудности, так и трудности в изучении математики:

  • проблемы пространственной ориентировки, неразличение, неправильное называние геометрических фигур, форм окружающего;
  • смешение математических понятий (периметр и площадь, частное и разность и т.п.);
  • неспособность установить зависимость между величинами (часть- целое; скорость-время-длина пути при равномерном прямолинейном движении; цена-количество стоимость и др.), решить текстовую задачу ;
  • неумение пользоваться математической терминологией;
  • недостаточная осознанность в усвоении и применении алгоритмов

( например: неумение применить алгоритм выполнения арифметического действия; решения неравенства и др.)

  • неумение использовать свойства арифметических действий при выполнении вычислений;
  • неспособность учесть все условия и этапы решения задания в ходе его выполнения (неполное выполнение задания);

например: неспособность установить порядок действий в числовом выражении и найти его значение с использованием изученных алгоритмов;

  • неспособность контролировать ход (процесс) и результат выполнения задания (проблемы в понимании математических отношений: больше/меньше, выше/ниже, дороже/дешевле; «больше/меньше на...», «больше/меньше в ...», «на сколько (во сколько раз) больше/меньше»)
  • неумение понять и объяснить причину своей ошибки, исправить ее (неспособность записать число (величину) и дать его (ее) характеристику)
  • неумение применить знания в нестандартной ситуации;
  • неумение решить учебную задачу с использованием «другого» приема (способа), сравнить решения по степени рациональности.

5 слайд Особенности обучения детей с зпр

Для того, чтобы коррекционно- развивающая работа была успешной надо соблюдать следующие условия:        

1.Поход к учащемуся с оптимистической гипотезой (безграничная вера в ребенка): Каждый ребенок может научиться всему.

2.Путь к достижению положительного результата может быть только путем «от успеха к успеху». Для ребенка очень важно постоянно чувствовать свою успешность. Это возможно только в том случае, если уровень сложности предлагаемых учителем заданий соответствует уровню возможностей ребенка. Только помня об этом, учитель может дать возможность каждому быть успешным в процессе обучения. И еще одно, что нужно помнить: оценивая работу ребенка, прежде всего необходимо обращать его внимание на то, что уже получилось, и лишь потом высказывать конкретные пожелания по улучшению работы.

3.Создание доброжелательной атмосферы на занятиях. Психологами доказано, что развитие может идти только на положительном эмоциональном фоне. Ребенок намного быстрее добьется успеха, если будет верить в свои силы, будет чувствовать такую же уверенность в обращенных к нему словах учителя, в его действиях.

4. Темп продвижения каждого ученика определяется его индивидуальными возможностями. Ученик не будет работать лучше и быстрее, если он постоянно слышит слова «быстрее, поторопись, ты опять последний», этими словами достигается, как правило, обратный эффект - либо ребенок начинает работать еще медленнее, либо он работает быстрее, но при этом начинает страдать качество (у ребенка появляется принцип: пусть неправильно, зато быстро, как все).

5.Отказ от принципа «перехода количества дополнительных занятий в качество обучения». Суть «качественного» подхода заключается в том, что учитель знает, в чем трудности и как они могут быть устранены самым эффективным способом. Продуктивен именно такой путь — от знания причины ошибки к ее устранению.

6.Необходимо постоянно отслеживать продвижение каждого ученика. Важно знать ту «точку», в которой ученик находится в данный момент, а также перспективы его развития. Для выполнения этого условия важно точно знать последовательность этапов формирования каждого конкретного навыка Другими словами, учитель постоянно должен знать: а) что ребенок уже может сделать самостоятельно; б) что он может сделать с помощью учителя; в) в чем эта помощь должна выражаться.

7.В обучении необходимо опираться на «сильные» стороны в развитии ученика, выявленные в процессе диагностики.

8.Содержание учебного материала для проведения коррекционных занятий должно не только предупреждать трудности обучения, но и способствовать общему развитию учащихся. Задания должны быть разнообразными, занимательными, интересно оформленными. Основными методами обучения на занятиях должны быть дидактическая игра и самостоятельная предметно-практическая работа, так как именно в этих видах деятельности ребенка происходит развитие наглядно-образного мышления, произвольности и т. п.

9.Коррекционно-развивающая работа должна осуществляться систематически и регулярно. То, чего так медленно и постепенно удается достигнуть, легко и быстро разрушается, если действия не отработаны до конца, не проконтролирован перенос действия с одного материала на другой.

10. Еще одним условием успешного обучения детей с ОВЗ является организация групповых и индивидуальных занятий, которые дополняют коррекционно-развивающую работу и направлены на преодоление специфических трудностей и недостатков, характерных для таких учащихся.

6 слайд.  Перед вами на слайде дана характеристика высших психических функций

7 слайд.  На основе этого мы определяем цели коррекционной работы…

  • развитие аналитического мышления (умение выделить существенные признаки и свойства);
  • развитие аналитико-синтезирующего мышления (развитие умения классифицировать, обобщать, делать выводы);
  • развитие абстрактного мышления (умение выделить общие и существенные признаки);
  • развитие переключения внимания;
  • развитие увеличения объема внимания;
  • развитие слухового внимания;
  • развитие увеличения объема памяти;
  • развитие зрительной, слуховой памяти;
  • развитие речи.

8  слайд и виды коррекционных заданий

Сформулировано четыре вида коррекционных заданий, которые затрагивают не только комплексную коррекцию нарушений высших психических функций, но и всех психических процессов:

1. Коррекционно-развивающие задания, направленные на формирование (совершенствование) когнитивной деятельности (анализ, синтез, контроль, самоконтроль). 

2. Коррекционно-развивающие задания, направленные на формирование (совершенствование) психических процессов (памяти, внимания, восприятия, воли, воображения, психических состояний, личностных особенностей).

3. Коррекционно-развивающие задания, направленные на формирование (совершенствование, коррекцию) речевого развития (устная и письменная речь).

4. Коррекционно-развивающие задания, направленные на формирование (совершенствование, предупреждение патологии) зрительной функции (офтальмотренажёры, офтальмогимнастика).

9 слайд На слайде приведена ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА УРОКА МАТЕМАТИКИ

Рассмотрим некоторые примеры коррекционно – развивающих заданий на отдельных этапах урока.

С 10-16 – дальше приведены отдельные  примеры использования коррекции на уроках

17- 18 слайд. А теперь подведем итоги и еще раз  повторим основные рекомендации для ведения урока:

  Рекомендации

  • В начале урока установка на успех
  • Мотивация изучения нового материала
  • Смена видов деятельности 4-7 раз, через 7-10 минут
  • Цель урока сообщать в начале урока. Всё на уроке подчинено этой цели
  • После каждого этапа урока должен быть сделан вывод
  • Новый материал на уроке должен начаться не позднее 10 мин. после начала урока
  • Максимальное количество алгоритмов, опорных слов, схем, таблиц и т.д.
  • Опора на жизненный опыт ребят
  • Индивидуальная, дифференцированная работа на уроке
  • Физкультминутки, разминки, паузы должны соответствовать возрасту
  • Развитие устной и письменной речи
  • На каждом этапе урока должна прослеживаться коррекционная направленность
  • Следить за темпом урока: все учащиеся должны успевать выполнять задания
  • Домашнее задание должно быть дифференцированным

19 слайд Спасибо за внимание…

Оказание помощи ребёнку на уроке.

ВИДЫ ПОМОЩИ В УЧЕНИИ

1. В процессе контроля за подготовленностью учащихся

  • Создание атмосферы доброжелательности при опросе.
  • При опросе разрешать дольше готовиться у доски.
  • Давать примерный план опроса.
  • Разрешать при ответе пользоваться  пособиями, схемами.
  • Поощрять первые же успехи при опросе.

2. При изложении нового материала

  • Более часто обращаться к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала.
  • Привлечение их в качестве помощников при показе опытов, наглядных пособий.
  • Чаще вовлекать их в беседу в ходе проблемного обучения.

3. В ходе самостоятельной работы

  • Разделять сложные задания для таких учеников на определенные дозы, этапы и пр.
  • Внимательно наблюдать за их деятельностью, отмечая положительные моменты в их работе, активизируя их усилия.
  • Выявлять типичные затруднения и ошибки в работе этих детей и акцентировать на  них внимание всех учащихся, чтобы предупредить их повторение другими школьниками.

4. При организации самостоятельной работы вне класса

  • Подбирать специально систему упражнений, наиболее полно вскрывающих сущность изучаемого, а не механически увеличивать число однотипных упражнений.
  • Подробно объяснять порядок выполнения задания, предупреждая возможные затруднения в работе.
  • Давать карточки с инструкциями по выполнению заданий.
  • Давать задания по повторению материала, который потребуется при усвоении новой темы.
  • Помогать составлять план ликвидации пробелов в знаниях.



Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Особенности коррекционной работы на уроках математики в классах для детей с задержкой психического развития» - кл ассы

Слайд 2

Словарь ЗПР -нарушение нормального темпа психического развития Коррекция – система специальных и общепедагогических мер, направленных на ослабление или преодоление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении у детей и подростков Коррекционно – развивающий урок – урок, в ходе которого происходит отработка учебной информации с позиции максимальной работы всех анализаторов ( слухового, зрительного, тактильного) каждого конкретного ученика

Слайд 3

Рекомендации Министерства образования и науки Учащиеся должны усвоить содержание программ, соответствующих государственным стандартам общего образования УМК для этих классов выбирается из тех, которые названы в федеральных перечнях учебников Уровень познавательных возможностей и математической подготовки учащихся определяется на основе диагностики психолого-педагогических особенностей и учитывается при отборе дидактического обеспечения рабочей образовательной программы, а также методики преподавания предметов «Математика» При составлении рабочей программы по математике для данных классов в пояснительной записке необходимо указать особенности контингента учащихся и сущность корректировки содержания учебного материала и способов учебной деятельности , учащихся при усвоении соответствующего курса

Слайд 4

Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития Развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит замедленно с отставанием от нормы Ведущей остается игровая мотивация , с трудом формируются учебные интересы Слабо развитая произвольная сфера : умение сосредотачиваться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать задание, работать по образцу Для детей типичны дезадаптивные формы поведения возбудимого или заторможенного характера

Слайд 5

Особенности обучения детей с ЗПР Новый материал – малыми порциями Постепенное усложнение заданий Образцы решений Приемы, алгоритмы Наглядность Наводящие вопросы Адаптация Необходима адаптация объема и характера учебного материала к познавательным возможностям учащихся :

Слайд 6

Произвольное Непроизвольное Логическое Абстрактное Конкретно-образное Краткая характеристика высших психических функций Внимание Мышление Память Слуховая Зрительная Образная Двигательная Кратковременная Долговременная Непроизвольная Произвольная

Слайд 7

обеспечить и систематизировать знания о...; отработать навыки (Какие?); устранить пробелы в знаниях (Каких?); добиться усвоения учащимися каких-то понятий. воспитание трудолюбия; воспитание активности; воспитание ответственности;воспитание аккуратности. ЦЕЛИ УРОКА Дидактическая Воспитательная Коррекционная развитие аналитического мышления (умение выделить существенные признаки и свойства); развитие аналитико-синтезирующего мышления (развитие умения классифицировать, обобщать, делать выводы); развитие абстрактного мышления (умение выделить общие и существенные признаки); развитие переключения внимания; развитие увеличения объема внимания; развитие слухового внимания; развитие увеличения объема памяти; развитие зрительной, слуховой памяти; развитие речи.

Слайд 8

Виды коррекционных заданий Сформулировано четыре вида коррекционных заданий, которые затрагивают не только комплексную коррекцию нарушений высших психических функций, но и всех психических процессов: 1. Коррекционно-развивающие задания, направленные на формирование (совершенствование) когнитивной деятельности (анализ, синтез, контроль, самоконтроль). 2. Коррекционно-развивающие задания, направленные на формирование (совершенствование) психических процессов (памяти, внимания, восприятия, воли, воображения, психических состояний, личностных особенностей). 3. Коррекционно-развивающие задания, направленные на формирование (совершенствование, коррекцию) речевого развития (устная и письменная речь). 4. Коррекционно-развивающие задания, направленные на формирование (совершенствование, предупреждение патологии) зрительной функции (офтальмотренажёры, офтальмогимнастика).

Слайд 9

ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА УРОКА МАТЕМАТИКИ Организационный момент Проверка домашнего задания Устный счет Упражнения на развитие высших психических функций Физкультурная минутка( как пример -офтальмологическая пауза ) Актуализация старых знаний Сообщение новых знаний Первичное закрепление Закрепление знаний и способов действий Контроль и самопроверка знаний Инструктаж по домашнему заданию Рефлексия Подведение итогов урока

Слайд 10

5-6 классы Твое настроение

Слайд 11

7-9 классы Установка на внимание : Слушаю Смотрю Слышу Думаю Работаю Назад

Слайд 12

Вставь недостающее число -3 2 -5 -2 1 -7 -7 -6 -7 ? 6 Назад ?

Слайд 13

Упражнения на развитие ВПФ

Слайд 14

Ответ

Слайд 15

Исключите лишнее: -7; 15; -12; -3,2; -68 Сложение Вычитание Умножение Раздробление Деление Назад

Слайд 16

Офтальмопауза: Назад Переведите взгляд с красного круга на синий, с синего на зеленый, с зеленого на желтый. А теперь повторите все в обратном порядке.

Слайд 17

Площади фигур Назад

Слайд 18

Умножить обе части неравенства на наименьший общий знаменатель дробей, входящих в неравенство Раскрыть скобки в обеих частях неравенства Собрать слагаемые с переменной в левой части, а без переменной –в правой Привести подобные члены в каждой части Разделить обе части на коэффициент при переменной (если коэффициент отрицательный, то поменять знак неравенства на противоположный) Изобразить множество решений в виде числового промежутка Записать ответ в виде числового промежутка или в виде неравенства, задающего этот промежуток Алгоритм решения неравенств

Слайд 19

Действия с рациональными числами (-) + (-) = (-) (+) + (-) = (+ -) (-) ∙ (-) = (+) (-) ∙ (+) = (-) (-) : (-) = (+) (-) : (+) = (-) Назад

Слайд 20

Тема урока : «Модуль числа» Найдите модуль каждого из чисел: 44,7; -2; 1/8; 0,7; -5 ; -0,96 Назад

Слайд 21

Найдите, пожалуйста, ошибку: 2(х-2)< 3(8+3х) 2х-4<24+9х 2х-9х<24+4 -7х<28 x <-4 «Внимание! Розыск» ?

Слайд 22

Правильное решение: 2(х-2)< 3(8+3х) 2х-4<24+9х 2х-9х<24+4 -7х<28 x >-4 «Внимание! Розыск» Ответ: (-4;+∞ )

Слайд 23

1 5х-3<10 2 х<2,6 3 5х<10+3 4 5х<13 Восстановите правильный порядок

Слайд 24

Тема урока : «Сложение смешанных чисел» Назад После школы Ваня 1 час занимался музыкой , 2/3 часа потратил на поиск материала для реферата в Интернете, 1/4 часа он играл с котенком. Сколько времени потратил Ваня на все эти занятия ?

Слайд 25

Придумайте три неравенства и решите их или № 844(а - г) Домашнее задание:

Слайд 26

Рефлексия Назад Каждый ученик на полях тетради ставит один из знаков : «Все понял» «Понял, но не все» «Не понял»

Слайд 27

Организация внимания Учитель называет в случайном порядке натуральные числа: 4, 15, 83, 568, … Учащиеся, если названо четное число, поднимают обе руки вверх, а если названо нечетное число, то руки вытягивают вперед Выбывают те, кто ошибся

Слайд 28

Какие фигуры нужно вставить в пустые клетки?

Слайд 29

Х<-3 -2 1 [-2; 1] Х⋝7 -2 3 (-2; 3) -2⋜Х⋜1 -3 (-∞; -3) -2<Х<3 7 [7;+∞) Проложи правильный маршрут

Слайд 30

«Секретное послание» Решить каждый пример, выписать ответы в строку и с помощью ключа получить зашифрованную фразу (5,3+0,74) : 2-0,15; 1,2 · 0,5+1,5 · 0,4+2,25; (3,7+1,22) : (3,17-3,13)-25; 320 : 20+200. Ключ : 1- ь ; 2- Т ; 3- Д ; 4- Е ; 5- Р ; 6- ! ; 7- К ; 8- А ; 9- Ж .

Слайд 31

Найди ошибку

Слайд 32

Рефлексия Фамилия, имя учащегося «+» или «-» Сложение, вычитание обыкновенных дробей Умножение обыкновенных дробей Деление обыкновенных дробей Нахождение дроби от числа Решение уравнений Решение примеров в несколько действий

Слайд 33

Рекомендации В начале урока установка на успех Мотивация изучения нового материала Смена видов деятельности 4-7 раз, через 7-10 минут Цель урока сообщать в начале урока. Всё на уроке подчинено этой цели После каждого этапа урока должен быть сделан вывод Новый материал на уроке должен начаться не позднее 10 мин. после начала урока Максимальное количество алгоритмов, опорных слов, схем, таблиц и т.д.

Слайд 34

Рекомендации Опора на жизненный опыт ребят Индивидуальная, дифференцированная работа на уроке Физкультминутки, разминки, паузы должны соответствовать возрасту Развитие устной и письменной речи На каждом этапе урока должна прослеживаться коррекционная направленность Следить за темпом урока: все учащиеся должны успевать выполнять задания Домашнее задание должно быть дифференцированным

Слайд 35

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! 30.08.17


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Построение коррекционной среды в группе для детей с задержкой психического развития

Данная статья о специфике педагогических условий, необходимых для построения коррекционного процесса для дошкольников с задержкой психического развития....

коррекционная общеобразовательная программа основного общего образования для детей с задержкой психического развития «математика-5 класс» 2015-2016 уч. г.

Настоящая программа по математике для 5 «д» класса, обучающихся по программе VII вида, создана на основе примерной программы основного (общего) образования по математике, – М.: Просвещение, 201...

Адаптированная рабочая программа спецкурса «Избранные вопросы математики» для детей с задержкой психического развития 8 «В» класса

Программа спецкурса рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).     Данный курс направлен на коррекцию знаний обучающихся за курс 8 класса, повышение уровня математической подготовки ...

2017-2018 уч.год. Школьный педсовет. Тема « Использование приёмов мнемотехники как фактор повышения грамотности обучения детей с задержкой психического развития. Приёмы запоминания правил». Доклад. Презентация.

Мнемонические приемы в работе с детьми с ОВЗ   при изучении русского языка (письма и развития речи) Педсовет. 2017-2018 уч.год.Основной задачей любого учителя, работающего с детьми с ОВЗ, яв...

Доклад "Особенности развития речи детей с задержкой психического развития"

Доклад для выступления на школьном методическом объединении, предназначено для всех учителей....

Статья на тему: Особенности обучения детей с задержкой психического развития по коррекционной программе в общеобразовательном учреждении.

Статья на тему: Особенности обучения детей с задержкой психического развития по коррекционной программе в общеобразовательном учреждении.Среди обучающихся, испытывающих стойкие трудности в обучен...