Коррекция мелкой моторики с использованием инновационной технологии у детей младшего школьного возраста с дислалией.
статья на тему

Алексеева Любовь Николаевна

              Своевременное и правильное развитие речи является залогом не только хорошей успеваемости в школе, но и гарантией формирования успешной учебной деятельности ребенка.

         Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему вызвать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.

     Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребёнка в пределах возрастной нормы. Поэтому систематическое упражнение тонких движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.

     Актуальность темы исследования:

     Современный ребёнок к 6 - 7 лет должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно; полно излагать свои мысли, легко строя развёрнутые сложные предложения; без труда пересказывать рассказы и сказки. Такой ребёнок правильно произносит все звуки, легко воспроизводит многосложные слова. Его словарный запас составляет около 6 - 7 тысяч слов.

    

    

 Мы должны решить эти задачи оптимально быстро, доходчиво, легко. Исходя из этого мы ищем пути: каким образом этого добиться. На наш взгляд самым эффективным путем решения проблемы является развитие мелкой моторики пальцев рук. Поэтому выбрали тему: "Коррекция мелкой моторики с использованием инновационной технологии у детей младшего школьного возраста с дислалией".

          Объектом исследования является коррекционно-логопедическая работа с детьми  с диcлалией.

     Предмет исследования: коррекция мелкой моторикой у детей младшего школьного возраста с дислалией.

     Гипотеза: коррекция мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с дислалией будет  эффективна, если:

 - систему занятий строить с учётом взаимосвязи всех видов моторики: общей, мелкой, артикуляционной;

  - интенсивность и разнообразие упражнений определять с учётом психофизиологических особенностей детей;

  - работу осуществлять совместными усилиями логопеда, учителя и родителя.

     Цель: выявить педагогические условия эффективной коррекции мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с дислалией.

     Задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Подобрать комплекс методов диагностики уровня развития общей, мелкой, артикуляционной моторики и речи.

3. Разработать систему специальных упражнений коррекции мелкой моторики у младших школьников при дислалии и рекомендации для

 

учителей начальных классов и родителей.

     Методологическая основа: труды Л.С. Выгодского, Л. С. Волковой,

М.Ф. Фомичевой, М.Е. Хватцевой, Т.А. Ткаченко, В.В. Коноваленко,

С.В. Коноваленко.

     Методы исследования:

                       - изучение психолого-педагогической литературы;

                       - наблюдение;

                       - логопедическое обследование;

                       - беседа,

                       - педагогический эксперимент.

     Новизна исследования:

Научно основывается система коррекционной работой с использованием инновационной технологии по развитии мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с дислалией.

     Практическая значимость:

Разработанные рекомендации могут быть использованы в логопедической работе с детьми младшего школьного возраста с дислалией, а также при других речевых нарушениях (дизартрия, ринолалия и т.д.) логопедами, учителями и родителями.

      Организация исследования:

 Исследование проводится в первых классах средней общеобразовательной школы № 7 г. Якутска с 15 сентября 2017 года по 15 мая 2018 года.

     Структура исследования:

Работа состоит из введения, двух глав, списка литературы и приложения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_1.docx92.18 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Саха (Я)

Управление  образованием    окружной администрации

Городского округа «Якутск»

МОБУ СОШ №7

Доклад  на  тему:

Коррекция  мелкой  моторики  с  использованием  инновационной  технологии  у  детей  младшего  школьного  возраста  с  дислалией.

                                                                                Выполнила  работу

                                                                           учитель - логопед МОБУ СОШ № 7          

                                                                              Алексеева Любовь Николаевна

   

г. Якутск

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………3

Глава  1. Теоретическое  обоснование  коррекции  мелкой  моторики  у  детей  младшего  школьного  возраста.

  1. Развитие  мелкой  моторики  у  детей  дошкольного  и  младшего  школьного  возраста  в  онтогенезе…………..6
  2. Психолого-педагогическая  характеристика  детей  с  дислалией………………………………………………………7
  3. Необходимость  развития  мелкой  моторики  у  детей  младшего  школьного  возраста……………………………10

Глава  2. Система  коррекционной  работы  по  развитию  мелкой  моторики  у  детей  младшего  школьного  возраста.

  1. Констатирующий  эксперимент…………………………..13
  2. Формирующий  эксперимент……………………………..15

Заключение………………………………………………………………….19

Использованная  литература

Приложение

Введение.

              Своевременное и правильное развитие речи является залогом не           только хорошей успеваемости в школе, но и гарантией формирования успешной учебной деятельности ребенка.

         Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему вызвать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.

     Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребёнка в пределах возрастной нормы. Поэтому систематическое упражнение тонких движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.

     Актуальность темы исследования:

     Современный ребёнок к 6 - 7 лет должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно; полно излагать свои мысли, легко строя развёрнутые сложные предложения; без труда пересказывать рассказы и сказки. Такой ребёнок правильно произносит все звуки, легко воспроизводит многосложные слова. Его словарный запас составляет около 6 - 7 тысяч слов.

     

     

 Мы должны решить эти задачи оптимально быстро, доходчиво, легко. Исходя из этого мы ищем пути: каким образом этого добиться. На наш взгляд самым эффективным путем решения проблемы является развитие мелкой моторики пальцев рук. Поэтому выбрали тему: "Коррекция мелкой моторики с использованием инновационной технологии у детей младшего школьного возраста с дислалией".

          Объектом исследования является коррекционно-логопедическая работа с детьми  с диcлалией.

     Предмет исследования: коррекция мелкой моторикой у детей младшего школьного возраста с дислалией.

     Гипотеза: коррекция мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с дислалией будет  эффективна, если:

 - систему занятий строить с учётом взаимосвязи всех видов моторики: общей, мелкой, артикуляционной;

  - интенсивность и разнообразие упражнений определять с учётом психофизиологических особенностей детей;

  - работу осуществлять совместными усилиями логопеда, учителя и родителя.

     Цель: выявить педагогические условия эффективной коррекции мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с дислалией.

     Задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Подобрать комплекс методов диагностики уровня развития общей, мелкой, артикуляционной моторики и речи.

3. Разработать систему специальных упражнений коррекции мелкой моторики у младших школьников при дислалии и рекомендации для

учителей начальных классов и родителей.

     Методологическая основа: труды Л.С. Выгодского, Л. С. Волковой,

М.Ф. Фомичевой, М.Е. Хватцевой, Т.А. Ткаченко, В.В. Коноваленко,

С.В. Коноваленко.

     Методы исследования:

                       - изучение психолого-педагогической литературы;

                       - наблюдение;

                       - логопедическое обследование;

                       - беседа,

                       - педагогический эксперимент.

     Новизна исследования:

Научно основывается система коррекционной работой с использованием инновационной технологии по развитии мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с дислалией.

     Практическая значимость:

Разработанные рекомендации могут быть использованы в логопедической работе с детьми младшего школьного возраста с дислалией, а также при других речевых нарушениях (дизартрия, ринолалия и т.д.) логопедами, учителями и родителями.

      Организация исследования:

 Исследование проводится в первых классах средней общеобразовательной школы № 7 г. Якутска с 15 сентября 2017 года по 15 мая 2018 года.

     Структура исследования:

Работа состоит из введения, двух глав, списка литературы и приложения.

     

1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ  ОБОСНОВАНИЕ  КОРРЕКЦИИ  МЕЛКОЙ  МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.  

1.1. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного и школьного возраста в онтогенезе.

   Детский возраст - период жизни, в котором ребёнок проходит величайший путь в своём индивидуальном развитии. В период детства интенсивно развивается организм ребенка: созревание нервной системы и мозга, что предопределяет психическое развитие.

На напряжении первого года жизни ребенок достигает больших успехов, овладевая передвижением в пространстве и простейшими действиями с предметами.

           Вскоре манипуляции усложняются. Дальнейшее развитие манипулирования состоит в том, что ребенок начинает действовать не с одним, а одновременно с двумя предметами.

 1 - 2 года ребенок держит два предмета в одной руке;  чертит карандашом,           переворачивает страницы книг. Ставит друг на друга от 2 до 6 кубиков.

 2 - 3 года открывает ящик и опрокидывает его содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает  крышки, использует ножницы, красит пальцем.

 3 - 4 года держит карандаш пальцами, копирует формы       несколькими чертами. Собирает и строит пост- ройки из 9 кубиков.

 4 - 5 лет рисует карандашами или цветными мелками.  Строит постройки более чем из 9 кубиков.  Складывает бумагу более чем 1 раз. Определяет предметы в мешке по ощупь, лепит из пластилина ( от 2 до 3 частей), шнурует ботинки.

 5 - 6 лет ручку, карандаш держит тремя пальцами (большой, указательный и средний). Это облегчает овладение навыка письма. Укрепляет эти пальцы застегивание и расстегивание пуговиц,  шнурование ботинок, развязывание узелков,  нанизывание бусинок, катушек, перебирание крупы, открывание и завинчивание пробок, обводит линии или соединяет точки или пред- меты.

   6 - 7 лет делает самомассаж пальцев рук, занимается изобразительной деятельностью (лепкой, рисованием, аппликацией) и ручным трудом

(изготовление поделок из бумаги, картона, дерева, ткани, ниток, желудей,  соломой,  конструирование и т. д.)

 В период дошкольного и школьного возраста игра становится ведущим видом деятельности. Игра вызывает качественные изменения в психике ребенка. Так в игре у детей начинают развиваться произвольная память. Игровая ситуация и действия с ней оказывают постоянное влияние на умственное развитие ребенка. На основе действий с предметами ребенок учится мыслить о реальном предмете.

Игрушка - предмет, служащий для забавы и развлечений, но одновременно являющийся средством психического развития ребенка.

         Таким образом, учитывая психические особенности развития детей, уровни сформированности общей моторики и речи можно сделать вывод, что движение и речь тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены в онтогенетическом развитии.

1.2. Психолого – педагогическая характериcтика детей с дислалией.

         Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе сохранной иннервации речевого аппарата. Дислалия - нарушение и артикуляции отдельных или нескольких звуков, звукосочетаний или целых нескольких звуков. Эти нарушения проявляются в дефектах воспроизведения звуков речи: искаженном их произнесении, заменах одних звуков другими, смешении звуков и их пропусках. Дислалия является одним из наиболее распространенных дефектов произношения. Выделяют две основные формы дислалии - функциональную механическую (органическую).

         Функциональная дислалия. К ней относятся дефекты воспроизведения звуков речи (фонем) при отсутствии органических нарушений в строении артикуляционного аппарата.

         Причины возникновения - биологические и социальные: общая физическая ослабленность ребенка вследствие соматических заболеваний, особенно в период активного формирования речи: задержка психического развития    (минимальные мозговые дисфункции), запоздалое развитие речи; неправильное речевое воспитание (неправильное произношение ребенка не поправляют, а иногда и культивируют).

         При функциональной дислалии нет каких - либо органических нарушений центральной нервной системы, препятствующих осуществлению движение.

         Механическая дислалия - нарушенное звукопроизношение, обусловленное анатомическими дефектами периферического аппарата речи (органов артикуляции). Ее иногда называют органической.

         Наиболее часто встречаются дефекты обусловленные:

  1. аномалиями зубочелюстной системы; 2) отсутствием резцов или нижней челюстью (дефекты прикуса). Эти аномалии могут быть из-за дефектов развития или быть приобретенными вследствие травмы, зубных заболеваний или возрастных изменений.

         Причины дислалии: одной из самых распространенных причин недостатков звукопроизношения является неправильное строение артикуляционного аппарата. Здесь, прежде всего, следует выделить укороченную уздечку языка (подъязычная связка). Движения языка затрудняются, так как короткая уздечка не позволяет высоко подниматься при верхне- язычных звуках. Кроме того, дислалия может быть вызвана либо слишком большим, либо наоборот, слишком маленьким языком, что затрудняет правильную артикуляцию.

         Дефекты строения челюстей, ведущие к аномалиям прикуса, также могут вызвать дислалию.

         Неправильное строение зубов, зубного ряда также может привести  к дислалии. Отрицательно сказывается и неправильное строение неба. Узкое, слишком высокое небо препятствует правильной артикуляции многих звуков.

         Дислалия также наступает и вследствие недостаточной подвижности органов артикуляционного аппарата: языка, губ, нижней челюсти. Она может быть вызвана также неумением ребенка удерживать язык в нужном положении или быстро переходить от одного движения к другому.

         Еще одной причиной дислалии является неправильное воспитание речи ребенка в семье. Иногда взрослые, подлаживаясь под детскую речь или умиляясь забавному лепету ребенка, долгое время сюсюкают с малышом, а это задерживает развитие у него правильного произношения.

         Дислалия может возникнуть и вследствие подражания. Ребенок может подражать искаженному звукопроизношению взрослых членов семьи. Может плохо сказываться на речи детей и пребывание  двуязычном окружении.

         Часто причиной дислалии оказывается педагогическая запущенность. Если взрослые не обращают внимания на развитие правильного звукопроизношения ребенка, не поправляют его ошибок в речи, сами не произносят звуки четко и правильно, то это тормозит нормальное развитие произношения ребенка.

         Дефекты произношения могут быть обусловлены и недоразвитием фонематического слуха. При этом у ребенка отмечаются затруднения в дифференциации звуков, различающихся между тонкими акустическими признаками. В результате надолго задерживается развитие правильного звукопроизношения.

         Основной целью логопедического воздействия при дислалии является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи.

         Таким образом, дислалия это такой вид нарушения речи, при котором необходимо выявить причины возникновения и провести логопедическое воздействие с учетом психических и индивидуальных особенностей ребенка. При правильной  организации логопедической работы положительный эффект достигается при всех видах дислалий.

1. 3. Необходимость развития мелкой

                          моторики у детей младшего школьного возраста.

        Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики рук. Не случайно, упражнения для пальцев в Японии начинают с 2 - 3 месяцев, а в детских садах проводят с 2 лет, считая, что это стимулирует умственное развитие и способствует выработке основных элементарных умений, таких как одевание и раздевание, застегивание и расстегивание пуговиц, манипулирование палочками для еды, ложками, ножницами.

         В настоящее время рядом исследователей (М.В. Кольцова, Е.И. Исенина, А.В. Антонова - Фомина и др.) доказано,   что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. А сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ установили, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Тесную связь пальчиковой моторики с работой речевых зон подтверждает и тот факт, что переучивание левшей  в дошкольном возрасте нередко является одной из причин возникновения у них заикания.

     Упражнения, разработанные отечественными и зарубежными исследователями, дают возможность сочетать развитие мелкой моторики с различными заданиями. Хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают пальчиковые игры. Они очень эмоциональные, простые. Пальчиковые игры как бы отражают объективную реальность окружающего мира - предметов, животных, людей, их деятельность, а также процессы, происходящие в природе.

     Логопедическая ритмика является своеобразной формой активной терапии, средством воздействия в комплексе методик и учебной дисциплины.

     Первое понимание логопедической ритмики основано на сочетании слова, музыки и движения.

     Второе понимание логопедической ритмики обусловливает включение ее в любую реабилитационную методику

воспитания, обучения и лечения людей с различными аномалиями развития и нарушения речи.

     Особенно важны для логопедического воспитания данные о взаимосвязи между степенью развития тонкой моторики кисти рук и уровнем развития речи у детей.

      М.М. Кольцова считает, что "есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи - такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения, проекция руки есть еще одна речевая зона мозга".

     Важнейшей задачей логоритмики как логопедической коррекции, является формирование и развитие у детей с речевой патологией двигательных способностей как основы воспитания речи, перевоспитания и устранения речевых нарушений.

     Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный воспитательно-коррекционный процесс. В логоритмике используются следующие упражнения:

    1). Упражнения для развития моторики, способствующие развитию

дыхания, голоса и артикуляции.

   2). Упражнения для развития общей моторики, способствующие развитию движений кистей и пальцев рук.

     Упражнения для мелкой моторики способствуют развитию движений кистей и пальцев рук. При выполнении различных пальчиковых упражнений дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, при этом повышается работоспособность коры головного мозга. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Очень хорошую тренировку движений пальцев обеспечивает народные игры - потешки, стишки. Например, "Сорока - белобока", 2 Мальчик - пальчик".

     Развитие мелкой моторики при помощи пальчиковых игр не только оказывает влияние на развитие речи, но и подготавливает детей к рисованию и письму, а это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.

     В процессе выполнения упражнений от ребенка требуется собранность внимания, активность мысли, последовательность выполнений движений, самостоятельность и волевые условия.

     Таким образом, упражнения на развития мелкой моторики можно использовать в системе коррекционной работы. Они способствуют:  во-первых, воспитанию правильного звукопроизношения, во-вторых, развитию общей моторики, в третьих, коррекции психических качеств, таких как уверенность в себе, активность, настойчивость при преодолении трудностей, а также проводимые в игровой форме упражнения, создают положительный настрой на занятия и на коррекционную работу в целом.

2.     СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ

МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИСЛАЛИЕЙ.

2.1 КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

     

     Констатирующий эксперимент проводился с 5 сентября 2017 года по 20 сентября 2018 года в первом классе средней школы №7 г. Якутска.

    Цель: Выявить уровень развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с дислалией.

     Для обследования состояния общей и мелкой моторики предлагается ряд тестов. Качество их выполнения говорит об уровне сформированности внимания, зрительной памяти, самоконтроля. Уровень развития мелкой моторики выявляли по следующим заданиям:

  1. «Пальчики здороваются» - попеременное касание четырьмя пальцами большого пальца. Выполняется правой, левой и обеими руками.
  2. «Играем на пианино» - держа кисти руку горизонтально над столом, касаться его поверхности поочередно 1-2, 1-3, 1-4, 1-5 пальцами. Выполняется правой, левой и обеими руками.
  3. Руки положить ладонями на стол, левую руку сжать в кулак. Синхронно, без напряжения, менять положение рук.
  4. Менять положение лежащих на столе рук: 1 – рука сжата в кулак, 2 – рука поставлена на ребро, 3 – лежит на столе. Выполнять отдельно, затем соединить.
  5. Показательной является проба на пространственную координацию движений рук. Руки вытянуть вперед. Левую руку ладонью вверх сжать в кулак, положение рук. Сгибать руки в локтях нельзя.
  6. Проверка динамической координации рук. Правая рука: 1 – вперед в кулаке, 2 – кулак разжать, 3 – кулак сжать, 4 – руку опустить. После двух – трехразового выполнения упражнения отдельно каждой рукой движения рук соединить.
  7. Координация движения рук и ног: Маршировка: 1 – шаг правой ногой, 2 – хлопок, 3 – шаг левой ногой, 4 – хлопок.
  8. Выложить узор из мозаики.
  9. Самостоятельно застегивать и расстегивать пуговицы.
  10. Нанизывать на нитку бусинки.
  11. Укладывать в коробку правой и левой руками по одной 5 спичек.
  12. Письмо: «Он ел суп» на листке нелинованной бумаги.

Общая средняя оценка уровня развития мелкой моторики:

«низкий» уровень – выполнено 0 – 5 задания с первого раза,            «средний» уровень – выполнено 6 – 8 заданий,

          «высокий» уровень – выполнено более 9 заданий.

     Для выявления уровня развития мелкой моторики у детей, поступивших в первый класс, на экспериментальную группу включили 10 учащихся первых классов. Результат обследования показал, что из 10 учащихся высокий уровень развития мелкой моторики не выявлен, среднего уровня – 60%, а на низкого уровня – 40%. (см. приложение).

       Таким образом, констатирующий эксперимент показал необходимость проведения систематических упражнений по развитию мелкой моторики у детей младшего школьного возраста.

2.2 Формирующий эксперимент.

     Формирующий эксперимент проводится в два этапа.

1 этап формирующего эксперимента проводился с 1 октября 2017 года по 1 февраля 2018 года.

     Цель: Развитие мелкой моторики младшего школьного возраста с дислалией.

 Коррекция мелкой моторики осуществляется нормально в соответствии с логопедической коррекцией.

     В работе по тренировке пальцев рук мы используем следующие виды работы, способствующие развитии мелких мышц пальцев и кисти рук:

- самомассаж кистей и пальцев рук;

- игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками;

- специальные упражнения без речевого сопровождения, объединенные в комплекс гимнастики для развития мелкой моторики рук, так называемая пальчиковая гимнастика;

- игры и действия с игрушками и предметами: раскладывание игровых палочек, зерен; завязывание узлов на толстой веревке, на шнурке; застегивание и расстегивание пуговиц; молнии, замочек; нанизывание бус, колечек, пуговиц; игры с мозаикой, строительным конструктором, кубиками;

- изобразительная деятельность: рисование в воздухе; обведение контуров, штриховка; рисование карандашами и красками, лепка из пластилина, аппликация;

- работа на компьютере;

- ручной труд: изготовление поделок из бумаги, картона, ниток, проволоки.

     Работа по развитию кистей рук проводится систематически по 3 – 5 минут на каждом занятии:          

    В начале учебного года дети испытывали затруднение в выполнении многих упражнений для рук. Эти упражнения прорабатываются постепенно.

    Предпосылкой успеха является создание благоприятных условий проведения коррекционной работы: необходимо вызвать интерес у детей к занятиям, для этого использовать компьютерные игры, выполнение разнообразных заданий,  рисование, костюмерная игра и любимые виды деятельности, развивающие познавательную активность ребёнка, позволяющие избегать быстрого  утомления.

      При составлении плана  систематической работы по развитию мелкой моторики у детей младшего школьного возраста были использованы  методики С.Е.Большаковой, Г.А.Волковой, В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко, Т.А.Ткаченко, О.В.Узоровой, В.В.Цвынтарного.

     Наряду с развитией мелкой моторики у детей необходимо формирование артикуляционной моторики, т.к. комплексное воздействие происходит с наибольшей эффективностью. Важная роль в формировании звукопроизношения играет четкая, тонкая, координированная работа артикуляционных органов, способность их к быстрому и плавному переключению с одного движения на другое, а также к удержанию заданной артикуляционной позы.

     Выработка правильных, полноценных артикуляционных движений, объединение простых движений в сложные достигаются:

  1. Постановкой и обработкой отсутствующих или нарушенных артикуляционных движений.
  2. Систематической артикуляционной гимнастикой.

Основным назначением является развитие, укрепление и совершенствование артикуляционной моторики. Выполняется артикуляционная гимнастика как  индивидуально, так и небольшими подгруппами. Сроки преодоления недостатков звукопроизношения зависит от ряда факторов: степени сложности дефекта, возрастных  и индивидуальных особенностей ребенка, регулярности занятий, участие родителей в коррекционной работе, а также от систематичности развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики детей с дислалией.

     Мы стремились так составить план, чтобы на занятиях содержалось возможно большее количество разнообразных пальцевых движений с речевым сопровождением в стихотворной форме.

     В начале эксперимента у большинства детей наблюдался ряд трудностей: пальцы были малоподвижны, их движения неточны, темп упражнений замедлен.

     Уже к концу 4-го месяца часть детей овладели сложными упражнениями, быстрее овладели правильным произношением звуков, при обучении письма продемонстрировали хороший нажим, вели более уверенные линии, ровнее держали строчку, сохраняли наклон букв.

     После систематической плановой работы получили следующие результаты:

     «низкий» уровень – 20%

      «средний» уровень – 50%

      «высокий» уровень – 30%.         (см. приложение).

     По сравнению с констатирующим экспериментом результат 1 этапа формирующего эксперимента в промежуточном срезе показал динамику развития мелкой моторики, что видно по результатам диагностического среза.

     Таким образом, пришли к выводу, что систематическая работа по развитию мелкой моторики играет положительную роль в коррекционном обучении детей с нарушением речи.

     2 этап формирующего эксперимента проводится с февраля 2018 года до конца этого учебного года.

      В первой декаде мая месяца проводится контрольное обследование детей с целью

      выявления и оценки уровня развития мелкой моторики детей младшего школьного возраста с дислалией.

К концу года  выявится окончательный результат эксперимента. Предполагаемые результаты:

    При проведении систематического упражнения по развитию мелкой моторики  будет стимулироваться развитие ребенка, улучшиться развитие артикуляционной моторики, формируется, навыки правильной речи и повысится работоспособность коры головного мозга.

Заключение

    Установлено, что развитие речи тесно связано с состоянием мелкой моторики рук. Важнейшим условием всестороннего, полноценного развития ребенка является правильная, богатая речь в процессе познания окружающей действительности.

      Развитие мелкой моторики у детей в онтогенезе – это эффективный  путь в индивидуальном развитии, в котором движение и речь тесно взаимосвязаны. Необходимость развития мелкой моторики у детей научно обосновывается с учетом психических и индивидуальных особенностей детей.

    В частности, нами выявляется уровень развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с дислалией, раскрывается система коррекционной работы по развитию мелкой моторики, обосновывается результат эксперимента, по ее развитию.

     Коррекционная работа по развитию мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с дислалией будет эффективной при соблюдении следующих условий:

          - построение системы занятий с учетом взаимосвязи всех видов моторики: общей, мелкой, артикуляционной;

          - интенсивность и разнообразие упражнений с учетом психо-физиологических особенностей детей;

          - осуществление системы работы по коррекции мелкой моторики совместными усилиями логопеда, учителя и родителей.

          - использование инновационной технологии как ведущего фактора в Психолого – педагогическом процессе по коррекции мелкой моторики.

Использованная  литература

  1. Волкова Л.С.  Логопедия  М., Просвещение  1989.
  2. Волкова  Г.А.  Логоритмическое   воспитание  детей  с  дислалией  -Л., 1992.
  3. Волкова  Г.А.Логопедическая  ритмика   М.,  ВЛАДОС.  2002.
  4. Забрамная  С.Д.,  Боровин  О.В. Развитие  ребенка – в  наших  руках.  М.,  Новая  школа,  2000.

5. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально – подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения, М., Гном – пресс, 1998.

  1. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.  Артикуляционная  и  пальчиковая  гимнастика,  2000.    
  2. Коноваленко С.В.    Развитие  познавательной  деятельности  детей  от  6  до  9  лет.  М.,  2000.
  3. Кольцова  М.М.  Двигательная  активность  развития  функции  мозга  ребенка.  М.,  1973  с.132.
  4. Рыбкина  А.Ф.  Коррекция   звукопроизношения  у  детей.  Изд.  «Учитель»,  «Волгоград»,  1997.
  5. Рычкова  И.Я.  Логопедическая  ритмика.  М.,  2000.
  6. Ткаченко  Т.А.  Если  дошкольник  плохо  говорит.  СПб:  Изд. «Акциденит»  1997.
  7. Узорова  О.В. ,  Нефедова  Е.А.  Игры  с  пальчиками.  М.,  АСТ  Астрель,  1997.
  8. Фомина  Л.В.  Роль  движений  пальцев  руки  в  развитии  речи  ребенка  раннего  возраста.
  9. Цвынтарный  В.В.  Играем, слушаем,  подражаем – звуки    получаем.  СПб.,  1998

  1. Цвынтарный  В.В.  Играем  пальчиками  и  развиваем  речь.  СПб., 1997.

Приложение

Уровень развития мелкой моторики у учащихся первых классов

            средней школы № 7 г. Якутска.

                                                                Таблица 1

Экспериментальная группа.

Ф.И.

ребенка

Определение качества и степени диф-

ференцированности движений пальцев рук.

Уровни

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1.

Архипоа Эрхан

+

-

+

-

+

-

-

-

+

-

+

-

Низк.

2.

Абрамов Егор

+

-

+

-

+

+

-

+

+

-

-

-

Сред.

3.

Баишев Дархан

+

+

+

-

+

-

-

+

-

-

-

-

Сред.

4.

Данилова Лилия

+

+

+

-

+

-

-

+

-

-

-

-

Сред.

5.

Макаров Максим

+

-

+

-

-

-

-

-

-

-

+

-

Низ.

6.

Попова Аделина

+

-

+

-

+

+

-

-

-

-

+

-

Сред.

7.

Павлов Артур

+

+

+

-

-

-

-

-

-

-

+

-

Низ.

8.

Супрун Гена

+

+

+

-

-

+

-

-

-

-

+

-

Низ.

9.

Тодышев Саша

+

+

+

+

+

+

-

+

-

-

-

-

Сред.

10.

Федоров Миша

+

+

+

+

-

-

-

-

-

-

+

-

Сред.

«низкий» уровень – 4 уч-ся

«средний» уровень - 6 уч-ся

«высокий» уровень - 0

1  этап  формирующего  эксперимента

                                                                                                                           Таблица 2

Ф.И.

ребенка

Определение качества и степени диф-

ференцированности движений пальцев рук.

Уровни

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1.

Архипоа Эрхан

+

+

+

+

+

-

-

-

+

-

+

-

Сред.

2.

Абрамов Егор

+

+

+

+

+

+

-

+

+

-

+

-

Сред.

3.

Баишев Дархан

+

+

+

+

+

-

-

+

-

-

+

-

Сред.

4.

Данилова Лилия

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Высокий

5.

Макаров Максим

+

-

+

-

+

-

-

+

-

-

+

-

Низ.

6.

Попова Аделина

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Высокий

7.

Павлов Артур

+

+

+

+

-

-

-

-

-

-

-

-

Низ.

8.

Супрун Гена

+

+

+

-

-

+

-

-

-

-

-

-

Низ.

9.

Тодышев Саша

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Высокий

10.

Федоров Миша

+

+

+

+

+

+

-

-

-

-

+

=

Средний

«низкий» уровень» - 2 ученика

«средний» уровень – 5 уч-ся

«высокий» уровень – 3 уч-ся

                                                                                                         

                                                                                                                          Таблица 3

«низкий» - выполнено 0 – 5 задания с первого раза

«средний» - выполнено 6 - 8 заданий

«высокий» - выполнено более 9 заданий

Итоги констатирующего                              Итоги 1 этапа формирующего

эксперимента к началу                                  эксперимента в промежуточном  

2017 – 18 учебного года.                                 срезе.

                   

               Н – 40%                                                        Н – 20%        

               С – 60%                                                        С – 50%

                В – 0%                                                        В – 30%