Мастер -класс "Работа над орфоэпией"
методическая разработка на тему

Шипицина Елена Сергеевна
Для правильного произношения, необходимо знание и соблюдение правил орфоэпии.Слово "орфоэпия" в переводе с греческого означает правильная речь. Цель: оказание консультативной помощи работникам дошкольных и общеобразовательных учреждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Работа над орфоэпией49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение Республика Хакасия «Школа – интернат для детей с нарушениями слуха»

                               

Мастер-класс

Работа над орфоэпией

учителя – дефектолога

 Шипициной Е.С.

Абакан 2018

Цель: оказание консультативной помощи работникам дошкольных и общеобразовательных учреждений, осуществляющих интегрированное обучение детей с ОВЗ по вопросам  формирования доступной пониманию окружающих, устной речи слабослышащих и поздно оглохших детей, в том числе с кохлеарной имплантацией.

Действия участников мастер-класса:

Каждый слушатель, входя в аудиторию, выбирает снежинку и приклеивают на «полянку» настроения на доске.

Ход мастер-класса

Белые снежинки кружатся с утра,

Выросли сугробы посреди двора.

Стала от снежинок улица светлей,

Только одеваться нужно потеплей.

Какая у нас получилась искрящаяся снегом поляна!

Настроение у всех разное, но в основном хорошее. Желаем Вам сохранить его до конца занятия! 

Тема мастер – класса «Работа над орфоэпией»

Работу построим следующим образом:

  1. Представление технологии.
  2. Проведение имитационной игры (проведение занятия с участниками с демонстрацией приемов эффективной работы)
  3. Самостоятельная работа участников в режиме представленной технологии.
  4. Итоги совместной деятельности участников мастер-класса.

Для правильного произношения, как известно, необходимо знание и соблюдение правил орфоэпии. Слово «орфоэпия» в переводе с греческого означает «правильная речь»  («орфос»  - правильный, «эпос» - слово,  речь). Правила орфоэпии едины и обязательны для всех. Они образуют систему норм общепринятого литературного произношения.

Орфоэпия — это раздел, где изучаются правила и законы правильного произношения в отличие от орфографии — науке о правильном написании. Всем очевидно, к чему привел бы разнобой и неграмотность в написании. Соблюдение общих правил и законов в произношении так же необходимо, как и в письме. Отклонения от общепринятых норм мешают языковому общению, отвлекают слушающего от смысла произносимого и мешают пониманию его. Поэтому обучение русскому литературному произношению так же важно, как и обучение правописанию и грамматике.

Произносительные нормы современного русского языка сложились в первой половине XVII века, одновременно со становлением русского национального языка. Москва — политический и культурный центр Русского государства, выработала на основе севернорусских говоров и южных диалектов свое московское произношение. Эта речь стала нормой русского литературного языка. Московская речь передавалась в другие культурные центры и усваивалась там,  на почве местных диалектов. В начале XVIII века, когда столицей Русского государства стал Петербург, он постепенно выработал свой говор, получивший название «побуквенного». Как писалось, так и говорилось. Но это произношение имело распространение в основном в кругу высшего петербургского чиновничества и дальше не пошло. Таким образом, литературной нормой языка продолжало считаться московское произношение.

Орфоэпия охватывает следующие разделы: ударение; нормы произношения отдельных звуков и их сочетаний; интонационно-мелодический строй речи.

Правил в орфоэпии существует очень много, мы остановимся на основных, которые влияют на внятность речи.

1.        Словесное ударение.

2.        Безударная гласная о

3.        Звонкие согласные в конце и середине слова.

4.        Непроизносимые согласные.

5.        Двойные согласные.

6.        Окончание прилагательных -ого, -его.

7.        Сочетание - тся, - ться на конце глаголов.

В словах фонемы группируются в слоги, например рука – два слога, кот – один слог. Слоговое строение слов служит основой словесного ударения.

1.В русском языке словесное ударение сводится к выделению одного слога посредством более громкого и более длительного его произнесения, каждое самостоятельное слово имеет своё ударение. Таким образом, число самостоятельных слов во фразе определяется количеством словесных ударений это способствует выделению слов из фразы в процессе её воспроизведения, словесное ударения характеризуется разноместностью и подвижностью, т.е. может падать на различные по счёту слоги.

Например: кошка, рука, паровоз

2. В орфоэпии существует закон редукции (ослабление артикуляции) гласных, по которому гласные звуки произносятся без изменения лишь под ударением, а в безударном положении редуцируются, то есть подвергаются ослабленной артикуляции. Например, молоко. Из трех гласных этого слова только [О], стоящее под ударением, произносится без изменения. Звук [О], стоящий ближе к ударному звуку, редуцируется — это нечто среднее между [А] и [О], обозначим его [а] — маленькое. И, наконец, звук [О], стоящий на втором месте от ударного [О], совсем почти не произносится, как бы «съедается», обозначим такой звук [ъ].

Если безударный звук [О] стоит в начале слова, то он произносится всегда, как [А]. Например, о[а]кно, о[а]на, о[а]шибка[ъ], о[а]лень.

3. В орфоэпии существует правило, по которому звонкие согласные Б, В, Г, Д, Ж, 3 в конце слова звучат как парные им глухие П, Ф, К, Т, Ш, С. Например: лоб-ло[п], кровь-кро[ф'], глаз-гла[с], лёд-лё[т], испуг-испу[к]. (Знак ' обозначает мягкость согласного).

4. В некоторых сочетаниях нескольких согласных один из них выпадает: здравствуйте — здраствуйте, сердце — серце, солнце — сонце.

В орфоэпии сочетания ЗЖ и ЖЖ, находящиеся внутри корня слова, произносятся как долгий (двойной) мягкий звук [Ж]. Например: уезжаю — уежьжьяю, приезжаю — приежьжьяю, позже — пожьже, вожжи — вожьжи, дребезжит — дребежьжит. Слово «дождь» произносится с долгим мягким [Ш] (ШЬШЬ) или с долгим мягким [Ж] (ЖЬЖЬ) перед сочетанием ЖД: дошьшь, дожьжя, дожьжичек, дожьжит, дожьжём, дожьжевик.

и другие.

5. В словах обыкновенный, величественный, особеННый и других пишется два «Н», а произносятся как один долгий «Н». (Анна, класс), а также в словосочетаниях на конце одного слова и в начале другого (Семь минут, день недели). Такие случаи закрепляются письменно путём нотирования с одновременным и последующим проговариванием.

6. Окончание прилагательных - ого, - его, произносятся как - ова, - ева.

7. Сочетания - тся, как - ца.

Ряд слов произносится не так как пишется: что, чтобы.

Фонетическая обработка речевого материала.

Предлагаемые на уроках, новые термины целесообразно представить в графическом виде — написать на доске, табличке; если эти слова есть в учебнике, можно указать на соответствующую страницу. Эти слова или словосочетания следует соответствующим образом обработать: поставить знаки словесного ударения, орфоэпии (нотировать). Приведем пример:

остроугольный          остроугольный\

ос…тро…уголь…н…ый      треугольник

ос…тро…угольн…ый        прямоугольный/

остроугольный

(на уроке математики)

Речевой материал для работы по нотированию словосочетаний, предложений и текстов учитель готовит заранее, это кажется неудобным, но это необходимый этап работы. т.к. трудно закрепить навыки правильного произношения, не прибегая к нотированию речевого материала самим обучаемым. При самостоятельной работе по нотированию тренировочных упражнений происходит сравнение графического изображения слова и его звучания. А это, в свою очередь, приводит к осмысленному запоминанию письменного и устного образа слова, к закреплению того или другого навыка.

     Подготовка  устных  (речевых)  выступлений.

На школьных праздниках, сборах, родительских собраниях глухие учащиеся выступают в качестве артистов с текстовыми ролями, декламаторов, участников речевого хора. Кроме того, речевые выступления связаны с ритуалом пионерских сборов, комсомольских собраний (рапорт председателей отрядов, рапорт председателя совета пионерской дружины, Торжественное обещание пионеров и т. д.).

Эти выступления являются своеобразным отчетом о качестве обучения устной речи, точнее — произношению.

Все ученические выступления готовятся учителем и воспитателем при соблюдении названных ниже общих требований.

Текст выступления (даже если это отдельные реплики в спектакле) фонетически обрабатывается (расставляются знаки ударения, надстрочные знаки, паузы и т. д.).

Текст раздается учащимся не менее чем за 3 недели до выступления.

Литература:

  1. Рау Ф. Ф., Слезина Н. Ф. Методика обучения произношению в школе глухих. – М.: Просвещение, 1981. – 191с.
  2.  Яхнина Е.З. Пути совершенствования произносительной стороны устной речи глухих школьников (сообщение 1). // Дефектология, 1994, №3.
  3.  Яхнина Е.З. Пути совершенствования произносительной стороны устной речи глухих школьников (сообщение 2). // Дефектология, 1995, №1.
  4. Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика. – М.: ВЛАДОС, 1996. -  240с.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1. Нотируйте текст.

                                  Текст «Зима»

Пришла зима. Солнце светит мало. Дни стали короткие, а ночи длинные. Белый снег покрыл землю. Зимой часто бывают морозы и метели. Деревья давно без листьев. Только ели и сосны зеленеют. Ребята весело играют в снежки. Малыши лепят снеговика. Мальчики играют в хоккей. Ребята катаются на санках, на лыжах, на коньках.

2. Самостоятельно придумайте по два слова на приведённые ниже правила орфоэпии, нотируйте их:

Безударная гласная о

Звонкие согласные в конце и середине слова

Непроизносимые согласные

Двойные согласные

Окончание прилагательных -ого, -его

Сочетание - тся, - ться на конце глаголов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по подготовке к ЕГЭ по теме: "Обобщающее повторение орфоэпии и лексики"

Данная разработка содержит презентацию и методическую рекомендацию к уроку по повторению лексики и орфоэпии. Поможет учителю при подготовке к ЕГЭ по заданиям А2, А11, А30....

Тестовые задания А1, А3 (орфоэпия и грамматика) по русскому языку.

Данный материал содержит 20 тестовых заданий по орфоэпии и грамматике русского языка (задания №1 и №3 части "А" ЕГЭ). 2 вариант тестов, размещённых ранее....

Урок в 9 классе.Фонетика.Орфоэпия.Орфоэпические нормы современного русского языка.

Материалы к уроку позволяют обобщить и систематизировать знания учащихся по фонетике и орфоэпии, отработать орфоэпические нормы современного русского языка в процессе работы над устной речью учащихся,...

Подготовка к ЕГЭ. Упражнения по орфоэпии.

Тренировочные упражнения по орфоэпии для подготовки к ЕГЭ по русскому языку...

Презентация к уроку русского языка по теме "Орфоэпия"

Презентация к уроку русского языка по теме "Орфоэпия как раздел лингвистики". Урок представлен как дополнительный материал к работе по основным тетрадям, представленным в комплекте учебника Львова В.В...

Савостьянов А.И., 300 упражнений учителю для работы над дыханием, голосом, дикцией и орфоэпией. Учебно-практическое пособие

Педагогическое мастерство складывается из множества компонентов, среди которых весьма существенное место занимают культура и техника речи учителя. Грамотная, логичная, лексически и интонационно богата...

Тест по фонетике и орфоэпии

Проверочный тест для 5 класса по родному языку и литературе для 5 класса на тему "Фонетика"и "Орфоэпия"...