Коспект занятия "Безопасность на природе"
план-конспект на тему

Фомина Татьяна Григорьевна

Представленное занятие проводилось в рамках реализации программы Дополнительного общеразвивающего образования "Школа выживания".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_bezopasnost_na_prirode_nasek.docx29.53 КБ

Предварительный просмотр:

        Санкт-Петербургское государственное бюджетное стационарное

учреждение социального обслуживания  "Дом-интернат для детей-инвалидов и инвалидов

с детства с нарушениями умственного развития №1"

Комитета по социальной политике

 

КОНСПЕКТ

открытого занятия по дополнительной общеобразовательной программе:

"Школа выживания"

социально-педагогической   направленности

Тема " Безопасность на природе"

Методическое объединение специализированного структурного образовательного подразделения дополнительного общеразвивающего образования "Центр социальной и трудовой реабилитации"

                                                                                                         Фомина Татьяна Григорьевна

                                                                                                         воспитатель

                                                                                                         высшая категория

Санкт-Петербург

2016 – 2017 уч.год

Фамилия, имя, отчество педагога, должность

Фомина Татьяна Григорьевна

 воспитатель.

Наименование образовательного учреждения, город

СПб ГБСУСО «ДДИ № 1»

Группа

26 группа  

Дата проведения

12.04.2017г.

Программа ( указать название программы, направленность по образовательной области,

"Школа выживания"

Социально-педагогическая направленность

Образовательная область

Охрана здоровья.

Тема занятия

"Безопасность на природе"

Форма занятия (кол-во детей)

Групповая 14человек.

Продолжительность по времени

45 минут

Тип занятия

Комбинированное

Цель занятия

Расширять и закреплять знание правил безопасности на природе в летнее время.

Задачи занятия

  1. образовательная

  1. коррекционная

  1. воспитательная

Продолжить знакомить с опасностями на природе и правилами безопасного поведения.

Развивать мыслительные процессы – память, операции анализа и способности делать выводы в процессе выполнения заданий.  

 Воспитывать чувство ответственности за свою жизнь.

 .

Методы организации образовательно-воспитательного процесса

Словесные, наглядные, практические.

Методическое и техническое обеспечение занятия

средства технические: Интерактивная доска, диск DVD c видеороликом по теме.  

методические средства: картинки и фотографии  

раздаточный материал: Картинки с  изображением насекомых и змей, одежда для леса, предметы для сбора рюкзака., стакан с водой, пищевая сода.  

Предварительная работа

 Изучение темы по учебникам ОБЖ; просмотр видеороликов по теме; чтение рассказов по теме; рисование по теме.

Использованная литература

 Учебники ОБЖ 1 – 4, 5 – 6.Рассказ Л.Толстого "Уж".

Название упражнения, частные задачи

          Деятельность

          воспитателя

      Деятельность

     воспитанников

Определение понятий «опасность» и «безопасность».

Задача: закрепить знание этих понятий.

Просмотр видеоролика.

Задача: настроить

на тему занятия.

Стихотворение о природе.

Задача: напомнить,какие

опасности бывают в лесу.

.

Работа с фотографиями.

Задача: развивать умение сравнивать и делать выводы.

Загадки о насекомых.

Задача: закрепить знания о насекомых и познакомить вос-питанниц с некоторыми неизвестными фактами их поведения.

Загадка про клеща.

Задача: познакомить с опасным заболеванием, вызываемым клещом.

Загадки про осу и пчелу.

Задача: выяснить различия между осой и пчелой.

Физминутка.

Задача: дать возможность расслабитьтся.

Загадка о змее.

Задача: Познакомить с повадками змеи и различием между гадюкой и ужом.

Упражнение «Дополни предложение».

Задача: закрепить

полученные знания.

Подбор одежды и сбор рюкзака для прогулки в лес.

Задача: воспитывать умение предвидеть опасности.

 I. Вводная часть.

     

 2. Организационный    

     момент.

II.  Основная часть.

- Сегодня мы с вами продолжим разговор  о правилах  безопасного поведения. Мы уже обсуждали правила безопасного поведения на улице.

- Давайте вспомним, что означают слова «опасность» и «безопасность».

- Правильно.  Иногда обычные предметы и ситуации становятся опасными для нашей жизни.

- Сейчас мы посмотрим небольшой видеоролик.

- Кто-нибудь из вас догадался, какая тема нашего занятия?

-   Сегодня мы с вами поговорим об опасностях, которые подстерегают нас в лесу, о правилах безопасного поведения на природе и как помочь себе и пострадавшему.

Я надеюсь, что вы запомните всё, о чём мы будем говорить, и будете пользоваться правилами безопасности в вашей жизни.

- Скажите, какое время года сейчас?

- Летом приятно прогуляться по лесу. Посмотрите на фотографию на доске. Какая красота!

Но…Лес таит в себе и много опасностей, которые надо предвидеть и по возможности избежать, чтобы не навредить своему здоровью.

- Стихотворение подтверждает, насколько природа может  быть опасной.

Вспомните, с чего начинался видеоролик?

- Обратите внимание на эти две фотографии

-Как вы думаете, что мы сейчас будем обсуждать?

- И какая из этих девушек одета правильно?

- Зачем надо одеваться именно так?

- Хорошо бы взять с собой рюкзак, в который положим…

- Ну что ж, мы с вами оделись, как надо для прогулки по лесу, собрали рюкзак и теперь отправляемся в путь.

- Сейчас вы отгадаете загадки, но загадывать их буду не я, а кто-то из вас. Перед вами на столах лежат картинки с изображением насекомых. После того, как вы назовёте отгадку, тот, у кого будет изображено это насекомое, поднимет и покажет его.

 И после этого, появится картинка на доске.

- Правильно. Покажите, у кого есть изображение комара  и  сравните с картинкой на доске.

 - Чем опасен комар?

- Поэтому, вернувшись домой из леса,

 обработайте места укусов раствором пищевой соды. Он уменьшит зуд.

Кто нам покажет, как приготовить такой раствор?

- Всё правильно.

-  Следующая загадка.

 

.

 

- Покажите картинку.

- Лесные клещи являются переносчиками очень опасного заболевания – клещевого энцефалита. При заболевании энцефалитом происходит тяжёлое поражение центральной нервной системы. Клещи обычно располагаются на нижних ветках растений и в траве. Они цепляются за одежду и если их не снять вовремя, они присасываются к телу и пьют кровь, выделяя яд, который и вызывает заболевание энцефалитом.

- Поэтому, чтобы обезопасить себя и не навредить своему здоровью, что надо делать, когда возвращаетесь из леса?

- Нельзя отрывать клеща самостоятельно.  

- И ещё две загадки.

- Правильно. Покажите картинки.

- Посмотрите на картинки и найдите различия  между осой и пчелой.

- У нас есть пострадавшая от осы девочка и она сейчас расскажет о своих ощущениях после укуса.

- Может появиться озноб, головокружение и повышение температуры, если вас укусят сразу несколько ос или пчёл. И тогда надо срочно обратиться к врачу.

- А знаете, что интересно: оса не оставляет жала и может кусать неоднократно. Если вас ужалила пчела, необходимо осторожно удалить жало, оставленное ею.

- Как можно уменьшить боль после укусов ос и пчёл?

- Однако, по возможности,   лучше сразу обратиться к врачу.

- Кто-нибудь из вас знает, как надо себя вести, если около вас появились осы или пчёлы?

- Как одним словом можно назвать комара, клеща, осу и пчелу?

- Давайте сейчас немного поиграем. Вставайте и повторяйте за мной звуки и движения:

Летит муха вокруг уха  - ж-ж-ж

Летят осы вокруг носа -  с-с-с

Летит комар, на лоб -  оп!

 А мы его хлоп! И к уху – з-з-з.

Отпустим комара?

-Да!

Разжимаем ладушку и дуем.

Пусть летит. Машем руками.

-Ну, а мы продолжаем путь (маршируем и садимся) .

- Сейчас мы узнаем, какие  ещё опасности нас подстерегают в лесу.

- Загадка о змее.

- Стихотворение.

-Самая распостранённая  ядовитая змея на территории России – гадюка.  Излюбленные места её обитания – смешанные леса с болотами, берега озёр и ручьёв. Часто гадюк можно встретить в гнилых пнях, в кустах.

- Посмотрите, на доске изображены две гадюки, но чем они отличаются?

- Не путайте безобидного ужа с чёрной гадюкой – он такой же чёрный, но у него на голове, ближе к шее, два жёлтых или оранжевых пятна. Посмотрите на картинки.

-Давайте подумаем, когда змея может укусить?

- Если ты повстречал змею, не пугайся, дай ей спокойно  уползти.

- Но что же делать, если вас всё же укусила змея?

- Да, именно так надо поступить.

- Сейчас мы выполним упраж –нение, которое поможет закрепить то, о чём мы говорили. Я буду начинать предложение, а вы должны будете дополнить его.

- Собираясь в лес, надо надевать…

- Собираясь в лес, надо взять…

- На природе нас подстерегают…

- Укус клеща опасен тем, что…

- Возвращаясь из леса, надо  обязательно …

- Если вокруг тебя вьются осы или пчёлы…

- Змея не ужалит вас, если …

- Сейчас вы  разделитесь на две группы. Одна группа   подберёт  одежду для прогулки по лесу, а другая соберёт рюкзак. Но вы ещё должны будете объяснить, почему вы взяли именно эти предметы.

-Проверка задания.

III. Итоги занятия.

- Сегодня мы с вами повторили некоторые известные вам правила безопасного поведения на природе: как надо одеваться, идя в лес, что надо взять с собой; как обезопасить себя от укусов насекомых и змей. Вы, наверное,  узнали что-то новое для себя.

- Я очень надеюсь, что полученные знания пригодятся вам в дальнейшей жизни.

 

Приветствие. Рассаживание по местам.

- Опасность – это предмет или ситуация, которые могут навредить нашему здоровью.

- Безопасность заключается в том, чтобы предвидеть опасность, по возможности избежать её. А если всё же случилась беда, надо действовать быстро, решительно.

 

-  Тема занятия «Безопасность на природе».

- Сейчас весна, а потом наступит лето.

(Изображение леса).

- Чтение стихотворения:

Хоть природа и прекрасна

Но коварна и опасна.

Бабочки, жучки вокруг,

Им хороший нужен друг.

Но брать их в руки

Не рискуй напрасно.

Ведь многие из них –

Ядовиты и опасны.

Это каждый должен знать!

Иль врачей не избежать.

- С рассказа о том, как надо одеваться, собираясь в лес.

  На фото одна девушка одета правильно для прогулки по лесу, а другая нет.

- Как надо одеваться для прогулки по лесу.

- Ответы воспитанниц. (голова должна быть покрытой, одежда с длинным рукавом, брюки заправлены в сапоги).

- Для того, чтобы обезопасить себя от укусов насекомых и змей.

- воду, влажные салфетки, мобильный телефон, часы и средство от насекомых.

- Не зверь, не птица,

 А нос, как спица.

 Летит – кричит,

 А сядет – молчит.

 Кто его убьёт –

Свою кровь прольёт.

- Это комар.

- При укусе комара чувствуешь боль, и место укуса начинает чесаться.

- Если сильно расчесать место укуса грязными руками, то может произойти заражение крови.

 

- Одна воспитанница показывает процесс приготовления раствора.

- Этот маленький злодей

 Зверя грозного страшней.

На ветвях, в лесу живёт.

Не росу, а кровь он пьёт.

Настоящий паразит,

И несёт энцефалит.

Облик страшен и зловещ!

Берегитесь! Это…

-  Клещ.

- Необходимо снять и вытряхнуть одежду, затем

осмотреть тело и если обнаружишь клеща, надо обратиться к врачу.

- Модница крылатая,

Платье полосатое,

Ростом хоть и кроха,

Укусит – будет плохо.

  - Оса.      

- Домовитая хозяйка

Пролетает над лужайкой.

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком.

- Пчела.

- Оса меньше размером и у неё полосатое тельце.

- Пчела больше и более мохнатая.

- Сразу чувствуешь сильную боль, потом зуд и жжение. На месте укуса кожа краснеет и появляется припухлость.

- К месту укуса надо прикладывать салфетку, смоченную холодной водой.

Примочки надо чаще менять и давать пострадавшему больше питья.

- Ещё можно промыть место укуса водой с хозяйственным мылом.

- Не надо махать руками. Даже, если пчела или оса села на вас, надо просто стоять спокойно и они улетят. И ещё, идя на природу, лучше не пользоваться духами, так как запах привлекает насекомых.

- Это насекомые.

- Хвост чешуйчатый ползёт,

 Смертоносный яд несёт

 И шипит нам строго:

«Укушу! Не трогай!»

- Змея.

- Если по лесу с друзьями гулял

И на пенёчке змею увидал,

То не кричи, не сзывай всех друзей,

А отойди сам подальше скорей.

Помни: змея начинает кусаться,

Если должна от врагов защищаться…

Ты же не станешь её обижать?

Можешь спокойно свой путь продолжать.

- Одна змея имеет рисунок по всей длине, а другая вся чёрная.

- Змея может укусить, когда на неё наступишь или потревожишь её. Поэтому, надо надевать сапоги, когда идёшь в лес, чтобы уберечь себя от опасности быть укушенным.

- А ещё, когда собираешь ягоды или грибы, прежде чем их срывать , прощупай траву палкой.

- Если укусила змея, необходимо как можно быстрее выбраться из леса на дорогу, остановить любую машину, объяснить ситуацию и попросить отвезти в больницу или вызвать скорую помощь по номеру   103 или 112.

-   одежду с длинным рукавом, сапоги и закрывать голову.

- воду, мобильный телефон, часы, влажные салфетки и средство от комаров и клещей.

- комары, клещи, осы, пчёлы и змеи.

-   вызывает опасное заболевание - энцефалит.

- вытряхнуть одежду и осмотреть тело на предмет обнаружения клещей.

- не надо махать руками  и отбиваться от них.

- вы её не потревожите.

- Работа воспитанниц в группах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коспект урока по ритмической гимнастике для девушек 10-11 класса

Конспект с графическим изображением комплеса....

коспект урока по геометрии 9 класс

Здесь представлен урок по геометрии в 9 классе "Длина окружности". Урок усвоения новых знаний, предложены карточки с дифференцированными заданиями....

План коспект урока обществознания. 8 класс Спрос и предложение

Тема урока:  Спрос и предложение Цели урока:  обучающая - сформировать представление учащихся о спросе и предложении, познакомить с законами спроса и предложения, раскрыть связь м...

Коспект урока искусства в 8 классе "Красота в искусстве и в жизни человека"

На уроке даётся представление о том, как менялись идеалы прекрасного в разные эпохи у разных народов, рассматривается, что является мерилом красоты. Урок сопровождается мультимедийной презентацией....

План - коспект занятия по развитию речи у дошкольников 4,5 - 5,5 лет на тему: "Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги".

Цели занятия: 1. образовательная - научить делить слова на слоги, определять количество слогов  в слове, учить отвечать на вопросы.2. развивающая - развивать внимание, речь.3. воспитательная...

Коспект урока

Конспект урока по теме "Логарифмы и их свойства"....

План-коспект урока "Уэльс и Уэльсцы"

План-конспект по английскому языку в 9 классе (5-й год обучения) на тему «Уэльс и Уэльсцы»  (урок знакомства с культурой и традициями Уэльса)...