Конспект урока "Посуда. Виды посуды."
план-конспект урока (5 класс) на тему

Кобзева Татьяна Ивановна

План-конспект урока для 5 класса "Посуда. Виды посуды."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_vidy_posudy.docx32.62 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект урока

Предмет: домоводство

Учитель: Кобзева Татьяна Ивановна

Класс: 5

Тема урока:  «Посуда. Виды посуды»

Задачи урока:

  1. Коррекционно-образовательная: формировать знания о кухонной, столовой посуде, приборах и приспособлениях, о мытье посуды;
  2. Коррекционно-развивающая: осуществлять коррекцию речевой, зрительной деятельности; развивать мышление; умение аргументировать своё мнение;
  3. Коррекционно-воспитательная: воспитывать бережное  отношение к посуде, осуществлять подготовку к самостоятельной жизни.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы и приёмы обучения: рассказ, беседа, самостоятельная работа, игра, дифференцированная работа, практическая работа.

Материально-техническое оснащение и дидактическое обеспечение: компьютер, презентация, карточки, загадки, набор кухонных приборов, кухонная и столовая посуда, фартуки, губки, моющие средства, сода.

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1

Орг. момент

-Здравствуйте, ребята!

-Улыбнитесь друг другу, нашим гостям, мне и с хорошим настроением тихо сядьте.

2

Актуализация знаний. Введение в тему урока.

-Тему нашего урока сегодня вы мне скажите сами, когда отгадаете загадки.

 Из горячего колодца

Через нос водица льётся. (чайник)

Неприступная на вид, подбоченившись стоит.

А внутри-то посмотри, сахар у неё внутри.

(сахарница)

Она бывает глубока,

Она бывает мелка.

Однако, это не река.

Зовут её …..(тарелка)

Чашкина подружка,

Тебя напоит …(кружка)

Сама не ем, а других кормлю. (ложка)

Можно ваши отгадки назвать одним словом?

Догадались, как будет звучать тема урока? Правильно, молодцы!

Отгадывают загадки.

Ответ детей.

3

Освоение нового

материала

Тема нашего урока «Виды посуды». Вы сегодня познакомитесь с кухонной, столовой посудой и приборами, научитесь чистить и мыть чайную посуду.

Откройте тетради и запишите число и тему урока «Виды посуды».

Ребята, в давние времена посуды не было вообще. Люди ели руками, а тарелкой служил лист с дерева. Потом придумали делать посуду из камня, но она была очень тяжёлой. Затем стали делать  посуду из дерева, но она была не практичной, разбухала, протекала пища.

Посмотрите – деревянная ложка.

Люди стали делать посуду из глины.

Посмотрите – глиняный кувшин.

Из железа – чугун,  попробуйте какой он тяжёлый.

Когда люди научились изготавливать разные виды металлов, тогда и появилась разная посуда.

Внимание на экран. (Презентация)

Слайд 1. Посуда – это….

Слайд 2. Кухонная и столовая.

3.Виды кухонной  посуды.

4. Столовая посуда

5. Столовый сервиз.

6. Селёдочница. Хлебница.

7. Чайный сервиз.

8. Кофейный сервиз.

9. Набор для варенья.

10. Бокалы.

11.Кувшин.

12. Столовые  приборы.

Итак, столовые приборы – это ложка, вилка и нож. Приборы, с помощью которых мы кушаем. А вот кухонные приборы нам помогают в приготовлении пищи.

(Показ учителем этих приборов)

Вопросы:

-Что называется посудой?

-На какие 2 группы делится посуда?

Давайте в тетради сделаем две стрелочки и подпишем «кухонная посуда, столовая».

Для чего используют кухонную посуду, столовую?

В тетрадях под словом «кухонная» нарисуйте 2 вида посуды. Илья должен выбрать и наклеить в тетради рисунки  кухонной  посуды.

Ребята, у меня на столе 2 кастрюли. А есть среди них отличие? Правильно, они изготовлены из разных материалов.

Внимание на экран. Презентация «Виды посуды по материалу изготовления»

Записывают тему урока

Ребята трогают музейные экспонаты.

Ответ детей

Делают схему

Работа в тетради

Закрепле- ние нового

материала

К любой посуде или приборам мы должны относится очень бережно. Мыть, чистить, стараться не ронять и хранить в определённом месте.

Задание1. Сейчас я вам раздам карточки  с видом посуды, а вы должны подумать  и сказать, где можно хранить её. А для подсказки повешу таблицу «Кухня и её оборудование».

 Задание 2.  Расставить посуду и разложить приборы на 2 группы: кухонная посуда и приборы, столовая посуда и приборы.

Задание 3.  Работа по карточкам. Вычеркни предмет, который не относится к посуде.

Самостоятельная работа, Басов И. у доски вместе с учителем.

Ребята выполняют задание учителя.

Тестирование.

5

Практи-

ческая работа

-    Скажите, что относится к чайной посуде?

Сейчас вы будете  ухаживать за чайной посудой.

 - Давайте прочитаем инструкцию и правила техники безопасности.

Пройдите в кухонную зону и наденьте фартуки.

- Кто умеет мыть посуду?

- Расскажите, как вы моете дома.

Чайную посуду надо мыть только тёплой водой.

- Чем отмыть на кружке пятна от кофе или от чая?

- Нужно ли ополаскивать посуду после моющих средств?

Каждому из вас достанется чашка с разной степенью загрязнённости. Вы её моете, а я буду наблюдать и давать советы, если это будет необходимо. Света будет чистить чашку содой, Настя и Вова с помощью моющих средств, а Илья просто водой.

Вымытая посуда будет блестеть, если её насухо вытереть полотенцем. Вытираем чайную пару полотенцем.

Дома расскажите и покажите родителям, как вы мыли чайную посуду. И теперь пусть будет это ваша обязанность дома.

Ответы детей.

Учащиеся моют посуду.

6

Обобще-

ние

- Какую тему изучали на уроке?

- Что нового узнали?

7

Дом. задание

Сегодня вы получите домашнее задание. В тетрадях нарисовать 4вида  столовой посуды и приборов.

8

Самоо-

ценка. Рефлек-

сия деятель-ности

Предлагаю каждому  закончить предложение, используя карточку:

-Я научился….

-Я выполнял задание…

- Было интересно…

- Я расскажу родителям…

Вам понравилось на уроке? Вы хорошо поработали и справились со всеми заданиями. У меня на столе лежат смайлики с разными выражениями лица. Выберите себе тот смайлик, на который вы оцениваете свою работу на уроке.

Я рада, что все вы выбрали смайлики с улыбкой. До встречи на следующем уроке.

Ответы детей.

Ребята выбирают смайлики.

Вычеркни те предметы, которые не относятся к посуде.

кастрюля                             утюг

зеркало                                чашка    

полотенце                           расчёска

чайник                                 сахарница

ложка                                   кувшин

крем                                      нож

К кухонной посуде относится:

А.    Чайник, сковорода, кастрюля;

Б.      Блюдце, тарелка, чашка.

К столовым приборам относится:

А.     Тёрка, ковш, чайник.

Б.       Ложка, вилка, нож

К кухонным приборам относится:

А.    Стакан, салатник, солонка;

Б.    Половник, лопатка, толкушка.

Инструкция «Правила мытья посуды»

  1. Очистить посуду от остатков пищи.
  2. Надеть перчатки (если будете мыть посуду с моющим средством).
  3. Открыть упаковку моющего средства в указанном месте.
  4. Нельзя нюхать, пробовать на вкус моющее средство.
  5. Налить на губку каплю моющего средства или другого средства.
  6. Помыть посуду.
  7. Ополаскивать посуду под водой несколько секунд.
  8. Просушить посуду в опрокинутом виде на решётке, полотенце или вытереть посуду.

Инструкция «Правила мытья посуды»

  1. Очистить посуду от остатков пищи.
  2. Надеть перчатки (если будете мыть посуду с моющим средством).
  3. Открыть упаковку моющего средства в указанном месте.
  4. Нельзя нюхать, пробовать на вкус моющее средство.
  5. Налить на губку каплю моющего средства или другого средства.
  6. Помыть посуду.
  7. Ополаскивать посуду под водой несколько секунд.
  8. Просушить посуду в опрокинутом виде на решётке, полотенце или вытереть посуду.

Самоанализ урока домоводства

учителя Кобзевой Татьяны Ивановны.

Уважаемый Суд, присутствующие!

Мой урок в 5 «А» классе – урок изучения нового материала по теме «Посуда. Кухонная и столовая посуда».

Цели урока: 1.  Коррекционно-образовательная: формировать знания о кухонной, столовой  посуде, приборах и приспособлениях, о мытье посуды;

2. Коррекционно-развивающая: осуществлять коррекцию речевой, зрительной деятельности; развивать мышление; умение аргументировать своё мнение;

3. Коррекционно-воспитательная: воспитывать бережное отношение к посуде; осуществлять подготовку к самостоятельной жизни.

Методы и приёмы обучения: рассказ и  беседа, с использованием презентации и натуральных предметов,  дидактические игры, самостоятельная работа, тестирование, дифференцированная  и индивидуальная работа, практические упражнения.

При проектировании урока были учтены индивидуальные особенности об-ся, темп работы, степень обученности и уровень обучаемости, что позволило добиться дифференцированного подхода к каждому ученику.

Проанализирую урок поэтапно.

 Орг. момент.

Проведение орг. момента обеспечило психо-эмоциональный настрой на деятельность обучающихся, что позволило создать все условия для дальнейшей работы.

Второй этап – актуализация знаний, введение в тему.

Перед уч-ся ставилась проблемная ситуация (отгадать загадки), решив её дети сами должны сформулировать тему урока (назвать отгадки одним словом). Уч-ся справились с этой проблемной ситуацией и сказали сами, как будет звучать тема урока.

В начале следующего этапа урока – ознакомление с новым материалом применялся метод рассказа – история появления посуды. Представленные  музейные экспонаты уч-ся могли потрогать, подержать в руках. Во время презентации «Виды посуды» ребята были вовлечены в беседу, и параллельно проводилась словарная работа, которая обогащала словарный запас уч-ся, а также работали зрительные анализаторы для запоминания правильного написания слов.  

Начиная с этого этапа урока хорошо просматривался дифференцированный и индивидуальный подход. Одним из заданий  для обучающихся было нарисовать два вида кухонной посуды, а для Басова Ильи предусмотрена индивидуальная работа.        ВНИМАНИЕ НА ЭКРАН.

Илья не умеет рисовать, поэтому он получил индивидуальное задание. Это не потеряло его  интереса к новой теме, т.к. Илья наравне со всеми работал и учитель мог посмотреть первичные знания всех  обучающихся класса по новой теме. На этом же этапе урока ребятам было предложено ещё одно задание: самостоятельно определить где  и как должна  храниться посуда. Значимость дифференцированного и индивидуального подхода предлагаю вам посмотреть в следующем видеоматериале.

Такая организация позволила включить каждого обучающегося в активную деятельность и имела успешный результат.

На этапе закрепления использовались дидактические игры, во время которых ребята сотрудничали друг с другом и оказывали взаимопомощь.  Письменная  работа проводилась в форме тестирования. И опять же Илье было дано упрощённый вариант тестов. С тестами справились все и не допустили ни одной ошибки.

Всегда на уроке домоводства существует этап практической работы. На уроке выполняли практическое задание, социально-адаптированное к жизненной ситуации – мыли чайную посуду. После проведения инструктажа по ТБ, инструкции по правилам мытья посуды, уч-ся мыли чашки с разной степенью загрязнённости и с разными моющими средствами.

ВИДЕО.

Итог урока включал в себя самооценку деятельности обучающихся и рефлексию. Ребята выбрали смайлики,  соответствующие  той оценке, которую они себе поставили. Все выбрали смайлики с улыбкой, и ушли с урока удовлетворённые, получив важный запас знаний по теме.

На всех этапах урока обучающиеся были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность. Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению. Практически через весь урок проходила нить дифференцированного и индивидуального подхода к обучению.

Уважаемый суд, присутствующие! Я считаю, что для обучающихся с ОВЗ необходимо дифференцированное обучение, индивидуальное сопровождение и помощь, как  на уроке, так и во внеурочной деятельности. А для этого и существует технология дифференцированного и индивидуального  подхода, который мы, учителя коррекционной школы, постоянно используем в своей работе и видим в этом положительные результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды посуды

Презентация по домоводству для 6  класса (с глубоким нарушением интеллекта) по теме "Посуда"...

Конспект урока "Кухонная посуда"

Расширение и конкретизация представлений о посуде, её назначении, частей, из которых она состоит. Учить детей пользоваться ИКТ. Урок для учащихся со сложной структурой дефекта....

Конспект занятия. Тема: " Посуда". Пересказ сказки о чайнике с творческим заданием.

Конспект занятия  по связной речи для детей с ОНР 3, 4 ур.р.р...

Конспект урока "Кухонная посуда. Мытье кухонной посуды".

Тема урока "Кухонная посуда. Мытье кухонной посуды" имеет огромное значение для формирования социально - бытовых навыков у учащихся с интеллектуальной недостаточностью.Задачи:-знакомить с пр...

Конспект открытого занятия "Посуда"

Совершенствовать лексико-грамматический строй речи, упражнять в словообразовании и словоизменении...

конспект открытого урока "Посуда".

Конспект и самоанализ к  уроку...

Виды посуды и уход за ней.

Виды посуды и уход за ней....