СИПР НОДА 2 ВАРИАНТ 6.4.
рабочая программа по теме

Бобина Надежда Николаевна

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА  УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА С РЕБЁНКОМ С НОДА 1 КЛ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sipr_logopeda_dtsp_1_kl.docx41.19 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическая характеристика ребёнка

на начало учебного года

ФИО

?????? Александр Дмитриевич

Возраст, дата рождения

7 лет, 23.01.2010

Место жительства

р.п.Курагино, ???????

Мать

??????? Оксана Николаевна

Отец

??????? Дмитрий Викторович

Год обучения

1 класс, 2017 – 2018 уч.год

Ступень обучения

Первая

Группа (особые потребности)

Инвалид детства

Заключение ТПМПК

АООП НОО с нарушением опорно-двигательного аппарата и умеренной умственной отсталостью. Вариант стандарта:6.4

Александр обучается на дому с 1 сентября 2017 года. Семья полная, состоит из 3-х человек. Мама – домохозяйка. Семья проживает в частном доме с удобствами. Все члены семьи заботливо и доброжелательно относятся к мальчику. Папа проживает с семьей, оказывает помощь в воспитании ребенка. Родители заинтересованы в успешном развитии ребенка.

По заключению ТПМПК у Саши умеренная умственная отсталость, НОДА, несформированность языковых средств на фонетико-фонематическом и лексико-грамматическом уровнях с преобладанием недоразвития смысловой стороны речи. Мальчик периодически болеет соматическими заболеваниями. Мальчик самостоятельно не передвигается, сидит на инвалидной коляске с полной фиксацией. В течение 2-3-х секунд удерживает вложенный в руку предмет. Взгляд на предмете не фиксирует, звук не локализует.

Эмоциональное состояние ребенка не всегда устойчивое. Мальчик спокоен в присутствии мамы, на незнакомых людей реагирует вокализацией. Саша воспринимает происходящее вокруг него посредством тактильных ощущений. Спокойно реагирует на воду, краску, сыпучие, твердые и вязкие материалы. Предметно-практическая деятельность не сформирована.

Не понимает обращённую речь, не всегда соотносит себя с  именем, но эмоционально реагирует на интонацию говорящего с ним: может улыбаться, иногда вокализирует.  Характерно полное отсутствие звуковых и словесных средств общения. Ему нравится, когда окружающие взаимодействуют с ним: тактильные прикосновения, игры-взаимодействия. Активная речь не развита.

У ребенка отсутствует контроль выделений, он находится в памперсе.  Ест протертую пищу. Во время приема пищи, одевания, раздевания требуется полная помощь взрослого. Требуется полная  постоянная помощь.

Пояснительная записка

1.1. Нормативно – правовая база

Рабочая программа по учебному предмету «Альтернативная коммуникация» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  • Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 года № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования»
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта  образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
  • Письмо Министерства Образования Красноярского края от 07.09.2015г «О направлении Порядка по организации обучения обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов на дому или в медицинских организациях».
  • Письмо Министерства Образования и науки Российской Федерации от 11 августа 2016 г № ВК-1788/07 «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
  • Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития. Вариант 2.

1.2. Общая характеристика учебного предмета

Речь играет основную роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребенка. В основу предмета «Альтернативная (дополнительная) коммуникация» положена система формирования навыков коммуникативного поведения на основе средств как вербальной, так и невербальной коммуникации.

Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. Физические ограничения при ДЦП затрудняют формирование экспрессивных движений (мимика, указательные жесты и др.), работу артикуляционного аппарата, дети с трудом произносят отдельные звуки и слоги. У детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено, либо невозможно.

У детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи. Для них характерно ограниченное восприятие обращенной к ним речи и ее ситуативное понимание. Из-за плохого понимания обращенной к ним речи с трудом формируется соотнесение слова и предмета, слова и действия. По уровню сформированности речи выделяются дети с отсутствием речи, со звукокомплексами, с высказыванием на уровне отдельных слов, с наличием фраз. При этом речь невнятная, косноязычная, малораспространенная, с аграмматизмами. Ввиду этого при обучении большей части данной категории детей используют разнообразные средства невербальной коммуникации.

Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия.

В связи с этим, обучение детей речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.

1.3. Цели и задачи программы

Цель – Освоение доступных средств невербальной коммуникации: взгляда, мимики, жеста, предмета, графического изображения, знаковой системы языка.

Задачи логопедического сопровождения ребенка с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью:

  1.   Побуждать ребёнка смотреть в лицо говорящему, реагировать на обращение к нему речь.
  2. Учить детей понимать обращённую речь педагога, которая отражает повседневный быт и уклад жизни детей. Организация самостоятельной деятельности ребёнка
  3. Развивать пальцевую моторику, подготавливая почву для последующего формирования речи.
  4. Развивать подвижность артикуляционного аппарата.
  5. Обучать адекватным реакциям и действиям на обращение знакомых людей (улыбнуться, помахать рукой и др.)
  6. Учить использовать доступные знаковые системы (собственная речь, жесты) для реализации в играх, в быту, для сообщения информации о своём состоянии, выражении просьб и др.
  7. Закреплять элементарные социальные умения в общении: приветствие, прощание, благодарность.
  8. Учить повторять и выполнять простые поручения по словесной инструкции.
  9.  Учить ребёнка показывать окружающие самые необходимые для его жизни предметы.
  10. Учить осуществлять классификацию предметов по наглядному образцу, знать простые обобщающие слова.
  11. Учить действовать на основе подражания двигательному и речевому образцу педагога.
  12. Учить ребёнка принимать участие в беседе, специально организованной педагогом.
  13. Учить слушать чистоговорки, считалки, стишки, потешки, сказки, участвовать в коротких инсценировках.
  14. Овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные языковые (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила общения;
  15. Понимание обращённой речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов;
  16. Пользование воспроизводящими заменяющими речь устройствами (коммуникаторы, персональные компьютеры и другие);
  17. развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребёнка.

1.4. Сведения о программе

Содержание предмета представлено в рабочей программе следующими разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» и рассчитано на 33 ч согласно учебному календарному графику. Раздел «Чтение и письмо» на данном этапе обучения по данным диагностик и наблюдений считаю включать в содержание нецелесообразным. В содержание раздела «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включены два этапа обучения: импрессивная речь и экспрессивная речь. Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации пока для данного обучающегося недоступно.

Раздел «Коммуникация» содержит 2 этапа работы:

  1. Коммуникация с использование вербальных средств, в котором можно выделить следующие подразделы:
  • установление контакта с собеседником;
  • реагирование на собственное имя;
  • приветствие собеседника звуком;
  • привлечение к себе внимание звуком;
  • формирование умения выражать согласие, несогласие звуком;
  • выражение своих желаний;
  • выражение просьбы о помощи звуком;
  • выражение согласия (несогласия) звуком.
  1. Коммуникация с использованием невербальных средств, которая в свою очередь можно разделить на следующие подразделы:
  • взгляд как средство коммуникации;
  • мимика как средство коммуникации;
  • жест как средство коммуникации;
  • звук как средство коммуникации;
  • предметный символ как средство коммуникации;

Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации».

  1. Импрессивная речь
  • понимание простых по звуковому составу слов, реагирование на собственное имя, узнавание и различие имен членов семьи;
  • понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты)
  • понимание слов, обозначающих действия (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).
  1. Экспрессивная речь
  • употребление отдельных звуков, звукоподражания.

1.5. Описание места учебного предмета в учебном плане

Коррекционный курс «Альтернативная коммуникация» относится к части, формируемой участниками образовательных отношений. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 25-30 минут. Так как обучающийся учится в 1 классе, то всего 33 занятия.

Для обучающихся, получающих образование по варианту 2 адаптированной основной общеобразовательной программы образования, характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых детей выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их индивидуальное развитие и обучение.

У детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи. Для них характерно ограниченное восприятие обращенной к ним речи и ее ситуативное понимание. Из-за плохого понимания обращенной к ним речи с трудом формируется соотнесение слова и предмета, слова и действия.

Слабость активного внимания препятствует решению сложных задач познавательного содержания, формированию устойчивых учебных действий. Процесс запоминания является механическим, зрительно-моторная координация грубо нарушена. Детям трудно понять ситуацию, вычленить в ней главное и установить причинно-следственные связи, перенести знакомое сформированное действие в новые условия.

Дети с глубокой умственной отсталостью часто не владеют речью, они постоянно нуждаются в уходе и присмотре. Значительная часть детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью имеют и другие нарушения, что дает основание говорить о тяжелых и множественных нарушениях развития (ТМНР), которые представляют собой не сумму различных ограничений, а сложное качественно новое явление с иной структурой, отличной от структуры каждой из составляющих. Различные нарушения влияют на развитие человека не по отдельности, а в совокупности, образуя сложные сочетания. В связи с этим человек требует значительной помощи, объем которой существенно превышает содержание и качество поддержки, оказываемой при каком-то одном нарушении: интеллектуальном или физическом.

Особые образовательные потребности детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР диктуют необходимость разработки специальной индивидуальной программы развития для их обучения и воспитания.

1.6. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

В основу рабочей программы «Альтернативная и дополнительная коммуникация» положены следующие принципы:

― принцип практической направленности, предполагающий установление тесных связей между изучаемым материалом и практической деятельностью обучающегося; формирование знаний и умений, имеющих первостепенное значение для решения практико ориентированных задач;

― принцип воспитывающего обучения, направленный на формирование у обучающегося нравственных представлений (правильно/неправильно; хорошо/плохо и т. д.) и понятий, адекватных способов поведения в разных социальных средах;

― онтогенетический принцип;

― принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования обучающегося на всех этапах обучения: от младшего до старшего школьного возраста;

― принцип целостности содержания образования, обеспечивающий наличие внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными предметными областями и учебными предметами, входящими в их состав;

― принцип учета возрастных особенностей обучающихся, определяющий содержание предметных областей и результаты личностных достижений;

― принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающимся всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;

― принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что позволяет обеспечить готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;

― принцип сотрудничества с семьей.

1.7. Формы организации образовательного процесса

Занятия по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация» проводятся с обучающимся индивидуально.

В календарно-тематическом плане определена последовательность прохождения разделов программы, количество часов на каждый из них. При этом учитывается темп прохождения программы по основным предметам и соответственно подбираются методические приёмы работы с обучающимися для индивидуальной коррекции. Данный предмет реализуется в тесной связи с предметами «Речь и альтернативная (дополнительная) коммуникация», «Окружающий природный мир» и «Окружающий социальный мир», а также с коррекционно-развивающими занятиями с педагогом-психологом, где также формируются коммуникативные навыки, в том числе с использованием технологий по альтернативной коммуникации.

Несомненно, формирование межпредметных связей обеспечит более успешное продвижение обучающегося.

1.8. Предметные и личностные результаты коррекционной работы

Ожидаемые личностные результаты от реализации специальной индивидуальной программы развития обучающегося:

  • осознание своего «Я»;
  • адекватное принятие окружающего и социального мира;
  • овладение элементарными социально-бытовыми умениями, начальными навыками адаптации в социуме;
  • сотрудничество со взрослыми;
  • доброжелательное отношение к окружающим;
  • умение сообщать различными способами о нездоровье, опасности и др.

Ожидаемые предметные результаты:

  • реагирование на собственное имя;
  • понимание простых слов «мама», «папа», «дядя» и др. и слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека;
  • понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков;
  • умение использовать усвоенный лексико-грамматический материал или пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и др.) для решения соответствующих возрасту житейских задач:
  1. приветствие собеседника;
  2. привлечение к себе внимания;
  3. обращение с просьбой о помощи;
  4. выражение согласия (несогласия);
  5. прощание с собеседником;
  6. указание на объект при выражении своих желаний.

Система оценки достижения планируемых результатов

Задачи логопедического сопровождения

Ожидаемый результат

Начало года

1 полугодие

Конец года

Побуждать ребёнка смотреть в лицо говорящему, реагировать на обращенную к нему речь.

Учить детей понимать обращённую речь педагога, которая отражает повседневный быт и уклад жизни детей. Организация самостоятельной деятельности ребёнка

Может смотреть в лицо говорящему, реагирует на обращенную речь. Может удерживать карандаш, ложку, игрушку для самостоятельной деятельности.

Развивать пальцевую моторику, подготавливая почву для последующего формирования речи.

Развивать подвижность артикуляционного аппарата.

Обучать адекватным реакциям и действиям на обращение знакомых людей (улыбнуться, помахать рукой и др.)

Учить использовать доступные знаковые системы (собственная речь, жесты) для реализации в играх, в быту, для сообщения информации о своём состоянии, выражении просьб и др.

Закреплять элементарные социальные умения в общении: приветствие, прощание, благодарность.

Учить повторять и выполнять простые поручения по словесной инструкции.

Учить ребёнка показывать окружающие самые необходимые для его жизни предметы.

Учить осуществлять классификацию предметов по наглядному образцу, знать простые обобщающие слова.

Учить действовать на основе подражания двигательному и речевому образцу педагога.

Учить ребёнка принимать участие в беседе, специально организованной педагогом.

Учить слушать чистоговорки, считалки, стишки, потешки, сказки, участвовать в коротких инсценировках.

Овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные языковые (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила общения;

Понимание обращённой речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов;

Пользование воспроизводящими заменяющими речь устройствами (коммуникаторы, персональные компьютеры и другие);

Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребёнка.

Выполнение пальчиковых игр с помощью педагога, повторение движений.

Реагирование на мимику говорящего.

Может движением, карточкой, жестом  показать, выразить просьбу.

Может помахать рукой на приветствие и прощание.

Может показать предмет, картинку указательным жестом.

Может показывать на предметы по содержанию беседы.

Может принимать участие в предложенной игре.

Может слушать речевой материал.

Может вступать в контакт, поддерживать его.

Может понимать обращенную речь.

Может воспользоваться звуковыми устройствами для призыва о помощи.

Может слушать взрослого, выполнять совместные действия.

2. Содержание учебного предмета

2.1. Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата по плану

Дата по факту

Обследование на начало учебного года.

1

Установление контакта.

1

Коммуникативное взаимодействие по теме «Моя семья»

1

Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.)

Знакомство с обозначением на карточке «хочу есть»

1

Коммуникативное взаимодействие по теме «Школа»

1

Коммуникативное взаимодействие по теме «Учебные вещи»

1

Отождествление человека с именем. Реагирование на собственное имя.

1

Узнавание своего имени. «Я»

1

Обзор  изображений по теме «Осень»

1

Знакомство с обозначением на карточке «туалет».

1

Развитие подражательно-речевой деятельности в форме любых звуков, проявлений (кап-кап, тук-тук, у-у-у и т.д.).

1

Коммуникативное взаимодействие по теме «Домашние животные»

1

Голоса животных.

1

Коммуникативное взаимодействие по теме «Дикие животные»

1

Коммуникативное взаимодействие по теме «Зима».

1

Коммуникативное взаимодействие по теме «Зима. Зимние игры».

1

Коммуникативное взаимодействие по теме «Зима. Новый год».

1

Создание практической игровой ситуации взаимодействия.

1

Коммуникативное взаимодействие по теме «Весна»

1

Коммуникативное взаимодействие по теме «Птицы»

1

Коммуникативное взаимодействие по теме «Овощи».

1

Коммуникативное взаимодействие по теме «Основные цвета».

1

Создание коммуникационных ситуаций с использованием имитационных движений.

1

Коммуникативное взаимодействие по теме «Растения».

1

Коммуникативное взаимодействие по теме «Праздник».

1

Коммуникативное взаимодействие по теме «Весна»

1

Коммуникативное взаимодействие по теме «Игрушки».

1

Коммуникативное взаимодействие по теме «Фрукты».

1

Коммуникативное взаимодействие по теме «Цветы».

1

Коммуникативное взаимодействие по теме «Зима».

1

Коммуникативное взаимодействие по теме «Транспорт.»

1

Обследование на конец учебного года.

1

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АООП НОО ОВЗ НОДА (вариант 6.1)

Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата...

Контрольная работа по окружающему природному миру СИПР 2 вариант

Проверка знаний, умений и навыков по окружающему природному миру СИПР 2 вариант...

Контрольная работа по окружающему социальному миру СИПР 2 вариант

Проверка знаний, умений и навыков по окружающему социльному миру  СИПР 2 вариант...

Мониторинг сформированности базовых учебных действий обучающихся (СИПР и вариант 2)

Сформированность базовых учебных действийПрограмма формирования базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью и РАС реализуется в процессе всего школьного обучения и конкретизирует тре...

Варианты заданий школьного тура олимпиады по русскому языку для обучающихся с ОВЗ (НОДА).

Олимпиадные задания по русскому языку для обучающимися с ОВЗ (НОДА). Объём заданий учитывает низкий темп работы и быструю утомляемость обучающихся....

Адаптированная программа по ритмике начального общего образования обучающихся с НОДА (вариант 6.1)

Рабочая программа является коррекционной для обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Программа составлена с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможнос...

АОП программа НОДА Вариант 3.4.

Адаптивна физическая культура рассматривается как часть общей культуры........