анализ работы МО учителей начальных классов 2016-2017 учебный год
учебно-методический материал на тему

Сергеева Людмила Васильевна

анализ работы МО учителей начальных классов коррекционной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_mo_16-17.doc115 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ работы методического объединения учителей

НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ в 2015-2016 учебном году

       

  Состав МО учителей начальных классов:

                                             

Ф.И.О. учителя

Образование

Педстаж

Год

Рожд.

Аттес-

тация

Катего-

рия

Повышение

квалиф-ции

1. Ярош Лидия Тихоновна

среднее специальное

50

1949

12.12.2014

I

11.12.2019

2. Сергеева Людмила Васильевна

высшее

24

1971

24.12.2014

высшая

23.12.2019

3. Литвиненко Виктория Юрьевна

высшее

5

1989

-

-

2016

4. Сизоненко Светлана Анатольевна

высшее

30

1967

03.10.2014

высшая

02.10.2019

5. Мирсанова Валентина Борисовна

среднее специальное

33

1965

25.12.2015

I

24.12.2020

6. Олин Владимир Юрьевич

среднее специальное

4

1981

15.05.2015

I

14.05.2015

7. Коржова Людмила Викторовна

среднее специальное

21

1956

02.11.2016

соответствие

-

8. Резникова Светлана Петровна

среднее специальное

29

1968

28.06.2013

Проходит аттестацию

9. Экстер Елена Дмитриевна

высшее

13

1963

Подала документы

10. Машанова Татьяна Алексеевна

среднее специальное

34

1959

20.06.2014

высшая

19.06.2019

В начале учебного года произошли изменения в составе педагогов.

В связи с обучением детей из Малиновского дома-интерната учебную нагрузку в начальном звене получили: Мирсанова В.Б., Олин В.Ю., Коржова Л.В., Резникова С.П., Экстер Е.Д., Машанова Т.А.. С февраля 2017 года, в связи с образованием 1 класса, в образовательный процесс включилась работать Ключникова Е.Н.

 Методическое  объединение учителей начальных классов в 2016-2017 учебном году работало над темой «Новые подходы к коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими недостатки в  развитии».

 Цель – продолжить работу по совершенствованию уровня педагогического мастерства учителей, их эрудиции и компетентности в области начального образования, по охране и укреплению физического и психологического здоровья детей, по обеспечению качества обучения, развитию ребёнка,  как субъекта отношений между людьми, с миром, с собой.

Для достижения этой цели МО решало следующие задачи:

1. Знакомить педагогов с достижениями педагогической науки и практики, с новыми педагогическими технологиями и методиками как средствами достижения нового качества образования.

2. Организовать систему методической работы с педагогами с целью развития педагогического творчества и самореализации инициативы педагогических кадров.

3. Выявление, обобщение и распространение передового педагогического опыта обучения и воспитания учащихся.

4. Постоянно повышать уровень общедидактической и методической подготовки педагогов.

5. Охрана и укрепление физического и психологического здоровья детей.

6. Развитие ребенка как субъекта отношений между людьми, с миром, с собой.

         На соответствие занимаемой должности в 2016 году прошла аттестацию Коржова Л.В. На данный момент проходит аттестацию на I квалификационную категорию Резникова Светлана Петровна.

        Сизоненко С.А. проходит дистанционное обучение в Межрегиональном институте развития образования г. Санкт-Петербурге.

        Сергеева Л.В. награждена почетной грамотой министерства образования и науки РФ.

Нужно отметить активность учителей начальных классов, стремящихся  повышать квалификационную категорию.  

Методическая работа МО носила непрерывный характер и велась в соответствии с планом.

Анализируя работу МО учителей начальных классов, можно сделать вывод, что в начальной школе работает сплочённый, стабильный педагогический коллектив, способный  решать сложные педагогические задачи и проблемы. Созданы все условия для развития, становления личности ребёнка с учётом его индивидуальности, способностей, склонностей.    В учительском коллективе создана атмосфера сотрудничества, взаимопомощи, поддержки. Педагоги направляли учебно-воспитательный процесс на активизацию познавательных возможностей учащихся и создание здоровьесберегающих технологий. Изучили нормативные документы по соблюдению единого орфографического режима и норм оценок ЗУН. 

В связи с переходом на новый образовательный стандарт, главным определяющим в деятельности всех работников образования с 1 сентября 2017 года стал ФГОС. На заседании МО были изучены новые цели, задачи и требования стандарта. Педагоги обсуждали какой должна быть образовательная программа для ее реализации, какое содержание необходимо для достижения каждым ребенком оптимального для его возраста уровня развития с учетом индивидуальных и возрастных особенностей.

На заседаниях МО уделялось большое внимание работе учителей по воспитанию у учащихся культуры поведения и общения, по подготовке и проведению разнообразных внеклассных и внешкольных мероприятий. В ходе обсуждения этих вопросов отмечено, что усилия педагогов в воспитательной работе приносят положительные результаты.

         В течение учебного года на заседаниях МО проводился обзор новых нормативно-регулирующих документов, обзор электронных информационных ресурсов.

         Методическая работа признана оказывать помощь учителю и создать условия для развития его творческого потенциала, педагогической индивидуальности.

Заседания МО учителей  в течение учебного года проходили  8   раз , где учителя делились своим опытом с коллегами, а также повышали уровень самообразования.  Были заслушаны и одобрены следующие доклады и выступления:

  • Ярош Л.Т. – «Социальное развитие детей с тяжелой умственной отсталостью»;
  • Сизоненко С.А. – «Приемы формирования прочных навыков грамотного письма»;
  • Сергеева Л.В. – «Новые подходы в обучении тяжело умственно отсталых детей »;
  • Литвиненко В.Ю. – «Сенсорное воспитание – основа познавательной деятельности младших школьников коррекционных школ».

    Все учителя начальных классов активно работали над своими педагогическими проблемами, уделяя внимание самообразованию по данной теме в течение всего учебного года.  

Выступления педагогов по темам самообразования на заседаниях МО служат обмену опытом и повышению профессиональной компетентности педагога. Следует отметить следующие выступления:

  • Сергеева Л.В. – «Методы и приемы работы по обучению тяжело умственно отсталых детей чтению»;
  • Экстер Е.Д. - «Использование сенсорных игр для развития зрительной и слуховой памяти, тактильно-двигательной координации у детей с ОВЗ» ;
  • Ярош Л.Т. - «Предметно-практическая направленность детей с тяжелой умственной отсталостью»;
  • Литвиненко В.Ю. - «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей».

С целью обмена опыта учителя посещали уроки своих коллег. В ходе взаимопосещения  уроков обсуждались вопросы состояния коррекционной работы на уроках в начальной школе, разноуровневого подхода к обучению; выявлены причины ошибок и затруднений у учащихся с тяжелой умственной отсталостью при овладении учебным материалом. Проводился смотр ученических тетрадей с целью контроля выполнения единого орфографического режима.

         Для совершенствования учебных занятий, реализации задач коррекционно-развивающего обучения через урок, как основной формы учебно-воспитательного процесса учителя начальных классов внедряли передовой педагогический опыт в практику работы через уроки взаимопосещения.

На данных уроках учителя использовали современные компьютерные технологии, показали, как умело используют  различные приемы взаимодействия с учащимися для создания положительной атмосферы на уроках, создают учебные ситуации для максимального вовлечения  учащихся в учебное общение, стимулируют интерес к изучаемому материалу, учитывают возрастные и индивидуальные особенности учащихся при выполнении урочных и домашних заданий, поддерживают учащихся в учении, применяя различные активные методы обучения, выполняют санитарно-гигиенические требования к урокам.

С каждым годом все больше уроков проходит с использованием ИКТ. Все учителя создают свою копилку дидактического материала и тестов, которыми может пользоваться любой учитель по необходимости.

В этом учебном году из-за продолжительного отсутствия учащихся Малиновского дома-инвалидов (карантин) не были проведены открытые занятия.

Вся внеклассная работа в начальной школе была построена на совместной деятельности с учащимися из Малиновского дома-инвалидов и

 включала в себя: участие детей в экскурсиях, конкурсах, посещение школьной библиотеки, проведение классных часов, дней здоровья. Все младшие классы принимали активное участие в школьных мероприятиях.

Спланировали и провели проекты:

  • Краткосрочный проект «Моя планета - Земля», где были задействованы  учащиеся Малиновского дома-инвалидов совместно с детьми 4, 5В классов;
  • Логопедический проект «Трудные звуки»;

Классные уголки в течение года были действующими, отражали жизнь класса. Лучшими признаны  в 4А кл.  (Сизоненко С.А.), 5Вкл. (Сергеева Л.В.), 2А,Б (Ярош Л.Т.). Учителям вручены благодарственные письма администрации школы-интерната.

   По традиции в начальных классах прошла методическая неделя младшего школьника. Все учителя готовили  занятия и внеклассные мероприятия. Познавательная предметная неделя (математика, письмо, чтение, окружающий мир, физкультура) была проведена в начальных классах согласно плану работы методического объединения всеми учителями начальных классов. При проведении внеклассных занятий особое внимание было уделено реализации воспитательных целей: воспитанию межличностных отношений, формированию у учащихся чувства сопереживания друг за друга, стремления к взаимопомощи, сплочению коллективов. Все задания носили познавательный, развивающий  характер, мероприятия проводились в игровой форме, включали загадки, скороговорки, считалки, ребусы, задания на коррекцию высших психических процессов –  мышление, память, внимание.

          Активное участие дети приняли в проведении конкурсов стихов о зиме. Большая работа проведена по классам в отборе лучших чтецов. I место заняла ученица 4 класса Сергеева Ира (учитель Сизоненко С.А.),  III место – 4класс , Головкова Маша (Сизоненко С.А.) В конкурсе стихов о весне  I место заняла ученица 4 кл. Головкова Маша(Сизоненко С.А..), II место ученица 4 класса Сергеева Ира (Сизоненко С.А.). 4 класс участвовал в областном конкурсе детского творчества, приуроченного к году экологии. В  конкурсе «Письмо браконьеру» Ученица 4 кл. Сергеева Ира заняла II место и получила диплом.

В этом же конкурсе получили дипломы за рисунки: Головкова М., Соломанюк М., Чевтаев А..

        Учащиеся 4 класса принимали участие в конкурсе декоративно-прикладного творчества «Заповедный край – край чудес и красоты», где были награждены почетными грамотами (Головкова М., Сергеева Л.В., Чевтаев А., Соломанюк М.).

Логопедами Литвиненко В.Ю., Сергеевой Л.В. была успешно проведена логопедическая неделя для учащихся 2-5В классов.  

 Педагогами 2-5В классов в течение года  проводились  дни здоровья, которые включали игру-соревнование «Полоса препятствий», игровой познавательно-развлекательный час «Наша планета - Земля» и другие. В конце года прошел  праздник «Прощание с начальной школой» (Сизоненко С.А.)Активное участие учителя принимали в предметных неделях старших классов.  Во время проведения мероприятий учителя активно использовали различные технологии, позволяющие развивать у учащихся с ОВЗ интерес к предметам и к учебе. Проведенные мероприятия способствовали приобщению детей к традиционным праздникам своего народа, активизации познавательных интересов, освоению различных форм социальной жизни.

Учащиеся начальных классов в течение учебного года по возможности принимали активное участие во всех общешкольных мероприятиях.

Анализируя работу педагогов, хочется отметить их высокий профессиональный уровень и заинтересованность в проведении всех мероприятий.

         Каждый педагог МО активно работает над своим профессиональным развитием. Своими достижениями и педагогическими находками все учителя, исходя из темы самообразования, делятся на семинарах и заседаниях МО учителей начальных классов.

С целью обмена опытом в 2016 - 2017 учебном году  педагоги продолжают размещать свои работы и участвовать в интернет-конкурсах (Сергеева Л.В., Сизоненко С.А., Ярош Л.Т., Литвиненко В.Ю.).

Во время общешкольной методической недели «Разнообразие организационных форм учебно-воспитательного процесса и индивидуального развития каждого воспитанника как необходимое условие для реализации творческого и познавательного потенциала личности ребенка с ОВЗ в условиях школы-интерната» учитель Сизоненко С.А. провела открытый классный час в 4 классе «Эмоции в жизни человека», а педагоги начальных классов посетили ряд занятий воспитателей:

  • Журавлева Е.А. мастер-класс «Радуга цветов»;
  • Мазина И.С. мастер-класс «Все мы родом из детства»;
  • Петренко Н.А. мастер-класс «Методы снятия неблагоприятного психологического состояния».

В рамках единой методической недели был выпущен методический бюллетень.

Группа учителей начальных классов начала работу в педагогической лаборатории «Организация активного взаимодействия участников образовательного процесса, как способ формирования единой развивающей среды». На заседании круглого стола педагоги делились опытом работы по созданию единой развивающей среды и внедрению в учебно-воспитательный процесс детей с тяжелой умственной отсталостью:

  • Сергеева Л.В. «Создание коррекционно-развивающей среды в процессе учебно-воспитательной работы с тяжело умственно отсталыми детьми»;
  • Ярош Л.Т. «Предметно-практическая деятельность с тяжело умственно отсталыми детьми»;
  • Литвиненко В.Ю. «Особенности речевого развития детей с тяжелой умственной отсталостью»;
  • Машанова Т.А. «Развитие мелкой моторики у обучающихся с тяжелой умственной отсталостью на уроках ручного труда»;
  • Экстер Е.Д. «Развитие психических процессов у детей с тяжелой умственной отсталостью»;
  • Резникова С.П. «Повышение активности речевого общения через изучение предметов и явлений окружающего мира».

Работа пед.лаборатории продлится до апреля 2018 года.

Учителя – члены МО – проводили мониторинговые исследования учебного процесса, педагоги выявляли недостатки, искали пути их решения. Уровень обучения учащихся 2-5В классов соответствует программным требованиям. Все учителя работали в тесном контакте с психологом, социальным педагогом, логопедом, библиотекарем.

         Правильная и целенаправленная работа учителей начальных классов показала, что все учителя стараются обучать и воспитывать детей с ОВЗ в комфортном тёплом климате, что позволяет осуществлять индивидуализацию обучения, эффективно сочетать словесные, наглядные и практические методы обучения на всех этапах урока. Через коррекционную направленность учителя начальных классов умело решают задачи активизации и нормализации познавательной деятельности, развития устной и письменной речи учащихся с нарушениями интеллекта.

Главный показатель творческой работы педагогов – достаточные знания обучающихся. В целях установления соответствия знаний учащихся требованиям программы по основным предметам (чтение и развитие речи, письмо и развитие речи, математика) проведен сравнительный анализ качества знаний по основным предметам:

Учитель

Класс

Письмо

Чтение

Математика

КЗ

У

КЗ

У

КЗ

У

Сизоненко С.А.

4

83

100

83

100

83

100

Ключникова Е.Н.

1

Не оценивается

Ярош Л.Т.

Не оценивается

Не оценивается

Сизоненко С.А.

Не оценивается

Литвиненко В.Ю.

Не оценивается

Сергеева Л.В.

Не оценивается

Литвиненко В.Ю.

Не оценивается

Не оценивается

Сергеева Л.В. 5В

Не оценивается

Итоги 2016 – 2017 учебного года по классам:

Учитель

Класс

Качество знаний за год

Успеваемость

Сизоненко С.А.

4

83%

100%

Ключникова Е.Н.

1

Не оценивается

Ярош Л.Т.

Не оценивается

Не оценивается

Сизоненко С.А.

Не оценивается

Литвиненко В.Ю.

Не оценивается

Сергеева Л.В.

Не оценивается

Литвиненко В.Ю.

Не оценивается

Не оценивается

Сергеева Л.В. 5В

Не оценивается

                Анализируя работу МО, можно сделать вывод, что задачи, поставленные на 2016 -2017 учебный год выполнены. Методическая работа осуществлялась на должном уровне, органично соединялась с повседневной практикой учителей, обеспечивала  возможность повышения квалификации и педагогического мастерства педагогов.  

В работе ШМО остались проблемы, решать которые предстоит в следующем учебном году:

  • Проблема корректировки программ в связи с отсутствием учебников для детей с тяжелой умственной отсталостью и методической литературы и пособий для учителей, работающих на данных классах;
  • Компьютеризация начальной школы, рабочего места учителя в свете внедрения новых образовательных стандартов;
  • Отсутствие интерактивных досок в большинстве кабинетов;
  • Оторванность и изолированность начальной школы от мирового пространства (отсутствие интернета).

Итоги  работы  в 2016 – 2017 учебном году позволяют признать деятельность  методического   объединения   учителей   начальных   классов  «удовлетворительной».

Исходя из анализа работы,  МО учителей начальных классов  в 2017- 2018 учебном году ставит следующие задачи:

1. Продолжать совершенствовать качество урока, повышать  его эффективность, применяя современные методы обучения и технические средства.

2. Включить в план работы МО совместную деятельность с педагогами Малиновского дома-инвалидов.

  1. Обеспечить оперативное информирование педагогов о новом содержании образования, инновационных образовательных технологиях, передовом опыте с целью внедрения в практику своей работы.
  2. Оказывать педагогическую поддержку учащимся с разным уровнем      обучаемости.
  3. Повышать уровень психолого-педагогической подготовки учителей путем самообразования, участие в семинарах, профессиональных конкурсах.