«Особенности готовности к школьному обучению детей с задержкой психического развития»
статья на тему
Исследования У.В. Ульенковой показали, что дети 6-9 лет с ЗПР, обучающиеся в массовой школе не усваивают знаний, предусмотренных программой. У них не формируется учебная мотивация, они имеют низкую работоспособность, не достаточную саморегуляцию. У этих детей отстают в развитии все виды мышления, особенно вербально-логическое, встречаются существенные дефекты в развитии речи. К старшему дошкольному возрасту у детей с ЗПР выявляются более низкая общая способность к обучению, несформированость устойчивой познавательной мотивации, низкая поисковая активность, слабая речевая регуляция действий, недостаточная их осознанность и контроль, эмоциональная неустойчивость, наличие импульсивных реакций, неадекватная самооценка, значительно снижена интеллектуальная активность. Следовательно, со всей остротой встает проблема ранней коррекции ЗПР. Без квалифицированной педагогической помощи дети с ЗПР не достигают школьной зрелости не только к 6 годам, но и к 7 годам.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Особенности готовности к школьному обучению детей с задержкой психического развития»
Проблема готовности к школьному обучению является актуальной для психологической науки вообще, и специальной психологии в частности.
Исследования У.В. Ульенковой показали, что дети 6-9 лет с ЗПР, обучающиеся в массовой школе не усваивают знаний, предусмотренных программой. У них не формируется учебная мотивация, они имеют низкую работоспособность, не достаточную саморегуляцию. У этих детей отстают в развитии все виды мышления, особенно вербально-логическое, встречаются существенные дефекты в развитии речи. К старшему дошкольному возрасту у детей с ЗПР выявляются более низкая общая способность к обучению, несформированость устойчивой познавательной мотивации, низкая поисковая активность, слабая речевая регуляция действий, недостаточная их осознанность и контроль, эмоциональная неустойчивость, наличие импульсивных реакций, неадекватная самооценка, значительно снижена интеллектуальная активность. Следовательно, со всей остротой встает проблема ранней коррекции ЗПР. Без квалифицированной педагогической помощи дети с ЗПР не достигают школьной зрелости не только к 6 годам, но и к 7 годам.
Цель исследования: выявить психологическую готовность детей с ЗПР к школьному обучению.
Гипотеза: При ЗПР у детей могут наблюдаться особенности психологической готовности в виде отставания в развитии пространственных представлений, недостаточной ориентировки в частях собственного тела и недостаточности у них тонкой моторики.
Задачи:
- Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- Организовать и провести диагностику психологической готовности к школе детей с ЗПР;
- Проанализировать результаты диагностики психологической готовности к школьному обучению детей с ЗПР.
В качестве методик исследования использовались:
- методика «Домик» Н. И. Гуткиной;
- методика «Сравни картинки»;
- методика «Исключение лишнего»;
- методика " Выкладывание елочки" У.В. Ульенковой
- опросник Л. И. Божович и Н. И. Гуткина.
Эмпирическое изучение готовности к обучению в школе детей с ЗПР
В исследовании приняли участие 10 воспитанников с ЗПР Детского сада комбинированного вида № 67 г. Комсомольск-на-Амуре. Гендерный состав группы - 8 мальчиков и 2 девочки.
Также проводилось исследование над детьми без нарушения в умственном развитии. В исследовании принимали участие 10 детей. Гендерный состав группы - 6 мальчиков и 4 девочки.
В основу диагностики готовности была положена, разработанная Н.В.Бабкиной методика диагностики готовности к обучению детей с ЗПР седьмого года жизни, которая включала 5 блоков:
1 блок: Диагностика произвольного внимания и регуляции деятельности (методики "Домик" Н.И. Гуткиной, "Сравни картинки").
2 блок: Диагностика умственного развития (методики "Исключение лишнего").
3 блок: Диагностика общей осведомленности и развития речи (в свободной беседе).
4 блок: Диагностика учебно-важных качеств (методика "Выкладывание елочки" У.В. Ульенкова)
5 блок: Диагностика сформированности учебной мотивации (с использованием опросника Л.И. Божович и Н.И. Гуткиной ).
В ходе исследования были получены следующие результаты.
Результаты выполнения блока №1 (диагностика произвольности внимания и регуляции деятельности) с использованием методики "Домик" (автор Н. И. Гуткина) показали следующее.
Анализ результатов дошкольников в ЗПР по методике «Домик» (автор Н. И. Гуткина) показал, что дети с ЗПР отличались от своих нормально развивающихся сверстников более медленным темпом деятельности, часто отвлекались от задания. 50% детей выполнили задание на 3 уровне, они заменяли одни элементы на другие, в рисунке нарушены пропорции деталей. После указания на ошибки некоторые исправляли. Несмотря на неточности в рисунке, были удовлетворены своей работой. 50% детей практически не пользовались образцом в процессе выполнения, пропускали детали, заменяли их на другие. В процессе выполнения часто теряли цель. После указания на ошибки дети отказывались возвращаться к работе, что указывает на пониженную работоспособность(4 уровень).
Анализ результатов дошкольников без нарушений в умственном развитии по методике «Домик» (автор Н. И. Гуткина) показал, что 40% детей демонстрировали самый высокий уровень выполнения.
Выпускники обычной группы демонстрируют более высокий уровень выполнения задания, что говорит о сформированности навыков произвольного внимания и самоконтроля.
Анализ результатов дошкольников с ЗПР по методике "Сравни картинки" показал, что дети с ЗПР во время выполнения методики отвлекались, после нахождения одно или нескольких различий, начинали перечислять вслух все, что изображено на картине. 40% детей демонстрирующие 4 уровень, нуждались в подсказках ("Посмотри, сколько усов у кота на одной и на другой картинке" и т.п.). 50% детей при выполнении плохо удерживал цель, отвлекался.
Анализ результатов дошкольников без нарушений в умственном развитии по методике «Сравни картинки» показал, что дети охотно приступали к выполнению задания, не отвлекались, действовали целенаправленно. После указательных жестов или подсказок ("Посмотри внимательней на котика") детям удавалось найти еще несколько различий. Все показали 1 уровень.
Анализ психологической, педагогической, дефектологической литературы по проблеме позволяет сделать следующие выводы:
- Проблема помощи детям с ЗПР приобрела в последние годы актуальность. По данным Министерства образования РФ, среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации, около 35% из них обнаруживают очевидные расстройства нервно - психической сферы еще в младшей группе детского сада. Особое место среди этих детей занимают именно дети с ЗПР, причем год от года наблюдается тенденция роста их числа.
Анализ результатов исследования позволил сделать следующие выводы:
- Существенно различаются уровни сформированности осознанной саморегуляции познавательной деятельности у дошкольников с ЗПР - воспитанников детского сада и их нормально развивающихся сверстников.
- Дети данной категории отличаются тем, что у них более низкая общая способность к обучению, несформированость устойчивой познавательной мотивации, низкая поисковая активность, слабая речевая регуляция действий, недостаточная их осознанность и контроль. Недостаточно сформирована интеллектуальная и личностная готовность к школьному обучению у детей с ЗПР усугубляется ослабленным общим физическим состоянием, что приводит к снижению работоспособности, быстрой утомляемости и легкой отвлекаемости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности обучения детей с задержкой психического развития.
Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. В целом ЗПР проявляется в нескольких основных клинико-психологических фор...
Особенности обучения детей с задержкой психического развития
Особенности обучения детей с задержкой психического развития...
статья "Особенности обучения детей с задержкой психического развития"
У детей с задержкой психического развития выявлен ряд специфических особенностей в их познавательной, эмоционально-волевой деятельности, поведении и личности в целом, которые характерны для большинств...
2017-2018 уч.год. Школьный педсовет. Тема « Использование приёмов мнемотехники как фактор повышения грамотности обучения детей с задержкой психического развития. Приёмы запоминания правил». Доклад. Презентация.
Мнемонические приемы в работе с детьми с ОВЗ при изучении русского языка (письма и развития речи) Педсовет. 2017-2018 уч.год.Основной задачей любого учителя, работающего с детьми с ОВЗ, яв...
Особенности обучения детей с задержкой психического развития в классах коррекции
Особенности обучения детей с задержкой психического развития в классах коррекции...
Статья на тему: Особенности обучения детей с задержкой психического развития по коррекционной программе в общеобразовательном учреждении.
Статья на тему: Особенности обучения детей с задержкой психического развития по коррекционной программе в общеобразовательном учреждении.Среди обучающихся, испытывающих стойкие трудности в обучен...
Особенности реализации АООП НОО для детей с задержкой психического развития
АООП НОО обучающихся с задержкой психического развития формируется с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа — особый эт...