Рабочая программа "Игра, игротерапия" для учащихся 4 класса с ТМНР (8.2)
рабочая программа на тему

Обморнова Елена Александровна

Рабочая программа "Игра, игротерапия" для учащихся 4 класса с ТМНР (8.2)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_igre_igroterapii.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Правительство Москвы

ЦЕНТРАЛЬНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное казённое общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 2124 «Центр развития и коррекции»

Структурное подразделение № 486

«Согласовано»

Руководитель МО

________________ФИО

Протокол № ___ от

«____»___________20__г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

_________________ ФИО

«____»____________20__ г.

«Утверждаю»

Директор ГБОУ СКОШ №__ ___________________ФИО

Приказ № ___ от «___»____20__ г.

        

Рабочая программа по игре, игротерапии

для 4-Д класса

Автор-составитель:

Учитель 4-Д  класса

Обморнова Елена Александровна

Москва, 2015

Содержание программы

  1. Пояснительная записка
  2. Содержание программы по игре, игротерапии
  3. Требования к уровню подготовки учащихся
  4. Формы и средства контроля
  5. Учебно-методические средства обучения


Пояснительная записка

Предлагаемая программа по предмету «Игра, игротерапия» в 4-м классе школы № 486 «Центр развития и коррекции» структурного подразделения №486 направлена на развитие коммуникативных умений (как в вербальной, так и в невербальных формах) и игровой деятельности учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

Речевые высказывания у школьников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в 4-е классе отсутствуют. Диагноз у всех обучающихся «Задержка психического и речевого развития» (ЗПРР). Недостаточное развитие фонематического слуха у школьников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью нарушает узнавание слов, и как следствие их предметную соотнесенность. Это, а также снижение скорости восприятия, переработки воспринимаемой информации, недоразвитие логико-грамматических структур, скудность словарного запаса, снижение психологического уровня понимания речи оказывает существенное влияние на развитие коммуникативной функции речи.

В развитии личности ребенка с умеренной и тяжелой умственной отсталостью младшего дошкольного возраста игровая деятельность занимает ведущее место. Игра (предметная, дидактическая, подвижная, театрализованная, строительно-конструктивная, сюжетно-ролевая) является средством обогащения и уточнения представлений, создает условия для освоения способов поведения в различных жизненных ситуациях, способствует формированию произвольного поведения. Уровень развития игровых действий является основным показателем уровня развития ребенка с нарушением интеллекта.

В связи с этим первоочередные задачи игротерапии направлены на развитие речи, активизацию познавательной деятельности и на развитие игровых действий учащихся с нарушением интеллектуального развития.

У данной категории учащихся функция замещения формируется слабо, поэтому они склонны использовать в игре игрушки, являющиеся копиями реально существующих предметов окружающей действительности. Поэтому в программе предусмотрено обучение использованию предметов и игрушек не только в прямом назначении, но и в качестве аналогов.

Содержательная часть программы направлена на решение вышеперечисленных задач.

Данная программа по предмету «Игра, игротерапия» является частью общеобразовательной программы по образовательной области «Коррекционные технологии» и входит в систему коррекционно-развивающей работы в специальной (коррекционной) школе.

Данная программа направлена на коррекцию психофизических недостатков, на формирование положительных личностных качеств у умеренно и тяжело умственно отсталых учащихся. Развитие игровой деятельности у данной категории школьников способствует исправлению недостатков познавательной, речевой, двигательной и эмоциональной сфер. У них развивается наблюдательность, воображение, зрительная память, происходит уточнение многих жизненных представлений, которые служат основой для успешной социальной адаптации учащихся в школьной среде.

Важное место в укреплении системы нравственно-эстетического воспитания школьников с нарушением интеллектуального развития играет совместная деятельность учащихся с родителями. С этой целью родители привлекаются к участию в занятиях с последующим проигрыванием игр в домашних условиях.

Программа максимально способствует компенсации, имеющихся у умеренно и тяжело умственно отсталых школьников, нарушений, социальной адаптации учащихся. Использование программы ведет к повышению эффективности коррекционно-воспитательной работы и к оптимизации семейного воспитания.

Цель программы по предмету «Игра, игротерапия»: развитие игровой деятельности и школьная адаптация учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, коррекция и развитие речемыслительных способностей обучающихся, побуждение к речевой деятельностью через  использование игр различного содержания.

Задачи программы по предмету «Игра, игротерапия»:

  • обучение игровым действиям с последующим соединением в простой сюжет, отображающий бытовые ситуации;
  • использование простых игрушек согласно функциональному назначению;
  • обучение использованию в игре предметов – заменителей бытового содержания;
  • нахождение предметов и игрушек по характерному образу, звучанию с последующим использованием  в процессе игровых действий;
  • развитие коммуникативных умений и действий вербального и невербального характера;
  • развитие нравственных и эстетических чувств;
  • развитие способностей к творческой деятельности.

Программа дополнительно включает в себя широкое использование различного словесного и иллюстративного материала: стихи, потешки, загадки, пословицы и поговорки, рисунки, картины, плакаты, упражнения, создающие эмоциональный фон. Интерес к занятиям и мотивационная направленность помогают им адаптироваться  в школьной среде.

Основной формой организации процесса обучения игре является урок.

Содержание программы по игре, игротерапии

(35 часов в год, 1 час в неделю)

Содержание программы обеспечивает:

-личностно-ориентированный подход во взаимодействии учащихся со взрослым;

-развитие интеллектуально-речевых, игровых и общих способностей каждого школьника;

-формирование у обучающихся комплекса личностных качеств и навыков социального поведения (самостоятельность, аккуратность, трудолюбие, умение слушать и слышать, принимать решение и выполнять его и т.д.).

Сюжетно-ролевые игры

«Утро куклы Кати», «Утро мишки», «Утро в семье», «Едем в школу на…», «Делаем прически к празднику», «Кукла Катя в парикмахерской», «Едем на праздник»

Предметная игра

«Оденем куклу Катю на прогулку», «Угощаем Матрешек», «Мебель для куклы Кати», «Подготовь постель ко сну для куклы Кати», «Убери со стола после завтрака куклы Кати», «Вымой посуду после обеда куклы Кати», «Найди пару», «Обед у куклы Кати»

Театрализованные игры

«Игрушки» (по стихотворениям А. Барто), пальчиковый театр

Дидактические игры

«Ателье», «Собери сервиз», «Оденем Алешу на прогулку», «Угадай по описанию…», «Кто у кого?»

Ролевые игры

«Покормим куклу Катю», «Праздник елки», «На приеме у врача», «Приход врача на дом»

Игры-драматизации

Сказка «Теремок»

Подвижные игры

«Покатай матрешку и мишку», «Дождик, дождик - кап, кап, кап…», «Дети и колокольчик», «Шар», «Мой веселый звонкий мяч», «Поезд»


Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны под контролем учителя знать/понимать:

  • словесную инструкцию и в соответствии с ней выполнять коммуникативные действия;
  • заданный вопрос, в соответствии с ним находить ответ в невербальной форме совместно с педагогом;

Учащиеся должны под контролем учителя  уметь:

  • совместно со взрослым, по подражанию действиям взрослого адекватно, в соответствии с функциональным назначением,  использовать простые игрушки;
  • выполнять с помощью взрослого игровые действия – по подражанию, по образцу:
  • использовать в игре предметы – заменители бытового содержания;
  • проявлять интерес к окружающим людям, играм и игрушкам;
  • проявлять интерес и эмоциональную положительную реакцию к содержанию песенок, потешек, стихотворений;
  • соотносить изучаемый материал с собственным опытом под руководством учителя;
  • использовать в общении правил вежливости, адекватно реагировать на обращение педагогов.


Формы и средства контроля

Успешность процесса обучения игре детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью будет определяться поэтапностью перехода от предметных игр к конструктивным и сюжетно-ролевым. Последовательное включение ребенка в игру, проявление мотивационно-потребностного, целевого, операционного и содержательного компонентов игровой деятельности будет являться показателем личностного развития школьников с нарушением интеллектуального развития.

Учебно-методические средства обучения

Использованная методическая и учебная литература

1. Д. Бин. А. Оулдфилд. Волшебная дудочка. - М.,2000.

  1. Гордеева Т.В. Пальчиковая гимнастика с предметами. М., 2011.
  2. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. М., 2001.
  3. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. М., 2001.
  4. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО. М., 2003.
  5. Мозговой В.М., Яковлева И.М., Еремина А.А. Основы олигофренопедагогики. - М.,2008.
  6. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта // под ред. И.М. Бгажноковой. – М., 2007.
  7. Теплякова О.Н. Развивающие игры. М., 2010.


Наглядный материал

  1.  Кукла
  2. Игрушки
  3. Машина
  4. Набор кукольной посуды (3 вида)
  5. Набор кукольной одежды
  6. Набор кукольной мебели
  7. Набор музыкальных инструментов
  8. Спортивный инвентарь
  9. Набор муляжей овощей, фруктов, продуктов
  10.  Набор мелких игрушек
  11.  Набор «Детский доктор»
  12.  Набор «Детский парикмахер»
  13.  Пальчиковый театр.
  14.  Дидактическая игра «Кто у кого?»
  15.  Дидактическая игра «Оденем Алешу на прогулку»
  16.  Дидактическая игра «Собери сервиз»
  17.  Дидактическая игра «Ателье»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Речь и альтернативная коммуникация" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)

Рабочая программа "Речь и альтернативная коммуникация" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)...

Рабочая программа "Математические предствавления" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)

Рабочая программа "Математические предствавления" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)...

Рабочая программа "Окружающий природный мир" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)

Рабочая программа "Окружающий природный мир" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)...

Рабочая программа "Окружающий социальный мир" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)

Рабочая программа "Окружающий социальный мир" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)...

Рабочая программа "Изобразительная деятельность" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)

Рабочая программа "Изобразительная деятельность" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)...

Рабочая программа "Человек" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)

Рабочая программа "Человек" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)...

Рабочая программа "Прорфильный труд" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)

Рабочая программа "Прорфильный труд" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2) Уборка помещений. Шитье. Растениеводство...