Рабочая программа "Коррекция поведени" для учащихся 4 класса с ТМНР (8.2)
рабочая программа на тему

Обморнова Елена Александровна

Рабочая программа "Коррекция поведени" для учащихся 4 класса с ТМНР (8.2)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_korrektsii_povedeniya.docx20.21 КБ

Предварительный просмотр:

Правительство Москвы

ЦЕНТРАЛЬНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное казённое общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 2124 «Центр развития и коррекции»

Структурное подразделение № 486

«Согласовано»

Руководитель МО

________________ФИО

Протокол № ___ от

«____»___________20__г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

_________________ ФИО

«____»____________20__ г.

«Утверждаю»

Директор ГБОУ СКОШ №__ ___________________ФИО

Приказ № ___ от «___»____20__ г.

Рабочая программа по коррекции поведения

для 4-д класса

Автор-составитель:

Учитель 4-д  класса

Обморнова Елена Александровна

Москва, 2015


Содержание программы

  1. Пояснительная записка
  2. Содержание программы по развитию психомоторики и сенсорных процессов
  3. Требования к уровню подготовки учащихся

Пояснительная записка

Состав учащихся современных школ VIII вида существенно отличается от их состава 10-15 лет назад. В настоящее время более половины учащихся таких школ составляют дети с сочетанными нарушениями развития. В большинстве случаев, это дети с легкой и умеренной умственной отсталостью, сочетанной с расстройствами аутистического спектра, а также дети с различными генетическими нарушениями, в том числе с редкими генетическими отклонениями, имеющими аутистические проявления. Вышеназванные категории детей имеют значительные сложности в коммуникации, что существенно затрудняет процесс обучения и воспитания, а также препятствует возможности их социальной адаптации.

Состав классов в современной коррекционной школе VIII вида неоднороден по возрасту учащихся, их диагнозу, уровню развития коммуникативных умений. Это определяет выбор новых направлений, методов и приемов работы. В частности, альтернативных полисенсорных систем коммуникации, таких как системы коммуникации при помощи карточек с изображениями, при помощи жестов, а также глобального чтения. Использование в данной программе элементов этих систем, в сочетании с традиционными методами развития устной речи и ее предпосылок, обеспечивает формирование и развитие коммуникативных умений у детей различных категорий, что является чрезвычайно важным в современной системе коррекционного образования.

Представленная программа предназначена в основном для детей, имеющих сочетанные нарушения развития, умеренную и тяжелую степени интеллектуального нарушения. Она призвана помочь школьникам научиться устанавливать контакт со взрослыми и сверстниками, слышать и понимать окружающих, сообщать о своих потребностях и желаниях. Программа направлена как на расширение возможностей детей, которым сложно пользоваться устной речью, на формирование предпосылок развития вербального общения, так и на развитие коммуникативных умений детей, которые уже владеют устной речью. Решение данных проблем поможет установить прочную связь между педагогом и учащимися, минимизировать нежелательное поведение школьников, улучшит эмоциональный фон в учебном коллективе и семье, а значит, обеспечит эффективность процесса обучения и социальной адаптации.

Работа в рамках программы должна осуществляться специалистами в сотрудничестве с родителями и включать различные формы организации (классная, внеклассная, внешкольная). Кроме того, важную роль в освоении программы играет установление междисциплинарных связей.

В программе содержится примерный перечень требований к знаниям и умениям учащихся. В соответствии с особенностями коммуникативной деятельности учащихся с умственной отсталостью и расстройствами аутистического спектра, эти требования представлены четырьмя уровнями:

1 -й уровень — высокий, характеризуется усвоением всего пройденного материала в полном объеме (его могут достичь ученики, владеющие фразовой речью и околоречевыми средствами коммуникации);

  1. й уровень — средний, характеризуется овладением навыками использования альтернативных систем коммуникации в полном объеме, частичным овладением устной речью и околоречевыми средствами коммуникации;
  2. й уровень - ниже среднего, характеризуется овладением навыками использования альтернативных систем коммуникации и околоречевыми средствами коммуникации в неполном объеме;
  3. й уровень - низкий, характеризуется овладением навыками использования альтернативных систем коммуникации и околоречевыми средствами коммуникации в объеме, позволяющем удовлетворить основной набор витальных потребностей.

Целью программы является формирование и развитие коммуникативных умений учащихся с различной степенью умственной отсталости, а также учащихся с сочетанными нарушениями онтогенеза.

Основными задачами программы являются:

  •  развивать понимание устной речи;
  •  развивать предпосылки формирования коммуникативных умений (развитие артикуляции, крупной и мелкой моторики, умения подражать);
  •  формировать и развивать вербальные коммуникативные умения (развитие активного словаря, фразовой речи, умения вступать в диалог);
  •  формировать и развивать умение понимать и использовать невербальные средства коммуникации (мимику, жестикуляцию, интонационную сторону речи, тактильный и визуальный контакт, коммуникативную дистанцию);
  •  формировать и развивать умение пользоваться элементами альтернативных систем коммуникации;
  •  формировать умение коммунициировать со сверстниками и взрослыми в процессе игры и досуговой деятельности;
  •  формировать правильное поведение в окружающей среде.

2 класс (1 ч в неделю)

Примерная тематика

"Повторение", "Я и мои одноклассники", "Знаки приветствия", "Да и нет", "Поделись с другом", "Попроси меня правильно", "Большой и маленький", "Учимся и играем", "Я хочу...", "Навыки гигиены", "Играем вместе".

Жесты: да, нет, большой, маленький, одевать, мыть руки, чистить зубы, дом. Пиктограммы: да, нет (все этапы), учиться, большой, маленький, одевать, мыть руки, чистить зубы, дом (формирующий этап и этап закрепления).

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

  1. й уровень:
  • инициировать диалог со взрослым и сверстниками
  • просить взрослого о помощи
  • понимать интонационную окраску речи взрослого (радость, гнев)
  • использовать жестикуляцию при общении (указательные, аффективные жесты)
  • устанавливать визуальный контакт со взрослым и сверстниками
  • составлять рассказ по предметной картине с частичной помощью взрослого
  • понимать значение изученных пиктограмм и жестов, уметь их использовать
  1. й уровень:
  • вступать в диалог, инициированный взрослым, используя доступные средства коммуникации
  • использовать при коммуникации звукоподражания и простые слова
  • просить взрослого о помощи, используя доступные средства коммуникации
  • устанавливать визуальный контакт со взрослым и сверстниками
  • понимать интонационную окраску речи взрослого (радость, гнев)
  • использовать жестикуляцию при общении (указательные,        аффективные жесты)
  • описывать предметные картины с помощью взрослого,        используя доступные

средства коммуникации

  • понимать значение изученных жестов и пиктограмм, уметь их использовать
  1. й уровень:
  • пытаться называть свое имя
  • здороваться и прощаться при помощи жестов с частичной помощью взрослого
  • просить взрослого о помощи, используя доступные средства коммуникации
  • адекватно ситуации реагировать на визуальный контакт со взрослым
  • адекватно ситуации реагировать на тактильный контакт со взрослым (касание руки, плеча)
  • использовать жестикуляцию при общении (указательные)
  • использовать при коммуникации звукоподражания
  • описывать предметные картины с помощью взрослого,        используя доступные

средства коммуникации

  • участвовать в играх без помощи взрослого
  • понимать значение некоторых пиктограмм и жестов, уметь их использовать (по выбору учащегося)
  1. й уровень:
  • реагировать на приветствие и прощание
  •  просить взрослого о помощи, используя доступные средства коммуникации
  • использовать жестикуляцию при общении (указательные)
  • адекватно ситуации реагировать на визуальный контакт со        взрослым
  • участвовать в играх с частичной помощью взрослого
  • понимать значение некоторых пиктограмм и жестов, пытаться        их использовать

(по выбору учащегося)

4 класс

(1 ч в неделю)

Примерная тематика:

"Повторение", "Мой класс", "Основы вежливости", "Если ты заболел", "У врача", "Уборка в школе и дома", "Температура", "Громкость", "Я хочу...", "Мои увлечения",

"Общаемся вместе".

Жесты: убирать, тепло, холодно, громко, тихо, больной (болит), смотреть, ехать на автомобиле.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

  1. й уровень:
  • инициировать и поддерживать диалог со взрослым и сверстниками
  • понимать мимические выражения эмоций (страх, удивление)
  • понимать интонационную окраску речи взрослого (удивление, страх)
  • использовать тактильный контакт со взрослым адекватно ситуации общения
  • составлять рассказ по сюжетной картине с частичной помощью взрослого
  • понимать значение изученных жестов и пиктограмм, уметь их использовать
  1. й уровень:
  • инициировать диалог со взрослым
  • понимать мимические выражения эмоций (страх, удивление)
  • понимать интонационную окраску речи взрослого (удивление, страх)
  • описывать предметные картины с частичной помощью взрослого, используя доступные средства коммуникации
  • понимать значение изученных жестов и пиктограмм, уметь их использовать
  1. й уровень:
  • понимать мимические выражения эмоций с помощью взрослого (радость, грусть)
  • устанавливать визуальный контакт со        взрослым и сверстниками
  • устанавливать тактильный контакт со        взрослым и сверстниками
  • описывать предметные картины с частичной помощью взрослого, используя доступные средства коммуникации
  • понимать значение некоторых пиктограмм и жестов, уметь их использовать (по выбору учащегося)
  1. й уровень:
  • здороваться и прощаться при помощи        жестов с помощью взрослого
  • устанавливать визуальный контакт со        взрослым и сверстниками
  • адекватно ситуации реагировать на тактильный контакт со взрослым (касание руки, плеча)
  • сидеть в кругу, соблюдать очередность
  • понимать значение некоторых пиктограмм и жестов, пытаться их использовать (по выбору учащегося)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Речь и альтернативная коммуникация" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)

Рабочая программа "Речь и альтернативная коммуникация" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)...

Рабочая программа "Математические предствавления" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)

Рабочая программа "Математические предствавления" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)...

Рабочая программа "Окружающий природный мир" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)

Рабочая программа "Окружающий природный мир" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)...

Рабочая программа "Окружающий социальный мир" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)

Рабочая программа "Окружающий социальный мир" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)...

Рабочая программа "Изобразительная деятельность" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)

Рабочая программа "Изобразительная деятельность" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)...

Рабочая программа "Человек" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)

Рабочая программа "Человек" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)...

Рабочая программа "Прорфильный труд" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)

Рабочая программа "Прорфильный труд" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2) Уборка помещений. Шитье. Растениеводство...