Адаптированная рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста с ТНР
рабочая программа на тему

Минеева Юлия Александровна

Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая  программа  

коррекционной работы

с  детьми  старшего дошкольного возраста с  ТНР

Учитель-логопед Минеева Ю.А.

Содержание программы

1.Целевой раздел.

1.1. Пояснительная записка

1.2. Целевые ориентиры. Система оценки результатов

2.    Содержательный раздел

2.1. Содержание работы учителя-логопеда

3.    Организационный раздел

3.1. Структура реализации образовательного  процесса

4.  Заключение

  1. Целевой раздел

  1. Пояснительная записка

   Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с законодательно - нормативными документами:

 Закон РФ от 29.12.2012 № 273- ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации»;

 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ МОиН РФ от 17.10.2013 № 1155)

 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций ( Постановление Главного государственного санитарного врача 15.05.2013 № 26)

Данная  образовательная  Программа  предназначена для работы учителя-логопеда в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса данной категории детей и  позволяет построить систему коррекционно-развивающей работы. 

 Программа рассчитана на два года с учетом  образовательных потребностей каждого ребенка, его индивидуальных особенностей  и состояния здоровья.

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся.

   У детей рассматриваемой группы страдает коммуникация как следствие нарушения всех компонентов речи.  Дети имеют ограниченный словарный запас, в их речи редко встречаются прилагательные, наречия, сужен глагольный словарь. Затруднены словообразовательные процессы, позже, чем в норме, возникает период детского словотворчества.

   Отмечаются серьезные  трудности в овладении грамматическими категориями, понимании сложных, многоступенчатых инструкций; понимание логико-грамматических конструкций часто оказывается недоступным.

    Фонематические процессы  нарушены, дети испытывают значительные трудности в  овладении навыками звуко-буквенного анализа.

    Связная речь не сформирована. Дети  испытывает затруднения при планировании высказывания и отборе соответствующих языковых средств, что обуславливает своеобразие его связной речи.

   Цель  программы: построение системы коррекционно-развивающей работы

                                      с дошкольниками старшего возраста с ТНР

   Задачи:

  • Формирование речи  как средства коммуникации;
  • Обогащение активного словаря;
  • Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • Развитие звуковой и интонационной культуры речи;
  • Развитие фонематического восприятия;
  • Обучение элементам грамоты;
  • Развитие речевого творчества;
  • Развитие общей и мелкой моторики, графомоторных функций.

Основная программа

Дополнительные программы и технологии работы

Примерная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. - М.:Мозаика-Синтез, 2014.

Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи   под ред. Л.В.Лопатиной. - СПб.: 2014.  

 Н.В.Нищева  Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи , Санкт-Петербург, 2014

 

Принципы построения программы. Формы, методы, технологии

работы.

Программа составлена с учетом следующих принципов:

  • единства обучения и воспитания как процесса организации  познавательной,  

   речевой и предметно-практической деятельности детей с  ТНР

  • создание оптимальных условий для проявления активности  ребенка в разных  

   видах детской деятельности

  • ориентация в образовательном содержании на актуальные интересы ребенка,

склонности и способности.

  • признание того, что развитие личности обучающихся с ТНР зависит от правильной организации доступной им  деятельности, ориентация на зону ближайшего  развития ребенка
  • развития детей с ТНР, обеспечивающим возможность их успешной социализации и социальной адаптации;
  • разнообразие  форм образовательного процесса.

Реализация поставленных задач предусматривает различные формы совместной деятельности педагога и ребенка:

  • Индивидуальные и подгрупповые  игровые коррекционно-развивающие занятия;
  • Комплексные коррекционно-развивающие занятия с включением детей в разные виды деятельности и с участием разных специалистов;
  • Комплексные занятия с участием детей и их родителей;
  • Индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия с использованием игр с водой и песком, театрализованной игры, музыки и движения
  • Индивидуальные и групповые свободные игры и занятия с детьми основанные на конструктивной, изобразительной, музыкальной, трудовой  деятельности детей.

          Используемые педагогические технологии

В процессе единой и комплексной коррекционно-развивающей образовательной всех специалистов сопровождения  возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей. Образовательный процесс организуется с использованием здоровьесберегающих технологий, учитывающих возрастные и психофизиологические особенности детей. Внедрение здоровьесберегающих технологий способствует:

  • сохранению и укреплению здоровья
  •  восстановлению и увеличению работоспособности
  •  препятствует развитию гиподинамии и переутомления
  •  улучшает концентрацию внимания
  •  снижает трудности переключения с одного вида деятельности на другой
  •   способствует повышению речевой активности
  •  развивает речевые умения и навыки
  •  снимает напряжение
  •  активизирует познавательный интерес

Используемые технологии

Название педагогической технологии

Описание технологии и обоснование необходимости ее использования

Личностно –ориентированное развитие

Строится на основе уважения к личности ребенка, учете  особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как полноправном участнику образовательных отношений.

    Игровые технологии

Используют игру в качестве социальной ситуации развития для каждого ребенка, сотрудничая с детьми, помогая им развиваться и взаимодействовать с окружающим.

Детское игровое  экспериментирование,  исследовательская  деятельность

Экспериментирование и опыты позволяют делать открытия, познавать закономерности и явления окружающего мира. Эта технология учитывает внутреннее стремление ребенка

к  исследовательской, поисковой деятельности.

Проектная деятельность

Совместная деятельность взрослых и детей в процессе реализации выбранной идеи. Содействие предполагает расширение познавательного пространства, поиск и  сбор информации, создание и презентацию значимого продукта

Информационно - коммуникационные  технологии (ИКТ)

Внедрение и эффективное использование в образовательном процессе современных качественных мультимедийных продуктов с целью развития познавательной инициативы и творчества у детей, формирования произвольности и самостоятельности.

Профилактические

Дыхательная  гимнастика

Гимнастика для глаз, работа с глазным тренажером

Динамические паузы

Выполнение заданий в движении

Развитие кинестетической и кинетической основы движений пальцев рук.

Коррекционные

Артикуляционная гимнастика

Мимическая гимнастика

Самомассаж и элементы  массажа артикуляционных органов, пальцев и кистей рук

Целевые ориентиры

К целевым ориентирам относятся социально-нормативные характеристики  

возможных достижений ребенка.

  • Коммуникация: может выражать свои мысли и желания, способен проявить инициативу в общении, взаимодействует со сверстниками и взрослыми, умеет задавать вопросы, рассказывать стихи.
  • Состояние словарного запаса: владеет определённым набором слов для осуществления  коммуникации, полноценной для его уровня развития.
  • Грамматический строй речи: владеет основными грамматическими категориями для осуществления  коммуникации, полноценной для его уровня развития.
  • Звуковая культура речи: владеет правильным звукопроизношением в соответствии с индивидуальными возможностями
  • Связная речь: владеет диалогической формой речи. Сформированы навыки составления простого распространенного предложения. Составляет предложения с опорой на серию сюжетных картин.
  • Обучение элементам грамоты: сформированы элементарные навыки звуко-буквенного анализа, что обеспечивает формирование предпосылок к обучению грамоте.
  • Тонкая моторика: владеет основными движениями пальцев рук, может контролировать свои движения, управлять ими, владеет простыми графическими навыками.

Система оценки результатов.

Система оценки достижения планируемых результатов проводится   с помощью диагностики 2 раза в год: в сентябре – первичная (определение исходного уровня развития ребенка, разработка индивидуальных образовательных маршрутов), в мае итоговая (определение результативности работы за учебный год и определение дальнейшего образовательного маршрута.

При необходимости по запросу педагогов или родителей проводится промежуточная диагностика с целью определения динамики развития ребенка, эффективности проводимой работы, корректировки образовательного маршрута.

Материалы, используемые для проведения диагностического исследования:

  • Н.В. Нищева Организация коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада; «Детство-пресс» СПб, 2008 г.
  • Н.В. Нищева Речевая карта ребенка; «Детство-пресс» СПб, 2004 г.
  • О.Б. Иншакова Логопедический альбом; М., 1998 г.
  • О.В. Безрукова Речевая карта 3-6 лет
  • З.А. Репина Методические рекомендации к проведению логопедического исследования: Уч. пособие/Екатеринбург, 1996 г.

  1. Содержательный раздел

Учитель-логопед работает в тесной связи с педагогом-психологом, дефектологом, воспитателями, специалистами ППк. Коррекционно-развивающая работа осуществляется в форме индивидуальных и подгрупповых занятий.  Воспитатели закрепляют приобретенные на логопедических занятиях навыки в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда, интегрируя реализуемые специальные задачи в содержание работы в различных образовательных областях. 

Учебный год в группе для детей с ТНР длится 9 месяцев (с 1 сентября по 1 июня) и условно делится на три периода:

1 период – сентябрь, октябрь, ноябрь

2 период – декабрь, январь, февраль

3 период – март, апрель, май

Направление

Задачи

Формирование словаря

Звуковая культура  речи

        

Грамматический  строй речи

Связная речь

Расширять и активизировать словарный запас детей

Учить  различать и называть существенные детали и части предметов их особенности и  свойства, местоположение.

Обращать внимание  на некоторые сходные по назначению предметы.

Вводить в речь слова, обозначающие бытовые и игровые действия

Вводить в речь прилагательные, обозначающие цвет, величину,  и простейшие свойства предметов

Обучать классификации предметов и их объединению по различным признакам

Развивать умения имитировать  действия людей и движения животных, соотнося их с определенным понятием

Развитие просодической стороны речи

Формировать правильное  речевое дыхание.

Развивать умение  различать и воспроизводить звуки и слова, используя  различную высоту и силу голоса

Формировать правильный темп речи

Формировать умение передавать ритмический рисунок слова

Развивать ритмичность речи,  модуляцию голоса, интонационную выразительность  речи в работе над звукоподражаниями, при рассказывании маленьких потешек и стишков.

Коррекция произносительной стороны речи

Формировать слуховое внимание

Расширять объем  слухоречевой памяти

Формировать фонематический слух

Совершенствовать  движения мимической мускулатуры, проводить  работу по нормализации мышечного тонуса мимической и артикуляторной мускулатуры.

Развивать кинестетическую и кинетическую основу артикуляторных движений

Формировать нормативные артикуляторные уклады звуков

Формировать правильное звукопроизношение

Обучать различению и правильному употреблению формы существительных в единственном и множественном числе в именительном падеже

Обучать  правильному употреблению существительных в винительном, родительном, дательном падежах без предлога

Обучать пониманию, а затем и употреблению в речи простых предлогов.

Формировать навык согласования прилагательных с существительными  именительного падежа

Обучать согласованию притяжательных местоимении (мой, моя) с существительными мужского и женского рода

Обучать пониманию вопросов косвенных падежей

Развивать диалогическую форму речи.

Развивать инициативу во взаимодействиях со взрослым, умения использовать образец (шаблон) высказывания или просьбы.

Формировать навыки составления простого  предложения

Учить распространять предложение путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств

Учить составлять предложения с однородными членами

Учить  составлять рассказы с опорой на серию сюжетных картин

Совместно с педагогом составлять рассказы из собственного опыта используя сюжетное рисование

Обучение элементам грамоты

Формировать представление о речевых звуках

Формировать навыки составления букв из палочек, выкладывания из шнура, лепки из пластилина, «рисования» на слое манки, песка и в воздухе

Формировать представление о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках, умение различать гласные и согласные звуки, подбирать слова на заданные гласные и согласные звуки

Формировать умение дифференцировать согласные звуки по акустическим признакам и по месту образования

Формировать умение выделять звуки из состава слова, подбирать слова с заданными звуком

Формировать умение различать на слух длинные и короткие слова

 

Календарно-тематическое планирование

Сентябрь

 Обследование.

 Лес. Грибы.

 Ягоды

Январь

 Зима

 Зимние забавы

 Зимующие  птицы  

Март

Праздник 8 марта

Транспорт

Весна

Перелетные птицы

Октябрь

  Фрукты

  Деревья

  Овощи

  Осень

Декабрь

Одежда

Обувь

Новый год.    

Новогодний   карнавал

Апрель

Животные жарких стран

День Космонавтики

Животные  Севера

Ноябрь

Домашние животные

Дикие животные

Дом, в котором мы  живем

Мебель

Посуда  

Февраль

Зимующие  птицы

Тело человека

Домашние  птицы

 23 Февраля

Май

День победы

Цветы

Насекомые

 Лето

Перспективный план по формированию лексико-грамматических категорий

I период (сентябрь-ноябрь)

  • Уменьшительно – ласкательные существительные
  • Предлог «под»
  • Предлог  «из», «в»
  • Дифференциация предлогов  «в»,  «под», «из»
  • Творительный падеж существительных единственного числа
  • Относительные прилагательные
  • Согласование числительных с существительными
  • Родительный  падеж единственного числа существительных
  • Согласование местоимений мой, моя  существительными

II период (декабрь-февраль)

  • Предлоги  «за», «из», «перед»
  • Дифференциация предлогов
  • Относительные прилагательные
  • Словообразование (однокоренные слова)
  • Творительный падеж существительных множественного числа
  • Приставочный способ образования глаголов
  • Согласование прилагательных с существительными в числе и роде
  • Родительный  падеж множественного числа существительных
  • Уменьшительно – ласкательные существительные

III период

  • Предлог «с» («со»)
  • Предлог «около»
  • Предлог «над»
  • Предлог «из-за»
  • Дифференциация предлогов
  • Словообразование
  • Родительный падеж существительных множественного числа
  • Предложный падеж существительных единственного и множественного числа
  • Относительные прилагательные
  •  Уменьшительно – ласкательные существительные

Перспективный план по  формированию  звуко-буквенного анализа и

обучению грамоте

Сентябрь

Неречевые звуки.

Октябрь

Неречевые звуки.

Гласные звуки: А, У, И

Символ звука

Ноябрь

Звуки: О, А, У, И

Буквы: А, О, И

Декабрь

Гласные звуки (повторение)

Звуки М-МЬ, Т-ТЬ, К-КЬ

Буквы: М-Т-К

Январь

Звуки: П-ПЬ, Н-НЬ

Буквы П-Н

Февраль

Звуки: Б-БЬ, В-ВЬ

Буквы: Б, В

Март

Звуки: Д-ДЬ, Х-ХЬ,

Буквы: Х-Д

Апрель

Звуки: Ф-ФЬ, Л-ЛЬ

Буквы: Ф-Л

Май

Звуки: С-СЬ, З-ЗЬ

Буквы: С-З

Июнь

Повторение

                 Взаимодействие с педагогами

      Эффективность коррекционно-развивающей работы достигается за счет активного взаимодействия специалистов, работающих в образовательном учреждении. Взаимодействие осуществляется в следующих формах:

-обсуждение результатов диагностического исследования, выбор единой педагогической стратегии;

-выбор форм и методов коррекционно-развивающей работы по отношению к каждому воспитаннику;

-обмен рекомендациями по текущим вопросам;

-совместное проведение интегрированных, комплексных занятий;

Взаимодействие с семьями воспитанников (лицами их заменяющими)

                             Задачи:

  • Установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника объединение усилия для развития и воспитания детей
  • Создание атмосферы общности интересов и взаимной поддержки
  • Взаимоинформирование: информирование родителей о ходе образовательного процесса
  • Повышение педагогической компетенции родителей

Для реализации поставленных задач используются следующие формы:

  • Встречи: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания
  • Совместное участие в образовательном процессе: организация выставок детского творчества, праздники и детские концерты, совместная организация и проведение  досугов
  • Информирование и повышение педагогической компетенции родителей: создание памяток, информационных стендов, переписка по электронной почте
  • Анкетирование

  1. Организационный раздел

   3.1. Структура реализации образовательного процесса

Обязательными составляющими коррекционной работы независимо от  

типа нарушения развития и степени его выраженности являются  

следующие:

  • диагностическая работа, обеспечивающая своевременное выявление детей с трудностями в освоении основной образовательной программы, нуждающихся в создании специальных условий обучения, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им необходимой помощи в условиях образовательного учреждения;  
  • коррекционно-развивающая работа, обеспечивающая своевременную специализированную помощь  в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствующая формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;
  • консультативная работа, обеспечивающая непрерывность специального сопровождения детей и их семей;  
  • информационно – просветительская работа, направленная на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с ТНР, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

  1. Заключение:

Реализуемая Программа не предусматривает жесткого регламентирования образовательного процесса, оставляя педагогам пространство для гибкого планирования деятельности, исходя из особенностей и потребностей, возможностей и готовностей, интересов и инициатив воспитанников и их семей, педагогов и других сотрудников ДО.

Режим и распорядок дня установлены с учетом условий реализации программы, потребностей участников образовательных отношений, а также санитарно-эпидемиологических требований.

 

Приложения

Список используемой литературы

  1. Примерная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. - М.:Мозаика-Синтез, 2014.
  2. Адаптированная примерная основная образовательная программа для  

дошкольников с тяжелыми нарушениями речи   под ред.  

                    Л.В.Лопатиной. - СПб.: 2014.  

  1. Н.В.Нищева  Программа коррекционно-развивающей работы в    

логопедической группе детского сада для детей с общим  

                    недоразвитием речи , Санкт-Петербург, 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по реализации "Программы воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи" образовательная область "Речевое развитие" группы детей старшего дошкольного возраста (второй период обучения) от 6-7 лет

Программа ДОУ включает в себя три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом  из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками  образовате...

Адаптированная рабочая программа по оказанию логопедической помощи детям старшего дошкольного возраста "Я говорю красиво!".

ППредставленная «Рабочая программа учителя-логопеда для детей с нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) МБДОУ «Детский сад № 31», (далее «Программа») предназначена для работы ...

Дополнительная образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста 5 – 7 лет

Содержание1.     Пояснительная записка ……………………………………………….32.     Учебно-тематический план ………………………………………….. 53.     Содержание курса ……………...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста, имеющими логопедическое заключение: ОНР (в условиях дошкольного логопункта)

Данная рабочая  программа носит коррекционно-развивающий характер и предназначена для обучения и воспитания детей с ОНР от 5 до 7 лет в условиях дошкольного логопункта.  В соответствии с Зак...

Программа подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе "АБВГДЕЙ-КА"

Программа представляет собой стартовый уровень подготовки детей 6- 7 лет. Предметом познания  является сама речь, её внешняя сторона....

Программа подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе "В стране Математики"

Одним из основных направлений дошкольной подготовки является математика. Программа "В стране математики"  относится к стартовому уровню, что даёт большие  возможности для развития ...

Программа подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе "Готовим руку к письму"

Программа "Готовим руку к письму" относится к стартовому уровню,  что даёт большие возможности для формирования знаний, навыков и умений в подготовке ребенка к письму. Письмо - это слож...