Рабочая программа для детей с задержкой психического развития
рабочая программа на тему

Минеева Юлия Александровна

Программа составлена для специалистов комплекса, работающих с детьми с ЗПР

Скачать:


Предварительный просмотр:

                     

Рабочая  программа  учителя-логопеда

         группы  компенсирующей  направленности

       для  детей  с  ЗПР

Содержание программы

1.Целевой раздел.

1.1. Пояснительная записка

1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей

1.3. Цели и задачи реализации программы

1.4. Принципы построения работы. Формы,  методы и

       технологии работы

1.5. Целевые ориентиры

1.6. Система оценки результатов

2.    Содержательный раздел

2.1. Содержание работы учителя-логопеда

2.2. Календарно-тематическое планирование

2.3. Взаимодействие с педагогами

2.4. Взаимодействие с семьями воспитанников

3.    Организационный раздел

3.1. Структура реализации образовательного  процесса

3.2. Условия реализации образовательной программы

3.2.1. Создания  условий обучения

3.2.2. Организация предметно-развивающей среды.

4.  Заключение

  1. Целевой раздел

  1. Пояснительная записка

    Данная  образовательная  Программа  предназначена для работы учителя-логопеда в группах компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса данной категории детей и  позволяет построить систему коррекционно-развивающей работы. Программа разработана  на основе программы коррекционно-развивающей работы в логопедической  группе для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7), автор Нищева Н.В., программы «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» под ред. С.Г. Шевченко

    Реализация Рабочей программы предусматривает обеспечение соответствия  программы требованиям ФГОС, создание специальных условий обучения в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и особыми образовательными потребностями каждого дошкольника, формирование полноценной образовательной среды с учетом   особых образовательных потребностей детей, участие  родителей (законных представителей) в различных формах взаимодействия со специалистами, сохранение и укрепление физического и психологического здоровья.

 Программа рассчитана на два года с учетом  образовательных потребностей каждого ребенка, его индивидуальных особенностей  и состояния здоровья;

1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития

Задержка психического развития (далее - ЗПР) – распространенная психическая проблема среди детей.  Задержка психического развития представляет собой общую психическую незрелость, которая проявляется во всех видах психической деятельности.  Этим обусловлены особенности восприятия, памяти, внимания, мышления и эмоционально-волевой сферы детей ЗПР.   Зачастую ЗПР характеризуется лишь небольшим отставанием ребенка в развитии. Многообразие проявлений ЗПР определяется также глубиной повреждений и различной  степенью незрелости мозговых структур.   В современной литературе задержка психического развития является термином, объединяющим  различные по этиологии и степени выраженности процессы и классифицируется следующим образом:

  • ЗПР конституционального происхождения. Дети характеризуются инфантильным типом телосложения, имеют эмоциональное развитие, характерное для  младшего возраста, могут творчески мыслить и долго играть. Дети с подобными отставаниями гораздо более подвижны, чем их сверстники, однако при интеллектуальных нагрузках устают раньше. Таким детям трудно усваивать общую школьную программу и подчиняться общей дисциплине.
  • ЗПР соматогенного происхождения является следствием общей соматической ослабленности детей.
  • ЗПР психогенного происхождения. Дети страдают данным расстройством вследствие неправильного педагогического воздействия; вследствие этого возникают проблемы с дисциплиной, у них отсутствуют чувство ответственности и долга, они не умеют ограничивать свои желания, проявляют излишнюю эмоциональность, либо агрессивность.
  • ЗПР церебрально-органического происхождения. Дети страдают поражением головного мозга, от  которого зависит степень задержки психического развития.

   Снижение познавательной деятельности и произвольной регуляции деятельности и поведения приводит к  неустойчивости внимания,  снижению переключаемости его при смене деятельности, дети часто действуют импульсивно, легко отвлекаются, быстро утомляются, истощаются.

 Сенсорное развитие  отличается качественным своеобразием. У детей с ЗПР зрение и слух физиологически сохранны, однако процесс восприятия несколько затруднен - снижен его темп, сужен объем, недостаточна точность восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного).

   Память детей с ЗПР отличается качественным своеобразием. В первую очередь у детей ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации. В наибольшей степени страдает вербальная память. Выраженность этого дефекта зависит от происхождения ЗПР.

     Значительное своеобразие отмечается в развитии мыслительной деятельности. Отставание отмечается уже на уровне наглядных форм мышления,  детям требуется гораздо большее количество проб для решения наглядной задачи. Возникают трудности в формировании сферы образов-представлений. Отмечается подражательный характер деятельности детей с ЗПР, несформированность способности к творческому созданию новых образов, замедлен процесс формирования мыслительных операций.

Игровая деятельность нарушена. Снижен интерес к игре и к игрушке, с трудом возникает замысел игры, сюжеты игр тяготеют к стереотипам, преимущественно затрагивают бытовую тематику. Не  сформирована игра и как совместная деятельность: дети мало общаются между собой в игре, игровые объединения неустойчивы, часто возникают конфликты,  коллективная игра не складывается. При помощи взрослого они активно осваивают дидактические игрушки, однако способы выполнения соотносящих действий несовершенны.

    Выявляется отставание в развитии общей и, особенно, тонкой моторики. Главным образом страдает техника движений и двигательные качества (быстрота, ловкость, сила, точность, координация), выявляются недостатки психомоторики. Слабо сформированы навыки самообслуживания, технические навыки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании.

 Нарушение речи детей с ЗПР носит системный характер, неоднородно и имеет разную степень выраженности. Многим из них присущи дефекты звукопроизношения, недостатки фонематического восприятия. Отмечаются трудности в понимании сложных, многоступенчатых инструкций, логико-грамматических конструкций. Дети рассматриваемой группы имеют ограниченный словарный запас. В их речи редко встречаются прилагательные, наречия, сужен глагольный словарь. Затруднены словообразовательные процессы, позже, чем в норме, возникает период детского словотворчества.

Незрелость эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР обусловливает своеобразие формирования их поведения, и личностные особенности. Страдает сфера коммуникации: по уровню коммуникативной деятельности дети отстают от нормально развивающихся детей.

Затруднено социальное развитие ребенка, его личностное становление - формирование самосознания, самооценки. Ребенок часто безынициативен, его эмоции недостаточно яркие, он не умеет выразить свое эмоциональное состояние, затрудняется в понимании состояний других людей. Ребенок не может регулировать свое поведение на основе усвоенных норм и правил, не готов к волевой регуляции поведения. Без специальной коррекционной педагогической помощи такой ребенок оказывается психологически не подготовленным к школе по всем параметрам.

1.3. Цели и задачи реализации Программы

   Цель  Программы —построение системы коррекционно-развивающей работы по преодолению речевых нарушений у  детей с ЗПР.  Реализация Программа  предусматривает развитие коммуникации, познавательной деятельности  и ориентаций, определяющих поведение и психофизическое развитие.

                                                            Задачи:

  • Формирование  речи детей как средства общения и культуры;
  • Обогащение активного словаря;
  • Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического восприятия;
  • Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;
  • Развитие речевого творчества;
  • Развитие общей и мелкой моторики;

Образовательная область

Основная программа

Дополнительные программы и технологии работы

Познавательное и речевое развитие

Примерная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. - М.:Мозаика-Синтез, 2014.

«Программа коррекционно-развивающего обучения детей с задержкой психического развития », под.ред. С.Г. Шевченко, 2004.                                      

«Система коррекционной работы для детей с общим недоразвитием речи» под. ред. Н.В.Нищевой.                            

Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи   под ред. Л.В.Лопатиной. - СПб.: 2014.      

Н.Ю. Борякова. Ступеньки развития. М.:

Гном-Пресс, 2002.    

Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая программа «Лекотека» Авторский коллектив: А.М. Кузьмин, Е.А. Петрусенкова, Т.А. Пермилова, А.И.Чугунова, А.М. Пайкова                        

1.4. Принципы построения программы. Формы, методы, технологии

работы.

       Программа составлена с учетом следующих принципов:

  • единства обучения и воспитания как  процесса организации  познавательной, речевой и предметно-практической деятельности детей  с  ЗПР, обеспечивающего овладение ими содержанием образования как системы знаний, опыта разнообразной деятельности и  эмоционально-личностного отношения к окружающему.
  • признание того, что развитие личности обучающихся с ЗПР зависит от характера организации доступной им  деятельности, ориентация на зону ближайшего развития ребенка;
  • развитие детей с ЗПР, обеспечивающим возможность их успешной социализации и социальной адаптации;
  • разнообразие  форм образовательного процесса и индивидуального развития каждого обучающегося с ЗПР, познавательного развития, появления форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

         Программа  предусматривает:

  • возможность достижения планируемых результатов освоения  программы  детьми в соответствии с их психофизическими особенностями;
  • создание в образовательной среде образовательного учреждения условий для дифференцированного обучения и воспитания;
  • обеспечение вариативности и разнообразия содержания ИОМ  с учетом их образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья, типологических и индивидуальных особенностей;
  • обеспечение преемственности образовательного процесса обучающихся с ЗПР;
  • обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей с ЗПР на период обучения в дошкольном учреждении;
  • создание условий для активного включения всех участников образовательного процесса в деятельность дошкольного учреждения;
  • использование в образовательном процессе современных образовательных технологий обучения и воспитания детей с ЗПР

            Реализация поставленных задач предусматривает различные формы совместной деятельности педагога и ребенка:

  • Индивидуальные и подгрупповые  игровые коррекционно-развивающие занятия;
  • Комплексные коррекционно-развивающие занятия с включением детей в разные виды деятельности и с участием разных специалистов;
  • Комплексные занятия с участием детей и их родителей;
  • Индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия с использованием игр с водой и песком, театрализованной игры, музыки и движения
  • Индивидуальные и групповые свободные игры и занятия с детьми основанные на конструктивной, изобразительной, музыкальной, трудовой  деятельности детей.

          Используемые педагогические технологии

В процессе единой и комплексной коррекционно – развивающей и образовательной всех специалистов сопровождения  возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей. Образовательный процесс организуется с использованием здоровьесберегающих технологий, учитывающих возрастные и психофизиологические особенности детей. Внедрение здоровьесберегающих технологий способствует:

  • сохранению и укреплению здоровья
  •  восстановлению и увеличению работоспособности
  •  препятствует развитию гиподинамии и переутомления
  •  улучшает концентрацию внимания
  •  снижает трудности переключения с одного вида деятельности на другой
  •   способствует повышению речевой активности
  •  развивает речевые умения и навыки
  •  снимает напряжение
  •  активизирует познавательный интерес

Используемые технологии

  1. Профилактические
  • Дыхательная  гимнастика
  • Гимнастика для глаз, работа с глазным тренажером
  • Динамические паузы
  • Выполнение заданий в движении
  • Развитие кинестетической и кинетической основы движений пальцев рук.
  1. Коррекционные
  • Артикуляционная гимнастика
  • Мимическая гимнастика
  • Массаж и самомассаж артикуляционных органов, пальцев и кистей рук

В работе также используется ряд технологий, представленных в таблице

Название педагогической технологии

Описание технологии и обоснование необходимости ее использования

Личностно –ориентированное развитие

Строится на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете  особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как полноправному и  сознательному участнику образовательных отношений.

    Игровые технологии

Используют игру в качестве социальной ситуации развития для каждого ребенка в данное время и в данном месте. В игровых, смоделированных  ситуациях взрослые сотрудничают с детьми, помогая им развиваться и взаимодействовать с окружающим.

Детское игровое  экспериментирование,  исследовательская  деятельность

Экспериментирование и опыты позволяют делать открытия, познавать закономерности и явления окружающего мира. Эта технология учитывает внутреннее стремление ребенка к  исследовательской, поисковой деятельности.

Проектная деятельность

Совместная деятельность взрослых и детей в процессе реализации выбранной идеи. Содействие предполагает расширение познавательного пространства, поиск и  сбор информации, а также создание и презентацию значимого продукта

Информационно - коммуникационные  технологии (ИКТ)

Внедрение и эффективное использование в образовательном процессе современных качественных мультимедийных продуктов с целью развития познавательной инициативы и творчества у детей, формирования произвольности и самостоятельности.

1.5. Целевые ориентиры

К целевым ориентирам относятся социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка. Так как дети, получающие помощь по данной программе могут иметь разные по природе, сочетанию или тяжести нарушения и проблемы, то результаты сугубо индивидуальны для каждого ребенка. В типичных случаях (при средней выраженности нарушения развития) дети могут достичь значительного для них уровня развития, однако это не означает, что вся развивающая часть содержания  была реализована. Позитивным результатом следует считать достижение краткосрочных целей, которые признаны специалистами реальными для данного ребенка на данном этапе. Для определения краткосрочных целей и способов их реализации составляется индивидуальный образовательный маршрут.

В Программе представлены целевые ориентиры работы с детьми, имеющими типичную (средней выраженности) задержку психического развития.

  • Коммуникация: может выражать свои мысли и желания, способен проявить инициативу в общении, взаимодействует со сверстниками и взрослыми, умеет задавать вопросы,  рассказывать стихи.
  • Состояние словарного запаса: владеет определённым набором слов для осуществления  коммуникации, полноценной для его уровня развития.
  • Грамматический строй речи: владеет основными грамматическими категориями для осуществления  коммуникации, полноценной для его уровня развития.
  • Звуковая культура речи: владеет правильным звукопроизношением в соответствии с индивидуальными возможностями
  • Связная речь: Владеет диалогической формой речи. Сформированы навыки составления простого  предложения. Совместно с педагогом составляет предложения с опорой на серию сюжетных картин.
  • Обучение элементам грамоты: сформированы элементарные навыки звуко-буквенного анализа, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности.
  • Тонкая моторика: владеет основными движениями пальцев рук, может контролировать свои движения, управлять ими, владеет простыми графическими навыками.

1.6.  Система оценки результатов.

Система оценки достижения планируемых результатов проводится   с помощью диагностики 2 раза в год: в сентябре – первичная (определение исходного уровня развития ребенка, разработка индивидуальных образовательных маршрутов), в мае итоговая (определение результативности работы за учебный год и определение дальнейшего образовательного маршрута.

При необходимости по запросу педагогов или родителей проводится промежуточная диагностика с целью определения динамики развития ребенка, эффективности проводимой работы, корректировки образовательного маршрута.

Материалы, используемые для проведения диагностического исследования:

Н.В. Нищева Организация коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада; «Детство-пресс» СПб, 2008 г.

Н.В. Нищева Речевая карта ребенка младшего школьного возраста от 3 до 4 лет; «Детство-пресс» СПб, 2004 г.

О.Б. Иншакова Логопедический альбом; М., 1998 г.

О.В. Безрукова Речевая карта 3-6 лет

З.А. Репина Методические рекомендации к проведению логопедического исследования: Уч. пособие/Екатеринбург, 1996 г.

  1.  Содержательный раздел

Учитель-логопед работает в тесной связи с учтелем-дефектологом, педагогом-психологом и воспитателями, специалистами ППк. Коррекционно-развивающая работа осуществляется в форме индивидуальных и подгрупповых занятий.  Воспитатели закрепляют приобретенные на логопедических занятиях навыки в соответствии с  рекомендациями учителя-логопеда, интегрируя реализуемые специальные задачи в содержание работы в различных образовательных областях. 

Учебный год в группе для детей с ЗПР длится 9 месяцев (с 1 сентября по 1 июня) и условно делится на три периода:

1 период – сентябрь, октябрь, ноябрь

2 период – декабрь, январь, февраль

3 период – март, апрель, май

  1. Содержание работы

Направление

Задачи

Формирование словаря

Звуковая культура  речи

        

Грамматический  строй речи

Связная речь

Расширять и активизировать словарный запас детей

Учить  различать и называть существенные детали и части предметов их особенности и  свойства, местоположение.

Обращать внимание  на некоторые сходные по назначению предметы.

Вводить в речь слова, обозначающие бытовые и игровые действия

Вводить в речь прилагательные, обозначающие цвет, величину,  и простейшие свойства предметов

Обучать классификации предметов и их объединению по различным признакам

Развивать умения имитировать  действия людей и движения животных, соотнося их с определенным понятием

Развитие просодической стороны речи

Формировать правильное  речевое дыхание.

Развивать умение  различать и воспроизводить звуки и слова, используя  различную высоту и силу голоса

Формировать правильный темп речи

Формировать умение передавать ритмический рисунок слова

Развивать ритмичность речи,  модуляцию голоса, интонационную выразительность  речи в работе над звукоподражаниями, при рассказывании маленьких потешек и стишков.

Коррекция произносительной стороны речи

Формировать слуховое внимание

Расширение объема  слухоречевой памяти

Формирование фонематического слуха

Совершенствовать  движения мимической мускулатуры, проводить  работу по нормализации мышечного тонуса мимической и артикуляторной мускулатуры.

Развивать кинестетическую и кинетическую основу артикуляторных движений

Формировать нормативные артикуляторные уклады звуков

Формировать правильное звукопроизношение

Обучение различению и  правильному употреблению формы существительных в единственном и множественном числе в именительном падеже

Обучение  правильному употреблению существительных в винительном, родительном, дательном падежах без предлога

Обучение пониманию, а затем и употреблению в речи простых предлогов.

Формирование навыка согласования прилагательных с существительными  именительного падежа

Обучение согласованию притяжательных местоимении (мой, моя) с существительными мужского и женского рода

Обучение пониманию вопросов косвенных падежей

Развитие диалогической формы речи.

Развитие инициативной речи во взаимодействиях со взрослым, умения использовать образец (шаблон) высказывания или просьбы.

Формирование навыков составления простого двусловного предложения

Учить распространять предложение путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств

Составлять предложения с однородными членами

Совместно с педагогом составлять рассказы с опорой на серию сюжетных картин

Совместно с педагогом составлять рассказы  из собственного опыта используя сюжетное рисование

Обучение элементам грамоты

Формирование представлений о речевых звуках

Формирование навыков составления букв из палочек, выкладывания из шнура, лепки из пластилина, «рисования» на слое манки, песка и в воздухе

Формирование представления о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках, умения различать гласные и согласные звуки, подбирать слова на заданные гласные и согласные звуки

Формирование представления  умения дифференцировать согласные звуки по акустическим признакам и по месту образования

Формирование умения выделять звуки из состава слова, подбирать слова с заданными звуком

Формирование умения различать на слух длинные и короткие слова

 

  1. Календарно-тематическое планирование

Сентябрь

Лексическая тема

1

Обследование

2

Обследование

3

Фрукты

4

Фрукты

5

Игрушки

Октябрь

1

Игрушки

2

Деревья

3

Овощи

4

Осень

Ноябрь

1

Домашние

животные

2

Дикие животные

3

Дом, в котором мы

живем

4

Мебель

Декабрь

1

Посуда

2

Одежда

3

Обувь

4

Новый год.

5

Новогодний   карнавал

Январь

2

Зима

3

Зимние забавы

4

Зимующие птицы

Февраль

1

Зимующие птицы

2

Тело человека

3

Домашние животные

4

Домашние птицы

Март

1

Праздник мам

2

Транспорт

3

Транспорт

4

Весна

5

Весна

Апрель

1

Перелетные птицы

2

Перелетные птицы

3

Животные жарких стран

4

Животные жарких стран

Май

1

День Победы

2

Цветы

3

Насекомые

4

Насекомые

5

Лето

Перспективный план по формированию лексико-грамматических категорий

I ПЕРИОД (СЕНТЯБРЬ – НОЯБРЬ)

  • Развитие общего внимания и понимания речи
  • Учить детей вслушиваться, понимать и отвечать на вопросы
  • Имена собственные и их уменьшительно – ласкательные формы
  • Нарицательные существительные с суффиксами уменьшительно – ласкательного значения
  • Составление предложений из 2 – х слов
  • Глаголы м. р. и ж. р.  в прошедшем времени
  • Согласование существительного и глагола в числе
  • Предлоги У, НА, ПОД, В

II ПЕРИОД  (ДЕКАБРЬ – ФЕВРАЛЬ)

  • Развитие общего внимания и понимания речи
  • Ед. ч и мн. ч. существительных
  • Согласование числительных один, одна с существительными
  • Существительные с суффиксом уменьшительно – ласкательного значения
  • Согласование числительных два, две с существительными
  • Р. п. существительных в ед. ч.
  • Предлоги   ИЗ, ЗА, В
  • Согласование местоимений мой, моя с существительными
  • Составлении предложений из 3 – слов с предлогами
  • Глаголы настоящего времени в ед. ч. и мн. ч.
  • Д. п. существительных
  • Образование относительных прилагательных

       III ПЕРИОД (МАРТ – МАЙ)

  • Предлоги  В, ЗА, ИЗ
  • Согласование числительных с существительными
  • Тв. п. существительных в ед. ч.
  • Составление предложений  с предлогами
  • Уменьшительно – ласкательные существительные
  • Предлоги - дифференциация
  • Образование относительных прилагательных
  • Р. п. существительных в ед. ч.

Перспективный план по развитию звуковой культуре речи и

обучению грамоте

Сентябрь

Неречевые звуки. Развитие речевого дыхания (сила, высота звука). Развивать умение слушать гласные звуки, воспроизводить их.

Октябрь

Неречевые звуки. Развитие речевого дыхания (сила, высота звука).

Развивать умение слушать гласные звуки, воспроизводить их.

Ноябрь

Формирование представления о гласных  звуках, их отличительных признаках, умения различать гласные звуки, подбирать слова на заданный звук.

Звуки А и У. Буквы А и У.

Декабрь

Закреплять представления о гласных  звуках, их отличительных признаках, умения различать гласные звуки, подбирать слова на заданный звук.

Формирование умения выделять звуки на фоне слова, подбирать слова с заданными звуком

Формирование умения различать на слух длинные и короткие слова

Звуки А,У,И,О. Буквы И и О.

Январь

Формирование представления о согласных  звуках, их отличительных признаках, умения различать гласные и согласные звуки, подбирать слова на заданный звук. Формирование умения выделять звуки на фоне слова, подбирать слова с заданными звуком

Формирование умения различать на слух длинные и короткие слова

Звук М. Буква М.

Звук П. Буква П

Февраль

Формирование представления о согласных  звуках, их отличительных признаках, умения различать гласные и согласные звуки, подбирать слова на заданный звук. Формирование умения выделять звуки на фоне слова, подбирать слова с заданными звуком

Формирование умения различать на слух длинные и короткие слова

Звук К. Буква К

Звук Т. Буква Т

Март

Формирование представления о согласных  звуках, их отличительных признаках, умения различать гласные и согласные звуки, подбирать слова на заданный звук.

Формирование умения выделять звуки на фоне слова, подбирать слова с заданными звуком

Формирование умения различать на слух длинные и короткие слова

Звук Н. Буква Н.

Звук Г. Буква Г.

Апрель

Формирование представления о согласных  звуках, их отличительных признаках, умения различать гласные и согласные звуки, подбирать слова на заданный звук.

Формирование умения выделять звуки на фоне слова, подбирать слова с заданными звуком

Формирование умения различать на слух длинные и короткие слова

Звук Б. Буква Б.

Звук Д. Буква Д.

Май

Формирование представления о согласных  звуках, их отличительных признаках, умения различать гласные и согласные звуки, подбирать слова на заданный звук.

Формирование умения выделять звуки на фоне слова, подбирать слова с заданными звуком

Формирование умения различать на слух длинные и короткие слова

Звук Х. Буква Х.

Звук В. Буква В.

Июнь

Повторение

2.3.Взаимодействие с педагогами

Эффективность коррекционно-развивающей работы достигается за счет активного взаимодействия специалистов, работающих в образовательном учреждении. Взаимодействие  осуществляется в следующих формах:

-обсуждение результатов диагностического исследования, выбор единой педагогической стратегии;

-выбор форм и методов коррекционно-развивающей работы по отношению к каждому воспитаннику;

-обмен рекомендациями по текущим вопросам;

-взаимопосещение занятий и совместное проведение интегрированных, комплексных занятий;

  1. Взаимодействие с семьями воспитанников
    (лицами их заменяющими)

                             Задачи:

  • Установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника объединение усилия для развития и воспитания детей
  • Создание атмосферы общности интересов и взаимной поддержки
  • Взаимоинформирование: информирование родителей о ходе образовательного процесса
  • Повышение педагогической компетенции родителей

Для реализации поставленных задач используются следующие формы:

  • Встречи: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания
  • Совместное участие в образовательном процессе: организация выставок детского творчества, праздники и детские концерты, совместная организация и проведение  досугов
  • Информирование и повышение педагогической компетенции родителей: создание памяток, информационных стендов, переписка по электронной почте
  • Анкетирование

  1. Организационный раздел

   3.1. Структура реализации образовательного процесса

Обязательными составляющими коррекционной работы с детьми с ЗПР  независимо от типа нарушения развития и степени его выраженности являются следующие:

  • диагностическая работа, обеспечивающая своевременное выявление детей с трудностями в освоении основной образовательной программы, нуждающихся в создании специальных условий обучения, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им необходимой помощи в условиях образовательного учреждения;  
  • коррекционно-развивающая работа, обеспечивающая своевременную специализированную помощь  в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствующая формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;
  • консультативная работа, обеспечивающая непрерывность специального сопровождения детей и их семей;  
  • информационно – просветительская работа, направленная на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с ЗПР, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

3.2. Условия реализации рабочей программы

Реализация программы требует создания  условий обучения,

отвечающих общим и особым образовательным потребностям

детей  с  ЗПР.

3.2.1.Создания  условий обучения

  • Установление контакта специалиста с ребенком с учетом его индивидуальных особенностей.
  • Создание оптимальных условий для коррекционной и образовательной работы, включающих разнообразные виды детской деятельности: игровую, коммуникативную, познавательно-исследовательскую, изобразительную, музыкальную и двигательную.
  • Специальная индивидуальная коррекционная работа по развитию социально-бытовых навыков ребенка.
  • Комплексное психолого-педагогическое сопровождение процесса обучения, оптимизирующее взаимодействие ребёнка с педагогами и соучениками, семьи и школы.
  • Специальная индивидуальная поддержка детей в развитии средств  коммуникации.
  • Организация специальной работы по переходу от индивидуальной формы занятий к фронтальной.

3.2.2.Организация предметно-развивающей среды.

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованны пространством, материалами, оборудованием и средствами обучения  детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, предоставляющими возможность учета особенностей и коррекции недостатков их развития. Создание специальной предметно-развивающей среды предусматривает систему условий, которая позволяет реализовывать цели и задачи программы.

Предметно-развивающая среда организуется на принципах комплексирования свободного зонирования и подвижности. Чтобы обеспечить психологическую защищенность, развитие индивидуальности ребенка, нужно учитывать основное условие построения среды – личностно-ориентированную модель. Позиция взрослых при этом исходит из интересов ребенка и перспектив его развития.

Взрослый наполняет, изменяет развивающую среду материалами для игры , рисования и других видов деятельности в соответствии с интересами детей.          Для самостоятельной деятельности детей создаются условия для их самовыражения.

Организация среды

Образовательная область «Коммуникация»

картотека словесных игр;

настольные игры (лото, домино);

нормативно-знаковый материал;

игры на развитие мелкой моторики;

развивающие игры («Найди по описанию», «Что сначала, что потом», шнуровки, вкладыши и др.);

игры для развития лексико-грамматического строя речи, фонематических процессов, связной речи;

алгоритмы (схемы) для обучения рассказыванию, мнемотаблицы для заучивания стихов;

картины, иллюстративный материал, плакаты для рассматривания;

дидактические материалы по обучению грамоте;

плакаты и наборы дидактических наглядных материалов;

Материально-техническое оснащение

детская мебель для практической деятельности

магнитная доска

комплект зондов для постановки звуков, для логопедического массажа,

зеркало, компьютер

4. Заключение:

Реализуемая Программа не предусматривает жесткого регламентирования образовательного процесса, оставляя педагогам пространство для гибкого планирования деятельности, исходя из особенностей и потребностей, возможностей и готовностей, интересов и инициатив воспитанников и их семей, педагогов и других сотрудников ДО.

Режим и распорядок дня установлены с учетом условий реализации программы, потребностей участников образовательных отношений, а также санитарно-эпидемиологических требований.  

Организация режима дня, организованной образовательной деятельности представлены в Приложении к Программе.

121433, г.Москва ул.Малая Филевская, д.26, корп.2, тел. +7 (499) 144-59-42, тел./факс+7 (499) 144-75-59, 2101@edu.mos.ru, www.sch2101.mskobr.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная логопедическая программа для детей с задержкой психического развития.

Программа коррекционной работы  разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образовани...

Адаптированная рабочая программа для обучающихся с задержкой психического развития

Адаптированная рабочая программадля обучающихся с задержкой психического развития...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР) учебного предмета «Английский язык» для 2 класса 68 часов (2 часа в неделю)

Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов из расчета 2 часа в неделю в соответствии с Федеральным базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений.  Данная рабочая программа адап...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с задержкой психического развития по литературе на 2021-2022 учебный год 6 Б класс

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  для обучающихся с задержкой психического развития  по литературе на 2021-2022 учебный год  6 Б класс...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с задержкой психического развития по родной литературе на 2021-2022 учебный год 6 Б класс

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  для обучающихся с задержкой психического развития  по родной литературе на 2021-2022 учебный год  6 Б класс...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с задержкой психического развития по родному языку на 2021-2022 учебный год 6 Б класс

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  для обучающихся с задержкой психического развития    по родному языку на 2021-2022 учебный год   6 Б класс...