Взаимодействие школы и семьи
статья на тему

Терещенко Елена Валерьевна

Семья -школа-ребенок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл indiv.marshrut.docx20.93 КБ

Предварительный просмотр:


Процесс воспитания и обучения детей основан на необходимости понимания их специфических черт и проблем, учесть которые позволяет проектирование индивидуального образовательного маршрута.

Развитие школьника может осуществляться по нескольким образовательным маршрутам. Выбор того или иного индивидуального образовательного маршрута определяется комплексом факторов:

  • особенностями, интересами и потребностями самого ученика и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;
  • профессионализмом педагогического коллектива;
  • возможностями школы удовлетворить образовательные потребности учащихся;
  • возможностями материально-технической базы школы.

В педагогике советского периода понятие индивидуализации сводилось в основном к «принципу учета индивидуальных особенностей детей» в условиях коллективного характера воспитания  и обучения.

В литературе тех лет утверждалось, что «в тесной связи с руководством коллективной работой педагог осуществляет в обучении и воспитании индивидуальный подход к отдельным детям, учитывает индивидуальные особенности ребёнка с целью вовлечения его в коллективную работу».

 ЕСЛИ в школе реализуются индивидуальные образовательные маршруты для детей с ограниченными возможностями здоровья и тяжелыми множественными расстройствами  по формированию навыков социального взаимодействия и будут созданы условия для проведения целенаправленной работы,  включающие:

  • раннюю диагностику, внешнюю и внутреннюю дифференциацию образования;
  • коррекционно-развивающую работу, проводимую педагогами-дефектологами, психологами, педагогами дополнительного образования и другими специалистами индивидуально или в небольших группах;
  • усиленное  внимание к вопросам охраны  здоровья детей;
  • реализацию идеи оказания всесторонней, своевременной помощи этой категории обучающихся;
  • консультационно-методическую поддержку родителей детей с ОВЗ,

ТО ВОЗМОЖНО

  • будут сформированы навыки социального взаимодействия способствующие непрерывному процессу социализации  с дальнейшей интеграцией их в общество на основе индивидуальных образовательных маршрутов.

  В младшем школьном и подростковом возрасте социально-педагогическая работа с детьми направлена на подготовку ребенка к жизни вне ОУ. Однако не все воспитанники данных классов, учреждений в полном объёме усваивают адаптированную общеобразовательную программу обучения. Поэтому для таких детей пишутся индивидуальные, т.е. конструированные программы или индивидуальные образовательные маршруты как по общеобразовательной, так и по воспитательной деятельности .

Принципы проектирования программы:

  1. Индивидуальный и дифференцированный подход к каждому конкретному ребёнку, где учитываются результаты клинико - психологического и педагогического изучения ребёнка.
  2. Межпредметные связи.
  3. Интегрированный подход (берутся разные программы).
  4. Дозированность объёма. (Увеличение времени изучения материала).
  5. Степень усложнения программы (концентры).
  6. Тематичность - близкие по содержанию темы изучается на различных предметах одновременно.
  7. Принцип инвариантности (в программе возможны изменения, корректирующие элементы).

          Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) разрабатывается не более чем на один учебный год

         

У детей, поступивших в школу, наблюдается не только функциональная незрелость головного мозга, но и серьёзные нарушения тех или иных его отделов, что обусловливает необходимость более целенаправленной коррекционной работы с ними. Дети различаются между собой как по степени снижения умственных способностей, так и по качественной структуре самого дефекта. У детей разные склонности, разное развитие моторики и характер эмоциональных проявлений. Программа по обучению детей -  включает в себя следующие направления: 

обучение их самообслуживанию, полезному труду, обучение игре, развитие познавательной деятельности, мышления, внимания, памяти, речи, развитие мелкой моторики. Некоторых детей удаётся обучить элементам грамоты и практического счёта. 

При обучении и воспитании детей, надо учитывать его индивидуальные особенности и возможности. методы и приёмы обучения игре, различным видам деятельности значительно варьируют в зависимости от умственных и личностных качеств ребёнка. Не все дети могут научиться читать, писать, считать. Во многих случаях ребёнок усваивает элементы грамоты, но эти знания имеют чисто формальный характер. Овладев техникой чтения, имбицилы часто не понимают содержания прочитанного. Письмо часто сводится к механическому копированию знаков. Многие дети не в состоянии овладеть техникой счёта, они зазубривают таблицу сложения, вычитания, даже умножения, не понимая смысл этих действий. К обучению грамоте, нужно подходить очень индивидуально, учитывая уровень развития ребёнка. Не следует превращать занятия в бессмысленное, механическое заучивание букв, чисел.

Коррекционная работа, проводимая с такими детьми, предполагает также развитие и укрепление у них положительных менее повреждённых качеств. В педагогической работе важно уметь видеть, на что можно опереться и что надо корректировать, чтобы «вести» ребёнка, чтобы способствовать его развитию, помочь ему стать приемлемым членом семьи и общества. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание оптимальных условий для развития личности ребенка посредством взаимодействия школы и семьи.

Доклад на педагогическом совете школы "Создание оптимальных условий для развития личности ребенка посредством взаимодействия школы и семьи"....

Педагогический совет "Взаимодействие школы и семьи в интересах личности ребёнка"

Разработка педсовета по улучшению совместной работы школы и семьи...

Взаимодействие школы и семьи - условие успешности ребенка.

«Какими бы прекрасными ни были наши учреждения, самыми главными «мастерами», формирующими разум, мысли детей, являются мать и отец», - писал В.А.Сухомлинский.Таким образом, необходимость и важн...

Формы взаимодействия школы и семьи, их роль в воспитании ребенка

Формы взаимодействия школы и семьи, их роль в воспитании ребенка...

Моделирование процесса взаимодействия школы и семьи в экологическом воспитании учащихся

Моделирование является одним из эффективных методов научного познания.При разработке модели взаимодействия школы и семьи в экологическом воспитании учащихся нами  вычленены содержательный аспект,...