Программа дополнительного образования по курсу «Развитие познавательной сферы обучающихся 1 класса с легкой умственной отсталостью»
рабочая программа на тему

Умственная отсталость влечет за собой неравномерное изменение у ребенка различных сторон психической деятельности. Структура его психики чрезвычайно сложна. Первичный дефект приводит к возникновению многих других вторичных и третичных отклонений. Нарушения познавательной деятельности и личности ребенка с общим психическим недоразвитием отчетливо обнаруживаются в самых различных его проявлениях. Дети с нарушением интеллекта способны к развитию, которое осуществляется замедленно, атипично, со многими, зачастую весьма резкими, отклонениями от нормы.

Недостаточная познавательная активность, слабость ориентировочной деятельности – это симптомы, непосредственно вытекающие из особенностей нейрофизиологических процессов коры головного мозга умственно отсталых детей.

Существенную роль в познании ребенком окружающего мира играют его ощущения и восприятия. Они создают конкретную базу для знакомства с тем, что находится вокруг него, для формирования мышления, являются необходимыми предпосылками практической деятельности.

Умственно отсталым ученикам свойственна узость зрительного восприятия, которая уменьшает возможности ознакомления с окружающим миром, а также отрицательно влияет на овладение чтением. Нарушения пространственной ориентировки – один из ярко выраженных дефектов, встречающихся при умственной отсталости. Становление речи умственно отсталого ребенка осуществляется своеобразно и с большим запозданием.

Формирование мыслительной деятельности у умственно отсталых детей отличается особенно большими трудностями, поэтому развитие умственных способностей имеет особое значение для учащихся младших классов с интеллектуальными нарушениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx33.06 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

дополнительного образования

по курсу

«Развитие познавательной сферы обучающихся 1 класса

с легкой умственной отсталостью»

Пояснительная записка

Умственная отсталость влечет за собой неравномерное изменение у ребенка различных сторон психической деятельности. Структура его психики чрезвычайно сложна. Первичный дефект приводит к возникновению многих других вторичных и третичных отклонений. Нарушения познавательной деятельности и личности ребенка с общим психическим недоразвитием отчетливо обнаруживаются в самых различных его проявлениях. Дети с нарушением интеллекта способны к развитию, которое осуществляется замедленно, атипично, со многими, зачастую весьма резкими, отклонениями от нормы.

Недостаточная познавательная активность, слабость ориентировочной деятельности – это симптомы, непосредственно вытекающие из особенностей нейрофизиологических процессов коры головного мозга умственно отсталых детей.

Существенную роль в познании ребенком окружающего мира играют его ощущения и восприятия. Они создают конкретную базу для знакомства с тем, что находится вокруг него, для формирования мышления, являются необходимыми предпосылками практической деятельности.

Умственно отсталым ученикам свойственна узость зрительного восприятия, которая уменьшает возможности ознакомления с окружающим миром, а также отрицательно влияет на овладение чтением. Нарушения пространственной ориентировки – один из ярко выраженных дефектов, встречающихся при умственной отсталости. Становление речи умственно отсталого ребенка осуществляется своеобразно и с большим запозданием.

Формирование мыслительной деятельности у умственно отсталых детей отличается особенно большими трудностями, поэтому развитие умственных способностей имеет особое значение для учащихся младших классов с интеллектуальными нарушениями.

Настоящая программа разработана и составлена на основании авторских программ  Мищенковой Л.В., Можейко Л.В. и других авторов.

Программа предполагает развитие познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений, необходимых для усвоения учебного материала.

Программа представляет цикл занятий по развитию познавательных процессов обучающихся младших классов  с легкой умственной отсталостью.

Цель – повышение уровня развития познавательных процессов обучающихся младших классов  с легкой умственной отсталостью.

Задачи:

  • Совершенствовать восприятие цвета, формы, величины, пространства и времени.
  • Развивать концентрацию, переключение, распределение внимания.
  • Тренировать зрительную, слуховую, двигательно-моторную память.
  • Учить овладевать элементарными навыками анализа и синтеза.
  • Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи.
  • Стимулировать речевое развитие путем тренировки движений пальцев рук, развивать художественно-графические навыки.
  •  Развитие самоконтроля и адекватной самооценки.

Материалом для занятий служат игры и упражнения, направленные на развитие познавательных функций.

Программа коррекционно-развивающих занятий рассчитана на 4 года обучения.

Занятия проводятся первый год обучения - 2 раза в неделю. Цикл занятий 33учебные недели, 66 часов.

Второй - четвертый год обучения занятия проводятся 2 раза в неделю, в зависимости от динамики развития каждого ребенка. Цикл занятий 33 учебные недели, 66 часов.

Продолжительность занятий 15-20 минут, которые могут проводиться как индивидуально, так и с подгруппой учащихся (2-4 человека).

  Структура коррекционно-развивающих занятий:

1. Организационный момент, настраивающий на работу. Игры и упражнения на развитие произвольности психических процессов.

2. Выполнение основных заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных процессов (или эмоционально-волевой сферы) у школьников, крупной и мелкой моторики, двигательной координации. Происходит формирование умения последовательного анализа и наблюдения; развитие навыков самостоятельного мышления, постановки цели и планомерного выполнения задания. В основную часть обязательно включаются физкультминутки, способствующие снятию мышечного напряжения, усталости и активизирующие мыслительную деятельность.

3. Упражнения и задания на развитие самоконтроля и адекватной самооценки. Рефлексия занятия, подведение итогов работы.

Планируемые результаты коррекционно-развивающей  работы:

Положительная динамика развития познавательных процессов.

Отражение динамики развития осуществляется сравнением результатов входной и выходной психологической диагностики, проводимой ежегодно в начале и конце учебного года.

График проведения обследования

Обследование

1 класс

Входное

Сентябрь 2 часа

Итоговое

Май 2 часа

Методическое обеспечение.

  1. Мищенкова Л.В. 50 развивающих занятий с младшими школьниками. Ростов н/Д: Феникс, 2010.- 334 с.
  2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1-4 классы / Под ред. В.В. Воронковой; 4-е издание. - М.: Просвещение, 2006.
  3. Развитие познавательной и эмоциональной сфер дошкольников. Методические рекомендации/под ред. А.В. Можейко.-М.: ТЦ Сфера, 2010. -128 с.
  4. Рыжикова Д.С. развитие временных представлений у младших школьников. Методическое пособие. - М.: Сфера, 2015.
  5. Семаго Н.Я., Семаго Н.Н. Методические рекомендации к диагностическому альбому для оценки развития познавательной деятельности ребенка.
  6. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Ярославль: Академия развития, 1996. — 192 с.
  7. Филимoнoвa О.Ю. Развитие словаря дошкольника в играх. – СПб. : Детство – пресс,  2007. – 128  с.


Календарно-тематическое планирование 1 год обучения

Название раздела, темы занятий

Цель

Содержание

Кол-во часов

1

Обследование

Выявление актуального уровня развития

Диагностический альбом

2

2

Ранняя осень.

Развивать внимание, память, цветовосприятие, графические навыки

  1. Орг. Момент
  2. Беседа «Осень»
  3. Что изменилось?
  4. Физкультминутка
  5. Обведи и раскрась
  6. Рефлексия

1

3

Овощи. Труд людей в огороде.

Развивать память, внимание, графические навыки

  1. Орг. Момент
  2. Что изменилось?
  3. Посади овощи
  4. Физкультминутка
  5. Дорисуй
  6. Рефлексия

2

4

Фрукты. Труд людей в саду.

Развивать внимание, мышление, тактильное восприятие, графические навыки

  1. Орг. Момент
  2. Чудесный мешочек
  3. Найди фрукты
  4. Физкультминутка
  5. Собери фрукты
  6. Обведи и раскрась
  7. Рефлексия

2

5

Золотая осень

Развитие внимания, мышления, ориентировки на плоскости, графических навыков

  1. Орг. Момент
  2. Осенние листья
  3. Сравни картинки
  4. Физкультминутка
  5. Собери узор
  6. Раскрась зонтик
  7. Рефлексия

1

6

Лес. Деревья

Развивать память, внимание, ориентировки в пространстве, мышления, графических навыков

  1. Орг. Момент
  2. Найди, раскрась и сосчитай
  3. С какого дерева лист?
  4. Физкультминутка
  5. Нарисуй картинку палочками
  6. Для чего нужен этот предмет?
  7. Рефлексия

1

7

Лес. Грибы, ягоды

Развивать внимание, графические навыки, речь

  1. Орг. момент
  2. Какой грибок сорвал?
  3. Соедини быстрее
  4. Физкультминутка
  5. Неоконченный рассказ
  6. Рефлексия

1

8

Одежда

Развивать память, внимание, мышление, графические навыки

  1. Орг.момент
  2. Что изменилось?
  3. Сложи картинку
  4. Физкультминутка
  5. Кто что потерял?
  6. Соедини и раскрась
  7. Рефлексия

2

9

Обувь

Развивать мелкую моторику, внимание, графические навыки, мышление

  1. Орг. момент
  2. Одень куклу
  3. Пальчиковая гимнастика
  4. Волшебная мозаика
  5. Обведи по точкам
  6. Рефлексия

2

10

Головные уборы

Развивать мышление, мелкую моторику, речь, графические навыки

  1. Орг. момент
  2. «Что из чего, какая шапка?»
  3. «Назови ласково»
  4. Пальчиковая гимнастика
  5. Обведи и раскрась
  6. Рефлексия

1

11

Посуда

Развивать внимание, мышление, память, мелкую моторику

  1. Орг. момент
  2. Расставим чашки
  3. Что лежало на столе?
  4. Найди пару
  5. Пальчиковая гимнастика
  6. Сложи картинку
  7. Лепка «Тарелочка»
  8. Рефлексия

2

12

Продукты питания

Развивать внимание, мышление, воображение

  1. Орг. момент
  2. Что у нас на завтрак
  3. Приготовь салат и суп
  4. Физкультминутка
  5. Назови одним словом
  6. Рефлексия

1

13

Поздняя осень

Развивать внимание, память, мышление

  1. Орг. момент
  2. Найди картинку
  3. Домики
  4. Физкультминутка
  5. Что сначала, что потом?
  6. Сложи узор
  7. Рефлексия

1

14

Дикие птицы

Развивать внимание, память, мышление, связную речь

  1. Орг.момент
  2. Кто сидел на ветке?
  3. Найди ворон
  4. Помоги сове
  5. Физкультминутка
  6. Собери по образцу
  7. Неоконченный рассказ
  8. Рефлексия

2

15

Домашние птицы

Развивать мышление, внимание, воображение, память, мелкую моторику

  1. Орг. момент
  2. Дикие-домашние
  3. Кто гуляет по двору?
  4. Кто чей?
  5. Пальчиковая гимнастика
  6. Петушок
  7. Перебери крупу
  8. Рефлексия

2

16

Дикие животные

Развивать мышление, внимание, воображение, память, мелкую моторику, графические навыки

  1. Орг.момент
  2. Найди одинаковые
  3. Кто где живет
  4. Пальчиковая гимнастика
  5. Обведи и раскрась
  6. Физкультминутка
  7. Собери по образцу
  8. Рефлексия

2

17

Домашние животные

Развивать мышление, внимание, воображение, память

  1. Орг. момент
  2. Ключи
  3. Домашние животные
  4. Сложи узор
  5. Кто чей?
  6. Собери по образцу
  7. Рефлексия

2

18

Сказка. Сказочные герои

Развивать мышление, внимание, воображение, память, мелкую моторику

  1. Орг. момент
  2. Репка
  3. Найди и сосчитай
  4. Три медведя
  5. Собери бусы
  6. Рефлексия

1

19

Зима. Зимние забавы

Развивать мышление, внимание, воображение, память, мелкую моторику, графические навыки

  1. Орг. момент
  2. Назови ласково
  3. Составление рассказа по сюжетным картинкам
  4. Пальчиковая гимнастика
  5. Морозные узоры
  6. Рефлексия

1

20

Новогодний праздник

Развивать мышление, внимание, воображение, память, мелкую моторику, речь

  1. Орг. момент
  2. Украсим елочку
  3. Пальчиковая гимнастика «На елке»
  4. Чего не стало?
  5. Какой? Какая? Какие?
  6. Рефлексия

1

21

Новогодняя открытка

Развивать мышление, внимание, воображение, память, мелкую моторику

  1. Орг.момент
  2. Стихотворение «Новый год»
  3. Пальчиковая гимнастика
  4. Физкультминутка
  5. Аппликация
  6. Рефлексия

2

22

Звери зимой

Развивать мышление, внимание, воображение, память, мелкую моторику

  1. Орг.момент
  2. Запомни животных
  3. Слушай звуки
  4. Пальчиковая гимнастика
  5. Дорожки к домикам
  6. Сложи узор
  7. Рефлексия

1

23

Животные южных стран

Развивать мышление, внимание, воображение, память, графические навыки

  1. Орг.момент
  2. Запомни порядок
  3. Кто где живет?
  4. Физкультминутка
  5. Четвертый лишний
  6. Графический диктант
  7. Рефлексия

1

24

Животные северных стран

Развивать мышление, внимание, воображение, память, мелкую моторику

  1. Орг. момент
  2. Сравни картинки
  3. Кто где живет?
  4. Физкультминутка
  5. Волшебная мозаика
  6. Рефлексия

1

25

Транспорт

Развивать мышление, внимание, воображение, память, мелкую моторику, графические навыки

  1. Орг. момент
  2. Запомни транспорт
  3. Нарисуй машинки
  4. Пальчиковая гимнастика
  5. Графический диктант
  6. Рефлексия

2

26

Правила дорожного движения

Развивать мышление, внимание, воображение, память, графические навыки

  1. Орг. момент
  2. Светофор
  3. Дорожки
  4. Физкультминутка
  5. Водители
  6. Рефлексия

1

27

Машины-помощники

Развивать внимание, мышление, графические навыки, речь, воображение

  1. Орг. момент
  2. Узнай по описанию
  3. Запомни машину
  4. Танграм
  5. Физкультминутка
  6. Волшебные картинки
  7. Рефлексия

1

28

День защитника отечества

Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, пространственную ориентировку

  1. Орг. момент
  2. Слушай звуки
  3. Найди одинаковые
  4. Говори наоборот
  5. Физкультминутка
  6. Разрезная картинка
  7. Нарисуй палочками
  8. Рефлексия

1

29

Профессии

Развивать память, восприятие пространства, мышление, воображение, графические навыки

  1. Орг. момент
  2. Что носит почтальон?
  3. Что где лежит?
  4. Чей домик?
  5. Танграм
  6. Физкультминутка
  7. Раскрась правильно
  8. Рефлексия

2

30

Я и моя семья

Развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику

  1. Орг.момент
  2. Игра «Художник»
  3. Сравни картинки
  4. Кто чем любит заниматься?
  5. Физкультминутка
  6. Оригами из бумаги
  7. Рефлексия

1

31

Я и мой организм. Части тела

Развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику, совершенствовать графические навыки, воображение

  1. Орг.момент
  2. Слушай звуки
  3. Что сначала, что потом?
  4. Посмотри, придумай, расскажи
  5. Физкультминутка
  6. Какие предметы спрятаны в рисунке?
  7. «Пуговицы»
  8. Рефлексия

2

32

Инструменты

Развивать внимание, память воображение, мышление, графические навыки

  1. Орг. момент
  2. Послушай и запомни
  3. Сравни картинки
  4. Разложи инструменты по полочкам
  5. Физкультминутка
  6. Кто кем работает?
  7. Графический диктант
  8. Рефлексия

1

33

Бытовая техника

Развивать внимание, память воображение, мышление, мелкую моторику, графические навыки

  1. Загадки
  2. Четвертый лишний
  3. Один –много
  4. Пальчиковая гимнастика
  5. Дорисуй фигуру
  6. Рефлексия

1

34

Дом

Развивать внимание, память воображение, мышление, графические навыки

  1. Орг.момент
  2. Загадки
  3. Слова наоборот
  4. Наведи порядок
  5. Физкультминутка
  6. Графический диктант
  7. Рефлексия

1

35

Мебель

Развивать внимание, память воображение, мышление, графические навыки

  1. Орг. момент
  2. Что находится в комнате?
  3. Кукла Маша купила мебель
  4. Физкультминутка
  5. Назови ласково
  6. физкультминутка
  7. Обведи и раскрась
  8. Рефлексия

2

36

Весна

Учить действовать по инструкции, развивать внимание, речь, память, мелкую моторику

  1. Орг.момент
  2. Почини сапожки
  3. Лови мяч и «дари» слово
  4. Собери подснежники
  5. Физкультминутка
  6. Оригами
  7. Рефлексия

2

37

Весна. Перелетные птицы

Развивать память, внимание, мышление, речь, мелкую моторику

  1. Орг.момент
  2. Кто сидел на ветке?
  3. Что сначала, что потом?
  4. Найди одинаковые
  5. Физкультминутка
  6.  Нарисуй домик палочками
  7. Рефлексия

1

38

Мой адрес

Развивать внимание, мышление, память, пространственную ориентировку, графические навыки

  1. Орг. момент
  2. Вспомни названия улиц
  3. Построй дом
  4. Как пройди в магазин игрушек
  5. Обведи и раскрась
  6. Рефлексия

2

39

Моя страна

Развивать внимание, мышление, память, пространственную ориентировку

  1. Орг.момент
  2. Разные дома
  3. Танграм
  4. Светофор
  5. Физкультминутка
  6. Дикторы
  7. Рефлексия

2

40

День победы

Развивать память, мышление, внимание, мелкую моторику, графические навыки

  1. Орг. момент
  2. Найди безопасную дорогу
  3. Говори наоборот
  4. Танграм
  5. Физкультминутка  
  6. Разрезная картинка
  7. Заплатки
  8. Рисование «Салют»
  9. Рефлексия

2

41

Насекомые

Развивать память, мышление, внимание, мелкую моторику, графические навыки

  1. Орг. момент
  2. Загадки
  3. Назови одним словом
  4. Физкультминутка
  5. Что изменилось?
  6. Собери стрекозу из палочек
  7. Обведи и раскрась
  8. Рефлексия

2

42

Цветы

Развивать память, мышление, внимание, мелкую моторику, графические навыки

  1. Орг. момент
  2. Посмотри, запомни, назови
  3.  Загадки
  4. Что лишнее?
  5. Физкультминутка
  6. Оригами
  7. Рисуем букет цветов
  8. Рефлексия

2

43

Лето

Развивать память, мышление, внимание, мелкую моторику, графические навыки

  1. Орг. момент
  2. Что изменилось?
  3. Назови ласково
  4. Пальчиковая гимнастика
  5. Танграм
  6. Рефлексия

1

44

Обследование

Выявление актуального уровня развития

Диагностический альбом

2

Итого

66


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционного курса "Развитие познавательной сферы", 5 класс

Цель программы: развитие познавательной сферы обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).Задачи:1)проводить диагностику познавательной сферы обучающихся с  легкой...

Адаптированные рабочие программы по математике для обучающихся 6 и 7 классов с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2019 - 2020 учебный год.

                     Адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ — это тщательно разработанный, точный и...

Рабочая программа по факультативному занятию «Общее физическое развитие» для обучающихся 8е/9г/10б класса с легкой умственной отсталостью на 2020-2021 учебный год

Содержание1.Паспорт рабочей программы2.Введение3.Пояснительная записка4.Требования ЗУН5.Содержание рабочей программы6.Учебно-тематическое планирование7.Перечень материально-технического обеспечения8.Л...

Рабочая программа по учебному предмету «Мир истории» для обучающихся 6 класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа по учебному предмету «Мир истории» для обучающихся 6 класса разработана в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, локальными нормативными актам...

Программа занятий внеурочной деятельности по духовно – нравственному ( нравственному) развитию, воспитанию обучающихся 8 -9 класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1 вариант)

   Программа занятий внеурочной деятельности по нравственному развитию, воспитанию обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана для учащихся...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной деятельности учителя-дефектолога «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) «ДУМАЕМ, ПРОБУЕМ, ДЕЙСТВУЕМ»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММАкоррекционной деятельности учителя-дефектолога«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) «ДУМАЕ...

Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 7 класса с легкой умственной отсталостью

Изучение русского языка в 7 классе направлено на достижение следующих целей:выработать достаточно прочные навыки грамотного письма;научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной...