Игры и упражнения на развитие сенсорных процессов
план-конспект по теме

Усольцева Татьяна Александровна

Игры, используемые на занятиях по развитию сенсомоторики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitiesensornyhprotsessov.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:


Игры и упражнения для  развития сенсорных процессов.

СПРЯЧЬ   МЫШКУ 

Цель. Закрепление знаний шести цветов спектра: красный, оранжевый, жёлтый, зеленый, синий, фиолетовый и их названий.

Материал.

Листы бумаги шести цветов, посередине белый квадрат, на котором нарисована мышка (мышкин домик), квадраты тех же шести цветов — дверцы, мягкая игрушка — кошка.

Рекомендации к проведению.

Педагог предлагает ребенку поиграть в игру «Спрячь мышку». Сначала он знакомит ребенка с правилами игры, затем они играют вместе. Педагог раскладывает на столе три домика, рядом кладет квадраты-дверцы шести цветов. Для того, чтобы спрятать мышку, надо закрыть окошко дверцей-квадратиком того же цвета, что и домик. Если дверца-квадратик будет другого цвета, отличного от цвета домика, придёт кошка и съест мышку.

Когда все дверцы закрыты, приходит кошка — «ловить мышей». Не найдя ни одной не правильно закрытой дверцы кошка уходит.

Затем ребенку даются три «мышкиных домика» и шесть квадратов всех цветов, предлагается спрятать мышек, пока кошка спит. Ребенок выбирает квадраты-дверцы тех же цветов, что и «мышкины домики», лежащие перед ним, и закрывает их. (Если ребенок ошибается, взрослый вместе с ним ищет нужную дверцу, чтобы надежно спрятать мышку от кошки.) Затем количество домиков можно увеличить.

Примечание: Количество домиков у ребенка варьируется от 3 до 6. Игру можно повторять несколько раз.

В СТРАНЕ ФИГУРОК «ЧЕЛОВЕЧКОВ» 

Цель.Ознакомление детей с кругом, квадратом, треугольником и их названиями.

Материал.

Картонные квадрат, круг, треугольник с нарисованными лицами — фигурки-«человечки»; у ребенка - одноцветные круги, квадраты, треугольники такого же размера.

Рекомендации к проведению.

Педагог приглашает ребенка в страну фигурок-«человечков», рассказывает о ее необычных жителях: достает из коробки круг, квадрат, треугольник (фигурок-«человечков»), обводя контуры фигур пальцем и называя их: «Эту фигурку зовут круг, эту квадрат» и т. д. Затем предлагает ребенку обвести контур каждой фигурки пальцем. Далее проводится игра «Найди такую же». Педагог поочередно показывает круг, квадрат, треугольник; ребенок выбирает среди фигур, лежащих перед ним на столе, точно такую же, проверяет себя, совмещая выбранную им фигуру с образцом.

Примечание. Для групповых занятий в более сильной подгруппе у детей по две фигуры каждой формы, в более слабой — по одной фигуре каждой формы.

АППЛИКАЦИЯ «САЛФЕТОЧКИ   ДЛЯ   ФИГУРОК-«ЧЕЛОВЕЧКОВ» 

Цель.Ознакомление детей с овалом и прямоугольником.

Материал.

Картонный овал и прямоугольник с нарисованными лицами — фигурки-«человечки»;

у ребенка - 2 прямоугольных листа бумаги для аппликации (один с контурным изображением овала, другой — с контурным изображением прямоугольника), по одному овалу и прямоугольнику, клей, кисточка, салфетка, клеенка.

Рекомендации к проведению.

Педагог напоминает ребенку о стране фигурок-«человечков» и предлагает познакомиться с новыми «жителями» этой страны. Ребенок вместе с педагогом рассматривает овал и прямоугольник; педагог называет их, просит ребенка сказать, на какую из знакомых ему фигурок похож овал и на какую — прямоугольник. (Овал похож на круг, только немного вытянут; прямоугольник похож на квадрат, но тоже вытянутый.) Далее ребенок выполняет аппликацию салфеток для фигурок-«человечков», наклеивая на лист бумаги с контурным изображением овал или прямоугольник; дарит салфетки той фигурке, для которой она сделана.

КТО ГДЕ СПИТ Цель. Развитие представлений об эталонах формы (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник).

Материал.

Большие фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник (фигурки-человечки);

у ребенка - те же фигуры меньших размеров с «лицами» — один набор; карточки с контурным изображением тех же фигур, той же величины.

Рекомендации к проведению.

Ребенок вспоминает названия знакомых фигурок-«человечков». Педагог поочередно показывает большие фигуры: круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник. Обводя пальцем фигуру, педагог выясняет, помнит ли ребенок «имя» (название) фигурки-«человечка». Затем педагог предлагает поиграть с маленькими фи-гурками-«человечками»: уставших «человечков» надо уложить спать в подходящие для них «кроватки», т. е. разложить все фигуры на карточки так, чтобы они совпали с нарисованными.

Примечание. Для групповых занятий: в более сильной подгруппе размер фигур может быть меньше, чем контуры на карточке.

РАЗНОЦВЕТНЫЕ   КОМНАТЫ 

Цель. Развитие представлений об основных цветах спектра: красном, оранжевом, желтом, зеленом, синем, фиолетовом.

Материал.

Карточка, разделенная на 6 клеток, карточки шести цветов (красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового), набор мелких картонных силуэтов игрушек тех же цветов.

Рекомендации к проведению.

Педагог дает ребенку большую карточку, разделенную на 6 цветных квадратов, предлагая представить, что это цветные комнаты, в которых живут различные разноцветные игрушки. Ребенок вместе со взрослым рассматривает разноцветные комнаты, называет, какого они цвета. Далее взрослый дает ребенку коробку с силуэтами игрушек шести цветов спектра, просит рассмотреть их, обращает внимание на то, что одни и те же игрушки могут быть разного цвета (машинка зеленая и машинка желтая) и что разные игрушки могут быть одного цвета (красная чашка, красная рыбка, красный флажок). Затем проводится игра: ребенок раскладывает силуэты игрушек но « комнатам», подбирая их по цвету к каждой комнате (в красную комнату — все красные игрушки, в синюю — все синие и т. д.).

Если задание выполнено правильно, на столе появляется многоцветный флажок. При появлении белого флажка ребенок ищет, какие игрушки попали не в свою «комнату».

Примечание. Количество игрушек в коробках может меняться в зависимости от степени подготовленности ребенка. Цвет игрушек должен точно совпадать с цветом «комнат».

ПОСТРОИМ   БАШНЮ 

Цель. Ознакомление со способами соотнесения предметов по величине (наложение и приложение), определение величины предмета по отношению к другим: "большой", "средний", "маленький".

Материал.

Картинки с изображением зверей: медведя, лисы, мышки; 3 квадрата постепенно убывающей величины (большой, поменьше, самый маленький);

у ребенка - по три квадрата (большой, поменьше, самый маленький).

Рекомендации к проведению.

Педагог вместе с ребенком рассматривает изображенных на отдельных картинках зверей, располагая их по порядку: самый большой (медведь), поменьше (лиса), самый маленький (мышка).

Далее ребенок и взрослый строят башню для зверей из квадратов: внизу — самый большой квадрат, затем — поменьше, затем — самый маленький. Ребенок определяет величину квадратов, накладывая их друг на друга. Ребенок и взрослый обсуждают, где удобнее будет жить медведю (внизу), где — лисе (чуть повыше), а где — мышке (на самом верху).

После этого ребенок самостоятельно строит такую же башню из квадратов (дом для зверей) используя способ наложения.

Примечание. Игра может проводиться повторно с большим количеством зверей и квадратов.

ЛОТО «ЦВЕТ» 

Предлагаются два варианта игры, которые проводятся поэтапно.

I вариант.

Цель. Развитие представлений об основных цветах спектра, подбор предметов по заданному признаку (цвет) с отвлечением от других свойств предметов.

Материал. Шесть карт лото с расположенными в разном порядке изображениями шести предметов шести цветов; маленькие карты с теми же изображениями.

Рекомендации к проведению.

В данной игре взрослый является и ведущим и играющим партнером. Он раздает карты лото (на первых порах ребенок может играть с меньшим количеством карт) и предлагает рассмотреть их. Затем проводится игра. Взрослый-ведущий достает из коробки по одной картинке и спрашивает: «У кого такая?» Если у ребенка есть такая же картинка, он отзывается, получает ее и закрывает картинку на карте. Взрослый действует аналогично, создавая в игре положительный эмоциональный настрой. Игра продолжается до тех пор, пока не будут закрыты все картинки на картах у взрослого и у ребенка.

Примечание. Если ребенок усвоил и запомнил 6 основных цветов спектра, ему можно дать две и более карт лото.

II вариант.

Цель. Развитие представлений об основных цветах спектра, подбор предметов по словесному описанию.

Материал. Тот же.

Рекомендации к проведению.

Игра проводится аналогично I варианту, но взрослый не показывает карточку, а только называет предмет и его цвет. Например: «У кого зеленая машина?», «У кого синее ведро?» и т. д. Выигрывает тот, кто первым закроет все картинки на карте лото. Таким образом ребенок ориентируется на название цветов предметов.

Примечание. Игра проводится тогда, когда ребенок начнет свободно ориентироваться в 6 цветах спектра.

ГОСТИ 

Цель.  со способом группировки но форме геометрических фигур, различающихся по цвету и величине.

Материал.

Картонные круг и овал с нарисованными лицами — фигурки-«человечки»; большие листы бумаги с контурными изображениями круга и овала — «домики» фигурок- « человечков »;

у ребенка - круги и овалы разных цветов и размеров — по 3—4 шт.

Рекомендации к проведению.

Педагог предлагает ребенку вспомнить про страну фигурок-«человечков» и поиграть с ними. Он достает из коробки большие круг и овал с нарисованными лицами и просит вспомнить их «имена»; сказать, чем отличаются круг и овал друг от друга (овал — вытянутый).

Далее проводится игра: ребенку предлагается помочь заблудившимся «младшим братцам» круга и овала (круги и овалы разного цвета и величины) найти свои «домики». Ребенок группирует все круги, раскладывая их на листе бумаги с контуром круга, все овалы — на листе с контуром овала.

Примечание. Игра проводится повторно с другими фигурами (треугольником, квадратом, прямоугольником).

АППЛИКАЦИЯ   «ЕЛОЧКА» 

Цель. Использование способа расположения предметов на листе бумаги в порядке убывания величины.

Материал.

Образец аппликации елочки;

у ребенка - по 4—5 треугольников постепенно убывающей величины, лист бумаги для аппликации, клей, кисточка, салфетка, клеенка.

Рекомендации к проведению.

Педагог показывает ребенку образец аппликации елки и предлагает ему сделать такую же. Внимание ребенка фиксируется на том, как расположить элементы аппликации, чтобы получилась красивая, стройная елочка (в порядке убывания величины).

Далее ребенок выполняет аппликацию: сначала раскладывает элементы аппликации в порядке убывания величины, затем наклеивает их.

НАКОРМИМ   МИШЕК

Цель. Использование способа соотнесения предметов по величине при установлении соответствия между 2—3 предметными рядами.

Материал. Картинка с изображением 6—8 мишек, стоящих по росту, 6—8 мисочек постепенно убывающей величины; у ребенка - 6—8 мисочек убывающей величины.

Рекомендации к проведению.

Педагог вместе с ребенком рассматривает мишек, изображенных на картинке, отмечает, что они стоят по росту. Ребенотс говорит, какой мишка самый большой, какой поменьше, еще меньше и т. д. Далее взрослый предлагает поиграть, представить, что мишки пришли из леса и хотят есть, каждому мишке надо дать ту мисочку, из которой он привык есть (самому большому мишке — самую большую миску, тому, кто поменьше — самую большую из оставшихся и т. д.). Взрослый сопровождает свой рассказ показом способа выбора мисочек. Затем ребенок самостоятельно раскладывает миски для мишек у себя на столе, подбирая их но величине от самой большой до самой маленькой, соблюдая принцип отбора, — выбирать самую большую из оставшихся.

Примечание. Игра может проводиться повторно с большим количеством медведей и мисочек, а также с добавлением ложек в соответствии с размером и количеством мисок.

ОКРАСКА  ВОДЫ

Цель. Ознакомление детей с оттенками цвета по светлоте и их словесными обозначениями: «светлый», «тёмный», «светлее», «темнее».

Материал. 2 большие банки с наклейками темно-красного и светло-красного цветов, красная гуашевая краска, кисть;

у ребенка - 2 маленькие баночки с водой, красная гуашевая краска, кисточка.

Рекомендации к проведению.

Педагог предлагает ребенку поиграть: приготовить соки для кукол. Он показывает, как сделать «сок», — набирает на кисть немного краски и разводит ее в воде, вместе с ребенком рассматривает получившийся светло-красный «сок». Далее взрослый предлагает сделать другой «сок»: макая кисть в краску 2 раза, получает более темную воду.

Внимание ребенка обращается на разницу получившихся оттенков воды (« соков »). После этого ребенку предоставляется возможность самостоятельно сделать воду двух оттенков — светло-красную и темно-красную и вылить ее в банки с соответствующими цветными наклейками.

Примечание. Экспериментирование с окрашиванием воды может проводиться несколько раз с использованием красок разного цвета и получением большего количества оттенков.

ПОСТРОИМ   ДОМИКИ   ДЛЯ   ФИГУР

Цель. Развитие представлений о геометрических фигурах с целью их самостоятельного воспроизведения.

Материал. Большие фигуры пяти форм: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник; 13 палочек (можно неоточенные карандаши); тонкая проволока или толстая нитка (для круга - длина проволоки или нитки короче, чем для овала).

у ребенка - фигурки-«человечки» меньшего размера; 13 счетных палочек; тонкая проволока или толстая нитка.

Рекомендации к проведению.

Педагог показывает ребенку геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник), просит вспомнить, как они называются, предлагает построить для них домики. Ребенок вместе со взрослым строит домики для фигур из палочек и «поселяет» туда большие фигуры.

Затем взрослый показывает ребенку круг и овал, ребенок называет их. Домики для круга и овала строятся из проволоки или ниток.

После этого ребенку предлагается самостоятельно построить домики для маленьких фигурок.

ГЕОМЕТРИЧЕСКОЕ   ЛОТО

Цель. Ознакомление со способом соотнесения формы изображенного предмета с геометрической фигурой (эталоном).

Материал. Пять карт, разделенных на пять квадратов; пять геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник), изображенных на маленьких карточках; 25 маленьких карт с изображением предметов разной формы (по пять разной формы):

круглой — часы, яблоко, футбольный мяч, воздушный шар, апельсин; квадратной — коврик, платок, оконная рама, телевизор, флаг; овальной — дыня, слива, лист, жук, яйцо;

прямоугольной — портфель, конверт, книга, домино, картина; треугольной — елка, пирамидка, косынка, треугольный кусочек сыра, морковка.

Рекомендации к проведению.

Педагог вместе с ребенком рассматривает материал лото. Ребенок называет фигуры и предметы на маленьких карточках, отмечает, что предметы на маленьких карточках разной формы (круглой — мяч, яблоко, квадратной — коврик, платок и т. д.). Затем проводится игра, в которой взрослый является и ведущим и играющим партнером. Взрослый кладет маленькие карточки с геометрическими фигурами изображением вниз и предлагает ребенку выбрать наугад одну или несколько карточек.

Выбранная карточка помещается с вырез, имеющийся в большой карте. Далее взрослый по одной показывает картинки с предметами разной формы, спрашивая: «Кому нужен предмет такой формы?» Ребенок подбирает себе карточки с предметами, ориентируясь на фигуру в углу большой карты, и закрывает клетки на карте. Игра повторяется 2—3 раза с новыми фигурами.

СОСТАВНЫЕ   КАРТИНКИ 

Цель. Овладение умением анализировать изображение предмета сложной формы и воссоздавать ее из частей.

Материал. Образцы рисунков, составленных из геометрических фигур: машина, елочка, домик, человечек и т. д.;

у ребенка - одноцветные круги, квадраты, прямоугольники, овалы, треугольники разной величины и пропорций.

Рекомендации к проведению.

Педагог вместе с ребенком рассматривает образцы рисунков, анализирует их с точки зрения составных частей изображенных предметов: особенности величины, пропорций и форм, особенности расположения их в пространстве.

Затем ребенок составляет различные картинки из отдельных геометрических фигур самостоятельно.

Примечание. Игру можно повторить с другими образцами рисунков.

ЗАКРОЙ  ДВЕРИ  В  ДОМИКАХ 

Цель. Развитие представлений о величине предметов, соотнесение предметов по ширине.

Материал. У ребенка - по 2 вырезанных из картона домика, у которых разные по ширине, но одинаковые по высоте прорези для дверей; по 2 прямоугольника одинаковой высоты, но разной ширины — «двери» (соответственно прорезям в домиках); игрушка — лиса.

Рекомендации к проведению.

Педагог предлагает ребенку рассмотреть домики, лежащие перед ним, и поиграть в игру «Закрой двери в домиках». Он рассказывает, что в домиках живут зайчики, двери в домиках открыты. Когда на охоту выходит лиса, надо помочь зайчикам надежно спрятаться в домиках, закрыв двери: подобрать к каждому из домиков ту дверь, которая плотно закроет дверной проем в доме. Если ребенок узкий проем закроет широкой дверью, то оставшаяся дверь будет уже проема второго домика, и лиса сможет утащить зайца.

Игра может повторяться несколько раз. В конце игры ребенок сравнивает ширину дверей путем наложения.

Примечание. При повторном проведении игры можно дать ребенку три домика и три дверцы.

ТРИ   ВОЗДУШНЫХ  ШАРИКА

Цель. Развитие представлений о светлотных оттенках цветов; при использовании белил, составление ряда по светлоте.

Материал. Рисунок трех синих воздушных шариков различной светлоты; у ребенка - листы бумаги с контурами трех шариков, палитра, синяя и белая гуашь, вода, кисточка.

Рекомендации к проведению.

Педагог  показывает ребенку картинку с нарисованными на ней воздушными шарами, вместе с ребенком рассматривает ее: сначала нарисован самый светлый шарик, потом — потемнее, затем — самый темный. Затем взрослый показывает и объясняет, как получить разные оттенки синего цвета с помощью белил: на палитру положить достаточное количество белой гуаши; добавив в белила немного синей краски, можно сделать светло-синий цвет, добавив побольше синего — цвет потемнее.

Получив краску разных оттенков, взрослый раскрашивает шары: первый — светло-синий, второй — более темный, третий раскрашивается чисто синей гуашью.

Далее ребенок самостоятельно смешивает краски на палитре, получая два оттенка: один — светлого цвета, другой — потемнее. Он раскрашивает шарики так, чтобы получился светлотный ряд.

Примечание. Занятие можно провести повторно, предложив раскрасить 4 шарика, таким образом получить еще один оттенок (еще более светлый).

ИГРА С МЯЧОМ 

Цель. Развитие представлений о высоте, развитие глазомера.

 Материал. Мяч, 5—6 картонных одноцветных кругов, разрезанных пополам, различающихся по величине последовательно на 1 см. Рекомендации к проведению.

Педагог предлагает ребенку поиграть в мяч, перебрасывая его друг другу. Затем ребенок закрывает глаза, а взрослый прячет мяч. (Мяч прячется то высоко на шкаф — его не достать с пола, то низко — мяч легко достать.) Ребенок определяет положение мяча (высоко, низко), ищет способ, как достать мяч, если он лежит высоко.

Игра повторяется несколько раз.

В процессе игры создается еще одна игровая ситуация: при доставании мяча упали и разбились «тарелки» (половинки «тарелок» раскладываются на полу), а вторые половинки даются ребенку. Взрослый предлагает подобрать половинки «тарелок» так, чтобы потом их можно было «склеить». Ребенок подбирает и «склеивает» тарелки (складывает две подходящие половинки).

АППЛИКАЦИЯ   «РАДУГА» 

Цель. Ознакомление детей с системой цветов, включая голубой цвет.

Материал. Картинка с изображением радуги;

у ребенка - лист бумаги с незавершенной аппликацией радуги, полоски семи цветов для завершения радуги, клей, кисточка, салфетка, клеенка.

Рекомендации к проведению.

Ребенок вместе со взрослым рассматривает картинку с изображением радуги, слушает стихи и загадки о радуге.

СТИХИ О РАДУГЕ

Радуга-дуга,

Не давай дождя,

Давай солнышка,

 Колоколнышка.

Так бегите же за мною

На зеленые луга,

Где над синею рекою

Встала радуга-дуга.

Мы на радугу вскарабкаемся,

Поиграем в облаках

и оттуда вниз по радуге

на салазках, на коньках.

К. Чуковский

ЗАГАДКИ О РАДУГЕ

Разноцветные ворота

На лугу построил кто-то,

Но пройти в них нелегко,

Те ворота высоко.

Постарался мастер тот,

Взял он красок для ворот.

Ни одну, ни две, ни три —

Целых семь, ты посмотри.

Как ворота эти звать?

Можешь их нарисовать?

Через поля, через луга

Встала нарядная дуга.

Педагог обращает внимание ребенка на последовательность цветов на картинке и говорит, что в таком порядке всегда располагаются цвета в радуге.

Далее взрослый дает ребенку лист с незавершенной аппликацией радуги и предлагает разложить, а затем и наклеить полоски в нужной последовательности, так чтобы получилась красивая радуга.

АППЛИКАЦИЯ   «ОРНАМЕНТ»

Цель. Развитие пространственных представлений о расположении предметов с учетом их формы и цвета.

Материал. Образец орнамента: в центре — зеленый квадрат, по углам — красные круги;

у ребенка - лист бумаги меньшего, чем на образце, размера с контурным изображением того же орнамента: квадрат зеленого цвета, красные круги, клей, кисточка, салфетка, клеенка.

Рекомендации к проведению.

Педагог вместе с ребенком анализирует образец аппликации: какая фигура и какого цвета наклеена посередине, какие — по углам. Взрослый предлагает ребенку выбрать из лежащих перед ним фигур необходимые и разложить их на листе, после этого сделать аппликацию.

Примечание. При повторном проведении занятия ребенку можно дать большее количество материала: 4 красных и 4 зеленых круга, 4 красных и 4 зеленых квадрата, чтобы у него была возможность выбора.

ЛОТО «ЦВЕТ И ФОРМА» 

Цель. Развитие ориентировки на два признака одновременно (цвет и форму) с отвлечением от третьего (величины).

Материал. Шесть карт лото с расположенными в разном порядке пятью геометрическими фигурами, тридцать вырезанных фигур пяти форм, шести цветов большей величины.

Рекомендации к проведению.

В данной игре взрослый является и ведущим и играющим партнером. Взрослый достает из коробки но одной фигуре и спрашивает: "У кого такая?" Если ребенок отзывается, он получает ее и закрывает соответствующую фигуру на карте; если не отзывается — фигура откладывается в сторону. Игра продолжается до тех пор, пока не будут закрыты все фигуры на картах.

Примечание. Вначале ребенку даются 1 —2 карты лото, по мерс освоения игры количество карт у ребенка может увеличиваться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Психомоторика и развитие сенсорных процессов" для 2 класса специальной общеобразовательной (коррекционной) школы VIII вида.

Программа по курсу "Психомоторика и развитие сенсорных процессов" разработана для 2 класса специальной общеобразовательной) школы VIII вида в соответствии с программой, разработанной Л.А. Метиевой и Э...

Игры и упражнения по развитию сенсорных способностей детей

Комплекс наглядно-дидактических материалов для индивидуальных занятий...

Занимательные игры и упражнения для развития фонематических процессов у детей

Дааные игры и занимательные упражнения подобраны для занятий родителями с детьми. Эти игры не только способствуют развитиб фонематических процессов у детей, что важно для профилактики дисграфии, но и ...

Коррекционно – развивающие игры и упражнения на развитие познавательных процессов

Необходимо принимать и использовать отдельные психолого-педагогические приемы, повышающие эффективность коррекции и развития познавательных процессов как по отдельности, так и вместе. Так же коррекцио...

Консультация для родителей детей группы компенсирующей направленности «Игры и упражнения по формированию сенсорных эталонов».

Сенсорное развитие предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Существует пять сенсорных систем, с помощью которых челов...