«Рекомендации по обучению и воспитанию леворуких детей»
презентация к уроку на тему

Гераськина Юлия Михайловна

Материал для воспитателей

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №26 «ЗВЕЗДОЧКА»

Тема выступления на РМО для педагогов:

«Рекомендации по обучению и воспитанию леворуких детей»

Подготовила:

Учитель-дефектолог

МДОУ Д/С №26 «ЗВЕЗДОЧКА»

Гераськина Ю.М.

11.12.2018г

г.о. Клин 2018

Слайд 1

Тема выступления

Слайд 2

Левшество и леворукость.

Леворукость – определяет только ведущую руку

Левшество - комплексная характеристика, отражающая большую активность правого полушария головного мозга.

Слайд 3

Рисунок, отражающий работу правого и левого полушария.

Левое полушарие называют рационально-логическим. Оно заведует логическим, аналитическим, абстрактным  мышлением. обрабатывает информацию последовательно, поступательно, перебирая все возможные варианты. Левое полушарие в основном отвечает за правую сторону тела:  принимает  информацию о правого глаза, уха, правой руки, ноги. Правое полушарие называют эмоциональным. Оно отвечает за образное мышление, восприятие искусства, воображение. Правое полушарие обрабатывает информацию одномоментно, мгновенно воспринимая целостный образ, на него опираются наша способность к эмоциональному восприятию, синтетическому мышлению, интуиции, зрительно-пространственные функции. Правое  полушарие обслуживает левую  сторону тела.

Слайд 4

Вывод: если ваш ребенок предпочитает все делать левой рукой, то вы с уверенностью можете утверждать, что он леворукий. Однако, является ли он левшой в целом, можно судить только после выявления у него ведущего глаза, ведущей ноги и ведущего уха (наблюдение, что ребенок использует чаще).

Слайд 5

Заголовок: Проблемы ребенка левши

Для того, чтобы знать, как помочь ребенку левше, для начала предлагаю рассмотреть, какие же трудности они испытывают.

Слайд 6

  • Нарушение или недостаточность развития зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти и зрительно-моторной координации. У леворукого ребенка может возникнуть пространственная путаница, так как у них хуже развито пространственное воображение.
  • Трудности формирования зрительного образа букв, цифр (нарушение соотношения элементов, ребенок путает сходные по конфигурации буквы, цифры, пишет лишние элементы или не дописывает элементы букв, цифр);
  •  Довольно часто, неправорукие дети, несмотря на проводимую педагогическую работу, затрудняются в определении правой и левой руки. В таких случаях может быть рекомендована маркировка левой руки, браслетом, часами или чем-либо другим.
  • Ребенку-левше практически всегда сложно научиться писать. При чтении леворукие дети могут начать делать это с середины предложения. Поэтому особое внимание нужно уделить выработке привычки читать и писать слева-направо
  • Наряду с зеркальным письмом у детей достаточно часто наблюдается зеркальное рисование. Особенно характерно выворачивание при рисовании: верх и низ, вертикальное и горизонтальное, правое и левое меняются местами, причем ребенок не чувствует неправильности. Подобное рисование является проявлением неусвоенности ребенком основных принципов организации пространства. Рисунки его наползают друг на друга, хотя вокруг достаточно свободного места.
  • Неустойчивый почерк (неровные штрихи, большие, растянутые, разнонаклонные буквы);

Слайд 7

  • Леворукому ребенку всегда сложнее анализировать.
  • Левши часто задают вопросы, фиксируют внимание на одном и том же фильме, сказке, отрывке текста. Просто малышу приходится выстраивать у себя в голове логические цепочки. Ему сложнее докопаться до истины. Все потому, что за логику отвечает левое полушарие, которое у левши развито меньше.
  • Левши болезненно относятся к негативным оценкам и легко отвлекаемы.
  • Ребенок-левша всегда будет медлительнее. Торопить, кричать, показывать свое недовольство – бесполезно. Быстрее леворукий ребенок не станет. Он начнет нервничать, суетиться, паниковать. В результате, ребенок не сможет сосредоточиться на домашнем задании.
  • У большинства левшей наблюдаются искажения и задержки в развитии речи(устной и письменной), чтения, счета, конструктивных процессов, эмоций.

Слайд 8

Последствия переучивания леворукого ребенка.

Мы проговорили проблемы, которые зачастую имеют леворукие дети. Как Вы считаете, каковы последствия переучивания?

Слайд 9

У переученных левшей возможны различные неврологические проявления: нарушение аппетита и сна, страхи, энурез (недержание мочи), тики, заикание, нарушение пищеварения, раздражительность, резкая смена настроения, укачивание в транспорте.

Самая главная рекомендация, которую можно дать педагогам и родителям леворуких детишек: на вопрос о переучивании - однозначный ответ: “НЕТ”. Следует понимать, что, заставив ребенка писать правой рукой, мы не в силах изменить ведущее полушарие. Произвольная смена ведущей руки приводит к грубому вмешательству в тончайшие механизмы мозга. Последствия такого вмешательства невозможно проконтролировать. Переучивания является фактором для возникновения неврозов леворуких детей. Чтобы предотвратить даже такие сомнения, еще раз хочется напомнить, что речь идет не только о ведущей руке, а об определенной организации головного мозга. Переучивая левшу, мы безуспешно пытаемся переделать биологическую природу ребенка.

Слайд 10

Рекомендации по воспитанию и обучению леворуких детей

При воспитании и обучении левши необходимо учитывать особенности его эмоционального статуса. Не следует заострять внимание на леворукости ребенка. Ни он, ни окружающие не должны видеть в этом что-то необычное. В противном случае у ребенка может формироваться заниженная самооценка, застенчивость.

Слайд 11

Необходимо помочь левше организовать свое рабочее место, изменить при рисовании наклон листа, положение предплечий, правильно взять карандаш, позаботиться о том, чтобы свет падал справа. Посадка при письме леворукого ребенка стандартная, но немного вперед выдвинуто не правое, а левое плечо. Руки ребенка-левши должны лежать на столе так, чтобы локоть левой руки немного выступал за край стола и рука свободно двигалась по строке, а правая лежала на столе и придерживала лист

Слайд 12

Специальные насадки на карандаши, удобные для леворуких детей, тетради, в которых удобно писать левшам, «левые» точилки, ручки для левшей. При выполнении письменных заданий фиксируется место начала записи, прослеживается соблюдение строки.

Слайд 13

При обучении для леворуких детей важны чувственные ощущения (зрительные, осязательные). Поэтому, для лучшего понимания и запоминания учебного материала используйте рисунки, наглядные пособия.

Слайд 14

Повторяйте и закрепляйте знания

Специалистами доказано, что для левшей очень важна систематизация знаний. То есть, если праворукий ребенок может пропустить некоторые нюансы, но освоить тему урока в целом, то для левши это невозможно. Каждый новый материал должен усваиваться поэтапно, с повторением и закреплением.

Слайд 15-16

Желательно выполнять специальные упражнения, играть с ребенком в игры, развивающие зрительное восприятие и зрительно-моторную координацию.

Задания на развитие зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций

  • найди такую же фигуру, найди такое же сочетание фигур
  • найди такую же букву, найди такое же сочетание букв
  • найди такую же цифру, найди сочетание цифр
  • сложи фигуру из палочек, найти, что написано неправильно
  • скопируй фигуры, дорисуй фигуры, дорисуй недостающие детали
  • обучение пониманию схем, символов, таблиц, карты, циферблата
  • предупреждение зеркального письма, форм. навыка порядкового счёта.

Занимаясь с ребенком пересчитыванием предметов необходимо так же следить за лево-правосторонним направлением ряда.

Слайд 17

Задания на развитие тонко-координированных движений рук

  • лабиринты
  • проведение прямых линий от точки к крестику
  • штриховки
  • шнуровки
  • завязывание бантиков
  • пальчиковые упражнения

Любые двигательные действия нужно раскладывать на элементы, объясняя пошагово, каждый элемент должен выполняться осознанно.

Слайд 18

Никогда не проявлять негативного отношения к леворукости, использовать особенности такого ребенка в группе для привития детям уважения индивидуальных особенностей каждого человека, терпимости по отношению к проявлению свойств, не характерных большинству.

Слайд 19

Левши очень ранимы и чувствительны, берегите ребенка от излишних нагрузок, чаще хвалите его даже за маленькие достижения.

Слайд 20

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Рекомендации по обучению и воспитанию леворуких детей» Подготовила: Учитель-дефектолог МДОУ Д/С №26 «ЗВЕЗДОЧКА» Гераськина Ю.М.

Слайд 2

Левшество и леворукость Леворукость – определяет только ведущую руку. Левшество - комплексная характеристика, отражающая большую активность правого полушария головного мозга.

Слайд 4

Вывод Таким образом, если воспитанник предпочитает все делать левой рукой, то вы с уверенностью можете утверждать, что он леворукий. Однако, является ли он левшой в целом, можно судить только после выявления у него ведущего глаза, ведущей ноги и ведущего уха.

Слайд 5

Проблемы ребенка левши

Слайд 6

Нарушение или недостаточность развития зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти и зрительно-моторной координации. Трудности формирования зрительного образа букв, цифр (нарушение соотношения элементов, ребенок путает сходные по конфигурации буквы, цифры, пишет лишние элементы или не дописывает элементы букв, цифр); Левшам гораздо труднее дается определение правой и левой руки. Ребенку-левше практически всегда сложно научиться писать. При чтении леворукие дети могут начать делать это с середины предложения. Достаточно часто наблюдается зеркальное рисование. Неустойчивый почерк (неровные штрихи, большие, растянутые, разнонаклонные буквы); Проблемы ребенка левши

Слайд 7

Леворукому ребенку всегда сложнее анализировать. Левши часто задают вопросы, фиксируют внимание на одном и том же фильме, сказке, отрывке текста. Левши болезненно относятся к негативным оценкам и легко отвлекаемы. Ребенок-левша всегда будет медлительнее. У большинства левшей наблюдаются искажения и задержки в развитии устной речи и счета. Проблемы ребенка левши

Слайд 8

Каковы последствия переучивания леворукого ребенка?

Слайд 9

Почему не стоит переучивать леворукого ребенка? Все вышеперечисленные диспропорции усиливаются при переобучении леворуких детей!!!

Слайд 10

Рекомендации по воспитанию и обучению леворуких детей При воспитании и обучении левши необходимо учитывать особенности его эмоционального статуса.

Слайд 11

Организация рабочего места помочь правильно взять карандаш; изменить при рисовании наклон листа; позаботиться о том, чтобы свет падал справа;

Слайд 12

Специальные насадки на карандаши, ручки для левшей. При выполнении письменных заданий фиксируется место начала записи, прослеживается соблюдение строки. Использование специальных «помощников» для левшей

Слайд 13

Использование наглядности для лучшего понимания и запоминания учебного материала используйте рисунки, наглядные пособия

Слайд 14

Повторяйте и закрепляйте знания Для левшей очень важна систематизация знаний. Каждый новый материал должен усваиваться поэтапно, с повторением и закреплением.

Слайд 15

Задания на развитие зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций

Слайд 16

Задания на развитие тонко-координированных движений рук

Слайд 17

Задания на развитие тонко-координированных движений рук

Слайд 18

Воспитательный момент Никогда не проявлять негативного отношения к леворукости

Слайд 19

Похвала и одобрение Левши очень ранимы и чувствительны, берегите ребенка от излишних нагрузок, чаще хвалите его даже за маленькие достижения.

Слайд 20

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности обучения и воспитания одаренных детей в современной школе

Работа посвящена актуальной в настоящее время проблеме одаренности. Состоит из двух глав. В первой главе раскрывается понятие одаренности, перечислены виды одаренности и факторы влияющие на ...

Рекомендации для родителей по подготовке леворуких детей к письму

Рекомендации для родителей по подготовке леворуких детей к письму...

Методические рекомендации "Начальное обучение игре на фортепиано детей старшего возраста"

Данная работа посвящена проблеме обучения игре на фортепиано детей старшего возраста (13-17 лет)...

Рекомендации по учёту индивидуальных особенностей леворуких детей

Сегодня практически в каждом классе в начальной школе есть дети, работающие левой рукой, — леворукие. Их около 25%. У учителей, воспитателей, родителей возникает вопрос: что делать? В былые времена та...

«Основные принципы и требования при разработке рабочей программы по обучению и воспитанию одаренных детей в дополнительном образовании».

Об основных принципах и требованиях при разработке рабочей программы по дополнительному образованию...

Рекомендации для родителей по подготовке леворуких детей к письму.

Письмо – один из самых сложных видов человеческой деятельности.· Подготовка к письму—очень важный вид занятий  с леворуким ребёнком. Это особая система пошаговых занятий, где важно всё: как сидит...

Рекомендации для родителей по воспитанию гиперактивных детей

Рекомендации для родителей по воспитанию гиперактивных детей...