Аннотация "Развитие речи" ОВЗ
рабочая программа (8 класс) на тему

Русских Ирина Сергеевна

Аннотация "Развитие речи" (ОВЗ обучение на дому)  УМК под ред. Л.Б.Баряевой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл annotatsiya_k_rabochey_programme_razvitie_rechi.docx22.31 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация к адаптированной рабочей программе

по развитию речи для учащейся  8 "А"  класса с умственной отсталостью

                           

     Рабочая программа по развитию речи для 8 класса разработана на основе Программы обучения учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью / Л.Б.Баряева, Д.И.Бойков, В.И.Липакова и др.; Под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой.- СПб.: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2011.

Место учебного предмета, срок

Рабочая программа рассчитана на 35 часов (исходя из 35 учебных недель в году) (учебная нагрузка – 1 ч в неделю). Составлена на 2018-2019 учебный год.

Адаптированная рабочая программа по «Развитию речи» в 8 классе разработана с учетом федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования на основании адаптированной основной общеобразовательной программы МАОУ СОШ № 1 и в соответствии с особыми образовательными потребностями лиц с ОВЗ.

Адаптация общеобразовательной программы осуществляется с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и включает следующие направления деятельности:

- анализ и подбор содержания;

- изменение структуры и временных рамок;

- использование разных форм, методов и приемов организации учебной деятельности.

Адаптированная рабочая программа для обучающихся, адаптирована для обучения данной категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей; она обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Нарушение речи у учащихся с тяжелой умственной отсталостью имеет системный характер, распространяется на все её функции: коммуникативную, познавательную, регулятивную. Однако в структуре общего речевого недоразвития на первый план выступает слабость коммуникативной функции. Недоразвитие коммуникативной функции речи рассматривается как часть общего нарушения коммуникативной деятельности (с присущими ей мотивами и потребностями, речевыми и неречевыми средствами, целевыми и контрольными моментами).

Цель рабочей программы

  • вызывать интерес к разнообразию окружающего мира, к явлениям природы;
  • создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках, в играх, в самообслуживании и повседневной жизни;
  • обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к общению;
  • формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;
  • учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то есть пользоваться различными типами коммуникативных высказываний);
  • развивать фразовую речь;
  • формировать умение составлять с помощью педагога простейший словесный отчёт о выполненных действиях;
  • формировать представления о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях;
  • формировать элементарные экологические представления (люди, растения и животные, строение тела, способ передвижения, питание);
  • знакомить с простейшими рассказами, историями, сказками, стихотворениями, разыгрывать их содержание по ролям совместно с учителем.

Содержание учебного предмета

«Развитие общих речевых навыков»:

  • Развитие общей речевой моторики: оральный и артикуляторный праксис; точность, чистота, объем, плавность движений, умение удерживать позу в процессе выполнения упражнений общей артикуляторной гимнастики.
  • Упражнения на развитие слухового восприятия (различие силы звука, темпа и ритма звучания).
  • Формирование умения слышать выразительность речи, понимать мимические реакции, адекватные воспринятой интонации.

«Развитие навыков общения, диалогической и связанной речи»:

  • Создание образовательных коммуникативных ситуаций для развития диалогической речи («Покупка продуктов питания», «Покупка хлебобулочных изделий» и т. п.).
  • Совместное составление коротких описательных рассказов о продуктах питания с использованием картинок, пиктограмм и речевых средств.

«Окружающий предметный мир и профессии людей»:

  • Знакомство с близлежащими улицами, парком, сквером памятным местом. Рассматривание фотографий и беседы по ним.
  • Тематические уроки-занятия с использованием пособия по формированию социально-бытовой ориентировки.
  • Отобразительные и сюжетно-ролевые игры, в которых проигрываются знакомые ситуации, отражающие трудовые действия продавца, кассира, покупателя. Обучающие игры с реальными предметами.
  • Совместные игры с реальными предметами и предметами-заместителями. Отработка алгоритма покупки продуктов в магазине.
  • Знакомство с цирком, чтение литературных произведений о цирковых животных, клоунах. Проигрывание ситуаций о цирке с использованием иллюстраций, театральных кукол.

«Окружающий природный и животный мир»:

  • Чтение литературных произведений о животных, птицах, природе с последующей беседой (в доступной форме). Соотнесение с пиктограммами и иллюстрациями природных объектов, животных, растений и ответы на вопросы по содержанию прочитанного с использованием вербальных и невербальных средств общения.
  • Совместные занятия с настольно-печатными играми о животных, птицах и насекомых.
  • Систематические упражнения с пиктограммами.
  • Расширение и уточнение действий учащейся по элементарному экспериментированию (посадка лука, укропа, цветов, уход за комнатными цветами, сбор семян) и трудовых действий в природном уголке.
  • Воспитание заботливого отношения к животным и птицам, бережного отношения к растениям и безопасного поведения в процессе практических действий с ними.
  • Дидактические игры, игровые упражнения и предметно-практические действия по уточнению представлений учащейся о жизни растений, животных, об одежде и труде людей в определенное время года.
  • Формирование представлений о жизни окружающего природного и социального мира днем.
  • Экспериментирование с красками и простые опыты по получению сочетания цветов.
  • Практические упражнения на определение цвета частей суток (утро, день). Определение наиболее характерных цветов времен года (осень, зима).

Учебно-методический комплекс по предмету «Развитие речи», 8 класс.

1. Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Изучаем обучая: Рекомендации по обучению детей с тяжёлой умственной отсталостью.- М., 2002.

2. Протасова Е.Ю. Строим, лечим, учим (детям о профессиях). –М.: Карапуз, 2003.

Планируемые результаты

Личностные результаты

У выпускника будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно–познавательные и внешние мотивы;
  • учебно–познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, так и поступков окружающих людей;

Выпускник получит возможность для формирования:

  •  чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
  • целостного восприятия окружающего мира;
  •  развитой мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованности в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческого подхода к выполнению заданий;
  •  рефлексивной самооценки, умения анализировать свои действия и управлять ими;
  •  навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
  • установки на здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации с помощью учителя;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

Выпускник получит возможность научиться:

  • ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
  • применять установленные правила в планировании способа решения;
  • выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной формах;
  •  использовать речь для регуляции своего действия;
  •  осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  •  вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок с помощью учителя;
  •  адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков с помощью учителя;
  • устанавливать причинно – следственные связи в изучаемом круге явлений с помощью учителя;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях с помощью учителя;

        Выпускник получит возможность научиться:

  • с помощью учителя выбирать наиболее эффективные способы решения задач;
  • с помощью учителя контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  •  использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

Выпускник получит возможность научиться:

  • ставить вопросы;
  • обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;
  • слушать собеседника;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  •  оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;
  • обобщать названия изученных групп предметов.

Форма контроля:

Контроль за уровнем достижений по развитию речи  проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, пересказов, рисунков, работа по карточкам, устные ответы.