Консультация учителя-дефектолога для педагогов "Что необходимо знать о заикании".
консультация на тему

Потёмкина Татьяна Юрьевна

Консультация в основном предназначена для воспитателей и других специалистов дошкольного учреждения. В ней говорится о наиболее распространённых причинах возникновения заикания у дошкольников, о профилактике заикания и о небходимых рекомендациях для родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация учителя-дефектолога для педагогов

"Что необходимо знать о заикании".

 

Заикание – это речевой недостаток, при котором говорящий испытывает специфические трудности при произнесении слов, фраз. Трудности проявляются в непреднамеренных остановках, повторах звуков, слогов, слов, часто сопровождающихся судорогами мышц лица, шеи, конечностей. Особенностью заикания является то, что эти трудности появляются у заикающихся только в процессе речевого общения. Заикание возникает чаще всего у детей 2-5 лет в период формирования фразовой речи, и  основу для его возникновения составляет ослабленность нервной системы. Причём заикание у мальчиков встречается в четыре раза чаще, чем у девочек. Для возникновения заикания необходимо действие одного или нескольких факторов. Такими факторами являются:

  •  физическая (соматическая) ослабленность ребенка в результате болезни, чрезмерного утомления;
  •  ускоренное развитие речи, когда фразовая речь у малыша появляется в возрасте 1.5 – 1.7 лет;
  •  позднее развитие речи, когда система средств языка оказывается длительное время несформированной;
  • длительная травмирующая ребенка ситуация (конфликтные переживания), отрицательные эмоции из-за напряженных отношений с окружающими;
  • острая травмирующая ситуация (психическая травма), непосильное для нервной системы ребенка эмоциональное напряжение (может быть отрицательным (испуг) или положительным (бурная радость, восторг);
  •  неправильное воспитание (чрезмерная избалованность, неровное воспитание (нет единства требований родителей, бабушек, дедушек), резкий переход от строгости к избалованности, категоричность требований);
  • желание родителей воспитать «идеального ребенка», которое может привести к неподготовленности ребенка к ситуации неуспеха и, как следствие, к эмоциональному дискомфорту;
  •  непосильная речевая нагрузка, возникающая в результате повторения непонятных, трудных слов при заучивании сложных стихотворений;
  • попытка родителей начать обучение малыша иностранному языку в раннем возрасте (дву- и многояязычие),  результате чего нервная система может испытывать перенапряжение;
  • подражание (заикание у близких родственников, друзей), когда наблюдаемый ребенком образец прерывистой речи закрепляется в сознании ребенка.

Предупреждение возникновения заикания у детей.

В семьях с факторами риска заикания должны быть созданы условия для нормального соматического и нервно-психического развития ребенка:

•         соблюдение режимных моментов;

•         правильное питание;

•         избегание соматических и психических перегрузок;

•         создание благоприятного эмоционального климата в семье;

•         единые воспитательные воздействия;

•         чтение литературы, которая соответствует возрасту ребёнка;

•      избегание очень шумных, зрелищных мероприятий;

•   обязательно строгое ограничение по времени просмотра телевизионных передач, компьютерных игр;

•         соблюдение правил речевого общения с ребенком:

- речь взрослых должна быть достаточно плавной, эмоционально-выразительной, умеренной по темпу, четкой;

 - не стоит говорить с ребенком его «лепетным» языком, искажать звукопроизношение;

- речь не должна быть перегружена труднопроизносимыми для детей словами;

- речь взрослого при общении с ребенком не должна содержать сложных лексико-грамматических оборотов, синтаксических конструкций;

- ребенку следует задавать только конкретные вопросы, не торопить его с ответом;

- ребенка нельзя наказывать за погрешности в речи, передразнивать, раздраженно поправлять;

-   чтобы вовремя помочь ребёнку, очень важно не пропустить первые признаки возникновения заикания.

Первые признаки заикания:

  • ребенок вдруг внезапно замолкает, отказывается говорить (это может длиться от двух часов до суток, после чего ребенок вновь начинает говорить, но уже, заикаясь; если в этот период успеть обратиться к специалисту до момента возникновения заикания, то его можно предотвратить);
  • употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, и);
  • повторение первых слогов или целых слов в начале фразы;
  • вынужденные остановки в середине слова, фразы;
  • затруднения перед началом речи.

В целом при появлении запинок родителям следует рекомендовать:

  • создать в доме атмосферу уюта, спокойствия и любви;
  • снизить требования к ребенку, если они неадекватно завышены;
  • обеспечить единые требования к ребенку, они должны быть одинаковыми у всех членов семьи;
  • постараться исключить на это время из меню ребёнка кофе, какао, шоколад;
  •  создать условия, временно ограничивающие активное речевое общение ребенка с окружающими;
  • временно убрать книги, перестать читать вслух; 
  • не задавать в этот период вопросы, требующие развернутого ответа, т.е. сократить речевую нагрузку;
  • предложить ребенку спокойные, «молчаливые» игры и занятия (кубики, строительный материал, лепка, аппликация, рисование, мозаики, пазлы и пр.);
  • желательно также петь с ребёнком короткие спокойные детские песенки (во время пения ребёнок не заикается);
  • иногда можно разговаривать с ребёнком шёпотом, в этом случае ребёнок тоже не заикается;
  •  незаметно подсказывать ребенку то, что он сам хотел сказать;
  • тон общения  с ребенком должен быть ровным, спокойным, ласковым;
  •  не обращать внимание ребенка, и кого-либо в его присутствии, на его запинки; не произносить при ребёнке даже слово "заикание";
  •  не показывать свой испуг и беспомощность при проявлении заикания, поскольку это может испугать ребенка и привести к усилению запинок;
  • не следует одергивать, дразнить ребенка, упрекать за его неправильную речь;
  • при первых же признаках заикания обязательно нужно обратиться к детскому психоневрологу или невропатологу и затем к логопеду, поскольку заикание легче предупредить, чем лечить; от педагогов и родителей при этом потребуется терпение, внимание к ребёнку и деликатность.

Таким образом, только совместная работа врачей, логопеда, воспитателей и родителей приведёт к хорошим результатам.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповая консультация учителя-дефектолога для родителей воспитанников средней группы

В консультации даны рекомендации родителям по использованию дома различных игр на плеоптическом этапе....

Групповая консультация учителя-дефектолога для родителей воспитанников подготовительной группы

В консультации даны рекомендации родителям по использованию дома игр на ортоптическом и стереоскопическом этапе....

Примерныйжурнал консультаций учителя-дефектолога

В данном журнале ведется учет консультаций всех участников учебного процесса: родитель-педагоги....

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ консультаций учителей-дефектологов на ресурсном объединении

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ консультаций учителей-дефектологов  на ресурсном объединении ГКОУ СКОШИ №31 на 2016-2017 учебный год...

Консультация для родителей первокласников: "Что необходимо знать о навыках письма".

Материал содержит советы педагога по формированию  кинетической оранизации процесса письма....

Методический материал "Тематическое планирование консультаций учителя-дефектолога"

Тематическое планирование консультаций для педагогов, родителей и учащихся учителем-дефектологом в коррекционной школе. По плану проводится раз в неделю...

Консультация для родителей "Все что необходимо знать про фонематическое восприятие"

Не каждый родитель знает что такое фонематическое восприятие и то как его можно развивать. В моей статье вы познакомитесь с термином "фонематическое восприятие", а так же с этапами развития ...