Коспект по развитию речи (комбинированный) для детей с ТМНР
план-конспект урока на тему

Тема: "Зима" - комбинированный урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3 класс39.25 КБ

Предварительный просмотр:

ХОД УРОКА

Этап  урока

Деятельность учителя

Деятельность  учащихся

Примечания

    Орг. момент

Правильная посадка за партой.

Ориентировка во времени.

Актуализация знаний учащихся о приметах зимы.

Динамическая      пауза

Актуализация темы «Зимняя одежда».

Анализ образца работы учителя.

Динамическая пауза.

Анализ предстоящей работы.

Техника безопасности при работе с клеем.

Коррекционная гимнастика для рук.

Практическая работа учащихся

Организация выставки детских работ на доске.

Подведение итогов уроков и оценка работ учащихся

Ребята, у нас на уроке гости. Посмотрите на них.

А сейчас сядьте пожалуйста красиво:  выпрямите

спины, расправьте плечи, ноги поставьте на пол,

руки положи те на парту перед собой. Глаза смот-

рят только на меня… уши слушают только меня.

- Какой сейчас у нас урок?

- Правильно: урок развития речи.

- А чему мы учимся на этих уроках?

- Правильно. На уроках развития речи мы учимся красиво и правильно говорить. А для того,

чтобы говорить правильно и красиво, надо, чтобы

наши губы и язык работали правильно и красиво. Давайте выполним несколько упражнений для

наших губ, языка…

- Поставьте перед собой на парте зеркала так,   чтобы вы видели свое лицо.

- А теперь вспомните, как дует сильный ветер?

Сделайте глубокий вдох… а теперь вытяните

губы трубочкой…

- Как  ветер свистит?

- А сейчас давайте  вспомним, какое сегодня число, месяц, день недели?

- Декабрь – это месяц какого времени года?

- А, декабрь – какой  по счету месяц зимы?

- Еще какие зимние месяцы вы знаете?

-А сейчас я вам загадаю загадку, а вы постараетесь

ее отгадать:

  Снег на полях,

  Лед на реках,

  Вьюга гуляет,

  Когда это бывает?

- О каком времени года загадка?

Учитель держит иллюстрацию с изображением зимы (см. приложение №1), а потом вешает на

доску

Ребята, а как вы отгадали загадку?

Что на полях лежит белого цвета?

Если вьюга на улице, то за окном холодно или тепло?

- А, вот, Саша Кемова знает стихотворение о зиме.

Послушайте его внимательно и скажите: о каких

приметах зимы говорится в стихотворении?

- О каких приметах зимы говорилось в стихотворении?

Еще о каких приметах говориться в стихотворе-

нии? Учитель еще раз прочитывает стихотворение

Правильно, зимой катаются на санках, на коньках

(на доску учитель прикрепляет картинки с изобра-

жением катающихся детей на коньках и санках. Приложение №3, «№4)

- Еще о каких приметах говорится в стихотворе-

нии?

- Для какого праздника нам нужна елка?

- А, что мы с елкой делаем?

- А сейчас выходите на коврик и мы с вами пойдем

на воображаемую прогулку в зимний парк.

Мы сегодня на горе,

Ну а горка во дворе,

Кто на санках,

Кто на лыжах,

Кто подальше,

Кто поближе,

В горку мчимся мы бегом,

Ну а с горки  - кувырком.

- А теперь возвращаемся в класс, садитесь по-

жалуйста за парты, продолжаем урок.

 - В 1-й части урока мы говорили с вами о приме-

тах зимы: на деревьях, на земле на домах лежит

снег. Зимой дети катаются на санках  коньках.

Зимой на улице становится…

- Поэтому, мы с вами стали одеваться… как?

- А кто из вас сможет рассказать мне, в чем он

пришел сегодня  в школу?

Ребята, куртка, шапка – что это? Как можно ска-

зать одним словом?

- Ребята, по-моему, кто-то стучится в дверь.

Кто бы это мог быть?

(Входит «Зима»)

- Вы, узнали кто это?

З. Я проходила мимо и услышала, что вы говори-

те о зиме. Мне стало интересно, что ребята знают

об этом времени года.

- Ребята, а вы любите зиму?

- А как  вы  думаете, зима – это грустное  или весе-

лое время года?

- Почему вы так думаете?

- Я с вами согласна. Вы идете кататься на санках,

на коньках вы одеваетесь … как?

-  А, я, вот, не успела купить себе шубу, хожу

мерзну.  

Осень слишком долго  задержалась на улице.

У. Зима, не грусти! Мы тебе поможем. Мы с ре-

бятами «сделаем» тебе шубу – эскиз-аппликацию.

З. Вот, спасибо. А сейчас мне надо ненадолго уй-

ти по делам, но я обязательно вернусь к концу

урока, чтобы посмотреть какие у вас получились

аппликации.

 

Учитель вывешивает на доску образец апплика-

ции.

- Что изображено на картинке?

- Человек из каких частей тела состоит?

- Покажите, где голова у Зимы?

- Что на тело Зимы одето?

- Покажите у себя левую руку, правую руку.

«Замечательно с утра

Потрудилась детвора,

Мы из трех комков собрали

Украшение двора,

Баба снежная стоит,

Всех прохожих веселит.

Если раньше двор мела

Чья-то старая метла,

То сегодня эту штуку

Снежной бабе дали в руку,

Отгонять пернатых ловко,

Охранять свою морковку.

- Отдохнули? Готовы работать дальше?

- Каждому из вас я дам лист розового картона.

Положите перед собой лист так, как я держу (вер-

тикально).

- А теперь, достаньте из своих коробочек и поло-

жите на парте все детали аппликации.

- Сколько всего у нас деталей?

- Назовите?

- С чего начнем выполнять нашу аппликацию?

- Голову приклеите в какой части листа: вверху

или внизу?

(Появляется на доске пооперационная карта №1)

- Положите на своих картонных листах голову

Зимы.

- Что потом будете приклеивать?

(Появляется на доске пооперационная карта №2)

- А, теперь, возьмите шубу и положите у себя как

показано  на доске.

- Ребята, посмотрите, чего не хватает у нашей Зи-

мы?

- Посмотрите, куда надо приклеить руки.

(На доске появляется пооперационная карта №3,

и №4)

Возьмите руки и положите на нужное место.

- Вот, и готова на Зима. И шубу Зиме мы сделали… (с этими словами учитель нарочно

«неаккуратно» берет аппликацию одного из уч-ся,

добиваясь, чтобы не приклеенные детали рассыпались). Ой, что случилось?

- Почему наша аппликация рассыпалась? Что мы забыли сделать?

- Конечно, аппликация должна сохраниться надолго для того, чтобы Зима по нашим работам

сшила себе шубу.

А чем мы приклеиваем детали..

Правильно, клеем.

Мы не в первый раз работаем с клеем, поэтому знаем, что клей – вещество….

и при работе с клеем надо строго соблюдать определенные правила.

Давайте вспомним  эти правила:

1.  Клей быстро сохнет, поэтому, работать надо…

2. Чтобы не пачкать парту пользуйся…

3. Излишки клея удаляй…

4. Если во время работы испачкали руки, чем их нужно вытереть?

5. Если клей попал в глаза – сразу промой глаза…

6. В конце работы не забудь закрыть клей …

И, наконец, самое главное правило 7

7. После работы   с клеем обязательно вымой  руки водой с …

Надеюсь, что во время работы с клеем вы все будете строго выполнять правила, которые  мы с вами только что повторили.

- Прежде чем вы начнете работать, давайте выполним несколько упражнений для рук и, заодно, немного отдохнём :

1. «Согрей руки»

2. «Кулачки-ладошки».

3. «Побежали-поехали»…

- А сейчас положите пожалуйста перед собой лист картона так, как показано на первой картинке.

(далее практическая работа уч-ся строится по плану раздела «Анализ предстоящей работы»)

Ребята, посмотрите, какие у нас получились красивые Зимы.  

З.  Кажется, я пришла как раз вовремя!

 Какие у вас работы хорошие получились.

Теперь, я быстро сошъю себе шубу. У меня есть

такие замечательные  работы ребят.

А сейчас мне пора отправляться за шубой.

Как только у вас снова наступит зима я приду к

вам и покажу свою шубу.

 У.: Дорогая Зима, конечно, мы с ребятами тоже будем вспоминать эту необычную  встречу с тобой.

Вот и закончился наш урок.

 Все  ребята сегодня работали очень хорошо, поэтому, все получают оценку «5». Молодцы

А сейчас давайте приведём в порядок свои рабочие места. И что ещё надо сделать? Вспомните последнее правило работы с клеем.

Учащиеся смотрят на гостей.

Учащиеся выполняют инструкцию учителя.

«Урок – развития речи».

На уроках развития речи мы

учимся говорить (развиваем речь).

Дети выполняют инструкцию

учителя.

Учащиеся делают вдох через

нос и выдыхают через рот.

с-с-с-с…  У учащихся губы

в улыбке, зубы сомкнуты

Сегодня 10 декабря, вторник.

Декабрь – это зимний месяц.

Декабрь – 1-й месяц по счету.

К зимним месяцам еще относятся – январь и февраль.

О зиме. (Не говорящие учащиеся

 выбирают ответ из 2-х картинок:

«зима» и «лето». Приложение № 2).

Снег.

Холодно.

Саша:

«В декабре, в декабре

 Все деревья в серебре.

 Нашу речку словно в сказке

 За ночь вымостил мороз,

 Обновил коньки, санки,

 Елку из лесу принес.

О том, что все деревья в снегу.

О санках, коньках.

О елке.

Елка нужна для Нового года (приложение №5). Не говорящие

учащиеся выбирают ответ на кар-

тинке (прил. № 6,7)

Елку наряжаем.

Учащиеся выходят на игровую зону.

Учащиеся встают и поднимают

руки вверх.

Учащиеся разводят руки в стороны.

Учащиеся приседают, изображают, что они едут на санках.

Учащиеся машут руками вперед и назад, изображая езду на лыжах.

Учащиеся делают наклон вперед, руки вперед.

Учащиеся встают и прижимают руки к груди.

Учащиеся имитируют бег на месте: поднимают колени вверх.

Учащиеся приседают, сгибают в локтях руки и вращают перед грудью.

«холоднее»

«теплее»

Несколько учащихся говорят, в

чем они пришли в школу.

(«Я пришел в школу в куртке, шапке, сапогах…)

«Одежда»

Различные варианты ответов уча-

щихся, например, Снегурочка, Снежная королева, Зима  и т.п.

Ответы детей.

Веселое.

Зимой можно кататься на санках,

играть в снежки, лепить снеговиков.

«теплее»

Зима.

Голова, туловище, руки и т.д.

Один из учащихся выходит к доске и показывает голову.

Шуба.

Учащиеся показывают.

Дети делают наклон вперед, изображают расчистку снега

Приседают, медленно поднимаются и очерчивают руками фигуру снеговика

Встают, руки в стороны

Ученики делают  движения, имитирующие работу метлой

Правая рука в сторону

Делают махи руками над головой

Прикрывают нос ладонями

Ответы учащихся.

Учащиеся располагают лист картона вертикально.

4

Голова, шуба, 2 руки.

Сначала приклеим голову.

Вверху.

Учащиеся выполняют.

Шубу.

Учащиеся выполняют.

Не хватает рук.

Учащиеся выполняют инструкцию.

Приклеить.

Клеем.

… ядовитое

Быстро

Рабочей доской

Салфеткой

Салфеткой.

Водой

Крышкой

Мылом

Учащиеся выполняют

Учащиеся выполняют

Учащиеся выполняют

Дети располагают лист картона на парте вертикально.

Вымыть руки с мылом.

Упражнение  направлено на  а выработку сильной воздушной

струи. Повторяется 3-4 раза.

Во время выполнения упраж-

нений  учитель следит, чтобы

дети правильно выполняли

артикуляционный уклад зву-

ков.

Из-за крайне низкого уровня сформированности произносительной стороны речи у всех учащихся класса, допуска-

ются ответы одним словом.

Учащиеся могут назвать 3 зимних месяца.

На протяжении всей практической работы учитель обращается (фиксирует внимание детей) к  пооперационным картам!

Работы учащихся вывешиваются на доске.

Раздается стук в дверь.

Зима благодарит учеников и ухо-

дит.

Класс 3 «А»                                                         Дата проведения: 10.12.2013 г.                                                                                                                    

Учитель: Леонова В.В.

Предмет: Устная речь

Тема:  «Зима».

 урока 2.

Вид урока: комбинированный

Урок по теме: «Приметы и признаки зимы».

Цель урока: формирование основ диалогической речи (простой фразы) на материале темы: «Зима. Приметы и признаки зимы».  Активизация и обогащение словарного запаса (активного и пассивного) по теме «Приметы и признаки зимы», отработка навыка выполнения аппликации из готовых форм цветной бумаги.

Задачи урока:

- образовательные:

1. Уточнение и обобщение представлений учащихся по теме « Время года - зима», «Зимние забавы детей».

2. Актуализация и уточнение  знаний учащихся о правилах работы с клеем.

  1. Обогащение активного и пассивного словарного запаса по темам « Время года - зима», «Зимние забавы детей.

- коррекционно-развивающие:

   1. Развитие и коррекция  элементов анализа и  синтеза посредством работы с пооперационными картами.

   2. Коррекция речевого развития  посредством формирования элементов диалоговой речи.

   3. Развитие и коррекция зрительного внимания и восприятия посредством анализа образца аппликации

   4. Коррекция тонкой моторики посредством выполнения аппликации из готовых форм цветной бумаги.

- воспитательные:

    1. Воспитание эстетического восприятия окружающего мира.

    2. Воспитание умения работать в коллективе.

    3. Воспитание культуры поведения на уроке.

План урока:

  1. Организация начала урока. Правильная посадка за партой.
  2. Ориентировка во времени.
  3. Актуализация  в памяти учащихся примет зимы.
  4. Динамическая пауза.
  5. Актуализация темы зимняя одежда.
  6. Анализ образца аппликации у учителя.
  7. Динамическая пауза.
  8. Работа с пооперационными картами.
  9. Техника безопасности при работе с клеем.
  10. Коррекционная гимнастика для рук.
  11. Практическая работа учащихся с опорой на пооперационные карты.
  12. Организация выставки детских работ на доске.

Оборудование:

  1. Картинки с изображением Зимы, катающихся детей на коньках, на санках и праздника Нового года.
  2. Индивидуальные карточки для работы с группой неговорящих детей.
  3. Образец аппликации учителя.
  4. Героиня зимы – «Зима».
  5. Пооперационные карты.
  6. Набор  для выполнения аппликации для каждого учащегося: картонный лист розового цвета, детали к аппликации, рабочая доска, клей, салфетка.

Методические приемы:

Рассматривание, вопросы, индивидуальные и хоровые ответы, повторения, уточнения, динамическая пауза, работа с раздаточным материалом.

Формы организации работы детей: фронтальная, индивидуальная.

Формы организации работы учителя:  учитель выступает в роли организатора, координатора, консультанта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклор как способ развития речи умственно отсталых детей.

В статье анализируются особенности детей с тяжёлыми интеллектуальными нарушениями. Раскрывается коррекционно – развивающее значение использования малых форм фольклора для развития речи детей с и...

Открытое коррекционное занятие по развитию речи с группой детей с ОНР в 3 классе

Тема: Каким быть? Доброта. Дифференциация сонорных звуков Р - Л в словах и предложениях....

Окружающий мир и развитие речи. Комбинированный урок в 4 классе для учащихся с ОВЗ

Методическая разработка по предмету окружающий мир и развитие речи. Тема "Домашнее животное - лошадь"...

Развитие коммуникативной функции у детей с ТМНР

Развитие коммуникативной функции у детей с ТМНР. Опыт работы воспитателя и учителя...

Доклад на тему: «Дидактические игры как средство развития речи на уроке детей со сложной структурой дефекта».

В докладе раскрываются особенности познавательных психических процессов детей со сложной структурой дефекта (ССД). Также рассматриваются особенности развития внимания и умственной деятельности. Раскры...

Развитие мелкой моторики у детей с ТМНР с нарушением зрения посредством игровых технологий

В данной статье описаны рекомендации по формированию навыков мелкой моторики у детей с ТМНР с нарушением зрения в условиях общего образования и реализации СИПР....