Разрешение конфликтных ситуаций между детьми и родителями
консультация на тему

Заболотникова Екатерина Владимировна

Даны практические рекомендации педагога-психолога по разрешению конфликтов в семье

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_konfliktov_mezhdu_roditelem_i_rebyonkom.docx24.02 КБ

Предварительный просмотр:

Разрешение конфликтных ситуаций между детьми и родителями

В любой семье, время от времени, могут возникать конфликты и  ссоры. Интересы и желания не могут всегда и во всем совпадать у всех членов семьи.  Как же достичь того, чтобы отрицательных эмоций при этом было меньше.

Профилактика конфликтов между родителем и ребёнком требует особого внимания.

Основные причины возникновения конфликтной ситуации:

 - отсутствие желания выслушать собеседника, его потребностей

 - разные взгляды на жизнь

 - повышенный контроль

 - насмешки над  «вкусами»

Как же разрешить конфликтную ситуацию, не потеряв чувства самоуважения и не переживая её потом про себя еще неделю-другую?

Рассмотрим примеры возникновения конфликтов между родителями и детьми.

Один из типичных примеров: семья располагается вечером у телевизора, но смотреть каждый хочет свое. Например, отец — рьяный  болельщик, и он рассчитывает посмотреть прямую трансляцию футбольного матча. Дочь настроена на очередной выпуск молодёжного ток шоу. Разгорается спор: дочь никак не может новый выпуск, она «всю неделю его ждала»; отец никак не может отказаться от матча: он «ждал его еще дольше и завтра они будут обсуждать его с друзьями!».

Другой пример. Мама торопится закончить уборку к приему гостей. Она понимает, что не успевает и просит дочь помочь ей в этом. Но у той скоро начало сеанса в кинотеатре, и она не хочет опаздывать. Мама просит «войти в ее положение», дочка делает то же. Одна настаивает, другая не уступает. Страсти накаляются...

Что общего в этих историях? Что создает конфликтную ситуацию и приводит к «накалу страстей»?

Очевидно, что дело — в столкновении интересов родителя и ребенка. Заметим, что в подобных случаях удовлетворение желания одной стороны означает ущемление интересов другой и вызывает сильные отрицательные переживания: раздражение, обиду, гнев. Происходит столкновение интересов, возникает проблема сразу у обоих: и у ребенка, и у родителя. Что же делать в таких случаях?

Неконструктивное разрешение конфликтов

Два известных неконструктивных способа разрешения конфликтов объединяются под названием "Выигрывает только один".

      Выигрывает только родитель.

Взрослый, выбирая этот способ реагирования, руководствуется простым мотивом: если дать ребенку делать, что он хочет, он только так и будет поступать, не считаясь с интересами других людей. Взрослый подавляет ребенка своим преимуществом в силе. И тем самым дает ему пример как раз такого поведения, какое он не хочет видеть у сына или дочери.

Иногда взрослые-победители избирают другую тактику: добиваются своего уговорами - ласковыми, но настойчивыми. Вывод ребенка: "Родители все равно настоят на своем, мои желания никого не интересуют". В результате он постоянно ощущает себя побежденным. И чувство это отражается в его поведении: оно может быть или агрессивным, или пассивным. Постепенно накапливаются обиды, развивается отчужденность.

      Выигрывает только ребенок.

Родители выбирают этот способ по мотивам: "все лучшее детям", "лишь бы не плакал", "мир любой ценой" и т. д. В этом случае в семье удается поддерживать атмосферу спокойствия и уступчивости. Но вряд ли ребенок встретится с такой же готовностью со стороны других взрослых и детей. К тому же, по мере того как ребенок растет, растут и его потребности. А у родителей накапливается недовольство своей вечной ролью покорных исполнителей его желаний.

Можно ли сделать так, чтобы не было проигравших? 

Да, есть и конструктивный способ разрешения конфликтов. В нем выигрывают оба участника - и взрослый и ребенок. Алгоритм решения включает в себя несколько шагов:

1. прояснение конфликтной ситуации;

2. сбор предложений;

3. оценка предложений и выбор наиболее приемлемого;

4. детализация решения;

5. выполнение решения, проверка.

Первый шаг - прояснение ситуации.

Взрослый активно слушает ребенка, стараясь понять его чувства, мотивы, затруднения. При этом важно начинать именно с выслушивания ребенка. Если он убедится, что его слышат, тогда сможет выслушать и вас, а потом перейти к совместному поиску решения.

Замечено: когда взрослый начинает слушать и понимать чувства ребенка, накал эмоций значительно снижается. И тогда становится возможным принять позицию "противника" как заслуживающую внимания.

Выслушав ребенка, нужно сообщить ему и о своих чувствах и желаниях. Но сделать это в форме "я-высказывания" вместо "ты-высказывания". Например: "Я устаю на работе и хотела бы, чтобы мне не приходилось гулять вечером с твоей собакой" (вместо "Ты всегда перекладываешь свои обязанности на других").

Второй шаг - сбор предложений.

Начинается он с вопросов: "Как нам поступить в этой ситуации?", "Что можно сделать?"

Важно, чтобы ребенок сам предлагал варианты решений. Взрослый высказывает свои соображения. При этом собираются все предложения. Даже если они на первый взгляд не слишком приемлемые.

Третий шаг - оценка предложений и выбор наиболее приемлемого.

Это очень важный этап. Доброжелательно обсуждаются и учитываются все мнения, без раздражения и обид. И постепенно у детей вырабатывается навык разрешения конфликтов мирным путем. Когда в обсуждении участвует несколько сторон, наиболее приемлемым считается предложение, которое устраивает всех участников.

Как быть, если такое решение не находится? Обычно при таком способе решения проблем в участниках пробуждается творческий подход и готовность идти навстречу друг другу. Но ведь ребенок может предложить просто неприемлемое решение. Тогда нужно исходить из реальной оценки ситуации. Если предложение ребенка опасно для жизни и здоровья, необходимо остановить его. Иногда же мы настаиваем на своем только из принципа, а реальной угрозы при этом нет.

Шаг четвертый - детализация принятого решения.

Необходимо уточнить, как оно будет выполняться. Например, решено: сын сам будет заботиться о кормлении своей собаки. Что для этого понадобится? Возможно, придется выделять ему регулярно какую-то сумму для покупки корма, витаминных добавок и т. д. Или научить элементарным навыкам готовки (показать, как сварить, смешать и т. д.). Договориться о том, что собачью посуду он также будет мыть сам. Прикрепить на видном месте напоминание о часах кормления и т. д.

Пятый шаг - выполнение, проверка.

Не исключено, что на первых порах не все пойдет гладко. Через какое-то время стоит спросить у ребенка не нужна ли какая-то помощь?

Почему он сегодня «сам не свой»?

Иногда родители теряются в догадках, почему ребенок на пустом месте раздражается, не слушается, ведёт себя агрессивно по отношению к другим детям. Причина может быть в его переживаниях, оттого что в семье не все спокойно. Он не может понять, почему взрослые кричат друг на друга или почему папа хлопнул дверью, а мама плачет. Накопившееся напряжение и беспокойство малыш переносит на других детей: они подспудно начинают раздражать его и становятся «виноватыми» в том, что ребенку так плохо. Он не может этого выразить словами, поэтому свою нервозность выплескивает в конфликте, получая разрядку негативных эмоций, накопившихся в детской душе. Как правило, после таких ссор и драк ребенок не может объяснить конкретных причин своего крайне агрессивного поведения.

Также дети могут использовать конфликт для привлечения внимания взрослых, и подсознательно пользуются этим, чтобы получить что-либо от родителей. Возможно, ребенку не хватает вашего внимания и заботы. Подумайте, может быть, ваш ребенок хочет, чтобы вы проводили с ним больше времени, нуждается в более близком эмоциональном контакте с вами? Если ребенка часто критикуют и ругают дома, он также может выплескивать свою обиду и раздражение на других детей. И наоборот, если ребенка чрезмерно опекают и хвалят, он является «пупом земли» в собственной семье, желания которого тут же исполняются, он может не найти понимания у сверстников. Ведь он ждет такого же отношения от всех окружающих, но, естественно, не получает его. Тогда, ребенок начинает добиваться желаемого, провоцируя постоянные конфликты и ссоры.

Поэтому, пытаясь научить ребенка навыкам эффективного общения, подумайте, что необходимо изменить в собственной семье, поведении и отношении к ребенку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Типы конфликтов и приемы разрешения конфликтных ситуаций

Материал помогает разобраться в типах  конфликтов и дает рекомендации по их разрешению....

Конфликтные ситуации между родителями и детьми и способы их решения

Родительское собраниеКонфликтные ситуации между родителями и детьми и способы их решения.Аннотация - В основе всякого конфликта лежит противоречие.- Противоречие, которое лежит в основе конфликта...

Родительское собрание «Конфликтные ситуации между родителями и детьми, способы их решения»

Конфликты в нашей жизни неизбежны, так как все мы разные люди со своими взглядами, интересами, убеждениями. Большинство людей негативно относится к конфликтам, и это не случайно, ведь любая конфликтна...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме: Конфликтные ситуации между суворовцами: их диагностика, профилактика и разрешение.

Материал о работе воспитателя по управлению конфликтами между подростками, ведь каждому из нас приходилось сталкиваться с конфликтными ситуациями. Конфликты проявляются во взаимоотношениях между ...

Консультация для родителей "Способы разрешения конфликтных ситуаций в семье"

Материал по педагогическому просвещению  родителей содержит практические советы по разрешению конфликтных ситуаций в семье в подростковом возрасте....

Способы разрешения конфликтных ситуаций между кровными родителями и их детьми!

Конфликты в семье неизбежны даже при самых хороших отношениях, дело вовсе не в том, чтобы их избегать или стараться замять, а в том, чтобы правильно их разрешать....

Педагогический конфликт. Алгоритм разрешения конфликтных ситуаций между участниками учебно-воспитательного процесса

Публикация содержит материал о видах педагогического конфликта, способах его профиактики и правил разрешения конфликтных ситуаций, возникающих в процессе обучения...