Самоподготовка
учебно-методическое пособие (10 класс) на тему

Холина Мария Андреевна

Организация и проведение самоподготовки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_samopodgotovka.docx28.5 КБ

Предварительный просмотр:

       

Организация и проведение самоподготовки

Слайд 1

  Самоподготовка - выполнение домашних заданий в школе-интернате - важный этап процесса обучения, призванный формировать в учащихся навыки самостоятельности, развивать познавательные способности, прививать культуру умственного труда.

Слайд 2

Основная цель самоподготовки - повторение и закрепление изученного на уроке нового учебного материала, самостоятельное изучение дополнительного материала по теме, применение приобретенных знаний в учебе, в практической деятельности.

          Решение таких важных проблем, как формирование познавательного интереса, готовности самостоятельно расширять кругозор, ответственно относиться к выполнению учебных обязанностей зависит от того, насколько целенаправленно воспитатель формирует у учащихся установку на процесс обучения, познания, т.е. зависит от мастерства воспитателя. В то же время познавательная активность является показателем волевых усилий и работоспособности школьника, уровня развития его мышления, памяти, устойчивости внимания.

Слайд 3

          Многолетняя учебная практика выработала основные условия, обеспечивающие повышение эффективности самоподготовки.

Это:

1. Строго определенное время подготовки домашних заданий во второй половине дня.

2. Проведение подготовки под руководством воспитателя.

3. Повышение эффективности каждого урока и как следствие этого - сокращение объема домашних заданий.

4. Широкое использование различных форм взаимопомощи и взаимоконтроля.

5. Предоставление учащимся возможности заниматься в учебных кабинетах, школьной библиотеке для того, чтобы использовать дополнительную литературу, справочники и т.п.

          Перед педагогами, руководящими самоподготовкой, стоят задачи организационного и методического характера: определение форм проведения самоподготовки, способов оказания помощи ученикам, осуществления контроля; использование коллективных форм познавательной деятельности; организация взаимопомощи и т.п.

Обеспечение нормального хода самоподготовки немыслимо без соблюдения определенных правил. Эти правила подразделяются на организационно-дисциплинарные, дидактические и воспитательные.

          К организационно-дисциплинарным относятся:

1.Обязательность ежедневной самоподготовки.

2.Экономное и полное расходование времени, отведенного на занятия.

3.Обеспечение порядка на рабочем месте. Наличие всех необходимых для занятий принадлежностей и учебников.

4.Неукоснительное соблюдение каждым учеником правил запрета и правил разрешения.

         Ученик должен усвоить, что нельзя:

1. Опаздывать на занятия;

2. Тратить неэкономно время на работу;

3. Нарушать тишину;

4. Отвлекать товарищей от работы;

5. Обращаться с какими-либо просьбами, советами без надобности;

6. Заниматься посторонними делами;

7. Выходить из класса, передвигаться по нему без разрешения;

8. Беседовать с воспитателем в полный голос;

9. Давать громко консультацию, списывать у товарищей, уклоняться от выполнения части заданий, н6едобросовестно выполнять задание.

           Правила разрешения являются для учащихся нормой поведения во время самоподготовки.

 Ученику разрешается:

1.По своему усмотрению планировать и осуществлять работу;

2.Пользоваться разнообразными пособиями;

3. С позволения воспитателя до начала самоподготовки сменять свое рабочее место;

4. С согласия воспитателя выходить из класса на время;

5. Самостоятельно выбирать методы выполнения задания;

6. При необходимости обращаться шепотом за консультацией;

7. Оказывать помощь товарищу;

8. Подняв руку, обращаться с вопросом к воспитателю, беседовать с ним шепотом;

9. Проверять работу товарища, когда задание выполнено;

10. Отсутствовать на самоподготовке только с позволения директора школы или его заместителя;

11. Выполнять персональные задания учителя (доклады, сообщения), читать книги, рекомендованные для внеклассного чтения.

          Точное и полное соблюдение вышеперечисленного помогает воспитателю правильно организовать и дисциплинировать учебную деятельность воспитанников во время занятия.

          Важным моментом в структуре самоподготовки является установление очередности работы по предметам. Когда учащиеся еще недостаточно владеют методикой самообразования, возможно и оправдано установление определенной последовательности. Выполнение заданий в одинаковой для всех последовательности удобнее для наблюдения и контроля за ходом самоподготовки, но оно не должно становиться нормой. Очередность работы по предметам иногда можно использовать как своеобразный отдых.

          При затруднении, например, в решении задачи ученик переключается на задание по другому предмету, после выполнения которого вновь возвращается к задаче. В связи с индивидуальными различиями воспитанников приходится отступать от единства в очередности подготовки предметов и рекомендовать ребятам готовить задания в первую очередь наиболее трудные или любимые предметы, т.е. готовить уроки в целесообразной для каждого последовательности.

          Руководя самоподготовкой, воспитатель ни в коем случае не должен превращать ее в урок с его основными элементами. Руководство процессом учебной работы на самоподготовке должно быть направлено на обучение учащихся методике самостоятельной работы (инструктирование), оказание индивидуальной помощи отдельным учащимся, осуществление контроля за выполнением всеми воспитанниками домашних заданий.

          В зависимости от того, как учащиеся на самоподготовке работают, воспитателю приходится строить свои взаимоотношения с ними. Активно и самостоятельно работающие ученики не нуждаются ни в его руководстве, ни в его контроле, т.к. они хорошо понимают поставленные перед ними задачи, видят пути их решения, располагают возможностями и средствами успешного их выполнения. Они все делают без помощи воспитателя. Вмешательство его в их работу может им только повредить. При ненужном вмешательстве педагога в работу у ученика может развиться чувство зависимости. Ученик действует хотя и самостоятельно, но с оглядкой на реакцию воспитателя. Он как бы ставит свою работу в зависимость от мнения и оценки воспитателя.

          Воспитателю необходимо постоянно держать в поле зрения тех учащихся, которые стремятся показной исполнительностью скрыть свое нежелание трудится прилежно, с усердием и старанием. Требовательность воспитателя, его постоянный контроль разрушает у учащихся иллюзию, что подобная их деятельность может удовлетворить педагога.

          Следующим правилом, регулирующим порядок самоподготовки, являются гигиенические требования.

К ним относятся:

1.Равномерная и достаточная освещенность всего помещения;

2.Регулярное перемещение учащихся из менее освещенной части класса в более освещенную в течение недели;

3.Чистота оконных стекол;

4.Недопущения затемнения окон;

5.Использование в весеннее время просвечивающих штор на окнах для защиты от прямых солнечных лучей;

6.Установление нормального температурного режима;

7.Регулярное проветривание классной комнаты;

8.Использование школьной мебели в соответствии с возрастными данными учащихся;

9.Влажная уборка класса перед самоподготовкой;

10.Наведение чистоты и порядка в классе;

11.Соблюдение правил личной гигиены;

12.Сохранение у детей правильной позы во время работы;

13.Проведение физ.минуток (особенно в начальных классах);

14.Внимательное отношение к ослабленным болезнью детям;

15.Устранение шумовых раздражителей;

16.Предоставление перерывов на неорганизованный отдых.

          Повседневное выполнений этих требований поможет сделать самоподготовку эффективным средством улучшения качества обучения учащихся.

К ним относится следующее:

1.Самоподготовка проводится регулярно в одно и то же время с соблюдением уставной нормы ее продолжительности;

2.Задание выполняется каждым учеником самостоятельно;

3.Проверка проводится поэтапно (самопроверка, взаимопроверка, проверка воспитателем);

4.Производится первичное поэтапное оценивание выполненной работы (самооценивание, взаимооценивание, оценивание воспитателем);

5.Со слабоуспевающими учащимися организуется индивидуальная работа;

6.Объем и характер заданий регулируется с помощью обоюдных контактов учителей и воспитателей.

          Успешному формированию познавательной активности воспитанников способствует рациональное сочетание индивидуальных и коллективных форм познавательной работы в период самоподготовки. В процессе выполнения заданий индивидуально каждым учеником более всего проявляется его самостоятельность, но вместе с тем отсутствует непосредственный контакт, взаимодействие с товарищами. При коллективном выполнении задания воспитанники организуют взаимопроверку, взаимопомощь, обсуждают и оценивают результаты. В этом случае, стремятся к достижению высокой дисциплины учебного труда.

          При этом можно использовать иак называемый парный метод, суть которого в соединении в пару нуждающегося в помощи и контроле с тем, кто способен это хорошо сделать. Но наиболее эффективной формой коллективной учебной работы, как считают школьные специалисты-ученые, является групповая самоподготовка. Учитывая учебные возможности класса, их можно разделить на группы. В этом случае прежде всего необходимо определить рациональное число групп, необходимое для успешной работы. Сами группы комплектуются с учетом сочетания "слабых" и "сильных" учащихся, с учетом взаимных симпатий. Состав группы лучше всего сохранить стабильным в течение учебного года. Это необходимо для выработки у учащихся определенных навыков совместной работы. Возможны 2 способа организации групповой самоподготовки.

1 способ. Группы комплектуются из 4-6 учеников с неравными учебными возможностями (сильные, средние, слабые).

2 способ. Группы комплектуются из 4-6 учащихся с относительно равными (одинаковыми возможностями). Каждая группа состоит или только из "слабых", или "средних", или "сильных" учеников.

          В каждой группе назначается консультант и его помощник, способный при необходимости заменить консультанта. В ходе самоподготовки члены группы обращаются к консультанту по непонятным вопросам с просьбой проверить их, помочь. При такой организации самоподготовки воспитатель должен следить, чтобы консультанты не приобретали привычку подчинять своей воле учеников слабоуспевающих. Ведь постоянная зависимость от более сильных учащихся может вызвать раздражение против слабых учащихся. Воспитатель должен весь процесс самоподготовки направлять в нужное русло, координировать действия учащихся, ненавязчиво руководить всеми процессами.

          При 2 способе комплектования группы каждый воспитанник является в ней консультантом по одному из предметов. Консультанты выбираются членами группы или воспитателем, или учителем. Каждый консультант во взаимной проверке контролирует остальных по "своему" предмету и, таким образом, нагрузка равномерно распределяется между всеми членами группы.

          Опыт убедительно доказывает, что групповая самоподготовка, когда каждый учащийся имеет постоянное конкретное отношение к порученному делу, положительно сказывается на улучшении самодисциплины, взаимоконтроля и самоконтроля. В результате меняется отношение к учебе в целом, появляется стремление к активному усвоению знаний.

          И, наконец, 4 правило, регулирующее порядок проведения самоподготовки, но не последнее по значимости, - это соблюдение воспитательных требований, к которым отнесены следующие:

1.Отказ от применения каких-либо мер наказания;

2.Всемерное использование разнообразных форм одобрения, стимулирующих любые виды проявления самостоятельности при выполнении заданий;

3.Содействие прилежному отношению учащихся к самостоятельной работе;

4.Недопущение во время самоподготовки назидательных бесед с учащимися, замечаний, отвлекающих учеников от работы;

5.Разъяснение на самоподготовке неусвоенного материала лишь в крайних случаях и в ограниченном объеме;

6.Выражение вынуждения только в скрытой форме;

7.Терпимое отношение к промахам воспитанников во время работы;

8.Поощрение настойчивости и упорства школьников при работе над заданием;

9.Привлечение учащихся к посильной помощи товарищам при условии выполнения ими всех уроков.

          Большой воспитательный эффект дает применение приемов поощрения: доверие, одобрение, ободрение, воодушевление, похвала. Особенно эти приемы важны для младших школьников. В то же время следует очень осторожно обращаться с приемами наказаний, используя лишь замечание, осуждение, недоверие, порицание, ограничение.

          Каждый воспитатель всегда может себя проверить, правильно ли он руководит самоподготовкой. Чтобы дать самооценку своей работе, он должен постоянно наблюдать за информированностью своей группы на самоподготовке. их проявление свидетельствует о нормальном ходе самоподготовки в классе.

          Индивидуальная работа со слабоуспевающими учащимися входит в круг обязанностей воспитателя. Она осуществляется в разных формах. Основная из них - это забота о детях, которые в ней крайне нуждаются. Участливое отношение к педагогически запущенным детям, внимание к ним, создание благоприятных для их общего развития условий, установление личного контроля за их успехами в учении.

          Некоторые учащиеся при выполнении домашних задач на самоподготовке показывают полное или недостаточное знание пройденного материала. В отдельных случаях воспитатель организует разучивание его, привлекая к этому учащихся, успешно справившихся с заданием. Но это не должно становится нормой. Не следует забывать, что самоподготовка - это самостоятельная работа воспитанников по выполнению заданий учителей под постоянным контролем воспитателя.

          Контроль является одной из эффективной форм индивидуальной работы на самоподготовке. Он выступает в виде наблюдений, проверок и оценок деятельности учащихся. Наблюдения способствуют накоплению информации о рабочем состоянии всего класса и отдельных учащихся, позволяют после определенного анализа полученных сведений предвидеть потенциальные возможности своих питомцев. Наблюдение ведется так, чтобы все стороны приготовления домашних заданий были в поле зрения воспитателя. Когда посредством наблюдений обнаруживаются неясные факты и явления, тогда воспитатель прибегает к другой разновидности контроля - проверке. С ее помощью воспитатель стремится выяснить продуктивность труда воспитанников. По выбору воспитателя проверяются различные моменты учебной работы детей. Работа учеников, получившая на уроках неудовлетворительную оценку учителя, должна встать под особенно тщательный контроль воспитателя.

         Не следует думать, что успех самоподготовки полностью зависит от воспитателя, от его знания ее особенностей.

Воспитатель является членом педагогического коллектива. Находясь в сложной системе сотрудничества с учителями, - он должен считаться с их работой в классе.

Благодаря выполненным хорошо на самоподготовке заданиям снижается нервное напряжение на уроках, ускоряется их проверка в классе, облегчается объяснение и закрепление учебного материала. Таким образом, от самоподготовки прямую выгоду имеет прежде всего учитель, но и от него многое зависит, будет ли она в каждом конкретном классе продуктивной. Если задания учителя будут сверхсложными, если учащиеся не поняли объясняемый учителем урок, то, конечно, самоподготовка не будет иметь необходимого успеха. Все части учебного процесса взаимосвязаны, качество самоподготовки от качества урока и наоборот.

Таким образом, в высоких результатах самоподготовки заинтересованы все: руководители школы, учителя, воспитатели.

И наша общая цель - сделать самоподготовку не тяжкой повинностью, а радостью, чтобы она приносила удовлетворение от достигнутых результатов.

Подготовка домашних заданий определяется в педагогике как самостоятельная учебная деятельность учащихся по заданию учителя, в процессе которой школьники осмысляют, закрепляют приобретенные на уроке знания, умения, учатся применять их на практике. Самоподготовка в школе-интернате является одним из наиболее ответственных моментов работы воспитателя. (сл.2)

Цель самоподготовки (сл. 3)

- формирование у учащихся навыков самостоятельной работы по планированию, усвоению, закреплению, контролю и оценке полученных знаний.

Задачи: (сл.4)

Образовательные:

- расширять, закреплять и систематизировать знания детей;

- тренировать школьников в применении полученных знаний на практике.

Воспитательные:

- воспитывать у учащихся организованность, собранность и дисциплинированность, самостоятельность и прилежание, трудолюбие, ответственность, активность и инициативу.

- формировать положительное отношение к учебе, потребность и способность своевременно и в установленный срок выполнить учебные задания учителей.

- учить пользоваться справочниками, словарями, дополнительной литературой, умению работать в библиотеке, интернете.

Коррекционно - развивающие:

- развивать внимание, мышление, память и др. псих. процессы;

- совершенствовать навык разговорно-обиходной речи;

- развивать двигательную активность детей в ходе проведения физкультпауз для снятия мышечного утомления и напряжения.

Эффективность самоподготовки зависит от следующих условий: (сл.5)

  1. Качество работы учителя. (Урок учителя должен быть проведен на высоком уровне, дети должны понимать материал, заданный на самоподготовку, т.к. должен быть разобранным на уроке).
  2. Оптимальная дозировка домашнего задания. (Здесь важно договориться с учителями, особенно, с учителями-предметниками).

3. Связь: воспитатель – учитель.

Требования, предъявляемые воспитателем, должны быть едины с требованиями учителя. Воспитатель посещает уроки, наблюдает за работой своих воспитанников в условиях классных занятий, знакомится с системой работы учителя. Учитель в свою очередь по приглашению воспитателя, приходит на самоподготовку. Здесь же можно обсудить трудности, с которыми воспитанники встречаются при самостоятельной работе.

Для установления ежедневной связи в работе учителя и воспитателя в нашем классе практикуется ведение специальной тетради, в которой учитель записывает задания по каждому предмету, воспитатель - свои наблюдения о трудностях выполнения заданий отдельными учениками. Это очень важно в старших классах, где предметы ведут разные учителя. В младших же классах, в основном, учитель и воспитатель встречаются каждый день и напрямую могут обсудить текущие вопросы, но такая тетрадь тем не менее необходима.

4. Соблюдение санитарно- гигиенических требований:

  • Подготовка помещения (к началу самоподготовки класс должен быть хорошо проветренным, чистым, хорошо освещенным);
  • Перерыв между уроками и самоподготовкой не менее 1, 5 – 2 часа; самоподготовка должна проводится после активного отдыха детей на свежем воздухе.
  • Время на самоподготовку.

- начальные классы – до 1 часа

- средние классы – 1,5 часа

- 8-12 классы – 2-х часа и более

Я думаю, что некоторые колебания по времени в начальных классах зависят от успеваемости класса, трудоспособности детей.

  • Проведение физкультминуток:

В среднем она проводится на 20-й минуте. Если в классе обучаются дети с ослабленным здоровьем, то рекомендуется провести две физкультминутки.

В старших классах вместо физкультминутки - перерыв.

Физкультпауза может включать общеразвивающие упражнения, упражнения для коррекции осанки, упражнения для глаз, элементы психогимнастики, аутотренинг, но с обязательным включением до или после - двигательных упражнений и др.). В течение самоподготовки воспитатель обязан следить за правильной посадкой детей.

5. Качество работы воспитателя (воспитатель должен продумать, как на занятии будет организовано речевое общение детей, воспитатель должен продумать весь наглядный материал, дидактический материал, продумать с кем из ребят будет проводить индивидуальную работу и по каком предмету, чем занять ребят, которые раньше времени закончили подготовку, как организовать проверку устных и письменных заданий, как провести итог самоподготовки);

6. Условия организации самоподготовки

Самоподготовка в интернате проводится систематически, в определенное время, под руководство воспитателя.

В начале учебного года напоминаю ребятам про памятки: «Памятку по организации рабочего места, “Памятки подготовки уроков”. Памятки должны быть не громоздкими, конкретными. (показ памяток)


Рассматривая самоподготовку по предметам как своеобразную форму организации учебной деятельности, выделяются основные структурные элементы: (сл.6)

-Организационный момент (подготовка оборудования и рабочего места).

-Вводная часть (психологический настрой), Инструктаж.

В начальных классах воспитатель в игровой форме нацеливает детей на выполнение домашнего задания. В старших классах ученики под руководством воспитателя определяют последовательность выполнения задания по предметам, то есть учатся планировать свою деятельность по этапам.

-Самостоятельная работа учащихся. Следует отметить, что она не должна носить коллективный характер. На этом этапе дети выполняют домашнее задание, воспитатель оказывает индивидуальную помощь.

При выполнении домашнего задания осуществляется и индивидуальная помощь ученикам. Формы помощи ученикам могут быть различны. У одного ребенка необходимо выяснить, все ли понятно в задании, помочь ему, другому - напомнить способ выполнения задания или последовательность учебных действий. Некоторым достаточно указать, что в работе имеется ошибка, или подсказать, в какой части работы следует самому найти ошибку и т. д. С более слабыми учениками возможно проведение индивидуальной работы, широкое использование наглядного материала.

Если большинство учащихся не справляется с домашним заданием, то воспитателю не следует проводить объяснение неусвоенного на уроке и таким образом превращать самоподготовку в урок. О возникших затруднениях необходимо сообщить учителю.

-Проверка. В младших классах осуществляется после каждого предмета. В старших классах можно использовать после выполнения всего задания. Можно использовать следующие приемы работы: взаимопроверка, фронтальная или выборочная проверки.

Следует иметь в виду, что в зависимости от индивидуальных возможностей, уровня знаний, темпа работы ученики заканчивают приготовление уроков в разное время. Поэтому воспитателю необходимо позаботиться о том, чтобы воспитанники, досрочно окончившие работу, не мешали остальным ученикам. Для этого заранее подбираю различные занимательные материалы, связанные с чтением, разгадыванием и рисованием. (показ псих. раскрасок)

-Рефлексия: анализ, самоанализ, самооценивание (при самооценивании ребенок должен знать, по каким параметрам оценивать свою деятельность).

- Подведение итога.

Необходимо отметить, кто старался, кто работал с интересом и увлечено, кто хорошо потрудился сам и помог товарищу. Если каждый день воспитанник добивается хотя бы крупицы знания собственным усилием, то он уже не просто учится умственному труду, но и воспитывается нравственно, так как переживает и осознает свой труд.

Такая форма подведения итогов помогает мобилизовать большинство детей на занятия в начале самоподготовки и поддерживать дисциплину в течение всего времени.

По окончании самоподготовки школьники приводят в порядок свое рабочее место: подготавливают все необходимое для уроков на следующий день.

В своей работе я использую следующие технологии современной самоподготовки:(сл. 7)

ϖ Личностно ориентированные

ϖ Здоровьесберегающие

ϖ Информационно-коммуникативные

ϖ Технологии деловой игровые

ϖ Проектные технологии и др.


Я использую следующие нестандартные формы работы на самоподготовке с учащимся средних классов: (сл. 8)

¬ в целях развития творческих способностей шк-в в 5, 6 классах использовала: самоподготовку – сказку, самоподготовку –сюрприз и др.;

¬ в целях расширения кругозора шк-в в 7,8 классах использовала: «Что? Где? Когда?», самоподготовку –путешествие» и др.;

¬ в целях стимулирования познавательного интереса в 8,9 классах использовала: «Брейн-ринг», «Умники и умницы»;

¬ в целях развития нестандартных умений применяю в 10 кл.: решение тестов, разгадывание кроссвордов;

¬ в целях развития навыков коммуникативного общения в 10 кл. использую элементы: «интервью», «взаимопроверки», взаимопомощи и др.

Нестандартная самоподготовка помогает организовать ситуации, в которых рассказываются положительные черты воспитанников в результате их самовоспитательного поиска. Т. е. самым главным остаётся реализация личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании. Но стандарт самоподготовки всё же остаётся, т. к. он составляет непреходящую ценность: его надо знать, ему надо следовать, усиливая его новизной современных форм, методов и приёмов, использ. ИКТ. (показ)

Таким образом, самоподготовка, организованная воспитателем, способствует воспитанию у детей чувства ответственности, дисциплинированности и работоспособности, помогает формированию у них необходимых навыков и привычек самостоятельной познавательной деятельности.

Своё выступление я бы хотела закончить стихотворением.

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.


Желаю вам, чтоб дети в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Методы и приемы активизации познавательной деятельности детей во время самоподготовки, в условиях социально--реабилитационного центра"

Актуальность этой темы в том, как достичь оптимального общего развития каждого ребенка при сохранении его здоровья.Рассмотрим все методы и приемы при помощи которых достигаются положительные результат...

Коррекционная школа VIII вида. Самоподготовка 7 класс.

Самоподготовка – это не урок, хотя и проходит не в домашних условиях, а в классе. Целями и задачами самоподготовки являются: - образовательные (закрепление знаний, формирование умений и навыков, выраб...

Коррекционная школа VIII вида. Самоподготовка 8 класс.

Самоподготовка – это не урок, хотя и проходит не в домашних условиях, а в классе. Целями и задачами самоподготовки являются: - образовательные (закрепление знаний, формирование умений и навыков, выраб...

Самоподготовка

 Цель:  Формирование общеучебных умений и навыков как основы для успешного выполнения домашнего задания.Задичи: 1. Соблюдать последовательность выполнения домашней работы в определенных временных рамк...

Доклад "Коррекционно - развивающие игры на самоподготовке"

Доклад "Коррекционно - развивающие игры на самоподготовке" В докладе описан опыт работы с детьми  ограниченных возможностей с использованием коррекционно - развивающих игр....

Самоподготовка

формирование навыков самостоятельной учебной деятельности;            учить обобщать и анализировать...