«Явления природы. Снег».
методическая разработка на тему

Аипова Рабия Мунировна

Цель: познакомить с явлением  природы и  со свойствами снега ( снег белый ,холодный; снег тает)

Задачи:

 

·        Воспитательная: воспитывать умение вести себя на уроке,  развивать самоконтроль у учащихся во время  занятий.

·        Образовательная: формировать представление о явлении  зимы (идет снег), формировать представления о свойствах снега (белый , холодный; снег тает)

·        Коррекционно-развивающая: развивать элементы мышления, зрительную память, мелкую моторику  пальцев рук

 

ТИП УРОКА: урок усвоения новых знаний.

Методы: словесные, наблюдение, обобщение, демонстрация, практическая деятельность.

Формы: фронтальная и индивидуальная работа.

Оборудование: Ноутбок видеролик « Почему идет снег?», « Игра в снежки» фрагмент

- декоративные снежинки;

ватные шарики; контейнер со снегом , контейнер с водой .предметные карточки, снежинки ,прищепки, ватные снежки ,тарелка( желтая, белая), календарь погоды, плакат  зимнее царство снеговика .                                                            

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh_karta.docx34.92 КБ
PDF icon prezentatsiya1.pdf1.13 МБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ: «Окружающий природный мир»

Учитель:        Аипова Ракбия Мунировна                                                        

 Класс:

Дата:20. 11.2018 г.

Тема урока:  «Явления природы. Снег».

Цель: познакомить с явлением  природы и  со свойствами снега ( снег белый ,холодный; снег тает)

Задачи:

  • Воспитательная: воспитывать умение вести себя на уроке,  развивать самоконтроль у учащихся во время  занятий.
  • Образовательная: формировать представление о явлении  зимы (идет снег), формировать представления о свойствах снега (белый , холодный; снег тает)
  • Коррекционно-развивающая: развивать элементы мышления, зрительную память, мелкую моторику  пальцев рук

ТИП УРОКА: урок усвоения новых знаний.

Методы: словесные, наблюдение, обобщение, демонстрация, практическая деятельность.

Формы: фронтальная и индивидуальная работа.

Оборудование: Ноутбок видеролик « Почему идет снег?», « Игра в снежки» фрагмент

- декоративные снежинки;

ватные шарики; контейнер со снегом , контейнер с водой .предметные карточки, снежинки ,прищепки, ватные снежки ,тарелка( желтая, белая), календарь погоды, плакат  зимнее царство снеговика .                                                             

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся, БУД.

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Личностная

1.Организационный этап.

Здравствуйте, дети! Меня зовут Рабия Мунировна Аипова.Давайте с вами познакомимся.Как тебя зовут?

- Дорогие ребята, я рада вас видеть сегодня.

- Какое у вас настроение?

Давайте поделимся настроением со всеми.

Улыбнусь я себе,

Улыбнусь я тебе

Улыбаться мне не лень,

Улыбаюсь целый день.

Сели  удобно и приготовились меня внимательно слушать

Дети (улыбаются).

Учащиеся слушают  педагога.

Активизация внимания во время речи учителя.

 

Пальчиковая гимнастика

Смотрим на меня и делаем так, как делаю я.

Раз, два, три, четыре (выполняют ватным снежком движения: вперед-назад или круговые движения между ладонями) 
Мы с тобой снежок слепили. 
(лепят, меняя положение ладоней) 
Круглый, крепкий, очень гладкий.
(показывают снежок, гладят ладони снежком) 
Но совсем не сладкий

Дети стараются повторить движения, которые показывает педагог.

Дети выполняют движения  по  подражанию педагога.


2.Работа с календарем природы.

-Какое сегодня число?

-Какой месяц?

-Какой день недели?

Ребята а как вы думаете, какое сейчас у нас время года?

Д.: Осень

П.: Правильно, осень, поздняя осень, а скоро наступит зима

Назовите признаки  осени, зимы.

.

Работа с календарем природы.Дети совместно с педагогом делает вывод о погоде

Дети выполняют сов местно с  педагогом.

Учащиеся внимательно слушают  педагога.

Учащиеся внимательно слушают  педагога.

3. Введение в тему.

 «В некотором царстве, в зимнем государстве жил-был веселый…

А кто там жил вы скажите мне сами, отгадав загадку»

«Из снега соберём комок.
Поставим сверху мы горшок.
Заменит нос ему морковка.
Метлу в руках он держит ловко.
Наденем  шарфик мы ему
И не замёрзнет он в пургу.
К теплу он вовсе не привык.
Ведь это чудо – Снеговик…»

Дети: «Снеговик».

Учитель: «Правильно, жил в этой зимней стране снеговик. Давайте мы его пригласим в наш класс».

Вовлекает в слушание. 
Стимуляция познавательной деятельности

Дети  отвечают на вопросы с помощью педагога

 

Занимают свои места за столом.
Слушают учителя,
отгадывают загадку.

Формальная готовность  к предстоящей деятельности, привлечение непроизвольного внимания.

4. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Тема урока: «Явления природы. Снег».

Учитель: «А теперь, ребята закройте глаза. Посчитайте до 3 и эти веселый снеговик появятся у нас в гостях. Раз, два, три – волшебство произойди!»

Учитель: «Вот посмотрите ребята это – снеговик?»

Дети: «Нет, это вода в стаканах».

Учитель: «А я хочу с вами поспорить. Это – снеговик только с ними приключилась одна интересная история. Догадайтесь сами. Что же?»

Дети: «Растаял!» (Предполагают, что произошло).

Учитель г: «А из чего обычно делают снеговика?»

Дети: «Из снега».

Сегодня у нас урок окружающего природного мира.

 Тема урока: «Явления природы. Снег».

 На уроке мы познакомимся с явлением  природы и  со свойствами снега ( снег белый ,холодный. Снег тает)

Эмоционально включает в действие, слушание. Вовлекает в совместную деятельность. 
Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления.

Выражают собственные мысли, чувства.
Рассказывают, объясняют

Учащиеся внимательно слушают  педагога

Внутренняя мотивация на деятельность..

                                  5. Усвоение новых знаний.

Учитель: Правильно! И я сегодня предлагаю вам узнать получше, что же такое снег.

Учитель: Ребята, а вы знаете, из чего я сделан снеговик?
Дети: из снега. 

Учитель :А снег состоит из каких частей? Вот у меня волшебный короб.Предлагаю вам самим выбрать из снежного короба предметы,догадайтесь, что это может быть

Дети: «Снежинки».

Учитель :Ребята, а снег это то же самое что и снежинки или нет?

Дети: (Дети делают предположения. Падает много снежинок, появляется много снега. Если неправильные предположения воспитатель объясняет).

Учитель : А теперь,  мы с вами посмотрим  видеоролик.. Вывод:Из всех водоемов  рек и озер - испаряется вода, пар поднимается высоко в небо, охлаждается, преобразуется в маленькие ледяные кристаллы, которые соединяется друг с другом, образуя шестигранные снежинки. Затем выпадает из темных снеговых туч Снег состоит из снежинок.

Учитель: Ребята, а вы хотите потрогать снег, из которого сделан снеговик?
Ответы детей.
Учитель показывает контейнер со снегом
Учитель: Посмотрите, вот снег, из которого слепили снеговика, потрогайте его.
Учитель подносит контейнер со снегом к детям, и они его трогают.
Учитель: Ребята, а какой снег?
Дети: холодный,  белый.

Я вам покажу фокус.
Учитель  зажигает свечку, зачерпывает из миски немного снега, держит ложку над свечой. Пусть дети понаблюдают, как тает снег. Получившуюся воду переливает в миску. Учитель показывает опыт несколько раз.
Учитель: Ну теперь вы поняли, почему снеговик растаял! От тепла как снег сейчас таял.Во что снеговик  превратился?
Дети: в воду.

-У вас на столах карточка с изображением мороженого и карточка с изображением огня. Если вы считаете, что снег горячий, то поднимите карточку с изображением огня, если снег холодный, то поднимите карточку с изображением мороженого.

Вывод: Снег холодный, как и мороженое. Снег белый. Снег таяет

Учитель: его можно есть? (как делают некоторые дети)

Дети: нет, в нем микробы, грязь,холодный, можно простудиться.

Учитель: молодцы, я довольна вами.

Учащиеся  смотрят на интерактивную доску.

Учащиеся знакомятся из каких частей состоит снег

Активно играют.
Демонстрируют физическую активность.

Дети слушают

педагога и смотрят слайды.

.

Проявление активности  и самостоятельности во время выполнения задания

Проявление выраженного интереса другими детьми к происходящему.

Дети принимают доброжелательное отношение в свой адрес.

 Проявление невербальных средств коммуникации:

- зрительный контакт «глаза в глаза» со сверстником (

 -фиксация и прослеживание за действиями сверстника  вовремя выполнения задания,

- интерес   к взаимодействию с педагогом,

- голосовой отклик на обращенную речь педагога,

- двигательный отклик (изменение положения головы, тела или рук, или ног)  и мимический отклик (улыбка).

       

6. Первичное закрепление.

-А теперь послушаем песню  и рассмотрим картины.(фрагмент)

Дети прослушивают песню и рассматривают картины.

.

играют в снежки бумажными комочками.

Проявление радости и реакции оживления во время  прослушивания песни и рассматривании картин.

Учитель: Ребята, расскажите, что вы увидели?
Дети начинают рассказывать, что увидели.
Учитель: Ребята, а во что вы любите играть зимой?
Дети отвечают и показывают на картинке, во что играют дети.
Учитель: Ребята, а вы любите играть в снежки? Тогда давайте проверим, умеете ли вы делать снежки.
Физминутка « Кидаемся снежками».
Учитель раздаёт детям по белому листу и просит скомкать листочек.
Учитель: 
Мы листочки трём, трём.
Мы листочки мнём, мнём.
У всех получаются скомканные комки «снега». У кого не получились, помогает сделать.
Учитель: А теперь, давайте покидаем друг в друга нашими снежками.
Начинает осторожно учитель кидать в детей, а дети бросают в учителя
Учитель: Ох, ребята, молодцы, как хорошо вы умеете играть со снежками

По подражанию дети

стараются повторить двигательные упражнения за учителем.

Дима выполняет движения  с помощью педагога.

поднимает настроение ,развивает меткость, моторику, способствует двигательной активности.

7.Первичная проверка. Закрепление.

-Хорошо, передохнули. А теперь продолжим наш  урок.

 Закрепим то, о чем говорили. Сравним зиму с осенью. У вас 2 тарелки: желтая и белая снежинка и лист желтый.

Снежинку положите на тарелку которая соответствует времени года зима в белую, желтый лист на тарелку, которая соответствуют времени года осень в желтую.

Проверка выполненного задания.

Дети  выполняют совместно с учителя: Снежинку ложат на тарелку которая соответствует соответствуют времени года зима в белую, желтый лист на тарелку, которая соответствуют времени года осень в желтую

Дети слушают учителя и выполняют задание по его словесной инструкции выполняют  совместно с педагогом.

Ученики по указанию педагога

выполняют задание.

Учащиеся: выполняют задание

совместно с педагогом.

Некоторые выполняет самостоятельно.

Проявление активности  и самостоятельности во время выполнения задания  

Проявление выраженного интереса к происходящему.Дети проявляют интерес с помощью улыбки.

Проявление  реакции оживления во время выполнения во время выполнения задания.

8.Коррекционая работа (вторичное закрепление, развитие мелкой моторики пальцев рук)

-А из чего состоит снег?

Посмотрите на снежинки.

-Как они удивительно красивы!

-А давайте мы тоже украсим снежинки. Сделаем их более выразительными. А украсим их прищепками. Нужно взять прищепку за концы двумя пальцами: большим и указательным  нажать и закрепить прищепку на лучике.

Дети украшают снежинку совместно с педагогом.

Учащиеся слушают и выполняют задание по инструкции учителя.

Дети украшают снежинку совместно с педагогом.

Проявление активности  и самостоятельности во время выполнения задания. Проявление выраженного интереса к происходящему.

9. Рефлексия ( подведение итогов занятия).

-О каком времени года мы говорили?

-Назовите явление природы. Назовите свойства снега.(слайд)

А сейчас, ребята, мне бы очень хотелось узнать, с каким настроением вы уходите с урока. Мы знаем с вами, что у настроения есть свой цвет, вот много снежинок, все они разного цвета - вы каждый выберите, пожалуйста, такого цвета снежинку, которая похожа на ваше сегодняшнее настроение. Я очень рада, ребята, что вы все выбрали яркие и сочные цвета, а это значит что настроение наше радостное, хорошее, светлое. Спасибо большое. До свидания  .Надеюсь нас ждут новые встречи.

Дети вспоминают основные и интересные моменты, которые были на уроке. Актуализирует свои знания. Дети выбирают, , такого цвета снежинку, которая похожа на сегодняшнее настроение.

Дети отвечают на вопросы учителя.

Учащиеся по просьбе поднимают снежинки.

Учащиеся сидят за партами и смотрят на учителя. Дети  выбирает и поднимает снежинку по просьбе учителя.

Проявление внимания  и интереса к речи учителя.

Проявление радости во время оценивания  работы детей педагогом на уроке.

   


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пиктограммы Л.Б. Баряевой, Е.Т. Логиновой из серии "ребёнок и явления природы"

Данные пиктограммы использую при работе с календарём природы. Отличная серия рабочих тетрадей для работы с безречевыми детьми....

Тригонометрия в явлениях природы

В году 365 дней. Земля совершет оборот вокруг солнца на 360 градусов. Радиус-вектор, помещенный в центр тригонометрической окружности, тоже совершает оброт в  360 градусов. Все это взаимосвязано....

Явления природы

Какие явления всречаются в природе...

Явления природы

Разработка интегрированного урока с использованием возможностей интерактивной доски. На уроке рассматриваются физические и химические явления....

Урок-исследования "Сезонные явления природы" 6 класс

В материале рассматриваются сезонные явления в природе. Ученики проводили исследовательские работы, чтобы ответить на вопрос Почему деревья зимой плачут?...

Урок-семинар на тему "Свет - удивительное явление природы".

Цель урока-семинара: закрепить и расширить знания по данной теме....

Презентация Явления природы.Физические и химические явления.

Яркая презентация к уроку природоведения в 5 классе по теме " Явления природы.Физические и химические явления"  поможет учителю работать по ФГОС второго поколения: определение и постановка темы и...