Программа по дефектологическим занятиям
рабочая программа

программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predm._prakt._liliya_2018.docx52.9 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и молодежной политики

  1. Ханты – Мансийского автономного округа – Югры

(Тюменская область)

КАЗЕННОЕ ОБШЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

(КОУ НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИЗДОРОВЬЯ)

РАССМОТРЕНО

на заседании методического

объединения учителей

____________________________

Протокол  от «___»________201__ г. № ___

УТВЕРЖДАЮ

Директор  

КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

______________М.И. Иванова

приказ от «___»______201_ г. №____

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По коррекционному  курсу

«Предметно-практические действия»

                                                                 Классы:1А,1Б,1В,1Г

                                                     Объём: 340 ч

                                                                                          Учитель-дефектолог: Самиева Л.А.

г. Нефтеюганск-2018

Оглавление

Название раздела

Стр.

I

Пояснительная записка

1.1

Краткая психолого-педагогическая характеристика обучающихся

1.2

Планируемые результаты реализации программы коррекционной работы 

1.3

Содержание образовательной среды

II

Содержательный раздел

2.1

Содержание учебного курса

III

Календарно-тематическое планирование

3.1

Приложение к программе.

1.Пояснительная записка

Рабочая программа коррекционного курса «Предметно-практические действия»  реализуется в 1А, 1Б, 1В, 1Г классах (обучающиеся  с  умеренной умственной отсталостью, ТМНР  (вариант 2). На каждого обучающегося выделен 1час  (3 занятия в неделю, по 20 минут).

   

1.1 Краткая психолого-педагогическая характеристика  обучающихся

Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью, ТМНР  отличаются выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим освоению  предметных учебных знаний.  Для них характерно ограниченное восприятие обращенной к ним речи и ее ситуативное понимание. Из-за плохого понимания обращенной к ним речи с трудом формируется соотнесение слова и предмета, слова и действия. Внимание обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью крайне неустойчивое, отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости, отвлекаемости. Наиболее типичными для данной категории обучающихся являются трудности в овладении навыками, требующими тонких точных дифференцированных движений: удержание позы, захват карандаша, ручки, кисти, шнурование ботинок, застегивание пуговиц, завязывание ленточек, шнурков и др.  

Коррекционно – развивающие  задачи  обучающихся  на 2018-2019 учебный год

(Протокол заседания ПМПк от  24 мая 2018 г.)

№п/п

Ф.И. обучающегося

Коррекционно – развивающая задача

на 2018-2019 учебный год

1.

Закирзянова Камила (1 Б)

Способствовать формированию  зрительно – моторной координации

2.

Гаджимурадова Валида (1 Б)

Коррекция и развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия.

3.

Кушнир Аурика (1Б)

4.

Козак Семён (1 А)

5.

Пяткина Виктория (1А)

№п/п

Ф.И. обучающегося

Коррекционно – развивающая задача

на 2018-2019 учебный год

1.

Усманова Елизавета (1 В)

Коррекция и развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия.

2.

Платонов Данил (1 Г)

3.

Верховский Валера (1Г)

4.

Песков Олег (1В)

5.

Иманов Мухаммад (1Г)

Способствовать формированию  зрительно – моторной координации

1.2 Планируемые результаты реализации программы коррекционной работы

Название

курса

Предметные результаты

Личностные результаты

Достаточный уровень усвоения программы

Минимальный уровень усвоения программы

Предметно-практические действия

-освоить умение выполнять  простые  действия с предметами и материалами.

- уметь следовать определенному порядку (алгоритму, расписанию) при выполнении предметных действий.

- уметь рассматривать различные по качеству материалы: бумагу, ткань, природный материал и т.д.;

 - уметь фиксировать взгляд на предметно - манипулятивной деятельности педагога;

- уметь фиксировать взгляд на движущемся предмете и объекте;

- уметь захватывать, перекладывать, удерживать предмет на правой и левой руке;

- уметь открывать и закрывать емкости для хранения;

-  уметь сжимать, разглаживать, разрывать, сгибать бумагу различной фактуры, скатывать из бумаги шарики;

-рисовать на бумаге, заворачивать в бумагу предметы

-выполнять последовательно организованные движения;

-играть с кубиками, карандашами, палочками;

- уметь разрывать полоски бумаги на кусочки с последующим наклеиванием на основу

-  освоить на элементарном уровне простые действия с предметами и материалами

-уметь фиксировать взгляд на предметно - манипулятивной деятельности педагога (с привлечением внимания голосом).

- уметь захватывать и удерживать предмет;

-уметь сминать лист бумаги;

- уметь открывать емкости для хранения;

- уметь разрывать полоски бумаги на кусочки

- овладеть   навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности;

 

Ожидаемые  результаты: овладеют элементарными действиями с предметами и материалами.

1.3 Создание образовательной среды

п.п

Нозологии

Наименование оборудования, технические средства обучения, наглядный материал

Формы, методы и приемы

 работы  с обучающимися

1.

Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью, ТМНР

  • Интерактивная доска Elite Panaboard;
  • Принтер Pantum;
  • предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины);
  • звучащие предметы для встряхивания;
  • предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра);
  • вставления (стаканчики одинаковой величины) и др.

  • Игровые методы и приемы  (игра не как развлечение, а как средство обучения);
  • Предметно-действенный метод (организация постоянной активной практической деятельности детей с конкретными предметами);
  • Детальное расчленение материала на простейшие элементы при сохранении его систематичности и логики построения;
  •  Постепенное усложнение самостоятельных действий детей: переход от действий по подражанию к действиям по образцу, по речевой инструкции.
  • Частая смена видов деятельности на занятии, привлечение внимания детей к новым пособиям, новым видам деятельности в целях удерживания его на необходимое время;
  • Большая повторяемость материала, применение его в новых ситуациях;
  • Индивидуальная и дифференцированная работа на уроке.

- Эмоциональная положительная оценка учителем малейших достижений ребёнка.

II. Содержательный раздел

2.1 Содержание учебного курса 

Раздел

Формы организации  коррекционных занятий)

Формируемые

БУД

Коррекционно-развивающая работа

1

«Действия с материалами»

 Индивидуальная

Личностные

- Осознание себя как ученика

Коммуникативные

-Обращаться за помощью и принимать помощь

-доброжелательно относиться, сопереживать

Регулятивные

-передвигаться по школе, находить свой класс

Слуховое восприятие

-прием «Ответ на вопрос, два вопроса»

-игры: «Что упало?»; «У кого колокольчик?», «Найди игрушку».

«Весёлое рисование» (коррекционная игра на развитие мелкой моторики

- зрительная гимнастика

- игра «Наложенные изображения»

Тактильное  восприятие

- Определение на ощупь предметов с разными свойствами (мягкие, жёсткие, холодные, тёплые, гладкие, шершавые).

-работа с пластилином

-игры с  мозаикой

2

«Действия с предметами»

Индивидуальная

III. Календарно-тематическое планирование

1 четверть

Раздел

п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

Дата

Основные виды учебной   деятельности

Действия с предметами.

1

Предметно-манипулятивные действия.

1

03-07.

09

  1. Наблюдение за демонстрациями учителя.

2

Простые подражательные действия.

1

10-14.

09

Выполнение упражнений

3

Сминание  материала (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета, цветная) двумя руками (одной рукой).

1

17-21.

09

4

Разрывание материала двумя руками, направляя руки в  разные стороны.

1

24-28.

09

Действия с материалами

5

Действия с материалами разных поверхностей.

1

01-05.

10

Выполнение упражнений

6

Знакомство с разными видами бумаги.

1

08-12.

10

7

Упражнения с бумагой.

1

15-19. 10

8

Размазывание материала (крас-ка) руками (сверху вниз, слева направо, по кругу).

1

22-26.

10

9

Разминание материала (тесто, пластилин, глина) двумя руками.

1

29.10-02.11

2 четверть

Раздел

п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

Дата

Основные виды учебной   деятельности

Действия с предметами.

1

Покажи предмет.

1

12-16.

11

Выполнение упражнений

2

Учимся ловить катящийся по поверхности мяч (разной величины).

1

19-23.

11

3

Простые постройки из кубиков.

1

26-30.

11

Действия с материалами

4

Работа с сыпучими материалами.

1

03-07.

12

Выполнение упражнений

5

Изготовление сенсорных мешочков из крупы

1

10-14.

12

6

Рисование пальчиками

1

17-21.

12

7

Рисование ладошками.

1

24-28.

12

     

3 четверть

Раздел

п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

Дата

Основные виды учебной   деятельности

Действия с предметами.

1

Складывание фигур из счетных палочек.

1

09- 12.

01

Выполнение упражнений

2

Складывание разрезных картинок.

1

14-18.

01

3

Конструктор. Знакомство.

1

21-25.

01

4

Мозаика. Знакомство.

1

28-02.

02

5

Раскладывание геометрических фигур в нужном порядке.

1

04-08.

02

Действия с материалами

6

Работа с пластилином.

1

18-22.

02

Выполнение упражнений

7

Знакомство с песком.

1

26-29.

02

8

Игры с песком.

1

01-07.

03

9

Обобщение изученного материала.

11-15.

03

4 четверть

Раздел

п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

Дата

Основные виды учебной   деятельности

Действия с предметами

1

Размазывание пластилина по заготовкам

1

01-05.

04

Выполнение упражнений

2

Разложи по форме.

1

08-12.

04

3

Игры с кубиками.

1

15-19.

04

4

Складывание фигур из кубиков.

1

22-26.

04

5

Складывание фигур из кубиков.

1

29-03.

05

6

Обобщение материала по разделу: «Действия с предметами»

1

06-10.

05

Действия с материалами

7

Действия с природными материалами.

1

13-17.

05

Выполнение упражнений

8

Обобщение изученного материала.

1

20-25.

05

3.1 Приложение к программе:

Предметные результаты:

К концу 1 класса уч-ся должен знать:

-основные и дополнительные цвета бумаги;

-правила безопасности с режущими инструментами и клеем;

-свойства природных материалов, используемые при работе: цвет, форма, величина, твердость или мягкость, особенности поверхности.

Уч-ся должен уметь:

- пользоваться ножницами, клеем;

- ориентироваться в задании по вопросам учителя;

- называть операции, материалы, инструменты;

- выслушать и повторить за учителем анализ образца учителя;

- сравнивать образец изделия с натуральным объектом, чучелом, муляжом;

- поэтапно выполнять работы по словесной инструкции учителя с показом приемов изготовления;

- соблюдать пространственную ориентировку при выполнении плоскостных и объемных изделий с помощью учителя: умение показать и назвать верх, низ, правую и левую сторону листа бумаги; делить лист бумаги на равные части на глаз, правильно складывать по разным осям;

- правильно располагать детали с соблюдением пропорций и размеров, материала на рабочем месте.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- в разрезании бумаги и картона по намеченным линиям в работах по замыслу;

 - при лепке из пластилина по замыслу;

 - самообслуживания, выполнения мелкого ремонта одежды, книг, предметов быта;

- создания различных изделий из доступных материалов по собственному замыслу;

- осуществления сотрудничества в процессе совместной работы;

Реализация рабочей программы обеспечивает:

Коммуникативные УД:

- контролировать свои действия при работе;

- допускать существование различных точек зрения;

- договариваться с партнёрами и приходить к общему решению.

Регулятивные УД:

- принимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу;

- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

- проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;

- оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

- первоначальному умению проговаривать свои действия в ретроспективном плане.

Познавательные УД:

- под руководством учителя осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;

- понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях;

- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

- анализировать объекты труда с выделением их существенных признаков;

- проводить в сотрудничестве с учителем сравнение и классификацию объектов труда по заданным основаниям;

- обобщать: выделять класс объектов по заданному признаку.

Необходимо обратить особое внимание на соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при проведении практических работ. При оценке знаний и умений уч-ся по предметно-практическим действиям следует учитывать правильность приемов работы, степень самосто-ятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, практическое изго-товление объекта, качество готового изделия, организацию рабочего места).  

Формирование умений уч-ся должно включать дозированную (с постепенным уменьшением) помощь в ориентировке и планировании работы. Для формирования оперативного образа объекта труда используются натуральные образцы, которые в зависимости от сложности изделия дополняются макетами и рисунками.
 Помощь в планировании работы осуществляется в индивидуальной беседе с использованием демонстрационных (предметных и комбинированных) технологических карт. На одном из последних занятий проводится самостоятельная работа уч-ся. Учитель подбирает изделие (вид работы) среднего уровня сложности. Анализ натурального образца и рисунка с размерами, а также планирование действий осуществляется уч-ся по возможности самостоятельно. Индивидуальные возможности учащихся в такой работе рассматриваются как один из важных показателей индивидуальных трудовых способностей.

Ежедневно уровень знаний и умений по предметно-практическим действиям контролируетсяТекущий контроль осуществляется в виде практической работы. Для обуча-ющихся первого класса введена безоценочная система контроля. Итоговый контроль осущест-вляется в конце каждого полугодия в виде мониторинга уровня сформированности практических умений у каждого обучающегося.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционных дефектологических занятий с детьми в классах VIII вида.

Дефектологическая программа составлена для учащихся 1-7 классов с ограниченными возможностями здоровья с диагнозом F–70 , F–71. Разработка имеет обучающую, образовательную и социальную направлен...

Программа по коррекционным(дефектологическим) занятиям, рецензия на рабочую программу

Рабочая программа по коррекционным(дефектологическим) занятиям 5,6А, 7А, 8, 9 класс и рецензия.Рецензент: Кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики и специальной психологии Ф...

Рабочая программа по коррекционным (дефектологическим занятиям), 2018-2019 учебный год

Дефектологическая программа является частью адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) КОУ «Нефтеюганс...

Рабочая программа по коррекционному курсу «Дефектологические занятия»

Рабочая программа по коррекционному курсу  «Дефектологические занятия»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-дефектологических занятий для учащихся 1-4 классов

Программа  по коррекционно-развивающим занятиям  для  обучающихся  разработана и составлена на основании авторской «Программы специальной (коррекционной) образовательной школ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-дефектологических занятий для обучающегося 8 класса

Программа по коррекционно-развивающим занятиям для обучающихся разработана и составлена на основании авторской «Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида» под р...

Адаптированная рабочая программа коррекционно – развивающих занятий по курсу «Дефектологические занятия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (I вариант) (5 – 8 классов)

Рабочая программа коррекционного курса «Дефектологические занятия» предназначена для проведения коррекционно-развивающих занятий с обучающимися 5–8 классов с умственной отсталостью (...