Мнемотаблица
консультация

Максимова Марина Борисовна

В качестве помощника в изучении нового может послужить применение метода мнемотехники у детей – использование схем, рисунков, таблиц, стихов и специальных карточек

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotablitsa.docx78.2 КБ

Предварительный просмотр:

РАННЕЕ РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ

Дети дошкольного и младшего школьного возраста осваивают и запоминают большое количество новой информации. Иногда на стадии обучения могут возникнуть сложности, связанные с тем, что дошкольник не очень хорошо читает и пишет, или вообще не обладает такими навыками.

В качестве помощника в изучении нового может послужить применение метода мнемотехники у детей – использование схем, рисунков, таблиц, стихов и специальных карточек.

Благодаря хорошо развитой зрительной памяти и пространственно-образному мышлению, ребенок дошкольного или младшего школьного возраста с легкостью может запомнить различные изображения, выстроить ассоциативный ряд, который свяжет между собой несколько таблиц, картинок или схем.

ПРИМЕНЕНИЕ МНЕМОТАБЛИЦ

Обычно обучение детей мнемотехнике начинают с помощью специальных мнемотаблиц – дорожки или нескольких дорожек картинок с изображением фигур, предметов или героев. Запоминание и воспроизведение информации происходит с помощью кодировки символов в слова и наоборот.
Жили у бабуси

Мнемодорожка «Жили у бабуси два веселых гуся».

Мнемотаблицы позволяют проводить обучение детей временам года, стихам, изучать животных, познавать окружающий мир. В старшем школьном возрасте подобные навыки помогут запоминать большие фрагменты текста, целые произведения или даже изучать иностранные языки – школьник самостоятельно составит схематичную версию любого текста используя ассоциативный ряд.

Для детей дошкольного возраста, которые хорошо обучаемы мнемотехнике задания с таблицами усложняют:

  • В мнемотаблице по одной из сказок может присутствовать один или несколько лишних персонажей, задача — определить какой;
  • Герои нескольких сказок могут быть перепутаны в одной таблице, задача дошкольника – распределить их по группам – каждая – для одной сказки;
  • Мнемотаблицы можно разрезать на мнемоквадраты и дать задание детям восстановить правильную последовательность. Это может быть как выстроенный логический ряд, так и целая сказка. В качестве подсказки – взрослый может читать произведение вслух, а ребенок будет выкладывать последовательно картинки — ассоциации.

ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ МНЕМОТЕХНИКИ

Обучение детей мнемотехнике преследует следующие цели:

  • Развитие памяти, запоминание связных больших отрывков произведений;
  • Приобретение навыков по выстраиванию логических событий в правильном порядке;
  • Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти;
  • Обогащение словарного запаса, развитие речи;
  • Развитие мышления и фантазии, мелкой моторики рук.

МНЕМОТЕХНИКА В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ-ПРИЕМЫ

Применять обучение детей мнемотехнике для развития речи, памяти и логического мышления можно с первого года жизни. В младшем возрасте изображения для запоминания могут содержать простые фигуры разной формы и цвета, в старшем – это уже полноценные картинки.

ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ МНЕМОТЕХНИКИ И МНЕМОТАБЛИЦ

Этап 1. Таблица рассматривается, разбираются все изображенные предметы.

Этап 2. Происходит кодировка информации – слова преобразуются в образы. Если происходит обучение детей стихам, с помощью мнемотаблиц, то за каждой картинкой закрепляется строчка стихотворения.

Этап 3. Воспроизведение запомненного текста исключительно с использованием картинок таблицы.

Этап 4. Происходит обратная зарисовка таблицы.

Заключительным этапом будет являться то, что при демонстрации любой из таблиц – первоначальной или самостоятельно нарисованной – дети воспроизводят текст.

МНЕМОТЕХНИКА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Речь детей дошкольного возраста состоит из коротких и малоинформативных высказываний, не сочетающихся между собой. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей коротких историй, стихов и поговорок, поможет ребенку научиться разговаривать и обогатит их запас слов.

С помощью условных обозначений – цветных картинок или геометрических фигур – происходит кодировка слова, фразы, скороговорки или даже сказки.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МНЕМОТЕХНИКИ В ОБУЧЕНИИ, РАССКАЗОМ ДЕТЕЙ.

Обучение детей мнемотехнике происходит с применением мнемоквадратов – ребенку сначала показывают одну картинку, затем мнемодорожку и уже потом – мнемотаблицу.

Начиная с малого, дошкольник учится различать форму, цвет и размер изображенных предметов и должен самостоятельно придумать историю про изображение на картинке. Рассказывая об отличительных чертах каждого предмета, ребенок развивает воображение и учится составлять связные предложения.

ПРИМЕНЕНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ СТИХОВ И СКАЗОК.

Каждому изображению в специальной мнемодорожке или таблице соответствует строчка стихотворения или фрагмент сказки. Детям зачитывается произведение с поочередным указанием на ту или иную картинку для создания ассоциации с той или иной фразой.

Неоднократный повтор такого упражнения позволит ребенку запомнить произведение целиком и рассказать его самостоятельно, опираясь только на визуальные подсказки – картинки.

Развитие и тренировка логики. В раннем дошкольном возрасте такие карточки могут помочь детям выучить цвета и формы, в более старшем – профессии, животных, окружающий мир.

Дошкольник может получить задание – разобрать предметы по парам, совместить человека определенной профессии с предметом, который необходим ему в работе, либо разложить по кучкам овощи, фрукты и ягоды.

Такие картинки для тренировки логики выпускаются так же в форме настольных игр для дошкольников, поэтому обучение может проходить в легкой и ненавязчивой игровой форме.

Дополнительное использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей может происходить в форме обратного приема. Ребенок не будет смотреть на картинки и учиться рассказывать по ним, а наоборот – выучит какую-то историю или стихотворение и самостоятельно нарисует несколько картинок, иллюстрирующих рассказ.

Мнемотехника в школьном возрасте может помочь в шутливой игровой форме выучить не только литературную программу, но и таблицу умножения.

МНЕМОНИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ ИНФОРМАЦИИ.

Мнемотехнике детей часто могут обучать с ошибками, поэтому важно придерживаться определенных правил и рекомендаций для запоминания информации.

  1. Начинать работу с мнемотехникой следует с простых изображений – одиночных мнемоквадратов, только после успешной работы с ними переходить к мнемодорожкам и таблицам.
  2. Чтобы заинтересовать ребенка – используйте яркие и красочные картинки, иногда разумно будет применять изображения любимых героев мультфильмов.
  3. Осваивайте мнемотаблицы постепенно – не более 2 за день.
  4. Чаще меняйте темы занятий – одни и те же таблицы не стоит повторять несколько дней подряд.
  5. Не используйте слишком большие таблицы, число ячеек на одном листе не должно превышать 9 штук.

Обучение детей мнемотехнике в той или иной форме не только поможет запоминать стихи и важную информацию, но и научит их выстраивать в логические цепочки, научит рассказывать и выдумывать истории, значительно расширит словарный запас ребенка. Главное правило родителей при обучении с использованием данного метода – быть последовательными и терпеливыми. Главное – интерес ребенка!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МНЕМОСИМВОЛЫ И МНЕМОТАБЛИЦЫ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

В этой статье автор делится опытом работы с мнемосимволами и мнемотаблицами в обучении детей английскому языку....

«Использование дидактических игр и мнемотаблиц в работе по развитию связной речи у детей в условиях детского сада».

Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Это показывает и мой опыт педагогической деятельности. Глав...

Использования мнемотаблиц-схем по развитию связной речи у детей.

При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и ув...

Мнемотаблица "Гипертекст"

Мнемотаблица может использоваться для лучшего запоминания учащимися определения понятия "гипертекст"...

Использование мнемотаблиц на индивидуальных логопедических занятиях по автоматизации и дифференциации звуков.

практический материал по автоматизации и дифференциации звуков с использованием мнемотаблиц....

Мнемотаблицы для автоматизации звука [з]

Данный материал можно включать в занятия по автоматизации звука [з]. Мнемотаблицы вносят разнообразие в логопедические занятия и очень интересны детям....