Расширение охвата обучающихся с ОВЗ в ЦИО «Южный» через развитие системы дополнительного образования
статья

Тарасова Елена Вячеславовна

В рамках выполнения подпрограммы «Общее образование» предусмотрена реализация вариативных моделей дополнительного образования детей, обеспечивающих доступность качественных услуг в каждом районе города Москвы, обновление содержания дополнительного образования детей в соответствии с потребностями населения и задачами развития города Москвы, в том числе через расширение спектра услуг дополнительного образования, предоставляемых общеобразовательными учреждениями. Эти политические решения и опирающиеся на них программы развития образования отражают осознание необходимости решения проблемы создания для детей с ОВЗ, имеющих особые образовательные потребности, включающей (инклюзивной) образовательной среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья35.45 КБ

Предварительный просмотр:

Расширение охвата обучающихся с ОВЗ в ЦИО «Южный» через развитие системы дополнительного образования

      Одним из приоритетных направлений политики Российской Федерации становится развитие дополнительного образования детей (Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»). Вместе с тем получает дальнейшее развитие политика обеспечения доступности образования для лиц с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), что отражено и в ратификации в 2012 г. Российской Федерацией Конвенции ООН по правам инвалидов (2006 г.), и в первых же Указах Президента РФ В.В. Путина (№ 597и № 599). Также и одной из основных задач государственной программы города Москвы на средне-срочный период (2012- 2016 гг.)  «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)» является обеспечение доступности дошкольного, общего и дополнительного образования независимо от территории проживания и состояния здоровья.

    В рамках выполнения подпрограммы «Общее образование» предусмотрена реализация вариативных моделей дополнительного образования детей, обеспечивающих доступность качественных услуг в каждом районе города Москвы, обновление содержания дополнительного образования детей в соответствии с потребностями населения и задачами развития города Москвы, в том числе через расширение спектра услуг дополнительного образования, предоставляемых общеобразовательными учреждениями. Эти политические решения и опирающиеся на них программы развития образования отражают осознание необходимости решения проблемы создания для детей с ОВЗ, имеющих особые образовательные потребности, включающей (инклюзивной) образовательной среды. Данные тенденции делают особенно актуальной разработку педагогических технологий включения детей с ограниченными возможностями здоровья в программы дополнительного образования, направленные на развитие инклюзивного дополнительного образования детей на базе ГБОУ «Центр инклюзивного образования «Южный», разработку и описание моделей специальных условий для детей с ОВЗ в  процессе реализации программ дополнительного образования и вариантов психологической поддержки индивидуальных форм дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

     Поэтому опыт реализации программ дополнительного образования с включением детей с ОВЗ, осуществляемый в рамках модели интеграции, остается актуальным и востребованным на современном этапе, что получило отражение в нашем учреждении.

     В рамках выполнения государственной программы города Москвы предусмотрена реализация вариативных моделей дополнительного образования детей, обеспечивающих доступность качественных услуг в каждом районе города Москвы, в том числе, ориентированных на группы детей, требующих особого внимания государства и общества (дети из группы социального риска, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети из семей с низким социально-экономическим статусом).

       Центр инклюзивного образования «Южный»  Департамента образования города Москвы оказывает психолого-педагогическую помощь детям, имеющим трудности в освоении образовательных программ, адаптации, поведении, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам. Центр функционирует с 2002 года и за годы работы с  детьми, имеющими особые образовательные потребности,  в нем сложилась система психолого-педагогического сопровождения ребенка и его семьи на основе деятельности междисциплинарной команды специалистов: психологи, дефектологи, логопеды, педагоги дополнительного образования. Категория детей с особыми образовательными потребностями, посещающих Центр крайне неоднородна.В  классах Центра обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, в большинстве своем имеющие инвалидность. Состав учащихся различается по физическим, психическим и интеллектуальным возможностям. Это дети:

1 группа - обучающиеся по основной адаптированной общеобразовательной программе для детей с задержкой психического развития и нарушениями опорно-двигательного аппарата (ЗПР, ДЦП). Учащиеся данных классов получает цензовое образование, сопоставимое по уровню с образованием здоровых сверстников, в те же календарные сроки или с увеличением сроков обучения на один год на начальном уровне при этом среда и рабочее место ребенка организованы в соответствии с особенностями ограничений его здоровья.

2 группа - обучающиеся по основной адаптированной общеобразовательной программе для детей с умственной отсталостью, со сложными дефектами, имеющие интеллектуальные нарушения (легкая, умеренная умственная отсталость), которые сочетаются с психическими нарушениями, поведенческими отклонениями, расстройствами аутистического спектра, с нарушениями опорно-двигательного аппарата (в том, числе детский церебральный паралич, отягощенный нарушениями зрения и слуха), с генетическими отклонениями (синдром Дауна, Вильямса) и системными соматическими заболевания и т.д.

3 группа - обучающиеся по основной адаптированной общеобразовательной программе для детей с со сложными дефектами, с тяжелыми множественными нарушениями в развитии (ТМНР), с тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (маломобильные дети) –  вариант программы,  предусматривающий составление СИПР.

     Создание условий для наиболее полного удовлетворения интересов, запросов семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов. Данная цель реализуется через решение основных задач: социальная защита, поддержка, реабилитация и адаптация детей с ОВЗ к жизни в обществе; личностно-нравственное развитие и профессиональное самоопределение обучающихся; воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, природе, семье. С одной стороны, всякое нарушение приводит к отклонению в развитии, с другой – оно рождает стимул для компенсации отклонения. Но процесс компенсации нарушений  имеет в большей степени социальную, а не биологическую природу, т. е. требует создания благоприятных специальных образовательных условий.

Расширение охвата обучающихся  с ОВЗ посредством развития системы дополнительного образования осуществляется через обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки и на основе отечественных традиций. При выборе модели внеурочной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении можно выделить выделяет три этапа (по Е.Н. Степанову):

    Первый этап – проектный – включает диагностику интересов, увлечений, потребностей обучающихся с ОВЗ, запросов их родителей (законных представителей) и проектирование на основе анализа ее результатов модели внеурочной деятельности в Центре. На данном этапе можно проводить анкетирование, опрос участников образовательного процесса. Полученные сведения можно применять в процессе проектирования индивидуальных маршрутов участия детей с ограниченными возможностями здоровья во внеурочной деятельности. На данном этапе важно согласовать мнения всех участников образовательного процесса по вопросам моделирования внеурочной деятельности в образовательном учреждении. От этого во многом зависят качественные показатели внеурочной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, то есть результаты освоения обучающимися основных образовательных программ общего образования.

   Второй этап – организационно-деятельностный, который предполагает создание и функционирование в образовательном учреждении системы внеурочной деятельности посредством ее ресурсного обеспечения. Предполагает создание кадровых условий, материально-технических условий, разработку программно-методического обеспечения внеурочной деятельности и др.

   Третий этап – аналитический, в процессе которого осуществляется анализ действующей в образовательном учреждении модели внеурочной деятельности с позиции содержания, организационных форм и достижения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья планируемых результатов освоения основных образовательных программ общего образования.

     Опыт деятельности Центра при реализации программ дополнительного образования для данной категории детей, показывает, что без нахождения общего языка, постановки общих комплексных задач специалистами Центра по включению «особого» ребенка и его семьи в  процесс сопровождения, данную работу нельзя  будет назвать успешной.

    Особенностью программ дополнительного образования реализуемых в Центре является то, что родители могут быть включены в систему психолого-педагогического сопровождения как активные ее участники через совместные творческие занятия, проекты. Психолого-педагогическая помощь специалистов сопровождения заключается в формировании у родителей навыков сотрудничества со своим ребенком, при этом основным условием является установление полного взаимопонимания между взрослыми, в выработке единых требований к его воспитанию.

    Деятельность педагогов дополнительного образования с детьми ОВЗ, в том, числе детей-инвалидов в настоящее время ориентируются на решение следующих задач:

• организация необходимых условий, «ситуации успеха» для более полного удовлетворения интересов и потребностей ребенка;

• психолого-педагогическая диагностика творческого потенциала каждого ребенка;

• организация широкого спектра дополнительных образовательных услуг для детей с ОВЗ  с учетом их индивидуальных особенностей;

• содействие выбору индивидуального пути образования и развития ребенка, по которому он может продвигаться в приемлемом для него темпе.

     Реализация дополнительных образовательных программ для обучающихся с ОВЗ невозможна без выявления своеобразия их развития и уровня потенциальных возможностей, и только, ориентируясь на зону ближайшего развития ребенка, можно определить зону его саморазвития.

    Адаптация дополнительных образовательных программ  происходит при активном  участии в ее разработке междисциплинарной команды специалистов сопровождения и осуществляется поэтапно:

    На первом этапе работы  с детьми с особыми образовательными потребностями проводится обследование на психолого-педагогическом консилиуме, в ходе которого выявляются сформированные и несформированные у ребенка навыки, происходит анализ  актуального уровня развития ребенка. Психолого-педагогическая диагностика составлена на основе нормативных показателей развития по основным функциональным областям. Важным звеном в данном анализе является выяснение мнения родителей о проблемах ребёнка и создание положительной установки на совместную работу. На этом этапе ответственна и значительна роль психолога. Он обеспечивает не только разработку и реализацию программы диагностики, но и оказывает профессионально-психологическую помощь обучающимся с ОВЗ, педагогам, родителям. Данные, полученные в результате реализации именно этого блока, служат базисом для составления индивидуальной программы сопровождения ребенка и его семьи, а также для формирования индивидуального образовательного маршрута впоследствии. Важным моментом в процессе междисциплинарного обследования является предоставление так называемой обратной связи от специалистов, направленной, в первую очередь, на поддержку родителей. Специалисты, давая обратную связь, отмечают позитивные стороны взаимодействия с ребенком и озвучивают только те стороны прогноза, которые могут повлиять на настроение родителей благоприятно, укрепить их в намерении принимать активное участие в сопровождении.

    На втором этапе -  определяется и реализуется содержание направлений психолого-педагогического сопровождения и дополнительных образовательных программ, определяются роли и профессиональные позиции педагогов относительно ребёнка с ОВЗ, распределяются функциональные обязанности между участниками сопровождения. Большое значение при этом имеет учёт ресурсов самого ребенка и возможностей взрослых, участвующих в реализации сопровождения.  

    Третий этап включает итоговую педагогическую и психологическую диагностику, анализ результатов всеми специалистами, рефлексию. Учитывается степень удовлетворенности родителей, их пожелания на будущее. Подведение итогов может послужить основой для дальнейшей работы. Комплексное наблюдение за развитием детей осуществляется в рамках психолого-педагогического мониторинга, который является системообразующим компонентом сопровождения, определяя его содержание. Смысл мониторинга – сделать процесс развития прогнозируемым и управляемым, обеспечить единство усилий педагогов, психологов и родителей, результатом, которого будет социализация ребенка, раскрытие его потенциальных возможностей.

   Направления адаптации содержания дополнительных образовательных программ к возможностям детей происходит за счет:

  • увеличения времени на усвоение отдельных тем, отработку техник при сохранении оптимального режима образовательных нагрузок;
  • использования современных педагогических технологий, методов  с опорой на сохранные возможности ребенка с учетом  ограничений его возможностей (зрение, слух, речь, движения);
  • использования возможности проведения занятий в мини-группах. С некоторыми детьми, если они работают в группе (мини-группе) проводится индивидуальная работа (вместе с педагогом выполняется каждый элемент работы, буквально «рука в руке»), используется и помощь детей, которые успешно справляются с программой (это полезно как ребенку с ОВЗ, так и детям, которые работают рядом с ним);
  • использования приемов, направленных на создание «ситуацию успеха», оказание ему положительной поддержки, проявление эмоциональной реакции на малейшее достижение ребенка.  

     Сочетание в работе педагогов дополнительного образования различных методов и приёмов способствует коррекции недостающих умений и навыков ребенка. Такие специфические приёмы, как сопряжённое выполнение действий, совместное проговаривание,  соотнесение, приёмы наложения и приложения, не только способствуют коррекции имеющихся недостатков психического развития, и предупреждают ряд вторичных нарушений, но и позволяют активно включить родителей в процесс сопровождения, повысить уровень их педагогической грамотности и наладить психологический контакт с ребёнком. На занятиях широко практикуется использование наглядных средств обучения, дидактического материала, модифицированных приемов обучения для детей с ограниченными возможностями развития, например, «рука в руке», поэтапный анализ деятельности, обучение приемам анализа по образцу, самооценке, использование пиктограмм и т.д.

    Оптимизационная модель предполагает включение в разработку и реализацию программ курсов дополнительного образования обучающихся учителей, учителей логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов, социальных педагогов и других педагогических работников.

      Достоинством данной модели является реализация принципа коррекционно-компенсирующей направленности внеурочной деятельности в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья за счет привлечения ресурсов учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов - психологов. При этом данным специалистам следует понимать различия между решением профессиональных задач в рамках выполнения должностных обязанностей и направленностью и содержанием программ курсов внеурочной деятельности.

    Принцип единства диагностики и коррекции развития является исходным положением психолого-педагогического сопровождения и реализации дополнительных образовательных программ для детей с особыми образовательными потребностями. Использование ресурса дополнительного образования в психолого-педагогическом сопровождении таких детей в условиях Центра «Южный» направлен на то, чтобы помочь ребенку самостоятельно войти в социум, успешно продвинуться в условиях дифференцированного образования, реализоваться в нынешней и будущей жизни.

   Персонализация дополнительного образования усиливает его преимущества по сравнению с другими институтами формального образования посредством актуализации следующих аспектов:

  • участие в вариативных развивающих образовательных программах на основе добровольного выбора детей (семей) в соответствии с их интересами, склонностями и ценностями;
  • возможность выбора режима и темпа освоения образовательных программ, выстраивания индивидуальных образовательных траекторий (что имеет особое значение применительно к детям с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детям-инвалидам);
  • право на пробы и ошибки, возможность смены образовательных программ с учетом особенностей ребенка.

Расширение охвата обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в Центре «Южный» внеурочной деятельностью через развитие системы дополнительного образования на данном этапе решается с помощью выполнения следующих условий:

  1. Персонализации дополнительного образования (выстраивание индивидуальных образовательных траекторий, возможность выбора режима и темпа освоения образовательных программ, вариативность образовательных программ).
  2. При использовании оптимизационной модели дополнительного образования  (включение в разработку и реализацию программ дополнительного образования обучающихся учителей, учителей логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов, социальных педагогов и других педагогических работников).
  3. Реализация принципа коррекционно-компенсирующей направленности дополнительного образования в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами осуществляется на основе дополнительных адаптированных программ за счет привлечения ресурсов учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов – психологов, а также педагогических работников, прошедших соответствующую переподготовку.
  4. Особенностью программ дополнительного образования реализуемых в Центре является то, что родители могут быть включены в систему психолого-педагогического сопровождения как активные ее участники через совместные творческие занятия, проекты.
  5. Особую группу программ социально-педагогической направленности составляют программы для детей-инвалидов, подростков с ограниченными жизненными возможностями (включение в работу обучающихся с ТМНР, находящихся на надомном обучении).

    В Центре представлен различный спектр дополнительных образовательных программ для детей с ОВЗ, детей –инвалидов, в том числе для детей с ТМНР:

- адаптированная физкультура;

- обучение плаванию;

- развитие ЭВС средствами нетрадиционных художественных техник;

- музыкальная студия;

- ЛЕГО-конструирование.

        ЛЕГО-конструирование – имеет социально-педагогическую направленность. ЛЕГО – конструктор обладает рядом характеристик, значительно отличающих его от других конструкторов прежде всего большим диапазоном возможностей. Актуальность использования программы по ЛЕГО-конструированию заключается в том, что конструкторская деятельность с использованием ярких деталей конструктора ЛЕГО является наиболее благоприятным видом деятельности для детей с нарушениями в развитии. Выбор конструктора ЛЕГО неслучаен, так как дает возможность совместить коррекцию имеющихся у детей нарушений и отставаний в развитии с овладением и совершенствованием конструкторских умений и навыков. Работа с конструктором ЛЕГО  позволяет развивать сенсорную и эмоциональную сферу за счет работы с разнообразными яркими формами конструктора. ЛЕГО-конструирование не требует высокого уровня речевого развития, поэтому подходит для работы со слабослышащими детьми и детьми, имеющими различные нарушения звукопроизношения и речи. ЛЕГО-конструирование подразумевает как групповую, так и индивидуальную работу, развивает в игре все высшие психические функции, эмоционально-волевую сферу и коммуникативные навыки. Яркость и привлекательность материала заключает в себе большие возможности, так как создает атмосферу непринужденности, доверия, открытости, раскованности, способствует развитию инициативы, самостоятельности, создает эмоционально-положительное отношение к деятельности.

Адаптивная физкультура – имеет  физкультурно-оздоровительную направленность. Адаптивная физическая культура – представляет собой вид общей физической культуры для детей с отклонениями в состоянии здоровья. Реализация программы по адаптивной физкультуре направлена на восстановление контакта ребенка с собственным телом, снятие телесных напряжений, осознание своих проблем в виде телесных симптомов, развитие невербальных компонентов общения с целью улучшениям психического самочувствия при взаимодействии с другими людьми. Данная программа является оптимальной для реализации в условиях Центра, т.к. позволяет реализовать системный подход к коррекции и абилитации психического развития ребенка, в котором когнитивные и двигательные методы должны применяться в  комплексе с учетом их взаимодополняющего влияния. Когнитивной коррекцией в Центре занимаются учителя-дефектологи и учителя-логопеды, двигательной коррекцией – педагоги дополнительного образования. Коррекционные задачи предполагают работу с нарушениями не только опорно-двигательного аппарата (осанка, плоскостопие, ожирение и т.п.), но и работу по коррекции сенсорных систем (зрения, слуха), речи, интеллекта, эмоционально-волевой сферы, соматических функциональных систем и др. Целью занятий по программе адаптивной физической культуры является расширение двигательной активности детей, приобщение их к доступной спортивной деятельности, интересному досугу, развитие собственной активности и творчества, формирование здорового образа жизни, физкультурное и спортивное воспитание.

        Музыкальная студия – имеет социально-педагогическую направленность.  -  является оригинальной и интересной для детей комплексной программой, которая может помочь всем детям дошкольного и школьного возраста, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья получить опыт победы и успешности, общения и  самовыражения, состязания и игры, нравственного выбора и владения своим телом. Приемы фехтования оказываются доступными для соматически ослабленных детей, детей с речевыми нарушениями, задержками развития, для детей с психическими расстройствами легкой степени тяжести, например расстройствами аутистического спектра, для детей с нарушениями слуха и легкими нарушениями зрения. В программе содержится внутренний ресурс доступности, простоты, ясности целей, который достигается за счет опоры на игровую деятельность, на коммуникативные потребности детей, их интерес к подвижным видам деятельности. В программе отсутствует трудноусвояемые теоретические знания, она практически ориентирована, обучение происходит на основе подражания, повторения образцов танцевальных элементов. Использование двигательных и моторных процессов позволяет добиваться хороших результатов для детей с гиперактивностью, волевыми и мотивационными нарушениями.

        ИЗО деятельность нетрадиционными средствами – художественно-эстетическая направленность.  Традиционные техники и способы рисования подразумевают владение техникой изображения предметов тонкими линиями при помощи кисти и карандаша, что требует от ребенка высокого уровня  сформированности графических навыков и умений. Для детей с ограниченными возможностями здоровья, зачастую,  эти навыки сложны, и в силу специфики развития овладение ими затрудняется. Такие психофизические особенности как незрелость ЭВС, низкая работоспособность, сниженная произвольность психических функций и познавательной активности, зачастую отсутствие мотивации к деятельности, слабые моторные навыки, снижение зрительно-двигательной координации на практике неизбежно оказывают влияние на формирование всех видов деятельности, в том числе и изобразительной. Выбор нетрадиционных техник рисования неслучаен, так как дает возможность совместить коррекцию имеющихся у детей нарушений и отставаний в развитии с овладением и совершенствованием изобразительных умений и навыков. Работа в нетрадиционных техниках позволяет развивать сенсорную и эмоциональную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнения соответствующих действий, но и за счет работы с разнообразными изобразительными материалами. Нетрадиционные техники рисования выступают и как средство коррекции эмоционально-волевой сферы, позволяющее преодолеть чувство страха, так как позволяют выразить свои эмоции и чувства, вселяют уверенность в своих силах. Результат рисования не может быть «плохим» или «хорошим», полученная работа неповторима и уникальна, созданная таким образом ситуация успеха для ребенка, корректирует его эмоционально-волевую сферу.

      Виды изобразительной деятельности (нетрадиционные техники рисования): пластилинография, печать от руки (прием рисования ладонью: обмакивание всей ладони или ее части в краску и оставление отпечатка), создание изображений с помощью штампов, клише, рисование с помощью трафаретов,  шаблонов, природного материала, кляксография (игры с кляксой: раздувание краски, растягивание краски наклоном листа, создание клякс с помощи соломинки, дорисовывание до узнаваемого образа), сырая акварель (создание изображения на мокром листе бумаги), обрывная  аппликация, изображение в виде коллажа, граттаж (процарапывание изображения по красочному слою).

    Принцип единства диагностики и коррекции развития является исходным положением психолого-педагогического сопровождения и реализации дополнительных образовательных программ для детей с особыми образовательными потребностями. Использование ресурса дополнительного образования в психолого-педагогическом сопровождении таких детей в условиях Центра «Южный» направлен на то, чтобы помочь ребенку самостоятельно войти в социум, успешно продвинуться в условиях дифференцированного образования, реализоваться в нынешней и будущей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль и задачи педколлектива по выполнению межведомственной программы развития системы дополнительного образования в условиях адаптивной школы при переходе на новые ФГОС.

В статье отражены роль и задачи педколлектива по выполнению межведомственной программы развития системы дополнительного образования в условиях адаптивной школы при переходе на новые ФГОС в ОУ....

Художественно - творческая деятельность обучающихся во внеурочное время в творческих объединениях в системе дополнительного образования детей - как сфера индивидуализации образования.

Данная методическая разработка представляет собой методический материал для проведения внеклассной и внеурочной работы. Предназначена для использования в работе педагогов дополнительного образова...

«Развитие творческого потенциала обучающегося через духовно-нравственное воспитание в системе дополнительного образования»

Нравственность и творчество в системе образования личности неотделимы. В каждом созданном ребенком продукте творческой деятельности, будь-то танец, или песня, или мягкая игрушка, или модель самолета,п...

«Повышение качественных показателей, как условие развития системы дополнительного образования в школе»

Выступление на педагогическом совете «Повышение качественных показателей, как условие развития системы дополнительного образования в школе»...

Доклад на тему: «Современные тенденции развития системы дополнительного образования»

laquo;Современные тенденции развития системы дополнительного образования»...