БЕСЕДА ДЛЯ ПЕРСОНАЛА ОТДЕЛЕНИЯ ИМВ «Основные этические нормы и правила служебного поведения»
статья

Этика общения с людьми с ограниченными возможностями здоровья

       В последнее время в современном обществе происходит осознание того, что в мире существует огромное количество инвалидов, и что они, тоже
являются частью общества и имеют с нами равные права. В России,
например, действует программа «Доступная среда» на 2011-2020 годы, целью
которой является  формирование условий беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения. С экранов телевизоров постоянно звучит девиз: «Инвалид не инвалид - люди так не делятся!».

 

Как общаться с людьми с инвалидностью.
Культура общения: язык и этикет
.

       Многие привычные всем слова, понятия и фразы, по сути своей, – ярлыки и
оскорбительные стереотипы. То, как мы говорим, тесно связано с тем, что мы
думаем и как ведем себя по отношению к другим людям. Увы, слишком часто в
нашем обществе звучат такие неприемлемые слова и сравнения как «больной/
здоровый», «нормальный/ненормальный», «умственно отсталый», «обычный/
неполноценный», «даун», «калека» и т.п.

       Современному обществу следует приложить особые усилия к изменению ситуации, к выработке культуры инклюзии, к привитию этически выдержанной и грамотной терминологии. Для этого необходима не только специальная просветительская работа в этом направлении, но и изменение всей культуры общественных взаимоотношений.

Корректный язык помогает формировать позитивный образ человека. Даже
если мы считаем себя воспитанными людьми, не лишним будет прислушаться
к рекомендациям – что желательно учитывать при общении с людьми,
имеющими ту или иную инвалидность. Как и другие социальные меньшинства,
права которых в той или иной мере ущемляются большинством, инвалиды
чувствительны к словам, которые усугубляют их положение. Для того чтобы
изменить его, люди с инвалидностью в странах, где движение инвалидов
активно и влиятельно, пропагандируют собственные определения и понятия,
которые не вызывают жалости и других негативных ассоциаций.

 

Что стоит за словом «инвалид»?

           Инвалидность – это не медицинский диагноз!
«Инвалидность» является результатом взаимодействия
между имеющими нарушения здоровья человека и отношенческими,
средовыми барьерами,  которое мешает их полному и эффективному участию
в жизни общества наравне с другими».

         Конвенция ООН о правах инвалидов, подписана Россией 24 сентября 2008 г. Таким образом, инвалидность – это одна из форм социального неравенства; инвалидность – это социальное, а не медицинское понятие. Русская «толерантная» терминология в отношении людей с инвалидностью до сих пор не устоялась – даже в среде инвалидов присутствуют разные точки зрения на правомочность употребления тех или иных терминов. Яркий пример неудачного поиска новой корректной терминологии: в последние годы в устойчивый обиход вошло выражение «человек с ограниченными возможностями». Но это выражение не раскрывает тот факт, что возможности человека ограничиваются извне (общественными условиями).

         И, что еще хуже, «по умолчанию» многие воспринимают словосочетание
«человек с ограниченными возможностями» как характеристику того, что
человек ограничен сам по себе (ограничен своим «дефектом», а не обществом).
Да и кто покажет нам пример человека с неограниченными возможностями?!

            Компромиссным вариантом может служить: «человек с ограниченными
физическими возможностями» (здесь подразумевается, что умственные отличия
тоже характеризуются как «физические»). Но для повседневной речи такое
словосочетание оказывается слишком длинным и громоздким. При социальном
подходе к пониманию инвалидности наиболее нейтральным термином оказывается слово … «инвалид»! Поскольку мы смотрим на человека, а не на
его инвалидность, то лучше всего сказать «человек с инвалидностью».
           Рекомендуется: когда вы говорите или пишете о людях:
 

ИСПОЛЬЗУЙТЕ

ИЗБЕГАЙТЕ

слова и понятия, не создающие
стереотипы:

слова и понятия, не создающие
стереотипы:

Человек с инвалидностью

Человек с ограниченными возможностями, больной, неполноценный, калека,
с дефектом здоровья, с недостатком здоровья

при сравнении людей с инвалидностью и без инвалидности:

инвалид, человек без инвалидности

нормальный / здоровый

Человек, использующий инвалидную коляску, человек на коляске, человек с парализованными ногами

Прикованный к инвалидной
коляске; человек на коляске, паралитик,
парализованный
 

«Колясочник» - приемлемо в среде общения людей с инвалидностью

Врожденная инвалидность, инвалид
с детства

Врожденный дефект /увечье/
несчастье

Имеет ДЦП (детский церебральный
паралич), человек (ребенок, дети) с ДЦП

Страдает ДЦП, болеет ДЦП,
«дэцэпэшник»

Человек, перенесший полиомиелит/
/имеет инвалидность в результате…; человек, который перенес болезнь /стал инвалидом в результате...

Страдает от полиомиелита/
от последствий полиомиелита,
жертва болезни

С особенностями в развитии, человек с ментальной инвалидностью, с особенностями ментального развития

С задержкой/отставанием в раз-
витии, с интеллектуальной недостаточностью, с умственной
отсталостью, имбецил, дебил

Дети с инвалидностью

Дети-инвалиды

Школьники с инвалидностью

Школьники-инвалиды

Человек с синдромом Дауна,
ребенок (дети) с синдромом Дауна

С болезнью Дауна, «даунята» (о детях с
синдромом Дауна)

Человек с эпилепсией

Эпилептик, припадочный, страдающий
эпилептическими припадками

Незрячий, слабовидящий человек, с инвалидностью по зрению

Слепой, совершенно слепой

Человек с особенностями
психического развития, человек с
особенностями душевного или
эмоционального развития

Псих, сумасшедший, люди с
психического развития, человек с психиатрическими проблемами,
душевнобольные люди, люди с
душевным или эмоциональным
расстройством

Не слышащий/глухой
слабослышащий человек, с инвалидностью по слуху, пользующийся жестовой речью

Глухой как пень, человек с нарушением
слуха, человек (ребенок) с остатками слуха,
глухонемой

   

 

ПРИМЕЧАНИЕ: «Слепой», «глухой», «с нарушением слуха», «с нарушением в  развитии», «с психическим расстройством» – такие словосочетания привычны для людей с инвалидностью, но в остальном обществе они способствуют  формированию взгляда на человека с инвалидностью, как на человека с медицинскими проблемами.

 

Как общаться с пациентами (получателями социальных услуг, обеспечиваемыми, воспитанниками) детского дома – интерната.

Наши воспитанники требуют к себе особого отношения, т.к. в учреждении не только проживают, но и проходят лечение люди, страдающие душевными расстройствами. Удачный исход лечения зависит не только от медикаментозного и реабилитационного лечения, но и от отношения персонала. Как известно, доброе слово, порой, лечит не хуже лекарств.

1. Следует принимать обеспечиваемых  такими, как есть, признавая их право вести себя так, как они ведут, уважая их достоинство и индивидуальность. Нужно стремиться поддерживать контакт ПСУ с реальностью и развивать с ним реалистические отношения. Для этого важно, прежде всего, научиться хорошо понимать самого себя.

2. В общении с воспитанниками нельзя повышать голос, приказывать что-либо, пренебрежительно относиться к их просьбам, игнорировать их обращения, жалобы. Резкое, пренебрежительное обращение с ними способно спровоцировать возбуждение, агрессивные действия. Нужно регулировать их поведение, если возникает такая необходимость, очень корректно. Беседа с проживающими  должна быть направлена на уменьшение у них беспокойства, тревоги.

3. Важно контролировать и выполнять назначения врачей в указанные сроки. Необходимо следить, принимают ли проживающие таблетки. В ряде случаев тяжелых психических заболеваний следует в минимальной степени ограничивать свободу душевнобольного. Сохранение доверия и доброжелательность благотворно действуют на больного, уменьшая его тревогу. По мере возможности надо поощрять его самостоятельность, хвалить и подбадривать.

4. Контролировать отказ пациентов от еды. Психически больные могут отказаться от еды по разным причинам. Некоторые из них могут считать пищу отравленной (галлюцинаторное – бредовые расстройства), депрессивные больные не едят из – за нежелания жить, у истериков отказ от пищи носит демонстративный характер с целью привлечения внимания. Реже больные отказываются, есть в знак протеста. Во всех случаях в первую очередь необходимо разобраться в мотивах отказа от еды. В ряде случаев эффективны бывают психотерапевтические методы, убеждение, объяснение).

5. Предупреждение суицидальных попыток. Чаще всего суицидальные попытки совершают депрессивные пациенты, пациенты, с бредовыми и галлюцинаторными переживаниями императивного характера (когда «голоса» приказывают убить себя, выпрыгнуть в окно и т. п.). Работники должны знать обо всех душевнобольных с такими намерениями, следить за попытками пациента раздобыть веревки, шнурки, режущие предметы, накопить медикаменты. Их не следует оставлять без присмотра.

6.Знать особенности ухода за больными с нарушениями сознания и мышления. При уходе за пациентом со спутанным сознанием следует особое внимание обратить на окружающую его обстановку. К пациенту нужно проявлять уважение и внимание. Для восстановления его связи с реальностью следует ориентировать его во времени и пространстве, делиться с ним последними новостями, постоянно объяснять и комментировать свои действия. В действиях, ухаживающих за таким пациентом, должны присутствовать уверенность, доброта и терпение. Нужно многократно без раздражения повторять пациенту одну и ту же информацию. Следует внимательно следить за физиологическими функциями, помогать в выполнении гигиенических мероприятий, контролировать прием пищи и жидкости.

Заключение

Не смущайтесь, что список того, что правильно, а что неправильно, столь
обширен. Если сомневаетесь, рассчитывайте на свой здравый смысл и
способность к сочувствию. Относитесь к другому человеку, как к себе самому,
точно так же его уважайте - и тогда все будет хорошо.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda.docx22.31 КБ

Предварительный просмотр:

Кировское областное государственное бюджетное  учреждение социального обслуживания ” Мурыгинский  детский  дом-интернат  для умственно - отсталых детей «Родник”

БЕСЕДА ДЛЯ   ПЕРСОНАЛА

  ОТДЕЛЕНИЯ ИМВ

«Основные этические нормы

и правила служебного поведения»

Подготовила:

зав. отделением ИМВ

Е.А. Чарушникова

п. Мурыгино, 2019 год

Этика общения с людьми с ограниченными возможностями здоровья

       В последнее время в современном обществе происходит осознание того, что в мире существует огромное количество инвалидов, и что они, тоже
являются частью общества и имеют с нами равные права. В России,
например, действует программа «Доступная среда» на 2011-2020 годы, целью
которой является  формирование условий беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения. С экранов телевизоров постоянно звучит девиз: «Инвалид не инвалид - люди так не делятся!».

Как общаться с людьми с инвалидностью.
Культура общения: язык и этикет
.

       Многие привычные всем слова, понятия и фразы, по сути своей, – ярлыки и
оскорбительные стереотипы. То, как мы говорим, тесно связано с тем, что мы
думаем и как ведем себя по отношению к другим людям. Увы, слишком часто в
нашем обществе звучат такие неприемлемые слова и сравнения как «больной/
здоровый», «нормальный/ненормальный», «умственно отсталый», «обычный/
неполноценный», «даун», «калека» и т.п.

       Современному обществу следует приложить особые усилия к изменению ситуации, к выработке культуры инклюзии, к привитию этически выдержанной и грамотной терминологии. Для этого необходима не только специальная просветительская работа в этом направлении, но и изменение всей культуры общественных взаимоотношений.

Корректный язык помогает формировать позитивный образ человека. Даже
если мы считаем себя воспитанными людьми, не лишним будет прислушаться
к рекомендациям – что желательно учитывать при общении с людьми,
имеющими ту или иную инвалидность. Как и другие социальные меньшинства,
права которых в той или иной мере ущемляются большинством, инвалиды
чувствительны к словам, которые усугубляют их положение. Для того чтобы
изменить его, люди с инвалидностью в странах, где движение инвалидов
активно и влиятельно, пропагандируют собственные определения и понятия,
которые не вызывают жалости и других негативных ассоциаций.

Что стоит за словом «инвалид»?

           Инвалидность – это не медицинский диагноз!
«Инвалидность» является результатом взаимодействия
между имеющими нарушения здоровья человека и отношенческими,
средовыми барьерами,  которое мешает их полному и эффективному участию
в жизни общества наравне с другими».

         Конвенция ООН о правах инвалидов, подписана Россией 24 сентября 2008 г. Таким образом, инвалидность – это одна из форм социального неравенства; инвалидность – это социальное, а не медицинское понятие. Русская «толерантная» терминология в отношении людей с инвалидностью до сих пор не устоялась – даже в среде инвалидов присутствуют разные точки зрения на правомочность употребления тех или иных терминов. Яркий пример неудачного поиска новой корректной терминологии: в последние годы в устойчивый обиход вошло выражение «человек с ограниченными возможностями». Но это выражение не раскрывает тот факт, что возможности человека ограничиваются извне (общественными условиями).

         И, что еще хуже, «по умолчанию» многие воспринимают словосочетание
«человек с ограниченными возможностями» как характеристику того, что
человек ограничен сам по себе (ограничен своим «дефектом», а не обществом).
Да и кто покажет нам пример человека с неограниченными возможностями?!

            Компромиссным вариантом может служить: «человек с ограниченными
физическими возможностями» (здесь подразумевается, что умственные отличия
тоже характеризуются как «физические»). Но для повседневной речи такое
словосочетание оказывается слишком длинным и громоздким. При социальном
подходе к пониманию инвалидности наиболее нейтральным термином оказывается слово … «инвалид»! Поскольку мы смотрим на человека, а не на
его инвалидность, то лучше всего сказать «человек с инвалидностью».
          Рекомендуется: когда вы говорите или пишете о людях:

ИСПОЛЬЗУЙТЕ

ИЗБЕГАЙТЕ

слова и понятия, не создающие
стереотипы:

слова и понятия, не создающие
стереотипы:

Человек с инвалидностью

Человек с ограниченными возможностями, больной, неполноценный, калека,
с дефектом здоровья, с недостатком здоровья

при сравнении людей с инвалидностью и без инвалидности:

инвалид, человек без инвалидности

нормальный / здоровый

Человек, использующий инвалидную коляску, человек на коляске, человек с парализованными ногами

Прикованный к инвалидной
коляске; человек на коляске, паралитик,
парализованный

«Колясочник» - приемлемо в среде общения людей с инвалидностью

Врожденная инвалидность, инвалид
с детства

Врожденный дефект /увечье/
несчастье

Имеет ДЦП (детский церебральный
паралич), человек (ребенок, дети) с ДЦП

Страдает ДЦП, болеет ДЦП,
«дэцэпэшник»

Человек, перенесший полиомиелит/
/имеет инвалидность в результате…; человек, который перенес болезнь /стал инвалидом в результате...

Страдает от полиомиелита/
от последствий полиомиелита,
жертва болезни

С особенностями в развитии, человек с ментальной инвалидностью, с особенностями ментального развития

С задержкой/отставанием в раз-
витии, с интеллектуальной недостаточностью, с умственной
отсталостью, имбецил, дебил

Дети с инвалидностью

Дети-инвалиды

Школьники с инвалидностью

Школьники-инвалиды

Человек с синдромом Дауна,
ребенок (дети) с синдромом Дауна

С болезнью Дауна, «даунята» (о детях с
синдромом Дауна)

Человек с эпилепсией

Эпилептик, припадочный, страдающий
эпилептическими припадками

Незрячий, слабовидящий человек, с инвалидностью по зрению

Слепой, совершенно слепой

Человек с особенностями
психического развития, человек с
особенностями душевного или
эмоционального развития

Псих, сумасшедший, люди с
психического развития, человек с психиатрическими проблемами,
душевнобольные люди, люди с
душевным или эмоциональным
расстройством

Не слышащий/глухой
слабослышащий человек, с инвалидностью по слуху, пользующийся жестовой речью

Глухой как пень, человек с нарушением
слуха, человек (ребенок) с остатками слуха,
глухонемой

ПРИМЕЧАНИЕ: «Слепой», «глухой», «с нарушением слуха», «с нарушением в  развитии», «с психическим расстройством» – такие словосочетания привычны для людей с инвалидностью, но в остальном обществе они способствуют  формированию взгляда на человека с инвалидностью, как на человека с медицинскими проблемами.

Как общаться с пациентами (получателями социальных услуг, обеспечиваемыми, воспитанниками) детского дома – интерната.

Наши воспитанники требуют к себе особого отношения, т.к. в учреждении не только проживают, но и проходят лечение люди, страдающие душевными расстройствами. Удачный исход лечения зависит не только от медикаментозного и реабилитационного лечения, но и от отношения персонала. Как известно, доброе слово, порой, лечит не хуже лекарств.

1. Следует принимать обеспечиваемых  такими, как есть, признавая их право вести себя так, как они ведут, уважая их достоинство и индивидуальность. Нужно стремиться поддерживать контакт ПСУ с реальностью и развивать с ним реалистические отношения. Для этого важно, прежде всего, научиться хорошо понимать самого себя.

2. В общении с воспитанниками нельзя повышать голос, приказывать что-либо, пренебрежительно относиться к их просьбам, игнорировать их обращения, жалобы. Резкое, пренебрежительное обращение с ними способно спровоцировать возбуждение, агрессивные действия. Нужно регулировать их поведение, если возникает такая необходимость, очень корректно. Беседа с проживающими  должна быть направлена на уменьшение у них беспокойства, тревоги.

3. Важно контролировать и выполнять назначения врачей в указанные сроки. Необходимо следить, принимают ли проживающие таблетки. В ряде случаев тяжелых психических заболеваний следует в минимальной степени ограничивать свободу душевнобольного. Сохранение доверия и доброжелательность благотворно действуют на больного, уменьшая его тревогу. По мере возможности надо поощрять его самостоятельность, хвалить и подбадривать.

4. Контролировать отказ пациентов от еды. Психически больные могут отказаться от еды по разным причинам. Некоторые из них могут считать пищу отравленной (галлюцинаторное – бредовые расстройства), депрессивные больные не едят из – за нежелания жить, у истериков отказ от пищи носит демонстративный характер с целью привлечения внимания. Реже больные отказываются, есть в знак протеста. Во всех случаях в первую очередь необходимо разобраться в мотивах отказа от еды. В ряде случаев эффективны бывают психотерапевтические методы, убеждение, объяснение).

5. Предупреждение суицидальных попыток. Чаще всего суицидальные попытки совершают депрессивные пациенты, пациенты, с бредовыми и галлюцинаторными переживаниями императивного характера (когда «голоса» приказывают убить себя, выпрыгнуть в окно и т. п.). Работники должны знать обо всех душевнобольных с такими намерениями, следить за попытками пациента раздобыть веревки, шнурки, режущие предметы, накопить медикаменты. Их не следует оставлять без присмотра.

6.Знать особенности ухода за больными с нарушениями сознания и мышления. При уходе за пациентом со спутанным сознанием следует особое внимание обратить на окружающую его обстановку. К пациенту нужно проявлять уважение и внимание. Для восстановления его связи с реальностью следует ориентировать его во времени и пространстве, делиться с ним последними новостями, постоянно объяснять и комментировать свои действия. В действиях, ухаживающих за таким пациентом, должны присутствовать уверенность, доброта и терпение. Нужно многократно без раздражения повторять пациенту одну и ту же информацию. Следует внимательно следить за физиологическими функциями, помогать в выполнении гигиенических мероприятий, контролировать прием пищи и жидкости.

Заключение

Не смущайтесь, что список того, что правильно, а что неправильно, столь
обширен. Если сомневаетесь, рассчитывайте на свой здравый смысл и
способность к сочувствию. Относитесь к другому человеку, как к себе самому,
точно так же его уважайте - и тогда все будет хорошо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа " Правила культуры поведения в общественных местах"

Конспект содержит материал о культуре поведения в общественных местах школьников...

Статья "Об основных этических основах концепции И.П. Иванова"

В статье рассматриваются различные аспекты понятия нравственной направленности личности, гуманистический характер воспитательных отношений и позиции педагога, заложенных в концепции коллективной творч...

Беседа "Правила культуры поведения в общественных местах"

Цель: Формировать умения правильно вести себя в общественных местах.            Развивать речь, мышление, память, внимание.            Воспи...

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ ДЛЯ ПЕШЕХОДОВ

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ ДЛЯ ПЕШЕХОДОВ...

Беседа: «Правила безопасного поведения на водоемах в весенний период»

Наступила долгожданная весна. Взрослые и дети больше времени проводят на свежем воздухе, зачастую посещают и берега водоемов. Но необходимо помнить, что весенний лед очень коварен, солнце и ...