Положение о службе ППМС сопровождения в общеобразовательном учреждении
учебно-методическое пособие

Зорина Татьяна Юрьевна

Структура положения о службе ППМС сопровождения в общеобразовательном учреждении, необходимая документация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polozhenie.docx29.94 КБ
Файл individ.karta_ppms.docx15.26 КБ

Предварительный просмотр:

«ПРИНЯТО»

решением Педсовета
МКОУ СШ №2

протокол №    от ___.___.20___г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор  МКОУ СШ №2              

______________Баранова С.А.

Приказ____от __.____.20___г.

ПОЛОЖЕНИЕ

о службе психолого-педагогического и медико-социального сопровождения

в МКОУ СШ №2 г. Макарьева

Макарьевского муниципального района Костромской области



1. Общие положения


        
1.1. Настоящее положение разработано в соответствие с нормативно-правовой документацией: Конвенцией ООН о правах ребенка, Декларацией ООН о правах инвалидов, Конвенцией о борьбе с дискриминацией в области образования, Всемирной Декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей; Законом РФ «Об образовании» №273-ФЗ от 29.12.2012 г., Законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» 124-ФЗ от 24.07.1998 г., федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, приказами и инструкциями Министерства образования и науки РФ, муниципальных органов управления образования, этическими кодексами психолога, социального педагога; настоящим Положением, уставом образовательного учреждения. 

1.2. Настоящее положение определяет основу деятельности службы комплексного сопровождения в образовательном учреждении (далее – Служба сопровождения) 
        1.3. Деятельность Службы сопровождения позволяет:

 - реализовать особый вид помощи ребенку в обеспечении эффективного развития, социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав детей и подростков в условиях образовательного процесса; 

- оказывать содействие в разработке и реализации программ развития образовательного учреждения с учетом создания более благоприятных условий для развития и воспитания детей;

- создавать комплексные профилактические и коррекционные программы, направленные на преодоление психолого-педагогических и медико-социальных проблем обучающихся.  
        1.4. Служба сопровождения является структурным подразделением образовательного учреждения, которая создается в его рамках и предназначена для осуществления процесса психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся данного учреждения. 

В службу входят специалисты разного профиля: учитель-дефектолог, педагог-психолог, социальный педагог, медицинские работники, классные руководители, воспитатели ГПД. 
        1.5. Руководство Службой сопровождения осуществляет
заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе, назначаемый приказом руководителя образовательного учреждения. Все специалисты Службы осуществляют совместную деятельность по сопровождению в соответствии с должностными инструкциями, функции всех специалистов четко определены. К деятельности службы могут привлекаться учителя, воспитатели, родители учащихся, руководители кружков (секций), представители общественных объединений и другие заинтересованные лица. 
        1.6. Основными принципами работы Службы являются:

- приоритет интересов ребенка;

- непрерывность и комплексный подход в организации сопровождения;

- рекомендательный характер оказания помощи и услуг;

- работа по методу междисциплинарной команды.


2. Цели и задачи Службы сопровождения


        2.1. Цель деятельности Службы сопровождения в образовательном учреждении заключается в организации психолого-медико-социального сопровождения образовательного процесса путем реализации комплекса превентивных, просветительских, диагностических и коррекционных мероприятий, направленных на создание условий для успешного развития, обучения и социализации личности. При этом объектом сопровождения является образовательный процесс, предмет сопровождения – ситуация развития ребенка. 

        2.2. Задачи Службы сопровождения

        - защита прав и интересов личности детей, обучающихся, воспитанников, обеспечение безопасных условий их психического и физического развития и обучения, поддержка и содействие в решении психолого-педагогических и медико-социальных проблем; 
         - квалифицированная комплексная диагностика возможностей и особенностей развития ребенка с целью как можно более раннего выявления детей, требующих особого внимания специалистов для предупреждения возникновения проблем обучения и развития; 
         - содействие ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: реализация программ преодоления трудностей в обучении, нарушений эмоционально-волевой сферы, проблем взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями; содействие выбору образовательного и профессионального маршрута; участие специалистов Службы сопровождения в разработке образовательных программ, адекватных возможностям и способностям учащихся; 

        - развитие психолого-педагогической и медико-социальной компетентности всех участников образовательного процесса – обучающихся, педагогов, родителей; 
         - содействие укреплению взаимопонимания и взаимодействия между всеми субъектами образовательного процесса, содействие педагогическому коллективу в оптимизации социально-психологического климата образовательного учреждения; 
         - психолого-педагогическая помощь родителям (лицам, их заменяющим), педагогам и воспитателям обучающихся, требующих особого внимания специалистов;

         - консультативно-просветительская работа среди обучающихся, педагогов, родителей; 
         - профилактическая работа и пропаганда здорового образа жизни среди обучающихся, педагогов, родителей; 

- участие специалистов Службы в психолого-медико-педагогической экспертизе профессиональной деятельности педагогов, приемных родителей.


3. Организация деятельности Службы сопровождения

 
        3.1. Состав специалистов Службы сопровождения определяется целями и задачами образовательного учреждения. Специалисты Службы организуют свою деятельность в соответствии с принципами, перечисленными в п. 1.6. данного Положения. 
        Основными направлениями деятельности руководителя Службы сопровождения являются: 
         - организация перспективного и текущего планирования деятельности Службы; 
         - обеспечение выполнения требований нормативно-правовых актов к содержанию и результатам комплексного сопровождения участников образовательного процесса.
        Руководитель Службы сопровождения выполняет следующие функции: 

1. Координирует работу специалистов Службы по выполнению годового, текущего плана деятельности, коррекционно-развивающих программ; организует и совершенствует методическое обеспечение процесса сопровождения; 

2. Снабжает специалистов Службы необходимой информацией по вопросам нормативно-правового обеспечения, повышения квалификации; 

3. Организует работу по созданию и обеспечению условий для оказания комплексной помощи участникам образовательного процесса; 

4. Осуществляет контроль за качеством и эффективностью оказываемой участникам образовательного процесса психолого-педагогической и медико-социальной помощи;

5. Участвует в проведении аттестации специалистов Службы квалификационную категорию;

6. Проводит проблемный анализ процесса сопровождения и результатов деятельности специалистов Службы; 

7. Вносит предложения по улучшению и оздоровлению условий проведения образовательного процесса; 

8. В конце учебного года представляет отчет о работе Службы сопровождения руководителю образовательного учреждения. 

3.2. Решение о сопровождении ребенка и его семьи принимается совместно всеми специалистами службы сопровождения. 

3.3. Специализированная помощь участникам образовательного процесса, а также содействие в профессиональной деятельности специалистов Службы сопровождения в образовательном учреждении оказывается учреждениями, предназначенными для углубленной специализированной помощи детям, имеющим проблемы в обучении, развитии и воспитании: районными, городскими Центрами психолого-медико-социального сопровождения.

3.4. Служба сопровождения работает в тесном контакте с учреждениями и организациями образования, здравоохранения, социальной защиты семьи и детства, органами опеки и попечительства, органами внутренних дел и прокуратуры, общественными организациями, оказывающими помощь образовательным учреждениям в воспитании и развитии обучающихся (воспитанников).


4. Основные направления деятельности Службы


К основным направлениям деятельности Службы относятся: 

4.1. Психосоциальная диагностика - проведение исследований социально-психологического климата образовательного учреждения; определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин трудностей в обучении, развитии, социальной адаптации; выявление реальной и потенциальной групп социального риска;

4.2. Психокоррекционная работа – совместная деятельность педагога-психолога, социального педагога, учителя-дефектолога по разработке психокоррекционных программ воспитания; организация и проведение социально-психологических тренингов, ролевых игр, групповых дискуссий среди учащихся, родителей, педагогического коллектива по развитию общих и специальных способностей участников образовательного процесса. 

4.3. Психолого-педагогическое и медико-социальное просвещение участников образовательного процесса с целью создания условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также для своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта;

4.4. Психологическое и социально-педагогическое консультирование участников образовательного процесса по различным психолого-педагогическим и социально-медицинским проблемам, вопросам самоопределения, личностного роста, взаимоотношений; помощь учащимся и родителям (законным представителям) в преодолении трудной жизненной ситуации; консультирование педагогов, других работников образовательного учреждения, органов опеки и попечительства, Управления внутренних дел, учреждений социальной защиты, здравоохранения, Комиссии по делам несовершеннолетних и др. по вопросам воспитания и обучения несовершеннолетних.

4.5. Исследование социума образовательного учреждения с целью изучения их воспитательного потенциала и организации взаимодействия; 

4.6. Социально-педагогическая и психологическая профилактика возможных неблагополучий в детско-подростковой среде в условиях образовательного процесса; предупреждение явлений дезадаптации обучающихся, фактов асоциального поведения; разработка рекомендаций педагогам и родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития; пропаганда здорового образа жизни; 

4.7. Организационно-методическая деятельность:

-  анализ и обобщение результатов сопровождения, разработка рекомендаций по его совершенствованию, обработка материалов научных исследований; 

-  участие в методических объединениях, семинарах-практикумах, конференциях по проблемам воспитания и социализации, 

- участие в разработке и реализации программ оздоровления воспитанников с учетом состояния их здоровья;

- организация и проведение семинаров, тренингов и консультаций по овладению инновационными методиками;

- формирование банка данных достижений отечественной и зарубежной науки и практики по психолого-педагогическому и медико-социальному сопровождению. 

4.8. Выявление и поддержка учащихся, нуждающихся в социальной защите, опеке и попечительстве с целью защиты законных прав и интересов несовершеннолетних, в т.ч. приоритетного права ребенка на жизнь и воспитание в семье. 


5. Примерная документация Службы сопровождения

        5.1. Единая для всех специалистов Службы: 

  • Перспективный, годовой план работы (план работы на месяц, неделю)
  • Графики работы специалистов
  • Социальный паспорт учебного заведения, который составляется социальным педагогом на основе данных социальных паспортов классов, групп; 
  • План-график тематических групповых консультаций и консультаций для отдельных категорий родителей; 
  • Проекты по наиболее актуальным направлениям и программы занятий;
  • Карты психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей (учащихся, воспитанников), нуждающихся в комплексном сопровождении; 
  • Документы психолого-медико-педагогического консилиума;
  • Список детей, нуждающихся в сопровождении;
  • Годовой анализ работы Службы.

        5.2. Отдельными специалистами Службы сопровождения ведется служебная документация согласно должностным инструкциям и положениям, утвержденным руководителем образовательного учреждения. 

        5.3. Должностные инструкции и Положения находятся у специалистов и руководителя Службы. 

6. Ответственность специалистов Службы сопровождения


        6.1. В установленном законодательством РФ порядке специалисты Службы несут ответственность за: 

  • неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка учреждения, законных распоряжений руководителя Службы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей; 
  • жизнь и здоровье детей во время занятий; 
  • необоснованное вынесение заключения по обследованию ребенка в рамках своей компетенции, повлекшее за собой ухудшение физического или психического здоровья последнего; 
  • соблюдение прав и свобод личности ребенка; 
  • конфиденциальность полученных при обследовании материалов; 
  • ведение документации и ее сохранность; 
  • соблюдение трудовой дисциплины, правил производственной санитарии и противопожарной безопасности; 
  • сохранность рабочего места, материальные ценности, взятые под расписку у материально ответственного лица. 

        6.2. За применение, в том числе и однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью ребенка, а также совершение иного аморального поступка специалист службы сопровождения может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и законом РФ «Об образовании в Российской Федерации».



Предварительный просмотр:

Индивидуальная карта по медико-социальному и психолого-педагогическому сопровождению обучающегося МКОУ средней школы №2 г.Макарьев

Фамилия, имя ребенка:___________________________________________________________________

Дата рождения:____________________

Дата поступления (перевода) в МКОУ:_____________________________________________________

Дата постановки на сопровождение:_______________________________________________________

Домашний адрес:_______________________________________________________________________

Социальный статус семьи и краткие сведения о родителях:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Группа здоровья, наблюдение у врачей-специалистов: _______________________________________________________________________________________

Показания к постановке на ППМС сопровождение: (краткое описание проблем, требующих сопровождения): ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Основные направления сопровождения ребенка (отмечается специалист, осуществляющий сопровождение):

Медицинское___________________________________________________________________________

Социальное____________________________________________________________________________

Коррекционно – развивающее ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Комплексное (более 2-х направлений сопровождения, решаемых совместно разными специалистами)________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мероприятия, проводимые по обеспечению сопровождения воспитанника на учебный год:

1.Психолого-медико-педагогический консилиум (дата, № протокола, заключение, рекомендации)_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Разработка индивидуальных программ сопровождения (специалист(ы), тема программ(ы), в т.ч. и комплексной)_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Разработка индивидуальной программы оздоровления (или перечень комплекса оздоровительных мероприятий, проводимых с ребенком) _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

По итогам работы по сопровождению за отчетный учебный год ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Руководитель Службы сопровождения: ________________________                            

Подписи специалистов Службы сопровождения:

Учитель-дефектолог: ___________                                                              

Педагог-психолог: ___________                                                                  

Социальный педагог: __________                                                                                                                     (Громова М.В)        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о Службе психолого-педагогического сопровождения в системе образования в Московской области

Положение о Службе  психолого-педагогического сопровождения в системе образования в Московской области...

ПОЛОЖЕНИЕ О ШКОЛЕ ПОЛНОГО ДНЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

1.1.Настоящее Положение разработано в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Законом РФ «Об образовании», Типовым Положением об общеобразовательном учреждении, утверждённым постановлением Правительст...

ПОЛОЖЕНИЕ О ВНУТРУННЕЙ СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ТАЛЛИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ПОЛОЖЕНИЕО ВНУТРУННЕЙ СИСТЕМЕ ОЦЕНКИКАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯМУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ТАЛЛИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»...

ПОЛОЖЕНИЕ о портфолио обучающегося основной школы (5-8 классы) в условиях введения ФГОС ООО в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 7»

Настоящее Положение о портфолио обучающегося основной школы в условиях введения ФГОС ООО МАОУ СОШ № 7 разработано в рамках реализации ФГОС ООО, с целью индивидуализации и дифференциации процесса обуче...

ПОЛОЖЕНИЕ внутренней жизни обучающихся казачьих кадетских классов Муниципального общеобразовательного учреждения «Лямбирская средняя общеобразовательная школа №2» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия

ПОЛОЖЕНИЕвнутренней жизниобучающихся казачьих кадетских классовМуниципального общеобразовательного учреждения«Лямбирская средняя общеобразовательная школа №2»Лямбирского муниципального рай...