Доклад «Родительская гостиная для мамы ребенка с выраженными нарушениями развития»
методическая разработка

Максимова Мария Владимировна

Материал был подготовлен и представлен 10 апреля 2018 г. в ТО "Тимирязевское" ГБУ ГППЦ ДОгМ в рамках встречи участников проекта "Родительская гостиная"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад18.56 КБ

Предварительный просмотр:

Родительская гостиная для мамы ребенка с выраженными нарушениями развития

Учитель-дефектолог ТО Отрадное,

к.п.н. Максимова М.В.

Родительская гостиная была создана для того, чтобы родители детей, посещающих занятия в Центре познакомились и пообщались друг с другом, в спокойной комфортной обстановке узнали что-то новое и важное для воспитания и развития их детей. Однако, мамам детей с выраженными нарушениями развития зачастую не с кем оставить ребенка, или это сопряжено со значительными трудностями и рисками. Можно ли расслабиться, когда все мысли о том, как там твой ребенок, справляется ли с ним папа, бабушка или няня? Кроме того, простые общие рекомендации чаще всего не подходят для такого малыша. К нему необходимо искать особый подход, «индивидуальный ключик». Наиболее оптимальной формой организации родительской гостиной для таких семей является совместное интересное времяпрепровождение, полезное как для мамы, так и для ее ребенка.

Мы предлагаем проводить игровые занятия в форме интерактивных сказок. Слово «интерактивный» произошло от слияния двух английских: inter – «между» и active – «деятельность, активность», т.е. активное взаимодействие между, например, артистами и зрителями. Интерактивные сказки – специальная форма театральных постановок, где ребенок приобщается к познавательно-коммуникативной деятельности и оказывается непосредственно вовлеченным в совершаемые действия.

Сюжетная линия не имеет ведущего значения, она не рассказывает сказку, а несет новую идею. Например, в сказке «Колобок» дети сначала слушают сказку или участвуют в проигрывании ее в виде «театра на коленях», а потом лепят колобка заново и «гуляют» вместе с ним по сказкам. Используются образы главных героев сказок, они предлагают детям разные задания и игры.

Костюмы создают необходимое настроение, но они должны быть в достаточной мере условными (полумаски, плащи, ткани-накидки) так, чтобы их было легко переодеть, снять, показать свое настоящее лицо.

Содержание составляется из знакомых детям заданий, аналогичных, предлагаемым ранее на занятиях в Центре: пальчиковые и подвижные игры, простые графические задания, элементарная конструктивная деятельность.

Необходимо четкое планирование использования рабочего пространства и инструкций для родителей, помогающих им преодолеть роль слушателя и активно включиться в предлагаемые виды деятельности. В решении данной задачи особенно хорошую помощь может оказать участие в родительской гостиной второго специалиста, который может индивидуально помочь решить проблемные ситуации, освобождая от этой обязанности ведущего гостиную педагога и таким образом позволяя ему удерживать внимание других детей, включенных в процесс.

Игра – ведущий вид деятельности у дошкольников. Это главный мотив к общению и усвоению новых навыков для них, но даже для взрослых этот вид деятельности остается чрезвычайно привлекательным. Игра создает особую среду, наполненную эмоциональными переживаниями и обучающими моментами. Это средовой метод работы, который предполагает создание особых условий, вызывающих потребность у тех, кто оказывается под их влиянием поступать так, а не иначе, применять те или иные знания, умения и навыки.

Учитывая низкий уровень произвольной регуляции и повышенную утомляемость детей с выраженными нарушениями развития, важно продумывать постоянную смену вида активности детей от задания к заданию:

В работе с семьями, воспитывающими детей с выраженными нарушениями в развитии наиболее комфортные условия помогает создать следование нескольким очень важным принципам, с которыми лучше ознакомить родителей заранее, дать для ознакомления раздаточный материал вместе с приглашением на мероприятие или разослать всем записавшимся по электронной почте:

Каждый занимает свою нишу в сообществе

Среди присутствующих не может быть «лишних», «нежелательных», каждому найдется место. Каждому рады и принимают его таким, какой он есть.

Каждый имеет право на личное пространство 

Если ребенок не хочет делать то, что предлагает педагог, он может это не делать. Не заставляйте ребенка, дайте ему возможность включиться в деятельность тогда, когда он будет готов. Чтобы это произошло раньше, попробуйте прочувствовать процесс на себе. Участвуйте в играх, выполняйте пальчиковые игры и предлагаемые задания, время от времени пытаясь привлечь к деятельности и своего ребенка. Не страшно, если это не получится во время родительской гостиной. Многим детям требуется длительное время на адаптацию. Однако, понаблюдав за происходящим со стороны, ребенок со значительной долей вероятности лучше примет подобную деятельность дома или при следующей встрече. Вы же познакомитесь с теми видами деятельности, которые можно предложить Вашему ребенку. Посмотрите, как другие родители и дети справляются с предложенными видами деятельности, и сможете использовать полученный опыт дома.

Каждый приносит сообществу пользу

Каждый человек – это огромный интересный мир, который позволяет сделать массу открытий тем, кто с ним соприкасается. Не стесняйтесь общаться друг с другом, ведь у вас может оказаться много общих интересов, появиться совместные планы, завязаться дружеские отношения. У каждого человека возникают в жизни ситуации, когда нужна помощь и поддержка. Чем больше у Вас социальных контактов с людьми, понимающими Ваши проблемы, тем легче Вам будет найти выход из самых затруднительных ситуаций.

Каждый обладает абсолютной ценностью для сообщества

Не стоит сравнивать и недооценивать вклад каждого человека в общее дело. Порой мы ошибаемся, делаем преждевременные выводы, принимаем решения раньше, чем успеваем увидеть и осмыслить происходящее. Стараемся дать своим детям все, но не замечаем, что им на самом деле нужно. Умение созерцать, наблюдать, быть внимательным к тем, кто находится рядом, а не оценивать их, очень важны.

В родительской гостиной мы предложим Вам много интересного. Наша встреча будет похожа на праздник. Мы же ждем от вас активного участия, внимания и хорошего настроения!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь ребенку со сложным нарушением развития Т.А.Басилова, Н.А.Александрова

Ученый совет коррекционной педагогики Р.А.О.разработал практические рекомендации для родителей и специалистов, работающих с детьми со сложной структурой дефекта....

Развивающие онлайн-игры как средство формирования учебной мотивации у детей с выраженными нарушениями развития в рамках индивидуального обучения.

Обобщение опыта работы по применению развивающих онлайн игр на индивидуальных уроках с учащимися, имеющими нарушения интеллекта....

Доклад "Технология сенсорного воспитания детей-инвалидов с выраженными интеллектуальными нарушениями при сопровождении в условиях психолого-педагогического центра"

Описание этапов сенсорного воспитания в соответствии с закономерностями формирования перцептивных действий у нормативно развивающихся детей и последовательность формирования сенсорных навыков у детей ...

Родительская гостиная. Помощь семье в правильной профессиональной ориентации ребенка (10 класс)

Классикой в профориентации можно считать модель выбора профессии. Её упоминают практически в любой статье, в любом выступлении на тему профориентации. Данная презентация основана на трех китах в модел...

ПОЛОЖЕНИЕ о проведении Литературной гостиной «Наши мамы разные - все они прекрасные!» в рамках праздника День Матери среди воспитанников учреждений, подведомственных Министерству труда и социального развития Новосибирской области

ПОЛОЖЕНИЕ о проведении Литературной гостиной «Наши мамы разные - все они  прекрасные!» в рамках праздника День Матери среди воспитанников учреждений, подведомствен...