Индивидуальная адаптированная рабочая программа психолого -педагогического сопровождения обучающегося с ОВЗ 5 класса
рабочая программа (5 класс)

Дедковская Наталья Сергеевна

Программа составлена для индивидуальных занятий с учащимся 5 класса, с РАС

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

казенное общеобразовательное учреждение

Ханты–Мансийского автономного округа–Югры

«Урайская  школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

«Рассмотрено» на заседании                          

 методического совета    

КОУ «Урайская школа для обучающихся с ограниченными

возможностями здоровья»                                

Протокол №___ от «___»______2017г.

Руководитель методического совета        

  ____________Степанова О.Ю.

«Согласовано»                               Зам.директора по УВР                

КОУ «Урайская школа для обучающихся с ограниченными

возможностями здоровья»                                

 ___________Кабицкая В.В.            

«____»___________2017 г.            

«Утверждено»

Директор

 КОУ «Урайская школа для обучающихся с ограниченными

возможностями здоровья»                                

_____________   Энзель М.П.

приказ № ____

от «____»______2017г.

Индивидуальная адаптированная рабочая программа

Психолого-педагогического сопровождения обучающегося с ОВЗ

на 2017-2018 учебный год

адресность: ученик 5 « »  класса

индивидуальное обучение

уровень: базовый

Дедковская Наталья Сергеевна

педагог- психолог

первой квалификационной категории

Члены экспертной группы:

1._____________________/_________________

2.____________________/__________________

3._____________________/_________________

4._____________________/_________________

г.Урай

2017г.

Психологическая характеристика школьника  

Рекомендации ГПМПК: формирование средств коммуникаций, алгоритма учебно-познавательной деятельности, развитие произвольной регуляции и самоконтроля; развитие аналитико-синтетической деятельности на наглядной и вербальной основе.

Педагог – психолог Дедковская Н.С. ____________

Структура рабочей программы педагогов - психологов и учителей дефектологов.

  1. Пояснительная записка
  • Нормативные документы
  • Цели, задачи программы
  • Принципы коррекционной работы
  • Формы организации коррекционного процесса (приемы, методы, подходы  коррекционного процесса)
  1. Содержание программы
  • Основные направления и этапы (диагностический, основной коррекционного обучения, этап итоговой диагностики)
  • Планируемые  результаты  психологического воздействия
  • Формы контроля и оценивания (диагностический этап)
  1. Организационный раздел
  • Примерное тематическое планирование коррекционной  работы
  • Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности.
  • Календарно-тематическое планирование

1. Пояснительная записка

Программа имеет нормативно-правовую основу разработки индивидуальной адаптированной коррекционно-развивающей программы педагога-психолога для ученика с особыми образовательными потребностями:

-Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ. Принят Государственной Думой 03.07.98. Одобрен Советом Федерации 09.07.98.

- Типовое положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 31.07.98 № 867.

- Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации. Утверждено Приказом Минобразования РФ от 22.10.99 №636.

-Письмо Минобразования России от 01 октября 2008 г. № 06-14-23 «Об организации работы по профилактике жестокого обращения с детьми» и др.

-Приказ Минобразования РФ от 10.04.2002 N 29/2065-п«Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;

-Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

-Закона РФ "Об образовании" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ.

-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

-Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов  начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

-от 19 декабря 2014 года №1598 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ»;

-от 19 декабря 2014 года №1599 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

-от 9 января 2014 года №2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

-приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры от 8мая 2014 года №5-нп «Об утверждении порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а так же детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или медицинских организациях»;

-письмами Минобрнауки России от 10 декабря 2012 года №07-832 «О направлении Методических рекомендаций по организации обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий»;

-Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 года №273

-Приказ Департамента образования и молодежной политики от 3 июля 2016 года №121 «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы начального общего образования на территории ХМАО-Югры для обучающихся с ОВЗ, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), нуждающихся в длительном лечении, а так же детей-инвалидов, получающих образование на дому и в медицинских организациях»;

-Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013г. №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

-Письма Минобразования РФ от 22 января 1998 г. N 20-58-07ин/20-4 "Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования";

-Письма Минобразования РФ от 27 июня 2003 г. N 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования»;

-Письма Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами",

-Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

-«Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе» (письмо Минобразования России и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ от 28.03.2002  г. № 199/13).

-Основной образовательной программы основного общего образования КОУ «Урайская школа для обучающихся с ОВЗ»;

-Годовым календарным графиком КОУ «Урайская школа для обучающихся с ОВЗ» на 2017-2018 учебный год.

-Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ) Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения // Дефектология. — 2010. — №1.

Исходная теоретическая и методологическая основа. 

  Исходной теоретической и методологической основой программы является классификация О.С. Никольской. Где она выделяет основу РДА: специфично сформированную систему аффективной организации поведения и сознания, лежащей в основе аффективно-эмоциональной сферы.

Данная программа психолого – педагогической работы строится на основе трудов: Г. Доман 1970; В.М. Башина, 1980,1999; Е.Каган,1981; К.С.Лебединская 1988, О.С. Никольская 2002 г. Основная задача коррекционной работы – это ввести аутичного ребенка в социум.

Слово аутизм происходит от латинского слова autos – сам и означает отрыв от реальности, отгороженность от мира.

Основными признаками РДА при всех его клинических вариантах являются:

- недостаточное или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими;

- отгороженность от внешнего мира;

- слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к матери, вплоть до полного безразличия к ним (аффективная блокада)

- неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы. Нередко таких детей считают агрессивными;

- недостаточная реакция на зрительные слуховые раздражители заставляет многих родителей обращаться к офтальмологу или сурдологу. Но это ошибочное мнение, дети с аутизмом, наоборот, очень чувствительны к слабым раздражителям. Например, дети часто не переносят тиканье часов, шум бытовых приборов, капанье воды из водопроводного крана;

- приверженность к сохранению неизменности окружающего;

- неофобии (боязнь всего нового) проявляются у детей – аутистов очень рано. Дети не переносят смены места жительства, перестановки кровати, не любят новую одежду и обувь;

- однообразное поведение со склонностью к стереотипам, примитивным движениям;

- разнообразные речевые нарушения при РДА;

- у детей с РДА наблюдаются различные интеллектуальные нарушения. Чаще это умственная отсталость.

При составлении программы и  проведении развивающей и коррекционной работы следует учитывать феноменологические особенности, своеобразие структуры формирования базовых составляющих психической деятельности подростка и учитывать следующие показатели:

1. Физическое состояние и развитие ребенка:

  • динамика физического развития (анамнез);
  • особенности развития двигательной сферы, нарушения общей моторики (общая напряженность или вялость, неточность движений, параличи, парезы, наличие их остаточных явлений);
  •  особенности работоспособности (утомляемость, истощаемость, рассеянность, пресыщаемость, усидчивость, темп работы; увеличение количества ошибок к концу урока или при однообразных видах деятельности; жалобы на головную боль).

2. Особенности и уровень развития познавательной сферы:

  • особенности восприятия величины, формы, цвета, времени, пространственного расположения предметов (глубина восприятия, её объективность);
  • особенности внимания: объем и устойчивость, концентрация, способность к распределению и переключению внимания с одного вида деятельности на другой, степень развития произвольного внимания;
  • особенности памяти: точность постоянство, возможность долговременного запоминания, умение использовать приемы запоминания, индивидуальные особенности памяти; преобладающий вид памяти (зрительная, слуховая, двигательная, смешанная); преобладание логической или механической памяти;
  • особенности мышления: уровень овладения операциями анализа, сравнения, синтеза (умение выделить существенные элементы, части, сравнить предметы с целью выявления сходства и различия; способность обобщать и делать самостоятельные выводы; умение устанавливать причинно-следственные связи);
  • особенности речи: дефекты произношения, объем словарного запаса, сформированность фразовой речи, особенности грамматического строя, уровень сформированности интонации, выразительности, ясности, силы и высоты голоса);
  • познавательные интересы, любознательность.

3. Отношение к учебной деятельности, особенности мотивации:

  • способность осуществлять контроль за собственной деятельностью по наглядному образцу, словесной инструкции, алгоритму; особенности самоконтроля;
  • умение планировать свою деятельность.

4. Особенности эмоционально-личностной сферы:

  • эмоционально-волевая зрелость, глубина и устойчивость чувств; способность к волевому усилию;
  • преобладающее настроение (мрачность, подавленность, злобность, агрессивность, замкнутость, негативизм, эйфорическая жизнерадостность);
  •  внушаемость; наличие аффективных вспышек, склонность к отказным реакциям; наличие фобических реакций (страх темноты, замкнутого пространства, одиночества и др.);
  • отношение к самому себе (недостатки, возможности); особенности самооценки; отношения с окружающими (положение в коллективе, самостоятельность, взаимоотношения со сверстниками и старшими);
  • особенности поведения в школе и дома.

Цели    программы по психокоррекции:

- преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком;

- развитие познавательных навыков;

-смягчение, характерного для аутичных детей, сенсорного и эмоционального дискомфорта;

- повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми;

- преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения.

Задачи программы по психокоррекции:

-ориентация аутичного ребенка во внешнем мире;

- обучение его простым навыкам контакта;

- обучение ребенка более сложным формам поведения;

- развитие самосознания и личности аутичного ребенка;

- развитие моторных функций, особенно развитие мелкой моторики;

- развитие когнитивных и познавательных процессов.

Принципы коррекционной работы:

Для формирования программы коррекционной работы с детьми, с расстройствами аутистического спектра необходимо выделить закономерности педагогического процесса, находящие свое выражение в основных положениях, определяющих его организацию, содержание, формы и методы, то есть принципы. К основополагающими принципами можно отнести следующие:

- соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

- системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с РДА, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка, участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

- непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

- вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

- рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с РДА выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) несовершеннолетнего с РДА в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы).

Коррекционная психолого-педагогическая работа направлена на развитие всех сторон личности:  эмоциональной, интеллектуальной и мотивационной.

Формы организации психологической коррекции:

Объем программы рассчитан на 9 месяцев. Работа осуществляется в индивидуальной форме 1 раз в неделю. Всего 34 часа. Длительность индивидуальных занятий 25 минут, согласно нормам СанПиН.

Кол-во часов

За год

34 часа

В неделю

1 час

1 четверть

8 часов

2 четверть

7 часов

3 четверть

11часов

4 четверть

8 часов

Все занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей детей и степени выраженности дефекта. Формы работы определяются целями занятий, для которых характерно сочетание как традиционных приемов и методов, так и инновационных технологий. Настроение детей, их психологическое состояние в конкретные моменты могут стать причиной варьирования методов, приемов и структуры занятий.

        Методические требования к занятиям по психокоррекции обучающихся с расстройствами аутистического спектра:

  • задания должны предлагаться ребенку в наглядной форме;
  • объяснения должны быть простыми, повторяющимися по несколько раз, с одной и той же последовательностью, одними и теми же выражениями;
  • речевые инструкции должны предъявляться голосом разной громкости, с обращением особого внимания на тональность;
  • не рекомендуется говорить с ребенком громким голосом. В процессе общения целесообразно переходить на шепотную речь;
  • занятия необходимо проводить в одно и то же время и в одном и том же месте;
  • после выполнения задания психолог должен обязательно обратить внимание ребенка на его успехи. Даже минимальная активность ребенка - аутиста требует обязательного поощрения.

На дальнейших этапах психологической коррекции психолог усложняет деятельность ребенка, переходя к более сложным играм и упражнениям, направленным на формирование познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти) и произвольного поведения.

Принципы построения занятий:

1. От простого к сложному.

2. По актуальности задач в период адаптации и на каждом возрастном этапе.

3. Принцип «спирали»;

4. Наращивание темпа выполнения заданий;

5. Смена разных видов деятельности.  

Для достижения наибольшего результата на коррекционно-психологических занятиях используются следующие методы:

- методы повышения познавательной активности (анализ, сравнение, моделирование, вопросы, повторения, решение логических задач, экспериментирование);

- методы присоединения и отзеркаливания для развития коммуникативной сферы;

-методы развития познавательного интереса (стимулирование занимательным материалом, создание ситуации творческого поиска, развитие готовности восприятия материала);

- методы повышения эмоциональной активности (элементы новизны, драматизация, воображение ситуаций, придумывание стихотворений, загадок);

- методы эмоционального стимулирования (создание ситуации успеха, поощрение и порицание, использование игровых форм деятельности, постановка системы перспектив: ближней, средней и дальней);

- методы развития творчества, творческих качеств (мотивирование деятельности детей, проблемные задачи и ситуации, прогнозирование, предположения, догадка, творческие задания, дискуссии, создание креативного поля)

Для создания комфортного психо-эмоционального режима коррекционно-психологические занятия проводятся с использованием следующих технологий:

-Здоровьесберегающих технологий:

*сказкотерапия;

*дыхательная гимнастика;

*развитие тонкой моторики рук, общей моторики;

*самомассаж;

*кинезиологические упражнения;

*релаксация.

-Технологии моделирования и проигрывания сказок.

-Информационно-коммуникативная технология.

-Сенсорно-интегративной терапии.

-Арт-терапии (через стихотворения, сказки, рассказ, рисунок).

2. Содержание программы:

Содержание работы условно делится на несколько этапов. Коррекционно-психологическая работа ведется в трех основных направлениях: на эмоциональном, когнитивном и поведенческом уровнях. Педагог-психолог вправе выбирать или менять направления коррекционного обучения, с учетом программного материала по оптимизации нервно-психического состояния и развитию когнитивной сферы.

Диагностический этап.

  • выявление особых образовательных потребностей обучающихся с РАС при освоении основной образовательной программы основного общего образования;
  • проведение комплексной социально – психолого - педагогической диагностики нарушений в психическом и (или) физическом развитии обучающихся с РАС;
  • определение уровня актуального развития и зоны ближайшего развития обучающегося, выявление его резервных возможностей;
  • изучение развития эмоционально-волевой, познавательной сфер и личностных особенностей обучающихся;
  • изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребенка;
  • изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка с РАС;

Результаты обследования фиксируются в протоколе обследования. Исходя из результатов обследования, планируется дальнейшая коррекционная работа.

Основной этап коррекционного обучения.

Коррекционно-развивающая работа включает:

  • выбор оптимальных для развития ребёнка коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
  • организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
  • коррекцию и развитие высших психических функций, эмоционально-волевой и познавательной сфер;
  • развитие адекватных представлений о собственных возможностях;
  • овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
  • развитие и укрепление зрелых личностных установок, формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии;
  • формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний;
  • развитие компетенций, необходимых для продолжения образования и профессионального самоопределения;
  • формирование навыков получения и использования информации (на основе ИКТ), способствующих повышению социальных компетенций и адаптации в реальных жизненных условиях;
  • социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
  • установление эмоционального контакта, развитие представлений об окружающих людях, желания и возможности вступать в разнообразную коммуникацию, получать и давать информацию, делиться переживаниями, впечатлениями и оценками, приобретение опыта осмысленного использования адекватных форм коммуникации.

Главный принцип коррекционной работы – практическая направленность специально организованного, целенаправленного взаимодействия психолога, учащегося, и других специалистов службы сопровождения для решения коррекционных и развивающих задач.

Особенности коррекционного воздействия на ребёнка зависят от характера, имеющегося у него дефекта, от возрастных и компенсаторных возможностей ребёнка, от условий жизни и воспитания ребёнка. Важно учитывать не только то, что ученик знает и может выполнить в момент исследования, но и его возможности в обучении – «зону ближайшего развития».

Итоговый этап (обследование). На последнем этапе оценивается эффективность коррекционной работы; проводится повторная диагностика и результаты заносятся в протокол обследования.

Консультативная работа. 

Обеспечивает непрерывность специального сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья и его семьи по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающегося:

  • выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с учащимся, единых для всех участников образовательного процесса;
  • консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приемов работы с обучающимися;
  • консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка;
  • консультационную поддержку и помощь, направленную на содействие свободному и осознанному выбору обучающегося с РАС профессии, формы и места обучения в соответствии с профессиональными интересами, индивидуальными способностями и психофизиологическими особенностями.

Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса:

• информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями, их родителей (законных представителей), педагогических работников;

• различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение всем участникам образовательного процесса вопросов, связанных с особенностями обучения и сопровождения учащихся с РАС.

Планируемые результаты освоения обучающимися с расстройствами аутистического спектра программы коррекционной работы:

Личностные результаты освоения АООП ООО обучающихся с РАС, включают: индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки, необходимые для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с РАС в культуру, овладение им социокультурного опыта.

Личностные результаты освоения АООП должны отражать динамику:

1) Развитие у ребенка стремления к контакту, внимания и ориентации на другого человека, восприятия происходящего. Понимание ребенком, того, что свои переживания можно разделить с другим человеком, получение разнообразного опыта разделенных переживаний. Появление возможности спонтанно обратиться, задать вопрос и воспринять ответ не только в узком русле собственного стереотипного интереса. Приобретение положительного опыта коммуникации, развитие ее адекватных форм, накопление представлений о других людях;

2) понимания причин и мотивов эмоциональных проявлений, поступков, поведения других людей;

3) формирования и развития мотивов учебной деятельности;

4) потребности в общении, владения навыками коммуникации и адекватными ритуалами социального взаимодействия;

5) развития навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях взаимодействия;

6) способности к осмыслению социального окружения, своего места в нем;

7) принятия соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

8) овладения начальными навыками адаптации в динамично изменяющейся среде;

9) овладения социально­бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве домашней и школьной жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела; владение речевыми средствами для включения в повседневные школьные и бытовые дела, навыками коммуникации, в том числе устной, в различных видах деятельности).

Метапредметные результаты освоения АООП ООО, включающие освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться) и межпредметными знаниями, а также способность решать учебные и жизненные задачи.

Эффективность программы по психокоррекции.

Реализация коррекционной программы для детей с РДА дает основу для эффективной адаптации ребенка к миру. Благодаря этим занятиям происходит настройка ребенка к активному контакту с окружающим миром. Таким образом, ребенок будет чувствовать безопасность и эмоциональный комфорт, а значит, будет происходить коррекция поведения.

Формы контроля и оценивания (диагностический этап).

Форма оценивания знаний учащихся: безотметочная.

Формы контроля: выполнение тестовых заданий, промежуточная и итоговая диагностика.

3. Организационный раздел.

Примерное тематическое планирование коррекционной  работы

Основное направление коррекционной работы

Всего часов

1

Первичная и итоговая диагностика

7

2

Коррекция отдельных сторон психической деятельности

2

3

Коррекция нарушений в развитии эмоционально – волевой и личностной сфер.

8

4

Формирование произвольной регуляции и действий самоконтроля

3

5

Формирование средств коммуникации. Выработка стереотипов поведения и формирование социально – адекватного поведения

3

6.

Развитие основных мыслительных операций, аналитико-синтетической деятельности на наглядной и вербальной основе

6

7

Развитие различных видов мышления

2

8

Формирование произвольной регуляции и действий самоконтроля

3

9

Итого

34

Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности.

Литература:

  1. Васютин А.М. Психотехники нового поколения.- Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 560 с.
  2. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика.-М.,2007.
  3. Волкмар Ф.Р., Вайзнер Л.А. Аутизм: руководство для родителей, членов семьи и учителей. Кн.1 / Фред Р. Волкмар, Лиза А. Вайзер; пер.с англ.Б.Зуева, А.Чечиной, И.Дергачевой и др. – Екатеринбург:Рама Паблишинг, 2014.-224 с.
  4. Волкмар Ф.Р., Вайзнер Л.А. Аутизм: руководство для родителей, членов семьи и учителей. Кн.2 / Фред Р. Волкмар, Лиза А. Вайзер; пер.с англ.Б.Зуева, А.Чечиной, И.Дергачевой и др. – Екатеринбург:Рама Паблишинг, 2014.-288 с.
  5. Выготский Л.С. История развития высших психических функций //  Психология развития человека. – М: Смысл, 2004.
  6. Выготский Л.С. Мышление и речь // Психология развития человека. – М.: Смысл, 2004.
  7. Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребёнка //  Психология развития человека. – М.: Смысл, 2004.
  8. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения // Психология развития ребёнка. – М.: Смысл, 2004.
  9. Глен Доман Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга. Перевод Калинина С.Л. 2007 г, Рига Латвия, - 329 с.
  10. Данилова Е., Федотов М.  Как дать ребёнку энциклопедические знания – С.-Пб.:  Издательский Дом «Нева», 2003.
  11. Детская практическая психология / Под ред. Т. Д. Марцинковской. —М., 2004.
  12. Доман Г. , Доман Д., Эйзен С.   Как развить интеллект ребёнка /Пер. с англ.– М.:  АСТ, 2000.
  13. Елена Баенская Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст) – М.: Теревинф, 2014.- 112с.
  14. Если ребёнок не такой, как другие… Книга для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья / Под ред. О.И. Волковой. М., 1997.
  15. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: ВЛАДОС, 2002.
  16. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. Серия: психология ребенка. – СПб.: «Издательство Союз», «Лениздат». – 2000.- 336с.
  17. Игумнов С.А. «Психотерапия детей и подростков».- Ростов н/Д: Феникс, Минск: МЕТ,2005.- 288с.
  18. Использование компьютера в развитии и социализации детей с особенностями развития – М.: Наш Солнечный мир, 2013. – 48 с.
  19. Коробкина С.А. Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах. - Волгоград 2010.
  20. Краузе М.П. Дети с нарушениями развития: психологическая помощь родителям. – М.: АКАДЕМИЯ, 2006.
  21. Малкина-Пых И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях / И.Г. Малкина-Пых. – М.: Эксмо, 2008.- 928 с.
  22. Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога / И.Г. Малкина-Пых. – М.: Эксмо, 2008.- 848 с.
  23. Мамайчук, И. И.Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / И. И. Мамайчук. — СПб., 2001.
  24. С. Морозова Аутизм : коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах.-М., ВЛАДОС 2007.
  25. Тригер Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития.- СПб.: Питер, 2008.- 192с.
  26. У.В.Ульенкова Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии.-М.,2007.
  27. Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры. – СПб.: Речь, 2007. – 168 с.
  28. Чуприков А.П. Расстройства спектра аутизма: медицинская и психолого-педагогическая помощь/ А.П. Чуприков, А.М. Хворова.- Изд.2-е,дополн.- Львов: Мс.2013. – 272 с.
  29. Широкова Г.А. Практикум для детского психолога/Г.А. Широкова, Е,Г, Жадько. – Изд.5-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2007.- 314с.

Компьютерно – информационное оснащение:

1.Мультимидийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике коррекционно – развивающей работы.

2. Программы компьютерной обработки блоков психологических тестов.

Технические средства обучения:

1. Оборудование рабочего места педагога – психолога.

2. Персональный компьютер с выходом в интернет с контентфильтрацией.

3. Принтер.

4. Песочница и набор для песочной терапии.

5. Наглядный материал.

6. Канцелярские товары.

Оборудование класса:

1. Шкаф для хранения дидактических материалов.

2. Мягкие модули и оборудование для сенсорной комнаты.

3. Световой стол для рисования песком.

4. Стенд для развития мелкой моторики.

Календарно – тематическое планирование

Основные направления коррекционной работы

Кол-во

часов

Дата

I четверть-  8ч

  1. ЭТАП

                Первичная диагностика. Методика наблюдения.

4

1.

Изучение личности ребенка с помощью психологической диагностики. Диагностика психо-эмоционального состояния, уровня тревожности.

1

2.

Изучение личности ребенка с помощью психологической диагностики. Диагностика мыслительной деятельности.

1

3.

Изучение личности ребенка с помощью психологической диагностики. Диагностика мыслительной деятельности, восприятия.

1

4.

Изучение личности ребенка с помощью психологической диагностики. Диагностика  внимания, мнестической деятельности.

1

  1. ЭТАП

      Коррекция

27

5.

Развитие личностно-мотивационной сферы, самоконтроля.

1

6.

Формирование средств коммуникаций, алгоритма учебно-познавательной деятельности.

1

7.

Коррекция эмоционального фона  с использованием элементов песочной терапии, арт-терапии. Саморегуляции.

1

8.

Формирование целенаправленного поведения, алгоритма учебно-познавательной деятельности.

1

II четверть – 7 ч

9.

Совершенствование навыков планирования, организации и контроля своей деятельности

1

10.

Совершенствование графомоторных навыков. Развитие самоконтроля

1

11.

Развитие логического мышления, любознательности, способствовать расслаблению, восстановлению работоспособности.

1

12.

Развитие личностно-мотивационной сферы (развитие познавательного интереса, уверенности в своих силах).

1

13.

Коррекция эмоционального фона  с использованием элементов песочной терапии, арт-терапии, телесно-ориентированной терапии. Развитие произвольной регуляции и самоконтроля; развитие аналитико-синтетической деятельности на наглядной основе

1

14.

Расширение словарного запаса, развитие внимания, воображения, мышления, формирование приемов учебной деятельности. Развитие произвольной регуляции и самоконтроля; развитие аналитико-синтетической деятельности на вербальной основе

1

15.

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы. Развитие произвольной регуляции и самоконтроля;

1

III четверть - 11 ч

16.

Развитие восприятия и воображения. Пространственная координация. Зашифрованный рисунок. Сложи узор. Развитие самоконтроля.

1

17.

Коррекция эмоционального фона  с использованием элементов сказкотерапии, песочной терапии, арт-терапии. Развитие аналитико-синтетической деятельности на наглядной основе.

1

18.

Формирование социального адекватного поведения.

1

19.

Коррекция эмоционального фона  с использованием элементов песочной терапии, арт-терапии, телесно-ориентированной терапии. Развитие произвольной регуляции и самоконтроля; развитие аналитико-синтетической деятельности на вербальной основе

1

20.

Обучение навыкам самостоятельной деятельности

1

21.

Обучение умению использовать приобретенные навыки в различных ситуациях

1

23.

Развитие произвольной регуляции и самоконтроля; развитие аналитико-синтетической деятельности на вербальной основе. Коррекция эмоционального фона  с использованием элементов символдрамы, арт-терапии «Луг».

1

24.

Развитие произвольной регуляции и самоконтроля; развитие аналитико-синтетической деятельности на вербальной основе. Коррекция эмоционального фона  с использованием элементов символдрамы «Река».

1

25.

Развитие произвольной регуляции и самоконтроля; развитие аналитико-синтетической деятельности на вербальной основе. Коррекция эмоционального фона  с использованием элементов символдрамы «Гора».

1

26.

Коррекция эмоционального фона  с использованием элементов символдраммы, арт-терапии.

1

27.

Обучение умению использовать приобретенные навыки в различных ситуациях. Развитие аналитико-синтетической деятельности на наглядной и вербальной основе.

1

4 четверть - 8 ч

28.

Формирование социально – адекватного поведения. Развитие аналитико-синтетической деятельности на наглядной основе.

1

29.

Развитие личностно-мотивационной сферы (развитие познавательного интереса, уверенности в своих силах)

1

30.

Коррекция эмоционального фона  с использованием элементов сказкотерапии, песочной терапии, арт-терапии, телесно-ориентированной терапии.

1

31.

Развитие  любознательности, произвольной памяти и внимания,  способствовать расслаблению, восстановлению работоспособности.

1

  1. ЭТАП

            Итоговая диагностика

3

32.

Итоговая диагностика. Диагностика психо-эмоционального состояния, уровня тревожности.

1

33.

Итоговая диагностика. Диагностика психо-эмоционального состояния, когнитивных процессов.

1

34.

Итоговая диагностика. Диагностика мыслительной деятельности, восприятия, внимания, мнестической деятельности.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения адаптации учащихся 1х классов к школьному обучению

Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся 1х классов разработана в соответствии с ФГОС начального общего образования и направлена на коррекцию недостатков психического развития детей ...

Адаптированная рабочая программа коррекционно-логопедического сопровождения обучающихся 1-4 класса

Разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).(1 вариант)...

Программа психолого-педагогическое сопровождение обучающихся имеющих трудности в обучении

Программапсихолого-педагогическое сопровождение обучающихся имеющих  трудности в обучении...

Рабочая программа "Психолого-педагогическое сопровождение периода адаптации обучающихся 10-х классов"

Проблема адаптации учеников актуальна на всех этапах обучения. Школьная адаптация представляет собой процесс формирования механизма приспособления ребенка к требованиям и условиям обучения. Большую по...

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения профориентации обучающихся 8-11 классов «Мой профессиональный выбор»

Осознанный выбор профессии подростком является следствием решения возрастных задач и преодоления перечисленных трудностей. Формирование внутренней готовности подростка к осознанному и самостоятельному...

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся 5-х классов «Я-пятиклассник»

Начало учебы в 5 классе – особый этап в школьной жизни ребенка. Перед каждым учеником стоит задача адаптации к непривычным условиям обучения: к множеству учебных предметов, к новым учителям и т....

Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся

Программапсихолого-педагогического сопровождения обучающихся вМБУ ДО «Центр внешкольной работы «Малая Академия»...