Проект "Космос"
проект

Зверева Марина Викторовна

Проект "Космос"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_kosmos.doc176.5 КБ
Файл razvlechenie_kosmos.docx28.14 КБ
Microsoft Office document icon logoped.zanyatie.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Тополек» комбинированного вида

Секция: дошкольное образование

«Космос»

Познавательно-исследовательский проект

Картинки по запросу космос картинка

Авторы: Зверева Марина Викторовна, учитель-логопед;

Ренье Ирина Геннадьевна, воспитатель;

Шалагина Наталья Владимировна, воспитатель

р.п. Маслянино

2016 г.

Оглавление.

1. Введение…………………………………………………………..…2

2. Основная часть…………………………………………………..…..3

3. Заключение…………………………….………………………….…6

4. Список литературы…………………………………………..….…..7

5. Приложение………………………………………………….….…...8

Логопедическое занятие для детей старшей группы

 «Космос и космонавты» ………………………………………………8

Логопедический досуг в старшей группе

«Путешествие в Космос»………..………………………………….…11

Утренние беседы на тему «Это загадочный космос»……………….18

Дидактические игры…………………………………………………...19


  1. Введение.

Актуальность проекта:

Человечество не останется вечно на земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе всё околосолнечное пространство»

К.Циолковский

Несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек не хотел стать космонавтом. Эта мечта совсем не актуальна для современных детей. Между тем,  космические пираты, звёздные войны и другие инопланетные существа – герои их любимых фильмов. С древних времён взоры людей были устремлены в небо. Начиная с первых шагов по земле человек ощущал свою зависимость от неба. Для него небо было живым, наполненным, многообразно себя проявляющим. Коротко рассказать о космосе нельзя. Увлекаясь каким – либо фактом, каждого захватывают, словно на космическом корабле, приключения на далёкие и неизведанные планеты солнечной системы. Именно поэтому при формировании представлений о космосе был выбран метод проектов. Система работы по теме «Космос» предполагает личностно – ориентированный подход к развитию ребёнка. Деятельность направлена на развитие умственных, познавательных, коммуникативных способностей, которые осуществляются через различные виды деятельности. Содержание даёт детям способность выразить свои эмоциональные переживания и освоенные знания о космосе.

Актуальность данного проекта обусловлена тем, что космос-это обширная тема для исследовательской деятельности, вызывает интерес у детей и даёт возможность многосторонне развивать личность дошкольников.

 Формирование познавательной активности у детей можно видеть в разных формах деятельности, в том числе в играх, экспериментировании, наблюдения за объектами и явлениями. Важным средством познания окружающего мира является не только окружающая его природа, но и неизведанный мир Вселенной. Он привлекает его внимание, заставляет включать в процесс наблюдения различные органы чувств, а значит активизирует начальные моменты познания – ощущение и восприятие.

Цель проекта:  Формирование  у  детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, освоении космоса людьми.

Задачи:

  1. Уточнить, расширить  и  систематизировать  знания  детей  о  космосе  и  космонавтике.
  2. Уточнить, расширить  и  активизировать  словарный   запас  по  теме  проекта.
  3. Совершенствовать  детей  в  правильном  использовании  грамматических  форм  русского  языка  для  точного  выражения  своих  мыслей.
  4. Развивать  связную  речь  детей.
  5. Развивать  и  совершенствовать творческие  способности, психические  процессы,  общую  и  мелкую  моторику.
  6. Продолжать  формировать  у  детей  интерес  к  чтению  художественной, познавательной, справочной  литературы.
  7. Продолжать  учить  сотрудничать  и  взаимодействовать  в  группе.
  8. Воспитывать  патриотизм  и  чувство  гордости  за  советских  и  российских  космонавтов, за  нашу  страну.

Ожидаемые результаты:

-Усвоение детьми знаний, представлений о космосе, о космическом пространстве;  эмоциональное,

- Ценностное отношение к людям, работа которых связана с освоением космоса.

-  Воспитание чувства любви к родной земле и желание бережно относиться к своей планете.

- Развитие у детей активной, самостоятельной, творческой личности.

  1. Основная часть.

Проект краткосрочный: 2 недели с 06.04 – 17.04.2016 года.

Тип проекта: познавательно - исследовательский

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, учитель - логопед

1  этап - подготовительный

Мероприятия

Цели

Ответственные

Предварительная  беседа  с детьми

Выяснить, какие знания  и  представления  имеются  у  детей  по  теме  «Космос»; какие  книги  им  читали  о  космосе; выявить  базовый  словарный  запас  по теме.

воспитатели

учитель-логопед

Беседа  с  родителями  об  актуальности  создания  проекта  «Мы  и  космос»

Сформировать  интерес  у  родителей  к проекту, обсудить  его  важность, цели, задачи, привлечь  к  плодотворному  сотрудничеству.

воспитатели

Подбор  литературы

Подобрать  художественную, научно-популярную, энциклопедическую  литературу  по  теме  проекта.

воспитатели

учитель-логопед

родители

Создание  развивающей  среды  

Подобрать  фотоальбомы, наборы  открыток, мини – музей  по теме  проекта, поделки, аппликации, рисунки

воспитатели

учитель-логопед

родители

Подготовка  мультимедийных  презентаций по  теме  проекта

Создать  демонстрационные  пособия  с  целью  уточнения  и  расширения  знаний  по  теме  проекта

Воспитатели

Подготовка  физкультурно-логопедического досуга  «Путешествие  в  космос»

Составление конспекта  досуга. Подготовка физкультурного инвентаря, костюма инопланетянина, картинок по теме проекта

Воспитатели,

учитель-логопед

Подготовка  атрибутов для  сюжетно-ролевых игр  «Космическое  путешествие», «Поликлиника. Медицинский осмотр»

Привлечь  детей  и  родителей  к  поиску  и    изготовлению  атрибутов  для  игр.

родители

воспитатели

  1. этап – основной

Мероприятия

Цели

Ответственные

Утренние беседы на тему «Это загадочный космос» (Приложение №1)

Обогатить  и  активизировать  словарный  запас. Развивать  связную  речь  детей. Совершенствовать  грамматический  строй  речи.

воспитатели

Просмотр  мультимедийных  пособий  по  теме  проекта

Расширить  знания  детей  о космосе; познакомить  с космическими  объектами, историей  развития  космонавтики, с  основной  космической  техникой; расширить  и  активизировать  словарный  запас.

воспитатели

Проведение  коррекционных  и  познавательных  занятий  по  теме  проекта

(Приложение №2)

Уточнить, расширить  и  активизировать  словарный  запас. Совершенствовать  грамматический  строй  речи.

Развивать  связную  речь.

учитель-логопед

воспитатели

Создание  рисунков  по  теме  «Космос»

Стимулировать  развитие  творческих  способностей  детей, мелкой  моторики  пальцев  рук.

воспитатели

Просмотр  мультипликационного фильма  «Тайна  третьей  планеты»

Посмотреть  и  обсудить  с  детьми  мультфильм.

воспитатели

Чтение  художественной  литературы, разучивание  стихотворений, считалок  по  теме  проекта

Вызвать  у  детей познавательный  интерес, желание    слушать  литературные  произведения. Развивать  память  и  интонационную  выразительность  при  разучивании  стихотворений.

воспитатели

учитель-логопед

родители

Отгадывание кроссвордов по теме проекта

Развивать  логическое мышление

воспитатели

Изготовление  поделок

Развивать  мелкую  моторику  пальцев, творческие  способности

воспитатели

Проведение дидактических игр «Что изменилось», «Разведчики»

(Приложение №3)

Развивать у детей наблюдательность, коммуникативность, организаторские способности.

Воспитатели,

учитель-логопед

Составление  творческих  рассказов, сказок  на  темы: «Если  бы  я  полетел  в  космос», «Моё  космическое  путешествие»  и  др.

Развивать  творческие  способности, связную  речь  детей.

воспитатели

Проведение сюжетно-ролевых игр «Поликлиника. Медицинский осмотр», «Космическое путешествие»

Побуждать детей к развертыванию сюжетно-ролевых игр. Стимулировать использование предметов-заместителей, атрибутов, изготовленных своими руками. Развивать творческое воображение. Способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников. Побуждать к проведению режиссерских игр, игр-фантазий.

Развивать социально-личностные качества каждого ребёнка: коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность.

Воспитывать умение работать в одной команде, сопереживать и радоваться успеху, решать проблему сообща.

воспитатели

3 этап – заключительный

Мероприятия

Цели

Ответственные

Выставка  детских  рисунков, поделок  о  космосе.

Повышать  мотивацию  к  творческим  занятиям. Вызвать  чувство  гордости  за  собственный  и  коллективный  успех.  

воспитатели

родители

Создание  альбома  загадок, рассказов, сказок, математических  задачек, придуманных  детьми, иллюстраций  к  ним.

Развивать  интерес  к  совместному  творчеству. Развивать  мышление, воображение, фантазию, связную  речь.

воспитатели

учитель-логопед

Выставка  художественной, познавательной  и  справочной  литературы  о  космосе.

Развивать  познавательный  интерес  к  чтению  познавательной, справочной  и  художественной  литературы

воспитатели

родители

Физкультурно-логопедический досуг «Полёт  в  космос»»

(итоговое)

(Приложение № 4)

Подвести  итоги  проектной  деятельности, обобщить  знания  по  теме  проекта. Развивать  умение  заниматься  в  единой команде, сопереживать успехам и неудачам других детей. Развивать психические процессы, все  стороны  речи.

воспитатели

учитель-логопед

Организация выставки

 «Загадочный космос»

Побуждать к совместной творческой  деятельности детей и родителей

воспитатели

родители

Оформление фотостенда «Мы познаем Космос»

Наглядно отобразить участие детей, родителей и педагогов во всех этапах проектной деятельности

воспитатели

  1. Заключение

В результате непосредственной образовательной деятельности, познавательно  – исследовательской  и продуктивной деятельности, бесед, чтения художественной литературы, заучивания стихотворений у детей сформировались представления о космосе, космическом пространстве.

Дети осознали  уникальность  нашей планеты и важность её изучения.

У  детей обогатился словарный запас  путем введения определенных слов в практику общения.

Дети поняли, что необходимо уважительно относиться к  труду людей, работа которых связана с освоением космоса.

4. Список  использованной  и  рекомендуемой   литературы

  1. Николаева  О.В., Дьяковская  М.А.  Создание  детско-родительских  проектов  в  начальной  школе.  Логопед.  2011. № 3.
  2. Энциклопедия  для  детей. Космонавтика. Т. 25 М., 2005.
  3. Энциклопедия  для  детей. Астрономия. Т. 8 М., 2004.
  4. Я  познаю  мир. Детская  энциклопедия. Астрономия. М., 2005.
  5. Я  познаю  мир. Детская  энциклопедия. Космос. М., 1999.

5. Приложение

Логопедическое занятие для детей старшей группы

 «Космос и космонавты»

Цель: закрепить, уточнить и обобщить знания детей о космосе; учить подбирать синонимы и антонимы; учить отвечать на вопросы полным развёрнутым предложением; учить согласовывать существительные с глаголами и прилагательными; учить понимать значение трудных слов, уметь их объяснять; развивать целостное зрительное восприятие, развивать умение  классифицировать предметы, концентрировать внимание.

Материал: 4 фотографии космонавтов, 2 набора геометрических фигур, 7 писем с вопросами, 4 картинки с изображением САМОЛЁТА, РАКЕТЫ, КОСМИЧЕСКОЙ СТАНЦИИ, ЗВЕЗДОЛЁТА, картинки с изображением созвездий 

Словарная работа: космос, космонавты,  ракета, летающая тарелка, планеты, созвездия, скафандр, планетарий, телескоп, инопланетяне, глобус, звёзды, Земля, Солнце.

Космонавт (какой?) – смелый, храбрый, отважный, сильный, мужественный, здоровый, трудолюбивый, бесстрашный.

Солнце (какое?) – огромное, горячее, палящее, круглое, желтое, доброе, светящее, сияющее, греющее, золотое.

Созвездия: Весы, Корона, Скорпион, Рак, Большая медведица (ковш) и др.

Планеты солнечной системы – Меркурий, Венера, Марс, Земля, Юпитер, Сатурн,  Нептун,  Уран,  Плутон.

Звёзды – большие (гиганты), маленькие (карлики), мерцающие, далёкие, яркие, тусклые, сияющие, сверкающие.

Ход занятия

Логопед: Ребята,  сказочные герои приготовили для вас задания, которые находятся в конвертах. А номера конвертах вы будете выбирать, называя цифры из таблицы на доске. Давайте перед началом игры немного «разомнёмся». Я предлагаю вам  объяснить значение нескольких «трудных» слов.

Вот эти слова:

Глобус это (модель земного шара);

Скафандр это (специальный костюм для космонавтов, который

помогает выживать в космосе);

Планетарий это (здание, где находится аппарат под названием телескоп, помогающий людям наблюдать за движением планет)

Логопед:  Молодцы! Хорошо объяснили. А теперь я предлагаю по одному называть любое число на доске и отвечать на вопросы в письме.

Задания из писем.

Письмо №1

Логопед: нам прислал письмо (на конверте картинка «Медведь»).

Михайло Иванович спрашивает:

Что вращается вокруг Солнца? (Планеты)

Какие планеты вы знаете? (перечисляют)

Есть ли жизнь на этих планетах? (только на планете Земля, на остальных нет) Почему? (дети объясняют).

Письмо №2

Логопед: На письме – Снеговик - почтовик (открывает конверт).

 Снеговик прислал вам загадки, да не простые, а космические.

1. Достает 4 картинки с изображением САМОЛЁТА, РАКЕТЫ, КОСМИЧЕСКОЙ СТАНЦИИ, ЗВЕЗДОЛЁТА.

Вопрос: Какой транспорт не летает в космосе?  Почему?

2. картинки с изображением  САМОЛЁТА, ВЕРТОЛЁТА, АВТОБУСА, РАКЕТЫ 

Вопрос: Какой транспорт летает в космосе? (ответы детей)

Письмо №3

Логопед: На конверте изображение бабочки-красавицы (открывает конверт). Бабочка пролетала над лесом и нашла обломки ракет.  Соберите ракеты из геометрических фигур по образцу.

Письмо №4

Логопед: На конверте изображение необычного ключика. Это скрипичный ключ, он открывает нам ворота в мир музыки. А значит у нас «Музыкальная пауза» и мы сейчас отдохнём.

Динамическая пауза «Полет в Космос»

Письмо№5

Логопед: Это письмо от Лисы Патрикеевны (открывает конверт)

  Лиса спрашивает: «Как называют людей, которые летают в космос? (космонавты)

Кто назовёт имя первого космонавта? (Юрий Алексеевич Гагарин)

 Найдите его на картинке.

Как вы считаете, каким должен быть космонавт? (смелый, храбрый, отважный, сильный, мужественный, здоровый, трудолюбивый, бесстрашный).

Кто летал в космос раньше человека? (Собаки).

Кто может назвать их клички? (Белка и Стрелка)

Молодцы! На все вопросы вы ответили верно, а теперь продолжаем игру.

Письмо№6

Логопед: Это письмо от божьей коровки. Это божья коровка – чёрная головка. Она приготовила вам вопрос.

Вопрос от божьей коровки: Если посмотреть на небо вечером или ночью, то можно увидеть большое скопление звёзд.  Что образуют большие и маленькие звёзды?  (созвездия) Какие созвездия вы знаете?

Молодцы! Вы очень много знаете созвездий.

Письмо №7

Логопед: На конверте портрет одного из семи гномов, его зовут Весельчак. Весельчак хочет, чтобы вы поиграли в игру «Скажи наоборот» с мячом

Звезды светят тускло или наоборот - …             ярко

Одни звезды далеко, а другие…                          близко

Одни планеты большие, а другие - ….                маленькие

Луна холодная, а Солнце - …..                             горячее

Человек есть трусливый, а космонавт-..              смелый

Планета вертится медленно, а комета летит - …быстро

Ракета в космос улетает, а из космоса - ….          прилетает

Зимой звезд на небе мало, а летом - …..               много

Ночью темно, а днем - …                                        светло

На Земле шумно, а во Вселенной - ….                  тихо

Вечером звезды в небе зажигаются, а утром        гаснут

Солнце утром всходит, а вечером - …                  заходит

Человек бывает больной, а космонавт - …           здоровый

Днем небо светлое, а ночью - ….                           темное

Солнце находится высоко или наоборот - ….       низко

Космический корабль совершает взлет, или - …. посадку

Логопед: Молодцы, вы ответили с вами на все вопросы и получили правильные и точные ответы.

Вспомните, какие задания вам прислали герои из сказок?

На какие вопросы вам было трудно ответить?

А какие задания вам показались самыми интересными?

Логопедический досуг в старшей группе

«Путешествие в Космос»

Цель: Закрепление знаний детей о Космосе.

Задачи: 1. Развивать творчество, самостоятельность, инициативу при выполнении заданий.

2.  Воспитывать сообразительность, внимание, мышление.

3.  Воспитывать речевую активность.

4. Закрепить навыки деления слов на слоги.

5. Формирование навыков звукового анализа слов.

6. Закрепление обобщающих понятий.

7. Создание эмоционального положительного фона.

Оборудование: мягкие модули с картинками с космическими явлениями и предметами для деления слов на слоги, два прыгающих мяча, эмблемы команд, муз.сопровождение, парные картинки с созвездиями и предметами (медведица и созвездие Большой Медведицы), сюпризы, костюм инопланетянина

Ход досуга

Дети под космическую музыку входят в зал.

Ведущий: Здравствуйте, ребята!

Ребенок читает стихи

В небе звезды ярко светят

Словно бусинки блестят

Наш Гагарин, знают дети,

Раньше всех людей на свете

Побывал у звезд в гостях.

- Кто догадается, чему будет посвящено наше развлечение?

- Какой праздник отмечается 12 апреля?

- Кто был первым космонавтом в мире?

- А какие планеты Солнечной системы вы знаете?

- Ребята, а хотели бы вы побывать в Космосе?

 Дети читают стихи:

 1 реб.                                        2 реб.

Мы пришли на космодром                   Мы мечтаем о ракетах

Посмотрели мы кругом                        О полетах, о Луне.

Видим белую ракету                            Но для этого учиться

Высотой с огромный дом                     Много надо на Земле.

В зал вбегает Инопланетянин

Инопланетянин: Добрый день! Я явился к вам в гости с планеты Луна. Правда, что я попал на планету по названием Земля?

Вед.и дети: Правда.

Инопланетянин: Мне говорили, что люди-земляне очень дружелюбные. Правда ли это?

Вед.и дети: Правда

Инопланетянин: Жители нашей планеты очень хотят показать вам нашу планету.

Вед: Мы с удовольствием отправимся в путь, если ты поможешь нам туда долететь.

Инопланетянин: Прежде чем отправится в дорогу проверим вашу готовность к полету. Проведем разминку.

Все готово для полета:

 (Дети поднимают руки сначала вперед, затем вверх)

Ждут ракеты всех ребят

(Соединяют пальцы над головой, изображая ракету)

Мало времени для взлета

(Маршируют на месте)

Космонавты встали в ряд

(Прыжком ставят ноги на ширине плеч, держа руки на поясе)

Поклонимся влево-вправо

(Делают наклоны в стороны)

Отдадим земной поклон

(Выполняют наклоны вперед)

Вот ракета полетела

 (Прыгают на двух ногах)

Опустел наш космодром

 (Приседают и встают)

Инопланетянин: Космонавты к полету готовы и мы полетим с вами двумя экипажами. Один экипаж называется «Ракета», а второй «Космонавты»

Экипаж «Ракета» ваш девиз.

Дети произносят девиз:

У ракеты есть девиз

Никогда не падать вниз

Девиз экипажа «Космонавты»

Чтобы космонавтом стать

Надо очень много знать

А командиров наших экипажей мы выберем по считалочке.

Один из детей из каждой команды произносит считалочку.

Я вчера летал в ракете                   На Луне жил Звездочет

На другой я был планете                Он планетам вел подсчет.

Там обедал в синеве                       Раз – Меркурий, два – Венера,

А под вечер был в Москве             Три – Земля, четыре – Марс,

Из ракеты той, друзья                    Пять – Юпитер, шесть – Сатурн,

Самым первым вышел Я.               Семь – Уран, восьмой – Нептун

                                                       Девять – дальше всех – Плутон

                                                       Кто не видит – выйди вон.

1.Соревнование «Построй ракету. Подели слова на слоги»

Инопланетянин: Экипажи к полету готовы и вам сейчас предстоит построить свой звездолет. На модулях прикреплены картинки. Вам надо посчитать количества слогов в словах. Модули ставьте друг на друга, чтобы получился звездолет.

Взлет звездолетов

Дети с приседа постепенно поднимаются на носки, поднимая руки над головой, имитируя ракету.

Звездолет, звездолет

Отправляется в полет

5-4-3-2-1

Летим, летим

2.Соревнование «Прыжки на Марсе. 4-й лишний»

Инопланетянин: Наша первая остановка в Космосе – планета Марс

И вы сейчас будете называться временно марсиане и передвигаться на марсеаноходах.

Дети выполняют прыжки на мячах, допрыгивая до фишки выбирают лишний предмет на картинке, называют его и бегут назад, передают эстафету след.участнику команды.

Взлет звездолетов

Звездолет, звездолет

Отправляется в полет

5-4-3-2-1

Летим, летим

3.Соревнование «Отгадывание загадок»

Инопланетянин: Следующая остановка – планета Сатурн.

Здесь я хочу вас проверить на сообразительность. Попробуйте отгадать мои загадки

1 команде:

  1. Плывет в просторе, но не в море.

Кораблем зовется, а вокруг звезд вьется. (Ракета, космический корабль)

  1. Я уверена, что с этой давно знакомы вы планетой

Озера, реки и поля – конечно, это же …. (Земля)

  1. Это что за потолок

То не низок, не высок,

То он сер, то беловат

То чуть-чуть голубоват,

А порой, такой красивый

Кружевной и синий – синий (Небо)

  1. Пушистая вата

Плывет куда-то.

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе. (Облака)

  1. Астроном – он звездочет, знает все наперечет.

Только лучше звезд видна в небе полная … (Луна)

  1. команде:
  1. Ночью по небу гуляю,

Тускло землю освещаю.

Скучно очень мне одной,

А зовут меня… (Луной)

  1. Чудо-птица, алый хвост,

Полетела в стаю звезд. (Ракета)

  1. У ракеты есть водитель, невесомости любитель.

По-английски – астронавт, а по-русски…. (Космонавт)

  1. Чтобы глаз вооружить  и со звездами дружить.

Млечный Путь увидеть чтоб – нужен мощный … (Телескоп)

  1. Большой подсолнух в небе,

Цветет он много лет,

Цветет зимой и летом,

А семечек все нет. (Солнце)

Взлет звездолетов

Звездолет, звездолет

Отправляется в полет

5-4-3-2-1

Летим, летим

4.Соревнование «Созвездия»

Инопланетянин: Следующая наша остановка  - планета «Венера». На ней много пещер и гор. Вам нужно будет с картинкой проползти через туннель и выбрать в обруче созвездие к своей картинке и вернуться бегом назад, передать эстафету.

Дети выполняют задание.

Взлет звездолетов

Звездолет, звездолет

Отправляется в полет

5-4-3-2-1

Летим, летим

5.Соревнование «Передай планету. Назови 1-й звук в слове»

Инопланетянин: Следующая остановка – планета Меркурий. И для вас следующее испытание. Вам нужно передавать планету над головой и каждому члену экипажа нужно будет назвать первый звук в слове, и только потом передать планету-мяч сзади стоящему участнику.

Слова:Планета, космонавт, комета, луна, облако, солнце, спутник, астероид, скафандр, инопланетянин, звезды, Марс, Плутон, Уран, космос, звездолет, полет, космодром, Путь, Солнце, Луна

Взлет звездолетов

Звездолет, звездолет

Отправляется в полет

5-4-3-2-1

Летим, летим

  1. Соревнование «Лунный житель. Бег змейкой вокруг фишек»

Инопланетянин: Ребята, ну вот мы с вами и долетели до моей планеты Луна.

Жители у нас необычные. Как их можно назвать? (Лунатиками)

Вам сейчас нужно будет змейкой оббежать фишки, добежать до мольберта и нарисовать часть тела Лунатика и вернуться назад бегом и передать эстафету

Дети выполняют задание.

Инопланетянин: Забавные у нас получились Лунные жители. Спасибо вам большое за интересное путешествие. Дарит детям сладкие призы.

Вед.: Спасибо и тебе, что ты попутешествовал с нами в Космосе.

Дети  прощаются с инопланетянином. Он уходит.

Вед.: Ребята, нам тоже пора возвращаться домой.

Подвижная игра «Полет к звездам»

Отправляется в полет                Дети стоят в шеренге, ходьба на месте

Наш волшебный звездолет.

Надевай скорей скафандры!        Имитируют движения.

Занимай скорей места!                 Становятся врассыпную, присаживаются.

С космодрома мы взлетаем!         Встают, поднимают руки через стороны вверх

10,9,8,7,6,5,4,3,2,1 пуск

Полетели, полетели                     Бег врассыпную, руки в стороны

Прямо в космос улетели!

Прямо в космос улетели!            

И обратно прилетели                  Построились в шеренгу

Ведущий: Ребята, понравилось вам наше космическое путешествие?

Ответы детей

Под музыку дети выходят из зала и возвращаются в группу.

Утренние беседы на тему «Это загадочный космос»

Вопросы:

Как называется планета, на которой мы живём?

Какие планеты ты знаешь?

Как называется спутник Земли?

Что такое кометы?

Кто первым полетел в Космос?

Кто был первым космонавтом Земли?

Как фамилия первой  женщины, полетевшей в Космос?

Ты хотел бы стать космонавтом? Почему?

Какими качествами должен обладать космонавт?

Дидактические игры:

 «Что изменилось?»

Цель: Тренировать наблюдательность, развивать зрительную память.

Ход игры:  Выбирается группа  из 6-9 человек. Дети становятся в шеренгу по росту. Выбирается водящий, он становится перед детьми и старается запомнить внешний вид детей. На это отводится 1-2 минуты. После  водящий выходит в другую комнату. По указанию воспитателя дети  вносят изменения в  свой внешний вид. Водящий старается назвать,  те изменения, которые заметил.

«Разведчики»

Цель:  Развивать у детей наблюдательность, коммуникативность, организаторские способности.

Ход игры: Выбирается разведчик и командир отряда. В группе хаотично расставлены стулья. Разведчик прокладывает маршрут между стульями. Командир наблюдает.  Его задача провести отряд по проложенному маршруту без ошибки. После игры дети обсуждают правильность действия командира и допущенные ошибки.



Предварительный просмотр:

Организация непосредственно образовательной деятельности

в старшей группе

Физкультурно-логопедический досуг в старшей группе

«Путешествие в Космос»

Составитель: Зверева Марина Викторовна, учитель-логопед 1 квалификационной категории МКДОУ детский сад «Тополек» комбинированного вида

Цель: Закрепление знаний детей о Космосе.

Задачи: 1. Развивать творчество, самостоятельность, инициативу при выполнении заданий.

2.  Воспитывать сообразительность, внимание, мышление.

3.  Воспитывать речевую активность.

4. Закрепить навыки деления слов на слоги.

5. Формирование навыков звукового анализа слов.

6. Закрепление обобщающих понятий.

7. Создание эмоционального положительного фона.

Оборудование: мягкие модули с картинками с космическими явлениями и предметами для деления слов на слоги, два прыгающих мяча, эмблемы команд, муз.сопровождение, парные картинки с созвездиями и предметами (медведица и созвездие Большой Медведицы), сюпризы, костюм инопланетянина

Ход досуга

Дети под космическую музыку входят в зал.

Ведущий: Здравствуйте, ребята!

Ребенок читает стихи

В небе звезды ярко светят

Словно бусинки блестят

Наш Гагарин, знают дети,

Раньше всех людей на свете

Побывал у звезд в гостях.

- Кто догадается, чему будет посвящено наше развлечение?

- Какой праздник отмечается 12 апреля?

- Кто был первым космонавтом в мире?

- А какие планеты Солнечной системы вы знаете?

- Ребята, а хотели бы вы побывать в Космосе?

 Дети читают стихи:

 1 реб.                                        2 реб.

Мы пришли на космодром                   Мы мечтаем о ракетах

Посмотрели мы кругом                        О полетах, о Луне.

Видим белую ракету                            Но для этого учиться

Высотой с огромный дом                     Много надо на Земле.

В зал вбегает Инопланетянин

Инопланетянин: Добрый день! Я явился к вам в гости с планеты Луна. Правда, что я попал на планету по названием Земля?

Вед.и дети: Правда.

Инопланетянин: Мне говорили, что люди-земляне очень дружелюбные. Правда ли это?

Вед.и дети: Правда

Инопланетянин: Жители нашей планеты очень хотят показать вам нашу планету.

Вед: Мы с удовольствием отправимся в путь, если ты поможешь нам туда долететь.

Инопланетянин: Прежде чем отправится в дорогу проверим вашу готовность к полету. Проведем разминку.

Все готово для полета:

 (Дети поднимают руки сначала вперед, затем вверх)

Ждут ракеты всех ребят

(Соединяют пальцы над головой, изображая ракету)

Мало времени для взлета

(Маршируют на месте)

Космонавты встали в ряд

(Прыжком ставят ноги на ширине плеч, держа руки на поясе)

Поклонимся влево-вправо

(Делают наклоны в стороны)

Отдадим земной поклон

(Выполняют наклоны вперед)

Вот ракета полетела

 (Прыгают на двух ногах)

Опустел наш космодром

 (Приседают и встают)

Инопланетянин: Космонавты к полету готовы и мы полетим с вами двумя экипажами. Один экипаж называется «Ракета», а второй «Космонавты»

Экипаж «Ракета» ваш девиз.

Дети произносят девиз:

У ракеты есть девиз

Никогда не падать вниз

Девиз экипажа «Космонавты»

Чтобы космонавтом стать

Надо очень много знать

А командиров наших экипажей мы выберем по считалочке.

Один из детей из каждой команды произносит считалочку.

Я вчера летал в ракете                   На Луне жил Звездочет

На другой я был планете                Он планетам вел подсчет.

Там обедал в синеве                       Раз – Меркурий, два – Венера,

А под вечер был в Москве             Три – Земля, четыре – Марс,

Из ракеты той, друзья                    Пять – Юпитер, шесть – Сатурн,

Самым первым вышел Я.               Семь – Уран, восьмой – Нептун

                                                       Девять – дальше всех – Плутон

                                                       Кто не видит – выйди вон.

1.Соревнование «Построй ракету. Подели слова на слоги»

Инопланетянин: Экипажи к полету готовы и вам сейчас предстоит построить свой звездолет. На модулях прикреплены картинки. Вам надо посчитать количества слогов в словах. Модули ставьте друг на друга, чтобы получился звездолет.

Взлет звездолетов

Дети с приседа постепенно поднимаются на носки, поднимая руки над головой, имитируя ракету.

Звездолет, звездолет

Отправляется в полет

5-4-3-2-1

Летим, летим

2.Соревнование «Прыжки на Марсе. 4-й лишний»

Инопланетянин: Наша первая остановка в Космосе – планета Марс

И вы сейчас будете называться временно марсиане и передвигаться на марсеаноходах.

Дети выполняют прыжки на мячах, допрыгивая до фишки выбирают лишний предмет на картинке, называют его и бегут назад, передают эстафету след.участнику команды.

Взлет звездолетов

Звездолет, звездолет

Отправляется в полет

5-4-3-2-1

Летим, летим

3.Соревнование «Отгадывание загадок»

Инопланетянин: Следующая остановка – планета Сатурн.

Здесь я хочу вас проверить на сообразительность. Попробуйте отгадать мои загадки

1 команде:

  1. Плывет в просторе, но не в море.

Кораблем зовется, а вокруг звезд вьется. (Ракета, космический корабль)

  1. Я уверена, что с этой давно знакомы вы планетой

Озера, реки и поля – конечно, это же …. (Земля)

  1. Это что за потолок

То не низок, не высок,

То он сер, то беловат

То чуть-чуть голубоват,

А порой, такой красивый

Кружевной и синий – синий (Небо)

  1. Пушистая вата

Плывет куда-то.

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе. (Облака)

  1. Астроном – он звездочет, знает все наперечет.

Только лучше звезд видна в небе полная … (Луна)

  1. команде:
  1. Ночью по небу гуляю,

Тускло землю освещаю.

Скучно очень мне одной,

А зовут меня… (Луной)

  1. Чудо-птица, алый хвост,

Полетела в стаю звезд. (Ракета)

  1. У ракеты есть водитель, невесомости любитель.

По-английски – астронавт, а по-русски…. (Космонавт)

  1. Чтобы глаз вооружить  и со звездами дружить.

Млечный Путь увидеть чтоб – нужен мощный … (Телескоп)

  1. Большой подсолнух в небе,

Цветет он много лет,

Цветет зимой и летом,

А семечек все нет. (Солнце)

Взлет звездолетов

Звездолет, звездолет

Отправляется в полет

5-4-3-2-1

Летим, летим

4.Соревнование «Созвездия»

Инопланетянин: Следующая наша остановка  - планета «Венера». На ней много пещер и гор. Вам нужно будет с картинкой проползти через туннель и выбрать в обруче созвездие к своей картинке и вернуться бегом назад, передать эстафету.

Дети выполняют задание.

Взлет звездолетов

Звездолет, звездолет

Отправляется в полет

5-4-3-2-1

Летим, летим

5.Соревнование «Передай планету. Назови 1-й звук в слове»

Инопланетянин: Следующая остановка – планета Меркурий. И для вас следующее испытание. Вам нужно передавать планету над головой и каждому члену экипажа нужно будет назвать первый звук в слове, и только потом передать планету-мяч сзади стоящему участнику.

Слова:Планета, космонавт, комета, луна, облако, солнце, спутник, астероид, скафандр, инопланетянин, звезды, Марс, Плутон, Уран, космос, звездолет, полет, космодром, Путь, Солнце, Луна

Взлет звездолетов

Звездолет, звездолет

Отправляется в полет

5-4-3-2-1

Летим, летим

  1. Соревнование «Лунный житель. Бег змейкой вокруг фишек»

Инопланетянин: Ребята, ну вот мы с вами и долетели до моей планеты Луна.

Жители у нас необычные. Как их можно назвать? (Лунатиками)

Вам сейчас нужно будет змейкой оббежать фишки, добежать до мольберта и нарисовать часть тела Лунатика и вернуться назад бегом и передать эстафету

Дети выполняют задание.

Инопланетянин: Забавные у нас получились Лунные жители. Спасибо вам большое за интересное путешествие. Дарит детям сладкие призы.

Вед.: Спасибо и тебе, что ты попутешествовал с нами в Космосе.

Дети  прощаются с инопланетянином. Он уходит.

Вед.: Ребята, нам тоже пора возвращаться домой.

Подвижная игра «Полет к звездам»

Отправляется в полет                Дети стоят в шеренге, ходьба на месте

Наш волшебный звездолет.

Надевай скорей скафандры!        Имитируют движения.

Занимай скорей места!                 Становятся врассыпную, присаживаются.

С космодрома мы взлетаем!         Встают, поднимают руки через стороны вверх

10,9,8,7,6,5,4,3,2,1 пуск

Полетели, полетели                     Бег врассыпную, руки в стороны

Прямо в космос улетели!

Прямо в космос улетели!            

И обратно прилетели                  Построились в шеренгу

Ведущий: Ребята, понравилось вам наше космическое путешествие?

Ответы детей

Под музыку дети выходят из зала и возвращаются в группу.

Приложение

Стихи

В небе звезды ярко светят

Словно бусинки блестят

Наш Гагарин, знают дети,

Раньше всех людей на свете

Побывал у звезд в гостях.

Мы пришли на космодром                   Мы мечтаем о ракетах

Посмотрели мы кругом                        О полетах, о Луне.

Видим белую ракету                            Но для этого учиться

Высотой с огромный дом                     Много надо на Земле.

Разминка

Все готово для полета:

 (Дети поднимают руки сначала вперед, затем вверх)

Ждут ракеты всех ребят

(Соединяют пальцы над головой, изображая ракету)

Мало времени для взлета

(Маршируют на месте)

Космонавты встали в ряд

(Прыжком ставят ноги на ширине плеч, держа руки на поясе)

Поклонимся влево-вправо

(Делают наклоны в стороны)

Отдадим земной поклон

(Выполняют наклоны вперед)

Вот ракета полетела

 (Прыгают на двух ногах)

Опустел наш космодром

 (Приседают и встают)

Девизы экипажей

Ракета

У ракеты есть девиз

Никогда не падать вниз

Космонавты

Чтобы космонавтом стать

Надо очень много знать

Считалки

Я вчера летал в ракете                   На Луне жил Звездочет

На другой я был планете                Он планетам вел подсчет.

Там обедал в синеве                       Раз – Меркурий, два – Венера,

А под вечер был в Москве             Три – Земля, четыре – Марс,

Из ракеты той, друзья                    Пять – Юпитер, шесть – Сатурн,

Самым первым вышел Я.               Семь – Уран, восьмой – Нептун

                                                       Девять – дальше всех – Плутон

                                                       Кто не видит – выйди вон.

Подвижная игра «Полет к звездам»

Отправляется в полет                Дети стоят в шеренге, ходьба на месте

Наш волшебный звездолет.

Надевай скорей скафандры!        Имитируют движения.

Занимай скорей места!                 Становятся врассыпную, присаживаются.

С космодрома мы взлетаем!         Встают, поднимают руки через стороны вверх

10,9,8,7,6,5,4,3,2,1 пуск

Полетели, полетели                     Бег врассыпную, руки в стороны

Прямо в космос улетели!

Прямо в космос улетели!    

И обратно прилетели                  Построились в шеренгу



Предварительный просмотр:

Организация непосредственно образовательной деятельности

в старшей группе

«Космос и космонавты»

Составитель: Зверева Марина Викторовна, учитель-логопед 1 квалификационной категории МКДОУ детский сад «Тополек» комбинированного вида

Цель: закрепить, уточнить и обобщить знания детей о космосе; учить подбирать синонимы и антонимы; учить отвечать на вопросы полным развёрнутым предложением; учить согласовывать существительные с глаголами и прилагательными; учить понимать значение трудных слов, уметь их объяснять; развивать целостное зрительное восприятие, развивать умение  классифицировать предметы, концентрировать внимание.

Материал: 4 фотографии космонавтов, 2 набора геометрических фигур, 7 писем с вопросами, 4 картинки с изображением САМОЛЁТА, РАКЕТЫ, КОСМИЧЕСКОЙ СТАНЦИИ, ЗВЕЗДОЛЁТА, картинки с изображением созвездий 

Словарная работа: космос, космонавты,  ракета, летающая тарелка, планеты, созвездия, скафандр, планетарий, телескоп, инопланетяне, глобус, звёзды, Земля, Солнце.

Космонавт (какой?) – смелый, храбрый, отважный, сильный, мужественный, здоровый, трудолюбивый, бесстрашный.

Солнце (какое?) – огромное, горячее, палящее, круглое, желтое, доброе, светящее, сияющее, греющее, золотое.

Созвездия: Весы, Корона, Скорпион, Рак, Большая медведица (ковш) и др.

Планеты солнечной системы – Меркурий, Венера, Марс, Земля, Юпитер, Сатурн,  Нептун,  Уран,  Плутон.

Звёзды – большие (гиганты), маленькие (карлики), мерцающие, далёкие, яркие, тусклые, сияющие, сверкающие.

Ход занятия

Логопед: Ребята,  сказочные герои приготовили для вас задания, которые находятся в конвертах. А номера конвертах вы будете выбирать, называя цифры из таблицы на доске. Давайте перед началом игры немного «разомнёмся». Я предлагаю вам  объяснить значение нескольких «трудных» слов.

Вот эти слова:

Глобус это (модель земного шара);

Скафандр это (специальный костюм для космонавтов, который

помогает выживать в космосе);

Планетарий это (здание, где находится аппарат под названием телескоп, помогающий людям наблюдать за движением планет)

Логопед:  Молодцы! Хорошо объяснили. А теперь я предлагаю по одному называть любое число на доске и отвечать на вопросы в письме.

Задания из писем.

Письмо №1

Логопед: нам прислал письмо (на конверте картинка «Медведь»).

Михайло Иванович спрашивает:

Что вращается вокруг Солнца? (Планеты)

Какие планеты вы знаете? (перечисляют)

Есть ли жизнь на этих планетах? (только на планете Земля, на остальных нет) Почему? (дети объясняют).

Письмо №2

Логопед: На письме – Снеговик - почтовик (открывает конверт).

 Снеговик прислал вам загадки, да не простые, а космические.

1. Достает 4 картинки с изображением САМОЛЁТА, РАКЕТЫ, КОСМИЧЕСКОЙ СТАНЦИИ, ЗВЕЗДОЛЁТА.

Вопрос: Какой транспорт не летает в космосе?  Почему?

2. картинки с изображением  САМОЛЁТА, ВЕРТОЛЁТА, АВТОБУСА, РАКЕТЫ 

Вопрос: Какой транспорт летает в космосе? (ответы детей)

Письмо №3

Логопед: На конверте изображение бабочки-красавицы (открывает конверт). Бабочка пролетала над лесом и нашла обломки ракет.  Соберите ракеты из геометрических фигур по образцу.

Письмо №4

Логопед: На конверте изображение необычного ключика. Это скрипичный ключ, он открывает нам ворота в мир музыки. А значит у нас «Музыкальная пауза» и мы сейчас отдохнём.

Динамическая пауза «Полет в Космос»

Письмо№5

Логопед: Это письмо от Лисы Патрикеевны (открывает конверт)

  Лиса спрашивает: «Как называют людей, которые летают в космос? (космонавты)

Кто назовёт имя первого космонавта? (Юрий Алексеевич Гагарин)

 Найдите его на картинке.

Как вы считаете, каким должен быть космонавт? (смелый, храбрый, отважный, сильный, мужественный, здоровый, трудолюбивый, бесстрашный).

Кто летал в космос раньше человека? (Собаки).

Кто может назвать их клички? (Белка и Стрелка)

Молодцы! На все вопросы вы ответили верно, а теперь продолжаем игру.

Письмо№6

Логопед: Это письмо от божьей коровки. Это божья коровка – чёрная головка. Она приготовила вам вопрос.

Вопрос от божьей коровки: Если посмотреть на небо вечером или ночью, то можно увидеть большое скопление звёзд.  Что образуют большие и маленькие звёзды?  (созвездия) Какие созвездия вы знаете?

Молодцы! Вы очень много знаете созвездий.

Письмо №7

Логопед: На конверте портрет одного из семи гномов, его зовут Весельчак. Весельчак хочет, чтобы вы поиграли в игру «Скажи наоборот» с мячом

Звезды светят тускло или наоборот - …             ярко

Одни звезды далеко, а другие…                          близко

Одни планеты большие, а другие - ….                маленькие

Луна холодная, а Солнце - …..                             горячее

Человек есть трусливый, а космонавт-..              смелый

Планета вертится медленно, а комета летит - …быстро

Ракета в космос улетает, а из космоса - ….          прилетает

Зимой звезд на небе мало, а летом - …..               много

Ночью темно, а днем - …                                        светло

На Земле шумно, а во Вселенной - ….                  тихо

Вечером звезды в небе зажигаются, а утром        гаснут

Солнце утром всходит, а вечером - …                  заходит

Человек бывает больной, а космонавт - …           здоровый

Днем небо светлое, а ночью - ….                           темное

Солнце находится высоко или наоборот - ….       низко

Космический корабль совершает взлет, или - …. посадку

Логопед: Молодцы, вы ответили с вами на все вопросы и получили правильные и точные ответы.

Вспомните, какие задания вам прислали герои из сказок?

На какие вопросы вам было трудно ответить?

А какие задания вам показались самыми интересными?