Методическая разработка мероприятия к празднику "День защитника Отечества"
методическая разработка (7 класс)

Хоменко Дарья Олеговна

Дети с ограниченными возможностями здоровья в связи со свойственной им неразвитостью мышления, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности. Их представления о том, что хорошо и что плохо, носят довольно поверхностный характер. Они узнают правила морали от учителей, от родителей, из книг, но не всегда могут действовать в соответствии с этими нормами либо воспользоваться ими в привычной конкретной ситуации, основываясь на рассуждениях.   Поэтому подростки с ограниченными возможностями здоровья по неразумению либо по неустойчивости нравственных понятий из-за внушаемости поддаются дурным влияниям и совершают неправильные действия.

         Нравственное воспитание в благоприятных социальных условиях дает возможность не только сформировать  позитивное мировоззрение у подростков, но и сделать его достаточно устойчивым. Педагог может добиться того, чтобы убеждения обучающихся, воспитанников, несмотря на некоторую, неизбежную на первых порах, ограниченность, соответствовали по содержанию основным нормам морали.

      Поэтому в  работе по духовно – нравственному развитию и воспитанию обучающихся очень важно воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека, а также воспитание ценностного отношения к традиционным российским религиям.

      По данному направлению  проведено внеклассное мероприятие  «Защитник Отечества», приуроченное к празднику 23 февраля. Целью мероприятия было знакомство обучающихся с основами православной культуры в социокультурном контексте истории России   (образ воина в православной культуре).

Процесс нравственного воспитания учащихся нашей школы, включает формирование и развитие нравственного сознания, нравственных чувств и качеств личности, навыков поведения. Нравственные и духовные качества учащихся с ограниченными возможностями здоровья формируются и проявляются в процессе взаимоотношений с окружающей средой и являются важнейшей характеристикой личности подростка. Они развиваются во взаимосвязи с другими качествами личности как элемент единого целого.

Главное назначение педагога – быть источником нравственного влияния. Задачей же его является воспитать ребенка таким, чтобы совершение нравственных поступков стало бы его постоянной чертой характера. Воспитанник, решающий нравственную проблему и принимающий решение, умеет выражать свои взгляды, убеждения, делать выводы, благодаря чему приобретает навыки принимать и в жизни правильные собственные решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx35.54 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы Школа №1

Методическая разработка внеклассного мероприятия

на тему:

«Защитник Отечества»

Выполнили:

учителя-дефектологи

Н.А. Позднякова

Д.О. Хоменко

г. Комсомольск-на-Амуре 2019 год


        Дети с ограниченными возможностями здоровья в связи со свойственной им неразвитостью мышления, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности. Их представления о том, что хорошо и что плохо, носят довольно поверхностный характер. Они узнают правила морали от учителей, от родителей, из книг, но не всегда могут действовать в соответствии с этими нормами либо воспользоваться ими в привычной конкретной ситуации, основываясь на рассуждениях.   Поэтому подростки с ограниченными возможностями здоровья по неразумению либо по неустойчивости нравственных понятий из-за внушаемости поддаются дурным влияниям и совершают неправильные действия.

         Нравственное воспитание в благоприятных социальных условиях дает возможность не только сформировать  позитивное мировоззрение у подростков, но и сделать его достаточно устойчивым. Педагог может добиться того, чтобы убеждения обучающихся, воспитанников, несмотря на некоторую, неизбежную на первых порах, ограниченность, соответствовали по содержанию основным нормам морали.

      Поэтому в  работе по духовно – нравственному развитию и воспитанию обучающихся очень важно воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека, а также воспитание ценностного отношения к традиционным российским религиям.

      По данному направлению  проведено внеклассное мероприятие  «Защитник Отечества», приуроченное к празднику 23 февраля. Целью мероприятия было знакомство обучающихся с основами православной культуры в социокультурном контексте истории России   (образ воина в православной культуре).

Процесс нравственного воспитания учащихся нашей школы, включает формирование и развитие нравственного сознания, нравственных чувств и качеств личности, навыков поведения. Нравственные и духовные качества учащихся с ограниченными возможностями здоровья формируются и проявляются в процессе взаимоотношений с окружающей средой и являются важнейшей характеристикой личности подростка. Они развиваются во взаимосвязи с другими качествами личности как элемент единого целого.

Главное назначение педагога – быть источником нравственного влияния. Задачей же его является воспитать ребенка таким, чтобы совершение нравственных поступков стало бы его постоянной чертой характера. Воспитанник, решающий нравственную проблему и принимающий решение, умеет выражать свои взгляды, убеждения, делать выводы, благодаря чему приобретает навыки принимать и в жизни правильные собственные решения.

Цель: знакомство учащихся с основами православной культуры в социокультурном контексте истории России   (образ воина в православной культуре);

Задачи: 

  1. формировать основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину.
  2. Развивать представления о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
  3. Знать, понимать и принимать ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Оборудование: мультимедийная установка, репродукция картины В.М.Васнецова «Богатыри», презентация.

Ход мероприятия:

    I.            Организационный момент. (1 слайд)

- Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас. Сегодня ярко светит солнышко, оно ласкает нас и согревает своими тёплыми лучами. Давайте же и мы с вами улыбнёмся друг другу и поговорим о том, что волнует каждого человека на планете Земля.

          

II.            Объявление темы.       

-Ребята, сегодня поговорим о празднике, посвящённом Дню защитников Отечества. Быть защитником – всегда считалось великой честью. Справедливо ли это утверждение? В этом мы попробуем сегодня разобраться. А когда возникает необходимость в защитниках Отечества? И как появилось слово защитник?

( ответы детей)  

-Давайте посмотрим значение этого слова . (2 слайд)( Защитник – тот, кто защищает, охраняет, оберегает (С.И.Ожегов, Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка)

-Кого можно защищать?

Учитель: -Как вы думаете, на кого скорее всего нападет грабитель – на сильного или на слабого?

-Чаще всего нападают на слабых. Ведь сильный может дать отпор, а преступники трусливы. И иногда надо показать свою силу, чтобы избежать впоследствии ее применения. Т.е., чтобы испугать преступника.

-А чтобы кто-то побоялся нападать на нашу страну, что нам нужно? (сильная армия)(слайд 3)

-Верно, нужна сильная армия. Но, конечно же, не для того, чтобы нападать самим. Наша страна – мирное государство, которое допускает военные действия только при нападении на территорию нашей страны .

-Бог учил прощать.(4 слайд) Он учил любить даже врагов. Он говорил, что нужно подставить левую щёку, если тебя ударили в правую. Но эти слова об обидах, причинённых тебе. Можно простить свою обиду. А если обижают сестрёнку? маму? Родину?

-Не раз мирный труд и тихая семейная жизнь Руси-России нарушалась военными грозами.  Точнее – половина из тысячи лет нашей истории прошла в войнах.

- - В истории нашего Отечества не раз приходилось защищать независимость России от завоевателей. (5,6,7,8,9 слайды)

- Ребята, а как вы думаете, как относится Православная Церковь к войне? Как должен вести себя православный человек, если начинается война? Когда православный человек вправе взяться за оружие? (Если надо защитить свою Родину, семью и веру – православный человек берется за оружие.)(10 слайд)

(ответы детей)

 Какая война , с христианской точки зрения,  является справедливой?   Справедливая война (оборонительная)

 Цель: защитить свою семью,

 Родину и её святыни                                   

Несправедливая война 

Цель: захватить чужие земли, навязать свою веру.

-Что нельзя оправдать?   (нападение и агрессию)

-  Защитники Отечества награждаются за подвиги и геройские поступки орденами и медалями.

III.   Презентация материала    

Учитель:  - Сегодня каждый из вас узнает что-то новое для себя о славных защитниках нашего Отечества и о том, когда война бывает справедливой.

-Постарайтесь быть внимательными. (11 слайд)

-С давних времён народ любит воина. Кто главный герой русских былин? Богатыри. Много потрудились они, добывая себе чести, князю славы, а святой родине- мира и покоя. Дела их небывалые, выдуманные, но их бои с нехристями да их нрав и обычай - всё это было на самом деле в русском народе. Но богатырей почитали не только простые люди, но и князья. За подвиги князья награждали богатырей боярскими званиями, хотя те были простолюдинами, сажали их с собой за один стол и полностью им доверяли. Да и много веков спустя люди не забыли о подвигах славных богатырей. Так великий русский художник В. М. Васнецов воспел их в своей картине. Замечательная эта картина: увидишь её однажды  и сразу признаешь- это наше, родное, как родная речь и старинная песня, как природа наша и отчий дом… И навсегда западает в память название её, как бы само собой оно скажется: « Три богатыря».

Знаете ли вы, ребята, имена героев картины В.М.Васнецова?

( ответы детей)

Учитель:

-Художник не случайно изобразил именно три богатыря, так как число «3» в древности имело значение множественности. Поэтому трое богатырей как бы олицетворяют весь народ, который стоит на страже родной земли.

-Работая над картиной, В.М.Васнецов тщательно изучал не только былины, но и летописи. Илья Муромец (посередине), который родился 5 сентября 1193 года под Муромом. Он воспитывался в благочестивой крестьянской семье. До 30 лет тяжело болел, не владел ни руками, ни ногами. С детства он привык молиться Богу. Молитва смягчала горе, учила мудрости, заботе сердечной, разгоняла скуку. Односельчане любили Илью за разумность, приветливость и особую тихость. Неожиданно в окно постучали необыкновенные гости. Они были очень стары, седина серебрила им головы, но веселые, молодые глаза были полны радости. Старцы попросили открыть ворота, и Илья впервые в жизни пошел. Затем попросили воды. Первую чашу они предложили Илье. Выпив ее, он почувствовал себя здоровым, после второй чаши почувствовало силу безмерную. После третьей силы поубавились. Удивительные гости перекрестили Илью со словами: «Бог тебя благословляет, Илья Муромец. Стой за веру христианскую, за дом Пресвятой Богородицы. В бою тебе смерть не написана». Чудодейственную духовную и физическую силу богатырь использовал только для борьбы с врагами Отечества и восстановления справедливости. Известно, что Илья Муромец не имел поражений, но никогда не гордился своими подвигами и с миром отпускал поверженных врагов. Много добрых дел совершил Илья Муромец, но, будучи тяжело ранен, повинуясь зову сердца, ушел в монастырь. Он стал монахом Киево-Печерской Лавры. Богатырское служение земному Отечеству завершилось, началось молитвенное служение Отечеству небесному. В 1643 году Илья Муромец был причислен к лику святых, а его тело положено в Антониевых пещерах Киево-Печерской Лавры и находится там до сих пор. А память святого праведного Ильи Муромца празднуется Церковью в день, который легко запомнить – первый день Нового года. Жизнь Ильи Муромца – это пример бескорыстного и искреннего служения Родине, а так же является защитой  православной земли.

Добрыне Никитиче  (слева,на белом коне) сохранились упоминания в летописях. Он из знатной семьи. На картине у него самое дорогое убранство. На груди его заметен крест. Так В.М.Васнецов отразил исторический факт, что Добрыня Никитич был родственником князя Владимира, которого считают крестителем Руси.

-Имя третьего богатыря, Алёши Поповича(справа), найдено в летописях конца 12 века. Это был сын священника, об этом говорит его прозвище. В отличие от других богатырей, вооружён Алёша легче. У него только «тугой лук разрывчатый» да «стрелочка калёная». Но зато есть гусли. Значит, он весельчак  и врага побеждает не столько силой, сколько ловкостью и находчивостью.

Учитель:

-Прочно стоят богатыри на родной земле. За их спиной, вдалеке, врос в почву камень, над ним машет крыльями зловещая птица. Не тот ли это камень на развилке дорог, на котором было начертано: «Как прямо ехати, живому не бывати…» Без колебаний двинулись святорусские богатыри прямым путём, чтобы исполнить призвание – быть хранителем и защитником Веры православной и Русской земли.

О святых защитниках Родины.

- Мы уже знаем, что нельзя приравнивать к преступному убийству сражение за свою страну на войне. Воин готов по заповеди Христовой положить душу (отдать жизнь) свою за друзей своих, для защиты веры и Отечества. Среди православных святых было много воинов. Это князь Дмитрий Донской, святой Александр Невский, святой Георгий Победоносец.

Сейчас мы о них расскажем. (выступления детей)

1-й ученик: (12 слайд)

-Святой Георгий Победоносец жил очень давно, в одной далёкой южной стране. Был храбрым и мужественным воином. За свою веру в Христа был казнён после жестоких пыток и мучений. После своей смерти часто являлся он христианам в помощь на поле битвы за веру и Отечество. Поэтому церковь издавна считает его Победоносцем для православного воинства.

-Прошли века. Поныне обращаются верующие и неверующие к великомученику и Победоносцу Георгию.(13 сллайд) Великий град Москва поместил его образ на гербе. Более 200 лет существует орден святого великомученика и Победоносца Георгия.

     

Учитель:

Следующий рассказ о святом Александре Невском. (14 слайд)

Ученик:

Александр Невский был справедливым и мудрым русским князем и  полководцем. От своего отца принял он эту обязанность –  охранять и защищать Русь от врагов. Пришли однажды на Русь шведы. Состоялась битва у реки Невы, где сейчас находится город Петербург. Русские победили. С тех пор князя Александра стали называть Невским.  Перед смертью он принял монашество. А после смерти его причислили к лику святых (святые – это люди, которые верят в Бога, выполняют его заповеди и помогают людям).

Ученик: Следующий рассказ о святом Дмитрии Донском (15 слайд)

Славен и богат был город Москва, и князь московский, по имени Дмитрий, был сильнее всех других князей: все остальные князья слушали его во всём. Но пришли татары и стали обижать русских. Тогда князь Дмитрий призвал русских князей объединиться и дать отпор врагу. За победу на берегах реки Дон, Дмитрия стали называть Донским.

Современный мир о защитниках Отечества.

Учитель: - Воин-христианин верит, что его душа бессмертна. (16 слайд)Поэтому он может исполнять свой воинский долг, не боясь даже смертельной угрозы. Но даже на войне христианский воин не должен превращаться в машину для убийства. 

 -Какие поступки недопустимы даже на войне? ( даже на войне нужно оставаться человеком)

-Нельзя добивать раненых. Нельзя трогать безоружных. Нельзя грабить местных жителей. Если враг сдается или если война закончена – надо к недавнему недругу отнестись уже просто как к человеку. Законы милосердия и справедливости должны прийти на смену законам войны .

Сегодня я хочу рассказать вам о герое, солдате, причисленному к лику святых

 Евгении Родионове (17 слайд) Евгений Родионов был призван на срочную службу 25 июня 1995 года в пограничные войска Федеральной Пограничной Службы России. 

(18 слайд) Их захватили в плен у селения Галашки на чечено-ингушской границе. Женю и еще троих солдат, всего полгода прослуживших в армии и только месяц назад прибывших на эту заставу, отправили на блок-пост. К посту подъехала машина «скорой помощи», пограничники вышли проверить, что находится внутри.

 

(19 слайд) Разные были ребята. Они отличались не только характерами, но даже речь выдавала в них жителей разных областей. Попав в плен, никто из ребят не написал домой писем с просьбой о выкупе и даже не дал адресов бандитам. В лютом чеченском плену это было не просто. От момента, когда они остановили машину, набитую боевиками, и до своего смертного часа  были  вместе.

(20 слайд)Чеченские бандиты требовали, чтобы Евгений, если хочет остаться в живых, снял с себя нательный крест перешёл на сторону бандитов. Воин отказался.

(21 слайд)Когда бандиты убедились, что нельзя сломить дух русского парня, они решили отрезать ему голову. Евгения Родионова казнили 23 мая 1996 года в день его девятнадцатилетия.

(видео)

Учитель: -Часто на нашу Родину нападали враги, желая захватить её бескрайние просторы и плодородные почвы, увести в плен женщин и детей, уничтожить всех мужчин, разрушить цветущие сёла и города России. Но всегда, как один, поднимался русский народ на защиту своего Отечества, проявлял чудеса мужества и героизма на полях битв. Много примеров мужества и стойкости проявили наши соотечественники, наши прадедушки и прабабушки для того, чтобы спасти Россию и весь мир, чтобы мы с вами могли жить в свободной стране.

-Чтобы сохранить мир на земле, нужны переговоры. И наше правительство, которое несёт ответственность за состояние страны, чтобы создать дружественные связи, старается заключать различные мирные договоры с другими странами.

-И русская Православная Церковь в лице Святейшего Патриарха также проводит международные встречи. И не только с представителями других церквей, но и с правителями стран. Такая деятельность относится к миротворческой. Русская Православная церковь ведёт активную работу по укреплению мира в Сирии, на Украине.

V.Обобщение.

В завершение нашего мероприятия давайте ответим на несколько вопросов:

какими же чертами должен обладать защитник добра, веры, отечества? ( мужеством, отвагой, добротой, верностью, честностью, рассудительностью)

- Вспомните и назовите имена воинов, причисленных к лику святых? 

Благоверные князья Димитрий Донской и Александр Невский,

 преподобный Илья Муромец, Георгий Победоносец

-В стране у нас много войсковых частей, где солдаты постоянно несут службу, следят за неприкосновенностью границ нашей Родины. Их служба идет для того, чтобы населению спалось спокойно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка викторины ко Дню Защитника Отечества

Данная викторина основана на применении ИКТ, содержит аудио- и видео- вопросы, а также включает в себя конкурс тематических газет, посвящённых выдающимся полководцам России....

Методическая разработка мероприятия День защитника Отечества – день воинской славы России

Цель мероприятия: Воспитательная: историческое и военно-патриотическое воспитание. Развивающая: формирование личностных качеств, патриотических чувств, духовно-нравстенных ценностей....

Методическая разработка мероприятий ‘’23 февраля День защитников Отечества ‘’

1.Нравственное воспитание –воспитывать патриотизм , чувство долга ,прививать любовь к своему Отечеству .Формировать нравственные качества : ответственность  , добросовестность , доброжелате...

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Дню защитника отечества «Курс юного бойца»

Пояснительная записка Цели: пробудить познавательную активность детей; способствовать расширению кругозора, словарного запаса; развивать любознательность, смекалку; развивать коммуникативные навы...

Методическая разработка тематического мероприятия Сценарии спортивного мероприятия: Физкультурный досуг: «Защитники отечества» для детей 3-6 лет

Многие дети не понимают, кто такие Защитники отечества и какова их роль в жизни страны и именно данное мероприятие даст знания по этим вопросам. А так  большинство детей на сегодняшний день, стес...

Методическая разработка спортивного мероприятия, посвященного Дню защитника Отечества

Веселые старты – одна из форм внеурочной занятости обучающихся. Именно в игровой форме ребята могут показать силу, ловкость, быстроту реакции, проявить чувство коллективизма, умение состязаться....