АРТ-ТЕРАПИЯ как развитие творческих способностей у детей с аутистическим спектором развития.
статья

Андреева Ирина Зигмундовна

Статья посвящена актуальной проблеме детей с аутизмом и способам творческого развития таких детей.Арт -терапия способствует снижению эмоционального напряжения и появленю чувства спокойствия и комфорта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл autist.docx54.18 КБ

Предварительный просмотр:

АРТ-ТЕРАПИЯ  как развитие творческих способностей у детей

с аутистическим спектором развития.

  Аннотация.

  Статья посвящена актуальной проблеме детей с аутизмом и способам  творческого развития  таких детей. Арт-терапия способствует снижению эмоционального напряжения и появлению чувства спокойствия и комфорта.

Ключевые слова. аутизм, дети, арт-терапия ,творческий потенциал.

Актуальность. Аутизм актуальная проблема в нашем обществе. Дети с раннего детства не идут на контакт с другими детьми, людьми. Аутизм невозможно излечить. Другими словами – от аутизма не существует таблеток. Посодействовать ребенку с аутизмом имеет возможность только ранняя диагностика и долголетнее квалифицированное педагогическое сопровождение. Аутизм – серьезное повреждение психического развития, при котором в первую очередь страдает способность к общению, социальному взаимодействию.

Еще в 2000 году отмечалось, что аутизмом страдают от 5 до 26 случаев на 10 000 детского

народонаселения. В 2005 году на 250-300 новорожденных в среднем приходился один ребенок, страдающей данной болезнью. По данным всемирной организации, в 2008 году 1 случай аутизма приходится на 150 деток. В течение 10 лет численность детей с аутизмом подросло в 10 раз. Современная наука не может однозначно ответить на вопрос о том, что способствует появлению аутизма. Есть версии, что аутизм  вызван  инфекциями в период беременности, тяжелыми родами, прививками, психотравмирующими ситуациями в раннем детском возрасте.

Аутизм рассматривается в качестве одного из более нешуточных нарушений развития. В последние годы задачам, связанным с данным расстройством, уделяется все большее решений. Дети с аутизмом чувствуют различные трудности. Одной из их считается проблемы в общении.

    Арт-терапия при аутизме – один из очень действенных способов исцеления детей- аутистов.   Занятия творчеством дает возможность почувствовать внутреннее эмоциональное, психологическое состояние этих ребят, что происходит у них в голове, о чем они задумываются .

Рисование содействует понижению чувственного напряжения и созданию ощущению наибольшего комфорта у ребенка- аутиста. Это в собственную очередь приводит к увеличению толерантности ребенка к психотерапевтическим отношениям. Поэтому понижается тревожность,  и  ребенок больше не закрывается, становится более раскованным для контакта с людьми.

На занятиях  рисования  дети,  имеет возможность поведать нам о собственных переживаниях, о том, собственно, что его интересует и беспокоит, о собственных ужасах. Попробовать понять толк и оценить больше глубинные поражение психики детей. У детей развиваются не только коммуникативные способности, но и фантазия.

   Такие ученые как Л.А. Даринская, Ю.Н. Кулюткина уделяют внимание проблеме развития творческого потенциала и определяют его как сложное интегральное понятие, включающее в себя природно-генетический, социально-личностный        и        логический компоненты, в совокупности, представляющие собой знания, умения, способности и стремления личности к преобразования различных сферах деятельности в рамках общечеловеческих норм морали и нравственности.   Арт-терапия способствует реализации творческого потенциала детей, страдающих аутизмом. Обучение живописи создает равные условия для детей, чей потенциал иначе остался бы незамеченным.

Занятия творчеством применяют при трудностях чувственного развития, стрессах, депрессиях, психологической неустойчивости, импульсивности психологических реакций, чувстве одиночества, межличностных инцидентах, увеличенной тревожности, ужасах, фобиях, ситуативной тревожности, в целях обучения стратегиям совладающего поведения .

Для адаптационных и коммуникативных целей берутся всевозможные способы исцеления аутизма, стоит отметить главные:

  • снятие оценочности – погружение ребенка в творческую атмосферу при поддержке музыки, рисования, аппликации, лепки;
  • взаимодействие с природой и неизведанными предметами (не являющимися частью мира аутиста), которое случается в более благотворной атмосфере;
  • снятие барьерной установки, боязней (к примеру, снятие барьера "я не умею рисовать", способно подвигнуть ребенка на получение новых способностей, которые, не считая остального, содействуют развитию мелкой моторики, и как следствие, развитию речевого центра и активизации иных мозговых процессов).

Занятия могут проходить как в персональной форме, так и в массовый. При персональных занятиях, как правило, используются авторские методики. В этом варианте авторские методики разработаны для любого ребенка персонально с учетом его собственных индивидуальностей. Массовые формы творческих занятий дают возможность развивать коммуникационные способности детей с другими ребятами. Как правило, занятия протекают в непринуждённой атмосфере творчества. Эти занятия для ребенка, проводятся при условии, что уровень его аутистического расстройства разрешает ему принимать в них участие. Эти способы ориентированы, в первую очередь, на появления фантазии, развития творческого потенциала, вербальных и общественных способностей, интереса, небольшой моторики, способностей рисования, снятия напряжения. В связи с этим возрастают требования к профессиональным компетенциям специальных психологов [7, 8, 9]. Сама для себя арт-терапия – это один из инструментов психотерапии и психической корректировки, который реализован на творчестве и искусстве. Поэтому от их профессионализма, умения найти подход к каждому ребенку, установить определенный режим взаимодействия  педагога, психолога с родителями будет зависеть результат.

Как правило, основная масса детей с аутизмом не могут держать карандаш в руках, не готовы использовать ножницы, не понимают, что делать с красками. Этим способностям учат на упражнениях арт-терапии при аутизме, применяя программы ранней педагогической поддержки детям с отклонениями в развитии.

В итоге использования комплексов методов  имеют положительные изменения. В частности: налаживания контакта, больше доверительных отношений аутиста с другими ребятами, совершенствование поведения, расширение и закрепление спектра методик взаимодействия с предметами, материалами. Не считая такого, "лечение детского аутизма творчеством" может способствовать развитию творческого потенциала, снизить силу воздействия стереотипами и использования схем в рисовании, развить моторику и координацию рук.

 

Список литературы

  1. Авдеенко А.С. Коррекционно-развивающая работа с тревожными детьми дошкольного возраста / А.С. Авдеенко // Педиатрический вестник Южного Урала.– 2016. – №1. – c. 27-29
  2. Авдеенко А.С. Психологическая адаптация студентов вуза / А.С. Авдеенко // Вестник совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. – 2016 – Т. 4 №2 (13). – c. 4-8.
  3. Андреева А.С. Эмпирическое исследование ситуативной тревожности детей старшего дошкольного возраста, проживающих в сельской местности / А.С. Авдеенко // Вестник совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. – 2013 – №1 (3). – с. 12-15.
  4. Батуева С.В. Исследование структурных компонентов школьной адаптации у первоклассников / С.В. Батуева // Вестник совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. – 2015 – Т. 2 №1 (12). – с. 7-11.
  5. Батуева С.В. Социализация младших подростков с задержкой психического развития арт-терапевтическими средствами социокультурной деятельности / С.В. Батуева // Вестник совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. – 2014. – №5 (7). – с. 47-51.
  6. Батуева С.В. Социально-психологическая адаптация первоклассника с задержкой психического развития арт- терапевтическими средствами театральной деятельности / С.В. Батуева // Психология, социология и педагогика. – 2014. – №11 (38). – с. 43-47.
  7. Долгова В.И. Коррекционно-развивающая деятельность специального психолога: современные психологические и педагогические технологии: учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В.И. Долгова, Е.Г. Капитанец, О.А. Шумакова. – Челябинск, 2008 – 118 с.
  8. Долгова В.И. Будущему специальному психологу: подготовка к итоговой аттестации: учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В.И. Долгова, Л.В., Иванова, Е.Г. Капитанец и др. – Челябинск, 2008. – 100 с.
  9. Долгова В.И. Диагностико-аналитическая деятельность специального психолога: традиции и инновации: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В.И. Долгова, Е.Г. Капитанец, О.А. Шумакова. – Челябинск, 2008. – 115 с.
  10. Интернет-ресурс URLhttp://www.7ya.ru/article/Autizm-ne-bolezn-jeto-narushenie-razvitiya/ (дата обращения: 14.01.2017)
  11. Оганнисян Л.А. Творческий потенциал личности как ее профессионально значимый ресурс / Л.А. Оганнисян, Е.А. Дуброва // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – №5.;URL: http://www.science- education.ru/ru/article/view?id=25220 (дата обращения: 01.12.2016).
  12. Соболева Е.В. Обучение стратегиям совпадающего поведения / Е.В. Соболева, О.А. Шумакова // Медицинская помощь при тяжелой термической травме (уроки ашинской катастрофы 1989 года): матер. междунар. научно- практич. конфер. – Челябинск, 2014. – С. 105-108
  13. Соболева Е.В. Когнитивный аспект личностного потенциала психолога / Е.В. Соболева // Психология, социология и педагогика. – 2014. – №9 (36). – С. 68-71.
  14. Соболева Е.В. Развитие личностного потенциала будущего психолога в образовательном процессе вуза дис. … канд. Психол. наук / Е.В. Соболева. – Екатеринбург, 2014 – 199 с.
  15. Шумакова О.А. Сущность и особенности базовой культуры взаимодействия психолога образования с родителями

/ О.А. Шумакова // Вестник Орловского государственного университет                                                                                                                                           

 

                                                                                               

                                                                                                    Учитель Андреева Ирина Зигмундовна.


Список литературы

  1. Авдеенко А.С. Коррекционно-развивающая работа с тревожными детьми дошкольного возраста / А.С. Авдеенко // Педиатрический вестник Южного Урала.– 2016. – №1. – c. 27-29
  2. Авдеенко А.С. Психологическая адаптация студентов вуза / А.С. Авдеенко // Вестник совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. – 2016 – Т. 4 №2 (13). – c. 4-8.
  3. Андреева А.С. Эмпирическое исследование ситуативной тревожности детей старшего дошкольного возраста, проживающих в сельской местности / А.С. Авдеенко // Вестник совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. – 2013 – №1 (3). – с. 12-15.
  4. Батуева С.В. Исследование структурных компонентов школьной адаптации у первоклассников / С.В. Батуева // Вестник совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. – 2015 – Т. 2 №1 (12). – с. 7-11.
  5. Батуева С.В. Социализация младших подростков с задержкой психического развития арт-терапевтическими средствами социокультурной деятельности / С.В. Батуева // Вестник совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. – 2014. – №5 (7). – с. 47-51.
  6. Батуева С.В. Социально-психологическая адаптация первоклассника с задержкой психического развития арт- терапевтическими средствами театральной деятельности / С.В. Батуева // Психология, социология и педагогика. – 2014. – №11 (38). – с. 43-47.
  7. Долгова В.И. Коррекционно-развивающая деятельность специального психолога: современные психологические и педагогические технологии: учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В.И. Долгова, Е.Г. Капитанец, О.А. Шумакова. – Челябинск, 2008 – 118 с.
  8. Долгова В.И. Будущему специальному психологу: подготовка к итоговой аттестации: учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В.И. Долгова, Л.В., Иванова, Е.Г. Капитанец и др. – Челябинск, 2008. – 100 с.
  9. Долгова В.И. Диагностико-аналитическая деятельность специального психолога: традиции и инновации: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В.И. Долгова, Е.Г. Капитанец, О.А. Шумакова. – Челябинск, 2008. – 115 с.
  10. Интернет-ресурс URLhttp://www.7ya.ru/article/Autizm-ne-bolezn-jeto-narushenie-razvitiya/ (дата обращения: 14.01.2017)
  11. Оганнисян Л.А. Творческий потенциал личности как ее профессионально значимый ресурс / Л.А. Оганнисян, Е.А. Дуброва // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – №5.;URL: http://www.science- education.ru/ru/article/view?id=25220 (дата обращения: 01.12.2016).
  12. Соболева Е.В. Обучение стратегиям совпадающего поведения / Е.В. Соболева, О.А. Шумакова // Медицинская помощь при тяжелой термической травме (уроки ашинской катастрофы 1989 года): матер. междунар. научно- практич. конфер. – Челябинск, 2014. – С. 105-108
  13. Соболева Е.В. Когнитивный аспект личностного потенциала психолога / Е.В. Соболева // Психология, социология и педагогика. – 2014. – №9 (36). – С. 68-71.
  14. Соболева Е.В. Развитие личностного потенциала будущего психолога в образовательном процессе вуза дис. … канд. Психол. наук / Е.В. Соболева. – Екатеринбург, 2014 – 199 с.
  15. Шумакова О.А. Сущность и особенности базовой культуры взаимодействия психолога образования с родителями

/ О.А. Шумакова // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования.

  1. – 2011. – №3 (17). – c. 92-94. Батуева С.В. Социализация младших подростков с задержкой психического развития арт-терапевтическими средствами социокультурной деятельности / С.В. Батуева // Вестник совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. – 2014. – №5 (7). – с. 47-51.
  2. Батуева С.В. Социально-психологическая адаптация первоклассника с задержкой психического развития арт- терапевтическими средствами театральной деятельности / С.В. Батуева // Психология, социология и педагогика. – 2014. – №11 (38). – с. 43-47.
  3. Долгова В.И. Коррекционно-развивающая деятельность специального психолога: современные психологические и педагогические технологии: учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В.И. Долгова, Е.Г. Капитанец, О.А. Шумакова. – Челябинск, 2008 – 118 с.
  4. Долгова В.И. Будущему специальному психологу: подготовка к итоговой аттестации: учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В.И. Долгова, Л.В., Иванова, Е.Г. Капитанец и др. – Челябинск, 2008. – 100 с.
  5. Долгова В.И. Диагностико-аналитическая деятельность специального психолога: традиции и инновации: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В.И. Долгова, Е.Г. Капитанец, О.А. Шумакова. – Челябинск, 2008. – 115 с.
  6. Интернет-ресурс URLhttp://www.7ya.ru/article/Autizm-ne-bolezn-jeto-narushenie-razvitiya/ (дата обращения: 14.01.2017)
  7. Оганнисян Л.А. Творческий потенциал личности как ее профессионально значимый ресурс / Л.А. Оганнисян, Е.А. Дуброва // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – №5.;URL: http://www.science- education.ru/ru/article/view?id=25220 (дата обращения: 01.12.2016).
  8. Соболева Е.В. Обучение стратегиям совпадающего поведения / Е.В. Соболева, О.А. Шумакова // Медицинская помощь при тяжелой термической травме (уроки ашинской катастрофы 1989 года): матер. междунар. научно- практич. конфер. – Челябинск, 2014. – С. 105-108
  9. Соболева Е.В. Когнитивный аспект личностного потенциала психолога / Е.В. Соболева // Психология, социология и педагогика. – 2014. – №9 (36). – С. 68-71

                                                                                                    Учитель Андреева Ирина Зигмундовна.

                                                    Тема занятия: Сказка » Колобок»

     

Цель: Способствовать развитию интересов, любознательности, познавательной мотивации детей посредством сказки «Колобок».

Задачи: Закрепить с детьми знания о р.н. сказке «Колобок».
Развивать речь детей, добиваться четкого произношения слов.
Развивать социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость, сопереживание.
Воспитывать у детей отзывчивость, стремление помогать друг другу.

Оборудование и материалы: Игрушки зверей, корригирующий коврик, пеньки.

Предварительная работа: Чтение русской народной сказки: «Колобок.»,загадывание загадок, рассматривание иллюстраций

Ход

Учитель: Сегодня я приглашаю вас в гости к колобку. Слайд 1
1-2-3 повернись, в гостях у колобка окажись. Жили-были старик со старухой.Надумали они как-то испечь колобок.

 Бабушка: По сусекам поскребла, по амбару я помела, тесто замесила, колобка я испекла. А он непослушный в лес катился и наверно заблудился .Помогите дети его вернуть.

Учитель: Жалко бабушку и колобка.

Дети: Давайте колобка найдём и бабушке вернём.

Учитель: Перед нами лес, тропинка.
Посмотрите, а кто это от нас в кустах прячется, только ушки дрожат?
Слайд 2

Дети: Да это зайчишка-трусишка.

Учитель: Выходи, не бойся.

Дети: Заяц ,ты не видел колобка?

Заяц: Видел, но сначала помогите мне собрать в корзинки овощи и фрукты для моих зайчат.

Дидактическая игра: «Наполни корзинку .»

Заяц: Спасибо вам ,вот вам морковка и по этой тропинке дальше покатился колобок.

Дети: Спасибо и тебе, зайка.

Учитель: Посмотрите, на тропинке волк стоит .Давайте у него спросим, не видел он колобка.Слайд3

Дети: Ты волчок, серый бочок, не видел колобка? Его бабушка испекла, на окошко положила, а он в лес укатился.

Волк: Скучно мне в лесу, поиграйте со мной.

Учитель: Любит волк в мяч играть. Давайте с ним поиграем.

«Подвижная игра «Прокати мяч в ворота»

Волк: Спасибо, что со мной поиграли. Вот вам клубочек, идите за ним ,куда он покатится.

Дети: Спасибо, до свидания волчок.

Учитель: Ой, кто это громко на весь лес топает? Да это медведь.Слайд 4

Дети: Здравствуй, мишенька-медведь. Ты не видел колобка?

Медведь: Видел, видел колобка, он здесь песни распевал. Но вы отгадайте мой загадки, тогда покажу ,куда он покатился.
1
Кто с высоких тёмных сосен
В ребятишек шишку бросил?
И в кусты через пенёк
Промелькнул, как огонёк?
белка
2
На овчарку он похож,
Что ни зуб - то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.
волк
3
Из иголок колобок.
Кто свернулся здесь в клубок?
Не поймёшь, где хвост, где носик,
На спине продукты носит.
В общем, сразу не поймёшь.
Кто же это всё же?
ёжик
4
У кого из зверей
Хвост пушистей и длинней?
лиса
Медведь: Какие вы умные, вот вам бочонок мёда. Идите по этой дорожке, дальше лиса живёт, у неё спросите.

Учитель: Ой, ребята, нам нужно торопиться. Лиса хитрая, она съест колобка.Слайд 5

Лиса: Колобок ,сядь мне на носок и спой свою песенку.

Учитель: Посмотрите, колобок сидит у лисы на носу.

Дети: Колобок. колобок, не садись лисе на носок, она тебя съест. Возвращайся к бабушке.

Колобок: Спасибо, ребята, что меня от лисы спасли. Я по дорожке катился и в лесу заблудился. Я и сам хочу к бабушке вернуться. (Дети берут колобок и несут бабушке.)

Бабушка: Спасибо, что помогли вернуть колобок. Вот вам в лукошко с пирожками на дорожку.
Учитель :Вот настала, детвора, с сказкой распрощаться и домой возвращаться.

Используемая литература:
Сборник загадок. Сост. М.Т. Карпенко. – М.Просвещение, 1988 г.
Русская народная сказка «Колобок».

   

 Тема: Времена года 

Цель: Систематизация знаний о временах года и их отличительных признаков. Познакомить учащихся с особенностями времен года и изменениями в природе в течения года. Развивать представления и знания детей о характерных сезонных проявлениях времен года.
Задачи: 
1.Расширить и уточнить представления детей о временах года, формировать умения наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи в природе.Развивать наглядно-образное  и словесное мышление; развивать мелкую моторику. 
2. Развивать мышление, речь, умение сравнивать, анализировать увиденное и делать выводы. 
3. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, сознательность в усвоении учебного материала. 
Оборудование: учебник, иллюстрации времён года, предметные картинки, музыка Чайковского,

Ход урока.

Открытие новых знаний.

Сегодня к нам на урок пришел Лесовичок. Он предлагает отгадать загадку, чтобы вы узнали, о чем будем сегодня говорить, слушайте внимательно. 

В саду царском стоит дерево райское 
На одном боку цветы расцветают, 
На другом боку - плоды созревают, 
На третьем - листы опадают, 

А на четвертом - снег да вьюга гуляет! 

Сообщение темы и цели урока
Итак, сегодня мы отправляемся в путешествие по временам года. Узнаем много интересного, и повторим все, что знаем. 
Усвоение новых знаний. 
В путешествие отправимся вместе с Лесовичком. Путь наш лежит через волшебный лес «Лес времен года». С приходом каждого месяца мы будем составлять пазлы и определять время года.

 Слайд 4

Вот мы заходим в лес… и вдруг подул сильный ветер, стало холодать. Птички улетают в теплые края, деревья вокруг разноцветные стоят, а у некоторых листочки уже опали. И встречает нас хозяйка этого леса… 
-К кому же в гости мы попали, в какое время года? (осень) 

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льется,

Это время года осенью зовется!


-По каким приметам вы узнали это время года? 
-Назовите осенние месяцы? 
-Какие осадки бывают осенью? 
-Что происходит с растениями? 
-Как осень влияет на деревья и кустарники? 
-А что происходит с температурой воздуха? Как она изменяется? 
-Что делают люди? 
-А животные чем занимаются? 
Раскрасить

Слайд 5

Побывали в гостях у осени, продолжаем путь… 
выходит Солнышко то прячется за тучки, то снова, Повеяло сильным холодом, кругом лес белый-белый и повсюду гуляет метель и вьюга. И встречает нас хозяйка леса. 

- Где же мы очутились? В какое время года попали? (Зима) 

Ну, зима!.. Сугробит, стужит,
Заметает, крутит, вьюжит,
Жжет морозом, душит льдом,
Загоняет в жаркий дом.
Новогодней елкой броской
В дом впорхнет почти стрекозкой.
Распушится, рассмеется,
Снежной влагою прольется.


-По каким приметам вы узнали это время года? 
-Назовите зимние месяцы? 
-Какие изменения происходят в неживой природе? 
-Что происходит с растениями, деревьями? 
- Что происходит с температурой воздуха? Как она изменяется? 
-Что делают люди?  -А животные? 
Раскрасить

Слайд 6

Не успели побывать в гостях у зимушки, как снова начало пригревать солнышко. 
Голубое чистое небо и ручьи, 
В синих лужах плещутся стайкой воробьи, 
На снегу прозрачные льдинки-кружева, 
Первые проталинки. Первая трава. 
И встречает нас хозяйка этого леса, раскрасавица…..(Весна)
 

Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла весна....


-Как она изменяется? 
-Что происходит в природе: с растениями, деревьями, животными. 
-Какие осадки выпадают весной? 
-А температура как меняется? 
Т.е., значит природа начала оживать, повсюду бегут ручейки, слышится звон капель, появляется травка. 
Раскрасить
Слайд 7

Ну что ж, а нам пора дальше… 
Идем мы, идем…и вдруг лес стал снова меняться…кругом сочная зеленая травка, высокие стройные деревья. Шелестящие листвой, повсюду красивые цветы и пение птиц. 
-В какое время года мы попали? (Лето)
 

Если в небе ходят грозы,
Если травы расцвели,
Если рано утром росы
Гнут былинки до земли,
Если в рощах над калиной
Вплоть до ночи гул пчелиный,
Если солнышком согрета
Вся вода в реке до дна –
Значит, это уже лето!
Значит, кончилась весна!...


-Докажите, назовите признаки лета в неживой природе: 
-Какие выпадают осадки? 
- Какие природные явления можем наблюдать летом? 
- А ветер какой? 
-Как изменяется температура воздуха летом? 
-Назовите летние месяцы? 
-Назовите признаки, относящиеся к живой природе. 
-Деревья. Растения. Что с ними происходит? 
-Чем занимаются люди? 
Раскрасить
Лето просит нас остаться у него в гостях, отдохнуть с дороги.

Лесовичок принёс рюкзачок с картинками «Когда это бывает?», помогите ему их разложить по временам года.

Игра: Закончите фразы. 

Листопад — осень

Снегопад – зима

Цветет подснежник – весна

Гроза – весна

Мороз – зима

Ледоход – весна

Появление почек – весна

Прилет птиц – весна

Спячка животных – зима

  1. Итог урока. Вот и подошло наше путешествие к концу! Лесовичок предлагает вам сложную загадку, попробуем её отгадать
    Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз — и полетели первые три птицы. Повеяли холод и мороз.
    Махнул старик-годовик второй раз – и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показалась трава и цветы.
    Махнул старик-годовик третий раз – и полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно…
    Махнул старик-годовик четвертый раз – и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.
    Д/З загадку про время года вашего рождения, рисунок отгадку в тетрадь.
    Дополнительная работа. По описанию определить время года.

Тема: Учить правильно мыть руки.

Цель: продолжить учить детей правильно мыть руки.

Задачи:

  • углубление знаний учащихся о правилах личной гигиены;
  • формирование понимания важности заботы о собственном здоровье;
  • развитие познавательного интереса, воображения, творческой деятельности учащихся;
  • воспитание аккуратности, опрятности.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Основной этап.

Ребята, когда я шла к вам сегодня то встретила девочку, которую мы недавно видели у нас в гостях. Как вы думаете, как зовут эту девочку? Вообще то это кукла-Маша. Но действительно она очень грязная.

Ах, ты, девочка чумазая, Где ты руки так измазала?

(берёт ладошки девочки)

Чёрные ладошки;

На локтях – дорожки.

- Как вы думаете, что Маша забыла сделать?

2. Сообщение темы урока: (учитель сообщает тему урока) Слайд 1

Сегодня на уроке мы будем говорить, как правильно надо мыть руки?

3. Беседа:

Ребята, угадайте, что у меня в коробке? (загадывает загадку).(Ответы детей.)

Ускользает как живое,

Но не выпущу его я.

Белой пеной пенится,

Руки мыть не ленится.

Дети. Мыло (показывают).

- А для чего нам нужно мыло?

Дети. Мыть руки, чтобы быть чистым, здоровым, не болеть, cмывать грязь, уничтожать микробы). Слайд 2

-Правильно, дети, руки нужно мыть с мылом. Вода и мыло быстро прогоняет грязь. Кожа снова становиться чистой и сможет дышать. Руки нужно содержать в чистоте для того, чтобы микробы не проникли в организм.

-Когда надо обязательно мыть руки? (Перед едой).

Слайд 3

- Руки нужно мыть несколько раз в день: после туалета, придя с прогулки, перед едой, после того, как погладишь животных. А еще нельзя грызть ногти – очень плохая привычка. Запомнить эти несложные правила.

III. Физминутка.

Льется чистая водица

Льется чистая водица

Мы умеем сами мыться.

Порошок зубной берм,

Крепко щеткой зубы трем.

Моем шею, руки, уши

После вытремся по суше.

Поверни головку вправо,

Поверни головку влево.

Отпусти головку вниз

И тихонько за столы садись.

 Давайте, дети, напомним Маше, как правильно мыть руки. (Дети вспоминают последовательность мытья рук, рассказывают и показывают Маше, имитируя этот процесс.

У меня есть знакомые, но очень важные для нас картинки. (Педагог демонстрирует фотографии последовательности мытья рук).

Что это такое? (Правила, алгоритм). Кто сможет рассказать по картинкам, как же правильно мыть руки?ю

Слайд 4

  • расстегнуть пуговицы на манжетах рубашки или блузки.
  • завернуть рукава.
  • сложить ладони лодочкой и подставить их под струю воды.
  • намочить руки со всех сторон.
  • взять мыло.
  • хорошо намылить ладони.
  • положить мыло на место.
  • намылить руки со всех сторон (“перчатки”).
  • сделать руки лодочкой, подставить под струю воды.
  • смыть мыло со всех сторон.
  • отжать” воду (руки в замочек).
  • взять полотенце, вытереть руки со всех сторон.
  • повесить полотенце на месте.

Практическое задание.

Слайд 5

Ребята, давайте пройдем в умывальную комнату. Я покажу вам, как правильно мыть руки.

-Где у нас вода?

Дети: В кране.

- Садись Маша, мы тебя поучим мыть руки. Ой, что же это у нас стоит на столе?

Дети: Мыльницы.

- Какие они разноцветные, давайте посмотрим, какого они цвета! А в них лежит мыло. Это домики для мыла. Давай те возьмем его. Пощупайте, какое оно гладкое, а как вкусно пахнет! (нюхают) Что мы мылом будем делать?

Дети: Намыливать.

- Сначала нужно открыть кран с холодной водой. Немножко добавить горячей. Теперь возьмите мыло и намыльте под водой руки. Положите мыло на место и начинайте долго натирать себе руки, особенно между пальчиками, пока не появятся мыльные пузыри.

Теперь смойте с рук мыло водой, закройте кран, будем вытирать. Где полотенце? А вот оно, я его снимаю с крючка, разворачиваю и насухо вытираю ладошки, сначала одну, потом другую. Посмотрите, какими они стали чистыми, розовыми.

Теперь покажите Маше, как вы умеете мыть руки. (Дети умываются, учитель помогает им и напоминает весь процесс умывания; дети показывают ладошки Маше). Какие вы молодцы! А теперь, давайте, поможем Маше помыть руки (дети помогают Маше мыть руки: намыливаем, смываем, вытираем)

Молодцы, справились с заданием!

Алгоритм мытья рук:

  • включить воду;
  • намочить руки;
  • взять мыло и намылить до появления пены;
  • тереть руки как будто одна ладошка обнимает другую;
  • смыть пену;
  • вытрем руки.

Игра «Мыльные пузыри»

- Мыло и вода не только делают наши руки чистыми. Что получиться, если в чистую воду добавить много мыла? ( Предложения детей. Мыльная пена.) А что можно сделать из мыльной пены? (Мыльные пузыри). Правильно, а сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Мыльные пузыри». В ходе игры происходит соревнование на самый большой, самый «веселый», самый «летучий» пузырь.

IV. Подведение итога:

Слайд 6

- Как вы думаете, почему некоторых детей называют замарашками? (Они грязные, не умываются, не моют, руки, не умывают лицо).

-А что вы делаете чтобы не быть замарашками? (Моемся, умываемся).

-Где вы моетесь? (В ванне, под душем, в бане).

- А что вы чаще всего моете? (Руки).

-Когда надо обязательно мыть руки? (Перед едой, после прогулки, после туалета, после работы, после сна, после того, как погладишь животных).

-Чем вы моете руки? (Мылом). 

-А для чего руки надо содержать в чистоте? (Чтобы микробы не проникли в организм).

Теперь мы знаем, что обязательно нужно мыть с мылом руки.

Надо, надо умываться по утрам и вечерам.

А нечистым трубочистам стыд и срам!

Дети! Мойте чаще ваши руки и лицо.

Всё равно какой водою: кипячёной, ключевой,

Из реки, иль из колодца, или просто дождевой!

Нужно мыться непременно утром, вечером и днём –

перед каждою едою, после сна и перед сном!

Тритесь губкой и мочалкой!

Потерпите – не беда!

И чернила, и варенье смоют мыло и вода.

Посильнее кран открыла

И взяла кусочек мыла,

Пышно пена поднялась –

Смыла с рук и пыль и грязь.

Полотенчиком махровым,

Чистым, новым

Вытру плечи, шею –

Чувствую себя бодрее!

                                                            МОЛОДЦЫ      

 

Список используемой литературы:

1. Оловаренко Л. В., Перминова Л. Я. Образовательная область «Здоровье» // Методические рекомендации поорганизации оздоровительной работы в ДОУ в условиях реализации ФГТ к структуре ООП ДО – Курск: 2012. – 76 с.

2. Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателей дет. сада – М.: просвещение, 1986. – 96 с.

Познавательно-речевое направление.

Образовательная область «Познание».

Цель:

Закрепить умение детей различать ель и сосну по внешнему виду.

Задачи:

Уточнить знания о том, что сосна и ель – хвойные, вечнозеленые деревья.

Развивать умение сравнивать, находить признаки различия и сходства ели и сосны (у ели ветки растут по всему стволу, опущены вниз; у сосны – расположены наверху ствола, растут вверх; у сосны хвоя длиннее, у ели короче; у сосны хвоя растет по 2 вместе, у ели – по одной, шишки ели – продолговатые, у сосны – короткие, округлые, внутри – семена).

Вызывать интерес к исследовательской деятельности.

Воспитывать бережное, заботливое отношение к окружающей природе.

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, художественная литература, социализация.

Оборудование: веточки сосны и ели, их шишки, картинки с изображением сосны и ели; конверт с письмом от ели.

Ход деятельности.

Учитель:  К нам сегодня пришло загадочное, таинственное письмо

«Здравствуйте ребята! Пишет вам зеленая, пушистая красавица! К нам в лес приходили дети. Они долго любовались, смотрели на меня и одни говорили, что я сосна. Другие называли меня елью. Теперь я не знаю, кто я? Я совсем запуталась, помогите мне и скажите кто я? Зеленая красавица! »

Учитель:  Ребята поможем разобраться зеленой  красавице? А чтобы помочь колючей красавице нам нужно сравнить, определить, рассмотреть, понаблюдать. И определить, где сосна, а где ель. Готовы?

Слайд 1

 Для этого рассмотрим картинки с изображением деревьев сосны и ели.

Учитель: Что изображено на картинке? (елочка)

Учитель:  Почему вы решили, что это ель? 

Дети: (Потому что у нее не  листочки, а иголки), (я считаю, что это ель, потому что у нее ветки смотрят вниз),  (я думаю, что это ель, потому что у нее верху ветки короткие, а внизу длинные),  (потому что на ней растут шишки)

Учитель:  Подберем красивые слова. Какая ель?  (зеленая, хвойная, пушистая, стройная, высокая)

Учитель:  Что это за дерево? (сосна)

Учитель:  Почему вы решили, что это сосна?     

 Дети: (Это сосна, потому что у нее не листочки, а иголки),  (я считаю, что это сосна, потому что у нее ветки смотрят вверх),  (я думаю, что это сосна, потому что у нее все ветки расположены вверху, а внизу веток нет),  (потому что на ней растут шишки)

Учитель:  Опишите ее, какая она? (высокая, одинокая, могучая, смолистая)

Учитель: Правильно это дерево- сосна. У сосны всегда ветки растут в верхней части ствола. Сосна любит солнышко, тянется к нему. Сосна любит селиться на лесных буграх. Это дерево издавна считают символом добра. Ее древесина прочная, душистая, красивая; со временем приобретает теплый оттенок. В зимнем лесу не налюбуешься стройным, медноствольным деревом.

Учитель:  А вот ель любит тенистые, прохладные места. Поэтому чем нижне, тем ветки ели все длиннее и гуще, им хорошо в тени. Величественны в зимнем лесу ели. Возвышаются зелеными пирамидами, на макушке видны гирлянды шишек. Хвоя темно—зеленая и густая—густая. Этими живыми памятниками дорожат люди.

Игра-физминутка «Ветер дует нам в лицо»

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо все выше, выше.
Вместе с детьми имитировать дуновение ветра, качая туловище и помогая руками. На словах «тише, тише» - присесть. На словах «выше, выше» - встать и вытянуть руки вверх.

 Слайд 2

Учитель: Давайте с вами  рассмотрим эти веточки.

Учитель:  У вас на столах ветки сосны и ели. Покажите мне сосновую ветку (дети поднимают ветку сосны). А теперь покажите еловую (дети показывают). Рассмотрите обе ветки внимательнее и скажите, как вы узнали их.

Ребенок: Сосну я узнала по длинным иголкам.

Ребенок: И веточка у сосны толще, чем у ели.

Ребенок: У сосны иголки растут пучками, а у елки вокруг веточки.

Ребенок: Иголки у сосны растут по 2 из одного места, а у елки – по одной.

Ребенок: А на нашей ветке сосны иголки растут по 2 из каждого гнездышка.

Ребенок: У сосны иголки длиннее, а у ели – короче.

Ребенок: Ветка елочки колючая.

Ребенок: Почки на конце сосновой ветки растут, у елки тоже есть.

Ребенок: У сосны почки большие, их сразу видно, а у елки почки маленькие.

Учитель:   Вы правильно отметили отличительные признаки. А похожи ли эти ветки между собой?

Дети: Похожи.

Учитель:  В чем их сходство?

Ребенок: У сосны и ели одинакового цвета иголки (зеленые, но у сосны светлее, а у елки темнее.

Слайд 3

Учитель: (показывает ветки сосны и ели с шишками. У детей на столах лежат сосновые и еловые шишки). Сравните шишки сосны и ели.

Ребенок: Еловая большая, сосновая – маленькая.

Ребенок: Сосновая шишка колючая, еловая – нет.

Ребенок: Шишка еловая овальной формы, сосновая – круглой.

Учитель:    Ребята у шишек под каждой чешуйкой спрятаны семена. Посмотрите, дети, есть ли в ваших шишках семена.

Ребенок: Нет, семена высыпались, потому что шишки старые.

Учитель:   А в некоторых шишках, семена есть. Посмотрите, какие они маленькие. И из таких маленьких семечек вырастут большие деревья.

Учитель:    Дети, вы хорошо рассмотрели и правильно рассказали о ветках ели и сосны. Сказали, чем ветки похожи и в чем их различие. Сосна и ель не похожи на другие деревья, такие как береза, липа и др. Как вы думаете, чем сосна и ель отличаются от них?

Ребенок: У сосны и ели нет листьев.

Ребенок: Иголки – это их листики.

Учитель: Правильно, иголки – это листья. Кто знает, как правильно называются иголки сосны и ели?

Ребенок: Хвоя.

Учитель: Верно, листья сосны и ели называют хвоей. Поэтому эти деревья называют хвойными.

Вы молодцы назвали много отличий ели и сосны. А похожи ли они? Что у них общего?

Дети. Зеленые иголки; острая хвоя, шишки есть у той и у другой, зимой и летом обе зеленые.

Итог.   

Учитель: Как вы думаете, мы помогли колючей красавице узнать кто она – елочка или сосна? (да)

 Учитель: А как мы передадим свои наблюдения елочке?   

Дети: Напишем ей письмо.

Учитель: Мне очень понравилось с вами заниматься. Вы много знаете о ели и сосне. И можете их отличить друг от друга. О ваших знаниях я напишу письмо зеленой красавице. Она будет очень рада и благодарна вам за помощь. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ в условиях летнего оздоровительного лагеря"

Так как большую часть летних каникул мы, учителя и воспитанники школы - интерната проводим в детском оздоровительном лагере, поэтому хотим видеть...

"Развитие творческих способностей у детей на занятиях изобразительным искусством как средство развития общих способностей при формировании гармонически развитой личности"

Главным в обучении является не компьютер, а ориентация на развитие познавательных процессов, самостоятельность в выполнении творческих работ. В этом процессе главное, что каждый ребенок может вы...

Театральные игры как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Психологами доказано, что дошкольники очень впечатлительны, быстро поддаются эмоциональному воздействию, активно включаются в действие, отвечают на вопросы персонажей, охотно выполняют их поруче...

"Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с бумагопластикой" ством ознакомления

Обобщение опыта работы с детьми дошкольного возраста в изостудии с применением бумагопластики....

Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста на занятии в мастерской "Сувенир"

В данной презентации представлена работа детского объединения "Сувенир"....

Развитие творческих способностей у детей с ЗПР

В презентации показаны условия формирования творческих способностей у детей с ЗПР...

доклад на тему "Развитие творческих способностей у детей с интеллектуальной недостаточностью"

Умственно- отсталые дети более беззащитны в окружающем мире, чем их нормально развивающиеся сверстники; они плохо способны самостоятельно анализировать свои поступки, находить выход из конфликтн...