Статья "Причины нарушений поведения у детей и подростков с умственной отсталостью"
статья

Савчук Людмила Васильевна

В статье описаны разные типы нарушений поведения детей с умственной отсталостью, в том числе с расстройствами аутистического спектра, а также причины формирования разных типов нарушений, роль соотношения биологических и социальных фокторов в траектории развития  ребенка с ОВЗ .

Скачать:

Реклама
Подтяните оценки и знания с репетитором Учи.ру

За лето ребенок растерял знания и нахватал плохих оценок? Не беда! Опытные педагоги помогут вспомнить забытое и лучше понять школьную программу. Переходите на сайт и записывайтесь на бесплатный вводный урок с репетитором.

Вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

Записаться >


Предварительный просмотр:

Причины нарушений поведения у детей и подростков с умственной отсталостью.

Автор: Л.В. Савчук

Клинико-психологическая характеристика детей с умственной отсталостью.

Умственная отсталость в отечественной детской психиатрии и клинической психологии рассматривается как группа состояний общего психического недоразвития, различных по этиологии (причинам возникновения) и клиническим проявлениям.

       Различают врожденную умственную отсталость обозначаемую, как олигофрения и приобретенную, т. е. возникшую в силу тех или иных повреждений головного мозга позднее 3-х лет и имеющую несколько иную структуру психического дефекта, которую принято называть «деменцией».

      «Стержнем» общего психического недоразвития у детей, подростков и взрослых является слабость абстрактного мышления в виде его ситуативности, недостаточной способности к обобщению и пониманию причинно-следственных отношений (Выготский Л.С., 1960 г.).

       Наряду с недоразвитием различных сторон мышления, у лиц даже с легкой умственной отсталостью обнаруживают дефицит других психических функций, слабость познавательной активности и волевой регуляции поведения. Особенности эмоциональной сферы детей с умственной отсталостью проявляются в нарушении структуры волевых действий, в  ограниченности высших эмоций — эстетических, нравственных, интеллектуальных, сочетающихся с отсутствием устойчивой мотивации поведения, с её большой зависимостью от внешних, случайных влияний среды и неспособностью самостоятельно подавлять возникающие низшие потребности и влечения.

     Признаки недоразвития проявляются и в психомоторике: недостаточной координированности движений и их угловатости, особенно в недоразвитии мимики и тонких движений кистей рук.

Особенности психопатологического статуса детей и подростков с умственной отсталостью.

При умственной отсталости может встречаться весь диапазон психических расстройств. По структуре клинической картины выделяют неосложненные и осложненные формы олигофрении.

Осложненные формы олигофрении обусловлены сочетанием недоразвития мозга с его повреждением. При осложненных, или «атипичных» формах олигофрении отмечается неравномерность нарушений познавательных функций, а также выраженные эмоционально-волевые нарушения, что сближает их с состояниями  приобретенного слабоумия, т. е. деменциями. Так, например, Мнухин С.С. выделил «астеническую» и «атоническую» формы умственной отсталости.

Астеническая форма характеризуется сочетанием неглубокого интеллектуального недоразвития с выраженными нарушениями школьных навыков (чтения, письма, счета), а также недостаточной последовательностью действий, недоразвитием пространственной ориентировки и тонкой моторики.

Для атонической формы, наряду с разной степенью интеллектуальной недостаточности, свойственны вялость, аспонтанность, бедность и невыразительность эмоций, слабая потребность в общении с окружающими, недостаточность активного внимания с преобладанием пассивного.

      С.С. Мнухиным и Д.Н. Исаевым описан «дисфорический вариант» атипичной умственной отсталости, для которого характерны немотивированные колебания настроения, раздражительность, озлобленность, склонность к аффективным разрядам гнева с агрессивными и разрушительными действиями, выраженная двигательная расторможенность.

      Многофакторность и сложность патогенеза умственной отсталости обусловливают и многообразие форм нарушений поведения.

«Расстройство поведения» — это понятие часто подменяют словосочетаниями «трудный ребенок», «ненормальное поведение», «ребенок с нарушениями в аффективной сфере», «девиантное поведение», «отклоняющееся поведение» и др.

      Шипицына Л.М. и Иванов Е.С., исследуя детей с умственной отсталостью, пришли к понятию «нарушение социального поведения», которое  применяют к  обозначению  патологических и непатологических форм   поведения различных групп детей. Под термином «нарушение социального поведения» авторы подразумевают такое поведение, которое вступает в противоречие с нормами морали и нравственности, принятыми в  обществе, и которое сопровождается социальной дизадаптацией.

     Нарушения социального поведения у  детей и подростков с умственной отсталостью может иметь разную степень выраженности:

от минимальных до значительных нарушений,

нарушения, требующие лечебных мер.

     В последнее время  увеличилось количество детей с РАС. Поведенческие проблемы данной категории детей проявляются в диапазоне состояний, которые характеризуются нарушением социального поведения. Аутистические расстройства часто сопровождаются выраженными вспышками гнева и деструктивным поведением как формой личной активности (словесной или практической), направленной на разрушение чего-либо – покоя, настроения, здоровья. Деструктивность отражает низкую степень социализации личности, избегание социума, плохую адаптацию к внутренним и внешним условиям.

   У многих детей с расстройством аутистического спектра серьезные поведенческие нарушения. Такие нарушения в поведении как, склонность к разрушительным действиям, аутоагрессию, неустойчивость эмоций (состояние радости без причин сменяется печалью, смех – слезами), крики можно погасить. Дети с РАС используют проблемное поведение для того, чтобы получить желаемый результат или активность, иногда это реакция на боль. Крики, истерики, аутоагрессия приводят их к последствиям, которые успокаивают, дают комфорт.  Родителям и педагогам  необходимо научиться терпеливо гасить проблемное поведение ребенка. В каждом отдельном случае методы воздействия будут разные.

    В момент проявления такого поведения,  можно свести взаимодействие с ребенком до минимума, но продолжаю требовать максимального выполнения задания. Объяснить, почему  не надо этого делать, обращать внимание на то, что: «Другим людям неприятно, когда ты кричишь», «Если хочешь чтоб тебя понимали, выражайся словами». Постепенно появится результат, проблемное поведение будет поганено.

      В формировании разных типов нарушений поведения и их динамике определяющую роль играет степень соотношения биологических и социальных факторов в «траектории» развития аномального ребенка.

Причинами состояния декомпенсации, при которых резко ухудшается поведение, могут быть: незначительные инфекционные заболевания, различные интоксикации, психические и черепно-мозговые травмы, дисгармонически протекающий процесс полового развития. Расстройство поведения в этих случаях можно расценивать как психопатоподобное состояние, поскольку его возникновение  связано с  нарушениями мозга, в частности, с повышением внутричерепного давления.  При затяжном течении этих расстройств может сформироваться патологическое развитие личности на фоне олигофрении.

    Также расстройства поведения  детей с умственной отсталостью могут быть обусловлены нарушением системы отношений в сфере ближайшего окружения, если взрослые в своих требованиях не учитывают особенности психики ребенка.

     Поведение детей с умственной отсталостью часто зависит от влияния случайных факторов среды.  У них слабо развита система высших потребностей, определяющих в норме мотивы поведения и интересов таких, как: интеллектуальные, морально-нравственные, эстетические. Недоразвитие духовных качеств в сочетании с недоразвитием воли сопровождается усилением низших потребностей и инстинктов, особенно в условиях неправильного воспитания, безнадзорности и влияния асоциальных групп сверстников. Расстройства поведения у детей и подростков с УО нередко носят устойчивый характер. Даже устраненное однажды нарушение поведения в силу инертности психических процессов имеет склонность к повторению, проявляясь в своеобразной стереотипии поведенческих реакций.

  У детей с легкой умственной отсталостью  наиболее часто встречаются три типа синдромов нарушений поведения: синдром психической неустойчивости, синдром повышенной аффективной возбудимости, синдром нарушенных влечений. В основе этих нарушений поведения лежит недостаточность нравственных побуждений и установок, эмоциональных привязанностей, недостаточная критичность к своим поступкам и негативному поведению других лиц (недостаточность чувства самосохранения, расторможение и извращение сексуального влечения, повышенный аппетит, склонность к бродяжничеству и т.д.).

   1 тип: синдром психической неустойчивости, который характеризуется:

  • крайней неустойчивостью, изменчивостью поведения в зависимости от внешних обстоятельств;
  • повышенной внушаемостью, подражаемостью;
  • преобладанием повышенного (эйфорического) фона настроения;
  • собственной переоценкой;
  • склонностью к хвастовству, лживости, демонстративности;
  • стремлению к примитивным удовольствиям, жажде новых впечатлений, с чем связаны уходы из дома или интерната, бродяжничество, воровство, формирование аддиктивного поведения, раннее начало сексуальной жизни.          

2 тип: синдром повышенной аффективной возбудимости, который проявляется у детей и подростков, в основном, эмоциональной раздражительностью, агрессией, жестокостью, склонностью к бурным аффективным разрядам. С началом полового созревания степень аффективной возбудимости нередко возрастает. Подросткам свойственны подражательные действия, курение, склонность к токсикомании, ранней алкоголизации. К сожалению, такое увлечение часто приводит к смерти.

3 тип: синдром нарушенных влечений проявляется в стремлении причинить боль другому, элементах  садизма, воровстве, обжорстве и проч.  Формой протестного поведения детей, особенно подросткового возраста, являются побеги из дома и интерната. Побег из дома – это  попытка бегства от проблемы.   Классифицировать побеги детей можно следующим образом: импульсивные, стереотипные, по типу реакции протеста на школьные трудности, на конфликтные отношения, по подражанию, из страха наказания, для достижения удовольствия и другие.  Дети с умственной отсталостью чаще оказываются в среде, где они подвергаются «отрицательной социализации» (влиянию асоциальных сверстников и взрослых, неблагоприятных семейно-средовых факторов), что приводит их, в связи с правонарушениями, к постановке на учет в полицию.

        Своевременная социальная диагностика и адекватная профилактика помогает на ранних этапах выявить детей, склонных к данному виду нарушения поведения и предупредить их последствия.

   Установлено, что расстройства социального поведения и аномалии развития личности психогенной природы особенно легко возникают у детей с умственной отсталостью, посещающих (массовую) общеобразовательную школу, где к ним, как правило, предъявляются завышенные требования.

     Напротив, проведенные исследования, охватившие свыше 5 тыс. бывших выпускников коррекционных школ, показали, что подавляющая часть их успешно устроилась в жизни, приобретя при этом достаточно квалифицированные профессии. Эти выпускники не только работают, они создали семьи, у многих есть дети.

      Важно понимать, что без управления своим поведением независимость невозможна. Мы все используем управление своим поведением постоянно. Просто мы научились этому сами, а детей с умственной отсталостью нужно учить этому целенаправленно. Чем младше ребёнок с умственной отсталостью, тем легче выявить специфические особенности психического недоразвития и подобрать эффективные способы коррекции нарушений поведения. Чем позднее приходит помощь таким детям, тем больше наслаиваются педагогическая запущенность и поведенческие расстройства, тем труднее специалистам образовательного учреждения решать задачи профилактики «девиантности» у  детей и подростков.

Философия АВА (метод прикладного анализа поведения) гласит:

  • Любое поведение имеет свою причину (поскольку подкрепляется в окружении человека).
  • Поскольку причины поведения чаще находятся в окружении человека, а не в нем самом, любое поведение можно изменить.
  • Даже люди с серьезными нарушениями могут преодолевать поведенческие трудности.

           Уважаемые коллеги, мы должны помнить что, наше поведение с  

        детьми  во многом определяет  то,   как они себя ведут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нарушения поведения у подростков с умственной отсталостью

Нарушения поведения у подростков с умственной отсталостью...

Адаптированная рабочая программа по математике для детей с легкой степенью умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 7 класс

Настоящая программа обучения составлена с учетом особенностей учащихся интеллектуального и физического развития и направлена на решения следующих целей: Цели обучения математики:развитие образног...

Особенности в нарушении поведения у детей и подростков с умственной отсталостью.

Расстройство поведения – поведение, обращающее на себя внимание нарушением норм, несоответствием получаемым советам и рекомендациям и отличающееся от поведения тех, кто укладывается в нормативны...

Внедрение новых образовательных и воспитательных технологий в коррекционной школе в условиях введения ФГОС для детей с ОВЗ и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями

В современном, быстро изменяющемся мире перед образовательной организацией стоит задача поиска и выбора наиболее эффективных условий организации обучения и воспитания   детей с ограниченными...

Рабочая программа по математике 1 класс (1 вариант) УП для детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).

Рабочая прграмма по математике предназначена для учащихся 1 класса (1 вариант) для детей с лёгкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)...