Занятие по теме "Мир чувств и эмоций"
план-конспект

Москаль Ирина Владимировна

Данное занятие является часть тренинга  по снятию синдрома эмоционального выгорания и предназначено для работы психолога с педагогами и родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_mir_chuvstv_i_emotsiy.docx232.89 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Занятие. Мир чувств и эмоций.

 Китайская поговорка.

Человек усваивает:

10% того, что слышит

50% того, что видит

70% того, что сам переживает

90% того, что сам делает.

  1.  Разминка «Поиск сокровищ».

УЧАСТНИКАМ ПРЕДЛАГАЕТСЯ определить:

  • Сиюминутную эмоцию и соотнести ее с понятиями «нравственные эмоции», «интеллектуальные эмоции», «эстетические эмоции».
  • Чувство, как проявлении эмоции в отношении сегодняшнего рабочего дня и описать его как «найденное сокровище» со знаком «+» и «-».

  1. Вводная часть.
  • Нравственные эмоции - это эмоции одобрения, осуждения, удовлетворения, радости, сомнения, гнева, стыда, сочувствия. Чувства - более устойчивые субъективные состояния - любовь, ненависть. Нравственная эмоция направлена к субъекту. Она «неприложима к неодушевленным предметам, к жизни животных». Нравственные эмоции возникают по поводу нравов и действий людей и обращены к людям. Предметом нравственной эмоции является процесс «обработки людей людьми». В конечном счете нравственная эмоция утверждается в поведении личности, в моральной сфере общественного сознания
  • Возникновение эмоциональной реакции на мысль - это эмоция высшего порядка. Интеллектуальная эмоция, возникая как продукт умственной деятельности, направлена на выявление существенных свойств объекта. В конечном итоге интеллектуальная эмоция утверждается в теоретических, научных знаниях и текстах. К интеллектуальным эмоциям – относят те, которые как констатируют, так и предвосхищают успех или неуспех мыслительной деятельности. Они имеют специфическую модальность. Интеллектуальные эмоции возникают уже на первой фазе мыслительного процесса при формулировании проблемы. Чаще всего – это эмоция удивления. Она начинает функционировать в мыслительном процессе и презентует в сознание еще неосознанные противоречия между старым и новым. Вместе с тем эмоция удивления – это конкретный механизм, опосредующий влияние познавательного мотива. Это позволяет осознать противопоставление, выбрать средства для его преодоления.

«На следующей фазе мыслительного процесса – фазе разрешения проблемы – возникают эмоциональные догадки, которые представляют собой эмоциональные оценки новых, еще неосознанных смысловых образований по их адекватности познавательному мотиву. Именно эмоция догадки сигнализирует о появлении нового смыслового образования и вызывает уверенность или сомнение в том, что мыслительная деятельность протекает правильно. Такие догадки, как следствие прошлого опыта человека, его знаний, позволяют проверить степень вероятности разрешения проблемы.

Следовательно, эмоции предвосхищают дальнейший ход мышления и осуществляют прогноз: возможно или нет решение проблемы. Когда возникает уверенность, человек начинает действовать более определенно и еще больше включается в мыслительный процесс. Сомнение и отрицательные эмоции сигнализируют о бесперспективности дальнейшего хода мыслительного процесса.

Значительное количество эмоций возникает на завершающей фазе мыслительного процесса, когда проверяется правильность решения. Именно с результатами мышления связано наибольшее число как положительных, так и отрицательных эмоций: радости, восторга, восхищения, чувства удовлетворения, облегчения или – неудовлетворения, разочарования, скепсиса, тревожности.

  •  Эстетическая эмоция и являющаяся ее антиподом религиозная эмоция направлены на отражение акта отношения между объектом и субъектом. В чем их общие и отличительные признаки? Как эстетическая, так и религиозная эмоции связаны с созерцанием действительности, и у той, и у другой эмоции предмет отражения – объективная реальность в гармоническом единстве ее субъектно-объектных сторон.

  1. Упражнение «Наши ожидания».

Каждый из нас чего-то ожидает от нового дела. Что Вы ждете от этого тренинга? (Каждый участник записывает свои ожидания в правой колонке на листке).  Корректировка запроса.

С помощью мозгового штурма ведущий занятия делает выход на понятие «эмоциональное выгорание». Выстраивание каждым участником своих целей в тренинге, своих ресурсов и ограничений. Заполнение первой таблицы «Дневника тренинга».

  1. Обсуждение. 

Основные принципы групповой работы.

  1. Принцип активности заключается в вовлечении участников тренинга в проигрывание той или иной ситуации, выполнение упражнений, наблюдение за поведением других по специальной схеме. Принцип активности опирается на известную из области экспериментальной психологии идею: человек усваивает 10 % того, что слышит, 50% того, что видит, 70% того, что проговаривает, и 90% – того, что делает сам.
  2. Принцип исследовательской творческой позиции заключается в том, что в ходе тренинга участники группы осознают, обнаруживают, открывают идеи, закономерности, уже известные в психологии, а также, что особенно важно, свои личные ресурсы, возможности, особенности.
  3. Принцип осознания поведения заключается в переводе импульсивных поступков участников в поле осознаваемого с помощью механизма обратной связи, получаемой каждым участником от других членов группы.
  4. Принцип партнерского общения предполагает учет каждым участником интересов других в процессе межличностного взаимодействия, а также их чувств, эмоций, переживаний, признание ценности личности другого человека.

 Выделение главных профессиональных и личностных ресурсов человек., Корректировка личной схемы (нижняя часть таблицы целей).

Основная часть. 

4. Упражнение «Календарь настроения».

Проведение. Участникам раздаются листочки, где они пишут свои имена и определяют ту эмоцию и чувство, которое у них возникло в ходе выполнения данной части занятия. Затем с помощью ТАБЛИЦЫ ЧУВСТВ прописывают степень выраженности этого чувства.

Ведущий дает краткую информацию о 6 базовых эмоциях: счастье, печаль, злость, страх, отвращение, презрение.

  1. Упражнение «Метафора проблемы».

Ведущий предлагается описать свою профессиональную проблему как картинку, опираясь только на 3 образа. Например, стул, ежик, болото. Затем участники по кругу и называют свои метафоры проблем. Каждый участник, должен увидеть в образах своих товарищей их проблемы, понять смысл предлагаемой метафоры и выбрать те образы, метафора которой покажется ему наиболее близкой к собственному образу проблемы.

На следующем этапе участники объясняют выбранных образы для метафоры и дают анализ метафоры.

Последним заданием является создание метафоры победы над своей проблемой, в которой может быть скрыт способ разрешения педагогической проблемы. После выполнения этого упражнения участники обсуждают ход упражнения.

  1. Игра «На что похоже мое настроение».

Ведущий просит каждого участника представить свое настроение. Настроение необходимо описать: какого оно цвета и на что оно похоже и т.д.  Задача соседа — угадать, какое настроение изображено на рисунке.

  1. Завершение занятия. Рефлексия.

Вопросы:

  • Какие проблемы других участников для Вас оказались близкими?
  • Какие новые способы разрешения проблемы Вы сегодня узнали?
  • Какие особенности изображения настроения Вас удивили?

  1. Задание. Заполнить 1 ступень к Гармонии – «Я - успешный и профессиональный».
  2. Задание. Заполнить 2 ступень к Гармонии – «Грани моих эмоций».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Чувства и эмоции в разговоре с подростком»

Бесспорно, чувства и переживания подростка заслуживают внимания со стороны родителей. Именно принятие, сопереживание и внимание со стороны родителей и есть основа доверительных отношений в семье, зало...

картинный материал (чувства и эмоции)

картинный материал (чувства и эмоции)...

Занятие в 8-11 кл. «Мир моих чувств и эмоций»

Создание условий для обращения учащихся к особенностям собственного эмоционального мира, для осознания подростками амбивалентности эмоций....

Презентация по английскому языку "Чувства и эмоции"

Эта презентация отлично подойдет как и для начальной школы, так и для средней школы для различных УМК...

план занятия: «Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций»

Цель занятия: дать определение эмоциям и чувствам, познакомить с многообразием эмоциональных проявлений у человека, причинами их возникновения; учить различать чувства и эмоции окружающих; выявить уро...

Тесты для подготовки к ЕГЭ по биологии. Темы: "Память", "Чувства и эмоции".

Данные тесты содержат по 10 вопросов по темам "Память" и "Чувства и эмоции". К каждому вопросу даётся 4-5 вариантов ответов, один из которых правильный. За каждый правильный ответ ученик получает 1 ба...

Значение природных свойств нервной системы в профессии. (Темперамент. Чувства и эмоции. Стресс)

ТЕМА:   Значение природных свойств нервной системы в профессии. (Темперамент. Чувства и эмоции. Стресс)...