Стимминги - "дурацкая привычка?"
консультация

Соловьёва Ольга Васильевна

Представлена информация для родителей и всех заинтересованных о стиммингах (аутостимуляциях) у детей, в том числе с аутичными расстройствами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trilistnik_stimmingi.docx101.35 КБ

Предварительный просмотр:

У каждого из нас есть двигательные стереотипии. Кто-то из нас накурчивает волосы на палец. Может быть, вы начинаете грызть ногти, если нервничаете или скучаете. Или у вас есть привычка стучать пальцами или ручкой по столу, когда вы задумываетесь.

Аутостимуля́ция или самостимуля́ция (используется также слово «стимминг»)–  повторяющиеся действия, осуществляемые с помощью собственного тела или окружающих предметов, нацеленные на получение сенсорных ощущений и отвлечение внимания от стрессогенного воздействия и позволяющие справиться с эмоциональным напряжением.

Мы все знаем людей с раздражающими стереотипиями, например, привычкой хрустеть костяшками пальцев каждые 5 минут, часто повторять одну и ту же фразу и пр.

Разница между нормальным стиммингом и стиммингом при нарушениях в развитии (чаще у детей с расстройствами аутистического спектра) состоит только в степени и частоте. В то время как любой человек может иметь привычку время от времени постукивать пальцами, аутичный человек будет прыгать и кружиться по комнате (что куда больше бросается в глаза), и он также будет делать это гораздо чаще.

Стимминг часто сопровождает аутистические расстройства и является одним из признаков нарушения развития ребёнка. В тоже время стимминг нарушает способность к концентрации и отвлекает внимание, поэтому может быть причиной прогрессирующих отклонений в развитии.

Когда мы только рождаемся, мы не различаем сенсорные сигналы. Например, ребенок, который только учится ходить, обладает мышечной силой, чтобы ходить прямо, но когда он встает, он тут же падает. Это потому, что он еще не разобрался в собственных ощущениях. Он не знает, что определенное давление в пятках означает, что он падает назад, или что давление в носках значит, что он падает вперед. У него еще не развились навыки получения сенсорной обратной связи. Для развития сенсорной обратной связи маленькому ребенку нужно как можно больше сенсорной стимуляции, чтобы тестировать различные ощущения и «откалибровать» все свои чувства.

То же самое относится и к привычке детей всё тянуть в рот. Они таким образом развивают чувство вкуса и прикосновения. Именно поэтому малыши любят побалансировать на каких-нибудь бордюрах или бревнах. Недаром детские площадки оборудуют разными качелями, каруселями и горками. Для детей это возможность развивать тактильную обратную связь, и они биологически предрасположены это делать. Ребенок не рассуждает о том, что ему нужно качаться на качелях, потому что он подсчитал, насколько у него развиты чувства, и определил, что ему нужно еще потренироваться. Он любит играть на качелях, потому что у него есть подсознательное, инстинктивное желание развивать свои сенсорные ощущения.

По мере того как люди взрослеют и начинают лучше ориентироваться в сенсорных ощущениях, они перестают получать такое же удовольствие от балансирования на бревне или раскачивания на качелях. Когда люди вырастают и знакомятся с окружающим миром, у них исчезает инстинктивное желание тестировать свои ощущения. Так что качели и карусели теряют свою былую привлекательность, которую они имели в детстве. Причина, по которой аутичные люди занимаются самостимулирующим поведением – они «застряли» в этой младенческой фазе развития собственных ощущений. Другими словами, их мозг так и не решил, на что же похож окружающий мир.

Это связано с тем, что функционирование и развитие мозга отличается от обычного. Когда ребенок играет на качелях или кружится на одном месте, его мозг получает сенсорную обратную связь. Но в отличие от обычного человека, который учится с помощью этой обратной связи, у аутичного человека эта информация теряется или неправильно интерпретируется. Это означает, что их чувства так и не становятся «откалиброванными», а стремление к получению сенсорных ощущений остается очень похожим на поведение младенца.

Стимминг – это больше, чем просто получение тактильной обратной связи. Все чувства человека нуждаются в калибровке. Ребенок может ходить туда-сюда и издавать странные звуки или говорить сам с собой, просто чтобы услышать свой собственный голос. Это значит, что он пытается откалибровать свое слуховое восприятие. Все обычные маленькие дети делают нечто похожее – сначала они просто гулят, потом повторяют чужие слова и фразы, потом говорят сами с собой. Когда ребенок более старшего возраста продолжает повторять одни и те же слова снова и снова или издает звуки – это просто попытка удовлетворить потребность организма в обратной связи. Таким же образом ваш ребенок может раскачивать или трясти различными предметами у себя перед глазами – это попытка откалибровать зрительное восприятие.

Это объясняет, почему на стимминг обычно начинают обращать внимание, только когда ребенок подрастает. Когда годовалый ребенок наматывает круги или прыгает с одной ноги на другую, родители считают это совершенно нормальным поведением. Однако когда аутичный восьмилетний ребенок постоянно делает то же самое, это кажется немножко странным и получает ярлык «самостимулирующее поведение». В реальности ребенок старшего возраста просто делает то же самое, что и совсем маленький, он инстинктивно тестирует свои чувства. Как и в случае с малышом, аутичный человек не делает этого сознательно, он не выбирает стимминг. Это совершенно инстинктивный процесс, он происходит бессознательно, автоматически.

Очень часто аутичные люди сами не осознают свой стимминг, например, не замечают, что они начали раскачиваться взад и вперед, точно так же этого не замечает и маленький ребенок.

Чаще всего можно встретить следующие виды самостимулирующего поведения у детей  расстройствами аутистического спектра:

  • Визуальный стимминг: ребенок может размахивать пальцами перед глазами, часто моргать глазами или, наоборот, безотрывно смотреть на огонь.
  • Звуковой стимминг: издает неречевые звуки, щелкает пальцами, закрывает уши руками.
  • Тактильный стимминг: трет кожу руками или другими объектами, царапает кожу, чешется.
  • Вестибулярный стимминг: раскачивается корпусом взад-вперед, качается из стороны в сторону.
  • Вкусовой стиммнг: ребенок облизывает предметы или части тела, кладет в рот предметы.
  • Обонятельный стимминг: явно вдыхает привлекающие запахи, обнюхивает привлекающие внимание предметы.

Часто у родителей возникает вопрос: «Как прекратить стереотипии?». Во-первых, у всех людей есть самостимулирующее поведение, так что полностью прекратить его в принципе невозможно. Во-вторых, даже если вы избавитесь от одной стереотипии, ей на смену придет другая — и есть риск, что следующий стимминг будет гораздо более проблемным. И самое важное — ваши попытки прекратить стереотипии могут вызвать у ребенка желание избегать вас и общения с вами, в результате, вы потеряете возможности для социального взаимодействия.

Но в тоже время возникают ситуации, когда необходимо уменьшить стимминги: они мешают обучению, общению и негативно влияют на социальные ситуации. Некоторые типы аутостимуляций причиняют физический вред и могут вызвать воспаления.

Вот несколько идей о том, как можно уменьшить время, посвященное стереотипиям, и одновременно развивать навыки общения:

  • медицинское обследование, чтобы исключить физические причины стереотипий, например, ушные инфекции, хронические боли, мигрени, отслоение сетчатки;
  • улучшение сенсорной и эмоциональной обстановки, чтобы ребенку было комфортнее и потребность в самоутешении уменьшилась;
  • спорт, физические упражнения и другие интенсивные физические нагрузки уменьшают стереотипии;
  • продолжайте общение, даже если возникли стереотипии. Дж. МакДональд предполагает, что люди с аутизмом воспринимают окружающий мир скорее через ощущения и действия, а нейротипики скорее через мысли и язык. МакДональд рекомендует выполнение различных занятий по очереди, при этом не надо пытаться остановить стимминги ребенка, достаточно просто вовлекать его в занятие. Постепенно совместное занятие станет для ребенка более привычным и привлекательным, и это естественным образом уменьшит стереотипию.

Следует заметить, что совсем остановить стимминг бывает очень трудно, так как сам ребенок с аутистическим спектром часто не замечает аутостимуляций в своём поведении. Более того, он может нуждаться в этих стимуляциях.

В заключение приведём несколько простых рекомендаций, которые могут помочь в предупреждении появления самостимуляции. Основным подходом будет являться замена стимминга другими более подходящими вариантами стимуляции:

  • визуальные: простые увлекательные игрушки - светящиеся шары, указки, юла, калейдоскоп, глобус, или, ТВ или видео, компьютерные программы и т.д.;
  • слуховые: музыкальные инструменты, радио, игрушки, музыкальные шкатулки, видео, смартфон и т.д.;
  • тактильные: душ с массажем, мягкие игрушки, предметы, которые касаются тела, массажер, песка, обрезки различных текстурированных материалов и т.д.;C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\amelia-462539777-593f03673df78c537b9c6bbd.jpg
  • вестибулярные или проприоцептивные: лошадка-качалка или кресло, мяч для терапии, гамак, качели, офисное кресло, горка, карусели, батуты;
  • запах: товары, которые пахнут, душистые ручки и карандаши, ароматические масла, благовония, ароматические свечи;
  • вкус и оральная стимуляция: кисло-сладкие контрасты, горячие и холодные контрасты, сильные ароматизированные чипсы или сладости, густые коктейли через соломинку, жевательная резинка или конфеты и т.д.

Другими словами, чтобы уменьшить стимминги, предложите ребенку замену, которая будет более привлекательной.

Надеюсь, что приведённые выше рекомендации помогут вам в понимании характера аутистимуляций, в том числе у детей с расстройствами аутистического спектра.

Государственная организация образования

«Кузбасский региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Здоровье и развитие личности» Отделение ранней помощи «СЕМЬЯ»

 

СТИММИНГИ –

«ДУРАЦКАЯ» ПРИВЫЧКА?

(информация для родителей)

 

подготовила:

учитель-дефектолог, методист Соловьева О.В.

Новокузнецк

2019


По теме: методические разработки, презентации и конспекты