Главные вкладки

    РАЗВИТИЕ ТОНКОЙ МОТОРИКИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
    статья

    Попова Лидия Николаевна

    Тонкая моторика -  это координированные движения пальцев и кистей рук. У детей с органическим поражением головного мозга непосредственно с нарушением познавательной деятельности обнаруживается нарушенность координированности движений, особенно тонких пальцев, а также наличие лишних движений (гиперкинезы), повышается резкость, неумение рационально распределять усилия, сложность в установлении нужной амплитуды и временных параметров. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Попова Лидия Николаевна (lidiya_popova_2013@mail.ru)

    Казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

    (КОУ «Нефтеюганская школа - интернат для обучающихся с ограниченными

     возможностями здоровья»)

    РАЗВИТИЕ ТОНКОЙ МОТОРИКИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ

    НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ.

    Тонкая моторика -  это координированные движения пальцев и кистей рук. У детей с органическим поражением головного мозга непосредственно с нарушением познавательной деятельности обнаруживается нарушенность координированности движений, особенно тонких пальцев, а также наличие лишних движений (гиперкинезы), повышается резкость, неумение рационально распределять усилия, сложность в установлении нужной амплитуды и временных параметров. Нарушение моторики проявляются главным образом в недоразвитии тонко дифференцированных регулирующих движений пальцев рук. Двигательные нарушения обусловлены поражением высшего уровня регуляции движений[1].

    Почему важно развивать мелкую моторику? Мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь, что у нашей категории воспитанников находится на самом низшем уровне. Развитие мелкой моторики важно еще и по причине, что в жизни ребенку понадобятся точные координированные движения, чтобы выполнять различные бытовые и прочие действий. Работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки  детей с тяжелыми нарушениями в развитии должна стать одной из главных в работе педагогов. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его развитие.

    В своей работе с обучающимися с нарушениями интеллектуального развития  мы  используем различные игры и упражнения. Исходя из этого, нами были определены цели и задачи: на  логопедических занятиях уделять внимание  развитию тонкой моторики и координации движений рук у детей с нарушениями интеллектуального развития посредством игр и упражнений. С помощью игрового материала  развивать координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность; развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук; укрепить общую двигательную активность; содействовать нормализации речевой функции; произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность; создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми. Использовались следующие формы работы: совместная деятельность педагога с детьми; индивидуальная работа обучающихся; свободная самостоятельная деятельность самих обучающихся. Мы постарались подобрать максимально эффективные методы для развития мелкой моторики посредством игр и упражнений с использованием различного материала. Как же мы используем  речевой материал на логопедических занятиях и не только для развития мелкой моторики?

    Массаж рук. Он оказывает общеукрепляющее действие на систему мышц в целом, повышает координацию движений. Вместе с тем этот же массаж рук действует успокаивающим образом. Чтобы массаж проходил интереснее, мы используем в качестве ручных тренажеров  - массажные мячи разных размеров и  материалов (резиновые, пластмассовые, можжевеловые и т.д.), прищепки из различных материалов.

    Игры с мячом:

    - «Спрячь мячик в ладошке»;

    - «Покатай мяч в ладошке и угадай материал мяча»;

    - «Подбрось мяч и поймай»

    Играем с песком: рассказываем сказки из песочных героев, прячем и находим мелкие игрушки (секретики), выкладываем речевые дорожки из пуговиц на закрепление звука в слогах, словах, выкладываем из камушков буквы, слова.

    Используем схемы-картинки: выкладываем  изображения контуров предметов, украшаем предметы семенами арбуза, горохом, фасоли. Например: Украсить модницу гусеницу, выложить пятнышки у мухомора, жирафа, найти все капельки дождя и т. п.

    На песочном столе выполняем ряд упражнений:

    - «Оставить следы разными пальцами отдельно, несколькими пальцами одновременно»;

    - «Прижать ладошки к песочному столу»;

    - «Прорисовать пальцем различные линии на песке: зигзагообразные, точки, тире.

    Очень активно на занятиях используем прищепочный массаж: используем прищепки разного размера и цвета, из различных материалов (маленькие, средние, большие, металлические, деревянные, пластмассовые). Во время прищепочного массажа используем массаж педагога воспитаннику, самомассаж воспитанников.

    Очень интересно проходят занятия, когда обучающиеся занимаются поделками из подручного материала: шишки, камешки, веточки, семена. Все эти занятия имеют цели и задачи по развитию речи:

    - обогащение словарного запаса;

    - развитие связной речи;

    - коррекция нарушений по фонематическому восприятию и т.д.

    Все вышеперечисленное способствует развитию общей и тонкой моторики обучающихся с особенностями в развитии, развивает и совершенствует речевые умения и навыки, формирует его как личность, способствует дальнейшей социализации в обществе.

     Литература:

    1. А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина.  Как преодолеть трудности в обучении детей. М.:Издательство «Ось - 2014-272с. //Практическая психология.
    2. М. И. Аксенова. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушениями речи. /Н. Новгород: Сова,  2015-112 с.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и развитию тонкой моторики рук для учащихся 4 класса "В мастерской у пчёлки Майи".

    В конспекте представлены различные логопедические задания, направленные на коррекцию дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и на развитие тонкой моторики рук. В ходе занятия использу...

    Презентация "Подгрупповое логопедическое занятие по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и развитию тонкой моторики рук для учащихся 4 классов "В мастерской у пчёлки Майи"

    Презентация разработана в поддержку логопедического занятия. В ней представлены различные логопедические задания на развитие языкового анализа и синтеза, на развитие тонкой моторики рук,  зритель...

    Развитие памяти и внимания обучающихся с нарушением психического развития на уроках русского языка в школе VIII вида.

    В статье представлены некоторые виды заданий на развитие памяти и внимания обучающихся коррекционной школы на уроках русского языкаи чтения....

    Рабочая программа по трудовому и профессионально-трудовому обучению 6 класс,VIII вид (для обучающихся с нарушениями интеллектуального развития) обучение на дому 68 часов (2 часа в неделю)

    Данная программа разработана для обучения учащихся 6 класса с ограниченными возможностями здоровья на дому, с учебной нагрузкой  -  2 часа в неделю.Цель: формирование у учащейся знаний о сам...

    Задание "Исправь ошибки в тексте". 6 класс, русский язык, для обучающихся с нарушением интеллектуального развития.

    Данное задание развивает орфографическую зоркость, внимательность. Учащимся предлагается исправить ошибки. Данную карточку удобно разрезать по линиям и раздать ученикам....