Характеристика структурных компонентов речи в норме детей пяти лет
консультация

Артемова Мария Владимировна

Характеристика структурных компонентов речи в норме детей пяти лет 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл harakteristika_rechi_v_norme_detey_5_let.docx208.44 КБ

Предварительный просмотр:

ХАРАКТЕРИСТИКА

СТРУКТУРНЫХ КОМПОНЕНТОВ РЕЧИ
В НОРМЕ ДЕТЕЙ ПЯТИ ЛЕТ

ФРАЗОВАЯ РЕЧЬ

Дети пользуются как простыми, так и распространенными предложениями; употребляют в речи как сложносочиненные, так и сложноподчиненные предложения объемом до 10 слов.

f•

ПОНИМАНИЕ РЕЧИ

Дети осознают смысловое содержание обрашенной к ним речи; возрастает устойчивость внимания к речи окружающих; они способны до конца выслушивать ответы, объяснения, указания взрослых, понимают смысл учебных и практических задач; умеют аналитически относиться к речевой деятельности: слышать, замечать и исправлять ошибки и неточности в речи товарищей и своей; уже нет затруднений в понимании изменений слов, связанных с употреблением приставок, суффиксов и флексий, в понимании оттенков значений однокоренных и многозначных слов, особенностей логико-грамматических структур, отражающих причинно- следственные, временные, пространственные и другие связи и отношения.

СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС

Объем активного словаря возрастает до 3000 слов. В речи детей появляются собирательные существительные (посуда, одежда, мебель и т. д.), чаще используются прилагательные для обозначения признаков и  качеств предметов, для отражения временных и пространственных отношений, начинают появляться притяжательные прилагательные (лисий хвост, заячья избушка и т. д.), шире используются наречия и личные местоимения, сложные предлоги (из-под, из-за, около и др.); дети свободно владеют функцией словообразования: образуют существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, однокоренные слова различных категорий (плавать, пловец, пловчиха, плавучий), относительные прилагательные от существительных (дерево — деревянный, снег — снежный) и т. д. В этом возрасте ярко проявляется феномен словотворчества.

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ

К пяти годам дети усваивают основные формы согласования слов: прилагательных с существительными вроде, числе и падеже, существительных с числительными; постигают в основных чертах типы склонений и спряжений; активно овладевают функцией словоизменения: имен существительных по числам, глаголов прошедшего времени по числам и родам, глаголов настоящего времени по числам и липам; адекватно употребляют предлоги в речи.

Однако рост активного словаря, употребление предложений более сложной структуры часто являются одной из причин увеличения грамматических ошибок, таких, как неправильное образование формы родительного падежа множественного числа некоторых существительных, неправильное согласование глаголов с существительными, нарушения в структуре предложений и т д.

ЗВУКОНРОИЗНОШЕНИЕ

У большинства детей к пяти годам заканчивается процесс овладения звуками; речь в целом чистая и отчетливая; возрастает интерес к звуковому оформлению слов, к поиску рифм.

ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ

У детей пятилетнего возраста достаточно хорошо развит фонематический слух; они дифференцируют слова, отличающиеся друг от друга одним звуком (звонким — глухим: коза — коса; твердым — мягким: поток — потек); могут установить наличие заданного звука в слове, выделить первый и последний звуки в слове, подбирать слова на заданный звук; дети могут точно воспроизводить различные интонации, выдерживать паузы, различать повышение и понижение громкости голоса, ускорение и замедление темпа речи.

Необходимо помнить, что более высокие формы анализа и синтеза слов самостоятельно, без специального обучения, не развиваются.

КУЛЬМИНАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС РЕЧЕВОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ

Для выражения своих мыслей дети все чаше пользуются различными синтаксическими конструкциями: предложениями с однородными членами, с сочинением и подчинением, несложными образными описаниями, сравнениями, эпитетами и т. д. «На 5-м году жизни количество сложных предложений, встречающихся в детской речи, уже составляет 11% по отношению к общему числу предложений. Отмечается наличие в их речи почти всех придаточных предложений (кроме определительного)».

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

К пяти годам дети могут пересказать знакомую сказку, выразительно читать стихотворения, пересказывают только что прочитанные дважды короткие тексты, они способны рассказать о виденном или услышанном довольно подробно и последовательно, могут объяснить причину и следствие, составить рассказ по картинке, отличить сказку от рассказа; дети более активно участвуют в беседе или разговоре: спорят, рассуждают, довольно мотивированно отстаивают свое мнение, убеждают товарищей.

Основное назначение условного эталона возрастной нормы детской речи — «...соотнести состояние речи, выявленное на обследовании, с данными условного эталона нормы, что позволит установить фазу (стадию) развития аномальной детской речи и оценить степень сформированности в ней различных компонентов речи»http://old.slvf.ru/files/Sovety-logopeda.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Определение одаренности. Основные структурные компоненты одаренности»

Значительные трудности в определении понятия одаренности связаны с общепринятым, бытовым понятием этого психологического термина, когда одаренность рассматривается как синоним таланта, как степень выр...

Методические рекомендации для самостоятельной работы по теме: «Структурные компоненты ядра. Кариотип. Строение и функции хромосом”.

Этот материал разработан для самостоятельной работы для студентов  при изучении темы "Строение ядра. Кариотип. Хромосомы человека".  Здесь есть задания, схемы и рисунки по которым студенты б...

Фитнес-данс как структурный компонент увеличения двигательной активности детей старшего дошкольного возраста

В настоящее время всё чаще говорится о снижении двигательной активности в дошкольных учреждениях. Понятие «двигательная активность» включает в себя сумму движений, выполняемых человеком в процессе его...

тест по биологии для химико- биологическогопрофиля по теме "Структурные компоненты клетки" для 10 класса

На выполнение тестового задания отводится 45 минут. Тест состоит из 3 частей: а-1- базовый уровень, а-2 и а-3 повышенный уровень. Часть а- 1включает 23 задания и состоит из 3 видов заданий: найти в...

тест по биологии для химико- биологическогопрофиля по теме "Структурные компоненты клетки" для 10 класса

На выполнение тестового задания отводится 45 минут. Тест состоит из 3 частей: а-1- базовый уровень, а-2 и а-3 повышенный уровень. Часть а- 1включает 23 задания и состоит из 3 видов заданий: найти в...

Доклад "Морфологический аспект как один из структурных компонентов комплексного анализа текста на уроках русского языка в 9 классе при подготовке к ОГЭ"

ull;Комплексный анализ текста – это вид работы, при котором осуществляется функциональный и системный подход к изучению языка, а также ярко выявляются межпредметные связи.   Работа с...

Реферат по дисциплине: «Учебно-методическое обеспечение курса «Обществознания» в школе»» По теме: «Принципы тематического планирования, основные требования к его составлению, структурные компоненты планирования»

Отражены основные требования и принципы к тематическому планированию. Можно руководствоваться материалом при разработке рабочих программ и тематического планирования различных дисциплин....